Общество 
31.05.2015

Александр Виноградов: «Индия – цветущая сложность чатуранги»

Что из себя представляет сейчас вторая по численности населения страна мира

Рассуждая о перспективах нынешней Индии, надо исходить из того, что индийским властям досталось в наследство от британцев лоскутное одеяло, которое, в свою очередь, обусловлено самим ходом исторического процесса, считает ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» Александр Виноградов. В первой части своего материала об этой стране, написанного для «БИЗНЕС Online», он знакомит читателей с историей вопроса.

ИНДИЯ СЕГОДНЯ

Съест-то он съест, да кто ж ему даст?
Фольклорное

Индия. Много чего ассоциируется с этим словом. Древность. Загадочность. Мистика. Эзотерика. Махараджи с баснословным богатством. Кастовая система. Боевые слоны. Белое железо. Камасутра. Ткани. Вместе с тем Индия — это долгие годы под властью британской короны. Махатма Ганди. Конфликт с Пакистаном. Миллиард с лишним нищего населения.

Что же представляет из себя Индия сегодня?

Территория индийского субконтинента никогда не оставалась без людей. Так, Индская цивилизация, бывшая вполне городской и сформировавшаяся вокруг плодородной тогда долины Инда, существовала еще в III тысячелетии до н. э. и была современником древнего Шумера. Упадок ее связывается именно что с климатическими изменениями. Люди, однако, никуда не делись.

На смену городской Индской цивилизации пришла скотоводческая Ведийская, на излете которой, к V веку до н. э., образовались 16 царств, известных как махаджанапады. Они раскинулись на всем пространстве от нынешнего Афганистана на западе до Бенгалии на востоке, кроме того, множество мелких царств существовало и на остальной части субконтинента. Часть этих царств объединились в более крупные государства, но они не смогли составить сопротивления нашествию врага: современные Афганистан и Пакистан были завоеваны персами из династии Ахеменидов. Еще два века спустя на смену персам пришел Александр Македонский. После его смерти и раздела державы между ближайшими сподвижниками процесс объединения (в каком-то смысле по образу и подобию) начался и в Индии — династия Маурьев, неразрывно связанная с именем ее основателя Чандрагупты, объединила под своей властью всю нынешнюю Индию с окрестностями, за исключением самого юга и Шри-Ланки, где существовали царства, союзные Маурьям. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям и обычаям. Забегая вперед, можно отметить, что с тех времен ситуация несильно изменилась — индийцы до сих пор остались весьма различными по культуре, верованиям и, главное, используемым языкам.

В дальнейшем ситуация в Индии развивалась по этим же лекалам в течение более чем полутора тысяч лет. Набор постоянно воевавших между собой небольших царств периодически объединялся (частично или полностью) в более крупные структуры, но все они оказывались недолговечны. Империя Маурьев простояла около полутора сотен лет, после чего развалилась. Успешная попытка восстановления империи была предпринята в IV - V веках при династии Гуптов, но и эта империя развалилась на различные царства. Вслед за этим попытки объединения Индии приобрели отчетливо экзогенный исламский характер, кульминировавшийся в Империи Великих Моголов (1526 - 1858), которая в своем зените превзошла (наконец-то) древних Маурьев, а сама династия Моголов ныне считается наиболее богатой из всех династий, когда-либо существовавших на планете. Но и Моголы в конечном итоге не смогли противостоять проникновению европейцев.

ВЛИЯНИЕ БРИТАНЦЕВ

Морской путь в Индию был открыт на рубеже XV и XVI веков португальским мореплавателем Васко да Гамой. Его путешествие принесло огромную прибыль: продажа на европейском рынке индийских товаров дала денег в 60 раз больше, чем было затрачено на подготовку его экспедиции; напомним, да Гама шел вокруг Африки — торговля через Малую Азию была закрыта мусульманами. Новые земли сулили новые возможности; вся Европа включилась в гонку за освоение новых территорий.

В 1617 году Британская Ост-Индская компания получила право торговать с Индией от могольского императора Джахангира. Влияние британцев росло; ровно век спустя могольский правитель Фаррух-сийар даровал компании разрешение на свободную безналоговую торговлю в Бенгалии. Местный правитель (наваб) этому воспротивился, начались трения, превратившиеся в краткосрочную войну (точнее, одну-единственную битву при Плесси 1757 года), которую наваб (поддерживаемый Французской Ост-Индской компанией) катастрофически проиграл, несмотря на то что его войска семнадцатикратно (!) превосходили в численности англичан. Именно с этого момента отсчитывается британская колонизация Индии, продлившаяся без малого два века. Через 7 лет произошло еще одно сражение, также проигранное индийцами (местные князья не полностью подчинялись падишаху Моголов, они преследовали разные цели и с трудом находили общий язык — в прямом и переносном смысле), после чего Англия закрепилась в Бенгалии уже официально. К середине XIX века Британская Ост-Индская компания контролировала подавляющую часть Индийского субконтинента, включая и нынешние Пакистан и Бангладеш, вытягивая баснословные прибыли из торговли с колонизированной территорией. Напомним, что к этому моменту в Англии уже началась и вовсю развивалась промышленная революция, производства требовали рынков сбыта — и Индия была тут очень кстати, а то, что в результате импорта из метрополии дешевых тканей индийские ткачи, неспособные конкурировать по цене, разорялись, мало заботило метрополию. При этом деньги в целом выкачивались из Индии, оседая в Англии и обогащая ее.

Следующей ключевой точкой для Индии следует считает Первую войну за независимость 1857 года, также известную как «восстание сипаев». Основная инициатива восстания была предпринята со стороны армии и незадолго до этого отстраненных от власти махарадж, но в некоторых областях его поддержали крестьяне, оно превратилось во всеобщее. Поначалу оно имело некоторый успех, но в итоге провалилось, но тем не менее оно положило конец власти Британской Ост-Индской компании и привело к ее замене прямым правлением английской короны — British Raj, которое использовало традиционную местную феодальную организацию еще домогольских времен, но при этом верховным сюзереном правителей отдельных индийских регионов стала именно что корона. В целом восстание было подавлено с большой жестокостью, династия Моголов прекратила свое существование, но и метрополии пришлось пойти на некоторые послабления в колониальной политике во избежание дальнейших эксцессов подобного рода.

Дальнейшие отношения колонии и метрополии стали, если можно так выразиться, более конструктивными. В течение Первой мировой войны до 1,4 млн. британских и индийских солдат из британской армии в Индии приняли участие в военных действиях по всему миру, сражаясь наравне с солдатами из таких доминионов, как Канада и Австралия. Международная роль Индии резко возросла. В 1920 году она стала одним из учредителей Лиги Наций и приняла участие в летних Олимпийских играх 1920 года в Антверпене под названием «Британская Индия». В самой Индии это приводило к требованиям большего самоуправления, особенно среди лидеров Индийского национального конгресса (ИНК) — старейшей политической организации Индии, основанной еще в 1885 году. Эта нерелигиозная (невероятный случай для той Индии!) структура за три десятка лет прошла путь от вполне лояльной центру оппозиции до фактора активной борьбы за национальную независимость, каковая борьба неразрывно связана с именем Махатмы Ганди.

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ОЧАГИ КОНФЛИКТОВ

Процесс этот (в своей основной фазе) продолжался немногим менее трех десятков лет, начиная с момента завершения Первой мировой войны. ИНК в целом взял на вооружение пропагандируемую Махатмой Ганди политику ненасилия, но некоторая часть лидеров ИНК выступала с более агрессивных позиций. Некоторые лидеры также выступали с экономической точки зрения, они требовали предоставления экономических свобод индийским крестьянам. Свою роль сыграла и милитаристская Япония, которая в 1943 году создала временное правительство Свободной Индии, именуемое Азад Хинд. Цель японцев была понятна, эта структура вместе с ее боевой силой — Индийской национальной армией — выступала как противовес британскому владычеству в Индии. Понятно, Азад Хинд была полностью прояпонской, но это никак не мешало распространению и укреплению идеи освобождения Индии, каковое и произошло после войны, в 1947 году, когда Британская Индия была разделена на две территории — Индийский Союз и Доминион Пакистан.

Разделение произошло в основном по религиозному признаку, с разделением индуистов и мусульман, при этом Пакистан того времени был больше нынешнего, он включал в себя современный Пакистан (именовавшийся тогда Западным) и нынешний Бангладеш (именовавшийся тогда Восточным Пакистаном); штат Бенгалия Британской Индии был поделен на две части, одна составила индийский штат Западная Бенгалия, другая сформировала Восточный Пакистан. Разделение это не было мирным для региона: немедленно начались трансграничное переселение людей, стремившихся оказаться рядом с единоверцами, возникли многочисленные очаги конфликтов, основным из которых надо считать регион Кашмир. Практически немедленно началась война между двумя новообразованными территориями, получившая название Первой индо-пакистанской войны. Она продлилась до 1949 года. Годом спустя Индийский Союз принял новую Конституцию, после чего страна обрела современное название — Республика Индия. В 1965 году произошла еще одна индо-пакистанская война, закончившаяся вничью после вмешательства ООН. Следующий конфликт между Индией и Пакистаном произошел в 1971 году, когда Восточный Пакистан начал борьбу за свою независимость от Западного. Местные ополченцы при поддержке Индии наголову разбили пакистанский экспедиционный корпус, Восточный Пакистан стал независимым государством и получил название Бангладеш. С этого момента политико-географическая ситуация в регионе обрела современную форму.

Рассуждая о перспективах нынешней Индии, надо исходить из того, что индийским властям досталось в наследство от британцев лоскутное одеяло, которое, в свою очередь, обусловлено самим ходом исторического процесса. Индия занимает большую территорию, которой крайне сложно управлять только из одного центра, она имеет огромное население, занимая по этому показателю второе место в мире после Китая (в настоящее время более 1,2 млрд. человек), и представляет собой многонациональное государство, в котором проживают десятки крупных народов (тамилы, бенгальцы и др.) и сотни мелких народностей и этносов. Индия — многоязычная страна, где существуют десятки языков (при этом нет того, чтобы какой-то один язык занимал абсолютно доминирующее положение относительно прочих, на хинди — главном из этих языков — говорит менее половины населения страны) и сосуществуют различные религии и культуры, она состоит из различных регионов, практически каждый из которых имеет свое особое историческое прошлое. Заставить все эти регионы «идти в одной упряжке» — задача нетривиальная, можно сказать, что за эти годы решить ее так никому и не удалось, штаты Индии (число которых составляет 29) продолжают тянуть свою часть одеяла каждый на себя.

ЯЗЫКИ И ДИАЛЕКТЫ

Здесь отдельно стоит отметить вопрос формирования штатов. В течение 6 лет после принятия Конституции Индия сохраняла старую, британскую еще административно-территориальную систему, но в 1956 году произошло ее изменение. Были приняты закон о реорганизации штатов и соответствующие поправки к Конституции, в результате чего конфигурация штатов стала более-менее повторять сложившуюся исторически систему; понятно, что это действие было ответом на требования населения, но для страны в целом от подобных мер был только вред, поскольку управление такой системой радикально усложняется.

Языков в Индии насчитывается немногим менее 500 штук, а диалектов языков — более 2 тыс., при этом в силу высокой численности населения в абсолютных цифрах и число говорящих на этих языках тоже велико — и их сложнее игнорировать, приводить к единому стандарту. Государственных языков два: хинди и английский, при этом предполагалось, что еще в 1965 году английский свой статус потеряет, но по факту он сохраняется до сих пор. При этом у штатов в наличии есть официальная поддержка такой вот «самости» в виде официального списка из 22 утвержденных языков, которые можно использовать в административной деятельности, пусть и на региональном уровне.

При рассмотрении Индии с точки зрения государственного устройства видно, что та же самая смешанность, что и с языками, повторяется и на уровне управления. Штаты обладают собственными органами законодательной и исполнительной власти. На вершине иерархической пирамиды штата стоит губернатор, назначаемый президентом Индии на пятилетний срок; фактически это единственный проводник воли центра в регионе. Губернатор формирует правительство штата и назначает главного министра из числа членов победившей на местных выборах политической партии. Штаты имеют одно- либо двухпалатные парламенты, в ведении которых находятся любые вопросы, за исключением внешней политики, обороны, внешней торговли и гражданства, которые все же состоят под юрисдикцией союзного (центрального) парламента Индии.

Сами штаты при этом сильно различаются между собой, в первую очередь численностью населения и территорией; так, в штате Уттар-Прадеш обитают более 180 млн. человек, в то время как Гоа может похвастаться только полуторамиллионным населением. При этом, повторимся, полномочия штатов очень широки, гораздо шире, чем, скажем, в России. При наложении этого на все языковое и культурное многообразие становится понятной сложность управления такой страной, равно как и острое желание центра как-то унифицировать это все.

Проблема в том, что это желание Дели вполне однозначно описывается известным выражением, вынесенным в эпиграф, про слона в зоопарке. Вместе с этим нынешнее правительство страны, недавно отметившее первую годовщину пребывания у власти, судя по всему, усердно взялось и за эту крайне сложную задачу, равно как и за весь спектр смежных, и уже добилось некоторых успехов. Но об этом, равно как и о перспективах Индии и возможных выгодах для России от сотрудничества с Индией, речь пойдет во второй части.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (3) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.05.2015 11:41

    http://nnvashkevich.narod.ru/SLTCVL/indi.htmЭтноним индус по-арабски значит “инженер”, т.е. физик, (одного корня с индустрия), но, похоже, физику индусы перепутали с физиологией, коль скоро главный их культ - культ тела. Но памятников инженерному искусству в Индии достаточно, главным образом, в виде великолепных шедевров строительного искусства, которое по-арабски называется хандаса миъмариййа. Пожалуй, самым выдающимся из них является Тадж Махал: в центре огромный купол, окруженный четырьмя поменьше. Это они так на своем языке, языке тела (МХЛ в обратном прочтении по-арабски значит “тело, мясо”), выражают универсальную формулу прояснения смысла: 4+1, которая в Египте записывается в пирамиде.Пишут индусы кисточками. Объясняю причину. Они полагают, что первочеловек по имени Пуруша (от русского первейший) был тем, кто создал письменность. Если его русское имя прочитать по-арабски, получим арабское слово фурша “кисточка”, “щетка”. Чем же им еще писать, как не кисточками?Подчеркнем особо. Причин всего этого индусы не знают. Они просто делают, что делают. Даже вездесущим йогам это не ведомо.На древнеегипетской фреске о сотворении мира Индия изображена в виде небесной богини Нут, поза которой, если поставить ее на попа, точно совпадет с начертанием третьей буквы древнеарамейского алфавита Гимель.Современная Индия не изменила своим древним идеалам. У нее такое же отношение и к золоту, и к коровам. Когда талибан требовали от поклонников индуизма повесить на своих жилищах желтые полотнища, похоже, никто не понял, что происходит. А талибы просто требовали обозначить свой номер.Одно из величайших порождений индуизма – буддизм. Эта религия названа по имени его основателя Будды, что значит “просветленный”. Мало кто обращает внимание на то, что имя Будда – русское по происхождению, производное от будить. Впрочем и все другие индийские слова происходят от русских корней. Или арабских. Однажды царевич Ситхардха – таково настоящее имя основателя – сел под деревом и к нему пришло знание о том, как избавить человечество от страданий. А надо сказать, что идея страдания сопровождала сына царя с младенчества и до самой смерти. Почему? Опять причина в русском языке. Изымем из имени царевича гласные и придыхания. Останется русское слово СТРД (страдать). Так в чем же путь? В нирване (по-арабски “слабое свечение”), т.е. в таком состоянии сознания, что человек становится отрешенным от желаний. А ведь желания источник страданий – так думал царевич. Но царевич как и многие жрецы самых разных религий перепутал русское слово дерево и арабское дира:йа “знание”.Не принято буддизм относить к индуизму, поскольку в самой Индии он практически угас, переместившись на восток, в Китай и Японию. Но это неправильная точка зрения, что видно по имени матери Ситхардхи, зачавшей своего сына непорочно. Ее звали Мая. Позже мы познакомимся с индейской одноименной цивилизацией и узнаем, что ее номер три. Мы знаем, что месяц май был третьим в древнерусском и римском календарях. Что связывает это слово с числом 3? Русское слово маятник. Колебание маятника и дает три точки, треугольник, форме которого весьма точно соответствует Индийский полуостров.

  • Анонимно
    2.06.2015 14:58

    кому как.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль