Общество 
24.05.2015

Как во Франции используют сарафанное радио для «борьбы» с несогласными

В Европе применяется принцип вовлечения населения в разработку крупных инфраструктурных проектов

Проект аналогичный ВСМ Москва — Казань в настоящее время реализуется и во Франции. Новая высокоскоростная линия LGV пройдет и через Бордо, но, как выяснила европейский блогер «БИЗНЕС Online» Надежда Бельцова, вокзал этого города находится в таком районе, куда по вечерам лучше не ходить. Это пока. К 2025 году должен быть реализован проект «Бордо-Евроатлантик», инвестиции в который составят 620 млн. евро. С какими проблемами приходится сталкиваться французам при реализации проекта и как они их решают, читайте ниже.

Дом проекта
Дом проекта

ВСЕ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ! НО НЕ СОВСЕМ…

Есть в Бордо районы, куда лучше не ходить по вечерам. Если, конечно, вы не любитель приключений, заброшенных ангаров или наркотиков. И эти районы, как часто бывает в старых городах, расположены вокруг вокзала. Только вот в чем загвоздка: через несколько лет с этого вокзала будут уходить быстрые поезда в Париж, Тулузу и даже Бильбао в Испании. Благодаря новым высокоскоростным линиям LGV от Парижа до Бордо можно будет добраться всего за два часа с небольшим. А значит, есть все шансы, что появится прослойка людей, которые будут работать в Париже (где больше зарплаты), а жить в Бордо (где выше качество жизни), совершая регулярные поездки между двумя городами.

В этой грядущей перемене французское государство увидело большой потенциал и объявило ее воплощение операцией национального интереса. Было создано публичное учреждение планирования (нечто вроде комитета) «Бордо-Евроатлантик», которое с 2009 года проводит в жизнь эту инициативу по переустройству привокзальных районов города. Размах инициативы впечатляет. Инвестиции в так называемую «зону согласованной планировки» (zone d’aménagement concerté) «Бордо-Евроатлантик» составят 620 млн. евро! По одним данным, это крупнейший градостроительный проект Европы, по другим — один из таковых. Во всяком случае, сомнений нет: проект очень большой.

Габриэль отвечает на вопросы посетителей
Габриэль отвечает на вопросы посетителей

Площадь обустраиваемой территории — 738 га на обоих берегах Гаронны, причем часть этих гектаров относятся непосредственно к Бордо, а другая часть — к прилегающим коммунам под названием Флуарак и Бегль. То есть преобразиться должен не только вокзал с его окрестностями, но и добрая часть всей агломерации. К 2025 году в рамках проекта должны быть созданы 400 тыс. кв. м офисных помещений, 50 тыс. кв. м гостиниц, 40 тыс. кв. м торговых площадей, 80 тыс. кв. м студенческих общежитий и домов престарелых. В целом вся эта затея должна сгенерировать до 30 тыс. рабочих мест. К тому времени (то есть к 2025 году) население квартала должно увеличиться вдвое — с 25 до 50 тыс. человек. Они, если верить прогнозам, поселятся в 15 тыс. новых квартир. И все будут счастливы. Но не совсем…

Городской коллективный сад на территории Бордо-Евроатлантик, который будет в скором времени уничтожен и заасфальтирован
Городской коллективный сад на территории «Бордо-Евроатлантик», который будет в скором времени уничтожен и заасфальтирован

«ЧИСТАЯ» СТРОЙКА НЕ ШУМИТ, НЕ ЗАГРЯЗНЯЕТ ПОЧВУ, ВОДУ И ВОЗДУХ

Многие дома придется снести, а их жителей куда-нибудь переселить. В таких ситуациях люди редко проявляют энтузиазм. Да и кроме этого есть много сложностей в проекте «Бордо-Евроатлантик». Например, он почти полностью размещается на затопляемых территориях. Поэтому архитекторы и урбанисты придумывают разные хитрые способы сделать кварталы жизнеспособными даже в затопленном виде. Другая проблема — загрязнение почв, ведь долгое время эти земли были индустриальной зоной. Да и, наконец, шум от железной дороги — тоже не подарок. Приходится разработчикам проектов предусматривать шумозащитные мероприятия.

Одна из скрытых достопримечательностей квартала. По некоторым данным, это здание было когда-то мельницей. А теперь это жилой дом
Одна из скрытых достопримечательностей квартала. По некоторым данным, это здание было когда-то мельницей. А теперь это жилой дом

Как и положено многообещающему градостроительному проекту в Европе, «Бордо-Евроатлантик» держится на принципах «устойчивого развития». Во-первых, в его рамках будет сооружено несколько «активных» домов, которые в отношении энергозатрат должны производить больше, чем потреблять. Один из таких домов — пятиэтажное офисное здание, которое будет выполнено целиком в деревянном каркасе из местной древесины. Во-вторых, большой упор в этом проекте делается на ведении «чистой» стройки. Это та, которая доставляет как можно меньше дискомфорта соседям и рабочим, не шумит, не загрязняет почву, воду и воздух, а также сортирует и перерабатывает свои отходы. (К слову, понятие «чистой» стройки чаще всего отождествляется с деревянным строительством.)

У макета
У макета

В-третьих, новые кварталы будут всячески поощрять «мягкую мобильность» (в прямом переводе на русский звучит ужасно глупо, но перевести «mobilité douce» иначе я не умею; «Википедия» предлагает «устойчивый транспорт» — кому как больше нравится). Из транспорта кроме поездов будет введено в использование сразу несколько разных систем. Например, краткосрочная аренда автомобилей, в том числе электрических. Будет продлена трамвайная линия. Автобусов станет больше. Велосипедных дорожек — тоже, как и велосипедов напрокат. В общем, все будет сделано для того, чтобы машины в общественных пространствах появлялись как можно реже. А те, что все-таки там появятся, можно будет оставить в удобных многоэтажных автостоянках. За все эти добродетели «Бордо-Евроатлантик» присвоено звание Eco-Сité (экогород), которое введено в оборот министерством экологии, устойчивого развития и энергии Франции.

Но вообще-то, у меня нет цели пропеть славу этому проекту. Я решила написать о нем просто потому, что одна из его особенностей мне кажется любопытной и достойной внимания…

Привокзальный пейзаж
Привокзальный пейзаж

ПАВИЛЬОН, ЗА КОТОРЫМ РАСТЕТ НИЧЕЙНОЕ ДЕРЕВО С ОТЛИЧНЫМИ ФИГАМИ

Особенность заключается в том, что этот проект совершенно прозрачный. Нет, он не включает в себя много зданий из стекла. Просто любой интересующийся человек имеет доступ к огромному количеству информации, связанной с этим проектом.

Один из главных источников этой информации — это «Дом проекта», такой небольшой временный павильон, построенный специально для того, чтобы информировать публику об инициативе «Бордо-Евроатлантик». Для этого нанимаются молодые люди, чаще всего студенты архитектурного факультета. Они проходят короткий курс обучения, где им рассказывают об этой операции, и потом они работают в «Доме проекта», встречая посетителей и отвечая на все их вопросы. По секрету скажу, что эта работа сравнительно неплохо оплачивается: за полдня «экскурсоводам» платят 50 евро. Учитывая, что работа не самая изнуряющая, можно считать такую зарплату достойной. На этой должности трудится моя китайско-маврикийская приятельница Габриэль, о которой я как-то раз уже упоминала.

Бывшие городские бойни, на месте которых появится культурный центр
Бывшие городские бойни, на месте которых появится культурный центр

По ее рассказам, в «Дом проекта» приходит три категории людей. Во-первых, это будущие инвесторы — бизнесмены, торговцы, врачи, планирующие открыть в новом районе свой кабинет, и т.д. Во-вторых — местные жители, желающие знать, что происходит с их родным кварталом и снесут ли их жилье в ближайшее время. В-третьих — горожане из других районов или даже приезжие граждане, которые мечтают купить себе жилье в новом модном квартале и потому интересуются проектом.

«Дом проекта» состоит из небольшого выставочного пространства, открытого для посетителей, и подсобных помещений, куда входит кухня и конференц-зал. В интерьере «Дома проекта» имеются два больших (и очень дорогих!) макета с подсветкой, и вдобавок к ним множество брошюр и фотографий. Есть, к примеру, серия довольно странных фотографий, воспевающих красоту уходящего квартала посредством запечатления на фоне разных его уголков двух мужчин в нижнем белье. (Если кому-то стало интересно, можно набрать в интернете Mission Paludate.) Вообще, обстановка в этом павильоне очень доброжелательная и расслабляющая. Кстати, за ним растет ничейное дерево с отличными фигами, правда, это к делу не относится…

Пока многие уголки зоны имеют заброшенный и мрачный вид
Пока многие уголки зоны имеют заброшенный и мрачный вид

ПРОФЕССИОНАЛЫ И МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ЗАЧАСТУЮ НЕ В СОСТОЯНИИ ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА

Конечно, не «Домом» единым поддерживается информированность граждан о проекте. «Бордо-Евроатлантик» одним из первых во Франции, но далеко не первым в Европе показал применение на практике принципа вовлечения населения в разработку проекта. В его рамках регулярно устраиваются публичные собрания, где любой желающий может высказать свою точку зрения по поводу тех или иных аспектов проекта. Время от времени проводятся социальные опросы среди жителей затрагиваемых кварталов. Например, их спрашивают, какие магазины они хотели бы видеть на своей улице, как отнеслись бы к застройке городского сквера и т.д.

Иногда голос населения оказывается решающим. Так было, например, с проектом центра мусульманской культуры, который по настоянию общественности пришлось перенести из сложившегося «белого» квартала в более отдаленную и нейтральную зону. Но, естественно, далеко не все пожелания населения учитываются. Все-таки существует барьер между профессионалами и пользователями: они говорят на разных языках и зачастую не в состоянии понять друг друга.

Так вот чтобы этот барьер разрушить, введена такая инициатива: каждый год из жителей «зоны согласованной планировки» набираются 20 - 30 добровольцев, согласных пройти курс молодого бойца в области архитектуры, урбанистики и всего, что с ними связано. В течение года раз в месяц этим людям читают лекции профессиональные социологи, экономисты, географы, архитекторы и ландшафтные дизайнеры. В 2011-м, например, темы лекций были следующие: «Градостроительные стратегии устойчивого развития», «Прогнозирование и мобильность», «Городская плотность», «Креативная экономика» и др. В итоге добровольцы уходят с багажом знаний и углубленным пониманием проекта. А затем включается сарафанное радио и информация проникает в глубины кварталов. Цель этой программы — установить контакт и понимание между жителями квартала, то есть пользователями и теми, кто занимается его преобразованием. А это уже половина успеха проекта.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.05.2015 11:34

    Инвестиции частные?

    • Указанная сумма - это то, во сколько в итоге, к 2025-му году, обойдется проект. Государство обеспечивает одну треть, остальное - частные вложения девелоперов.Система такая: государство берет на себя все расходы по разработке общего проекта, инфраструктуру (инженерные сети, транспорт), благоустройство (парки и другие незастроенные общественные пространства, которых здесь будет много). Потом благоустроенные и готовые к дальнейшей разработке земельные участки продаются девелоперам, и уже они осуществляют строительство зданий в соответствии с основным - государственным - генпланом.Подобные проекты часто страдают одной и той же болезнью: созданные площади, особенно торговые и офисные, оказываются в итоге пустыми. Получаются такие кварталы-призраки. Так вот изюминка Евроатлантика в том, что его офисные площади, до того, как быть построенными, уже имеют своих хозяев. То есть девелоперы, прежде, чем начать строить здание, заранее окупают все будущие квадратные метры. Поэтому есть какая-никакая, но уверенность, что новый квартал оживет.

      • Анонимно
        24.05.2015 21:49

        За то у нас Иннополис есть, заселенный весь вдоль и поперек! Жизнь там бурлит-кипит как морозы вода. Гениальный вертикальный план с гениальным строительством. Это же антиинвестиции - инвестиции, которые создают расходную часть.

  • Я не совсем уловила смысл заголовка, который редакция дала моему тексту. Борьба с несогласными? Об этом, кажется, речи не шло... Тут скорее дело в диалоге, а не в борьбе. Ну да ладно, сколько людей, столько и интерпретаций. Каждый понимает по-своему...

  • Анонимно
    24.05.2015 13:13

    Али.

    Полезная информация.!
    Вовлечение населения в тонкости планов реализации проекта , да ещё таким оригинальным способом...
    Нам на заметку.

  • Анонимно
    24.05.2015 14:24

    Возможно, к концу века на Евроэкспрессе ВСМ можно будет домчаться из Казани в Барселону через Бордо.

  • Анонимно
    24.05.2015 15:18

    Али.

    Полезная информация.!
    Вовлечение населения в тонкости планов реализации проекта , да ещё таким оригинальным способом...
    Нам на заметку.

  • Анонимно
    24.05.2015 15:30

    опять "Как"))))

  • Анонимно
    24.05.2015 16:39

    А я за профессионалов. Планированием территорий должны заниматься урбанисты. И заигрывание с публикой происходит по причине отсутствия доверия, раз. И по причине манипуляции публикой -два.

    • Анонимно
      24.05.2015 21:55

      Должно быть и то и другое . Это обеспечит положительную обратную связь всех участников создаваемой инфраструктуры.

    • Планированием территории как раз занимаются урбанисты. А в одной команде с ними - экономисты, социологи, архитекторы и так далее.Вместо понятия "заигрывание с публикой" я бы предпочла "вовлечение публики" - так, на мой взгляд, точнее.

  • Анонимно
    24.05.2015 22:33

    Почему при таком облии водоемов в Казани нет тренда на эко-технологии и эко-позиционирование? Это же глупо- сидеть за золотом сундуке, используя его как подставку.
    Как некогда вырвали историческую деревянную, а теперь вынуждены реставрировать то, что осталось - не лучшее из того, что было. Целых два ведомства "успешно" развивают туризм. А всего-то и надо было - послушать умных людей и пару раз взглянуть дальше своего алчного носа хотя бы на 10 лет вперед. Так и здесь прокакаем половину потенциала экологическоно развития, застроим общественные пространства вдоль водоемов всякой торговой фигней, засыпем объекты ООПТ, убьем природу, культуру экологического восприятия смешаем с сельским навозом.
    Потомки нас приравняют к зверям в скотском загоне.

  • Анонимно
    25.05.2015 07:51

    Причем тут манипуляция публикой. Чтобы не получить красивый макет сверху с кучей экстравагантных идей, но неудобных, не функциональных,дорогих и никчемных в реальности причиндалов, должна быть связь профессионалов с реальностью, т.е. с "публикой".

  • Анонимно
    25.05.2015 07:57

    Помните текст из нашего студенческого прошлого: "Как страшно были они далеки от народа.." (это о декабристах). Понятно, что общество-многослойный пирог.Так вот демонстрация того, как надо договариваться с разными слоями, чтобы иметь мир, демократию и комфортную жизнь на разных уровнях. Отличный материал для размышления.

  • Анонимно
    25.05.2015 08:02

    У них то, смотрю я , как у нас. Не приватизированным осталось лишь одно фиговое дерево за забором.

  • Анонимно
    25.05.2015 08:05

    Классно! Я хочу такой же дом проектов в Казани. Будем обсуждать, мечтать и ждать. Хорошая идея. Спасибо Надя!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль