Культура 
28.04.2015

Татарстанский «Тангейзер»: оперу «Джалиль» обвинили в уравнивании Сталина и Гитлера

Произведение, оказавшееся в центре скандала, послезавтра приезжает снимать MEZZO, чтобы в День Победы протранслировать на 100 стран мира

Сегодня стало известно о жалобе КПРФ в прокуратуру РТ по поводу демонстрации на сцене ТГАТОиБ оперы «Джалиль» в постановке Михаила Панджавидзе. Лидеру фракции коммунистов в Госсовете РТ Хафизу Миргалимову не понравилось, что советский и фашистский режимы в ней фактически уравниваются по бесчеловечности. Между тем и сам режиссер в момент премьеры не скрывал своего замысла «усилить роль государственной машины, и не только немецкой, но и советской, которая безжалостно перемалывала кости людей».

Накануне празднования 70-летия Великой Победы в центре внимания оказалась опера «Джалиль», идущая на сцене ТГАТОиБ (фото: kazan-opera.ru)

ПОКАЗ НА КАНАЛЕ MEZZO НА ФОНЕ СКАНДАЛА

Сегодняшний день в Казани ознаменовался довольно неожиданным околокультурным скандалом, которому придает особую пикантность будущее празднование 70-летия Великой Победы. Вслед за новосибирским «Тангейзером», скандал вокруг которого стал потихоньку угасать, в центре внимания оказалась опера, идущая на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля. Причем если в Сибири бучу подняли представители духовенства, то в столице Татарстана инициатором подачи жалобы в правоохранительные органы стали вполне себе светские политические деятели в лице главы фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиза Миргалимова. В центре внимания — поставленный еще в 2011 году режиссером Михаилом Панджавидзе спектакль «Джалиль», посвященный знаменитому татарскому поэту, чье имя и носит казанский оперный театр, на музыку классика татарской композиторской школы Назиба Жиганова.

Самое любопытное, что уже 30 апреля в ТАГТОиБ запланирован специальный показ этой постановки, который должен быть записан специалистами известного европейского телеканала Mezzo, специализирующегося на классическом искусстве, и показан более чем в 100 странах. Однако скорый международный триумф театра из столицы Татарстана может обернуться серьезными имиджевыми и не только потерями на родине.

Все дело в том, что, как отмечает в своей жалобе лидер татарстанских коммунистов, в одной из сцен «сравниваются Сталин и Адольф Гитлер», проводится «прямая параллель... между советским строем и нацизмом». Такие сравнения, по словам коммуниста, исходят от «бесконтрольного «творчества художника» и «ведут к подрыву исторической роли» страны в Великой Отечественной войне, пишет «Коммерсантъ Казань». «Это плевок в сторону многонационального народа России накануне праздника — 70-летия Великой Победы», — говорится в запросе.

Хафиз Миргалимов
Хафиз Миргалимов считает, что в одной из сцен «сравниваются Сталин и Адольф Гитлер», проводится «прямая параллель... между советским строем и нацизмом»

Кроме того, в своем обращении глава КПРФ в Татарстане ссылается на ст. 20.3 КоАП РФ, которая запрещает публичную демонстрацию нацистской атрибутики. К запросу он прилагает снимок, сделанный во время просмотра постановки, с изображением свастики. К сожалению, сегодня с самого утра лидеры КПРФ в Татарстане были недоступны для комментариев. Ранее с запросом в министерство культуры Татарстана по поводу оперы «Джалиль» обращалось и руководство Госсовета республики. Тогда в министерстве прокомментировали сопоставление портретов Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера в одной из сцен, назвав это символом борьбы главных сил Второй мировой войны.

Что любопытно, сам спектакль уже четыре года находится в репертуаре и никогда не вызывал особых споров, более того, в преддверии 9 Мая ежегодно оперный театр неизменно демонстрировал «Джалиля» на специальных показах для ветеранов и тружеников тыла.

Что любопытно, сам спектакль уже четыре года находится в репертуаре и никогда не вызывал особых споров (фото: kazan-opera.ru)

«ДА, ОНА НЕ СИДЕЛА, НО ЭТО ВЕДЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОПАСНОСТИ...»

Сама опера Жиганова по либретто Ахмеда Файзи впервые была представлена в Казани еще в 1957 году и с тех пор выдержала несколько постановок. Последняя по времени и принадлежит режиссеру Панджавидзе, ныне возглавляющему Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь. В своих интервью после премьеры спектакля, посвященного трагической судьбе татарского поэта, погибшего в фашистских застенках, автор спектакля не скрывал своего режиссерского замысла, согласно которому гитлеровский и сталинский режимы действительно ставятся фактически на одну доску: «Свой подвиг Муса Джалиль расценивает как необходимость, невзирая на страдания своей семьи. Как выяснилось, я шел верным путем, потому что Жиганову надоела плакатность, агитка. С другой стороны, если уйти в лирику, мы получим мыльную оперу, которая тоже будет мало кому интересна. Сериал «Джалиль» никому не нужен. Я понял... и усилил роль государственной машины, и не только немецкой, но и советской. Она тоже безжалостно перемалывала кости людей».

Панджавидзе даже немного отошел и от исторической правды в своем спектакле, который начинается с того, что по залу проходят и поднимаются несколько овчарок. Согласно режиссерскому замыслу, супруга поэта Амина Залилова оказывается узницей советского лагеря, хотя в реальности такого исторического факта не было. «Она не сидела, но это ведь представление об опасности, которая ей угрожала. Это образ такой. А что мог еще подумать Джалиль? Ее ведь вызывали в НКВД», — отвечал на упреки режиссер.

В самом спектакле свет в конце тоннеля возникает лишь в последней картине, когда одну из «Моабитских тетрадей» в уже послевоенный СССР привозит Андре Тиммерманс и звучит знаменитая ария Джалиля «Сал бул, Казан» в исполнении неизменного исполнителя заглавной партии в последнем варианте «Джалиля», тенора Мариинского театра Ахмеда Агади.

Возможно, именно такая интерпретация событий времен Второй мировой войны и пришлась по вкусу французским телевизионщикам из Mezzo, что они решили показать оперу из Казани на своем канале в столь знаменательный день. Официальная позиция театра пока также остается неизвестной. Недоступна для комментариев и прокуратура РТ.

«НАЦИСТЫ СРАЗУ ЖЕ СРЫВАЛИ ПОРТРЕТЫ СТАЛИНА»

Разиль Валеев — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— Мне сложно комментировать эту ситуацию, поскольку саму оперу я смотрел уже давно и деталей просто не помню. Может быть, с тех пор что-то менялось, просто не знаю. Но сейчас, конечно, хочу сходить, посмотреть еще раз. По-моему, сегодня как раз постановка идет, но в закрытом режиме — для показа на Европу. О самом запросе я, конечно, проинформирован. И в Госсовете, если будет специальное обращение депутата, также будет обсуждаться эта тема, но пока нет предмета обсуждения. Хафиз Миргалимов пока обратился в прокуратуру, это его право.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ им. Туполева:

— Я смотрел постановку очень давно, еще в школе, прекрасная опера, ни о какой пропаганде нацизма там говорить не приходится. А сейчас... Говоря об обращении КПРФ, можно отметить, что надо было все-таки сразу реагировать, а не подгадывать свою борьбу за сохранение исторической памяти под праздники или выборы. Собственно, изображение свастики в фильмах, спектаклях, внутри книг о войне (не на обложках, а внутри) просто необходимо, иначе непонятно, с чем мы воевали.

А вот рядом поставленные портреты Сталина и Гитлера — надо посмотреть. Такого не бывает — нигде, никогда они рядом не стояли. С исторической точки зрения нацисты сразу же срывали портреты Сталина. Рядом с Гитлером никогда он не висел. Да, те восхищались Гитлером, наши восхищались Сталиным, но приравнивать их нельзя. Мы воевали вместе с англосаксонскими странами против фашизма. Портреты лидеров стран антигитлеровской коалиции — Сталина, Черчилля, Рузвельта — вместе вы встретить можете, но не рядом с портретом Гитлера. Он отвергал все ценности эпохи Просвещения: и свободу, и равенство, и братство. Поэтому здесь я соглашусь с Миргалимовым, здесь могут быть основания для проверки.

К слову, в свое время в Казани, в Качаловском театре, сняли постановку спектакля «А зори здесь тихие», поставленную еще до фильма. Комиссия сочла посыл спектакля (девушки гибнут совершенно не в военных условиях, зря и бессмысленно) неверным. Так что могут быть деформации, вызванные трактовкой режиссера. И могут быть сознательные провокации, чтобы в очередной раз чьим-то вкусам потрафить. Это все очень тонко.

-jcntibaidg.jpg
Сцена из спектакля «Джалиль» (фото: kazan-opera.ru)

Нияз Игламов — театральный критик, завлит театра им. Камала:

— Оперу «Джалиль» я смотрел довольно давно, сразу после премьеры. Спектакль производил сильное впечатление и был назван жюри республиканской премии «Тантана-2012» победителем в главной номинации «Событие года». Поскольку номинация «Событие года» должна отвечать по положению о премии не только эстетическим, но и социально значимым критериям, существенную роль сыграл тот факт, что впервые за довольно долгое время театр обратился к татарской классике, а режиссер Панджавидзе сумел вдохнуть дух современности в постановку. Скажу честно, не являясь горячим поклонником нашего театра оперы и балета, этот спектакль я выделяю среди прочих. Наряду с «Лючией де Ламмермур» это, на мой вкус, один из лучших спектаклей последних лет. Кроме этого, «Джалиль» имеет знаковый характер для казанского оперного, ведь театр носит имя поэта-героя. Ничего способного задеть чувства самых ревностных патриотов я в постановке не увидел. Несколько сезонов зрители посещали «Джалиль», и ничего их чувства не задевало, да и не могло.

Другое дело, что сегодня на волне охватившего страну безумия в поиске внутренних врагов среди деятелей искусства и прежде всего театра некоторые политические силы настойчиво раскачивают лодку российского общества, пытаясь в угоду собственным амбициям вбить клин между народом и интеллигенцией. Это в силу запредельного абсурда ситуации перестает быть смешным. Данное обращение, как мне кажется, — это желание угодить глупой моде и напомнить о себе избирателям, в преддверии будущих выборов отобрать голоса у электората Жириновского. Это странно, так как татарстанские коммунисты всегда выглядели более чем адекватно на общероссийском фоне. Но вот волна безумия докатилась и до нас. Если запрещать свастику в произведениях о войне... Не лучше ли тогда и немецких солдат переодевать в советскую форму? Или на крыльях «мессершмиттов» и «юнкерсов» рисовать звезды? А фильмы Лиозновой, Быкова, Бондарчука запретить к показу.

Наш оперный театр и его «свежеотукаенный» руководитель вполне целомудренны и на святыни не покушаются. Здесь, собственно, и говорить-то не о чем. Это пиар. Но, судя по всему, скоро нам предстоит пережить охоту на ведьм. Чем это всегда кончается, мы знаем. Если уж наш оперный попал в одну строку с новосибирским «Тангейзером» и «Театром.doc», то дела наши швах. Общество само должно стать на защиту искусства.

Любовь Агеева — преподаватель КНИТУ-КАИ, редактор газеты «Казанские истории»:

— Я усматриваю в этой ситуации два момента. Во-первых, обращение фракции КПРФ вызвано, скорее, стремлением оказаться в тренде. Все слышали о скандале с постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирске, а тут вдруг свой сюжет. Мне почему-то так показалось. Потому что «Джалиль» идет уже давно, с 2011 года, и мысли по поводу портретов ни у кого не возникали.

Во-вторых, у меня есть подозрение, что люди, составлявшие письмо, с оперой знакомы достаточно поверхностно. Сами по себе эти два портрета не создают той угрозы, о которой пишут коммунисты. Они лишь обозначают символически время, эпоху, два мира, которые сталкиваются в этом театре. Но есть куда более серьезная вещь, которую коммунисты как раз и не затронули. Это решение, художественно воплощенное в декорациях. В одной камере оказываются и узники, оказавшиеся в плену у гитлеровцев, и жена Джалиля, которая, кстати сказать, в лагере не сидела. И я как зритель воспринимаю два портрета уже не как функцию, а как символ.

Помнится, в беседе с постановщиком спектакля мы говорили на эту тему, и он в интервью обосновал свое режиссерское решение. Что ж, у художника есть своя правда, и мы должны с ней считаться.
Когда ставился спектакль в нашем театре, еще не было столь острого сопоставления советского и немецкого режимов, как это делается сегодня. В этом смысле я могу понять опасения коммунистов. Сама идея поставить фашистскую Германию и Советской Союз на одну доску мне кажется главным кощунством последнего времени!

Но к спектаклю в театре имени Джалиля это не относится совершенно. Хотя бы потому, что публика, в том числе молодежь, просто не воспринимает такое противопоставление. Я наблюдала реакцию дважды — наша публика смотрит спектакль о Мусе Джалиле и глобальных параллелей не делает.

Кирилл Маевский — арт-директор центра современной культуры «Смена»:

— Вчера с полок нескольких крупных московских магазинов убрали антифашистcкий графический роман «Маус», потому что на обложке книги изображен фрагмент свастики. Сегодня казанские коммунисты просят провести проверку постановки оперы «Джалиль», потому что в ней якобы проводится прямая параллель между советским строем и нацизмом. Завтра в Бишмунче кто-нибудь узреет у гуся усы Гитлера и потребует арестовать и гуся, и его хозяина как подлецов, воспевающих нацистский режим.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (82) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.04.2015 13:20

    А что не так то?

    • Анонимно
      28.04.2015 14:27

      Эта партия КПРФ пародия на оппозицию, карманные клоуны кремля для пенсионеров.

      • Анонимно
        28.04.2015 16:18

        У нас демократическая страна. По Конституции, право на проведение собраний и свободное волеизъявление имеют все российские граждане. Поэтому эти клоуны и фрики тоже могут позволить себе собраться и попаясничать.

      • Анонимно
        29.04.2015 21:53

        самое точное определение для татарстанской кпрф

    • Анонимно
      28.04.2015 14:40

      Посмотрите первое фото, по вашему все отлично? КПРФ правильно обратила внимание на уравнивание СССР и фашисткой Германии

      • Анонимно
        29.04.2015 10:44

        Идет информационная война, вот её бойцы себя и проявляют, пытаясь смешать с грязью нашу историю!

  • Анонимно
    28.04.2015 13:39

    коммунистам пора на пенсию, достали уже всех

    • Анонимно
      29.04.2015 11:30

      Евронытики и прочие "жертвы кровавого режима" достали еще больше!

  • Марат Ш
    28.04.2015 13:42

    Обязательно пойду! С сыном - детей необходимо с ранних лет прививать от фашизма и совка.

  • Анонимно
    28.04.2015 13:45

    Запретить спектакль!

  • Анонимно
    28.04.2015 13:51

    Комментарий маевского самый крутой

    • Анонимно
      28.04.2015 14:05

      Ага)) плюсую, полностью согласен!

      А по поводу коммунистов, тут все и так ясно, к гадалке не ходи - показуха 100%! Лучше бы реальными делами занимались, чем просто самопиаром...

      З.ы. Спекталь 11го года, а пишут в предверии праздника, чтоб заработать хоть какие то очки, путем поднятия шума. Мне их жаль, раз таков их уровень теперь...

  • Анонимно
    28.04.2015 13:59

    Почему таким фриком хочет вечно выглядеть Миргалимов? Не серьезным человеком, а каким-то городским сумасшедшим. Каждый политик должен производить впечатление серьезного человека, а у Миргалимова всё время получается демонстрировать какую-то неадекватность

  • Марат Ш
    28.04.2015 14:03

    Если бы в России к коммунистам относились серьезно, то их бы запретили. Но с ними обошлись предельно жестоко - они доживают при Кремле стареющими несмешными шутами. Это очень бесчеловечно. Поэтому, у нас до сих пор фрики в открытую кладут цветы на могилу сталина и вставляют его портреты в рамки икон. С другой стороны, у нас свободная страна, и клоуны тоже имеют право регулярно собираться и паясничать.

    • Анонимно
      29.04.2015 10:48

      Именно потому, что у нас действительно свободная страна евронытики пока имеют возможность исходиться желчью на СССР.

  • Анонимно
    28.04.2015 14:03

    Ну и правильно, Сталин не лучше Гитлера, нечего Сталина защищать и идеализировать, народу уничтожил не меньше Гитлера.

    • Анонимно
      28.04.2015 14:57

      А плюют не в Сталина, а в твою страну. Если ты в России живешь, конечно, а не профессиональный украинец, к примеру. Так вот в этом случае, они плюют конкретно в твою страну, твоих бабушку, дедушку, родителей. Ты считаешь, что они были не лучше фашистов? Твое право.

      • Теперь давайте из истории сделаем цирк с клоунами и жонглерами, и будем говорить, что так весело было всегда. Если где-то плюют на чьи-то права, то по истечению времени это становится историей, историей бабушек, дедушек и родителей. Те, кто плевал на их права, в моих глазах не отличаются от фашистов.

      • Анонимно
        28.04.2015 15:17

        Сталин и Россия это не одно и то же.

      • Анонимно
        28.04.2015 15:19

        Ставить знак равенства между страной и ее руководителем - это дремучее средневековье.

      • Анонимно
        28.04.2015 15:34

        Если абстрагироваться от ваших бредовых логистических конструкций, интересно было бы соотнести цифры, сколько угробили вне военных действий, два этих...персонажа, несостоявшийся поп и художник? Что-то у меня сомнения в том, что сталин окажется "пушистее".

    • Анонимно
      29.04.2015 11:36

      Факты в студию пожалуйста!

      • Анонимно
        29.04.2015 13:58

        Фактов миллионы томов уже. Есть такая "Черная книга коммунизма", в частности.

  • Анонимно
    28.04.2015 14:11

    Первое фото действительно ужасно! Это не противопоставление двух сил во второй мировой войне, а два концлагеря! Посыл автора понятен. Все все видят! И дело тут вовсе не в свастике. Поэтому европейцы и хотят транслировать... Эта сцена в духе их пропаганды

  • Анонимно
    28.04.2015 14:26

    Такие сцены позор! Прикрываясь тем, что художник так видит можно Советский Союз показать как лагерь и придумать что жена сидела в лагере! Гнусно

  • Анонимно
    28.04.2015 14:28

    Советской пропагандой в посмертной биографии Джалиля итак наворочено столько выдумок и полуправды, что одной больше, одной меньше, уже не имеет значения. Да, его жена Амина не сидела в лагере, но ее заставили официально отречься от мужа, якобы, предателя. "Моабитские тетради" Джалиля передал в 1946 году в советское посольство в Риме татарский эмигрант Киязим Миршан, но этот факт замалчивался, поскольку эмигранты считались буржуазными националистами и врагами советской власти. В Казани жила другая семья Джалиля с двумя его детьми, но об этом никогда не вспоминали. Причем, эта его семья воспитала детей в татарском языке и национальной культуре, в отличие от официально признанной семьи, полностью обрусевшей и неспособной два слова связать на татарском, не говоря уже о том, чтобы читать произведения своего отца в оригинале. Это ли не предательство отца-героя?Таким образом, советские органы уже в 1946 году знали, что Джалиль не предатель, тем не менее до 1956 года он считался таковым, пока не началась борьба с "культом личности Сталина". Как видим, по бесчеловечности оба тоталитарных режима не уступали друг другу. Так что, данная трактовка оперы "Джалиль" режиссером Панджавидзе вполне имеет право на жизнь.

  • Анонимно
    28.04.2015 14:33

    "Каждый пишет, как он слышит..." Нашли-таки коммунисты крамолу! Если очень захотеть, можно найти черную кошку в темной комнате, даже если её там нет.

    • Анонимно
      28.04.2015 16:06

      Театры озабочены наживой любой ценой. Им все равно какая мораль, главное срубить БАБЛО! Это дикий капитализм. Его надо жестко ограничивать,иначе завтра будет "майдан" и "дом Профсоюзов" у нас. И не надо стыдливо прикрываться "свободой художника". И так все видно. Такая режиссура является прямой диверсией. И все, кто ее поддерживает просто враги народа. Извините, но лучше и не скажешь.

  • Анонимно
    28.04.2015 14:57

    Коммунисты все правильно сделали. А почему поздно, так и украинские события не 2011 начались. Теперь видна стала опасность всех этих режиссерских "замыслов".Происходит естественная поляризация, кто и за что отвечает.

  • Анонимно
    28.04.2015 15:04

    Плохо, что ранее четыре года назад при постановке к режиссеру не возникли вопросы, почему он уравнял фашистов с советским строем.Это намного более серьезная и глубокая вещь, чем свастика на полсцены. Равнозначная вопросу, "надо ли было сдавать Ленинград".

  • Анонимно
    28.04.2015 15:17

    Уже по первому фото видно сравнение. Странно что не подали в прокуратуру ранее, замысел очевиден-очернить нашу страну.

    • Анонимно
      28.04.2015 16:09

      А что ее очернять,она уже очернена давным давно.

    • Анонимно
      28.04.2015 19:29

      Вы сами хоть видели спектакль? Я стараюсь не пропускать, и каждый раз, как в первый, по телу бегут мурашки. После просмотра вновь и вновь приходит понимание ужаса нацизма. А не то, что там нашел КПРФщик. Глупый предвыборный пиар.

      • Анонимно
        5.05.2015 19:37

        "В своих интервью после премьеры спектакля, посвященного трагической судьбе татарского поэта, погибшего в фашистских застенках, автор спектакля не скрывал своего режиссерского замысла, согласно которому гитлеровский и сталинский режимы действительно ставятся фактически на одну доску"Замысел автору не удался или вы его не поняли, или на самом деле просто не ходили ни разу, но знаете все про "кровавого Сталина"?

  • Анонимно
    28.04.2015 15:36

    "... а не профессиональный украинец, к примеру"...столько придури штампов и телевизора в одной фразе еще поискать надо.

  • Анонимно
    28.04.2015 15:53

    Противно читать комменты, гнусности про советский союз и войну. Победителей не судят!!!! А наша страна победила фашизм, два моих деда , в том числе. Оставьте свои глупые вопросы: можно ли было оставлять Ленинград. Не вы воевали и защищали, не вам и судить. И как бы не хотели Сталин был олицетворением этой великой Победы. Как бы и кому он не нравился или нравился. Народ без вождя - это всего лишь толпа, к сожалению.

    • Анонимно
      28.04.2015 16:09

      \\Противно читать комменты, гнусности про советский союз и войну. Победителей не судят!!\\ - "Самые прочные оковы для народа куются из победных мечей победоносных войн". Герцен.

      • Анонимно
        28.04.2015 16:22

        А кто есть Герцен?

        • Анонимно
          28.04.2015 16:40

          Либерал из пятой колонны, еще в 19-м веке скрепы расшатывал.

        • Анонимно
          28.04.2015 16:42

          Какое это имеет значение, сама мысль очень верная и глубокая, под стать Герцену, философу и публицисту.

  • Анонимно
    28.04.2015 15:53

    Там не только на свастику нужно обратить внимание. На правомочность уравнивания "злодеяний" СССР и Германии в режиссерской трактовке, -- вот что должно быть предметом разбирательства.

  • Анонимно
    28.04.2015 15:56

    ну и гады эти коммунисты. пили народную кровь 70 лет. и сейчас продолжают - им выгодно чтобы население было полуграмотным и полуобразованным и не думало самостоятельно что коммуняки - звери сопоставимые с фашистами, а то и похуже. Те хоть собственный народ не кромсали. а эти бандиты сколько собственного населения уничтожили

    • Анонимно
      28.04.2015 16:04

      Ну и каша у вас в голове! Беда... Побольше читайте разные источники, что ли... Разговаривайте со старшим поколением, с теми кто воевал или хотя бы жил в советское время...

    • Анонимно
      28.04.2015 16:10

      полуграмотными и полуобразованными будут твои дети через 20 лет. Система образования была общедоступной и давала очень хорошие знания.

    • Анонимно
      28.04.2015 16:17

      Именно поэтому коммунисты развернули масштабную компанию по ликвидации безграмотности населения - ЛИКБЕЗ... Откуда вы, censored, берётесь?

    • Анонимно
      28.04.2015 23:54

      Да кого надо было бы в фашистские концлагеря. Господа! вы же плюете на свою страну, обвиняя коммунистов и советскую власть. Кем бы вы были, если не они воевали за твою свободу?

  • Анонимно
    28.04.2015 16:06

    Как я и писал ранее, ревизионизм фашизма неизбежен.

  • Анонимно
    28.04.2015 16:13

    Речь, ребята, не о свастике. А в очередной попытке уравнивания Германского Рейха и СССР.Цель этих действий - обвинение СССР, а следовательно, России в развязывании второй мировой войны и пересмотр её итогов.Для иллюстрации нашего отличия от нацистов приведу строчки из песни "Священная война":Как два различных полюса,Во всем враждебны мы.За свет и мир мы боремся,Они - за царство тьмы.

  • Анонимно
    28.04.2015 18:10

    Давно пора запретить КПРФ за издевательство над марксизмом.Это надо додуматься смешивать национал-патриотизм с псевдо-христианской риторикой!

  • Анонимно
    28.04.2015 19:35

    По моему местным "зюганоидам" давно предавшим принципы коммунизма и даже социализма нужна реклама.Вот когда в одной из газет предложили убрать памятник Владимиру Ульянову около КГУ они промолчали, не на ихнего Зю же покушаются.Кстати они промолчали и когда один писака опубликовал пьесу, где Джалиль чуть ли не в обнимку ходил с Гитлером. Но тут СП разобрался сам и выдворил этого фальсификатора из союза.Что касается изображения свастики, то давайте подретушируем Штирлица, и заменим на нем свастику чем нибудь нейтральным.Не смешно, а обидно за столь нигилистическую оценку оперы.Кстати и так вокруг Джалиля много мифов.Так, что господа квази коммунисты, как любил говорить в таких ситуациях Черномырдин, не чешите там где не чешется.

  • Анонимно
    28.04.2015 20:11

    Есть прекрасный роман - "Жизнь и судьба" В.Гроссмана. Так вот, в нём тоже приводятся сравнения этих двух режимов. Немецкий чин в концлагере прямо улавливает зеркальное сходство. Искренне удивляется, почему пленный комиссар отказывается с ним вести беседу. Роман позиционируется как "Война и мир" XX века. Так что? И его подвергнуть остракизму?

  • raf
    28.04.2015 21:15

    Запретить общественное движение невозможно в эпоху тотальной информационной технологии и информационных войн.Научиться противостоять можно.Как?Изучением истории и выработки ценностей.В наше время называлось-ценностной ориентацией.Взгляните на первое фото.Слева,Серп и Молот,справа Знак,фашистская свастика.Слева,Герб Рабоче-Крестьянского Государства-СССР.Справа,символ фашизма.Чтобы было понятно,тут Герб Германии при фашистах(http://unextor.ru/gerb-fashistskoj-germanii.php),ля кого-то авторитетное издание Вики(https://ru.wikipedia.org/wiki/????_????????_?????).то имеем?Слева Знак,официально признанного государства,справа символ общественного движения,осуждённого Нюрнбергским Трибуналом.Любое явление,при анализе,должно рассматриваться по одному основанию.Тут,происходит подмена Оснований.Если режиссёр хотел сравнить фашизм и коммунизм,по одному основанию,то слева должен был висеть Герб государства,и справа Герб государства.Пусть и фашистского.Если справа висит фашистский символ,то слева,должен был висеть коммунистический символ.А это,просто Красное Рабочее Знамя.Символизирующий,пролитую кровь Рабочим классом,за своё социальное освобождение.Таким образом.Данный спектакль распространяет символ фашизма,художественными средствами.И требует всякого осуждения.Претензии к КПРФ,что только теперь,в целях рекламы "увидели".Тут следует признать за ними первенство.Главное,увидели и написали Обращение.Значит,думали головой.По сравнению с социал-демократами Германии в 30 годы.Тогда,коммунисты,в лице Эрнста Тельмана предложили обьединиться на выборах канцлера Германии.Они отказались.Итогом стало,что к власти пришёл Гитлер,расстрелял и социал-демократов и коммунистов.Потому будем бдительны,символы несут Жизнь или Смерть.Я за Жизнь,и социальную справедливость.

    • Анонимно
      29.04.2015 07:08

      Знаток истории. Еще раз почитайте историю и о позиции с.д. и кп перед выборами.

  • Анонимно
    28.04.2015 21:48

    Каждый нашел в этом спектакле то, что хотел найти. Или выдаем желаемое за действительное?

  • Марат Ш
    28.04.2015 22:29

    Все отличие сталинского режима в том, что нацисты были откровенными человеконенавистниками, а коммунисты скрытыми. Поэтому гитлеровский режим просуществовал недолго, относительно сталинского. А по количеству загубленных душ оба режима вполне сопоставимы.

    • raf
      28.04.2015 22:52

      Фрик,что называется за свой базар отвечай.Я тебя открыто ненавижу.Если сравниваешь режимы,как человеконенавистнические,приводи цифры,обоснуй.В гитлеровской Германии евреев уничтожали,за то,что они евреи.Это что,из-за любви?.В начале войны,Сталин издал приказ,что евреев эвакуировали на восток страны,в первую очередь.Это что ненависть?Хатынь,Треблинка,Освенцим,это пионерские лагеря?Куда людей отправляли без Суда и следствия.Мне стыдно,за татар,как ты,неграмотных,некультурных,пытающихся составлять из кириллицы русские слова.Ты настолько дремуч,что не представляешь.Ты пишущий ужас,как ты жалок и никчемен.

      • Анонимно
        29.04.2015 10:20

        Сталин уничтожал чеченцев, ингушей, кабардинцев, балкарцев, крымских татар и т.д. Чудом не добрался до казанских татар. Кровавая коллективизация во время которой пострадали десятки миллионов людей, мои родственники погибли или были вынуждены бежать. И этот Raf все еще любит Сталина?

  • Анонимно
    28.04.2015 22:49

    Кого "погубила" советская власть где статистика, если "погубила" то за что? или заслуженно наказывала. Где официальная признанная статистика которую обещали рассекретить? Ни слова благодарности советской власти и народу! Рубим собственные корни! Учите историю господа!

    • Анонимно
      28.04.2015 23:29

      Это в советском союзе рубили собственные корни. В курсе сколько в Казани храмов было взорвано? Те, кто отрицают факты массовых казней по липовым доносам за корку хлеба или даже просто так, сами были бы не прочь в них поучастсвовать. Доказано новейшей историей в том числе.

  • В тёмных дебрях подсознанья Можно разное извлечь.Ложь и правда мирозданья -Обоюдоострый меч.Быль порою неприятна,Её хочется забыть.Но она всегда внезапноПроявить умеет прыть.Клеветою можно свергнуть,Ничего не доказав. Факты трудно опровергнуть,Ловко их подтасовав. Надо только выбрать времяКому, как преподнести.Недоверья бросить семя,Достоверность соблюсти.P.S.История наша – плод интерпретаций и политических конфигураций.Чтобы избавить себя от рефлексий, каждый свою выбирает из версий. Гуру духовные и демиурги мозг оперируют твой как хирурги.Конспирология, тайное знанье, глубокомысленное гаданье,Притчи, сказания, мифы, легенды лишь отражают прошлые тренды.Время проходит, меняется мненье и появляется снова сомненье.Верить опять начинаем в химеры, бывших тиранов приводим в примеры.На сцене истории сыграны роли, но остаются фантомные боли.

  • Анонимно
    29.04.2015 07:43

    И правильно сделали, что уравняли. Одинаково преступные режимы

    • Анонимно
      5.05.2015 19:31

      Если говорить о преступлении с юридической точки зрения, то фашистский режим осужден международным трибуналом за конкретные ДОКАЗАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Если говорить об идеях, то фашистская идея - смерть, коммунистическая - новая жизнь.

  • Анонимно
    29.04.2015 09:08

    По моему мнению, защищать сталинизм могут только бывшие НКВДшники и их отпрыски. Не может же нормальный человек оправдывать людоедское отношение власти к своему народу. Ирек.

  • Анонимно
    29.04.2015 09:59

    ...Разоблачение фальши антисталинских легенд необходимо для очищения сознания от лжи, заполонившей умы людей. Их уродливость и вздорность не только искажают образ руководителя страны, но деформируют историческое сознание соотечественников. Однако было бы неверным, продемонстрировав нелепость антисталинских мифов, вернуться к "кантатам о Сталине", в которых лишь воспевалось бы "величие сталинских лет". Еще более нелепыми были бы попытки вернуть ушедшее время со всеми его жестокостями и беззакониями. Действия Сталина следует оценивать в контексте эпохи, в которой совершенствование человечества оценивалось прежде всего с точки зрения его материальных достижений, и не было жертв, считавшихся слишком большими во имя экономического прогресса... Однако Сталин был не только сыном своего времени, но и его активным созидателем, и нередко он сам устанавливал ту тяжелую цену, которую пришлось заплатить народу за ускоренный бросок вперед. Далеко не всегда эта цена была справедливой и разумной. Беспощадное преследование всех, кто бросил вызов единообразию общественной и духовной жизни, голод в начале 30-х гг., хроническая бедность разоренной русской деревни, страдания миллионов людей, которые испытали аресты, допросы, мучения и отчаянную борьбу за доказательство своей безвинности и за выживание в тюрьмах, лагерях и ссылках, - все это стало прямым результатом сталинских решений, в которых упрямство, своеволие и безжалостность Сталина играли не меньшую роль, чем суровая целесообразность исторического времени. Нет сомнения и в том, что курс, взятый Сталиным, помог СССР добиться военно-стратегического равновесия в беспрецедентном, изнурительном для нашей страны соревновании с Соединенными Штатами Америки. Вряд ли можно сомневаться в том, что последовательное продолжение сталинского курса обеспечило бы стране победу в "холодной" войне. Бесславное же ее поражение в 1989-1991 гг. было плодом усилий тех, кто заставил народ поверить в ненужность достигнутых побед и бессмысленность принесенных жертв. Вульгарности и невежеству новых диктаторов, примитивизму массовой культуры и официальной пропаганды, циничному обману народа менялами и процентщиками помогают сфабрикованные легенды о Сталине, от воскрешения которого якобы "спасают" страну новые хозяева страны. Убеждение же в том, что в прошлом наша страна могла безропотно подчиняться лишь грубому произволу и безумию, оправдывает пассивность людей, считающих, что жестокое насилие и бессмысленные действия властей, бесправие обманутого народа являются вечной судьбой России. В. ЕмельяновСколько же вас здесь, ренегатов и обманутой "интелегенции". Нет, мне вас не жаль. Чего хотели, того и добились. Вы живете в бездуховном, мерзком мире, который построили. И вашим детям здесь жить.

    • Анонимно
      29.04.2015 10:55

      Да сколько же вас здесь, озабоченных судьбами мира и презирающих конкретные человеческие жизни. Уж не вы ли строчили доносы на своих соседей и сослуживцев радея о высших целях могущества государства. Ирек.

    • Анонимно
      29.04.2015 13:25

      В посте "разоблачении антисталинской фальши"комментатор виртуозно, как он считает, а фактически примитивно и многословно хочет услужить "и нашим и вашим".Скажу одно при всех недостатках советской системы, такого массового разложения моральных устоев и воровства все же не было.Дикий капитализм у нас начинался, а точнее реанимировался и возрождался в таких формах как предсказывал Маркс.Возможно даже в еще более неприглядном виде.

  • Анонимно
    29.04.2015 12:16

    Имеет смысл воздержаться от записи сомнительной постановки, пока не появится экспертное заключение или вердикт суда. Чтобы потом не было мучительно больно...А Миргалимова можно упрекнуть только в одном: где он был в 2011? Почему тогда не среагировал?

    • Анонимно
      29.04.2015 19:52

      За три с половиной года было всего два или три показа оперы, и те по пригласительным билетам. Если кому-то и удалось посмотреть постановку, то, скорее, по воле случая. Не удивительно, что претензии возникли только сейчас.

      • Анонимно
        30.04.2015 15:21

        В таком случае оперный театр стал этаким "междусобойчиком" для показа одноразовых постановок типа этой оскандалившейся да еще "Золотой орды" пресловутой, которую тоже никто не видел, но на экспорт толкают. Может, кто еще дополнит список.

    • Анонимно
      1.05.2015 19:46

      Ну, во первых поздно! Запись уже у французо. А во вторых- не это ли и была основная задача? Вчера был полный зал людей - рыдали и аплодировали стоя! Эх, вы - "патриоты"!))))))

  • Анонимно
    29.04.2015 14:28

    Эх, пропал ценный комментатор по имени люпус... Он бы вам разложил все про искажение истории... Надеюсь, с ним все в порядке...

  • Анонимно
    2.05.2015 16:55

    Что за ахинею развел Беляев! При чем тут - "одна стена"? Сталин и Гитлер расположены на разных углах сцены - портрет Сталина в левом верхнем на фоне красного знамени с серпом и молотом, маска Гитлера в правом нижнем, срезанная наполовину свастикой. Это не документальный кадр, это символы двух стран, образно решенные в контексте сценической ситуации.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль