Общество 
31.05.2015

«Я за ЕГЭ, которое не связано с унижением»

«Учитель года России-2014» из Нурлата размышляет об особенностях нынешней экзаменационной школьной поры

Тема ЕГЭ нынче как никогда актуальна для старшеклассников и их родителей. Как на едином государственном экзамене «надзирателям» не потерять лицо, а выпускникам справиться со своим темпераментом и уложиться во времени. Педагогическим опытом с читателями «БИЗНЕС Online» делится «Учитель года России-2014», директор и учитель биологии СОШ №1 города Нурлата Алла Головенькина.

Алла Головенькина
Алла Головенькина

ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОСТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ

Нельзя говорить о качестве образования в России как о какой-то единой лакмусовой бумажке. Как нельзя сравнивать столичный город с провинциальным городком, так нельзя сравнивать образование в сельской школе и в городской гимназии. Это не связано с тем, что где-то количество часов больше или сильнее профессиональный состав преподавателей. Воедино складывается множество факторов, которые в конечном итоге нельзя ставить в единый ряд показателей успешности обучения.

Выпускники школы №1 в Нурлате учатся сейчас в Италии, магистратуре МГИМО и других престижных вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Так что неважно, где прошел обучение ребенок. Закончил ли он школу в Москве, Казани или Нурлате. Дело в целевой установке на знания. Среди тех детей, которых я учила, многие достигли вершин в профессиональной деятельности. Это, например, ребята, которые создают сейчас заставки для программ на телеканале «Россия 2», или те, кто открывает свои фирмы и завоевывает признание на международном уровне.

Нести миссию победителя конкурса «Учитель года России» очень ответственно. Поэтому всегда понимаю, что только развитие и дальнейшее образование может позволить мне оставаться компетентным человеком на профессиональном уровне. Сейчас я участвую в разработке проекта «Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года». Это большое нововведение в системе образования. С 1 июня документ будет в открытом доступе. Документ готовился огромным количестве экспертов. Я внесла ряд предложений по корректировке работы учителей в российских школах. Такая ответственная задача на меня была возложена по линии министерства образования.

Помимо участия в разработке документов на государственном уровне я большое количество времени уделяю командировочным поездкам, в которых презентую свой педагогический опыт в разных городах и даже государствах. Буквально в апреле вернулась из Казахстана, где проводила мастер-классы для своих коллег. Это одна из тех миссий, которую выполняет победитель конкурса «Учитель года».

Всегда говорю о том, что необходимо вести обучение на междисциплинарном уровне и выходить на метапредметный уровень, то есть развивать некие компетенции, ну, например, уметь выделять и правильно воспринимать информацию. Если ребенок умеет анализировать текст и грамотно составлять схему или таблицу, он легко справится с этой задачей и на географии, и на биологии. К пониманию необходимости междисциплинарного взаимодействия я пришла, когда в курсе биологии в 10-м классе мы начали изучать происхождение человека одномоментно в учебном плане программы по курсу биологии, обществознания и истории. Получается, учителя трех разных предметов в один и тот же временной период ученикам говорят об одном и том же. При таком подходе у ребенка не должно быть линейных знаний. Это так же, как рассказывать ребенку про строение глаза, не говоря о том, что глаз — это система различных линз.

Если мы хотим, чтобы у школьника формировалось масштабное мировоззрение, то мы должны преподавать не только в рамках своего предмета.

ВСЕ ДЕТИ УМНЫЕ, ПРОСТО ТЕМПЕРАМЕНТ РАЗНЫЙ

Во время подготовки к ЕГЭ учителям нужно использовать разные формы работы. При выполнении только устных или только письменных заданий теряется некий интерес к процессу образования, а внимание детей не всегда устойчиво. Мы все оказываемся в одинаковых условиях, когда пишем экзамен. Но нужно понимать, что все дети разные, в первую очередь с разным темпераментом.

Этому нужно уделять серьезное внимание при подготовке к экзамену. У каждого ребенка, даже со смешанным темпераментом, свой темп усвоения знаний. Во время консультаций следует отходить от модели обучения, когда акцент делается исключительно на развитии памяти: запоминании фактов, зубрении формул. Это все, безусловно, пригодится, но очень часто даже в тестовых вопросах ЕГЭ нужно уметь связать две-три позиции внутри одного раздела. Если мы не научим устанавливать причинно-следственные связи и анализировать, тогда ребенок имеет меньше шансов максимально успешно сдать экзамен.

Время, за которое один ученик может выполнить задание, для другого может оказаться недостаточным. Сразу после окончания государственного экзамена по русскому языку я попросила наших одиннадцатиклассников рассказать о своих ощущениях. Все ребята были едины в оценке: задания оказались интересными, но уложиться в заданное время не удалось. Вот это умение уложиться в строго обозначенные сроки, четкое распределить свои силы на каждый этап выполнения заданий очень важно. И это легко можно воспитывать и развивать у детей в процессе обучения.

Детей надо постепенно приучать к ограниченности во времени. Поделюсь опытом: во время урока я всегда обозначаю время, которое даю на обдумывание ответа. Например, 30 секунд. И раньше этого времени их не спрашиваю, хотя дети с более быстрым мыслительным процессом готовы дать ответ сразу же. Получается, если у них быстрее срабатывает скорость реакции на процесс осмысления, а остальным меланхоликам или, предположим, флегматикам какое-то время нужно подумать, то это не значит, что они не знают ответ. И когда я обозначаю временные рамки, то примиряю их, ставлю в одинаковые условия.

НОВОЕ — ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Я очень рада, что в России было решено возродить сочинение как вид государственного экзамена. Потому что сочинение по литературе резко отличается от эссе по русскому языку. Эссе по русскому — это некий алгоритм определенного плана, творческий подход там, к сожалению, не оценивается. Более того, сочинение — это возврат к чтению, что тоже очень радует. Потому что наши дети должны быть возвращены к прекрасному миру литературы. Во время написания сочинения происходит развитие воображения. Школьники могут рассуждать, мыслить, сопоставлять и аргументированно высказывать свою точку зрения на какие-то процессы, которые именно они считают важными.

Наша школа не показатель ситуации в целом по досрочной сдаче экзаменов. В нашей школе в этом году 44 выпускника. Спросите, сколько из них досрочно сдавали ЕГЭ? Ни один! Им просто это не нужно.

Что касается разделения математики на профильный и базовый уровень, тут получается очень интересная ситуация. Большинство детей выбрали и профильный, и базовый уровень, хотя многие ориентируются только на результат профильной части. Когда я спрашивала, зачем нужно сдавать дважды, дети сказали, что хотят попробовать обе формы ради интереса. У них появляется некий азарт.

Если говорить о появившейся в этом году возможности сдачи ЕГЭ по отдельным предметам сразу после окончания их изучения, то я не вижу в этом ничего плохого. Можно, конечно, сослаться на то, что в данном случае активно будет задействована краткосрочная память и сложно оценить комплексные знания по предмету. Но ведь по такому принципу работают вузы во время сессий. Получается, что экзамены в высших учебных заведениях тоже не показатель объема усвоенного материала. Я считаю такое мнение несколько ошибочным.

Я за честное ЕГЭ. Я за то ЕГЭ, когда нет информации, заранее выложенной в интернете. Я за ЕГЭ, когда в одинаковых условиях оказываются ученики с разными способностями обучения и с разным уровнем подготовки. Потому что это именно их труд, именно их достижения. У нас каждый год проходят разные консультации и обучение, как нужно вести себя в аудитории, потому что сейчас постоянно идет либо оnline-трансляция, либо оffline-запись с дальнейшим отсматриванием материалов. Конечно же, все пункты, где проводятся экзамены, уже давно оборудовали металлоискателями для того, чтобы школьники не проносили с собой сотовые телефоны.

Но я за ЕГЭ, которое не связано с унижением. Унижением, когда детей обыскивают во время сдачи экзамена, когда учителям строго воспрещается просто проводить ребенка в уборную. Почему надо в каждом действии ребенка подозревать попытку и желание списать? Мне кажется, что все должно быть очень уважительно. Без элементов морального унижения, не говоря уже о большем. И неприятно, что такое поведение допускают люди, работающие с детьми. Надо понимать, что каждый сдающий экзамен — это тоже чей-то ребенок, который нуждается в поддержке и моральной помощи.

Алла Головенькина

Фото: golovenkina.info

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.05.2015 09:52

    Спасибо Вам большое! Побольше бы нашим школам таких учителей, не просто отрабатывающих положенное время, а вкладывающих душу в детей. Что касается выпускных экзаменов. Такого давления, такой унижающей человеческое достоинство организации экзаменов нигде нет. Даже в 9 классе детей обыскивают чуть ли не с собаками, мальчиков заставляют снимать ремни, выворачивать карманы. У сына в школе однокласснику велели снять ботинки, в одном из которых зазвенела пятирублевая монета (на удачу ребенок положил), а одноклассница расплакалась, когда ей предложили открыть рот, где "звенели" брекеты. Как-будто это не школьники, а подозреваемые в терроризме. И вот, пройдя такую унизительную процедуру, потом еще сидеть под прицелом камер 4 часа! Уважаемые взрослые, вы бы так смогли?

    • NIYAZ
      31.05.2015 10:38

      Ваши дети завтра пойдут в ночные клубы, пройдут через металлорамки, фейсконтроль, дрессконтроль. всю ночь будут находиться под прицелом видеокамер (среди полупьяных). И это для вас норма.
      Вы кого защищаете? тех умников , некоторым запрещают протащить на экзамен айфоны , айпады? Пусть учат уроки...

      • Анонимно
        31.05.2015 10:48

        Не надо всех детей под одну гребёнку равнять. Те, кто в ночные клубы ходит, воспримут эти обыски со смехом, и потом ещё и с глумливым смехом будут рассказывать. Дети разные бывают. Да и сравнение неуместное.

      • Анонимно
        31.05.2015 11:08

        Да, защищаю! Нечего передергивать. Может, вы не в курсе, что айфоны и айпады дети сдают сразу же при входе? И мне не нравится, что детей заставляют раздеваться чуть ли не до трусов перед экзаменом. А сравнение с клубами здесь совсем неуместно - у тех, кто туда ходит, есть выбор - проходить фейсконтроль, или развернуться и уйти. И потом, там это целесообразно из соображений безопасности(как и в аэропортах, на массовых мероприятия), в случае с экзаменами - нет. Сравнивать опасность террористических актов и списывания на экзаменах, как минимум глупо.

        • Анонимно
          31.05.2015 19:02

          ой, бедных деток в нурлате обыскали)) там гопников на каждом углу - а тут испугались)вот видимо ваши дети и есть эти гопники-раз хотите разрешить им проносить шпоры)

        • Анонимно
          31.05.2015 19:04

          ЕГЭ не обязательно: кому не нравится- не сдает)

  • Анонимно
    31.05.2015 10:10

    ЕГЭ надо научиться сдавать! Ко всем требованиям надо относится спокойно. Многое зависит от учителей. Как скажет, да и как посмотрит. Наших детей необязательно любить, я не прошу этого от учителей. Детей надо уважать! Это первое требование к учителю. Варианты заданий составлены не одинаково. Есть очень сложные варианты, есть легкие. В этом вопросе много надо еще отработать.

  • Анонимно
    31.05.2015 11:14

    Предлагаю столь прекрасный опыт проведения ЕГЭ перенести на предстоящие выборы.
    Ведь могут, когда захотят, и камеры поставить, и каждого обыскать, и виновных наказать...

    • Анонимно
      31.05.2015 12:09

      Респект! Тогда во власти будут достойнейшие, а не приспособленцы с удащным происхождением.

  • N.
    31.05.2015 11:50

    С удовольствие почитала материал Аллы. Понравилась мысль насчет того, что все дети умные, только темпераменты разные... только вот насчет унижения детей на Егэ не уверена... о каких только хитростях детей по списыванию не рассказывают. Здесь очень важен контроль

    • Анонимно
      31.05.2015 13:32

      Какой еще контроль. Полицейский с сабакой, далее полицейская с дубинкой. У вас наверное просто нет детей. Такого унижения как в татарстане нет нигде. Преступников не ищут, вот и отрываются на детях. Стрелка из пистолета до сих пор не поймали. Жду не дождусь когда дочь закончить школу и быстрей бежать из татарстана.

      • Анонимно
        31.05.2015 19:03

        не защищайте бездарей)без шпор нет шансов, да?

      • Анонимно
        1.06.2015 18:55

        ну да, палку перегибать тоже не стоит. в работе сталкиваюсь с необходимостью преподавания. невероятное нужно терпение даже со взрослыми людьми порой. но и доверять тоже надо, а где-то давать еще один шанс. Н.Л.

  • Анонимно
    31.05.2015 14:25

    Все обсуждают нужно или не нужно обыскивать-вообще второстепенная деталь. Необходимо обсуждать главное-нужно ли проводить ЕГЭ в принципе? Ни для кого не секрет, что с введением ЕГЭ грамотность выпускников скатилась до ужасающего уровня. Эту систему оценки знаний, скроенную по американским лекалам, необходимо отменить, а того кто принимал решение о введении ЕГЭ привлечь к ответственности за разрушение отечественной системы образования. Странно что учитель года, прославленный и заслуженный, об этом умалчивает.

  • Анонимно
    31.05.2015 15:09

    просто они действительно стараются списать всеми возможными и невозможными способами и если не понимают по хорошему нужно действовать по плохомукакие вопросы они друг другу задавали после географии перед русским? есть ли слепые зоны у камер, можно ли списать в туалете, пронести телефонс такими надо действовать жестко я писала своими силами и не хочу что бы кто-то выигрывал жульничеством

  • Анонимно
    31.05.2015 15:14

    и кстати да мне 23 я второй раз пишу егэ при камерах и металлоискателе и не нервничаю ибо мне нечего скрывать я ничего не проношуну зазвенело покажи что звенит и иди камеры не напрягают как они могут тебе помешать если ты не собираешься нарушать правил?атмосферу страха и "унижения" на егэ утрируют ничего страшного там не происходит наблюдатели в аудиториях стараются своей приветливостью разрядить обстановку

  • Анонимно
    31.05.2015 15:28

    Дал решить своему внуку 6 задний по математике (базовый уровень) из ЕГЭ. Все решил правильно ,т. е. Егэ сдал. Два момента он закончил 4 класс и в математике не очень.О себе - стаж преподавания математике 35 лет. Как говорил герой популярного фильма - за это убивать надо ( кто придумал и внедрил ЭГЕ) Смирнов С. В.

    • Анонимно
      1.06.2015 17:11

      Уважаемый, респект Вам и вашему внуку. Математика в базовом объеме - это тот минимум, которого вполне достаточно человеку, чтобы посчитать сдачу в магазине. Все одаренные - профильный сдают и идут в соотвтествующие ВУЗы. Скажите, зачем человеку, который никогда не столкнется по жизни с логарифмом, интегралом, функцией и т.п., забивать этим голову? Например, моя дочь пишет потрясающие стихи, знает 3 иностранных языка, но при этом в математике полный ноль! и я благодарна тем, кто придумал базовый ЕГЭ по этому предмету.

  • Анонимно
    31.05.2015 23:54

    Металлоискатели и камеры позволяют создать равные условия для выпускников. Я только "за", поскольку такое "ужесточение" убирает недобросовестных конкурентов моей дочери, которая не пользуется шпаргалками и вообще умница и красавица. Желаю ей удачи не только на ЕГЭ, но далее по жизни.

  • Анонимно
    1.06.2015 07:54

    Последний комментатор ЕГЭ по математике сдаст, а по русскому языку точно не сдаст.

  • Анонимно
    1.06.2015 11:52

    Я за ужесточение требований к сдающим! я за равные условия, а не списывание некоторыми решений с телефона. я сдавала ЕГЭ и меня ничто не смущало... была и проверяющей. ..списывают внаглую, делаешь замечание - возмущаются (вам жалко что ли)... ваши дети не ангелы( потом в ВУЗах не в состоянии возвести 10 в 3 степень. какой бред только не пишут. если совесть чиста, то нервничать не будут. просто объясните им, что это не последний шанс в их жизни.

  • Анонимно
    1.06.2015 12:53

    Опубликовано минимальное количество баллов ЕГЭ для получения аттестата и поступления в вузы в Татарстане, Рособрнадзор распространил данные о минимальных количествах баллов по математике и русскому языку для получения аттестата о среднем общем образовании. Так, для подтверждения освоения программы по русскому языку необходимо набрать 24 балла, по математике профильного уровня 27 баллов. Для поступления в вузы установлено следующее минимальное количество баллов: по русскому языку 36, по математике 27, по физике 36, по химии 36, по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 40, по биологии 36, по истории 32, по географии 37, по обществознанию 42, по литературе 32, по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) 22 балла, сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РТ.

  • Анонимно
    1.06.2015 17:05

    Кто захочет списать - спишет, и никакие металлоискатели и камеры таким экземплярам не помеха. А вместо металлоискателей лучше бы установили кондиционеры в аудиториях, где проходят ЕГЭ, чтобы в тридцатипятиградусную жару дети сознание не теряли.

  • Анонимно
    1.06.2015 17:15

    ЕГЭ рассчитан на средний уровень подготовки учащихся. Его может и должен сдать на нормальные баллы любой ученик, который прошел школьную программу по предметам. А списывание можно прекратить и не устанавливая камеры и металлоискатели, другой разговор, что в этом самом списывании масса заинтересованных лиц.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль