Культура 
17.05.2015

«Из 25 людей, сидевших в зале, половина считает, что только сюда и надо теперь ходить»

Казанский «Театр. Акт» посадил публику за один круглый стол вместе с артистами

«Летние осы кусают нас даже в ноябре» — так называется новая постановка в «Театре. Акт». Его основатели Родион Сабиров и Ангелина Мигранова взялись за пьесу одного из самых востребованных современных отечественных драматургов Ивана Вырыпаева и сделали ее максимально камерной. О роли в спектакле бака с водой, неизбежном катарсисе и необходимости снять скальп перед актером Артемом Гафаровым — в материале корреспондента «БИЗНЕС Online».

ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ С АРТИСТАМИ

Новая работа молодого, медленно, но верно набирающего обороты казанского камерного «Театра. Акт» — это загадочная пьеса Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре». Один из лучших современных отечественных драматургов, предпочитающий называть себя писателем, сочинил произведение «на троих», в котором за внешней простотой описания бытовых склок скрываются бездны знаков и символов. Начиная с того, что герои пьесы, которым автор дал имена Марк, Елена и Йозеф, называют друг друга Роберт, Сарра и Дональд. Почему? Вырыпаев не только не отвечает на этот вопрос, но даже и не ставит его. Так что только самый подкованный зритель спектакля в «Театре. Акт» знает об этой «шутке гения». Публике тоже отводится солидная роль в этом представлении. Родион Сабиров и Ангелина Мигранова, режиссеры «Летних ос», нашли ей место за тем же круглым столом, за которым сидят и артисты, добиваясь максимальной камерности. А ключевые монологи актеры произносят глядя прямо в глаза зрителям.

Оформление спектакля — бесспорная его удача. Тот самый круглый деревянный стол с большими проемами, в которых видны многочисленные осколки стекла, кажется метафорой дома и семьи, из которого ушли любовь и понимание. А, возможно, сценографическое решение должно спровоцировать у публики ощущение того, что каждый из нас так часто и порой неоправданно рискует многим, как вырыпаевские герои, которые постоянно перемещаются по кажущейся хлипкой строительной конструкции, рискуя порезаться тем самым стеклом. Собственно превосходный авторский текст вмещает в себя все эти многочисленные трактовки постановки, идущей в буквальном смысле на сцене Дома актеров, нынешнем пристанище «Театра. Акт», за который они благодарны Союзу театральных деятелей РТ.

«ВОТ ЭТО БУДЕТ РИСК ТАК РИСК»

Придумавшие «Театр. Акт» супруги Родион Сабиров и Ангелина Мигранова привыкли отвечать на вопросы журналистов вместе.

— Родион, Ангелина, почему именно Вырыпаев? Желание идти вместе с театральной модой, быть в тренде, ведь это один из самых востребованных современных российских драматургов?

— Мы знакомы с текстами Вырыпаева давно, как раз с того времени, когда он и оказался в тренде. Но это, скорее, могло насторожить и оттолкнуть. А затем мы натолкнулись на его мастер-класс по актерскому мастерству. И услышали очень много созвучного нашим мыслям. А затем мы поехали со спектаклем «Однажды мы все будем счастливы», нашей первой работой с современным автором, на фестиваль в Пермь, где получили спецприз, и там критик из Петербурга Татьяна Джурова нас спросила о том, работаем ли мы с Вырыпаевым. Она увидела в нашей работе много общего с его идеями, что прежде всего должно быть отношение «человек-человек», а не «актер-зритель».

— Тексты Вырыпаева почти всегда довольно мрачны, что, впрочем, характерно для ваших спектаклей…

— Вы это верно заметили. Мы даже иногда видим какие темные фотографии сделаны на наших спектаклях. Но мы не может сказать, что эта история темная. Скорее, это самая светлая наша постановка. Да, здесь затрагиваются очень серьезные темы, но не через мрак. Когда мы заканчиваем играть этот спектакль, у нас столько энергии, настоящая эйфория. Кроме того, в конце спектакля Вырыпаев прописал катарсис, освобождение героев. Такое своеобразное очищение проходим и мы, когда играем этот спектакль. Нам нравится его играть. Мы учимся.

Вырыпаев говорит, что театр должен быть на стыке, соединить и художественный, и зрительский успех. Чтобы пришел нормальный парень с улицы, который не читает книги, но чтобы пришел сюда и интеллектуальный зритель. И каждый увидел свое.

— Фестивальные перспективы есть у «Летних ос»?

— Есть. Были у нас люди из казанского театрального круга. Они сказали, что в городе нет такого спектакля, и что нам нужно пробоваться на федеральном уровне. Хотя это простой спектакль, здесь нет какой-то особой режиссуры.

— Вам не кажется, что «Театр. Акт» уже перерос формат в два десятка зрителей? Может, стоит уже замахнуться на весь зрительный зал Дома актеров?

— Это спокойно. Просто конкретно здесь надо бы произвести трансформацию зала, который выглядит немного эстрадно. Но и камерности мы хотим придерживаться. Все будет. Сейчас для нас важно создать художественную линию нашего театра. А помещения подходящие найдутся.

— У вас есть понимание стратегии развития вашего театра, скажем, что он из себя будет представлять через пять лет?

— Мы знаем, что каждый наш новый спектакль должен быть лучше, чем предыдущий.

Вот, следующую постановку уже готовим. Вот это будет риск так риск. Название пока держим в секрете, но на премьеру вас обязательно позовем. А такого, чтобы на пять лет вперед, этого нет, мы же учимся на каждой постановке, постоянно пробуем что-то новое.

«Я УЖЕ СЛЫШАЛ, ЧТО «ТЕАТР. АКТ» — ЭТО ТРИ ЧЕЛОВЕКА»

Помимо Сабирова и Миграновой, полноценным участником действа на сцене является Артем Гафаров. Профессиональный врач-ветеринар пришел в студию к Родиону и Ангелине учиться актерскому мастерству и остался. На вопрос о том, как он относится к тому, что «Театр. Акт» в сознании знающей публики — это два человека, скромно отвечает: «Вообще, я уже слышал, что «Театр. Акт» — это три человека». В финале действа выстрелит, как то самое «ружье, висящее на стене», бак с водой, установленный в самом центре. А поразительный и парадоксальный вырыпаевский монолог героини о том, что все проблемы современной цивилизации начались с того момента, как «у женщины появилось право выбора», до сих пор звучит в голове.

В зале был и народный артист РТ Роман Ерыгин. Как оказалось, сейчас в ТЮЗе он репетирует эту же самую пьесу. Поинтересовались у актера и телеведущего мнением о работе «Театра. Акт».

— Мне не нравится эта пьеса. Я вообще не очень понимаю творчество Вырыпаева, но это нормально. Это новое поколение. Это сплошные загадки и коды. Играть эту пьесу нормальными театральными методами с подходами психологического театра не удается. Получается еще больше вопросов, чем они в пьесе существуют. Там много вопросов, потому что ребята подошли к этой пьесе как к бытовой. У Вырыпаева, конечно, пьеса не про людей. Это символы, знаки, каждый из них — это какой-то собирательный образ, но не человека. Может быть, это какие-то сущности, связанные с нравственными категориями.

В спектакле очень вкусное оформление. Не знаю, почему оно такое, но оно очень грамотное, с большим вкусом сделано. Я не понимаю, почему оно такое, но ребята понимают. Совершенно замечательный финал, не имеющий, правда, отношения к пьесе. Вырыпаев не может в финале пьесы обойтись без текста, а ребята нашли ему театральный эквивалент.

Мне очень понравилось, как играет Родион, мне видно все, что происходит с ним, все эти переходы, как он входит в диалог и выходит из него. Мне видны все мотивы, по которым он совершает те или иные поступки. Мне видно, как и про что он думает, но это всегда было свойственно этому актеру.

На мой взгляд, Ангелина может работать в тысячу раз сильнее, даже из того, что я видел. Здесь такой возможности ей не представлялось. То, что делает Артем на сцене, перед ним не то, что нужно шляпу, перед ним нужно скальп снять. Потому что человек без профессионального образования подходит к этому делу так, как должен к нему подходить профессионал. Он одарен, может, его и учить-то не надо было, можно только испортить. Там есть один небольшой недостаток. Эта конкретная роль отмечена влиянием Кайдановского в роли Сталкера. Я слышу эти «сталкеровские» нотки, может быть, и несознательно, но актер услышал бы и не позволил, а Артем услышал и позволил, или, может быть, даже не услышал, но все равно прорывается. Но это я «блох ловлю», он отлично существует в этом актерском трио.

Но главное, из 25 людей, сидевших в зале, половина как минимум считает, что только сюда и надо теперь ходить. Не будем говорить, что думает другая половина, наверное, по-разному. Но я видел глаза людей, которые говорили, что они в «Театр. Акт» будут приходить еще и еще.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.05.2015 15:29

    То есть в городе, где почти полтора миллиона, 12 человек хочет ходить в этот театр? Большой успех! Поздравляем!

    • Анонимно
      17.05.2015 23:28

      Как невнимательно читали ) из всех зрителей на одном спектакле половина минимум придет теперь именно в театре акт
      Речи конкретно о городе не велось)очевидно же,что больше

  • Анонимно
    17.05.2015 21:05

    Это считает Айрат Нигматуллин и его подружки.естественно не напечатаете. Печально что пироги печет сапожник.!!!!!! Вот это проблема!!!!!

  • 68Марат68
    18.05.2015 00:12

    Единственный театр Казани, который заслуживает внимания это театр им. Качалова. Там, и только там можно увидеть спектакли высокого проф. уровня. Кому нужны эти ваши эксперименты?! Недавно на майских праздниках посетил очередной экспериментальный спектакль в ТЮЗе. Ушел пустой, ничем не наполненный. Зачем все это нужно, если со зрителем ничего не происходит? Ходите в театр им. Качалова, по крайней мере, там вы точно не испортите свой эстетический вкус

    • Анонимно
      18.05.2015 08:42

      Это тоже самое,как судить о блюде,не попробовав ) вот сходите в театр акт и узнайте ) мне нравится Качаловский, но душевное развитие,что ли, после театра акт в разы сильнее

      • 68Марат68
        18.05.2015 09:11

        Я не собираюсь туда ходить... ВРЕМЯ ЖАЛКО!

        • Анонимно
          18.05.2015 12:50

          Пишете об отсутствии наполненности и отказываетесь попробовать единственный театр, работающий на эту наполненность ) Он более тонкий, более скрупулезно работающий с каждым зрителем, потому и зрительских мест мало, думаю.В общем, эксперименты - это развитие. И почему бы не рискнуть

  • Анонимно
    18.05.2015 00:18

    Родион, Ангелина, вам нужно пропускать через ваш театр большее количество людей. Поставьте хоть один спектакль для большого зала! В этом тоже есть серьезный творческий вызов - работать с залом в 200-500 человек, сумев при этом сохранить чувство камерности, личного обращения к каждому зрителю. Вряд ди это будет противоречить вашим принципам. Зато вас увидят гораздо больше зрителей! А потом они будут чаще приходить на ваши камерные постановки, рассчитанные на двадцать стульев!

  • koktel
    18.05.2015 00:31

    А я и не знал, что у нас в городе есть такой театр.....Про Театр на Булаке знаю, а про этот и не слышал. Кто они такие, вообще?

    • Анонимно
      18.05.2015 11:02

      Это начинающий самодеятельный коллектив, они молодцы

  • Анонимно
    18.05.2015 01:21

    Невероятная атмосфера и близость с актерами, я открыл для себя что-то совершенно новое и влюбился в них с первого взгляда.

  • Анонимно
    18.05.2015 01:24

    Очень понравился спектакль! Это то, чего так не хватает казанскому зрителю!

  • Анонимно
    18.05.2015 01:30

    Спектакль невероятный! Очень понравился! Не оставляет равнодушным: это либо полный восторг, либо разочарование. В моем случае первое. Данный спектакль, на мой взгляд, можно смело назвать искусством

    • Анонимно
      18.05.2015 11:01

      Это как же надо любить свой театр, Чтобы ночью отвечать на комменты. Молодцы Ангелина и Родион!

  • Анонимно
    18.05.2015 08:46

    Сказать, что спектакль понравился - ничего не сказать. Это восторг! Во время просмотра ощущаешь себя случайным наблюдателем и оказываешься как будто невольно втянутым в их историю, но необратимо заинтересовываешься и вместе с ними переживаешь всё происходящее. В некоторые моменты думаешь, что сейчас актер рассказывает какую-то свою историю, не из пьесы, я бы так и решил, если бы не читал пьесы. Как было сказано в интервью, чувствуется диалог человека с человеком в первую очередь. На мой взгляд, этот спектакль не эксперимент ради эксперимента, не близость зрителя ради того, чтобы просто посадить его рядом, а хорошо продуманная постановка, которая, не может существовать иначе. Продолжайте в том же духе!

  • Анонимно
    18.05.2015 09:03

    Замечательно! Такой спектакль, на который хочется привести всех друзей и родных, потому что просто рассказать словами это невозможно, это нужно прочувствовать. Обязательно схожу ещё и не раз!

  • IrenAdler
    18.05.2015 10:33

    Прочитала статью и комментарии. Впечатление, что у нас в Казани начинается война между театрами: ТЮЗ, Качаловский, «на Булаке», «АКТ». Это неправильно сравнивать их, они абсолютно разные и это здорово! Потому что скучна как раз обратная ситуация. Меня очень радует, и то, что в городе, наконец (Ура!!!), забурлила театральная жизнь, и что больше становится журналистов, способных грамотно и увлекательно писать о театре и кино (спасибо автору статьи), что появились режиссеры, заинтересованные в эксперименте, что не тонут такие театры, как «Акт», что ставится в нашем городе современная драма. Спасибо и Роману Ерыгину за то, что, ставя свою постановку по этому произведению, он нашел время посмотреть, как это сделали другие и сказать много хороших слов, в актёрской среде, это, кстати, редкость. А спектакль, конечно, замечательный. Нарушать камерность и созывать в зал 250 человек «Акту» не надо, это, простите, утопия или провокация, они хороши в том виде, в котором они существуют. Ангелина и Родион – замечательные, творческие, активные и талантливые. А по поводу того, что кто-то о них не знает, так это 1)проблемы их, а 2)повод для «Бизнес-онлайн» писать о них чаще и восполнить этот пробел в знаниях ваших читателей.

  • Анонимно
    18.05.2015 15:24

    Не перестану называть ваш театр самым живим, настоящая жизнь происходит перед твоими глазами, и не на момент не кажется, что все поставленно, приятный обман в котором нуждается каждый, пришедший за зрелищем!!!
    Невероятне декорации этот стол, купель, льдина... невероятно!!!
    Хочется ещё и ещё бывать у вас! Спасибо за такие шедевры!!!

  • Гайка
    18.05.2015 16:47

    А к чему, действительно, вся эта возня между театрами?Почему такое отношение к людям творческих профессий....? Посмотрите, что твориться в ТЮЗе....К чему это приведёт?! Что, в Казани 20 театров? Надо радоваться, что есть люди, которые развиваются, болеют, творят и, заметьте не" в стол", а приносят людям. Безошибочны лишь те, кто ничего не делают.

  • Анонимно
    18.05.2015 17:19

    Я не понимаю, что написал автор статьи. Я не понимаю, почему рецензия такая, но автор понимает. Совершенно замечательный финал, не имеющий, правда, отношения к тексту. Мне видны все мотивы, по которым автор пишет тот или иной панегирик. Мне видно, как и про что он думает, но это всегда было свойственно этому журналисту.

  • Анонимно
    18.05.2015 19:00

    Посмотрел "Осы" так уж случилось уже трижды. И с каждым разом спектакль только интереснее и интереснее - живой, искренний, сильный. Совершенно забываешь, что находишься в театре, окруженный незнакомыми людьми, как будто пришел в гости к давно знакомым друзьям, которые решили этим вечером выяснить наконец свои непростые отношения. Никаких накладных париков и усов, театральных поз и патетических монологов - все настолько не похоже на "обычный театр", настолько захватывает и погружает, что даже как-то непонятно, почему в конце ребята вдруг кланяются и уходят. Куда, зачем - ведь мы так и не поняли еще где же все-таки был Маркус? Вобщем, все очень здорово. Мой приятель сказал, что во время спектакля он как будто пережил тысячи, миллионы жизней. Я пережил нечто похожее - как будто все люди, все человечество собралось в этом небольшом зале, и затаив дыхание тихо наблюдало... Спасибо Вам, ребята!!!

  • noname
    18.05.2015 19:11

    А кто собственно такой господин Ерыгин? Неужели во всей Казани не нашлось более достойной личности, чтобы интересоваться его мнением? Некудышный актер и более бездарный режиссер!!! Мало того, заполонил сцену бедного ТЮЗа своей отвратительной физиономией, да еще и спектакли ставит подобные себе! Вы видели новую версию спектакля "Продавец дождя"?! Это же ужас! Жаль, что страдает, когда-то гремевший своим успехом ТЮЗ и зритель, вынужденный смотреть на все это. Жаль, жаль, жаль...

  • Анонимно
    18.05.2015 19:29

    Первый спектакль который я смотрела в таком формате. Это очень необычно и удивительно, когда нет разделения на актеров и зрителей, все происходит на одной площадке, когда не смотришь на происходящее со стороны, а находишься внутри этого. И такую атмосферу может создать только камерный театр. Спасибо, за ваше творчество.p.s. а по поводу "кому нужны эксперименты?". Все кто вошел в историю были экспериментаторами: Коко Шанель, Стив Джобс и тд. Все, что сегодня эксперимент, завтра может стать эталоном и классикой. Все всегда меняется. Это и есть путь жизни.Место, где нет движения и перемен-это стоящий пруд, затянутый плесенью.Марьям.https://vk.com/id16212927

  • Анонимно
    19.05.2015 11:51

    С огромным удовольствием хожу на спектакли этого театра не в первый раз. 2 часа проходят на одном дыхании. Игра актеров просто замечательная. Выкладываются на полную! Сама постановка "Летние осы..." очень жизненная, в простой форме обсуждаются проблемы современной жизни. Рекомендую всем! Идите, пока актеры не переехали в Москву или Голливуд :). Владимир.

  • Анонимно
    19.05.2015 18:24

    "Театр Акт"-это самодеятельность чистой воды.Раньше существовали народные театры в ДК, вот и это то же самое.Если девочка еще склонна к профессии, то мальчик и мужчина совсем нет.На протяжении всего спектакля видела как мучился главреж Камаловского.Неловкость среди зрителей чувствовалась.И интересно каким образом эти ребята, играющие в театр платят авторские г-ну Вырыпаеву

  • Анонимно
    19.05.2015 21:29

    Не перестану называть ваш театр самым живим, настоящая жизнь происходит перед твоими глазами, и не на момент не кажется, что все поставленно, приятный обман в котором нуждается каждый, пришедший за зрелищем!!! Невероятне декорации этот стол, купель, льдина... невероятно!!! Хочется ещё и ещё бывать у вас! Спасибо за такие шедевры!!!

  • Анонимно
    21.05.2015 17:06

    Спасибо худ.руководителям и всему коллективу в целом театра "ТеатрАкт" за то, что они вкладывают душу в свои спектакли и это нельзя не почувствовать.Была на премьере "Летние осы...", спектакль прошел как на одном дыхании.С удовольствием отправляю своих друзей на спектакли Театра Акт, чтобы они смогли окунутся в таинственный мир этих замечательных людей, которые дают нам возможность где-то посмотреть на себя со стороны, где-то возможно получить ответы на волнующие нас вопросы, и даже просто получить эстетическое удовольствие от игры актеров.Ребята желаю Вам только успехов!Дорогу осилит идущий!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль