Общество 
26.04.2015

Римзиль Валеев: «Глобализация стирает коренные языки народов»

Даже в детском «Голосе» чуть ли не половина песен на английском

День родного языка, который отмечается в Татарстане ежегодно 26 апреля, ныне проходит с подъемом, с участием большого количества учеников и педагогов в масштабных культурно-массовых мероприятиях. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев, считающий этот день своим профессиональным праздником, в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», стремится вникнуть в проблемы этнокультурных ценностей в современных условиях.

Финалисты международной олимпиады по татарскому языку и литературе из районов и городов Татарстана
Финалисты международной олимпиады по татарскому языку и литературе из районов и городов Татарстана

ПЕТЬ ИЛИ МЕДИТИРОВАТЬ?

Мечта услышать гимн Татарстана в исполнении наших депутатов, о чем я писал в прошлой статье, всколыхнула многих моих знакомых. Кто-то вдохновился перспективой объединения вокруг гимна, а кто-то, наоборот, поспешил «защититься» — мол, зачем повсюду, где попало петь гимны. И слов-то его мало кто знает. Уточняю — нет, предлагается петь не просто когда и где попало, а лишь по торжественным случаям, как и предписано законом Республики Татарстан. Я мечтаю конкретно об исполнении гимна Татарстана депутатами Госсовета, которые принимали мелодию, текст и другие атрибуты и символы республики. Допустим, кто-то не хочет петь, как в школьном хоре, повторяя слова с общеизвестным смыслом. Или голос у него не силен в произношении гласных и согласных, не безупречен. Или просто стесняется человек.

Честно говоря, выход на публику, участие на общественном мероприятии иногда действительно смущает человека. Особенно если он долго жил в лесной заимке, в пещере или оказался при свете прожекторов по приезду из далекой глубинки. Но это поправимо! Человек еще в детском саду, на школьных и студенческих занятиях, просматривая бесконечные сериалы и теле-шоу, пользуясь компьютером и скайпом, телефоном, быстро привыкает к публичности и становится почти что телеведущим, конферансье и тамадой. А тут надо всего лишь прошептать 8 строчек текста , хороших и добрых слов, глядя на бумагу или на экран. Не трудно же! В крайнем случае, я бы не обиделся, если бы слуга народа (да сам народ!) мысленно повторил слова под мелодию, одновременно с другими. Мне важно, чтобы он приобщился к сообществу татарстанцев (3,82 млн. человек!), припомнил, где, на какой земле и с кем он живет. Есть слова и понятия, которые не грех повторять каждый день про себя, медитировать ради успокоения души, укрепления надежд.

Странно и неловко видеть, если упорно отказываются даже от такой малости приобщения друг к другу, к республике. Которая, кстати, дала кое-кому должности, автомобили, секретарей и помощников, а иногда позволяла получить весьма солидные объекты недвижимости и помогла раскрутить успешный бизнес.

В пристрастном отношении к государственному гимну есть и другая крайность. Иным хочется услышать величественную мелодию и победные призывы гимна независимого государства. Татарская поэтесса Рифа Рахман написала целый трактат о гимнах, сопоставляя гимн Татарстана с главными песнями больших стран и бывших империй, отмечая скромность реляции нашего музыкального символа. Ее статья, опубликованная в газете «Мэдэни жомга», вызвала противоречивые отклики.

Торжественное награждение победителей международного форума по татарскому языку и литературе
Торжественное награждение победителей международного форума по татарскому языку и литературе

Лично мне гимн Татарстана нравится, он вполне подходит к самобытности многонационального субъекта Российской Федерации, имеющего глубокие исторические корни и богатую культуру. При всем уважении к Турции и близости языка и культуры ее жителей, мы не можем состязаться с ней в размахе политических масштабов и исторических сюжетов. Просто нам это не нужно. Друзья, живущие в этой стране, сказали, что из 10 куплетов той яростной поэмы обычно исполняются только три части, и то выразительности и темперамента достаточно с лихвой. Надеюсь, большинство граждан этой страны помнят слова хотя бы трех куплетов, выученных в школьные годы.

Дай бог, чтобы у нас дети в школах и взрослые запомнили 8 строк незамысловатого текста, и по большим праздникам и в торжественные моменты понимали, что выражает мелодия, которую слушают стоя. Кто-то будет повторять, шептать, даже медитировать, но все равно на пару минут все оторвемся от текущей суеты и задумаемся о чем-то важном, объединяющем миллионы татарстанцев. Разве плохо?

ТОЦ БЕЗ ПОЛИТИКИ

А может, кому-то не очень охота повторять текст на татарском языке, неродном или непривычном? Не хотел бы застрять в дебрях педагогических споров о методике, политизированных дискуссий о количестве школ, классов и часов по изучению тех или иных языков. Тем более, 26 апреля — праздник родного языка, который у каждого свой, судьбой и лично им выбранный.

На финальные испытания олимпиады по татарскому языку и литературе приехали 500 учащихся из 10 стран мира и 22 регионов России
На финальные испытания олимпиады по татарскому языку и литературе приехали 500 учащихся из 10 стран мира и 22 регионов России

Открытым остается вопрос в принципиальной и глобальной постановке: можно ли изучить и применять национальные языки в современных условиях? Итоги международной Олимпиады по татарскому языку и литературе, завершившейся на этой неделе, впечатляют. В Казань на финальные испытания приехали 500 учащихся из 10 стран мира и 22 регионов России. Всего на отборочных конкурсах приняло участие более 11 тыс. изучающих татарский язык. В прошлом году, когда гран-при олимпиады завоевал японский юноша, на предварительных отборах состязались только 5 тыс. детей, а на первой олимпиаде в 2013 году — только 1,5 тыс. изучающих татарский язык. Заметим, это не только татарские дети. Заместитель премьер-министра, министр образования и науки Республики Татарстан Энгель Фаттахов на заключительном форуме олимпиады, состоявшемся в театре им. Джалиля, пообещал, что если участников финала будет еще больше, то можно собраться в «Баскет-холле», «Татнефть Арене» или даже на 45-тысячном стадионе «Казань Арена».

Действительно, немало делается для сохранения и развития родного языка, хотя еще в современных условиях не всегда удается достигать хороших результатов. Глобализация не тетка, она приносит не только компьютерные технологии и стандарты бытовых удобств, она пожирает национальные культуры, не щадя и столь мощный сегмент мирового сообщества, как российская и русская культура. Министр выразил надежду, что молодежь, приехавшая на олимпиаду и добивающаяся успехов в учебе, освоении технологиями, вселяет надежду на сохранение языков наших народов.

За круглым столом татарского общественного движения с болью и тревогой обсуждали состояние родного языка и сокращение сферы ее применения
За круглым столом татарского общественного движения с болью и тревогой обсуждали состояние родного языка и сокращение сферы ее применения

Но не все так просто. Как раз накануне Дня родного языка в 102 аудитории НКЦ «Казань» Татарский общественный центр провел круглый стол о выполнении закона о языках. Активисты и ветераны просвещения приводили примеры сужения сферы применения национальных языков. Назывались адреса, конкретные факты, тревожные тенденции. Вспоминали, как в 90-е годы пытались открыть национальный университет, разрабатывали учебники для высших учебных заведений, начали вести занятия на татарском языке в вузах. Получилось так, что при мощной раскрутке федеральных учебных и исследовательских центров, гуманитарный и национальный аспекты оказались на отшибе. А между тем сегодня не хватает учителей, которых мало где готовят, об их качестве и методической компетентности судить очень сложно.

Круглый стол проводили представители национального движения и вспоминали на нем ярких и самоотверженных энтузиастов. В течение многих лет в Казанском архитектурно-строительном университете работала татарская группа, с помощью казанской мэрии выпускался журнал «Фэн хэм тел» («Наука и язык»). Сейчас, в условиях новых образовательных стандартов, стало намного сложнее. Так много здесь нераскрытого, нереализованного...

Хотя круглый стол проводили представители общественного движения, компетентность ветеранов просвещения не вызывала сомнений. Они мечтают о своем, татарском вузе, использовании наработанного опыта. На этой встрече звучали если не «оппозиционные», то альтернативные мысли и подходы, была и критика. Но не было здесь политизированности, радикализма и того, что называется «экстремизмом». Эти люди не имеют желания захватить или удержать богатства, участвовать в дележе финансовых средств и недвижимости. Просто интеллигентные люди, беспокоящиеся о судьбах культур и языков. Надеюсь, их предложения дойдут до кого следует и будут рассмотрены самым серьезным образом.

ПРОГЛОЧЕННЫЕ ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ

Мне нравится, когда люди задают себе и друг другу сложные вопросы. На этой неделе меня пригласили на встречу с финалистами из районов и городов Татарстана. После знакомства и выступления по теме, старшеклассники из Мамадышского, Ленингорского, Тюлячинского и других районов спросили то, о чем я сам хотел узнать от нынешних молодых и юных. Почему молодежь мало общается на национальных языках? Где применять знание языков? Как осваивать и применять языки? И мне пришлось отдуваться самому, делиться самым сокровенным.

Участницы международной олимпиады по татарскому языку и литературе Ольга, Полина и Илина из Лениногорского района выросли в русских семьях и татарский язык выучили в школе
Участницы международной олимпиады по татарскому языку и литературе Ольга, Полина и Илина из Лениногорского района выросли в русских семьях и татарский язык выучили в школе

Да, я считаю, что язык живет, если существует среда, если на нем люди говорят, особенно молодежь.

Да, без общения в семье, на работе не выучишь ни родной, ни английский языки.

Да, без знания 2 - 3 языков современный человек остается неандертальцем. А в цивилизованных странах знание родного языка, пусть даже неофициального на данной местности, учитывается как часть профессиональной компетентности сотрудника.

Да, знание одного лишь языка делает уязвимым конкретного человека и его этническое сообщество. Например, владение только русским языком, понятным 250 - 300 млн. 7-миллиардного человечества может привести к изоляции. Еще большая степень уязвимости с татарским, поэтому продвинутые татары владеют 4 - 5 языками, а двумя — практически все.

Да, глобализация наезжает так, что даже не только на «Евровидении», но и в проекте «Голос. Дети» почти все поют на английском. Растет поколение, которое может оторваться от корней. Выход есть. Он в полилингвизме. Как, например, Алсу, Саида Мухаметзянова, Дина Гарипова, Эльмира Калимуллина, а также математик Карима Нигматуллина и другие наши девушки, известные всему миру. Глобализация их не пугает и не глотает, а даже наоборот, она помогает им, прокладывает путь к олимпу, к сохранению самобытности. И нет признаков того, чтобы «мультикультурализм» такого толка чем-то угрожал российскому государству. Скорее, наоборот.

В обложках некоторых казанских изданий, адресованных многонациональной аудитории, нет никакого намека, в каком регионе, среди каких людей происходят события
В обложках некоторых казанских изданий, адресованных многонациональной аудитории, нет никакого намека, в каком регионе, среди каких людей происходят события

ТАТАРСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Как-то у нас возник спор с друзьями. Обязательно ли быть татарстанцем в душе? Объединяет ли нас республика со своей историей, культурой проживающих в ней народов? В этом вопросе я не скрываю свое категоричное убеждение — человек, презирающий свою землю, народ, который на ней живет, не признающий традиций, культуру — просто недоразумение. Тип без царя в голове и без гроша в душе. Привязанность к стране и региону, культурной среде — естественное состояние нормального человека. Конечно, кто-то может не признавать, не интересоваться, даже отрицать ценности окружающей среды. Но он живет от безысходности, так как не может уехать или поселиться где-то в более комфортном месте. Просто терпит. Не заставишь ведь любить страну или регион, к которой не лежит душа. Мне жалко таких.

Но не жаль клеветников, которые добровольно, по убеждению или за деньги размазывают дегтем наши ворота. Они были всегда, еще больше расплодились сейчас. Тем более появилась возможность через интернет, иногда анонимно, порой под благодушным предлогом клеить кошмарные ярлыки на один из лучших регионов России. Иногда на полном серьезе расписывают, что в наших лесах прячутся бандитские формирования, что у нас живут потомки людоедов, а сама республика — фашистская структура. Их не интересует, что на войну с германским фашизмом отправились 700 тыс. татарстанцев, половина из них — 350 тыс. — погибли от рук фашистов.

Конечно, есть у нас и недостатки. Совершенствуя свою жизнь, мы не перестаем любить своих родных и близких, свою землю, уважать своих земляков.

Убежден, что татарстанская региональная идентификация — мощнейший фактор совершенствования нашей жизни. Авторы стратегии «Татарстан-2030» и ее эксперты тоже отмечают необходимость использования исторического бренда Татарстана.

Обложки изданий
Обложки изданий

Между тем, люди разные по вкусам и духовному наполнению. Я читаю книги, газеты, журналы, смотрю телепередачи, участвую на собраниях и форумах, идущих на татарском языке. Десятки классиков литературы и культуры, сотни произведений для меня — как знаковые явления. Природные, историко-культурные памятники, интересные места и яркие личности — все это компоненты моего Татарстана. Нечто подобное могу сказать и о России, правопреемнице древних татарских государств — Волжской Булгарии и Улуса Джучи, который сейчас называют «Золотая Орда».

Допускаю, что могут быть люди, для которых Татарстан — это 68 тыс. кв. км земли и несколько городов. Но они для меня никто. Их просто нет в моем Татарстане. Что же мы можем делать? Разве что открывать двери, показать свои сокровища. Но музеи, библиотеки, интернет-сайты, театры, книги, телерадиоканалы доступны всем. Каждый может припасть к роднику. Если, конечно, хочет. Еще я верю в великую силу театрального, музыкального, изобразительного искусства, печатного слова. Но мы и тут еще не договорились, не объяснили путей к осознанию самобытности края и его народов. Могу привести в качестве примера обложки некоторых казанских изданий, адресованных многонациональной аудитории. В них никакого намека, в каком регионе, среди каких людей происходят события.

Мне кажется, именно с такого безобидного нигилизма начинается ликвидация республики и развал России как самобытной страны с многонациональным народом, о чем всегда напоминает президент РФ В.В.Путин. Не стоит забывать, что Татарстан как одна из национальных республик упоминается в тексте Конституции России, что, вероятно, не всем нравится. Нам же остается защищать свою республику и... российскую Конституцию! Продвигая креативные идеи и философские символы, нельзя забывать, что этническая культура и исторические символы — самые креативные и эффектные знаки всех времен.

Обложки изданий
Обложки изданий

...На днях получил заказ от старых друзей из Европы. Живущая в Лондоне Бану, дочь известного журналиста Фарита Иделле, никогда не побывавшая в Казани, просит достать татарские сапожки с кожаной мозаикой. Готова заплатить всю необходимую сумму. Значит, она с помощью своих родителей выросла как часть татарского народа и имеет непосредственное отношение к Татарстану. Просто не может сознавать себя вне контекста своих предков и нашей республики. Оставаясь при этом уроженкой и гражданкой Германии, жительницей Британии.

Никто не может запретить нам иметь многоуровневую идентичность, сохраняя свое лицо и гражданское самосознание, чтобы не превращаться в типа без царя в голове и без веры в душе.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.04.2015 09:17

    сапожки с татарской мозаикой, это просто модно, если бы она попросила книги на татарском языке, можно было бы говорить, что ощущает себя в национальном контексте

  • kaz_orphan2
    26.04.2015 09:55

    Помню, во время экскурсии по Вечному городу, экскурсовод как заклинание повторяла: "Что не используется, то исчезает". Относилось к древним зданиям, но...

    • Анонимно
      26.04.2015 10:56

      Так и есть. "Всему свое время". Когда то люди бегали за мамонтами и жили в пещерах. Эволюция, однако.

  • Анонимно
    26.04.2015 10:03

    Татарстанец - звучит гордо! Ежели кто стыдится этого - тот редиска.

  • Анонимно
    26.04.2015 10:09

    Детский "Голос" всего лишь каприз избалованных взрослых. Детей заставляют петь взрослые песни, аж стыдно слушать.Можно судить об интеллекте организаторов.

    • Анонимно
      26.04.2015 10:25

      Вы так серьёзно к этому относитесь? Все эти программы на телевидении - это фрвншизы американских проектов. Простое копирование "ненавистного" и "презираемого" амэриканского Запада.

      • Анонимно
        26.04.2015 19:42

        представьте, как вообще это смешно видеть носителям языка: ужимки и гриммасы под, в лучшем случае, кошмарный акцент, а иногда и просто имитацию слов песни.

        • starr
          27.04.2015 11:02

          "Шоколадный заяц" все слышали? Не покоробило? А раннее творчество Эдиты Пьехи? Никого не коробило. Это в смысле носителей языка.Но сам проект, конечно, дебильный, что касается применения к детям...

  • Анонимно
    26.04.2015 10:13

    Культура-культ РА. Что такое РА. Это системные языки мозга:арабский и русский. Все в мире структурируется с поМОЩЬЮ слов на этих языках.В начале было слово и это не метафора.Чудинов прочитал на камнях и на местности тысячи надписей и все они начиная с 9-10 века на рунице.Вот почему все люди земли должны знать русский язык? А также свои родные языки и культуру.Глобализация должна происходить на фоне единого русского языка для всех народо

  • Анонимно
    26.04.2015 10:19

    Глобализация действительно стирает языки, очень обидно, но необратимо. Мир говорит на языке экономически господствующих наций. Установить будущее языка просто, БО, проведи опрос, сколько процентов этноса думает на своем языке, раскидай по возрастам, может, картина достаточно оптимистичная?

  • Анонимно
    26.04.2015 10:38

    Вот все же интересно 20 лет насильственного обучения татарскому привили любовь и уважение к нему всем окружающим или нет ? Повысился ли от этого процент использования кроме деревень или нет? Кто нибудь ответит на эти вопросы? Или нет ?

    • Анонимно
      27.04.2015 08:11

      Татарским плохо владеют только ленивые казанцы . Весь остальной Татарстан только на нем и говорит . Русский язык в районах не нужен , только на уроках в школе , а в доме и других учреждениях говорим на родном . В районах почти все русские владеют татарским . Так что все в порядке . Казань не отставай !!!

    • Анонимно
      27.04.2015 09:35

      Каждый человек живущий в Республике Татарстан должен знать татарский язык.

      • Анонимно
        27.04.2015 10:16

        Как отражается незнание татарского языка на человеке, проживающем в Республике Татарстан? Мое мнение - никак.

  • Анонимно
    26.04.2015 10:39

    Так таковой проблемы использования родного языка нет. Ни у татар, ни у чувашей, ни у чеченцев в России. Ни у индейцев в США, ни у зулусов в ЮАР, ни у курдов в Турции. Пожалуйста говори, пиши, пой на родном языке - запретов нет (Слава Всевышнему). По большому счету, зачем нужен язык - для передачи информации. Национальный язык нужен для передачи информации внутри определенной нации. Но мир многонационален - значит для межнационального общения нужен международный язык, который впоследствии превращается в основной язык общения.

  • Анонимно
    26.04.2015 11:31

    Как выполняется госпрограмма по сохранению идентичности татар? И кто укрепляет татарстанское самосознание? Никто!

    • Анонимно
      26.04.2015 14:57

      Отвечаю: самосознание татар укрепляют его историческое прошлое, его герои и лидеры, таланты- Марджани, Тукай, Саг"диевы, Шаймиев,и будущие имена(аллабирса!) А родной язык и Родина для татар-святое. О языке неопределенно говорят только те татары, которые не знают и не говорят или, скорее, не способны учит. Свой Родной Язык.

  • Анонимно
    26.04.2015 12:28

    Татарстан для многих стал родным и любимым!

  • Анонимно
    26.04.2015 12:40

    В 96 школе Казани, где учится моя внучка, татарский язык ставят на субботу, поэтому половина учеников не приходит, так как других уроков в этот день нет. Здесь никогда не услышишь татарскую речь. Г. Ш.

  • raf
    26.04.2015 13:11

    Нации и национальности обьективно стирает развитие промышленности.Хочешь сохраниться развивай государство и экономику.Другие народы будут потреблять,что произвёл иной народ.Казанское сливочное масло знают по всей РФ.Покупают,разбавляют и спекулируют,оставляя название.До недавнего времени так было с бензином от "Татнефти".Они "зачистились"от уродов,теперь их бензин хвалят.Качество хорошее.И подобное должно быть со всем товаром,что производится в РТ.Тогда татарское и татарстанское будут потреблять и хвалить.Чтобы быть,надо прилагать усилия каждый день.В основе лежит Труд.Мы и сохранимся,как народ,благодаря трудолюбию.Язык сохраним этому обстоятельству.

    • Анонимно
      26.04.2015 16:16

      Постсоветское общество потребления и новое буржуйство сопровождается с деградацией. Национальной в первую очередь.

  • Анонимно
    26.04.2015 13:21

    В нашей музыкальной школе на Шаляпина на прошлой неделе был отчетный концерт. Ни одного номера, связанного с татарской и татарстанской музыкой. Даже в честь 70 летия не приготовили ничего. Все идет от наполнения или пустоты души...

  • БОБ
    26.04.2015 14:59

    Римзиль, мне понятны ваши чувства, желания и боль. Но, думаю что требовать от картинки на обложке обязательной информации о регионе и людях региона - перегиб. Вот, к примеру, у меня сейчас на столе журнал "Казань" №4 за 2014 год. На его обложке абстракция. Но откройте номер и увидите там великолепный рассказ о творчестве казанского художника - того самого, чья абстракция на обложке. Внутри журнала есть и фото с мечетями и женщины в татарских национальных костюмах. Но художники журнала после долгого выбора и мук творчества выносят на обложку то, что в данный момент из содержания журнала их более всего увлекло. И это их вдохновляет. Обложка - особое искусство. И мы имеем пример этого искусства (благодаря Григорию Эйдинову и Светлане Жеймовой) на высшем уровне - обложки журнала "Казань" признавались лучшими в России. После прочтения любого номера журнала "Казань" я всегда возвращаюсь и возвращаюсь к обложке и восхищаюсь выбором художника и мастерством исполнения. "Обязаловку" в виде соцреализма и партийности мы уже проходили. Стоит ли в новую обязаловку загонять обложки?

    • Анонимно
      27.04.2015 14:06

      Журнал "Казань" узнаваем и имеет свое творческое лицо, свою нишу. А приведенные здесь обложки украшают "элитный" журнал "Татарстан". Видимо автор постеснялся назвать название корпоративного СМИ, все таки журнал родного ведомства...Тезка Республики Татарстан получила рекламу, а то сейчас никто не знает об этом убогом издании.

  • Анонимно
    26.04.2015 15:17

    Первый вопрос, который надо задать: "Татары хотят сохраниться как этнос?" От ответа на него зависит ответ на второй вопрос: "Для сохранения себя как этноса каким образом татары сохраняют и развивают родной язык?"Что они делают и могут сделать для этого?Что не делают -- тоже хорошая и правильная постановка вопроса.

  • Анонимно
    26.04.2015 16:05

    Министр просвещения романовского правительства Д.А. Толстой заявлял о том, что «конечной целью образования всех инородцев, живших в пределах нашего Отечества, должно быть обрусение их и слияние их с русским народом». Эта политика продолжается и поныне. Сам я отношусь к, как сказал независимый историк и правозащитник Г.Р.Еникеев "...маргиналы, «выпавшие» из своего этноса, могут легко поддаться любой антиобщественной идеологии, представляется к тому же, что они, - например, «русскоязычные татары», - не унаследовав свои язык и культуру, не обогатят и русскую. Это будут, увы, не те татары, которые вливались в великорусский этнос, обогащая ее, такие как Кутузовы, Державины, Тургеневы и многие, многие другие, кстати, не забывавшие еще и в XVIII-XIX веках свой язык. "Действительно правильные слова. И я, выросший в советское время за пределами Татарии, татарскому языку был не обучен. Хотя и обзывали меня в детстве татаром и драться приходилось за то, что мои предки якобы "много сотен лет сидели у русских на шее, свесив ноги".И, как правило я был один.Но все равно я оставался для всех татарином.

  • Анонимно
    26.04.2015 16:22

    Да, надо жить так, чтоб окружающие могли сказать-"У-у татарин"! С гордостью, любовью или ненавистью -не важно. Но выделят. Много раз услышал в свой адрес- в институте, в армии, на заводе.

  • Анонимно
    26.04.2015 22:37

    Вместо реанимации, сохранения и укрепления татарской национальной идентичности вся государственная машина в Татарстане (включая и региональные представительства федеральных органов, и республиканские ведомства всех мастей, и муниципальные власти) последние четверть века усиленно занимаются взращиванием некой абстрактной "Татарстанской" идентичности. В структуре данного идеологического субъекта национальная и этническая составляющая намеренно нивелируется, ее суть выхолащивается. А всякие программы развития языка и системы образования, поддержки нацкультуры и искусства выступают в роли освоения бюджетов приближенными, покупки лояльности отдельных лидеров общественного мнения и популярных людей, и для создания видимости. Результатом всего этого является тот факт, что на День родного языка к памятнику Тукая приходят 300 человек. Это чуть больше чем на День памяти 15 октября.

  • Анонимно
    26.04.2015 23:40

    Академия наук Татарстана сокращает работников в Татарских научных институтов татарской национальности. С аппаратом Академии наук нашей республики приходится разговаривать на русском языке. Так как татарским не владеют. В основном разрабатываются проекты направленные не для поддержания культуры, традиций, языка Республики, а для толстого брюха аппаратчиков.

  • Анонимно
    26.04.2015 23:46

    Мы с сестрой выросли за пределами Республики. Одна воспитательница когда приходила на работу первым делом закрывала нас с сестрой в туалет, открывала только на обед. Сейчас мы живем в Татарстане, на пенсии и когда вспоминаем детство обе плачем.

    • starr
      27.04.2015 10:49

      А пожаловаться родителям нельзя было, что-ли? Мне кажется - эту воспитательницу быстро бы вышибли из всех образовательных структур. Раньше с этим было очень строго...

    • Анонимно
      27.04.2015 14:21

      Укажите город школу и учительницу.

  • Анонимно
    27.04.2015 00:02

    Какие же казанские издания печатаются с такими "красивыми" обложками? Назовите авторов и учредителей!

  • Анонимно
    27.04.2015 06:59

    В школах татарский должен быть добровольным.... В то достали уже под угрозой исключения из школы учить его...

    • Анонимно
      27.04.2015 10:29

      Да вы правы, надо исключать за игнорирование учебного плана.

  • Анонимно
    27.04.2015 07:14

    Римзиль Салихович, как всегда, поднимает актуальную тему. Приветствуем и поддерживаем. Но образовательные стандаты тат яз для русскоязычных вызывают отторжение, нежелание изучать его. Преподавателей с методикой преподавания тат яз как ин языка не готовят. Мне больно за такое отношение к моему родному языку. Это формирует у школьников плохое отношение к нему, а в посознании- и в целом к культуре. Нет владения тат языком при окончании школы. Вот и результат всех усилий! значит, надо менять многое, не бросать денег на ветер. Живем в Татарстане, а востребованности тат языка нет. Только на бумаге эти все программы и законы. Госсовет хоть раз проводил заседание на другом гос яыке? Нет! Так зачем он в школе детям, если примеры в жизни говорят о другом? Для кого принимаются законы, если их сами депутаты не выполняют? Глобализация здесь не самый страшный враг, а мы сами. PS. Кстати, в статье надо написать "" по приезде"", по - моему.

  • Анонимно
    27.04.2015 07:44

    Берегите, дети мои, язык, как землю свою. Слово может быть потеряно как город, как земля, как душа. А что есть народ, если он потеряет свой язык, землю и душу?Не берите чужие слова в уста свои. Примешь ли чужое слово - знай, что не ты завоевал его, но оно тебя завоевало. Лучше тебе потерять самый большой и укрепленный город своей страны, нежели самое маленькое и незначимое слово своего языка. Земли и государства не покоряются только мечом и языком. Но знай, что враг настолько завоевал тебя, сколько слов стер из языка твоего и своих подставил тебе. Стефан Неманя (1114-1200гг.)

  • Анонимно
    27.04.2015 08:21

    Отвечаю : насильно изучают не родной , а например иностранные языки или к примеру русский ( или физику). Потому что все районы кроме ленивых казанцев говорят на татарском . В районах русский язык используется только на уроках . Во всех остальных учреждениях народ говорит на родном , так проще . Даже русские в районах татарским владеют . Казанцы не отставайте .

    • starr
      27.04.2015 11:48

      За себя отвечайте. Я физику и русский всегда изучал и продолжаю изучать с искренним интересом. Насильно изучал разве что зоологию - вот мне вообще безразлично как устроен пищевод лягушки, а также - какие подотряды есть в семействе паслёновых. Ну что-ж, потерпел до окончания школы. Все-таки это знания мирового масштаба. Лягушка - она и в Америке лягушка, и пищевод у неё одинаковый. Могу с американцем это обсудить, если что...

  • Анонимно
    27.04.2015 08:54

    когда говорят о сохранении языков у нас взоры обращаются либо в историю( восхваление татарских просветителей и меценатов), либо говорят о будущем и составляют программы развития и сохранения языков. Заметьте, никто не берется и не отвечает за сегодняшнее состояние дел. Эта своеобразный уход от действительности.Убаюкивать себя историей и будущим куда проще, чем отвечать за реальное положение вещей. Мастер такого"оболвания" Валеев представил еще один очередной образец-всего лишь

  • starr
    27.04.2015 10:59

    Сейчас уже никто не разговаривает на русском языке. Все говорят на общероссийском языке, в котором система образования предложений и часть слов русские, очень большая часть - татарские, и ещё много иностранных слов. Так что не нужно "катить бочку" на насильственный "русский язык". Настоящему русскому языку даже русских давно не обучают. А общероссийский язык нужен для общения разных национальных групп между собой...

  • Анонимно
    27.04.2015 11:35

    Энгель Навапович! Непорядок с методикой в школах. Татарский язык нужен для общения, понимания татарской культуры. А все проверки, контрольные итд направлены на письменную речь. Поэтому натаскивают по грамматике. Учителя вынуждены. Самая лучшая методика на сегодня для начальной школы- методика Литвинова. Но татарские ученые говорят примерно так, сами с усами. Обидно. Тогда где же результат?

  • Анонимно
    27.04.2015 12:35

    Рыба гнеет с головы. Сами татары не знают родного языка...а их дети сидят в русской группе..и что ? Разве так можно? в руской группе сидит Петров и там же М?х?мм?т?анов.татарам там легче! Где закон? Руководители-татары не знают языка..а кто виноват, допускают этого.

  • Анонимно
    27.04.2015 15:08

    Все хорошо написано. Но ведь знаю, что встречаются два татарина, да тот же Римзиль Валеев с кем-то из своих товарищей по цеху, и говорят между собой на русском. Причем тут глобализация? Так Римзиль говорил и при советской власти, даже больше, возможно даже скрывал, что знает свой родной язык, потому как это было не то что не модно знать свой язык, но как-то даже и "некультурно". До сих пор встречаются в комментах на этом сайте некое пренебрежение с указанием на татарский акцент в русской речи или с указанием на "аульность" руководителей. Вот когда это станет не только модно говорить между собой на татарском, но и станет знаком уважения к своему языку, своему народу, к своим предкам, а также знаком принадлежности к своему клану, то язык будет жить. А принадлежность к клану означает, что ты член той группы, которая имеет большое влияние в этом обществе и готова помочь в карьере, помочь в трудную минуту. Это должно стать некой отметкой (знание родного языка, что ты свой), которая позволит отличить тебя от других. И отбор в "клан" тоже должен проходить на этом тесте. Это также будет стимулом знать свой язык. Не зная своего языка, не общаясь на нем нельзя будет в своей республике сделать карьеру во власти. Тогда есть гарантия сохранения своего языка в иной языковой среде. Goody

  • Анонимно
    27.04.2015 16:04

    STARRу:"..Сейчас уже никто не разговаривает на русском языке. Все говорят на общероссийском языке, в котором система образования предложений и часть слов русские, очень большая часть - татарские, и ещё много иностранных слов. Так что не нужно "катить бочку" на насильственный "русский язык". Настоящему русскому языку даже русских давно не обучают..."Сейчас все говорят не на российском языке,такого просто не существуют,а именно на русском.Тогда давайте все будем говорить на общетатарском, общечеченском и др.языках.Это будет справедливее.

  • Анонимно
    27.04.2015 21:24

    Не развивает никто терминологическую базу языка. Например, в современном казахском языке есть слово двигатель - кузгалткеч, а в современном татарском ни в одном словаре не найдёте.

  • Анонимно
    29.04.2015 15:02

    Спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Пока сами не выучим никто за нас этого не сделает.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль