Культура 
16.04.2015

«Рахлинские сезоны»: американский дирижер за пультом и французское «Море»

Публика не отпустила итальянскую скрипачку со сцены просто так, без Паганини

V международный фестиваль «Рахлинские сезоны» открылся накануне вечером в ГБКЗ им. Сайдашева. Его автор, худрук Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский вновь пригласил известных музыкантов, правда, сам на открытии не присутствовал. Побывавшая на пресс-конференции и на самом концерте корреспондент «БИЗНЕС Online» наслаждалась музыкой Дебюсси и выясняла, куда же делся маэстро.

ПЯТЫЙ, ТРАДИЦИОННЫЙ

В этом году гостями ставшего традиционным международного музыкального фестиваля, посвященного основателю ГСО РТ Натану Рахлину, стали дирижер Мариинского театра Гавриэль Гейне, итальянская скрипачка, финалистка международного музыкального конкурса им. Паганини Франческа Дего и главный дирижер Teatro Municipal в Сан-Паулу Джон Нешлинг. Это далеко не полный перечень приглашенных на пятые «Рахлинские сезоны» музыкантов, но именно они присутствовали на прошедшей перед началом феста пресс-конференции. Правда, отсутствие на ней руководителя ГСО РТ Александра Сладковского, придумавшего «Рахлинские сезоны», также вызвало определенный интерес. Как выяснилось, вечером 15 апреля маэстро дирижировал на завершающем концерте европейского тура Российского национального оркестра в Мюнхенской филармонии вместо Михаила Плетнева. «Александр Витальевич вызван туда в срочном порядке, — сообщили в ГСО РТ. — У Плетнева скончалась мама, и он не нашел в себе сил закончить тур».

Что же до общения с журналистами, то первый вопрос был адресован очаровательной итальянке Дего, которая открывала фестиваль, так как скрипачка спешила — ей необходимо было подготовиться к концерту, начинавшемуся через час с небольшим. Ее спросили о том, что она думает о программе нынешнего фестиваля и своем будущем выступлении. «Поскольку я итальянка... моя жизнь была очень часто связана с творчеством Никколо Паганини, — оответила она. — Было записано несколько СD-дисков, где я играла его произведения. Тем не менее меня начали увлекать и менее известные итальянские композиторы, мне стало интересно их творчество. И мне очень приятно презентовать именно концерт Вольфа-Феррари за пределами Италии. Он был написан до 1946 года, хочу сказать, что в этом концерте, с одной стороны, присутствуют элементы, напоминающие нам о тяжелых временах военной эпохи, с другой стороны, в нем присутствует романтика, которая напоминает нам о постоянном присутствии любви». Итальянка также добавила, что этот концерт был написан для молодой скрипачки, которой была как раз примерно только же лет, сколько Дего.

Бразилец Нешлинг рассказал о композиторах, чьи произведения он исполнит на «Рахлинских сезонах» во второй и третий фестивальные дни: «В Казани я представлю произведение бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса — это великий композитор. Я буду представлять его произведение «Бразильская бахиана №4». А Камарго Гварнени, которого я также представлю здесь, — это современник Вилла-Лобоса, он тоже творил в XX веке. К сожалению, если их сравнивать, Гварнени отдавали меньше внимания. Если Вилла-Лобос — большой мечтатель, то Камарго Гварнени — это, скорее, академист, человек, который ориентирован на академические образцы... Это одни из основателей американской композиторской школы».

НЕМЕЦКИЕ МЕЛОДИИ С ИТАЛЬЯНСКИМ МЕЛОДИЗМОМ

Первое отделение стартового дня фестиваля открывалось Концертом для скрипки с оркестром немецко-итальянского композитора XX века Эрманно Вольфа-Феррари, известного в основном благодаря своим комическим операм, которое исполнялось в Казани впервые. Накануне концерта американский дирижер Гейне поделился впечатлениями о композиторе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«Когда в программе фестиваля я увидел имя композитора Вольфа-Феррари, мне стало так интересно. Я никогда не дирижировал его произведения. Даже не слышал их, если честно, — говорит Гейне. — У Эрманно Вольфа-Феррари, конечно, очень интересная музыка. Она итальянская, но там звучат и немецкие мелодии. Понятно, что человек очень любил Бетховена, однозначно. Но мелодизм там совершенно итальянский. В общем, какая у него фамилия (немецко-итальянскаяприм. ред.), так звучит и его музыка».

Произведение Вольфа-Феррари в сопровождении ГСО РТ исполнила скрипачка Дего. Прелестная итальянка с первых тактов покорила сердца казанской публики. Высокая, стройная, в красивом черном платье, она так грациозно и легко держалась на сцене. Публика не отпускала итальянскую скрипачку очень долго. Ей пришлось два раза выходить на сцену и на бис сольно виртуозно исполнить Паганини.

Не остался без внимания и дирижер Мариинского театра Гейне, чья улыбка была отмечена дамами преклонного возраста. «Ах, американец, как хорош», — перешептывались гости вечера между собой во время антракта.

Во втором отделении оркестр сыграл произведение французского композитора Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Эта симфоническая поэма в 1912 была выбрана в качестве музыкального сопровождения в одноактном балете, премьера которого состоялась году в Париже в рамках показов Русских балетов Дягилева. Это первое произведение Дебюсси, в котором в совершенстве выражен его индивидуальный импрессионистский стиль.

Также в завершение вечера прозвучало «Море» — три симфонических эскиза француза. Это самое крупное из оркестровых сочинений Дебюсси. Подлинная популярность к произведению пришла лишь спустя пять лет после написания, когда на концерте композитор сам управлял оркестром, исполнявшим его произведение. Это был его дирижерский дебют. А на следующий день состоялась свадьба Дебюсси и его жены Эммы Моиз, которой было посвящено «Море». Что же до казанской публики, то она была довольна музыкальным вечером, даже если и не слышала об этой романтической истории.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (4) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.04.2015 17:34

    Был на концерте. Прекрасные впечатления. Коллектив Сладковского стоит многого! О итальянской скрипачке и американском дирижере можно много хороших слов сказать. Сладковский не хуже!

  • Анонимно
    16.04.2015 22:07

    Концерт был чудесен. однако по моему скромному мнению необходимо поднять и принять решение по одному организационному вопросу работы концертного зала.Основная часть публики, процентов 70-80, бкз - женщины. заполненность зала - практически полная. соответственно, на ограниченном пространстве большое количество женщин. и в единственном туалете огромная очередь, порой из маленьких детей, беременных женщин. очередь перед концертом, в антракте, после концерта. да, великолепная музыка, потрясающий оркестр, праздничная атмосфера, но.... если человек не может сходить в туалет, о чем он будет думать.

    • Анонимно
      17.04.2015 13:56

      В оперном театре на Шаляпинском фестивале была такая же ситуация: очередь в женский туалет была примерно как за билетами в день открытия продажи билетов. Какой там буфет, успеть бы сходить. При этом мужской туалет был свободен. Руководители кафе-ресторанов-театров-кино! Женщины ходят чаще, особенно в положении и в возрасте. Многие еще и с детьми - им тоже часто надо! Учитывайте этот фактор!

      • Анонимно
        17.04.2015 20:39

        В театре оперы есть женский туалет на 2 ярусе, всегда свободный.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль