Общество 
12.05.2015

Первый пошел: Зеленодольск получит 656 млн. на отрыв от «оборонки»

Средства Фонда поддержки моногородов направят в «новотуринский» Mercabarna

Сегодня Рустам Минниханов и Дмитрий Скриванов в Казани подписали пилотное для РТ соглашение по развитию Зеленодольска. «Монопрофильный» город — первым среди собратьев по несчастью — получит 656 млн. рублей на «диверсификацию экономики». Как пояснил «БИЗНЕС Online» глава Зеленодольска Александр Тыгин, деньги пойдут на инфраструктуру вокруг производственно-логистического центра «Новой Туры». Цель — еще 7,5 тыс. рабочих мест и 200 млн. рублей ежегодных налоговых сборов.

Дмитрий Скриванов и Рустам Миниханов подписали соглашение о реализации комплексного проекта развития Зеленодольска, который был признан «монопрофильным» (фото: president.tatarstan.ru)

КАК АЛЕКСАНДР ТЫГИН ОПЕРЕДИЛ НАИЛЯ МАГДЕЕВА

Сегодня врио президента РТ Рустам Минниханов в кабмине встретился с гендиректором фонда развития моногородов Дмитрием Скривановым. Встреча ознаменовалась подписанием соглашения о совместной реализации комплексного проекта развития Зеленодольска, который был признан «монопрофильным». Город, где строят военные корабли и стреляющую спецпродукцию, входит в перечень наиболее сложных по социально-экономическому положению городов из списка монопрофильных. В Татарстане к этой же категории относятся Набережные Челны. Оба города в этом списке поставлены на одну доску со знаменитым Пикалево, где в свое время проблемы разруливал лично Владимир Путин. В случае с Зеленодольском до российского президента ситуация, хочется верить, не дойдет.

По ощущениям участников встречи, с которыми пообщался корреспондент «БИЗНЕС Online», Скриванов приехал в Казань познакомиться — он назначен на должность гендиректора фонда не так давно — в октябре прошлого года. До этого являлся депутатом заксобрания Пермского края.

Напомним, что всего российский бюджет субсидировал фонд на 3 млрд. рублей, в перспективе до 2017 года фонд может получить еще 26,6 миллиарда. Фонд развития моногородов был создан в октябре 2014 года, рассказал сегодня журналистам его гендиректор Скриванов. Основная цель создания фонда — диверсификация экономики, то есть создание рабочих мест, никак не связанных с основным производством в моногородах.

«Надо развивать новые направления, диверсифицировать экономику, — отметил в ходе встречи Минниханов. — Мы очень рассчитываем на поддержку фонда моногородов. Это специально созданный фонд, который направленно будет заниматься этим вопросом. У нас 7 моногородов: Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Чистополь, Нижнекамск, Камские Поляны...»

«Сегодня подписали соглашение по Зеленодольску, и максимальная сумма, которая запрашивается, — 600 миллионов рублей, — сообщил Скриванов. — Мы будем структурировать сделку. В этой связи нам нужно оформить документы таким образом, чтобы они не нарушили никакое законодательство и были готовы своевременно».

Сроки выделения средств, впрочем, гендиректор фонда не назвал. Многое зависит от региональных и местных властей: если все документы будут готовы, то «фонд в ближайшее время готов взять на себя определенные обязательства», заявил Скриванов. «Есть 20 - 25 дней для того, чтобы мы структурировали сделку и вошли в строительный сезон», — добавил он.

В ближайшее время фонд намерен вплотную изучить проекты и в автограде (на фото — представители Набережных Челнов Ринат Абдуллин и Наталья Кропотова; фото: president.tatarstan.ru)

По словам участников совещания, Скриванову показывали проекты: в первую очередь, конечно, Зеленодольск, а также Набережные Челны. Подчернем, что оба эти города — в так называемой «красной зоне», только Зеленодольск вошел в нее изначально, а Челны — буквально недавно. Моногорода распределяются по категориям в зависимости то того, насколько отчаянным там может быть положение дел, связанное с градообразующими предприятиями. В ближайшее время фонд намерен вплотную изучить проекты и в автограде. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», после недавнего постановления правительства Челны составили компанию Зеленодольску в «красной зоне», из которой, правда, были вычеркнуты Камские Поляны. Поселок перекочевал в «желтый сектор», где сейчас числятся также Елабуга, Менделеевск и Чистополь, а в «зеленом» секторе оказался Нижнекамск.

Зеленодольский судостроительный завод им. Горького
Зеленодольск, где строят военные корабли и стреляющую спецпродукцию, входит в перечень наиболее сложных по социально-экономическому положению городов из списка монопрофильных (фото: zdship.ru)

Глава Зеленодольска Александр Тыгин (за спиной которого маячат тени Александа Халдея — владельца «Новой Туры», и Равиля Муратова — бывшего первого вице-премьера РТ, куратора проекта от республики), таким образом, опередил мэра Челнов Наиля Магдеева и автоград. Напомним, что в Набережных Челнах пока даже не определились с тем, сколько в итоге попросить у фонда поддержки моногородов. В программу хотят включить 6 проектов. Неизвестно, к примеру, сколько надо на проекты «Кама Кристалл Технолоджи» и «Челны-Бройлер». По остальным четырем проектам суммы известны. Металлургический завод «ТЭМПО», промпарк «Развитие», индустриальный парк «Челны» и КИП «Мастер» претендуют на 2 млрд. рублей поддержки. При их реализации они дадут Набережным Челнам 7,7 тыс. рабочих мест и 100 млн. рублей налогов. Однако все это только в планах у челнинцев...

МИЛЛИОНЫ ДЛЯ «MERCABARNA ПО-НОВОТУРИНСКИ»

Что же до Зеленодольска, то фонд, по словам Скриванова, может взять на себя финансирование инфраструктуры вокруг «Новой Туры». При этом он оговорился, что город может получить и больше 600 млн. рублей — все зависит от конечной стоимости проекта. Причем 5% этой стоимости идет из регионального бюджета, а 95% — из федерального.

Напомним, что «Тура» анонсировала наконец продолжение своих проектов, слегка «замороженных» после пожара в павильоне №1. Первая очередь прообраза испанского рынка Mercabarna должна как раз разместиться в сгоревшем и восстановленном павильоне. Функционал первой очереди «Туры-Агро» определен как региональный распределительный центр. Все остальное — мойка, переработка, фасовка продукции, которая требует наличия импортного оборудования, — планируется позднее. Однако все это надо еще соединить подъездными путями с трассой М7.

Идеальной моделью «Новой Туры» был знаменитый барселонский рынок Mercabarna
Идеальной моделью «Новой Туры» был знаменитый барселонский рынок Mercabarna

«Наша задача — подготовить необходимую документацию, и в этот строительный сезон, который начинается в мае, создать всю дорожно-транспортную инфраструктуру для этого огромного производственно-логистического центра», — пояснил в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» глава Зеленодольского района Тыгин. Речь идет о выездах на М7, соединении с поселком Октябрьский для того, чтобы люди могли пользоваться этим центром.

«Для Зеленодольска этот проект — разрыв государственно-оборонного направления, — считает глава. — Мы считаем, что самый большой потенциал у района лежит в логистической, сельскохозяйственной сфере». Собственно, основания говорить так у главы имеются. Как известно, львиную долю доходов муниципальным бюджетам приносит налог на доходы физлиц. И если по итогам 2014 года НДФЛ у такого предприятия, как ОАО «ПОЗИС» (№ 2 на пьедестале налоговых доноров города), превысил 134 млн. рублей, то НДФЛ для ЗАО «Тандер» после строительства логистического центра перешагнул за 60 млн. рублей.

«Мы уже создали 2,5 тысячи рабочих мест, — пояснил Тыгин, отвечая на вопрос по «Новой Туре». — Мы создадим еще 7,5 тысяч рабочих мест. Это порядка 200 миллионов рублей налоговых поступлений в год».

Правда, возможно это лишь при выходе проекта на заявленные производственные мощности. Пока в режиме «базара» «Новая Тура» приносит в городской бюджет немного: по итогам 2014 года — 16 млн. рублей. Вместе с тем цели, которые ставятся перед проектом, довольно серьезные: переломить ситуацию с серым рынком труда и вылечить болезнь «маятниковой миграции», чтобы жители района могли работать неподалеку от дома. В общем, при нынешних параметрах «Новой Туры» восхищение вызывает прежде всего лоббисткий потенциал людей, стоящих за ней...

Напомним, что проект агроцентра в «Новой Туре», который планируется строить по образу и подобию испанского Mercabarna, достаточно активно обсуждался в 2012 - 2013 годах. Так, в июне 2013 года стало известно, что агроцентр «Новой Туры» будет проектировать испанская компания G.A.I.С.A. Сам рынок Mercabarna изучал даже президент РТ Минниханов в июле того же года. В августе 2013-го он проводил совещание с инвесторами. Ожидается, что центр в «Новой Туре» будет обладать высокотехнологичной системой закупки сельхозпродукции у непосредственного производителя. А складские и морозильные мощности плюс глубокая переработка продукции позволят сформировать единую цепочку от заготовки до реализации крупным и мелким оптом.

Справка

Проект строительства технополиса «Новая Тура» реализуют Brack Capital Real Estate совместно с инвестфондом FGN Capital. Они контролируются соответственно бизнесменом Шимоном Вейнтраубом и бывшим гендиректором AFI Development Александром Халдеем. Суммарные инвестиции в строительство комплекса оцениваются в 9 млрд. рублей, однако пока эксплуатируются 2 павильона, еще один ждет реконструкции после пожара.

В перспективе здесь на площади 100 - 150 га планировалось открыть также оптовый комплекс по принципу испанского рынка Mercabarna, стоимость реализации этого проекта оценивалась в 3 - 4,5 млрд. рублей. Агрокомплекс должен стать интегратором ныне разрозненных процессов «от поля до прилавка».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.05.2015 19:49

    Скорее покупаем там квартиры. Пока дешево,

  • Анонимно
    12.05.2015 19:50

    Новые рабочие места, развитие города - что может быть лучше в кризис?

  • Анонимно
    12.05.2015 19:51

    Очередная победа команды Минниханова и министра экономики

    • Анонимно
      12.05.2015 20:04

      Это победа Халдея и Муратова Равиля Фатыховича. Президент и Татария все равно выиграли - республика хоть что то получит. А Магдеев и Министр Экономики в проигрыше - в Челны, реально депрессивные, ничего не затащили пока. Бизнес -скептик

      • Анонимно
        12.05.2015 20:28

        Скептик, насколько можно понять из текста, челны еще сами не определились, сколько им денег нужно, и так же понятно из текста, что федеральный фонд готов помочь автограду, как только там определятся. Так что читайте статьи, которые комментите

        • Анонимно
          12.05.2015 22:12

          Кризис в разгаре, в Челнах спад производства грузовиков на 50 процентов! Торговля встала. Малый бизнес сворачивается. А мэрия и Минэкономики республики не определились... Как это понимать? Неумение? Нежелание думать и работать? Учитесь в конце концов у Халдея с его Новой турой и Муратова с Тыгиным. Может, вернуть Тыгина в Минэконлмики с повышением? А Муратова в Челны))))Это все не смешно. Это грустно Бизнесмен - скептик

          • Анонимно
            12.05.2015 22:55

            Опять текст не прочитали. Не мэрия и Минэкономики не определились, а челны сами не определились, не оценили свои проекты.

            • Анонимно
              13.05.2015 09:24

              хорошо, что другие определились и получили деньги, вот и результаты работы минэконома

          • Анонимно
            13.05.2015 09:40

            министр экономики в своем интервью все проекты перечислил по челнам, все определено. сказано же еще не было одобрения рабочей группы, только после этого фонд подписывает соглашение

  • Анонимно
    12.05.2015 20:11

    Я не понимаю , что в этом плохого для Татарстана. Объясните тупому.

    • Анонимно
      12.05.2015 20:28

      Плохого ничего нет. А вот хорошего много. Например - увеличение количества рабочих мест.

  • Анонимно
    12.05.2015 20:58

    Халдей под себя выбил? на новые ангары?

  • Анонимно
    12.05.2015 22:34

    ГЛАВНОЕ чтобы не РАСПИЛИЛИ эти средстваа вложили в производство, которое приносило бы выгоду ЗелдолуНо что-то слабо в это верится: либо распилят либо построят какую нибудь никому не нужную фигню

  • Анонимно
    12.05.2015 23:01

    Зря филиал университета закрыли. Открывайте заново.

  • Анонимно
    12.05.2015 23:26

    В виду того, что все рынки по закрывались и погорели - открытие гиганта новой туры было бы весьма кстати

  • Анонимно
    13.05.2015 07:14

    Конечно же продолжение строительства "черкизона" очень кстати. Нужно ещё много места для обеспечения работой таджиков, узбеков, киргизов, вьетнамцев, китайцев. Им же надо где то сбывать не растаможенный, без сертификатов, зачастую контрафактный товар. А если что случится будем опять помогать им всем миром.

    • Анонимно
      13.05.2015 08:09

      Испанский рынок - не черкизон. А таджики просто более шустрые и хваткие. Двери рынков открыты, там нет фейсконтроля, хочешь - иди работай, а не ной.

    • Анонимно
      13.05.2015 08:14

      Там не шмотьем будут торговать. Это агроцентр, а рынки доя сбыта сельхозпродукции нам ой как нужны. Так что не надо нагнетать там, где ничего не понимаете.

      • Анонимно
        13.05.2015 08:27

        Это вы ничего не понимаете. Так же как пересилили шмоточников, туда переселят "привоз" и пойдет там бойкая торговля польскими яблоками, белорусской картошкой, норвежской рыбой и узбекским виноградом. А нашим фермерам там будет делать нечего. Нужно не металлические ангары открывать - срочно спасать фермеров, малый и средний бизнес коренного населения России. Нам ведь бежать некуда.

        • Анонимно
          13.05.2015 08:42

          Не удивлюсь если им еще и льготы дадут на поставку продуктов в школы, детсады и больницы. А наши фермеры и производители как обычно побоку.

          • Анонимно
            13.05.2015 09:06

            Вы один из тех кто любит поговорить не зная предмета..

          • Анонимно
            13.05.2015 09:26

            нашим фермерам всегда поддержка, льготы и все почести, вот только отдачи нет

        • Анонимно
          13.05.2015 14:20

          Ну если своего производить не умеем. А торговлю надо поддерживать!

        • Анонимно
          13.05.2015 14:21

          Фермеры работать умеющие давно работают, получают госсубсидии лизинг гранты и работают себе на радость

  • Анонимно
    13.05.2015 07:31

    А Магдееву все не по чем, он в отпуске двухнедельном)

  • Анонимно
    13.05.2015 08:31

    далеко очень, не думаю что массово люди будут ездить за продуктами в Туру, есть Ашан и Агропарк

    • Анонимно
      13.05.2015 09:15

      Тот кто живет в Зеленодольске или рядом - будут ездить, да и из казани ездят - знакомые мои, нпример. Там же фишка в том, что продукты наши. В ашане то не так. Конкурент агропарку - согласен.

  • Анонимно
    13.05.2015 09:28

    это настоящая победа, молодцы!

  • Анонимно
    13.05.2015 09:45

    Из Зеленодольска далековато ездить туда!

    • Анонимно
      13.05.2015 12:32

      кому-то может далековато ездить, а нам нормально, например. в любом случае, для города это большой плюс. спасибо Минниханову и Здунову

  • Анонимно
    13.05.2015 12:28

    Интересно, сколько и каких открытий были сделаны в наукограде "Новая Тура"? И насколько они оказались актуальными? Есть статистика за этот год?

    • Анонимно
      13.05.2015 14:53

      почитайте внимательно статью - странные вопросы задаёте) ну, будем надеяться, что получится создать столько новых рабочих мест, думаю, что это возможно

    • Марат Ш
      13.05.2015 16:11

      Наверно очень много: каждый день вижу азиатских учёных (наверно профессора из Сингапура и Японии) спешащих в этот наукоград делать научные открытия. Чувствую, что технополис Новая Тура скоро станет центром притяжения для мировой научной элиты. Теперь то я понимаю, куда утекают мозги со всего земного шара!

      • Анонимно
        13.05.2015 16:58

        к чему этот скептицизм? деньги вкладывают в развитие, для нас же с вами стараются

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль