Общество 
23.05.2015

Рафаэль Хакимов: «Насколько «успех» крутых бизнесменов работает на республику?»

В ближайшие годы экономический кризис в стране будет основным трендом во внутренней и внешней политике

Пожар в казанском торговом центре «Адмирал», по мнению вице-президента АН РТ Рафаэля Хакимова, высветил целый ряд болевых точек современного российского общества вроде абсолютного равнодушия большого бизнеса к человеческим судьбам или проблем властной вертикали, которая не может обеспечить порядок в стране. По мнению автора «БИЗНЕС Online», эти противоречия не могут быть решены в России с ее стремлением к централизации и тотальному контролю в рамках существующей парадигмы.

Пожар в казанском торговом центре «Адмирал» высветил целый ряд болевых точек современного российского общества
Пожар в казанском торговом центре «Адмирал» высветил целый ряд болевых точек современного российского общества

ПОЖАР В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ — ЗНАК СВЫШЕ

Вот мы от имени всего человечества
Обращаемся с переговорами
К государствам прошлого:
Если вы, о государства, прекрасны,
Как вы любите сами о себе рассказывать
И заставляете рассказывать о себе
Своих слуг,
То зачем эта пища богов?
Зачем мы, люди, трещим у вас на челюстях
Между клыками и коренными зубами?
Слушайте, государства пространств,
Ведь вот уже три года
Вы делали вид,
Что человечество –
только пирожное,
Сладкий сухарь, тающий у вас во рту;
А если сухарь запрыгает бритвой и скажет:
Мамочка!
Если его посыпать нами,
Как ядом?

Велимир Хлебников. Воззвание председателей земного шара

Пожар в торговом центре «Адмирал» высветил проблему, которая всегда существовала, но о которой предпочитают не говорить. Дело не только в плохой работе государственных служб, безответственности одних, коррупционности других и жадности до прибыли третьих. Проблема звучит так: насколько «успех» крутых бизнесменов работает на республику? Корень зла начинается с того «большого хозяина», который сам не намерен жить в республике, но жаждет с нас стричь купоны. Для него жизнь сгоревших людей означает всего лишь издержки производства, статистическую погрешность, ведь арендаторов торговых площадей хватает. Для него неприятности сводятся к судебным издержкам.

Вообще, бизнесу не интересна трагедия отдельных людей. Если бизнесмену судьба человека станет любопытна, он посмотрит блокбастер, а про несчастных на пожаре он подумает, что им просто не повезло. Сегодня не повезло им, завтра еще кому-то или даже ему самому. «Жизнь несправедлива!» — эта сентенция призвана оправдать любые несчастья в обществе, даже те, которые зависят от конкретных людей и вовсе не связаны с промыслом Божьим. Видимо, нужна была трагедия с гибелью людей, чтобы привлекли к ответственности неприкасаемых миллиардеров, а может, еще и не привлекли...

Для экономистов также не существуют маленькие трагедии, у них трагедии начинаются в связи с крушением фондового рынка, финансовым кризисом, падением цены на углеводородное сырье. В экономике оперируют общими цифрами, в которых тонет человек. Маленькие трагедии маленьких людей превращаются в колонки цифр, не влияющие на общие показатели. Как говорил Сталин: «Одна смерть трагедия, миллион смертей статистика». Статистика нас не трогает.

Если республика именно тот объект, с которого стригут купоны, то заработанные деньги должны возвращаться в ее экономику и обогащать весь народ, а не только удачливых... В этом случае можно не интересоваться, каким способом нажиты миллиарды в лихие годы российской приватизации. В такой поставке вопрос выходит за рамки экономики, но при этом не становится темой морали и проповедей, он переходит в плоскость выживаемости республики, что по значимости стоит выше частных интересов. Республика существует не для бизнеса, а для процветания народа Татарстана, а потому бизнес нужен для обогащения всей республики, а не только предпринимателей и их покровителей. Конфликт интересов республики и крупного бизнеса может разрешиться только в пользу республики и никак иначе, поскольку нельзя доить республику безнаказанно, ссылаясь на либеральные законы и рынок. Все эти разговоры о свободе предпринимательства сводятся к свободе от обязательств перед республикой. Пожар в торговом центре знак свыше, он указал на ту грань, которую нельзя переходить, устанавливая собственные правила игры.

ЧУДОМ БЫЛИ ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ НА СЫРЬЕ, А НЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА

Деньги никого не сделали богатыми –
наоборот, каждого они делают еще жаднее до денег.

Луций Анней Сенека

Какое дело простому человеку до статистики, которой пичкают нас с экранов телевизоров, на пресс-конференциях, преподносят в толстых отчетах?! Например, по надоям молока Татарстан завоевал 3% российского рынка. Видимо, я должен прийти в восторг от этой цифры, но почему тогда я не вижу радости на лицах жителей своей родной деревни, а ведь они труженики, каких еще надо поискать. Заглядывая на базар за молоком и творогом к знакомым старушкам, я время от времени от них слышу слова извинения за повышение цен. После таких наблюдений мне трудно ухватить смысл торжественных 3%. Видимо, они относятся ни к старушкам, ни к моему двоюродному брату из деревни и не ко мне как покупателю. Это какие-то особые 3%. Одновременно по телевизору мне настойчиво объясняют, что в росте цен виноваты американцы. Значит, Обама, а не «Вамины» устроили нам такую молочную жизнь.

Кстати, статистические и социологические данные вполне контролируемы и для этого есть веское оправдание: они не должны сеять панику у бизнесменов, инвесторов и среди населения. Они должны отвечать интересам руководителей страны, которые знают, как рулить экономикой и политикой. Но если бы даже Госкомстат вдруг начал показывать реальные цифры, то в его данных все равно не учитывается теневая экономика, соразмерная с официальной, а там уже спрятан не просто человек, а рабсила. В России с непомерно раздутым госкапитализмом и теневой экономикой, с конкуренцией лишь в узких сегментах и монополией в ключевых сферах, бестолковостью и жадностью чиновников, как эпидемия размножающихся в контролирующих органах, можно говорить только о тенденциях, трендах, но не конкретных цифрах. Услышав из уст экспертов прогнозные цифры на месяц или даже на год вперед, можно быть уверенным в их профессиональном шарлатанстве их надо записать в когорту астрологов, магов, чародеев, хиромантов, экстрасенсов.

В середине мая правительство объявило о конце экономического кризиса и обратилось к бизнесу с призывом начать позитивно работать. Правительство не перестает удивлять, они с таким призывом обратились не к доверчивому населению, а к предпринимателям, которые кризис ощущают на в цифрах, а на своей шкуре. Им что? Теперь не верить себе, но верить правительству, которое нас «отпиарило»?

Сегодня экономисты гадают о перспективах цены на нефть, Нацбанк пытается стабилизировать курс рубля, правительство пропиаривает импортозамещение, которое в принципе не может решить проблемы производительного труда. Если бы вместо разговоров об импортозамещении сократили количество праздников, выгоду почувствовали бы немедленно в виде прибавки в федеральный и местный бюджеты. Желание узкого круга богатых людей, имеющих свои виллы за границей и стремящихся подольше насладиться своими богатствами, перевешивает экономические потребности страны. Этот абсурдный аргумент оказался значимее интересов всей страны. Впрочем, и бедное население в праздники имеет возможность поехать на свои загородные бидонвили и ударным трудом на огородах ответить на западные санкции.

К сожалению, сегодня политика перестала существовать как самостоятельная сфера, она не вырабатывается в ходе парламентских баталий и дискуссий в прессе или в ходе научных конференций. Ее формирование переместилось в узкий круг людей, убежденных в принципиальной возможности навязывать какие-то идеи стране с помощью пиара. Отсутствие реальной оппозиции не значит, что решены все вопросы. Это всего лишь синдром «застоя». При Брежневе были самые радужные впечатления от экономики, внешней деятельности, мощнейшей армии, тогда подсчитывали, за сколько дней советские танки смогут дойти до Ла-Манша и Гибралтара. Страна устойчиво занимала второе место по ВВП. Весь мир считался с мнением СССР. Ограниченный контингент советских войск героически сражался в Афганистане с тем, чтобы не допустить туда американцев. Советская пропаганда и агитация работали отменно, причем идеология была сопряжена с экономическим и военным потенциалом, она не сводилась к голому патриотизму. Но застой есть застой, его не переломить только административной волей.

Российская политика, как бы ее не определяли, будет в своей основе зависеть от экономических приоритетов. Можно на какое-то время отвлекаться на борьбу за суверенитет ДНР и ЛНР, радоваться развалу экономики и территориальной целостности Украины, но от этого насущные хозяйственные дела не теряют актуальность, скорее наоборот, их значение растет, ведь суверенитет Крыма и Донбасса в немалой степени поддерживается за российский счет. Голый патриотизм, не подкрепленный экономическим потенциалом, тем более вызывающий изжогу в международных отношениях, не может долго продолжаться. Вопрос решается не на украинском «фронте», центр тяжести проблем давно переместился в сферу повышения производительности труда, внедрения эффективных технологий, достижения достойного уровня жизни, чего невозможно добиться с помощью ручного управления. Без повышения производительности труда не повысятся доходы населения, а значит, не повысится покупательная способность, а потому не оживится экономика в целом. «Экономическое чудо» не рождается с помощью ручного управления. Время потенциальных «чудес» прошло вместе с падением цены на нефть. Чудом были высокие цены на сырье, а не экономическая доктрина.

Пожар на «Адмирале» показал – вертикаль существует, а порядка нет
Пожар на «Адмирале» показал: вертикаль существует, а порядка нет

ВЕРТИКАЛЬ СУЩЕСТВУЕТ, А ПОРЯДКА НЕТ

Упадок нравов это погибель государства как политического целого.

Наполеон Бонапарт

ВВП можно нарастить разными способами, например, увеличив расходы на оборону, при этом экономика в целом пострадает, а уровень жизни понизится, но показатели будут замечательными. Население такой курс поддержит с энтузиазмом, ведь как-то надо отстоять суверенитет Крыма, ДНР, ЛНР. Для повышения ВВП можно затеять большие стройки, чей эффект, возможно, скажется через 20 лет, а возможно, и не скажется, можно тянуть трубопроводы в Китай и продавать газ, чтобы экономика дружественной страны стала еще крепче, а заодно улучшится и наша статистика в части темпов роста и ВВП. Повысить ВВП можно, открыв новые казино и разрешив ставить игровые аппараты. Можно сократить расходы на культуру. Ни в коем случае нельзя вводить энергосберегающие технологии, иначе потребление энергии упадет, и все сырьевики пострадают, и без того зимы стали теплыми и показатели у энергетиков упали. Существуют другие способы наращивания ВВП без экономического эффекта. При этом статистика выправится и правительству России можно будет более уверенно говорить об отсутствии кризиса в экономике.

Хорошо, когда растет покупательная способность населения, это значит, что население зарабатывает и экономика идет в рост. Но не всякая покупательная способность благо. Роскошь тоже потребление, но не показатель богатства страны. Спрос на машины премиум-класса не снижается, и вовсе не потому, что население богатеет, напротив, богатеет узкая группа и без того богатых, которые вкладывают средства в роскошь, а не в производство. Тем самым создается еще одна видимость общего роста экономики. Конечно, такой спрос стимулирует ювелирку, но при этом замораживаются капиталы, которые могли бы стать не бриллиантами, а инвестициями.

Наличие большого количества миллиардеров в России признак большого неблагополучия. Если бы в России существовали компании типа Microsoft или Samsung, тогда это не вызывало бы тревогу, но в стране с отсталыми технологиями наличие миллиардеров пугает своими последствиями. Дело дошло до того, что даже отлаженные ракеты «Протон» разучились качественно собирать, не только зарубежные автомобили российской сборки не вызывают доверия, но даже некогда лучшая в технологическом плане отрасль страны космическая перешла на стандарты Made in Russia.

В чем еще замораживается капитал кроме роскоши? Конечно, в бесчисленных коттеджах, которые строятся только для того, чтобы их строить. Многие коттеджи оказываются вторыми и третьими, в них не живут и их не используют для кредитования на производственные нужды. Программа ликвидации ветхого жилья в свое время стала мотором экономики и обеспечила квартирами остро нуждающихся. Она решала одновременно две проблемы: социальную и экономическую. А роскошные дворцы вокруг Казани напоминают о другом — о замороженных капиталах. Если бы система государственных услуг была на должном уровне и можно было без коррупции открывать и вести бизнес, а банки были не дутыми, а реальными, то все эти коттеджи стали бы живым капиталом.

А сколько заморожено человеческого капитала?! Вертикальные структуры, работающие на самих себя, проникнутые сверху донизу коррупционностью, это замороженный интеллект и способности. Энергия людей направлена не на благо народа республики, а на раздевание и без того униженных. Вертикаль власти оправдывают необходимостью навести порядок в стране, но коррупция, которая стимулируется вертикалью, вовсе не означает наведение должного контроля. Пожар на «Адмирале» это показал воочию: вертикаль существует, а порядка нет. В космической индустрии установлен самый жесткий контроль, а «Протоны» падают, и на строительстве космодрома в Приморье масштабно воруют. Теперь появился повод создать еще одно вертикально интегрированное ведомство, еще одну кормушку для новых контролеров. Ведомство создадут, а «Протоны»…

ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ ПОРЯДКА НЕ ДЛЯ РОССИИ

Однажды сосед приходит к Мулле Насреддину и говорит:
Мулла, у меня к тебе две просьбы.
Скажи, пожалуйста, какие?
Во-первых, одолжи мне сто акча. Во-вторых,
дай мне пять месяцев сроку, чтобы вернуть.

Первую твою просьбу исполнить я не могу, ответил Мулла,
денег от меня не жди.
Что касается второй, то могу дать тебе сроку
не только пять месяцев, но, если хочешь, все пять лет.

Экономика с человеческим лицом утопия. Рыночная экономика имеет дело не с конкретными человеческими интересами, а собственниками, с фондовыми котировками, индексами РТС, курсом валют, монетарной политикой правительства и центробанка, международными финансовыми организациями, инвестициями, фьючерсами и т.д. Там нигде нет человека как такового, а есть покупатель продавец, есть игроки на бирже, есть капиталисты и рынок рабочей силы, там нет даже конкретных работников, а есть понятие занятости, стоимости рабочей силы. Капитализм тем и силен, что одних превращает в собственников, других в продавцов рабочей силы и заставляет всех конкурировать на так называемом «свободном рынке». Альтернатива капитализма социализм тоже оказался без человеческого лица, поскольку вместо свободы человека ввел авторитарный режим, а на селе крепостничество в неприкрытом виде, вместо рынка труда создал трудовую армию. И тот и другой строй антигуманен.

Дегуманизация один из основных процессов, заставляющих обычных, нормальных людей спокойно или даже с энтузиазмом творить зло. Дегуманизация нечто вроде «слепоты» мозга, мешающей человеку ясно мыслить и заставляющей его считать, что другие люди это не люди. Страдающие этой «слепотой» видят в других лишь врагов, конкурентов, а не партнеров и сограждан. Социал-демократы как могли смягчили язвы капитализма через систему налогообложения и более справедливое распределение средств. Ряд развитых стран поощряют малый бизнес или создают предприятия с плоской структурой, когда человеческий потенциал оказывается востребованным. Малый бизнес позволяет не только заработать себе на жизнь, но создает относительную независимость, позволяет посвятить жизнь любимому делу, приобрести свободу во всех смыслах: и от государства, и работодателя. Но для этого государственные услуги должны быть на уровне развитых стран, когда ты открываешь свой бизнес по заявительному принципу через интернет. В России этого никогда не будет, поскольку она стремится к централизации, к тотальному контролю, а значит, разрушению своих собственных основ. Природа России, ее бытие анархическое, вытекающее из огромного пространства, а ментальность тоталитарная, а потому вселенская борьба сознания и бытия будет сопровождать страну, пока она существует. Нет решения этому противоречию в рамках существующей парадигмы.

Порядок и дисциплина нужны в обществе, чтобы ограждать человека от произвола, обеспечить ему свободу, без которой не будет инициативы и контроля за чиновниками со стороны народа. Но такое понимание порядка не для России.

Ясно, что в ближайшие годы экономический кризис в стране будет основным трендом во внутренней и внешней политике. В этих условиях цели республики имеет смысл формулировать не в темпах роста и количестве валового продукта, а в терминах продовольственной безопасности, уровне жизни конкретных слоев населения, состояния населенных пунктов, комфортности жизни в городах и селах, качестве образования, а не в обобщенных цифрах, в которых исчезает конкретный человек с его проблемами.

Если же возразят,
Что государство пространств не подсудно,
Как правовое соборное лицо,
Не возразим ли мы, что и человек
Тоже двурукое государство
Шариков кровяных и тоже соборен.
Если же государства плохи,
То кто из нас ударит палец о палец,
Чтобы отсрочить их сон
Под одеялом: навеки?
Вы недовольны, о государства
И их правительства,
Вы предостерегающе щелкаете зубами
И делаете прыжки. Что ж!
Мы высшая сила
И всегда сможем ответить
На мятеж государств,
Мятежом рабов,
Метким письмом.

Велимир Хлебников. Воззвание председателей земного шара

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (65) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.05.2015 11:21

    А насколько успех доморощенных ученых работает на республику? Где, кроме как в местных прессе и издательствах, они издают свои труды? А получают заработную плату немаленькую. Хрчешь изменить мир - начинай с себя.

    • Анонимно
      23.05.2015 23:56

      В Башкирии для этих целей выделяются в сотни раз больше.Только книг на исторические темы у них издаются в 15 раз больше, чем в Татарстане.

      • Анонимно
        24.05.2015 15:18

        Да-да, у соседей всегда куры с гусей кажутся.

      • Анонимно
        24.05.2015 18:06

        И много в Башкирии за последние 10-20 лет появилось памятников включенных в список ЮНЕСКО? А ведь это в своем большинстве труд исключительно гуманитариев. Об этом вы не думаете. А книг действительно издают много: об общих корнях английского и башкирского языков, о том что все население восточных районов Татарстана это на самом деле башкиры и т.д. Таков их удел.

        • Анонимно
          24.05.2015 21:53

          Наши молчат и они так и пишут. И пишут все наглее и наглее. Сейчас они пишут, что население до Елабуги - башкиры.

          • Анонимно
            25.05.2015 09:05

            Пускай пишут!

            • Анонимно
              25.05.2015 11:10

              Пора развенчать выдуманный советами миф "башкирский народ". В средние века башгирдами-басжирдами называли венгров и иногда через них всех фин-угров. Башгирды Гардизи, Джувейни и прочих авторов живут на Дунае рядом с поляками и греками. Пошкурд - другое название Великой Венгрии (Магна Хунгариа), которая была расположена восточнее Волжской Булгарии. Под натиском болгнар, печенегов, кимаков венгры были вынуждены оставить Волжско-Уральский регион и переселиться на Паннонию. Но их небольшая часть переселась на Верхнее Прикамье. Когда Казань был взят, вот эти-венгры-башгирды первыми продались и получали зна сври земли башкирский ярлык, налоговые льготы. И все это фиксировано на русских летописях. Потом всех предателей стали называть башкирами. Так что, башкир - не народ, а служивое сословие коллаборционистов, порлучившие за свое предательство обширные земельные владения м налоговые льготы.А те "башкиры" Зауралья, которые сами себя называют истинными башкирами, - монголы. Монголы Бату хана. Они просто украли самоназвание и историю фин-угров и продолжают красть.

    • Анонимно
      25.05.2015 11:19

      "А получают заработную плату немаленькую" - Вы это серьезно, или это у вас такой сарказм?

  • Анонимно
    23.05.2015 11:30

    Вокруг да около. Но он обсуждает проблемы человечества, не замечая главного.

  • Анонимно
    23.05.2015 11:33

    Спасибо, Рафаэль Стбгатович!
    Вот это уже ближе к теме и к ситуации момента. Хорошая аналитика, без ангажированных реверансов в сторону одного клана.
    А то какой то идеологический лабиринт получается. Отец нации призывает меняться всем нам, забывая указать на это собственным сыновьям .
    Не прокатит , МШ! Не те времена.
    Или я что то пропустил ?
    А Гареев

  • Анонимно
    23.05.2015 11:44

    Не всем дано стареть красиво, не превращаясь в брюзгу, но это между прочим. Главное, академик - почему-то на сайте указано, что кандидат философских наук, а занимается историей. Это не его профессия, опять получается, порядка нет.Председатель совета директоров "Казанский медико-инструментальный завод" (или был), значит, за все случаи производственного травматизма отвечать должен, по его же собственной логике.

    • Анонимно
      23.05.2015 12:53

      Считаю, что уважаемый академик не "брюзжит", а философствует, т.е. размышляет, рассуждает о жизни.Настоящих философов в Казани очень мало, а смелых и решительных, не боящихся публично высказывать свои мысли всего два - Р.С.Хакимов и Фан Валишин.Рафаэль Сибгатович прожил (и надеюсь еще проживет столько же) яркую, интересную, насыщенную и трудную жизнь.Физик по университетскому образованию, кандидат философских наук, доктор исторических, ученый, чиновник, семьянин, писатель, библиофил. Разнообразие его "лиц" поражает.Он имеет полное право "философствовать" и бояться ему практически нечего. Он почти все испытал в своей жизни.Его философствование многие (власти, обыватели, квалифицированные потребители, бизнесмены-чиновники) принимают за "брюзжание".Сегодня публично философствовать, все равно что идти в штыковую атаку на танк.Желаю уважаемому академику здоровья и активности, физической и духовной.Всегда с нетерпением жду его статей, в которых всегда живет мысль и сопереживание с лучшими умами человечества за Казань, РТ, РФ и всего Земного шара.

      • Анонимно
        23.05.2015 14:49

        Присоединяюсь.

      • Анонимно
        23.05.2015 14:57

        Он председатель совета директоров крупного предприятия (или был), получал доход, влиял на политику предприятия - что от этого выиграла республика и ее народ, хотелось бы знать. Спрашивать с других горазды все.

        • Анонимно
          23.05.2015 21:40

          Был "председателем директоров крупного предприятия"? Очень хорошо. Важный опыт. Знает систему изнутри.Любые перемены в любой системе (в обществе, семье, науке, предприятие и т.д.) могут происходить двумя путями - изнутри или снаружи.Первый путь - эволюционный, второй - революционный.По какому пути будет развиваться любая система зависит от каждого "элемента" этой системы.

      • Анонимно
        23.05.2015 15:57

        Не надо ни брюзжать, ни филосовствовать!Наберитесь смелости и скажите на всю страну:Народ -быдло ,с ним считаются только перед выборами. Пока не будет реального ГЕГЕМОНА, так и будете проживать в нищете и жалобами ВЛАСТЬ ИМУЩИХ мучит. У них уже всё есть. Председатель

        • Анонимно
          23.05.2015 21:48

          Зачем озвучивать в очередной раз очевидные вещи, хорошо известные с библейских времен?Часть "власть имущих" (обычно это мелкие чиновники) действительно думает, что "народ - быдло". Но не вся власть. Иначе "лишних" людей уже публично уничтожали бы тем или иным способом (как библейский царь Ирод, российские чекисты 1918 - 1920-х гг., германские нацисты 1930-х).И еще. Извините, но Вы "Председатель" чего или кого? Если не секрет.

      • Азат Д
        23.05.2015 21:36

        "Настоящих философов в Казани очень мало, а смелых и решительных, не боящихся публично высказывать свои мысли всего два - Р.С.Хакимов и Фан Валишин." - Вот пусть господин Хакимов, как очевидец событий начала 90-х, смело расскажет, о становлении Татарстана, в период перехода от социалистической собственности в частную. Пусть ведёт летопись тех событий.Будем почитать.

        • Анонимно
          23.05.2015 22:20

          Да вроде "основу" "начала 90-х" он рассказал в своих книгах?Иногда перечитываю их (книги Р.С.Хакимова) все правда, может быть не вся, но правда в фактической основе. Интерпретация может быть разной.Время было трудное и жестокое. В бывшем СССР погибли от голода, болезней стрессов, криминальных войнах несколько миллионов людей. Еще больше не родилось...Но надо отдать должное властям Татарстан в отличие от многих регионов РФ в РТ вовремя выплачивали пенсии, зарплаты, учителям, преподавателям, врачам и другим "государственным людям". Пусть небольшие деньги, но полученные вовремя они позволили не голодать вышеуказанным категориям граждан. В других регионах РФ голодали..."Летопись тех событий" давно есть - это газеты, журналы, ТВ тех времен.Другое дело, что осмысление тех событий, в первую очередь философского, до сих пор нет.Большинство выживших забыло те времена (особенно те, кто "разбогател"). Другие боятся ("штатный философ", получающий зарплату от государства обязан "обслуживать" деньги дающего).Тем ценнее мысли уважаемого академика Р.С.Хакимова по философскому осмыслению 1990-х гг. и настоящего времени, публикуемые на сайте БО. Появляется возможность эволюционных изменений, а не революционных.Лимит на революции у РФ исчерпан. Или эволюционный путь развития или полный крах российской цивилизации.

          • Азат Д
            24.05.2015 18:29

            Я же писал, про смело и решительно, о переходе от социалистической собственности к частной. Как часть "Татнефти" оказалось в "банк оф Нью Иорк"?

            • Анонимно
              25.05.2015 09:07

              Акции "Татнефти" торгуются на биржах Лондона и Нью-Йорка, оттуда и попали.

      • Анонимно
        23.05.2015 22:38

        "Великий философ" Хакимов игнорирует Всевышнего в отличие скромного философа Иммануила Канта. Вот он и ходит вокруг да около, избегая главного.

        • Анонимно
          24.05.2015 08:51

          Извините, уважаемый. Скажу страшную вещь. Для меня действительно страшную.Настоящий философ должен и умеет думать обо всем. В том числе может выдвигать гипотезу о "случайном" появлении Космоса, Земли, Человека и всего остального. Обдуманные вещи настоящий философ должен публиковать, доносить до людей тем или иным способом (через научные журналы, лучше через СМИ, в разговорах с друзьями и соседями и т.д.). При этом философ имеет, как и все люди право на ошибку... Несет ответственность Б-м и перед людьми за ошибку, и часто бывает ими наказан...Это во-первых.Во-вторых, из опубликованных текстов уважаемого академика Р.С.Хакимова никак нельзя сделать вывод, что он (по Вашим словам) "игнорирует Всевышнего". Выдвинув тезис - необходимо доказать его. Пожалуйста, докажите Ваш тезис. Тем более, что он звучит как обвинение. Вы прекрасно знаете (судя по лексике и стилю Вашего небольшого текста Вы образованный человек, "человек науки"), что в настоящее время много фанатиков (научных, экономических, религиозных и т.д.). И такое обвинение несет человеку реальную опасность.Да, Ваш оппонент критикует религиозных деятелей, внешнюю сторону организации религии, но это не "игнорирование Всевышнего". Скорее наоборот.В-третьих, уважаемый Р.С.Хакимов главное сказал: "Экономика с человеческим лицом — утопия". И попытался раскрыть свой тезис, путем приведения фактов и логических выводов, в опубликованной выше интересной статье.Жду доказательства Ваших оценочных высказываний-обвинений.

        • Анонимно
          25.05.2015 11:20

          Он действительно человек незаурядный, в федеральном правительстве к примеру, нет никого, кто смог бы с ним посоперничать. Там одни дилетанты, начиная с самого Медведева.

  • Анонимно
    23.05.2015 11:56

    Когда все вокруг да около ходят,о главном молчат, то и прогресс отсутствует.1. Почему фермерство слабо развито?А ведь ответ известен, а молчат.

    • Анонимно
      24.05.2015 08:57

      Молчат по той же самой причине, что и Вы молчите.В "добром человеке" в среднем 100 кг веса. Раба из себя, как говорят классики, надо "выдавливать по капле". В капле 0,5 г. Сосчитайте, пожалуйста, сколько надо "капель выдавить" из себя человеку, чтобы стать Человеком. Среднее время "каплепадения" 1 день.

      • raf
        25.05.2015 12:04

        "В "добром человеке" в среднем 100 кг веса. Раба из себя, как говорят классики, надо "выдавливать по капле",-ну,молодец!От души посмеялся.И голове пища,и хорошие эмоции.

  • Анонимно
    23.05.2015 12:05

    Кризис и красть это слова синонимы.Крысиное сознание.Когда появиться человек, про которого скажут:честь и совесть нашей эпохи.

  • Анонимно
    23.05.2015 12:32

    25 лет назад мы все были другими, но за это время прошли путь по трансформации сознания по более, чем другие страны и народы. Ведь мы первопроходцы во всем.В том числе и в том, как не надо жить и делать.Мудрость приходит ко всем к стаРОСТИ.

    • Анонимно
      23.05.2015 16:26

      Может дело в костности и долготерпимости россиян? Помните Некрасова:...отдыхали топоры до поры.( Кому на Руси жить хорошё?).История по спирали развивается, по нарастающей. Сейчас народу в ЦЕНТРЕ РОССИИ, революция не нужна. Пока ВЕРХИ ПОЙМУТ, что жить по старому нельзя, низы многое натворить могут. Мы сейчас в Татарстане и России, в целом, находимся в состоянии НЕУСТОЙЧИВОГО РАВНОВЕСИЯ. Председатель

  • Анонимно
    23.05.2015 13:11

    Вертикаль власти нужен не для того, чтобы был порядок в стране и обезопасить население, а для того, чтобы убрать всех, кто покушается на верхушку власти, чтобы они могли делать все, не перед кем не отчитываясь и не отвечая за свои действия. Goody

  • Анонимно
    23.05.2015 17:13

    Рина?т Леони?дович Ахме?тов тат. Ринат Леонид улы ?хм?тов, Rinat Leonid ul? ?xm?tov построил за свои средства татарскую мечеть в Донецке, поддерживает татарские общины Украины и Донбасса.Цитирую И.О. Президента Татарстана Рустам Минниханов: «Я должен сказать огромное спасибо Ринату Ахметову».[Перевод с татарского языка] Бисмилляхи рахмани рахим. Саляму алейкум наши гости и друзья! Сегодня Аллах пожелал нам снова встретиться на «Булгар джыены» и главная цель сегодня - открытие Белой мечети. На этих землях раньше было очень много мечетей, была Соборная мечеть, там встречали гостей, там было медресе, там читали молитвы. Смысл этой Белой мечети восстановить порядок былых времен. И сегодня мы открываем эту мечеть. Дорогие гости, единоверцы, конечно, нам нужно сохранить свою веру и национальные традиции, учить молодое поколение. Это территория Булгар, куда приехали люди с других регионов и стран, должно быть место, где мы мусульмане должны собираться.Сегодня мы должны сказать, что наши идеи воплотились благодаря тому, что этому способствовали наши инвесторы. Они может быть не все здесь. В Булгарах все принимают в той или иной мере свое участие. Российский предприниматель Алишер Усманов, он здесь очень много помогал, хотя он еще здесь не был. Сегодня я должен сказать огромное спасибо Ринату Ахметову - это гражданин Украины, он в Татарстане был только один раз, но как он относится к Татарстану, как относится к Исламу! Я очень благодарен, что вместе с нами здесь его мама, мы очень рады, что этот праздник мы проводим вместе.Я благодарен Тахаутдинову Шафагату Фахразавичу – это генеральный директор акционерного общества Татнефть, человек который участвует во всех проектах Татарстана. И конечно, эта мечеть здесь тоже огромный вклад господина Тахаутдинова. Эта прекрасная Белая мечеть сегодня появилась".Казак Поволжья

  • Анонимно
    23.05.2015 17:59

    Рахимкулов Мегдет Нигматович (Рахимкулов Михаил Николаевич) (род. 16 октября 1945 года, Москва, СССР) — российский предприниматель.Член совета директоров и основной владелец ООО «Kafajat Kft» и венгерского банка «Altalanos ErtekForgalmi Bank». Бывший глава представительства «Газпрома» в Венгрии. Этнический татарин. До своего возвращения в Россию в 2008 году был самым богатым жителем Венгрии.В 2011 году журнал Forbes оценил его состояние в 1,6 миллиардов долларов.Казак Поволжья

    • Тагир
      23.05.2015 18:37

      Вот видите, какие двойные стандарты. Когда человек богатеет за рубежом, а жить приезжает к нам - это хорошо. А если наоборот - значит с нас "стрижет купоны".

      • Анонимно
        23.05.2015 18:46

        Вопрос не где кто живет,главное куда идут инвестиции. Чем больше не живущих в регионе сюда инвестируют,тем лучше для региона.

  • Анонимно
    23.05.2015 19:19

    Надо признать, что зажиточные татары и другие богачи из РТ -те еще жмоты

    • Анонимно
      23.05.2015 22:37

      Надо признать, что ты говоришь глупости. Надо говорить так: зажиточные татары и другие богачи из РТ - это добрые и отзывчивые люди, не жалеющие денег на благотворительность и поддержку обездоленных, регулярно ходящие в мечети, церкви и синагоги, живущие в хрущевках, ездящие на работу в общественном транспорте, беспрерывно заботящиеся о сиротах и инвалидах.

  • Анонимно
    23.05.2015 20:14

    А татары-они все зажиточные.

  • Анонимно
    23.05.2015 20:38

    Ограниченный контингент советских войск героически сражался в Афганистане с тем, чтобы не допустить туда американцев.- до этого места дочитал и дальше не смог. Одного откровенного вранья хватит, чтобы отбить охоту.Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек. Именно столько сыновей страны полегло ни за понюшку табаку. Но по Хакимову выходит даже это прекрасно, вообще всё, что делалось тогда - прекрасно! Сегоднешний период заслуживает только критики. Например, Семин этот должен был сам проверить пожароопасность объекта. Все надзорыне службы облажались, а Семин виноват. Я не выгораживаю его, разбогател он на вранье и грабеже (лично сам вложил я свои ваучеры в Образование, то есть ему в карман) но это другая тема. А в том, что Адмирал сгорел, нашли крайнего, как говрится. И эти мелкие рассуждения из уст ФИЛОСОФА!

    • Анонимно
      23.05.2015 23:10

      Философия - любовь к истине во всем сомневающегося человека. А здесь готовые весьма спорные и субъективные ответы, это не философия, просто эпистолы обиженного человека, был в обкоме, был советником Президента, дружил с Морозовым, председатель совета директоров завода... и вдруг в том, что не так хорошо сегодня виновны другие, а этот человек прилетел откуда-то?

    • Анонимно
      24.05.2015 19:49

      Уважаемый, Вы вчитайтесь в текст, академик говорит о том, что нам втюхивала советская пропаганда. А Вы поняли так, что он сам оправдывает афганский поход СА.

  • Анонимно
    23.05.2015 20:49

    все правильно пишет Хакимов! Еще все полунамеками только и очень вежливо и дипломатично. А то газеты и тв все время врут, надоело и тошнит от этого уже. как в песне "Перемен требуют наши сердца, Перемен требуют наши глаза...Мы ждем перемен"Татарин

    • Анонимно
      23.05.2015 22:34

      Почему "полунамеками"?Пишет прямо, понятно, но "очень вежливо и дипломатично". Как и надо писать философу.Если Вы имеете ввиду фамилии, то это дело прокурора, а не философа.Философ видит и выделяет с одной стороны общее для всего человечества, с другой - частное конкретного человека, но без фамилий.

  • Анонимно
    23.05.2015 22:41

    "Если республика — именно тот объект, с которого стригут купоны, то заработанные деньги должны возвращаться в ее экономику и обогащать весь народ, а не только удачливых...".Тезис спорный.Все зависит от того, как конкретный "парикмахер" относится к носителю "шерсти".Если эту парочку связывают только ножницы, то владеющий ими может и "кожу" состричь...

    • Анонимно
      24.05.2015 00:04

      если нет демократии и контроля народом власти и постоянного переизбрания, то народ остаётся рабом и его используют и эксплуатируют!

    • Анонимно
      24.05.2015 09:09

      К "парикмахеру" Семину лучше в руки не попадаться - "ножницы" в его руках превращаются в страшное оружие.Но ведь все "специалисты" должны периодически подтверждать свою квалификацию. И им выдают красивую бумагу-сертификат о профпригодности, или не выдают.Именно про "семиных" гласит один из тезисов статьи Р.С.Хакимова: "Экономика с человеческим лицом — утопия".

  • Анонимно
    23.05.2015 23:16

    http://int-ant.ru/docs/world_art2/#/46/- деятельность по возрождению исторического центра когда-то оценивал хорошо, не говорил, что стрижет купоны. Когда лукавил - тогда или сейчас?

  • Анонимно
    23.05.2015 23:55

    Татарстанский бизнес ничего не делает для татар.В Башкирии крупные компании (Башнефть, Уральская горная комания и др.) тратят миллиарды для башкир. Да и у республики почему-то не находятся средства для развития татарской культуры. Посмотрите, как финансируются башкирские историки, башкирские писатели (гонорары) и татарские. В Уфе для этого выделяются разу в 100 больше, чем в Татарстане. Башкирия за счет республики ежегодно проводит "Башкорт йыйыы", "Башкорт яшьтэре йыйыны", "Салават йыйыны" и прочие, в финансированиии которых активно участвуют все предприятия республики. В Татарстане - не одного. В свое время эти йыйыны собирали сотни тысяч людей, да и сейчас там около 50-и тысяч людей собирается.Башкирия за счет собственных средств проводит пять конкурсов: "Башкорт йыры", "Дустык йыры", "Озон кой", "Урал моно" и танцевальный конкурс "Байык". А в Татарстане нет средств и для проведения единственного конкурса "Татар джыры". Позор!

  • Анонимно
    24.05.2015 10:29

    Насчет Башкортостана. Если что-то там и делается для титульного населения, то за счет обирания остальных народов, особенно татарского народа. Создали во всех городах башкирские лицеи, даже если там башкир нет, но нет ни одного татарского лицея. Думаете в этих лицеях дети осваивают башкирский язык. Нет, конечно. Идет полная профанация, пустая растрата средств. Песенные конкурсы-это копейки, это мишура. Пусть все поют. Я тоже пою по настроению песни татарские, русские и др. А вот когда закрывают школы в деревнях и везут 7-летних детей на неделю в интернаты за 30 км, то это уже не мишура. Должна быть справедливость, во-первых. Должны быть равные права у всех народов. Все должны иметь возможность иметь свои лицеи, а не только башкиры за счет остальных. Татарский язык в Башкортостане должен быть государственным. Все должно быть прозрачно и ясно, как ясный день. А у нас сплошные тучи.

  • Darukfikr
    24.05.2015 11:06

    А насколько Вы работаете на республики? Вклад в ВРП за 2014 год какой?

  • Анонимно
    24.05.2015 12:35

    Мой вклад в ВРП Башкортостана: покупаю на питание 4х12=48 т.р; на лекарства-10 т.р.; на одежду-5 т.р.; на бензин-10 т.р., остальное на ЖКХ из своих 10 т.р. пенсии. Также заплатил в 2014 году 36 т.р. в страховой медицинский фонд как предприниматель, хотя не было деятельности, так как нет возможности что-либо производить без ущерба для себя.

  • идущий
    24.05.2015 13:01

    Насчет Башкортостана.Если что-то там и делается для титульного населения, то за СЧЕТ обирания остальных народов, особенно татарского народа. Создали во всех городах башкирские лицеи, даже если там башкир нет, но нет ни одного татарского лицея. Думаете в этих лицеях дети осваивают башкирский язык. Нет, конечно. Идет полная профанация, пустая растрата средств.Песенные конкурсы-это копейки, это мишура. Пусть все поют. Я тоже пою по настроению песни татарские, русские и др.А вот когда закрывают школы в деревнях и везут 7-летних детей на неделю в интернаты за 30 км, то это уже не мишура.Должна быть справедливость, во-первых. Должны быть равные права у всех народов. Все должны иметь возможность иметь свои лицеи, а не только башкиры за СЧЕТ остальных. Татарский язык в Башкортостане должен быть государственным.Все должно быть прозрачно и ясно, как ясный день. А у нас сплошные тучи.________________________Полностью с вами согласен. Ситуация в Башкортостане за 5 лет после ухода Рахимова не сильно изменилась. Татары немного задышали посвободнее, но реальных перемен нет - перекосы времен прежнего президента не устранены, а даже наоборот по отдельным пунктам даже усугубились. Все из-за отсутствия твердой политической воли у нынешнего президента РБ - Р. Хамитова, причем он сам в итоге становиться жертвой своей нерешительности. В Башкортостане несмотря на упущения в экономическом плане по сравнению с РТ (хотя долг РБ в 4 раза меньше чем в РТ) политика не ушла из общественной жизни. М.Г. Рахимов финансирует башкиркую "тему", поддерживает выпуск антитатарских книг и т.д. баш. чиновники рахимовсокго розлива продолжают устравиать провокации против татар, дейчствовать против интерсов второго по численности народа республики (татар де факто больше чем башкир).

    • Анонимно
      24.05.2015 13:50

      "перекосы времен прежнего президента не устранены, " о каких перекосах вы говорите?

      • идущий
        24.05.2015 20:52

        О том, что несмотяр на то, что татароязычное население составляет около 35 % населения, и несмотря на волеизьявление самих татарских сограждан, татарскому языку так и не вернули статуса официального, которым он обладал до 1978 г. С этим тесно связаны и остальные проблемы татар Башкортостана - в республике всего три тат. гимназии, а башкирских около 58. Общее количество татарских и баш. школ и сравнивать не приходится. Постоянно издаются под грифом академических инстиутов антитатрские книги, утверждающие о якобы "отатаривании" башкир западного Башкортостана и восточ. Татарстана. В республике время от времени наблюдается кампании по раздуванию татарофобской истерии(и сейчас наступил ее очередной виток), которую поддерживают как бывшие рахимовские бюрократы, так и башкирские общественные организации. Подчеркивается что татары - это пришлые "гастарбайтеры", являющиеся пятой колонной в Башкир. республике (такие слова употребляют не маргиналы, а известные в республике ученые).

        • Анонимно
          25.05.2015 20:10

          "татарскому языку так и не вернули статуса официального, которым он обладал до 1978 г. " Скажите а в 1978г. тоже была обязаловка по изучению госязыков всеми поголовно?

  • Анонимно
    24.05.2015 14:47

    Не понял о чем вообще статья Хакимова.По моему мнению нет никакого равнодушия крупного бизнеса к населению и то что власть не может обеспечить порядок в стране это неправда.Крупный бизнес по всей России почти одинаков по стилю работы.Крупный бизнес в силу своей специфики не может за всем уследить.Да случаются трагедии в "хозяйствах" крупного бизнеса но точно также случаются трагедии и в "хозяйствах" любого бизнеса и государства. Владелец "Булгарии" разве крупный бизнес.Почему то многие предпочитают "смаковать" следствие а не искать причину почему то или иное событие произошло.По моему мнению в трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС ,"Булгарии","Адмирале" и многих других случаях просматривается что то вроде халатности разных контролирующих органов.Республика по моему мнению существует потому что это чья то Родина.Разве у нас в других республиках или во многих странах мира народ процветает? Дело не в названиях а по моему мнению в области психологии.Дело не в строе.Капитализм и социализм это только слова выражающие суть смысл этих названий.Разве антигуманен был социалистический строй для большинства населения СССР,разве антигуманен рыночный капитализм в Швеции,Норвегии,Финляндии и многих других странах капитализма для большинства населения этих стран.Антигуманно на мой взгляд сфера распределения государством богатства во многих странах.Это по моему мнению главное а все остальное следствие.

  • Анонимно
    24.05.2015 19:29

    Все правильно, Рафаэль Сибгатович, мы вас поддерживаем!

  • Анонимно
    25.05.2015 01:11

    «Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей», — Элеонора Рузвельт.Многоуважаемый ученый высказывают свое мнение, никому его не навязывая. Но если вдуматься-на примере Татарстана, где вопрос богатых и бедных не так ярко виден, в целом по России проблема существуют. Думаю сегодня руководители страны как и всегда должны быть в постоянном поиске правильных решений.

    • Анонимно
      25.05.2015 20:55

      именно мнение о людях (даже конкретнее - отдельном человеке) высказывает в статье автор, идей нет, так имеет ли он право именоваться философом?

  • Liko
    25.05.2015 12:01

    М-да, какую гидру из идиотов и моральных отбросов создали. И много коллег в вашем окружении придерживается схожих позиций?

    • Анонимно
      25.05.2015 15:00

      Liko, Вы имели ввиду Академию наук Татарстана? Я согласен.

  • Анонимно
    25.05.2015 22:15

    Становиться миллиардерами без помощи государства и помогать своему народу, даже, если он этого не заслуживает это удел каких-то святых, каких и нет, в основном.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль