Общество 
15.05.2015

Росатом посулил Татарстану 7% мирового рынка углеволокна

Построив завод за 3,3 млрд., вчетверо перекрывающий потребности российского рынка, госкорпорация ищет покупателей в Китае

Сегодня «Алабуга» презентовала Рустаму Минниханову завод нового резидента — госкорпорации «Росатом». «Алабуга-Волокно» призвана вывести на новый уровень российский рынок композитных материалов — для атомных станций, автомобилей, самолетов и кораблей. Однако пока российская промышленность не способна переварить такие объемы, корпорация Сергея Кириенко наводит мосты в Китай и Airbus, подумывая, где бы наладить выпуск сырья, которое пока что приходится импортировать.

Сегодня на в «Алабуге» прошла торжественная церемония открытия завода «Алабуга-Волокно» по производству углеродного волокна
Сегодня состоялось открытие завода «Алабуга-Волокно». Стоимость проекта составляет 3,3 млрд. рублей

«РОССИЙСКИЕ МОЩНОСТИ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ В ЧЕТЫРЕ РАЗА»

Сегодня врио президента РТ Рустам Минниханов открыл очередной завод в ОЭЗ «Алабуга», на этот раз в компании с первым заместителем гендиректора ГК «Росатом» Александром Локшиным и гендиректором холдинговой компании «Композит» Леонидом Меламедом. По заказу госкорпорации «Композит» построил в Алабуге завод для производства углеродного волокна «Алабуга-Волокно», стопроцентным собственником которого остается Росатом. Стоимость завода составила порядка 3,3 млрд. рублей, из которых 1,3 млрд. рублей вложил Росатом, остальные деньги поступили по федеральной целевой программе. Мощность первой запущенной производственной линии, которая работает по российской технологии, пока составит 1,7 тыс. т в год. Стартовал проект в 2012 году, а технический запуск производственной линии состоялся осенью 2014-го.

На церемонии открытия Минниханов сообщил, что запускаемый сегодня завод (кстати, 16-й по счету в «Алабуге») — это только начало высокотехнологичного производства. «Те технологии, которые здесь использованы, — это самый современный мировой уровень. Мы ждали это предприятие. Многие материалы, которые будут производиться из этого сырья, будут востребованы республикой, потому что наша республика производит самолеты, вертолеты, автомобили, двигатели, новые строительные конструкции. Этот материал позволит решать те задачи, которые раньше мы не могли себе представить. Госкорпорации «Росатом» мы также выражаем благодарность и заверяем, что и дальше проект будет нами поддержан».

Директор департамента химико-технического и лесопромышленного комплекса минпромторга России Владимир Потапкин передал приветствие министра Дениса Мантурова, который назвал завод «Алабуга-Волокно» ярким примером диверсификации российской экономики и стратегии импортозамещения. Мантуров передал также, что данное предприятие становится стартом новой эры конструкционных материалов и позволит России занять достойное место на мировом рынке композитов. От себя Потапкин добавил, что за последнее время правительством принят ряд стратегических решений, направленных на развитие этой отрасли, в частности, принята подпрограмма развития композиционных материалов и изделий из них в рамках государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Локшин пояснил, что с вводом завода «Алабуга-Волокно» российские мощности по производству углеволокна увеличиваются почти в четыре раза, что резко снизит себестоимость композитного сырья. В свою очередь, этот факт откроет дорогу композитам в новые отрасли. «Если сейчас композиты применяются в России в основном в космической, авиационной, атомной промышленности, то с такими масштабами можно выходить и на новое применение, в том числе в строительстве атомных станций. У нас сейчас проводятся очень серьезные научно-исследовательские работы. Ну и наконец, применение в бытовых целях — лодочки, велосипеды и очень много того, к чему мы уже привыкли и даже не осознаем, что это изготавливается из углеволокна и углепластика».

Леонид Меламед: «Техническое оснащение предприятия «Алабуга-Волокно», владение технологией производства уже сейчас позволяют нам производить продукцию международного уровня и конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке углеродного волокна»
Леонид Меламед: «Владение технологией производства уже сейчас позволяют нам производить продукцию международного уровня и конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке углеродного волокна»

ЭКСПОРТ НАЧНЕТСЯ С КИТАЯ

Меламед рассказал, что, раздав первые образцы, компания уже получила ряд положительных отзывов. «В этом году, уверен, мы сможем заключить не один, может, десятки контрактов с покупателями во многих странах», — сообщил он. Выражая благодарность руководству республики за возможности «Алабуги», гендиректор ХК «Композит» заявил, что это по большому счету единственная состоявшаяся в России особая экономическая зона. «У нас были планы строить в другом месте. Но мы посмотрели на «Алабугу», пришли в Росатом, который является инвестором и идеологом этого направления, и решили, что здесь здорово. Льготы на бумаге много где есть, но здесь с помощью руководства республики нам удалось оперативно решить множество проблем», — добавил гендиректор ХК «Композит» впоследствии на встрече с журналистами.

«Еще я хочу выразить благодарность нашим китайским коллегам, с которыми мы совместно собираемся завоевать китайский рынок и от которых мы имеем прекрасное сырье. Надеюсь, долгие годы сотрудничества позволят нам не только китайский рынок обеспечить, но и в другие страны поставлять», — сказал Меламед. На уточняющий вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» он пояснил, что сегодня ХК «Композит» ведет переговоры насчет длинного контракта с компанией, которая является крупнейшим дистрибьютором карбонового волокна в Китае. «Это не конечный потребитель, а посредник, но мы решили, что это самый быстрый путь на китайский рынок», — заявил Меламед.

Как сообщила «БИЗНЕС Online» руководитель PR-направления ХК «Композит» Элина Билевская, мощностной потенциал первой линии реально превышает 2 тыс. т продукции в год. В будущем же «Композит» планирует увеличить производительность предприятия до 10 тыс. т в год — в рамках строительства второй очереди завода с четырьмя новыми линиями. Если используемая сегодня площадь составляет около 8 тыс. кв. м, то общая территория, закрепленная за заводом, — это порядка 40 тыс. кв. метров. «Чтобы начать строительство второй очереди, надо иметь длинные контракты, — пояснил журналистам гендиректор ХК «Композит». — Надо вселить в инвесторов уверенность, что все это будет продаваться. Мы надеемся до конца года подписать хотя бы трехлетние контракты и обсуждать с инвесторами возможности дальнейших вложений. Поэтому в объективном режиме 2016 год станет, наверное, годом принятия решений и проектирования, а 2017-й — годом начала строительства».

Гости оценили символическую первую бобину углеволокна

7% МИРОВОГО РЫНКА К 2025 ГОДУ

Рост мощностей до 10 тыс. т продукции в год позволит заводу «Алабуга-Волокно» к 2025 году обеспечить 7% мирового рынка углеродного волокна. В условиях растущего производства автомобилей, судов и самолетов, в несущих конструкциях которых используется углеродное волокно, рынок этой продукции растет на 10 - 15% ежегодно. К настоящему времени в мире выпускается порядка 60 тыс. т углеродного волокна в год, а к 2020 году ожидается рост до 150 тыс. т, в первую очередь за счет автомобилестроения и ветроэнергетики. По словам Локшина, Росатом строительством завода в «Алабуге» преследует две стратегические цели — это экспорт и создание рынка углеволокна в России, который сегодня слишком мал. Уровень потребления углеволокна в России на данный момент ограничивается 500 т ежегодно. В этом году бизнес-план «Алабуга-Волокна» предполагает производство 100 т продукции, однако амбиции компании, по словам Меламеда, расширяют этот объем до 500 т, что означает удвоение российского рынка уже по итогам этого года. «В России не так много предприятий, нацеленных на использование конечного композитного материала, но теперь у них появился шанс развиваться, — считает Меламед. — Мне хотелось бы, чтобы здесь появился некий композитный кластер, и я надеюсь, что он рано или поздно действительно возникнет».

Известно, что «Алабуга-Волокно» уже в марте этого года показала свое углеволокно европейским производителям самолетов и кораблей. Тогда на международной выставке JEC Composites в Париже директор по развитию бизнеса ХК «Композит» Дэниэл Пихлер также сообщал, что продукция нового завода будет ориентирована главным образом на экспорт. Кроме того, по итогам выставки руководитель направления продаж в Европе ХК «Композит» Артемий Редченко заявил, что интерес к алабужской продукции проявил, в частности, Airbus.

В то же время Алексей Канин, возглавлявший проект строительства завода, рассказывал «БИЗНЕС Online», что углеродная нить, используемая в производстве композитных материалов, частично будет выпускаться для оборонной промышленности, частично — для собственных нужд Росатома, есть план сотрудничества и с казанским «КАПО-Композит». Потребности Росатома главным образом сосредоточены на структурной компании «Препрег-СКМ», производящей на основе углеродного волокна технические ткани и композиционные полуфабрикаты.

Мощность первой производственной линии составляет 1,7 тыс.т углеродных волокон определенных номиналов в год, потенциал новой линии превышает 2 тыс.т. В будущем планируется довести производительность завода до 10 тыс.т углеродного волокна в год, для этого необходимо построить вторую очередь предприятия
Мощность первой производственной линии составляет 1,7 тыс. т углеродных волокон определенных номиналов в год, потенциал новой линии превышает 2 тыс. тонн

«АЛАБУГА-ВОЛОКНО ОБЕЩАЕТ МАКСИМАЛЬНО ЛОКАЛИЗОВАТЬ СЫРЬЕ»

Как заявлял в интервью «БИЗНЕС Online» Канин, в пределах страны сырьевой базы для загрузки мощностей нового завода недостаточно, поэтому либо сырье будут докупать за границей, либо строить еще один завод — по производству полиакрилонитрильного волокна. На сегодня в составе вертикально-интегрированного холдинга «Композит» имеется саратовское производство «Композит-Волокно», выпускающее полиакрилонитрильное волокно, однако на это сырье претендует не только алабужский завод холдинга, но и другие структурные подразделения, такие как «Аргон» и ЗУКМ, также занятые производством углеволокна. Билевская потвердила «БИЗНЕС Online», что расширение производственной площадки «Композит-Волокна» до выпуска 24 тыс. т сырья входит в планы холдинговой компании. География размещения пока не определена, однако Меламед твердо заявил «БИЗНЕС Online», что в данном случае площадка «Алабуги» не рассматривается.

«Завод по ПАН-волокну — это химическое предприятие, которое требует очень дорогой инфраструктуры, — пояснил Меламед. — Поэтому если строить такой завод, то, по моему убеждению, надо делать это на готовой инфраструктуре крупного химического предприятия. «Нижнекамскнефтехим» — возможно, «Казаньоргсинтез» — возможно, в Саратове «Нефтьоргсинтез» — возможно, но «Алабуга» — нет».

Несмотря на то что для Росатома это не первое производство основы для композитных материалов, заводов аналогичного уровня на сегодня в России нет. Оснастка завода уже сейчас позволяет ему конкурировать с самыми технологичными мировыми производствами, которые размещаются в Японии, США, Турции и некоторых европейских странах. Запущенная в «Алабуге» линия представляет собой единый транспортер длиной 250 м и шириной 3 м, на котором сырье проходит все стадии обработки и превращается в углеродное волокно. Сейчас на подающий шпулярник, с которого ПАН-волокно поступает на транспортер, можно установить до 400 бобин весом до 300 килограммов. Это ограничение и является на данный момент лимитирующим фактором мощности производства.

Всю линию в течение смены обслуживают 11 человек. Приглашенные потенциальные потребители продукции особо оценили высокую автоматизацию конвейера, на 90% состоящего из оборудования немецких компаний по заказу «Композита» (в частности, на агрегатах можно было заметить логотип Fleissner). Так, Андрей Князев — директор по спецпроектам московского ЗАО «АэроКомпозит», которое является технологическим центром компетенций Объединенной авиастроительной корпорации по производству авиационных агрегатов, увидел в этом залог качества продукции. «Мы здесь интересуемся материалами для производства композитного крыла МС-21, выпуск которого мы сейчас налаживаем в Ульяновске, а также элементов крыла по автоклавной технологии, производство которых запускается в Казани, — рассказал Князев. — Для нас «Алабуга-Волокно» — это возможность импортозамещения, снижения себестоимости и попытка подстраховать технологические риски. В отношении цен мы обнадежены, поскольку сырье «Алабуга-Волокно» обещает максимально здесь локализовать».

Сейчас на заводе стартует производство углеродного волокна Umatex UMT42-12К — именно этот класс продукции применяется в авиа-, автомобиле- и судостроении, а также в ветроэнергетике. До конца года будет налажено производство еще одной марки — Umatex UMT42-24К, для прочих промышленных нужд.

Справка

ООО «Алабуга-Волокно» — предприятие по промышленному производству углеродных волокон различных номиналов. Дочернее предприятие входящего в холдинговую компанию «Композит» ОАО НПК «Химпроминжиниринг» (учредитель — ГК «Росатом»). ХК «Композит» создана в 2009 году с целью формирования рынка композиционных материалов в России. Основное направление деятельности «Химпроминжиниринга» — реализация программы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области разработки технологии современного и конкурентоспособного на мировом уровне промышленного производства углеродного волокна и композиционных материалов на его основе. Приоритетным направлением работ определено завоевание устойчивой рыночной ниши по производству углеволокнистых материалов и изделий из них в ближайшие годы.

Строительство завода началось 26 мая 2012 года в особой экономической зоне «Алабуга». Стоимость проекта — 3,3 млрд. рублей, 1,3 млрд. из них выделила ГК «Росатом», 2 млрд. поступили по ФЦП. Завод станет крупнейшим из профильных в России и странах СНГ. Используемая мощность первой производственной линии — 1,7 тыс. т углеродных волокон номинала от 3К до 48К в год.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.05.2015 20:25

    Можно ещё запустить производство стекловолокна и изоционата, который когда-то делал Корунд в Дзержинске?

    • Анонимно
      16.05.2015 07:09

      Куда подевались Елабужские Шевроле, Опели, Форды и десяток других проектов?

    • Анонимно
      16.05.2015 07:10

      уже есть, в 1 км от волокна - татнефть пд стекловолокно.а химики (НКНХ) должны со смолами подтянуться.

  • Анонимно
    15.05.2015 21:39

    А сколько стоит тонна в долларах? Сколько надо окупать данный проект?

  • Анонимно
    15.05.2015 21:46

    100 евро за тонну , или 560 млн рублей , при рентабельности 15 % , окупаемость завода 30 лет. Круто!!!!

    • Анонимно
      16.05.2015 07:01

      Откуда вы взяли цену 100 евро?

    • Анонимно
      16.05.2015 07:11

      учите мат часть - рентабельность и окупаемость.прибыль после платежей по лизингу и прочим кредитам.

  • Анонимно
    15.05.2015 22:16

    Система "Чистая Россия" на основе принципа "ноль отходов" потребует около 400 тысяч сортировочных столов для пунктов сбора и 30 тысяч сортировочных горок для сортировочных пунктов. И столы, и горки рационально делать из композитов.Технология РОМХ (изобретение № 2468875) может быть востребована и Китаем. КМЛ

  • Анонимно
    15.05.2015 22:17

    в Китае такой завод построить не могут? только у нас закупаться

  • Анонимно
    16.05.2015 00:21

    Не надо связываться с этим киндер-сюрпризом. Что за сюрприз нам он еще готовит?Где он, там везде мошенничество, казнокрадство.Всю страну, триллионы убытков делал стране. И Росатом у него существует только за счет госсубсидий. По неэффективности Росатом можно сравнить лишь Газпромом, Роснефтью и РЖД. А что он сделал с татарской деревней Муслюмово под предлогом переселения из мест зараженных радиоактивностью?Получил от казны бешеные деньги, а муслюмовцам построил домики из фанеры, в которых не только зимой, но и летом жить нельзя. Присваивал миллиарды.

  • Анонимно
    16.05.2015 00:48

    3.3 млрд. рублей не большие деньги для завода. Если китайцам понадобится, они построят такой завод сами.

  • Анонимно
    16.05.2015 01:23

    Надо полный цикл производства у себя в Татарстане организовать. Выпуск ПАН-волокна тоже или в Казани, или в Нижнекамске наладить нужно. Перспективы заманчивые.

  • Анонимно
    16.05.2015 08:57

    100 евро за 1 кг. Чистая прибыль обычно в районе 10-15 % от оборота , а остальное затраты , так что долго будет окупаться . А пока будет окупатся , уже новые построят в Китае.

    • Анонимно
      16.05.2015 09:36

      15% - это около 500 млн. руб прибыли ежегодно при обьеме производства всего 500 тонн в год. И срок окупаемости при таких исходных всего 7 лет - очень хороший результат даже по российским меркам.. Если обьемы будут увеличены, то срок окупаемости еще сократится. И какие 30 или 100 лет окупаемости насчитали тут всем недовольные "товарищи"..

  • Анонимно
    16.05.2015 11:14

    Вкалывают роботы а не человек((

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль