Общество 
17.04.2015

«Авиапослание» Минниханова: «Нужен график увеличения доли отечественных самолетов»

Президент Татарстана предложил «провести дискуссию» об эффективности управления гражданским авиастроением в России

Своего рода программное заявление на авиастроительную тему сделал сегодня врио президента РТ Рустам Минниханов, дав развернутое интервью на эту тему «Российской газете». Формально оно приурочено к проходящему в Ульяновске съезду авиапроизводителей, реально же его, скорее, надо рассматривать в свете идущего обновления руководства отраслью. Таких открытых и ярких критических высказываний по поводу судьбы авиапрома эксперты «БИЗНЕС Online» не припомнят со времен Минтимера Шаймиева.

«ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЛИСЬ БЕЗ НАС И...»

Сегодня «Российская газета» опубликовала большое интервью с врио президента РТ Рустамом Миннихановым под волнующим заголовком «На крыло!». Он живо напоминает мобилизационный лозунг 30-х «Комсомолец на самолет!», собственно, смысл беседы примерно такой же: настала пора радикальных перемен.

Для начала Минниханов напомнил о том, что в 90-е Татарстану удалось сохранить конгломерат авиастроительных предприятий, а далее пожаловался на то, что с республикой поступили не очень хорошо. Если Ростех пригласил РТ к совместному управлению активами Казанского вертолетного завода (КВЗ) и сегодня он успешно развивается, то с Казанским авиационным заводом (КАЗ) получилось наоборот. Несмотря на вложения республики, она не получила ни одной акции, в итоге «основные решения принимались без нас». Поэтому — и это прозрачный намек — где сейчас КВЗ и где КАЗ. Среди прочего Минниханов заявил, что предприятию не дали развернуть серийное производство самолета Ту-214, даже не позволили изготовить все 10 машин для авиакомпании «Трансаэро» (передали ей только три).

В этом месте Минниханов перешел к критике закупок импортных самолетов. По его мысли, на судьбе конкретно Ту-214 отрицательно сказалось то, что в момент начала его выпуска «Аэрофлот» выбил себе привилегии по беспошлинному ввозу в страну лайнеров Boeing. Да, в какой-то мере это было необходимо — в условиях почти полного прекращения производства своих самолетов авиакомпаниям было нужно на чем-то летать. Однако возможность хорошо экономить на ввозных таможенных пошлинах и на регистрации авиатехники в офшорах привела к тому, что авиакомпании больше не захотели приобретать отечественные воздушные суда. Вряд ли надо повторять аргументацию, почему такой ход вещей недопустим, — она известна: и безопасность государства, и авиапром как локомотив промышленного развития, и адаптированность отечественных самолетов к российским условиям.

Ту-214
На Ту-214 в Казани возлагали немало надежд

О НЕОПРАВДАННЫХ МЕЧТАНИЯХ

В ближайшее время государство должно пойти на кардинальные изменения в сфере управления и развития отрасли авиастроения — иначе никак, уверен Минниханов. И для начала необходимо законодательно закрепить приоритет использования в гражданских авиаперевозках страны техники отечественного производства: «Наши специалисты убеждены — нужно законодательно утвердить программу, я бы даже сказал, график, который бы отражал увеличение доли отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний по годам. Например, к 2020 году она должна вырасти до 50 процентов, а к 2025-му — до 80. Это поможет дисциплинировать производителей по выпуску гражданских самолетов такого технического уровня, который бы удовлетворял авиакомпании и позволял им планировать свою деятельность с учетом использования отечественной техники».

По Минниханову, первым шагом «по началу нового курса в авиационной деятельности» может стать государственный заказ на поставку доработанных до требований авиаперевозчиков самолетов Ту-214, Ту-204СМ, Ил-96, Ил-114 (все они в высокой степени производственной готовности), которые потом будут передаваться авиаперевозчикам в лизинг. Минниханов ставит под сомнение декларируемую Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) цель по завоеванию к 2025 году третьей позиции в мире по продажам гражданских самолетов. «Этой цели придется добиваться за счет продуктов, которые еще нужно разработать, — предупреждает глава РТ. — И это в то время, когда мы не обеспечиваем и десятой части потребностей собственных авиакомпаний! Формируемые программы, по мнению специалистов, должны быть конкретными, рассчитанными не более чем на четыре-пять лет. Это позволит повысить требовательность к исполнителям, а авиакомпаниям даст возможность планировать развитие своего парка».

Правительству России врио президента РТ предлагает провести открытую дискуссию об эффективности сложившейся системы управления гражданским авиастроением. По его словам, специалисты считают важным обсудить сложившуюся практику выработки стратегических целей, адекватного реагирования отрасли на реальные потребности российских авиаперевозчиков, использование интеллектуального потенциала разрабатывающих организаций.

Рустам Минниханов и Михаил Погосян
Донести свою позицию до прежнего руководства авиастроительной корпорации Татарстану, видимо, не удалось, теперь — попытка №2? (фото: president.tatarstan.ru)

СИТУАЦИЯ КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ, НО НЕ БЕЗНАДЕЖНАЯ

Отметим, что такой критики руководства авиапрома со стороны властей Татарстана не было со времен президентства Минтимера Шаймиева. «Необузданный лоббизм, который осуществлялся в авиакомпаниях и авиапроме за последние десятилетия, почти загубил российское самолетостроение, и мы уже не в состоянии сегодня обходиться без закупок самолетов иностранного производства, — говорил он некогда в интервью «Интерфаксу». — Все эти годы мы старались привлечь внимание к этой острейшей проблеме, но в общественное сознание постоянно внедрялась мысль о том, что отечественный авиапром не способен производить что-либо пригодное и конкурентоспособное. В итоге лоббисты могут праздновать победу, они своей цели практически достигли. У нас на последнем издыхании находится гражданское самолетостроение, это привело к потере высокопрофессиональных кадров, и эта потеря во многих случаях трудно восполнима... В то же время ситуация хоть и катастрофическая, но тем не менее пока не совсем безнадежная. Еще не все потеряно, нужно проявить на уровне государства политическую волю...»

Отметим, что Минниханов сделал свои заявления на фоне идущей в ОАК смены власти. Напомним, что в январе ушел в отставку президент корпорации Михаил Погосян (на него сегодня принято вешать всех собак за неудачи в авиапроме, справедливо это или нет, еще предстоит разобраться, но вряд ли все так однозначно). Его сменил Юрий Слюсарь, бывший до этого заместителем министра промышленности и торговли РФ. Недавно в ОАК вернули, причем на должность вице-президента, Александра Бобрышева. Некогда он возглавлял ОАО «Туполев» и КАЗ, но был вынужден уйти. Как уверяют источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме, из-за того, что «не сошелся во взглядах» с Погосяном. Так что «камбэк» Бобрышева, наряду с другими кадровыми новостями из корпорациями, довольно символичен.

Алексей Синицкий
Алексей Синицкий: «У российского авиапрома нет внятной стратегии»

О «ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОМ» МЫШЛЕНИИ В АВИПАПРОМЕ

«БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать «авиапослание» Минниханова главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого. Отметив, что президент РТ поднял чрезвычайно сложный вопрос, главред указал на то, что сегодня нет ясного понимания того, каких результатов мы хотим добиться в авиастроении: «Трудоустроить сотрудников авиапрома? Вполне достойная задача. Можно поставить задачей преисполнение гордостью за страну. И так далее. Но в четком виде задача никак не сформулирована».

Далее — его заметки на полях выступления Минниханова по пунктам.

Замена иностранных самолетов российскими. Синицкий согласен, что России нужны свои воздушные суда, но отказываться от международного сотрудничества все-таки неправильно: «Надо искать компетенции, которые бы были востребованы в мире, а не отгораживаться от него и делать что-то только с опорой на собственные силы, — это будет «сборник» собственных некомпетенций. Посмотрите, у нас хорошие заделы, например, по аэродинамике, системам управления. В «Суперджете» физическое воплощение системы управления французское, а вот концепция в значительной степени российская, в этом смысле совершенно продвинутый самолет получается. И таких примеров немало. Я не говорю о том, что России авиапром не нужен, но он должен быть не таким, как раньше. Надо меняться, развиваться. Сейчас занимаются композитными материалами для самолета МС-21. Важная и интересная тема, огромная работа для химической промышленности, ведь исходное сырье надо бы делать в России... И потом, еще такая большая проблема, которая не особо видна, — производство комплектующих, систем. Их поставщики, как правило, выполняют еще и оборонный заказ. И когда они получают гособоронзаказ — зримый, оплачиваемый, им штучное производство для гражданских целей становится неинтересным. На примере «Суперджета», а сегодня — и на МС-21 мы увидели, что многие импортные системы получаются не только лучше, но и дешевле, чем отечественные разработки. И на этом фоне говорить об импортозамещении...»

МС-21
Еще недавно «нашим всё» был «Суперджет», сегодня — МС-21

Формирование полного модельного ряда гражданских самолетов. «Невозможно всю линейку потребности авиакомпаний вдруг взять и реализовать, — уверен Синицкий. — 20 лет об этом идет разговор, и 20 лет ничего этого нет». В пример он привел эпопею с Ту-204СМ: «У него было окно возможностей, но оно в значительной степени уже упущено. Если бы действительно провели задумывавшуюся модернизацию, организовали серийное производство и поддержку продаж, он мог бы занять некую нишу. Но глубокую модернизацию не потянули, потому что замена двигателя вела бы к почти полному циклу новых сертификационных испытаний, на что не было ни средств, ни желания. Заказов на самолет оказалось мало, к тому же Ульяновский авиазавод, где планировали строить Ту-204СМ, получил мощную задачу по производству Ил-476, для него «Ту» оказался немного в стороне».

Приоритет отечественных самолетов в гражданской авиации. Решить вопрос выделением огромного количества денег, строительством на них огромного количества самолетов и передачей их (каким-то образом!) авиакомпаниям довольно странно, считает Синицкий: «Авиакомпании, вообще говоря, это коммерческие предприятия, и далеко не их задача заниматься поддержкой российского авиапрома. Задача не в том, чтобы авиакомпании не могли отвертеться от самолета, а в том, чтобы они его хотели купить».

Как подытожил Синицкий, авиапрому необходима стратегия развития: «Эти 20 лет не было никакой внятной стратегии. Что мы видим на примере «Суперджета» и МС-21? Совершенно перпендикулярные проекты, не унифицированные в рамках единого подхода, что было бы логичным. И в силу такой внутренней «логики» развития, проблем все больше. Должна быть некая глобальная реформа, но нет такого «золотого ключика» — элементарного, очевидного решения для проблемы. Клубок проблем такой, что замучимся их даже перечислять. Нужны и малые шаги, и выбор самого направления движения. Совершенно очевиден посыл, что если мы не хотим оставаться сырьевой страной, то развитие авиапрома — одно из главных направлений. Но это прыжок через пропасть: между тем, какие мы сейчас и какими нам хочется быть. Это и персонально каждому трудно совершить, и стране — тоже».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Азат Д
    17.04.2015 19:48

    "Ред вингс" же использует отечественные самолёты "Ту". Почему авиакомпания "Татарстан" не летала на подобных? При наличие авиазавода "Ту" у себя в городе. Получая огромные деньги из бюджета, покупая вражеско-содомитские -"Боини", "Аэробусы" и "Цесны".

    • Анонимно
      17.04.2015 21:36

      Система "выкатных" премий за аренду и лизингование стареньких иномарок кормила и кормит многих,потому думать о родных "Туполях" некогда было,плюс на компании "висит" фирма посредник по закупке запчастей и агрегатов,которые стоят немалые суммы долларов и евро,но той же фирмой,возглавляемой кем то из своих,возрастает на порядок и ручеёу течет в карманы,тех кто руководит АК и тех,кто принимает решение.

    • Анонимно
      17.04.2015 21:39

      Ещё любимы Бомбардье и Фалькон.

    • Анонимно
      18.04.2015 08:26

      Азат, машина не может быть содомитской. Боинги и аэробусы - лучшие на данный момент в мире. Оставьте свои латентные мысли при себе

    • Анонимно
      20.04.2015 07:46

      Потому что КАЗ строил, строил, строил...и смог построить целых три самолета для Трансаэро.Нет самолетов, нет запчастей, нет тех. поддержки.

  • Анонимно
    17.04.2015 20:50

    Запретить, закрыть, остановить. Когда начнут предлагать построить, организовать, создать?

    • Анонимно
      17.04.2015 21:20

      Здорово, однако "Запретить, закрыть, остановить" касалось реально только отечественного самолетостроения.И с вашим проДОЛЖЕНием согласен вдвойне:начать, предлагать, организовать, создать, построить!Казак Поволжья

  • Анонимно
    17.04.2015 21:57

    Бобрышев А.П. кстати великий человек, искренне болеющий за отечественное авиапроизводство, до сих пор вспоминаем его добрым словом и ждем обратно с нетерпением. Работники КАЗ (КАПО).

    • Анонимно
      17.04.2015 23:07

      Лучше бы не болел, а фирму свою основал, как Сикорский.

      • Анонимно
        18.04.2015 06:50

        Так он со своей командой "Народный самолет" пытался воскресить проект самолета ТУ-334, и это одна из причин за что и был отстранен от должности прозападным Погосяном. Бобрышев А.П. настоящий производственник, человек который проработав на нашем заводе чуть более года, вселил работникам надежду на светлое будущее, которой шло в разрез с мнением Погосяна. Мы работники КАПО до сих пор помним его девиз: что все службы завода должны работать - на производство, для производства и во благо производства. Но с нынешним руководителем финансистом-экономистом, этого неполучается.

  • Анонимно
    17.04.2015 22:31

    Синицкий завуалированно опять поддерживает зарубежных производителей внушая мысль что мы многое не сможем сделать

    • Анонимно
      17.04.2015 23:31

      Что за глупость? Всем бы всё запретить и заставить!.. Что за совок?.. Нужно уметь конкурировать на рынке! Делать продукты высокого качества с доступной стоимостью, применяя современные технологии и материалы, а не понуждать силовым путём!

      • Анонимно
        18.04.2015 02:00

        Они не могут перестроится. Они же при совке родились. А там традиции такие, получить от вояк денег побольше, часть пустить в дело, часть себе оставить, а часть обратно отдать, но уже в карман. То что так работать уже нельзя, народ не потянет, они не понимают.

        • Анонимно
          18.04.2015 14:59

          Если ты не при совке родился, то как ты можешь знать про"деньги от вояк"?А если - при совке, то должен помнить, что такое военная приемка, проверка смет расходов и т.д. Молодежь не надо охмуривать, перенося нынешние повадки в ушедшую историю.

      • Анонимно
        18.04.2015 07:38

        Пока не будем защищать собственный рынок и своих производителей, мы производство не восстановим. Если и дальше будем из России делать "проходной двор", то никакого собственного конкурентноспособного производства у нас не появится. Страна должна защищать себя и свой рынок . А вся болтовня про "совок", это лоббирование интересов иностранных компанй.

  • Анонимно
    17.04.2015 23:22

    Трансплантация абсолютно инородного (не авиационного) тела в КАИ на должность ректора не могла и не сможет улучшить авиастроительную ситуацию в Казани. Это волевое решение руководства республики усугубило ситуацию. Если капитаном корабля назначен машинист паровоза, то кроме гудка ничего не случится.

    • Анонимно
      18.04.2015 08:43

      100% поддерживаю. А его мега-проект КАИ-Лазер бросает тень на все достижения громадного количества людей в авиации. Зачем нужны были белорусские лазеры в таком количестве всем понятно! Все оборудование купленно в максимальной комплектации и в двойном количестве, а запустить не смог. Достойные сотрудники КАИ встали на пути беспредела!

    • Анонимно
      18.04.2015 09:01

      Зря Вы так про ректора, он у нас лазерщиком стал, а там сотни процентов:-)

      • Анонимно
        18.04.2015 12:36

        Интересно, его переведут куда-нибудь загодя или будут ждать очередного письма 48-ми.

        • Анонимно
          18.04.2015 13:32

          Нет, обязательно дождутся скандала. Традиция такая сложилась.

  • Анонимно
    17.04.2015 23:57

    Браво! Давно пора (пока не поздно)Физик

  • Анонимно
    18.04.2015 02:12

    Уже много раз здесь говорили, что разрушение отечественного авиастроения системно задумано и осуществляется из федерального центра. Казанские (как и другие в стране) авиационные структуры просто вынуждены быть или исчезнуть в этой СИСТЕМЕ.

  • Анонимно
    18.04.2015 07:54

    Статья Минниханова не так просто вышла. Значит есть к тому предпосылки. И скорее всего в изменение политики в авиастроение.

    • Анонимно
      18.04.2015 10:27

      Да просто полная оппа без просвета в конце тоннеля. Поздно спохватились.

    • Анонимно
      18.04.2015 10:42

      Предпосылка одна - выборы,а дальше самолеты чужие опять станут выгоднее

  • Анонимно
    18.04.2015 10:43

    Даже если местным и удастся достучаться до Москвы, что маловероятно, то с кем они намерены работать. Кадровая политика последних лет по отношению к КАПО (КАЗ и к КАИ (КНИТУ-КАИ) вовсе не свидетельствует в пользу искренности намерений о возрождение самолетостроения в республике.

    • Анонимно
      18.04.2015 11:21

      Уже ничего не возродить., поздно. Нет специалистов, а главное квалифицированных рабочих. А без них ни одно производство не поднять. В последние пять лет мы увлеклись технопарками, Смарт Сити, Инополюс. Слов было много, а реальным производством никто не занимался. Наоборот даже то что было развалили до конца. Нормально работающее предприятие Казанькомпрессормаш продали москвичам, а теперь там идет развал, которого никто, наверное, не ожидал. Еще год и завод остановится. После продажи завод никому не нужен стал, никто не интересуется как на нем дела?

  • Анонимно
    18.04.2015 11:20

    Марш авиаторов (и сегодня актуален)Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор, Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца — пламенный мотор. Припев: Всё выше, выше и выше Стремим мы полёт наших птиц, И в каждом пропеллере дышит Спокойствие наших границ. Бросая ввысь свой аппарат послушный Или творя невиданный полёт, Мы сознаём, как крепнет флот воздушный, Наш первый в мире пролетарский флот! Припев Наш острый взгляд пронзает каждый атом, Наш каждый нерв решимостью одет; И, верьте нам, на всякий ультиматум Воздушный флот сумеет дать ответ!Все в ДОСААФ, товарищи!

  • Анонимно
    18.04.2015 13:05

    Президент наш - умница. Авиастроение в России неотделимо от страны. Без своей авиации говорить о России нет смысла.

    • Анонимно
      18.04.2015 14:40

      Говорить много о чем можно, но ни одного конкретного шага в области авиастроения нет.

  • Анонимно
    18.04.2015 13:40

    Синицкий: «Невозможно всю линейку потребности авиакомпаний вдруг взять и реализовать, — уверен Синицкий. — 20 лет об этом идет разговор, и 20 лет ничего этого нет».______________________________Нет как раз потому, что власть придержащие только и вели разговоры, изображаю об авиастроении, а выделяли на весь авиапром (самолеты, вертолеты, двигатели, приборы, технологии и науку) 100 млн. долларов, или по 15 миллионов на каждое направление. Касьнов приезжал в Казань и проводил в Кремле совещание с единственной целью - остановить проект Ту-324. Предлог: зачем нам его осваивать, если на Украине ожидается выход Ан-74? Так что г-н Синицкий - продолжатель идей тех деятелей.Теперь по-существу. Что стоит освоить самолет для местных воздушных линий? Что стоило завершить освоение Ту-324 на нашем заводе, если разработано несколько десятков тысяч техпроцессов?Что стоило дать завершить выполнение контракта с Трансаэро и поставить уже заказанные авиакомпанией 7 самолетов (мы поставили только три).Что стоит сегодня начатьвыпускать Ту-334, если он более чем наполовину уже освоен в технологиях Ту-214. Наконец, еще больше сходства с Ту-214 имеет Ту-330 - 25 тонный транспортный

    • Анонимно
      18.04.2015 15:29

      Про Ту-324,334 уже на страницах БО была "битва народов" лет 4-5 назад, можно просмотреть. Вывод, который можно сделать: проект специально "подстрелили" на взлёте, чтобы не было отечественного конкурента импорту. Серийный гражданский самолет - это основа стабильного развития любого авиакомплекса. Военные с их бюджетными "деньгами" и зыбкой геополитикой как вилами по воде обещают. А в это время Сибирь, где нет дорог, и авиация единственное средство внутри- и межрегионального сообщения, постепенно становится "ненашенской" территорией под взглядом могущественного соседа. То же можно сказать и про территории Европейской части восточнее Москвы, где наземные дороги в разрухе, а ж.д. не густо.Даже если предложенные Тушки не экономичны по топливу, на первых порах можно было государству субсидировать авиатранспортные компании по этой статье. За это время вышли бы на экономичную модернизацию движков. О климатических преимуществах и аэродромном сервисе и говорить нечего. Но цель федералов была - протолкнуть импорт.Что интересно - ведь специально сорвали экспортные контракты с Ираном 5 лет назад. На сохранение кадров и мощностей вообще наплевали.

      • Анонимно
        19.04.2015 11:14

        Все абсолютно верно, по делу. Предложил бы достроить силами республики два ТУ 334 и начать эксплуатацию во вновь созданной авиакомпании «Юго-восток Татарстана». Это было бы первым тектоническим сдвигом в сегодняшней ситуации.

    • Анонимно
      20.04.2015 15:27

      18.04.2015 13:40 Не пойму, причем здесь Касьянов, который 11 лет "не у дел". Выгораживаете авиационную "мафию", которая продолжает свой курс и сегодня?

  • Анонимно
    18.04.2015 14:09

    Кстати, полный текст интервью Рустама Нургалиевича можно самим прочитать наhttp://www.rg.ru/2015/04/17/aviaprom.htmlТам, между прочим, очень много не упомянутого в статье, которую мы обсуждаем.

  • Анонимно
    19.04.2015 20:55

    Самолет это не сам летае,а небо(семь светов РАдуги) лет.Тут без полета мысли не обойтись!Почему бы не создать топливо из трех изотоп водорода(родом родящего) и гелия.И придумать термоядерный двигатель под нее.Слабо?

    • Анонимно
      20.04.2015 14:41

      Это про тебя Козьма Прутков изрек: "кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?"

  • Анонимно
    20.04.2015 07:54

    Привели список радеющих за российскую экономику. Все они предприниматели на основе сырья: нефть, металлулргия и т.д. Кроме очень мутного Нано.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль