Машиностроение 
28.05.2015

Азат Хаким «пошел на принцип» – первым купил «татарский» вертолет

КВЗ заключил контракты на стартовую пятерку пассажирских «Ансатов»

…И вот свершилось чудо: татарстанский бизнес покупает не буржуйские «Беллы» и «Агусты», а родные, разработанные и построенные в Казани вертушки. На днях стало известно о том, что казанская компания «Тулпар Аэро Групп» стала стартовым заказчиком вертолета «Ансат». По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», машина получилась достойной, но многое будет зависеть от того, как удастся наладить послепродажное обслуживание, что всегда было больным местом российского авиапрома.

Азат Хаким (справа) заверяет, что Ансат достойно смотрится в сранении с зарубежными аналогами. В центре - Дмитрий Коновалов, директор компании Тулпар Геликоптерс, которая и будет эксплуатировать Ансаты
Азат Хаким (справа) заверяет, что «Ансат» достойно смотрится в сравнении с зарубежными аналогами. В центре — Дмитрий Коновалов, директор компании «Тулпар Геликоптерс», которая и будет эксплуатировать «Ансаты»

ТЕПЕРЬ СТАЛ И ПАССАЖИРСКИМ

Хорошая новость пришла на минувшей неделе с московской международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia. Холдинг «Вертолеты России» заключил первые два контракта на поставку легких пассажирских вертолетов «Ансат» (днем ранее машина получила сертификат для использования на гражданском рынке) производства Казанского вертолетного завода (КВЗ). Первыми заказчиками стали ООО УК «Тулпар Аэро Групп» (3 машины; оператором «Ансатов» будут компания «Тулпар Геликоптерс», в парке которой сегодня Eurocopter EC-135, AgustaWestland AW139, Ми-МТВ-1) и московское ООО «Авиационно-промышленная компания «Вектор». Событие это для КВЗ, безусловно, эпохальное, ведь завод шел к нему 20 лет — разработка «Ансата» началась в КБ предприятия в 1994 году, и путь машины «в люди» оказался сложным.

Главным козырем «Ансата» (в случае с этим вертолетом принято переводить его название с татарского как «простой», «несложный», хотя идеолог создания «Ансата» Валерий Карташев настаивает на переводе «легкий») называлась электродистанционная система управления (ЭДСУ). Что это такое? С усложнением летательных аппаратов ими стало трудно управлять лишь при помощи мускулов пилота, приводящих в действие механические тяги. Так появилась гидромеханическая система управления. В 1954 году американцы испытали уже электрическую систему: контроллер обрабатывал команды летчика и передавал их на электроприводы. Впервые прообраз ЭДСУ более-менее масштабно применили в конце 50-х на британском стратегическом бомбардировщике Vulcan. Уже эти ранние проработки показали достоинства ЭДСУ — удобство управления летательным аппаратом, значительно меньший вес системы, ее устойчивость к повреждениям и меньшую трудоемкость в обслуживании. На следующем этапе в контур управления включили аналоговые вычислители, которые, помимо всего прочего, стали блокировать неверные действия пилота. Летные испытания полноценной ЭДСУ на боевых самолетах и в СССР, и в США начались в 1972 году. В 1985 году концерн Airbus первым установил ЭДСУ на гражданский лайнер. Цифровые компьютеры в ЭДСУ уже позволили автоматически корректировать действия пилота.

А вот приспособить ЭДСУ к винтокрылым машинам оказалось сложнее. И «Ансат» (взлетел 17 августа 1999 года) стал первым вертолетом с такой системой управления. Но это стало препятствием для его сертификации для перевозки пассажиров. Руководство КВЗ утверждает, что «Ансат» попросту опередил свое время: «Поскольку мы в этой области первопроходцы, нам и достаются все шишки». В итоге вертолеты с ЭДСУ заказало минобороны, которому нет дела до гражданских сертификатов, и сегодня военным уже поставлен 31 учебно-тренировочный «Ансат-У». Несколько «Ансатов» с ЭДСУ работают в других ведомствах, например, один — в МВД по РТ. А вот для гражданского рынка было решено делать более простую модификацию с традиционной, гидромеханической системой управления (ГМСУ). Впервые машина взлетела в июле 2012 года, и вот сегодня начались ее продажи.

«ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРИДЕТСЯ ДОКАЗЫВАТЬ В БОРЬБЕ»

Памятуя о том, что председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп», известный авиабизнесмен Азат Хаким близок к могущественному татарстанскому холдингу «ТАИФ», корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у него, не было ли пожелания о покупке «сверху». «Это исключительно наша инициатива», — ответил Хаким и раскрыл секрет интереса компании к «Ансату». Дело не только в эксплуатации машин по коммерческому направлению, но и в намерении «закрыть» рынок технического обслуживания парка этих вертолетов. Потенциально это значительный «кусок пирога». «Думаю, «Ансат» будут активно покупать — в сравнении с импортными «одноклассниками» он смотрится очень хорошо, по вместимости он чуть больше их, а по цене дешевле, — отметил Хаким. — Есть вопрос по ресурсу, но нам обещают его увеличить… К тому же сейчас идет процесс импортозамещения, все те организации, которые подряд брали импортные машины, вынуждены будут развернуть взгляд на наши вертолеты». Этот момент подчеркнул и советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» (КАП; среди прочего российский авторизованный центр вертолетостроительного гиганта Bell) Магомед Закаржаев: «В связи с импортозамещением могут быть преференции тем, кто будет эксплуатировать эти вертолеты. Да и в целом машина неплохая, тем более двигатели импортные (два PW207K от Pratt&Whitney Canadaприм. авт.). Если будут увеличивать ресурс вертолета, модернизировать, все пойдет. И очень многое будет зависеть от того, как наладят послепродажное обслуживание… А в целом хороший шаг. Азат Хаким всегда держит руку на пульсе. Могу только поздравить».

2+-на-главную.jpg
КВЗ активно продвигает пассажирский «Ансат» на российский и зарубежный рынки

«Ансат» значительно дешевле аналогов (Bell-429, с которым можно сравнить казанскую машину, стоит примерно $8 млн.прим. авт.), а по потребительским характеристикам не хуже, — прорекламировал вертолет в беседе с «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ПАО «КВЗ» Валерий Пашко. — А с точки зрения приспособленности к климатическим условиям России «Ансат» лучше однозначно. Он может в любую погоду храниться под открытым небом, у зарубежных вертолетов такого нет». Пашко не сомневается, что в ближайшее время у «Ансата» появятся новые заказчики: «Рынок большой, потребности очень большие. И пока нам выгоднее больше продавать на внутренний рынок: машина новая, далеко «отпускать» ее от себя не хотелось бы — необходимо наладить послепродажный сервис в полном объеме».

«Вертолет получился очень хороший, — уверен главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. — В своем классе он имеет самый большой салон, а по летно-техническим характеристикам не уступает никаким западным аналогам. Считаю, он давно заслуживает достойного места на рынке, просто слишком затянулся процесс сертификации. Однако надо понимать, что этот сегмент рынка очень конкурентный — много предложений в данном классе, «Ансату» придется доказывать свое право на существование в борьбе с уже признанными фирмами. Надо заслужить доверие на рынке, и одними техническими характеристиками этого не сделать: необходимо доказать рентабельность, не уступать конкурентам в стоимости владения и в сервисе, который должен быть максимально приближен к заказчику». Кстати, напомним, что «Ансат» решено сделать корпоративным бортом «Вертолетов России».

Ни Хаким, ни Пашко не стали уточнять стоимость «Ансата», но, например, известно, что военным «Ансат-У» продавали примерно за 128 млн. рублей. По словам замгендиректора КВЗ, первую пятерку «Ансатов» построят в 2016 году. Обучение пилотов и технического персонала будут проводить на КВЗ. Хаким отметил, что первая группа летчиков, инженеров и техников «Тулпар Аэро Групп» готова начать обучение. По его словам, использовать вертолеты предполагается как пассажирские, а один из них будет оборудован в VIP-салон. Рассматривается и конвертируемый вариант, когда пассажирская машина за несколько часов превращается в санитарную: «Сейчас специализированных санитарных бортов в Татарстане нет, — напомнил Хаким. — Просто везут врача на консультацию по воздуху, и тяжелого больного в пассажирском кресле в больницу не доставишь».

Военные эксплуатируют три десятка Ансатов-У
Военные эксплуатируют три десятка «Ансатов-У»

ПОКУПАЙ СВОЕ

То, что первым покупателем коммерческого «Ансата» стала именно казанская компания, символично. Так сказать, лозунг «Покупай татарстанское!» в действии. Тем более и продукция высокотехнологичная.

В свое время такое не удалось «провернуть» с пассажирским самолетом Ту-214, который выпускало КАПО им Горбунова (ныне — Казанский авиазавод). А ведь изначально его прочили в парк авиакомпании «Татарстан». Ранее Закаржаев, который в описываемое время руководил национальным авиаперевозчиком РТ, рассказывал «БИЗНЕС Online»: «Предполагалось оснащение компании самолетами Ту-214 — первыми, которые должно было выпустить КАПО. Уверен, мы бы освоили эти самолеты. Уверен, коммерческая составляющая освоения и наших полетов на Ту-214 была бы положительной и много дала бы не только авиакомпании, но и заводу. Простой пример. Один из руководителей завода рассказал мне такую историю. Когда Ту-214 представляли в Румынии, первым вопросом, который задали местные потенциальные эксплуатанты, был таким: «Базовая татарстанская авиакомпания купила Ту-214?» Нет, не купила, отвечают. «А что же вы тогда нам пытаетесь его всучить?» Если бы авиакомпания получила первые три обещанных ей Ту-214, объем ее перевозок и доходы выросли бы более чем в два раза. Мы бы делали хорошую рекламу самолету, а КАПО получило бы возможность технического сопровождения и «доводки» машин прямо в Казани… Насколько понимаю, Ту-214 передали «Дальавиа», чтобы поднять финансовую лизинговую компанию, которая должна была дальше продвигать этот лайнер. Но… история ФЛК всем известна, и КАПО сегодня не выпускает пассажирских Ту-214».

Отметим также, что уже давно (и безуспешно) пытаются продвинуть свою продукцию в Татарстан местные корабелы — ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» и ОАО «Зеленодольский завод им. Горького». Будем надеяться, что почин «Тулпар Аэро Групп» будет хорошим примером.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.05.2015 08:09

    пошел на прицип это как?

  • Анонимно
    28.05.2015 08:21

    Молодец г-н Азат Хаким. Так надо поступать всем, чтобы продвигать на рынок свою продукцию.

    • Анонимно
      28.05.2015 08:32

      Согласен. Ансат один из возможных инновационных продуктов РТ и Казани, поэтому органам власти РТ и Казани необходимо продвигать этот продукт для всех организаций и предприятий РТ, а бизнесменам и предпринимателям их приобретать для личного пользования и организации новых бизнесов. При этом КВЗ необходимо создать совместно с университетами стартапы (студенческие проектные команды) по улучшению Ансата до мировых стандартов. Вокруг данного продукта можно начинать реально выстраивать инновационную систему РТ.

      • Анонимно
        28.05.2015 10:26

        Скорость производства вертолётов:
        Ансат 6 вертолётов за 16 лет (один вертолёт за 2 года);
        Робинзон 5 610 вертолётов за 20 лет (один вертолёт за 2 дня).

        • Анонимно
          28.05.2015 11:37

          Азат Д

          Будут заказы - будут вертолёты.

        • Анонимно
          28.05.2015 11:55

          Робинсон стоит 300 000 usd
          Ansat стоит 3 000 000 usd
          Технически разные машины

          • Анонимно
            28.05.2015 14:18

            Правильно цена отличается в 10 раз, скорость производства в 800 раз.

            • Анонимно
              29.05.2015 08:16

              Ансат сертифицирован, робинсон нет.Робинсон однодвигательный, ансат двухдвигательный.У робинсона двигатель поршневой бензиновый, у ансата 2 газотурбинных.

      • Анонимно
        29.05.2015 08:21

        Кстати неплохо бы спросить отзывы об этой машине у корейцев, которые эксплуатируют их уже несколько лет.

        • Анонимно
          29.05.2015 09:19

          И еще что стало причиной авиакатастрофы с ансатом в июле 2006 г.

  • Анонимно
    28.05.2015 08:26

    комплектующие и узлы чьи? реально наш или отвёрточная сборка? можно сравнение по ценам? покупка, ТО, расход горючки (и по шумам желательно).

    • Анонимно
      28.05.2015 09:03

      К вашему сведению это не имеет никакого значения для потребителей, чьи комплектующие. Важно умение делать конечный инновационный продукт с лучшими характеристиками в мире. Если вы знаете лучшие отечественные комплектующие для Ансата, то назовите их. Или вы можете создать для него лучший двигатель, чем существует в мире. Предлагайте. А лучше создайте какой-нибудь свой конкурентоспособный продукт и власти РТ и общественность поддержат вас.

      • Анонимно
        28.05.2015 10:11

        Ну как не имеет, имеет.1) вертолет Белл, до поднятия валют в 2014 г. стоил приблизительно 100-120 млн.руб. при долларе 33,5 руб., сейчас эта цена возросла в 1,5 раза, 150-190 млн.руб. а у этого цена 128 млн.руб. видно комплектующих иностранных довольно много раз такая цена. Значит есть задел для её уменьшения. 2) и для военной продукции вертолет с иностранным двигателем от Канады это что-то с чем -то, по меньшей мере не осмотрительно.Но с другой стороны надо с чего-то начинать, может 5, потом еще 5, а может кто-то вроде Роснефти или Газпрома возьмет 150 вертолетов, может там и производство двигателей будет у нас, дай бог.

      • Анонимно
        28.05.2015 10:20

        вы тысячу раз правы. В условиях санкций совершенно не важно, чьи комплектующие

      • Анонимно
        28.05.2015 10:25

        А что за нервы то?))Простой вопрос, много ли отечественных узлов. Все бы порадовались. А судя по вашей реакции, действительно, больше похоже на отвёрточную сборку..Но я всё равно вам не верю. И думаю, что там много наших деталей и наших решений

        • Анонимно
          28.05.2015 10:58

          А мне кажется вы нервничаете. Кто против отечественных комплектующих? Но, они должны быть соответствующего качества. Кто против организации настоящего серийного производства, Так надо такой современный серийный завод построить. В РФ никогда не было инжиниринговой компании, которые этим занимались, причем во всех отраслях экономики.Мы предлагаем -давайте такой инжиниринговый центр по проектированию заводов, вертолетов и автомобилей построим. А вы ждете, когда КВЗ и КАПО вам на блюдечке принесут то, чего у них никогда не было. Вы знаете, что представляют собой западные вертолетные и автомобильные компании. Это в первую очередь научно-технологические и инжиниринговые центры, а затем уже производство.

      • Анонимно
        29.05.2015 08:28

        Зато для потребителя имеет значение надежность, уровень шума и вибраций, компановка пассажирской кабины! Вы никогда не сидели в пассажирской кабине такого вертолета? Рекомендую посидеть в агусте, в бэлле и в ансате и почувствовать разницу. Кстати у какого еще вертолета во время показательных полетов отваливалась дверь, причем сама? Я вот не припоминаю что-то, а тут взяла да отвалилась!

  • Анонимно
    28.05.2015 08:44

    Лозунг «Покупай татарстанское!» это не очень удачный лозунг. Лозунг должен быть другим, поддержка развития высокотехнологичных продуктов и секторов за счет создания в РТ инновационной системы повышения их характеристик до мировых стандартов. Ансат должен постоянно улучшаться! И эта основная задача не только предприятия, но и чиновников и общественности РТ, а также всех университетов, включая Иннополиса и ИТ-университета..

  • Анонимно
    28.05.2015 09:26

    Молодцы... но нужно переходить на отечественные двигатели! это к слову об импортозамещении

    • Анонимно
      28.05.2015 10:00

      Как? У вас есть конкретные предложения? Давайте сделаем стартап (молодежнную проектную команду) и центр по компьютерному проектированию и прототипированию в центре города, на ул Баумана, отдадим лучшее здание, купим лучшее ПО по PLM и ERP. Сложимся все -чиновники, бизнес, предприниматели, простые жители Казани.

  • Анонимно
    28.05.2015 10:19

    Дима Коновалов красавчик!успехов тебе и процветания!

  • Анонимно
    28.05.2015 10:33

    Молодцы!!! Вот это достойный пример для подрожания!!!

  • Liko
    28.05.2015 10:33

    В таком случае государство должно помогать развертывать систему послепродажного обслуживания. А вообще нужно писать много про таких людей. Это же настоящая гордость для Республики. Даже если там 70% западных комплюктующих, мало кто в мире может делать такой продукт. Нужно когти рвать, чтобы продвигать его на рынок всем.

    • Анонимно
      28.05.2015 12:03

      Почему государство. Система обслуживания это должно быть прибыльным бизнесом, более того, эта система сама могла бы закупать вертолеты и сдавать их в аренду. Другое дело -у нас нет соответствующего законодательства, сертификации, подготовки специалистов и т.д., это задача государства.

  • Анонимно
    28.05.2015 10:47

    Азат ДМолодцы.Реально поддерживают российскую экономику, а не балоболят.Следующим шагом, "Тулпар" пусть самолёты "Ту" ставит на крыло.А все комплектующие не возможно в одном месте производить.Например у знаменитого самолёта, героя Корейской войны МиГ 15, был двигатель копия Ролс-ройса.

  • Доброго дня всем. Об импортных комплектующих в "Ансате" и о планах по их замене на свое см. здесь (в самом низу таблицы): http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/663.pdf

    • Анонимно
      28.05.2015 18:09

      Таблица очень интересная с точки зрения того, как перед технарями проснувшиеся ставят очередную очень трудно выполнимую задачу. Дальше лучше помолчу.

  • Анонимно
    29.05.2015 08:32

    Сейчас на площадке Ркб постоянно базируется санитарный вертолет, который используется только под санитарные нужды и находится на дежурстве каждый день!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль