Общество 
18.04.2015

Рафаэль Хакимов: «Вместо импортозамещения началось китаезамещение»

Даже при замечательных экономических достижениях человек может затеряться, ибо система капитализма не знает понятия гуманности

Все предсказания экономистов о нашей стратегии развития не то что к 2030 году, но даже на этот год — всего лишь гадание на кофейной гуще, считает вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. По мнению автора «БИЗНЕС Online», все прогнозы отечественных и западных знаменитостей не стоят ничего, а реальные действия в стране часто заменяются банальными PR-кампаниями.

В ВЫИГРЫШЕ ОСТАЮТСЯ «ГЕНИАЛЬНЫЕ» ОЛИГАРХИ

Лондон, Париж и Чикаго
Из благодарности заменят свои
Имена нашими.
Но мы простим им их глупость.
Это дальнее будущее,
А пока, матери,
Уносите своих детей,
Если покажется где-нибудь государство.
Юноши, скачите и прячьтесь в пещеры
И в глубь моря,
Если увидите где-нибудь государство.
Девушки и те, кто не выносит запаха мертвых,
Падайте в обморок при слове «границы»:
Они пахнут трупами.
Ведь каждая плаха была когда-то
Хорошим сосновым деревом,
Кудрявой сосной.
Плаха плоха только тем,
Что на ней рубят головы людям.

...

Велимир Хлебников.
Воззвание председателей земного шара

В связи с темой предыдущей статьи, где речь шла о трудностях прогнозирования развития экономики России, возникает вопрос: почему нобелевские лауреаты ошибаются в экономических расчетах? Финансовый кризис 2008 - 2009 годов никто не смог предсказать. За что же, спрашивается, даются разные премии и звания? Я уж молчу про российских экономистов, которые просто пересказывают западных знаменитостей. Вся армия ученых мужей, которая должна работать на упреждение очередной катастрофы, занимается объяснением, почему вдруг произошел кризис. При этом наблюдается удивительно короткая память. Все ссылаются на внешние причины 2008 - 2009 годов, совершенно запамятовав события 1998 года, когда родные монетаристы усугубили мировую неразбериху. Кто-то расхваливает гайдаровские реформы, кто-то их клянет, но ни те ни другие не могут в принципе предсказать конец нынешнего кризиса, более того, они не могут спрогнозировать курс рубля даже на неделю вперед.

Важно понять, что в условиях неустойчивой динамической системы, каковой является рыночная экономика, воля сильных лидеров, склонных к централизации управления, не лучший метод борьбы с кризисом. Те, кто уповает на централизацию власти, или укрупнение банковских структур, или интеграцию экономических игроков, их сращивание с государством, тем самым усугубляют ситуацию, ибо любые иерархизированные структуры чреваты последствиями по «принципу домино» — вылетит одно важное звено, посыплется вся пирамида. На этом фоне будет крепнуть коррупционная составляющая.

Кое-кто пытается отыскать в колебаниях рынка регулярность или экономические циклы, но в условиях нелинейных процессов нет способа точно предсказать начало наступления кризиса и его глубину, а опора на графики гауссова распределения вероятности лишь создает иллюзию прогноза. Насколько собственные иллюзии важнее реалий, показывает история с принятием Государственной Думой бюджета страны на 2015 год. На момент его утверждения в качестве закона страны все показатели были заведомо фантастическими, но его приняли, потому что хотели жизнь подстроить под свои иллюзии. Теперь пытаются в него внести изменения, исходя из новых иллюзий, но не успевают, поскольку иллюзии рассеиваются быстрее, нежели правительство успевает внести законопроект.

Поэтому все силы брошены не на поддержку производства, а на PR-компанию, создающую новую иллюзию теперь уже в народе. Например, импортозамещение позиционируют как стратегический ход, но ни один государственный орган не сделал ни одного шага в эту сторону. Хуже того, укрепляя связи с Китаем, ведут к тому, что китайцы построят в России заводы для выбивания наших производителей с наших же рынков. Вместо импортозамещения началось китаезамещение. Китай в этом отношении гораздо опаснее, чем Запад, он завезет в страну сборочные цеха дешевых изделий и дешевую рабочую силу и выдавит с рынка всех наших производителей до последнего. Российская конкурентоспособность построена на дешевизне наших изделий и контроле над собственным рынком. Нынешняя ориентация на Китай подрывает важнейший фактор конкурентоспособности.

Другая тема PR-компании — укрепление курса рубля. Под разговоры о санкциях монетаристы играют курсом рубля, то опуская его до уровня «мусора», то укрепляя настолько, что возникают сомнения об источниках роста. Телевидение показывает американо-сингапурских чудаков, которые призывают всех покупать рубли, инвестировать в Россию, вкладывать в падающую экономику. На этой волатильности рубля и делаются деньги наиболее ловкими дельцами от экономики. В 1998 году узкий круг влиятельных людей, воспользовавшись дефолтом, смог многократно увеличить свои активы. В те годы многие, поверив в государственные гарантии, кинулись скупать государственные активы и прогорели. Сегодня повторяется картина со скупкой долговых обязательств. Уроки истории ничего не стоят.

От этой экономической русской рулетки в выигрыше остаются «гениальные» олигархи, укрепляющие свои позиции в списке самых богатых людей планеты. Они, опьяненные успехами, смотрят на остальных как на обезьянник, но им не приходит в голову, что на них тоже кто-то может смотреть свысока. И этот кто-то — непредсказуемость, неожиданный поворот судьбы. Уверовав в собственную удачу, игроки поднимают ставки, и тут в игру вступает, господин СЛУЧАЙ, он разрушает тщательно выстроенную стратегию, и все эти блестящие пирамиды рассыпаются на мелкие кусочки. Тогда обнаруживается, что пирамиды стоят не на основании, а балансируют на своей макушке, на личностном факторе. Любой случайный поворот событий всегда ударяет по наиболее структурированным организациям — экономическим и властным. Мелкие и гибкие выживают.

В РОССИИ ПОВТОРЯЮТСЯ ВСЕ БОЛЕЗНИ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Кто сказал, что мир развивается всегда по определенным законам? А если их нет и мы видим всего лишь то, что хотим увидеть — некую целесообразность в броуновском движении? Игроку в случайном наборе чисел финансового рынка мерещится неуловимая причинность, чем он соблазняется. Мы верим в целесообразность мира, потому что хотим в это поверить, и в этот самый момент наступает перелом — это момент, когда неожиданное становится возможным, где радикальные перемены из серии невероятных событий становятся реальными. Графики экономистов их исключают, как крайности, флуктуации, маловероятные аномалии, поскольку распределение вероятности говорит о другом.

Например, по теории вероятности засуха три года подряд маловероятна, а в реальности в Татарстане это произошло. Значит, надо заниматься мелиорацией, а не чертить графики. А какой будет «мелиорация» в финансовой сфере? Может, пора воспользоваться биткойном, ведь неслучайно Wall Street, американская фондовая биржа NASDAQ вплотную заинтересовались этой виртуальной валютой. «Солидные» банки, испугавшись за свои проценты, безуспешно пытаются запретить эту «анархическую» валюту, работающую не по их правилам. А она жива, поскольку ориентирована на выживаемость.

Финансовые институты всего мира объединились в небольшое число огромных банков, от которых зависит благополучие многих стран. Они продолжают разбухать в гигантские, забюрократизированные организации. Из-за централизации принятия решений риски приобретают кумулятивный эффект. Усиление концентрации в банковской среде преподносится как гарантия от кризисов, но уж когда кризисы случаются, они затрагивают всю планету. В России повторяются все болезни мировой финансовой системы, а потому многочисленные дутые банки являются более опасным фактором, чем санкции, — рухнет один мощный банк, рухнут и все остальные. Когда банкиры получают прибыль, они сами ею пользуются; когда им приходится туго, мы платим по их счетам.

Опыт благополучных стран показывает, что крупные корпорации со столетней репутацией могут исчезнуть на глазах, а на их месте оказываются никому не известные фирмы, про которые никто и не слыхал, они вырываются на сцену из какого-нибудь калифорнийского гаража или студенческого общежития. Из 500 крупнейших американских компаний во второй половине ХХ века не осталось и 50. Из них большинство просто лопнули, не оставив никакого следа. Мы помним о редких удачных случаях и забываем о десятках тысяч проигравших компаниях. Нас привлекают биографии наиболее удачливых игроков типа Джорджа Сороса, но мы не интересуемся миллионами разорившихся — они нам неинтересны, им просто не повезло.

ЭКОНОМИСТЫ СТАЛИ СОСЛОВИЕМ НАПОДОБИЕ КЛЕРИКАЛОВ

«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих».

Платон

Наша судьба зависит не просто от власти, но и от тех экономистов, которые подпитывают политиков своими стратегиями. Экономисты стали сословием наподобие клерикалов. В принципе растет роль интеллектуальной элиты во всех сферах жизни, особенно хорошо это видно на примере ядерщиков, фармакологов, генетиков, программистов, хакеров и т.д. Не менее значима роль экономистов при их сращивании с властью. При этом ошибки влиятельных экономистов угрожают благополучию всей страны. К тому же в тени разных лауреатов и знаменитостей остаются незамеченными тысячи других экспертов, не столь известных, но, возможно, более трезво смотрящих на жизнь. Для выживания экономики может оказаться полезнее процветающее и изощренное ремесло, нежели гауссовы распределения вероятности биржевых индексов.

Разрыв между экономическими доктринами и жизнью возникает в силу мировоззренческих ошибок. Большинство людей философствование воспринимают как забаву чудаков, но в данном конкретном случае ошибки экономистов, включая нобелистов, состоят именно в упрощенном восприятии мира, непонимании сложности жизни, сведения ее до уровня механики. Мир не только сложен, но он в основном подчиняется нелинейным законам, или же законы выявить вовсе не удается, тогда вступает в свои права госпожа УДАЧА. Иначе говоря, в социальной жизни в отличие от механических систем у одной причины может быть несколько следствий, а у одного следствия — несколько причин. Поэтому одни и те же данные могут служить основанием для кардинально противоположных теорий! Нам трудно это воспринять, ибо мы воспитаны в духе классической механики: ударили кием по шару и не сомневаемся, что он попадет в лузу. Весь мир нам предстает в виде игры в бильярд с предсказуемым ударом и прогнозируемым результатом. На самом деле процессы больше похожи на броуновское движение, когда все шары летят одновременно в разные стороны и попадают в разные лузы, а порой перескакивают через борт.

Нередко авторитет экономистов строится на предсказании того, о чем может догадаться бабулька с Колхозного базара. Нам говорят примерно так: «Смотрите, я вчера предсказал, что сегодня взойдет солнце, и оно взошло!» Лучше бы экономисты трещали на всех углах: «Ребята, с восходом солнца надо идти работать и, главное, повышать производительность труда, только тогда повысится зарплата, а значит, вырастет потребительский спрос и бабулька сможет продать нам свое молочко и творожок!»

Конечно, возникает вопрос, почему же Нобелевские премии вручают сомнительным теориям? Во-первых, экспертами выступают ученые, воспитанные примерно в тех же традициях. Во-вторых, экономические теории становятся авторитетными благодаря своей обоснованности. Именно в этом пункте кроется опасность в силу незнания некоторых философских принципов проверки теории. Исследователи, выстроив свою концепцию, ищут ее подтверждения и, в конце концов, ее находят. К сожалению, жизнь настолько вариативна, что во многих случаях несложно найти подтверждение тому, что очень хочешь обосновать. Нужно умело выстроить факты. Даже при максимальной добросовестности не все можно охватить физически, или же господин СЛУЧАЙ еще не показал свою разрушительную силу — никто не ожидал цунами такой силы, какое появилось в Фукусиме.

Для экономических теорий важнее искать не обоснования, а опровержения теории. Ведь если мы не будем критичны, то всегда найдем то, что ищем: подтверждение теории, взлелеянной годами упорного труда, и будем избегать любых опровержений. Более того, теория, действительно, может подтверждаться в стабильных условиях или до поры до времени, до какого-нибудь финансового цунами. Для проверки научности экономической теории мы должны представить, что наступил дефолт, или пять лет подряд будет засуха, или против страны ввели полноценное эмбарго. Если в этих условиях графики стратегов будут объяснять линию поведения республики, тогда нужно принимать эту теорию в дело.

ВЕРОЯТНОСТЬ ПРАВОТЫ ЭКОНОМИСТА И ГАДАЛКИ ПРИМЕРНО ОДИНАКОВА

«Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью,
как сочинители всяких басен
например, алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты...»

Мишель де Монтень

Главный вывод из сказанного состоит в том, что невозможно однозначно описать поведение сложной динамичной системы, а общество является одним из наиболее сложных организмов. В науке ценно не предсказание, а описание сложной системы и поиск факторов выживаемости. Значит, все предсказания экономистов о нашей стратегии не то что к 2030 году, но даже на этот год — всего лишь гадание на кофейной гуще. Вероятность правоты экономиста и гадалки примерно одинакова. Просто первому мы больше верим и, соответственно, больше платим. Такой вывод ограничивает смысл экономической теории рамками частных случаев, при этом основным инструментом остается метод проб и ошибок. В жизни гораздо большее значение имеют прецеденты, накопленный опыт, которые и подсказывают нужный путь в конкретных условиях. Но если выходить на широкое обобщение, то мы можем говорить только о выживаемости системы как конечной цели научных изысканий. Если экономическая система достаточно гибкая, готовая воспринять любой удар стихии, тогда и будет подтверждена правильность теории.

Для развития экономики не столько существенны контрольные цифры, гораздо важнее создание в Татарстане условий для творческих экспериментов, превращение системы образования из унифицированной и закостенелой по указке из центра в гибкую и приближенную к условиям республики. Мы должны исследовать причины ограничения бизнеса и снимать их административными и законодательными мерами. Цифры можно оставить для общей ориентации. Понятие контрольных цифр — это видимость управления экономикой. Там нет человека. Даже при замечательных общих достижениях республики человек может затеряться, ибо система капитализма не знает понятия гуманности. И вообще, государство — это не механизм обслуживания капиталистов, а машина выживания, ее эффективность не измеряется макроэкономическими цифрами, среднестатистическими показателями, количеством разбогатевших «жирных котов», его задача — благополучие народа.

Существуют сферы, которые достаточно стабильны, поскольку связаны с постоянным потреблением прямо здесь и прямо сейчас. Мы можем нарисовать красивый график, исходя из данных предыдущего года, в надежде, что следующий год станет не хуже. Например, нетрудно рассчитать кривую роста численности кур в Татарстане. Вместо громоздких и недешевых расчетов я с тем же успехом могу без формул назвать цифру, близкую к прошлогодней. Скорее всего, мои данные не будут сильно отличаться от расчетов экономистов, но если появятся трудности с кормами из-за удорожания импорта витаминов или лекарств, или у людей не будет денег из-за инфляции и упадет покупательная способность, или объявится какая-нибудь куриная эпидемия, или Россия помирится с США и завезут немереное число «ножек Буша», или цены на энергоносители резко повысятся из-за кризиса на мировом рынке и выращивать кур станет невыгодно из-за накладных расходов, или на крупнейшей фабрике произойдет пожар, как на «Адмирале», и т.д. и т.п., тогда все показатели посыпятся в тартарары.

У экономистов на этот случай существует четкое объяснение — форс-мажор. Произнес это волшебное слово, и всем все становится понятно. Будьте уверены, экономисты не останутся без работы — если даже реальные цифры окажутся совсем иными, чем в их прогнозах, на следующий год никто об этом не вспомнит. Конечно, экономистам лучше всего прогнозировать развитие экономики в условиях среднестатистического застоя, как это было в брежневские времена. Одна незадача — в столь стабильные и благополучные годы, когда все графики выполнялись по всем отраслям и регионам, не смогли спрогнозировать самую малость — распад СССР.

Наряду со стабильным сферами экономики существуют такие, где в принципе невозможен прогноз, поскольку колебания рынка слишком рискованны. Так, нефтяная или газовая отрасль, связанные с внешним рынком, — слишком сложная система с тем, чтобы кто-то мог в принципе предсказать ее рост или падение. Там ситуация похожа на прогноз погоды, где лучшие метеорологические службы мира могут предсказать погоду лишь на одну неделю. В таких сложных динамичных системах доминируют господин СЛУЧАЙ и госпожа УДАЧА. Какова же стратегия в условиях неопределенности? В таких условиях для принятия решений нужно сосредоточиться на последствиях (которые можно угадать), а не на вероятности события (степень которой трудно определить) — это главное правило идеи неопределенности. «В конечном счете мы делаем то, что хочет история, а думаем — что творим историю», — говорил выдающийся философ ХХ века Карл Поппер.

Когда былые дни я вижу сквозь туман,
Мне кажется всегда — то не мое былое,
А лишь прочитанный восторженный роман.

И странно мне теперь, в томительном покое,
Припомнить блеск побед и боль заживших ран:
И сердце, и мечты, и все во мне — иное...

Напрасен поздний зов когда-то милых лиц,
Не воскресить мечты, мелькнувшей и прожитой, —
От горя и любви остался ряд страниц!

И я иду вперед дорогою открытой,
Вокруг меня темно, а сзади блеск зарниц...
Но неизменен путь звезды ее орбитой.

Валерий Брюсов. 1895

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (85) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.04.2015 11:08

    Давайте лучше про историю, тему тэнгринианства раскройте, Булгарии, много спорных вопросов.

    • Анонимно
      19.04.2015 11:25

      История и есть экономика.Экономика в переводе с древнегреческого - умение вести домашнее хозяйство, на чем и основывается всякая история (пока есть хоть какое-то, пусть минимальное, домашнее хозяйство, будет и история; как только последнее домашнее хозяйство исчезнет - прекратится и история).Уважаемый академик обстоятельно проанализировал современное состояние мировой и российской экономики. И доходчиво донес до читателя.Очень много правды, просто голые пугающие факты.Назвал причины постоянных экономических кризисов - "господин СЛУЧАЙ и госпожа УДАЧА".Предложил пути выхода из сложившейся ситуации - "Лучше бы экономисты трещали на всех углах: «Ребята, с восходом солнца надо идти работать и, главное, повышать производительность труда, только тогда повысится зарплата, а значит, вырастет потребительский спрос и бабулька сможет продать нам свое молочко и творожок!»"И сделал глобальный вывод - "система капитализма не знает понятия гуманности".Эпиграфы для статьи и ее разделов тщательно подобраны и помогают понять текст. Можно сказать эпиграфы и текст взаимодополняют друг друга.Можно и подискутировать с уважаемым академиком."Списывать" все кризисы на "господина СЛУЧАЙ и госпожу УДАЧА" слишком обще.Экономика хоть и не наука, но требует хоть каких-то объяснений, пусть и на уровне искусства и культуры.Да, "настоящий капиталист" не знает слово "гуманность", он признает лишь "экономическую целесообразность", т.е. его кумир, божок - деньги.Но ведь что-то же случается с самыми "отпетыми капиталистами" и они меняются - отдают деньги на благотворительность, перестают безжалостно эксплуатировать людей, признают последних "себе подобными".Все люди меняются.Изменился и уважаемый академик - стал писать правду, неприятную, порой пугающую.Кроме "случая" и "удачи" есть что-то и другое.Например альтруизм. Даже в условиях "дикого капитализма" альтруизм существует. Что-то заставляет человека оставаться человеком и даже возвращаться из "животного" состояния обратно в человеческое. И это "что-то" одновременно находится и "внутри" нас, и "снаружи", "вовне"...

    • Ничего личного- Хакимов- вы противник Всероссийского возрождения Национального Самсознания!Читал Ваши "ранние" книги- Вы много знаете и столько-же не договариваете!. Стыдно .......

  • Анонимно
    18.04.2015 11:26

    Почти всегда с ним не согласна, а тут резких возражений нет. Не могу увязать два факта - 5 млрд Греции, а своим гражданам собираем на протезы, операции, дороги в ужасном состоянии... Скажут, эти инвестиции потом вернутся. Не верю, уже не верю и давно

    • Анонимно
      18.04.2015 15:02

      Ну какже? Задача Греции чтобы санкции были отменены. Их покупают.

  • Анонимно
    18.04.2015 11:38

    "Одна незадача — в столь стабильные и благополучные годы, когда все графики выполнялись по всем отраслям и регионам, не смогли спрогнозировать самую малость — распад СССР." В самую точку!!!Настолько все печально, что я полностью согласен с первым комментом, может про историю лучше? Давайте дальше защищать татар и развивать самосознание.

  • спокойрый
    18.04.2015 11:45

    все эти экономисты типа делягина хазина касатонова ну и их заграничные коллеги нужны не для предсказания экономики в стране а для навешивания нам лапши на уши уж больно красиво говорят а по поводу его фразы насчет распада ссср так это как в былине про вещего олега выползла змея из головы его коня когда он в ореоле своего могущества пришел навестить коня укусила его он и умер

  • Анонимно
    18.04.2015 11:58

    Все верно ведь. Очевидные вещи вроде бы, и поэтому обидно, что общество не способно понять это. Во мне растет уверенность, что выбирать представителей во власть должно не более 10-20% народа, лучшей его части. Многие не способны о себе позаботится, а им дают право выбирать политиков, которые будут определять жизнь страны. Это в корне не правильно! Многие не могут управлять автомобилем, своими страстями, привычками, выполнять простую работу не создавая проблем и прочее. И таких, особенно у нас, очень много. Больше половины. Еще фактор, около половины граждан имеют IQ ниже 100. Очень много людей с IQ ниже 80. Многие не знают основ экономики, состоян в сектах, имеют искаженное восприятие действительности и прочее-прочее.Надо создать механизм, при котором самые лучшие 10-20% выберут самых лучших условно 10 тыс человек по всей стране, то есть выберут представителей и слуг народа для всех уровней управления.Даже страны с большой историей демократии страдают от всеобщего равного избирательно права. Отсюда большинство, если не все, проблемы современных стран.Даже в США такая система дала бы взрывной рост развития. Просто, так сложилось веками, такие страны как Швейцария и Германия имеют высокообразованное население, настоящих, хорошо воспитанных и просвещенных граждан. И даже там популизм и ошибки очень часты в государственных и прочих вопросах.Если РФ и РТ примут такой механизм, меритократический по сути, их ожидают невиданный подъем и рост, устойчивый и поступательный. Внедрение этого механизма должно стать национальной идеологией процветания. Особенно актуально для посткоммунистических стран, где человеческий капитал пострадал особенно сильно, и где традиции популизма были главенствующими в течение десятилетий.RG

    • спокойрый
      18.04.2015 12:21

      а по каким признакам вы будете выбирать эти 10-20% лучших и кто будет выбирать обыкновенно чем меньше у человека способностей тем громче он орет о них и о своих правах и тем выше он поднимается по социальной ступеньке общества

      • Анонимно
        18.04.2015 13:24

        Ниже ответил.
        И еще: на первом этапе придется ограничиться 10%-ми избирающих. И по мере оздоровления страны и улучшения человеческого капитала, а также увеличения объективности и заслуженности наград и достижений (по мере снижения коррупции и искажений в обществе) процент этот может увеличиваться. И кто знает, может уже через какие-нибудь 100 лет будет равным 80% процентам! Что, я считаю, скорее всего, потолок для любого общества.
        RG

        • спокойрый
          18.04.2015 13:40

          слушай березовский считался одним из лучших но в духовном плане по словам очевидцев он был кирпичом только ради денег ну вы и получите в своем выборе одни кирпичи которые могут толкаться локтями и выбиваться в люди а настоящие лучшие толкаться локтями не могут они уходят в сторону вам нужно собрание березовских

          • Анонимно
            18.04.2015 13:49

            Березовский в США или в Германии не стал бы олигархом. И где вы увидели приоритет для олигархов? И рабочий с заслугами получит голос и уборщица. А вот таким как Березовский как раз пути будут закрыты: они множатся при коррупции и непрозрачности, при возможности манипулировать сознанием через СМИ.
            RG

            • спокойрый
              18.04.2015 14:08

              есть поговорка каждый народ заслуживает того правителя которого он имеет ну например англичали заслужили мадам тетчер они ее получили немцы мадам меркель а вот россияне в начале прошлого века заслужили джугашвилли берию ворошилова они их получили так будет и сейчас кого заслужили того получим а механизм этого особой роли не играет при сталине тоже считалось что кпсс это лучшие люди страны и именно они выбирают руководство

              • Анонимно
                18.04.2015 15:19

                Россияне не заслужили красную чуму. Ленина и его приспешников прислал немецкий генштаб. Ленин переработал в свою пользу Маркса, и насильно сломал хребет России, Джугашвили уже Ленина обошёл.

                • Анонимно
                  18.04.2015 15:40

                  Про немецкие деньги и немецкого шпиона -Ленина профессионалы историки уже пришли к выводу, что это вранье. При всех возможных "услугах" с их стороны у Ленина была своя игра.

                  • Анонимно
                    18.04.2015 16:15

                    Одно другое не исключает. Но что немцам обешал он выполнял- бресткий мир, уступки и прочее. Пока власть в самой Германии не сменилась- тогда руки у него были развязаны.

                    • Анонимно
                      18.04.2015 16:32

                      Брестский мир, который он сам называл похабным, всегда трактовался как "искусство возможного" в той исторической ситуации и оценивался как ленинское предвидение политических процессов в самой Германии.

                  • Анонимно
                    18.04.2015 20:27

                    Получение Лениным и К денег от немецкого генштаба исторический факт.Куда эти деньги пошли - другой вопрос.На эту тему любит "пописывать" один из комментаторов, принципиально не ставящий знаки препинания. Но читать его невозможно, да и "поток сознания" похоже мало вразумителен.

                    • спокойрый
                      18.04.2015 20:55

                      ну не можешь читать не читай иди к большевикам там все просто одел кожанку взял в руки наган и иди по приказу вождя уничтожать контру судя по всему таких развелось очень много страшно становится

                      • Анонимно
                        18.04.2015 22:07

                        Площадь текста без знаков препинания значительно уменьшилась. Удалось дочитать до конца и даже понять, что хочет "спокойрый 493".Ваш совет "спокойрый 493" ужасен и страшен. Он весь пропитан человеконенавистнической идеологией: "...иди к большевикам там все просто одел кожанку взял в руки наган и иди по приказу вождя уничтожать контру...".Вы советуете идти уничтожать (убивать) людей... По классовому признаку ("уничтожать контру")... Призываете к гражданской войне ("по приказу вождя")...И адрес "большевиков" (где выдают "кожанки") Вам известен?

                • спокойрый
                  18.04.2015 17:29

                  про то что россияне не заслужили красную чуму есть такой пролетарский гимн где поется вставай проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов это симптом очень тяжелого психического заболевания когда нужна немедленная изоляция вот это и есть красная чума когда кипит разум возмущенный и в смертный бой вести готов а приход к власти ленина сталина троцкого ежова и тд лиш следствие этого кипение и ни немцы ни поляки ни японцы здесь не причем сначала была 1 русская революция потом террор после революции потом по причине этого кипения россия влезла в 1 мировую войну хотя николай 2 понимал что делать этого нельзя потом убивают столыпина по причине кипения потом этого деревенского мужика любимицы императрицы по причине кипения а потом как апофеоз революции 1917г и приход к власти большевиков с криминальными наклонностями которые с помощью этих наклонностей смогли обуздать это кипение знаете мне не очень хочется что бы общество докатилось до такой степени кипения но дело идет к этому

                  • Анонимно
                    18.04.2015 18:56

                    Три рубежных события в России ХХ века.1. Революция 1917 года. 2. Великая отечественная война. 3. Развал Советского Союза.Что у них общего? Это развал Армии. В 17 году большевики сыграли на низменных чувствах плебса, и хотя армия воевала в Польше и Румынии (не сдавая исконную территорию России), развалили её. В том числе созданной ненавистью к России.В 1941 году этот плебс и комммуняки разбежались в первые два месяца войны, бросив немцам 16 тыс. танков, 9 тыс самолётов, и 15 млн. единиц стрелкового оружия. Лишь к 1943 году, призвав на служение образы старой русской армии, сумели отстоять страну.В 1991 году опять погрязнув в словоблудии коммунистических манифестов, армия опять разбежалась, бросив страну на произвол. Ни один генерал!!!, ни один даже лейтенант!!! не вышел защищать эту химеру.И опять призвали на службу образы старой России и сохранили страну.Сейчас снова идём по гругу.

                    • спокойрый
                      18.04.2015 19:26

                      в 1917г не большевики сыграли на низменных чувствах плебса и развалили армию и государство а народ у которого кипел разум возмущенный отказался и от государства и от армии власть лежала на земле и никто не хотел или не мог поднять ее вот небольшая кучка уголовников это и сделала в 1991г происходило приблизительно то же самое но в государстве нашлись силы которые при помощи уголовников не дали полностью государству рухнуть в 1941г сталин сам сознательно угробил армию отдав ее на растерзанию немцев так как видел в ней угрозу своей власти

                  • Анонимно
                    18.04.2015 21:05

                    "про то что россияне... это симптом очень тяжелого психического заболевания...".А отсутствие знаков препинания в тексте из 15 строк - это "симптом" чего?

                    • Анонимно
                      19.04.2015 10:17

                      По всей видимости "симптом" тотального неуважения читателей и мании величия (пусть и наноразмерного масштаба).Я тут настучу по клавишам свои "гениальные мысли" а вы (всегда с мааааленькой буквы - вы, а в большинстве случаев "тыкает" - ты) разбирайтесь, если ума хватит...Попытался перечитать комментарии "спокойрый", действительно "мягко говоря" тотальное неуважение и истории и современности. Все в "черном цвете"...Действительно страшно...

          • Анонимно
            19.04.2015 18:24

            речь идет об избирателях

      • Анонимно
        19.04.2015 18:22

        Экзоминовать на политическую зрелость

    • Анонимно
      18.04.2015 17:13

      Прежде, чем проверять IQ избирателей, неплохо бы проверить уровень развития избранников народа и кандидатов в них.

    • Анонимно
      19.04.2015 18:19

      Попал вточку.Тупое большинство изберает пиар власть.Которая управляет государством совмещая власть с бизнесом подавляя все новое конкурентоспособные ростки в экономике и политике.И никакой заботы о просвещении народа,развития самостоятельных судов,политических партий и гражданского общества.Это у нас навсегда,или до катострофы.

  • Анонимно
    18.04.2015 12:23

    Раньше в РТ заезжим именитым артистам дарили машины, оказывали почести. Теперь то за "бренд татарский", то "стратегия 2030..." и не бесплатно.Кое-кому очень легко раздавать бюджетные деньги.Не свои же...А школ татарских закрывают- их содержать денег нет.

  • Анонимно
    18.04.2015 12:32

    Успокойся со своим тенгрианством. Придумал себе религию вот и поклонятся своим тенгри. Не нужно людей будоражить какими-то непонятными сектами. У татар традиционная религия Мусульманство. И точка!!!!!!

  • Анонимно
    18.04.2015 12:37

    Это большая тема. Без всенародного обсуждения и затем закрепления референдумом не обойдется, возможно. А может и обойдется - если времени не останется совсем. На вскидку, кто может быть достоин права избирать (или иметь больший коэффициент, можно и так, все выбирают, но кому-то, кто заслужил перед народом, определенный коэффициент усиливает голос): образование (чем выше, тем лучше), достижения в труде, науке, спорте, военном деле, ремеслах, культуре и прочем; награды, успехи, и прочее; бизнесмены (кто платит налоги, и чем больше платит, тем больше у него коэффициент), тем, кто больше обеспечил рабочих мест, тем, кто больше помог другим в качестве мецената, и прочее; если человек (в силу разных причин) не имеет достижений, то он может пройти экзамен на логику и знание истории (не фальсифицированной) и получить голос (или даже повышенный коэффициент, если его логика и знания выдающи); и т.д.RG

    • Анонимно
      18.04.2015 13:49

      на ваш горячечный бред про меритократию я вам отвечу одним абзацем... носители IQ выше 100 и есть те самые опаснейшие люди для всего человечества .

      • Анонимно
        18.04.2015 14:12

        По этому показателю не предлагал давать голос. Но те, у кого он ниже среднего, а их большинство, не должны ломать жизнь всем, включая себе.
        RG

        • Анонимно
          18.04.2015 15:45

          Измерение психики по IQ не путайте с мировоззрением и политическими взглядами, предпочтениями. Иначе на западе не было бы всеобщего избирательного права с законодательными оговорками.

        • Анонимно
          18.04.2015 16:20

          Пора уже вводить предмет "Логика" в школах. Тест на решение простых логических задач выявит уровень.

  • Анонимно
    18.04.2015 12:39

    Гадание на кофейной гуще экономистов продолжится до тех пор, пока они останутся слабыми на "передок" - Т.Е.не будут учитывать объективные законыприроды, в том числе законы физики, генетики и т.д. на основе правильного описания математическими методами происходящих процессов. Ну хотя бы начатьс понимания того, что собой представляетпонятие денег - способа оценки экономических процессов. В этом планемы ничем не отличаемся от первобытныхлюдей, более того, сознательно идем наповоду у "нано" группы людей, которыепользуются не пониманием остальными этогои обирают последних..Физик

  • Анонимно
    18.04.2015 13:22

    большое спасибо за статью-узнали много новых слов

  • Анонимно
    18.04.2015 13:52

    Смысл статьи укладывается в пословицу: "Готовься к худшему, но надейся на лучшее".

  • Анонимно
    18.04.2015 14:48

    Даже нормальный человеческий комментарий написать не могут. А все лезут. Да, действительно, китаезамещение идет.

  • Анонимно
    18.04.2015 15:01

    А что, социализм или коммунизм знает что такое гумманость?

  • Анонимно
    18.04.2015 18:03

    За всех не говори,да.

  • Анонимно
    18.04.2015 19:53

    Главный фактор выживания - наша общая планета Земля. Что "хочет история" можно судить по итогам 2-й мировой войны- создание ООН и выход человечества в космос. Можно уверенно предсказать, что в выигрыше будут те, кто строит "шелковый путь", а не те, кто борется за первенство до последнего украинца, ливийца и т.д.

    • Анонимно
      18.04.2015 21:04

      Увы, одного шелкового пути недостаточно, еще нужны новые продукты и технологии 21 века, которые можно по этому пути распростронять.

  • Анонимно
    18.04.2015 20:28

    в Японии электрозаправок больше чем бензиновых

    • Анонимно
      18.04.2015 21:29

      Почему же только в Японии, в ЕС такая же ситуация, например, в Нице иеется сетевая система электрозаправок и вся транспортная инфраструктура настроена на электромобили.

      • Анонимно
        19.04.2015 12:28

        Нашли с кем сравнивать. Задайтесь вопросом, как работают электрические устройства на открытом воздухе при 5-30 градусах тепла и при 40 градусах мороза? Учите физику или у знакомых инженеров-практиков спросите.

  • Анонимно
    18.04.2015 21:02

    Зря историк Хакимов занимается анализом экономических проблем, ничего в них не понимая.Ведущие страны хорошо знают что с ними будет, если они не перейдут на 6 технологический уклад, поэтому вкладывают в новые технологии многие млрд. долл. И выиграют не все. Понятно, что новый технологический уклад создается на западе, а не на востоке. Напомню, в марте 2015 года эпспорт Китая упал на 15%, а импорт на 12%. И это, как говорят начало конца китайского чуда.

  • Анонимно
    18.04.2015 21:13

    Читал статью и от расслабухи, видимо вызванной сладостью того, что академик чешет не про историю, чуть не заснул. Но вдруг резанула фраза: "Россия помирится с США и завезут немереное число «ножек Буша»". Сонливость прошла. Захотелось напомнить всем либералам, россофобам и тем кто подпитан иностранными грантами - Россия не ссорилась с США. Россия отстаивает свои интересы и интересы наших людей за пределами России. Автор статьи мог бы написать по другому: "если Россия откажется от своего суверинитета и завезут немеренное число "ножек Буша"... Но не написал. Ибо это было бы выступление с другой позиции или выступление с другой позицией. Вдумчивый да увидит разницу.

    • Анонимно
      18.04.2015 21:26

      Вы поняли что написали, или просто так от нечего делать лупите по клавиатуре.В.В. Путин сам сказал, что бы будем работать с любым президентом США, которого выберет народ США. Вам этого мало или вы хотите быть патриотичнее Президента РФ, ну-ну.

      • Анонимно
        18.04.2015 21:52

        Все правильно сказал Путин. И я так считаю. А вам аноним 21:26 надо быть более вдумчивым и тогда поймете о чем речь и не будете нунукать. Россия с Западом не ссорилась - об этом Путин заявлял.

      • Анонимно
        18.04.2015 22:05

        По своему географическому положению, структуре экономики, наличии мощного ядерного оружия РФ и США являются естественными союзниками с первого дня образования США. Можете почитать историю,мы никогда напрямую не воевали с США. Поэтому и сейчас понятно, что в европейской части у нас конкуренты страны ЕС, в первую очередь Германия, в Азии, у нас конкурент один Китай, который уже хозяйничает в Средней Азии -Казахстане, Узбекистане. Насчет шелкового пути -он уже существует, правда южнее РФ из Китая до Турции. В Стамбуле находятся самые большие оптовые торговые склады Китая. Если мы с США не остановим Китай, то эти склады окажутся на Украине через Одессу и далее на Балтике и Северной Европе. Тогда РФ окажется "задним двором" Китая.

        • Анонимно
          19.04.2015 09:29

          А в США почему-то Россию считают врагом номер 1. Стоит только послушать их некоторых чиновников, призывающих усилить санкции против России, вооружать украинскую хунту, убивать русских....Какие "друзья и партнеры" будут заниматься такими призывами?

          • Анонимно
            19.04.2015 11:54

            США не Россию считают врагом, а наши действия в Украине и попытки шантажировать мир ядерным оружием.

            • Liko
              19.04.2015 13:20

              А по факту США шантажируют весь свой мир свои оружием. Сколько войн было организовано Россией? Кроме наведения порядка в Чечне где уже ворвоали людей сотнями и тысячами и рубили конечности как варвары таких нет. А сколько войн было организовано США? Так кто шантажирует? В Украине власть сменилась в результате государственного переворота. Кое-кто не захотел жить в таком государстве, где на здании службы безопасности висит флаг США.

              • Анонимно
                19.04.2015 20:44

                Советский Союз был организован в результате гос. переворота в 1917 году. Тогда СССР нелитимна, и правопреемница СССР Россия тоже? Так согласно вашей логике получается

                • Liko
                  19.04.2015 22:24

                  Такие вы сторонники фашистской Украины .... недалекие и безграмотные. Прежде чем писать про СССР. Посмотрите карты Российской Империи в 1914 году и карты СССР в 1920 году. А потом посмотрите как шел процесс признания советской россии. Для справки США признали в 1933 году. Не могу сказать, что искусственная "революция", проведенная руками США может быть как-то сопоставима с событиями начала прошлого века.

        • Анонимно
          19.04.2015 10:36

          Уважаемый, Вы глубоко ошибаетесь насчет того, что "мы никогда напрямую не воевали с США".США в 1918 - 1920 гг. оккупировали огромные территории Российской империи. Только силой оружия американские интервенты были выбиты с территории России.Вот как "аккуратно" пишет об этом даже Википедия (не замеченная в антиамериканизме): "США — с августа 1918 участие в СПСР, Архангельск, Мурманск (выведены июнь-октябрь 1919). По соглашению между интервентами охраняли Транссиб на участках от Мысовска до Верхнеудинска и от Имана до Владивостока (выведены январь-март 1920). Общая численность американских войск на Севере России до 6000 человек, в Сибири до 9000 человек".О "зверствах" американских интервентов на российской истории есть несколько научных трудов.Но надо, конечно, помнить, что Российская империя поддержала образование США и одна из первых признала их (штатов) независимость.Но рабовладение первой отменила Россия, и только через несколько лет США.Так пишут официальные историки.Может и врут...Почитайте историю, как Вы пишите...

          • Анонимно
            19.04.2015 12:13

            Во-первых, в 1918-1920 гг. никакой Российской империи не было.Во-вторых, никто не "оккупировал огромные территории Российской империи".В третьих, в 1918-1920 гг. в России шла гражданская война и никакой центральной власти не было. И вообще ваши знания истории России и США просто удручают. Напомню "В 1860-х годах противоречия между рабовладельческими южными и промышленными северными штатами привели к началу четырёхлетней гражданской войны". Штаты на самом деле это отдельные государства, Таким образом рабство было не в США, а в отдельных государствах юга, которые потом вошли в конфетерацию США. А вы знаете, что крестьянам в России начали выдавать паспорта с 1970 года. Такими знаниями о истории России и США никакого объективного анализа невозможно сделать.

            • Анонимно
              19.04.2015 13:12

              Спасибо за комментарии и оценку моих знаний.По-порядку.Во-первых, "в 1918-1920 гг. никакой Российской империи не было" только для большевиков-ленинцев. Для остальных Российская империя существовала, и для отдельных людей, и в качестве субъекта международного права. Официально американцы высадили десант на территорию Российской империи с целью "помочь" последней.Во-вторых, Википедия (не замеченная в антиамериканизме) приводит даже карту российских территорий, где американцы вели боевые действия. Территории огромные, побольше иных европейских стран. Есть и известные научные монографии, которые подтверждают сведения Википедии.В-третьих, не понятно зачем Вы привели общеизвестный факт - "в 1918-1920 гг. в России шла гражданская война и никакой центральной власти не было". Что? Он должен как-то оправдать факт американской интервенции в Россию и "обелить" факт американской оккупации значительной территории Российской империи, в то время признанной "всеми цивилизованными странами"?За работу по оценке моих знаний я Вас уже поблагодарил.Согласен, что "штаты" США это отдельные государства, что гражданская война в США была. Это общеизвестно.Но никак не могу согласиться с тем, что США это "конфетерация" и по форме, и по содержанию.Во-первых, опечатка в слове "конфедерация" (здесь ничего "страшного" - сам часто "опечатываюсь").Во-вторых, США это не конфедерация, а федерация, как и РФ.С удивлением узнал, что "крестьянам в России начали выдавать паспорта с 1970 года".Паспорта в России крестьянам начали выдавать практически сразу после отмены крепостного права в 1861 г. (в США в это время вовсю шла гражданская война за отмену рабства).На книжном "базаре" в Казани (да и в других городах) можно купить за чисто символическую цену паспорта российских крестьян 1870- 1880-х и "выше" годов.Да и в советское время крестьяне с трудом, но могли получать паспорта.И последнее.Почему Вы решили, что я с "Такими знаниями о истории России и США" стремлюсь сделать "объективный анализ"?Я просто маюсь от безделья и читаю интересные статьи. В данном случае академика Р.С.Хакимова.Жена уже нашла мне работу, полезную для семьи. "Объективный анализ", как всегда, сделали женщины...Извините.

              • Анонимно
                19.04.2015 22:34

                Паспорта крестьянам начали выдавать только при Хрущеве "в 1974 году, сельским жителям СССР наконец-то решили выдавать паспорта, запретив, правда, принимать их в городах на работу" В принципе крепостная система была!http://www.kommersant.ru/doc/1147485

            • Анонимно
              19.04.2015 18:09

              Вы правы. Это беда наша- население с головами набитыми мифами и байками.

          • Анонимно
            19.04.2015 18:47

            Не забывай,США спасла 10 млн.россиян от смерти голодом НА Среднем Поволжье в20 е годы.А солько оружия и еды получили в годы войны.Читай пропагандист.

            • Анонимно
              19.04.2015 19:39

              За спасенные жизни во время голода 1920-х г. и помощь во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. всему американскому народу огромное и сердечное спасибо.

      • Анонимно
        19.04.2015 18:36

        Куда денемся

    • Анонимно
      19.04.2015 18:34

      Чувствуется жертва пропагандистской войны,борец изоляционизма.Без глобализации,без ведущей сверхдержавы опирающаяся на международные соглашения в мире порядка не будет.Пусть соревнуются США и Китай за лидерство.Если сможет и Россия.Лишь бы Тритей мировой войны не было.

      • Анонимно
        19.04.2015 19:41

        "Третья" уже давно идет.Речь идет (извините за татологию) о том - перерастет она в ядерную или останется "гибридной".

    • Анонимно
      19.04.2015 19:02

      По факту Россия пошла на конфронтацию и с Америкой и с Западом. Китай этому безмерно радуется, так как на передовой будет слабеющая Россия против Запада, а они в тени, набирая экономическую и военную силу. Экономика Китая растет со скоростью 7% в год. Через 10-15 лет стагнирующая экономика России будет намного слабее так как экономики Запада, той же америки растут, и экономика Китая тоже. Россия через 10-15 лет еще более отстанет и в экономике и в технологической силе, а значит и в военной.

  • Анонимно
    19.04.2015 18:11

    Значит штаты тогда помогали россии, вот оно как. А вы переворачиваете.

  • Анонимно
    19.04.2015 18:57

    Россия - это обычная империя со всеми имперскими "проблемами". Будет ли так вечно продолжаться? Конечно нет!

    • Анонимно
      19.04.2015 19:43

      США - это тоже империя.

      • Анонимно
        19.04.2015 20:35

        США - империя 21 века, а Россия 19.

        • Анонимно
          20.04.2015 07:12

          Это что-то в принципе меняет?Де юре обе страны - и США, и РФ - федерации.

          • Анонимно
            20.04.2015 08:56

            США ближе к конфедерации. РФ только по конституции федерация. А так империя в стиле 15 века.

  • Анонимно
    19.04.2015 19:38

    Спасибо Рафаэль Абый! Немножко хочется добавить в осмысление происходящего с экономикой.Экономика-это экономить, то есть это по сути общинность.А где экономисты об этом говорят? Забудем их наконец. Миром правят с вещего леса.И управление идет и по линейным законам.По сути это мужской и женский умы.Мужской ум сейчас на поверхности сознания в общества, отсюда и все проблемы в мире. Нелинейный ум раньше выражался тремя индиктами времени.Помните фильм:день сурка.Это про наш мужской ум. Пока не придем все к любви,время линейное будет править в мире.По сути нужно вернуть просто женщину на свое заКОНное место в мире в мире. Тогда пойдем на двух ногах до Китая(Ки-это сила) пешком.Между полюсами потечет ток.Это и есть жизнь по сути.Быть человеком по сути это придерживаться своей половой роли.А время нужно в мире, чтобы соединить эти умы в целое, в РАЗум!Изучая нелинейный ум можно прийти к ее законам и узнать будущее.По закону:прошлое и будущее определяют наСтоящее.По сути научимся жить в психическом времени: здесь и сейчас.Счастье это.А экономика это производное от нравственного закона вселенной: все что видишь вокруг- есть прямое продолжение тебя! А количество денег равняется количеству уважения к себе!Нужно поднимать уважение к себе, тогда деньги придут обязательно.

  • Анонимно
    19.04.2015 21:40

    Поливальные агрегаты, аналогичные изображенным на фото к этой статье, до 90-х годов выпускали на Казанском компрессорном заводе. Сейчас вероятно заглохло это дело, если в последние годы только и разговоров в МСХ РТ о "неожиданной" засухе. А ведь было в советское время, было! И без всяких гаджетов-РС-ишек.Пейзаж на фотке, конечно, не нашенский.

  • Liko
    20.04.2015 00:27

    Уважаемый Рафаэль Абый, в данном случае согласен в том, что есть вершки и корешки. В биологии же тоже не прогнозируют как поведет себя муха в последующие 10 секунд. Или в социологии о многих законах можно говорить только в контексте ограничений и с учетом статистической погрешности. В математике тоже долгое время доминировала евклидова геометрия. Евклидово пространство - это тоже ограничение теории. Можно ли сказать по этой причине, что биология, социология, математика - это не науки? В своем корне нынешние экономические процессы вполне себе укладываются в те закономерности, которые были определены в классической политэкономии. Но современная экономическая политика в России имеет очень мало общего с наукой и имеет много общего с предсказанием полета мухи. Очень многие пытаются предугадать поведение мухи в последующие 10 секунд. Спекулятивное и наносное (вершки) стало основной экономической практики. Если муха поднималась последние 5 секунд,то наверное она будет подниматься или ей уже надоело и она будет спускаться. В этом смысле я с вами согласен, что такая "экономика" - это гадание на кофейной гуще. Особенно это занимательно в том смысле, что для этих предсказателей поведение мухи - совершенно случайно. Они никак не влияют на процессы, хотя бы по той простой причине, что изучают не сущность вещей, а кривое зеркало. Отрыв нынешней экономической практики от реальной экономики - создания ценности и труда - это та беда от которой нам предстоит лечиться. Но в этом спекулятивном механизме завязаны интересы богатейших и влиятельнейших людей. Это не механизм не в себе, а механизм перераспределения стоимости/благосостояния в котором все мы участвуем. Ну вот скажем взял российский банк кредит на 1 млрд. долл. по курсу 36 руб. Для того, чтобы вернуть этот кредит без учета процентов стране (рабочему) нужно проработать 1 млн. часов. Через год курс доллара стал 72, а рабочий получает ту же зарплату и чтобы вернуть нужно отработать уже 2 млн. часов. А какая причина для такой переоценки? Фундаментально ее просто нет. Это перераспределение благосостояния. Хотя казалось бы вернули тот же 1 млрд. долл., но через определенные финансовые механизмы эта стоимости перетекла в зарубежную экономику. Она же не может испариться. Экономическая система присвоения добавленной стоимости меняется также как она менялась и по формациям. В настоящее время пытается сформироваться новая формация - новая форма эксплуатации. Посткапиталистическая. От рабства мы пришли к весьма изощренным формам, поскольку ключевым активом становится интеллект и его нельзя также эксплуатировать как руки и ноги. Также остро стоит вопрос выдавливания европейской и американской культур иммигрантами. Вопрос о выделении характеристик новой системы уже просматривается. Вопрос в том жизнеспособна ли она, но ее архитекторы верят, что да. И очищения от экономической политики, основанной на вершках, нас ждет только если этот проект потерпит фиаско. К сожалению, это далеко не значит, что если просто уберем это спекулятивное, то экономика станет функционировать лучше. ПРи определенных условиях мы можем оказаться и в феодализме. Кроме этого идет целенаправленный процесс уничтожения культур и религий. Его цель - уничтожение ценностей и создание более управляемого общество. Поощрение разных сомнительных религий, сексуальных меньшинств и т.д. на правлено на одно - внушить, что можно все. А что значит можно все? Значит, нет никаких моральных запретов, значит нет никаких ценностей. Ура, можно делать что угодно. Поэтому мы должны искать рациональную модель дальнейшего развития, которая бы противостояла этим процессам в глобальной перспективе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль