Культура 
23.04.2015

Дочь Асгата Сафарова вышла на «тропу войны» с академическим театром

Фонд поддержки современного искусства «Живой город» открыл в Казани «Угол» — площадку для смелых творческих экспериментов

Новую креативную площадку для театральных экспериментов презентовали накануне в столице Татарстана. Одна из соучредителей фонда «Живой город», в котором и придумали «Угол», Диана Сафарова — дочь главы аппарата президента РТ, что уже само по себе сулит проекту неплохие перспективы. Станет ли «молодая шпана» конкурентом традиционным театральным формам, попытался выяснить корреспондент «БИЗНЕС Online».

Новая креативная площадка для театральных экспериментов открылась накануне в Казани

КРЕАТИВНЫЕ И МОЛОДЫЕ

В последнее время о молодых и креативных в Татарстане говорят едва ли не все, а тренд задает сам Рустам Минниханов, взять хотя бы прошедший недавно в Казани Calvert Forum и реплики главы республики, сказанные на нем и вокруг него. Все это расходится кругами на воде и доходит даже до простых строителей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как двое мужчин в спецовках с нескрываемым интересом обратились к молодому человеку с окладистой бородой в черной футболке с надписью «Угол»: «Ну что у вас здесь, все молодые и креативные, никаких ветеранов?» Тот очень интеллигентно начал рассказывать собеседникам о проекте, сообщив, что сегодня проходит его презентация сначала для прессы, а потом и для почетных гостей. За журналистскую братию было немного обидно, ведь ее не включили в число «почетных», зато среди последних фигурировали такие уважаемые люди, как худруки Камаловского театра и ТЮЗа Фарид Бикчантаев и Туфан Имамутдинов.

Впрочем, прессы действительно было много, и думается, это не отнюдь не чистое совпадение, а напротив, редкий случай применения «административного ресурса с человеческим лицом». Отчего и сам проект кажется еще более перспективным. Дело в том, что его вдохновителем стал фонд «Живой город», который уже два года реализует в РТ проекты в области культуры — от ретроспективы фильмов ветерана европейского артхаусного кино Йоса Стеллинга до театральной лаборатории в Свияжске. Одна из соучредителей фонда — Диана Сафарова. Она не только окончила ГИТИС и поставила в челнинском театре «Мастеровые» спектакль «Маугли», признанный управлением культуры автограда лучшей постановкой года, но и приходится дочерью одному из самых влиятельных чиновников республики Асгату Сафарову. Кстати, сам нынешний глава аппарата президента РТ — председатель фонда поддержки культуры при главе Татарстана. В этих условиях не заметить «Живой город» было сложно, и вот уже на годовой коллегии минкульта РТ глава ведомства Айрат Сибагатуллин упомянул в своем докладе о достижениях фонда.

Теперь Сафарова со товарищи — директором «Живого города» Инной Ярковой и директором музея «Остров-град Свияжск» Артемом Силкиным — решили создать в Казани постоянно действующую площадку для разнообразных театральных экспериментов — творческую лабораторию «Угол».

Диана Сафарова и Артем Силкин
Диана Сафарова и Артем Силкин

«У НАС НЕТ СВОЕЙ ТРУППЫ АКТЕРОВ»

О целях и задачах нового пространства «БИЗНЕС Online» обстоятельно поговорил с организаторами накануне мероприятия. По словам Силкина, речь не идет о создании еще одного репертуарного театра: «На самом деле мы сейчас формулируем, что там будет происходить, это такой достаточно живой процесс, потому что у нас есть общее понимание того, чтобы нам хотелось там видеть, а конкретное наполнение будет осуществляться в основном за счет резидентных программ. Это не репертуарный театр, у нас нет своей труппы актеров, допустим, в этом отличие от классического театра-студии, где есть какой-то актерский коллектив, перед которым стоит задача раз в два дня какой-то спектакль показывать. И это, по сути, репертуарный театр».

При этом «Угол» не собирается переманивать к себе какие-то из уже существующих проектов, вроде камерного «Театра.Акт». «У некоторых театров, например, у «Театра.Акт», есть свои площадки, на которой они вполне успешно работают. Какой смысл им куда-то еще кочевать? «Угол» больше ориентирован на те коллективы, которые лишены какой-то постоянной площадки, чтобы у них была возможность что-то интересное сделать и показать. Вот сейчас «Смена», слава богу, появилась, там что-то происходит. А до этого происходила в самых странных неприспособленных местах, хотя творческая деятельность не затухала никогда. А здесь будет возможность в конкретном месте все эти вещи проводить», — говорит Силкин.

На пресс-конференции Сафарова рассказала и том, чем конкретно будет наполняться пространство «Угла»: «Это будет трансформирующаяся театральная площадка, которая станет пространством для постановок всех основных форм современного театра: вербатим, документальный театр, site-specific, сторителлинг, беби-театр. Здесь пройдут драматургические и режиссерские лаборатории, проекты в сфере современного танца, организован лекторий...» В общем, выглядит все это как настоящий «подрыв устоев» театральной жизни Казани, славящейся своим академизмом. Впрочем, в «Живом» городе отказываются признать, что вступают на «тропу войны». «Диссонанса никакого нет, это может быть даже положительно, человек пойдет на какую-то современную постановку, подумает: «Нет, это не мое, пойду лучше в классический театр, посмотрю классическую постановку». Это тоже есть. Ну не нравится человеку такая форма, нравится ему классическая, он должен иметь право на выбор, — считает Силкин. — Это же совершенно разные формы, это совершенно другой формат. Но в целом оживляет общую театральную среду».

ЧЬИ ГРАНТЫ УРЕЖЕТ «УГОЛ»?

Тем не менее если проект окажется удачным, думается, некоторые из театральных «генералов» Казани будут не очень довольны. Учитывая то, что власти Татарстана довольно щедро «грантуют» отдельные культурные учреждения, у последних вряд ли возникнет большое желание делиться. В «Живом городе» не скрывают, что рассчитывают и на государственную поддержку своих проектов, хотя и не очень охотно говорят об источниках финансирования, делая упор на том, что тот же «Угол» — сугубо некоммерческий проект, а некоторые мероприятия и вовсе будут бесплатными для посетителей.

Артем Петраков
Артем Петраков

Что же до самой площадки, решенной в лаконичных черных цветах, то директор «Живого города» Яркова рассказывает о ней так: «Когда заходишь, то понимаешь: вот здесь и должны мы обосноваться. Пространство совсем маленькое, совсем крошечное, но как раз здесь и можно апробировать какие-то свои идеи, задумки. Хочется, чтобы это была такая территория, где по-другому выстраиваются отношения со зрителем, где мы пробуем, где мы ищем, где работаем с современной драматургией...»

При внешней простоте помещения о его особенностях нам рассказал технический директор «Угла» Артем Петраков: «Основная задача была такова: чтобы в любом месте этого пространства можно было реализовать любое цветовое решение, а сам спектакль мог идти в любой точке этого помещения. Для этого были сделаны специальные технические решетки, которые позволяют с легкостью перемещать соответствующее оборудование». По словам Петракова, в отношении тех самых специальных решеток был использован опыт реконструкции столичного театра им. Станиславского, ныне «Электротеатра «Станиславский», с поправкой на несопоставимый уровень бюджетов. Максимальная вместимость «Угла» — порядка 80 зрительских мест.

Инна Яркова и Туфан Имамутдинов
Инна Яркова и Туфан Имамутдинов

«ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОСТО ДОЛЖНО ВОЗНИКНУТЬ»

Любопытно, что из казанских театров работают с «Живым городом» пока лишь камаловцы и тюзовцы. Правда, руководители ЖГ отрицают наличие ревности к их идеям со стороны других театральных учреждений и говорят о том, что иные масштабы деятельности пока просто неспособны «переварить». Что же до непосредственно того, что зритель увидит на «угловой» сцене, то это будет решать худсовет, а главным советчиком выбран известный критик и специалист по региональным театрам Олег Лоевский. Среди прочего здесь надеются увидеть проекты казанского ТЮЗа. О сотрудничестве с «Живым городом» нашей газете рассказал главный режиссер театра Туфан Имамутдинов.

— Можно ли сказать, что «Угол» на какой-то период фактически становится малой сценой ТЮЗа?

— Так как у нас на данный момент нет малой сцены, но есть желание ее иметь, то «Живой город» предоставляет нам это театральное пространство, в котором мы уже сможем эти малые формы играть. И в лучшем случае, если все заявки будут хорошего качества, все это будет продолжаться и жить. Нам нужно воспитывать свою публику, а для этого нужна некая стабильность. Стабильность показов, стабильность этих лабораторий, стабильность общения, диалогов, выпусков.

Такое пространство просто должно возникнуть. И тогда возникает база, не только пространственная, но и, что еще важнее, даже человеческая. Вот есть Инна Яркова, есть другие хорошие молодые и перспективные люди, которые хотели бы, чтобы наше театральное пространство расширилось. А пока мы, к сожалению, существуем вот в такой довольно-таки устоявшейся форме. Мы понимаем, что ждать от нашего театра, от других театров.

— Кто-то может вам возразить, что главреж Имамутдинов пока еще не выпустил в этом качестве ни одного спектакля в ТЮЗе, а уже занимается параллельными проектами.

— Есть такая вещь, как перспектива, тем более в современном мире она должна существовать. Я не могу сегодняшним днем только жить. Я думаю, вот, у меня одна работа, буду ее полгода делать. Работу сделали, а что дальше? Это значит, что фокус внимания сконцентрирован только на своем театре — и все, остального ничего не вижу. Вот мой спектакль, мое творчество — и все. Нет! Есть же тоже люди, есть другая жизнь вне театра, с которой тоже нужно контактировать, чтобы развиваться даже элементарно.

И, кроме того, работа с «Живым городом» должна помочь и ТЮЗу. Я во всех интервью говорю, что современные театральные фестивали — это прежде всего малые формы. Значит, в том числе и здесь мы можем их апробировать.

Мэтры казанской театральной общественности на открытии «Угла»
Мэтры казанской театральной общественности на открытии «Угла»

МОНОСПЕКТАКЛЬ ОТ ДИАНЫ САФАРОВОЙ

Одним «Углом» планы фонда не ограничиваются. Уже в июне стартует вторая молодежная театральная лаборатория «Город-АРТ-подготовка», которую курирует вышеупомянутый Лоевский. «В этом году ТЮЗ выступает как официальный участник лаборатории, причем работать будут они с несколькими режиссерами. Лаборатория так выстроена, что мы идем немножечко дальше в развитии своей концепции, то есть если раньше мы делали ставку на взаимодействие театрального действия, драматургии и места, а в этом году мы делаем ставку на разную возрастную аудиторию, что нам представляется очень важным. И ТЮЗу интересно в этом участвовать, потому что одна из возрастных аудиторий — дети от четырех до семи лет, а это одна из аудиторий ТЮЗа», — говорит Яркова. Причем в это году в рамках «АРТ-подготовки» эскизы своих спектаклей будут ставить и несколько швейцарских режиссеров. А Сафарова заинтриговала прессу заявлением о том, что в рамках лаборатории один из постановщиков предложил ей сыграть моноспектакль...

Фарид Бикчентаев
Фарид Бикчантаев

«Мы не открываем «Метрополитен-опера», и говорить о том, что сейчас немедля, прямо завтра классный режиссер из Петербурга поставит здесь спектакль и будет все очень круто, мы об этом речи даже никакой не ведем, — подытоживает разговор Силкин. — То есть мы приглашаем молодых авторов, режиссеров, драматургов, с которыми, соответственно, что-то там экспериментируем. И мы не претендуем на то, что это будет какой-то обязательно аховый продукт. Как я уже сказал, тут важен сам процесс, важно участие зрителей и непосредственный контакт с самим произведением».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.04.2015 09:55

    Молодец!!!Вот такими делами надо отличаться!
    Проект интересный.

  • Анонимно
    23.04.2015 10:04

    У такого отца не может быть плохой дочери. Асгат Ахметович - кумир для многих! Обожаю просто)))

  • Анонимно
    23.04.2015 10:08

    Если небыло бы Сафаровой ( дочери А.Сафарова) небыло бы такого резонанса по Углу. В Казани есть креативный театр Театр на Булаке-но онем молчат... А Туфану из ТЮЗа пора что нибудь и поставить, люди в ТЮЗ перестали ходить, деньги и доверие надо отра батывать а не заниматься склоками. Во всех Казанских театрах желательно сделать "перестройку",молодеж задвигают на ключевых ролях одни родственники.

    • Анонимно
      23.04.2015 11:23

      У Дианы наследственное-подбирать в команду профессионалов.

  • Анонимно
    23.04.2015 10:42

    слова, слова, слова.... "что-то там экспериментируем", "где мы пробуем, где мы ищем".... все, кому хотелось "пробовать и искать" - давно это делают, только без меньшего шума и пафоса. А по статье пока ощущение, что собралась группа, которая придумала себе модное, продвинутое и "интеллектуальное" развлечение.

  • Анонимно
    23.04.2015 10:54

    С таким техническим директором внешний эффект обеспечен.

  • Анонимно
    23.04.2015 10:55

    Академический закроют?

  • Анонимно
    23.04.2015 11:08

    Мне кажется, что организаторы сами не понимают, что делают и для чего это делают.

  • Анонимно
    23.04.2015 11:21

    Идея отличная и современная, в духе времени. Если в тренде ходить не в привычные театры с занавесками из бархата с кистями, а в такие " штабы","гаражи" и "углы", ради бога! Все равно это приобщение к прекрасному, а не к алкоголю, наркотикам и разбоям. Энергию и креатив молодежи нужно направлять в правильное и полезное для республики русло. Президент наш молодец! Очень грамотный ход. Не удивлюсь, если и совещания там станет проводить. Некоторым "академичным" чиновникам тоже на пользу- настоящую жизнь понюхать. А Диана молодец! Не подсиживает никого и не пользуется привилегиями, как многие представители золотой молодежи.А нашла свой индивидуальный путь, смотрите, театр, не так как у всех, живой город, не так как у всех, дипломная постановка, ни в Казани(где имеет возможности с горомкими почестями), а в скромных Челнах, и тут "угол".Многим в пример. Умница! Творческая, талантливая, увлеченная, при своем деле!

    • Анонимно
      23.04.2015 20:31

      "это приобщение к прекрасному, а не к алкоголю, наркотикам"А почему бы не совмещать полезное с приятным.

  • Анонимно
    23.04.2015 11:56

    Открытие этого проекта - это очередной правильный шаг к формированию в Казани активной творческой - театральной среды! и то, что это двигает Диана Сафарова и ее Отец - просто супер!!! так держать!!! творческие команды "ТЮЗа","Смены", "Живого города" "Камаловского театра", "Театра.АКТ" - это и есть настоящие Драйверы культуры Казани, молодые Энтузиасты устремленные к самым высоким и полезным целям.Старшему культурному поколению, академикам, ветеранам нашим их только поддерживать нужно!

  • Анонимно
    23.04.2015 11:57

    классно. Молодцы. А то в последнее время кажется, что Казань в отношении театра и искусства позади других крупных городов России. Надо исправлять.

  • Анонимно
    23.04.2015 12:38

    а чем занимается министр культуры?

  • Анонимно
    23.04.2015 13:43

    подскажите, а где можно будет узнавать о предстоящих постановках?где купить билет?

  • Анонимно
    23.04.2015 13:56

    Успех придет, когда о Сафаровой в статьях начнут упоминать без приставки \"дочь А. Сафарова\". А так ...

  • Анонимно
    23.04.2015 14:41

    молодец Диана, новых интересных проектов.

  • Анонимно
    23.04.2015 16:13

    Ну, не такое уж это все, о чем говорят создатели, и новое.. Театральный мир России вот уже десятилетия ищет новые формы (вернее - повторяет то, что театральный мир запада уже давно прошел). Так что - почему бы и нам не поупражняться? Беда только в одном - ну нет у нас Николая Коляды с его уральской школой современной драматургии, которая подвигла весь театральный Ектеринбург на поиски новых средств театральной выразительности.. А без лидера в области драматургии все эксперименты заканчиваются экспериментами... Помнится видел где-то в интернете результат эксперимента прошлогоднего.. Поставила девочка из института культуры спектакль в ТЮЗе, чобрались мэтры и начали рассуждать о достоинствах и недостатках режиссуры... Порассуждали, и на этом, я так понял, эксперимент закончился.. Так, ради чего проводился-то все-таки? Вопрос повис в воздухе. Театральные эксперименты проводятся на основе чего-то одного - то ли это сильный драматург (Коляда, Угаров), то ли это сильный режиссер и драматург (Арто)... А так - с мира по нитке, ничего не получится, кончится все еще одним "клубом по интересам"... Хотя, чем черт не шутит - флаг вам в руки..А-то обидно, что Казань позади планеты всей.

  • Анонимно
    23.04.2015 18:18

    Странно... Об атаке на академические театры не было ни слова, скорее наоборот

  • Анонимно
    23.04.2015 19:02

    Вау: "вербатим, site-specific, сторителлинг, беби-театр." Шииикарно! Кр-р-расота! Мрак! Жуть! Знаменито!

  • Анонимно
    23.04.2015 19:45

    А не в желании ли отрезать от куска грантов кусок все дело? Качаловский театр растет как на дрожжах. Тяжело представить объем вбитых туда средств. Может быть кому то хочется подвинуть главрежа качаловки и "развивать" культуру самому? Тем более и политическая ситуация подходящая. Не хочу сказать, что это плохо. Однако присмотреться стоит.

  • Анонимно
    23.04.2015 20:57

    С Качаловцами как раз все нормально, разве что билеты просто так не купишь , а вот с ТЮЗом беда ходили с внучкой на спектакль 26 человек было в зале и спектакль был так себе.

  • Анонимно
    24.04.2015 13:26

    Заголовок, как мне кажется, не отражает сути начатого дела. Почему "тропа войны", если на презентации были и Фарид Бикчантаев, и актеры Качаловского театра, и новый главреж ТЮЗА? Любите красное словцо, молодые коллеги! Речь шла совсем о другом. И дочь Асгата Сафарова, кстати, не педалирует, чья она дочь. Зачем же акцентировать на этом внимание? Конечно, было бы сложнее реализовать какие-то проекты без помощи, но ведь проект надо придумать. Тут даже такой папа не поможет. Все остальное скажу в своей газетеЛюбовь Агеева, "Казанские истории"

  • Анонимно
    24.04.2015 14:32

    ""Театральные генералы" - это круто)) А вы кого имеете в виду?

  • Анонимно
    25.04.2015 15:43

    Как мило Силкин смотрится...и как воодушевлено...Прям Станиславский )))

  • Анонимно
    25.04.2015 17:50

    "Мрак, жуть и знаменито" - это самое точное, что можно сказать про Угол.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль