Общество 
2.06.2015

Откровения от Сергея Чемезова: долю в КАМАЗе «сватают» китайцам?

Глава «Ростеха» проговорился, что консорциум акционеров под управлением Рубена Варданяна упорно ищет выход в кэш

Действовавший ранее запрет на консолидацию в одних руках более 50% акций КАМАЗа снят. Об этом во вчерашнем интервью «Ведомостям» заявил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. При этом сама госкорпорация доводить пакет до контрольного не намерена, а владельцы консорциума, к которому, по некоторым данным, имеет отношение и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, предлагают свои 23,5% акций не только Daimler, но и «китайским партнерам». Что бы это могло значить, разбирался «БИЗНЕС Online».

КОНСОРЦИУМ ИМЕНИ ВАРДАНЯНА И КОГОГИНА?

В опубликованном накануне интервью газете «Ведомости» гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что акционерное соглашение меняется постоянно без серьезных поправок: «Единственное, что мы изменили, — сняли ограничения по контролю: раньше никто из нас не имел права на контрольный пакет». Он дал понять, что правка делалась под сам «Ростех», сообщив, что «мы собирались выкупать долю наших партнеров».

Однако впоследствии от планов было решено отказаться. «У нас есть сейчас более приоритетные задачи и проекты, куда необходимо направить ресурсы», — заявил Чемезов. А так как госкорпорация больше не планирует выкупать долю КАМАЗа у консорциума акционеров, то теперь снятие ограничения на контроль «непринципиально». Но тем не менее отметим: его больше нет. Впрочем, на всякий случай Чемезов уточнил, что выходить из автогиганта госкорпорация тоже не собирается, поскольку этот актив стратегически важен для государства: КАМАЗ — крупнейший производитель грузовиков в России, занятый в том числе и в оборонзаказе.

Напомним, что сегодня 98,34% уставного капитала компании владеют юридические лица. Среди них — корпорация «Ростех» (49,9%), кипрские Avtoinvest Limited и Decodelement Services Limited (20,81% и 2,73% соответственно), германский концерн Daimler AG (15%), американская компания KAMAZ International Management (4,25%, аффилирована с американским инвестфондом KKR), а также ООО «Финансово-лизинговая компания «КАМАЗ» (3,72%).

Известно, что два кипрский офшора управляют акциями в интересах консорциума инвесторов, возглавляемого бывшим главой инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубеном Варданяном. Именно в этой «кубышке», по всей видимости, спрятаны и акции гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, который в 2012 году в интервью агентству Reuters открыто признал, что владеет «более 5 процентов» акций автогиганта. «Первые [акции] я купил сам в 2003 году, став генеральным директором, — сообщил он. — Дальше мной были получены акции в результате опциона». Насколько «более» 5% акций принадлежит Когогину сейчас, неизвестно.

Рубен Варданян и Сергей Когогин
Два кипрский офшора управляют акциями в интересах консорциума инвесторов, возглавляемого бывшим главой инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубеном Варданяном (слева). По всей видимости, там спрятаны и акции гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина (справа)

«КОНСОРЦИУМ ХОЧЕТ ДОРОГО, НЕМЕЦКИЕ ПАРТНЕРЫ — ДЕШЕВО»

Самое интересно, что, по сведениям Чемезева, консорциум спит и видит, как бы избавиться от акций, да подороже. После того, как платить отказался «Ростех», география поиска покупателя расширилась: «Они (консорциум акционеровприм. ред.) сейчас ведут переговоры с китайскими партнерами, с немецкими. Насколько мне известно, с немцами не договорились о цене: консорциум хочет дорого, немецкие партнеры — дешево. А мы на данный момент все-таки решили не выкупать», — твердо заявил Чемезов.

Управленческие решения руководства КАМАЗа в кризисных условиях Чемезов оценил высоко, заявив, что гендиректор автогиганта Когогин «принимает эффективные меры в текущей непростой ситуации». Добавим, что в кризисных условиях позволить менеджменту «выйти в кэш» означало бы дать возможность «сбежать с тонущего корабля» и снизить мотивацию. А ведь именно ради этого опционы и даются. Тем более что, как признавался Когогин в другом интервью, за курсами акций он следит каждые два-три часа.

Напомним, в октябре 2013 года КАМАЗ уже выкупил 3,72% своего акционерного капитала у консорциума. Сумма, уплаченная кипрской Avtoinvest Ltd, равнялась 2,9 млрд. рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что «консорциум инвесторов под управлением Рубена Варданяна» купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд. рублей, рассчитывая на то, что впоследствии их купит Daimler. Деньги для этого они взяли у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта. Теперь сделка повернута обратно — консорциум вернул займ, по которому платил проценты, а КАМАЗ выкупил акции. И все равно, как мы уже писали, «консорциум», похоже, в накладе не остался: стоимость выкупа была на 79% дороже рыночной цены бумаг на тот момент, а разница между ценой покупки и продажи составила 728 млн. рублей.

Кто может купить оставшиеся у консорциума акции? «БИЗНЕС Online» удалось получить ответ одного из членов консорциума через близкий к этой группе акционеров источник, согласно которому «ни о какой продаже акций Китаю речи не идет». Однако самого желания продать это не отменяет.

Выходить из автогиганта «Ростех» не собирается, поскольку этот актив стратегически важен для государства: КАМАЗ — крупнейший производитель грузовиков в России, занятый в том числе и в оборонзаказе (фото: chelny-biz.ru)

«НАМ ОБ ЭТОМ НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО»

У самого КАМАЗа отношения с Китаем на сегодняшний день достаточно ровные — по крайней мере, в компании взрывными их не считают. «Если акционеры и решили продать свою долю китайцам, нам об этом ничего не известно, — заявил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. — Сам КАМАЗ не ведет никаких особо активных переговоров с Китаем. Наши отношения остаются на том же уровне, что и прежде (имеется в виду период до санкций со стороны Европы и СШАприм. ред.). Мы всегда искали поставщиков по всему миру, искали интересные по стоимости варианты поставок комплектующих и продолжаем эту работу».

Напомним, в апреле заместитель гендиректора КАМАЗа Юрий Герасимов тоже говорил о растущих поставках комплектующих для «КАМАЗов» из Индии и Китая — эти страны определены как стратегические партнеры для челнинского автогиганта несмотря на рост логистических затрат. Одновременно с этим на КАМАЗе встречали китайскую делегацию, которая, по словам Герасимова, приехала «с определенными предложениями», однако результатов, по словам Афанасьева, та встреча не принесла.

«Китайские делегации как раньше приезжали, так и сейчас приезжают, на выставках они к нам постоянно подходят с предложениями о встречах с руководством, — рассказал Афанасьев. — Мы ведем с Китаем переговоры по всем вопросам, следим за развитием у них автокомпонентной отрасли, она сейчас очень высокого уровня и по качеству не уступает ни европейской, ни американской. Естественно, нам интересны компоненты, произведенные там. Поэтому мы рассматриваем их предложения, и мы не против размещения китайских предприятий в Набережных Челнах — имеется в виду не СП с КАМАЗом, такой вопрос мы не рассматриваем, а предприятия на площадях КИП «Мастер» или «Алабуги». Пусть создают производство, мы с удовольствием будем у них покупать».

Отметим, что в мае Когогин говорил о возможном создания СП по производству грузовиков на территории Китая. Гендиректор КАМАЗа связал актуальность этой идеи c нынешней дешевизной рубля — в текущих обстоятельствах СП на территории Китая было бы КАМАЗу выгодно. Однако дальше производственных и маркетинговых вопросов речь о сотрудничестве с Китаем в компании и правда не заходит.

ЕСЛИ НЕ «РОСТЕХ», ТО КТО?

Что касается снятия ограничений на владение контрольным пакетом, то против такой перспективы еще в 2010 году на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» выступал сам Когогин, имея в виду в первую очередь «Ростех». «Больше 50 процентов акций по факту — это национализация компании, — объяснял Когогин. — В этом случае государству надо признать и четко сказать, что оно берет на себя обязательство по выращиванию в нашей стране глобальной компании. В 2008 году нужно было решить: либо мы самостоятельная глобальная компания, либо становимся компанией, интегрированной в глобальную компанию. Мы пошли по второму пути».

Для создания глобальной компании рынка России и СНГ недостаточно, говорил тогда Когогин, и если отдать государству более 50% акций, то государство вынуждено будет помогать КАМАЗу в освоении новых рынков. Поэтому КАМАЗ нацелился на привлечение игрока с готовым рынком, то есть Daimler.

Кстати, снятие ограничений на контроль теоретически может заинтересовать концерн в наращивании своей доли. Если Ford-Sollers теперь де-факто контролируют американцы, отодвинувшие от руля российских партнеров, то почему бы немцам не взять в свои руки кризисный КАМАЗ?

Такой сценарий не исключают некоторые эксперты, в частности, директор отдела финансового анализа компании BPS Consult Нарек Авакян: «Возможность концентрации контрольного пакета акций позволит привлечь стратегического инвестора, — считает Авакян. — В данном случае, я думаю, это, скорее всего, будет Daimler. Но разницы тут особой нет — что Китай, что Daimler. Деньги, они и в Африке деньги. Анализировать их происхождение бессмысленно. В любом случае КАМАЗ — это российская компания. И все понимают, что Россия в случае чего будет защищать ее интересы. Если намеренно какой-то иностранный акционер будет банкротить КАМАЗ, это можно будет остановить».

«КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ КИТАЙЦАМ ВРЯД ЛИ КТО-ТО ОТДАСТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» также воспринимают корректировку соглашения акционеров КАМАЗа о снятии запрета на владение 51% активов как грядущее обретение КАМАЗом рачительного хозяина, но желательно европейского.

Виктор Разинков — руководитель регионального представительства ИК «Финам»:

— Наличие контрольного пакета дает право на владение предприятием. Контрольного пакета акций КАМАЗа до последнего времени не было как такового, и если сейчас кто-то сумеет его собрать, то это хороший симптом. У КАМАЗа появится хозяин, а это значит, что появится хоть какой-то порядок. Может, не будет этих пресловутых однодневок, которые ввели с июня. Так что это положительный момент. Кто может быть владельцем 51 процента акций? На мой взгляд, это, скорее всего, Когогин, потому что в последнее время за ним была замечена агрессивная политика по захвату различных камазовских активов — «КАМАЗавтоцентр», даже «Челныводоканал». Но в данном случае даже неважно, кто хозяин. Главное, чтобы он появился. А любой хозяин будет за то, чтобы его предприятие развивалось.

Что касается переговоров о продаже доли Китаю, то Поднебесная у меня вообще вызывает тревожные чувства. Если вы в курсе, сейчас Китай взял большое количество земель на Дальнем Востоке, и эти земли не подпадают под юрисдикцию России. Это очень тревожный симптом! Практически уже можно сказать, что это будет одна из провинций Китая. А что касается пакета акций… Ну не знаю. Мне вообще юго-восточное направление нашей политики не очень нравится. Я все-таки за движение на Запад.

Виктор Тимохин — директор по аудиту компании «Аудэкс»:

— Чемезов заявил? Заявить — не значит сделать. Хотя таким заявлением открываются для возможных внешних инвесторов определенные перспективы, которые раньше, возможно, были ограничены. Так что, скорее всего, это ни на что не повлияет, и контрольный пакет все равно останется, скорее всего, у России. Наверное, это достаточно очевидно. Думаю, корпорация «Ростех» так или иначе будет сосредоточивать в своих руках общее управление. Но так как под ее началом очень много, а может даже слишком много предприятий, может быть такое развитие ситуации, что привлекать будут больше иностранных инвесторов. Поэтому Daimler будет наращивать свою долю. Хуже от этого, думаю, не будет. Учитывая развитие совместных предприятий, это тоже идет на благо. Самое главное — не останавливаться, потому что на сегодня технологии более развиты на Западе.

Учитывая макроэкономические перспективы отношений России с Китаем, такое развитие событий тоже исключать нельзя. Контрольный пакет китайцам вряд ли кто-то даст, но какие-то преимущества из этого все равно можно будет извлечь. Менеджмент КАМАЗа обладает прекрасным стратегическим чутьем, думаю, и развитие в этом отношении тоже будет достаточно безболезненным и экономически выгодным.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.06.2015 08:27

    КамАЗ строил весь народ и вся страна. И без широкого и гласного народного обсуждения, без обсуждения в трудовых коллективах самого КамАЗа, производственное объединение КамАЗ не стоило бы продавать. Кулуарная распродажа приведет к коррупции и даче взятки заинтересованным лицам. Продажа КамАЗа должна быть открытой и прозрачной, и в интересах народа и страны.

    • Анонимно
      2.06.2015 08:53

      Советского Союза давно нет, о каких интересах народа и страны Вы говорите? Хотели капитализм-получите и распишитесь, при капитализме главное-прибыль, а не какие-то мифические интересы страны и, тем более, народа.

      • Анонимно
        2.06.2015 09:03

        Азат ДНо ведь на капиталистическом Западе, например на заводе Опель, рабочий коллектив имеет часть акций завода, тем самым влияя на политику управления и лично заинтересованы в процветании завода, выпуская конкурентную продукцию, получая с акций дивиденды.

        • Анонимно
          2.06.2015 09:25

          Азат, Вы за 25 лет демократии и капиталистического рая розовые очки еще не сняли? Такие басни про прокатывали во время перестройки, теперь люди поумнее стали.

      • Random
        2.06.2015 09:38

        не путайте получение прибыль за счет бизнеса с откровенным воровством!

        • Анонимно
          2.06.2015 10:25

          Да да, это у нас воровство, а на светлом западе все по-справедливости.Акционеры хотят продать свои акции, где тут воровство?! Кому-да хоть черту лысому, кто больше заплатит, вот в этом и есть суть капитализма!! Все разговоры о благе для страны и народа при этом кажутся просто неуместными, наивными и смешными.

          • Random
            2.06.2015 12:57

            Это называется воровством и на западе! Если не в курсе, подучись малость! Когда руководитель через оффшорные компании присваивает, получает дивиденды и продает акции подконтрольной компании, даже в США ему светит срок!Он может повлиять (подделать) на отчетность, что бы завысить стоимость активов, либо наоборот, обанкротить, что бы захапать еще больше, а это мошенничество с использованием служебного положения!Короче, ты даже не нюхал, что такое капитализм, наивный!

  • Анонимно
    2.06.2015 08:40

    Думаю китайцы использую дилерскую сеть КАМАЗа для продвижения своих грузовиков, у китайцев нет технологий для модернизации КАМАЗа. Лучший вариант, на месте КАМАЗа необходимо создать новый современный автоматизированный завод совместно с альянсом Даймлер-Рено-Ниссан в виде свободной экономической зоны.В.Ф. Терзи

  • Анонимно
    2.06.2015 08:48

    С этим КАМАЗом все запутались. Стремление Когогина стать миллиардером сыграло злую шутку с предприятием и трудящимися. Сам факт такой идеи, как продажа китайцам, выглядит чудовищной по своей примитивности: китайцам, которые, как они сами признают, так и не освоили материаловедение и сопромат. Что они будут производить в легендарных Челнах? Просто в голове не укладывается. Немцы хоть технологичны, есть что ждать. Но точно известно, в свое время Даймлер отпугнул от резкого увеличения пакета акций выявленный ими полнейший бардак на КАМАЗе.

  • Анонимно
    2.06.2015 08:58

    Похоже руководство уходит в нал, чтобы хапнуть и отвалить

  • Анонимно
    2.06.2015 09:23

    Юань, валюта Ротшильдов. Сначала создали мегагоскорпарацию, теперь часть ее будет продана не более 49%. Продавать будут частями, так выгоднее.В природе есть три покупателя: $, юань (она же резервная валюта Ротшильдов), страны ближнего востока.Сейчас идет РоадШоу.

  • Random
    2.06.2015 09:39

    Т.е. получается, что Когогин вместо эффективного управления предприятием занят поиском "кому бы впарить эти акции"?

  • Анонимно
    2.06.2015 10:01

    Они нам санкции, а мы им за это акции.

  • Анонимно
    2.06.2015 10:06

    А кто сказал,что мы хотели капитализм? Мы хотели большей социальной справедливости в 1985-91 годах...А потом нас не спросили ,когда поменялся общественный строй в России...

    • Анонимно
      2.06.2015 11:39

      Какой еще большей справедливости? У секретарей спецпаек продуктовый отобрать и дачи государственные с волгой служебной? Да секретари нищие были по сравнению с нынешними миллиардерами, владельцами заводов, газет, пароходов! Учитывая их роль в построении действительно социального государства, руководители СССР довольствовались крохами! Все познается в сравнении.

  • Анонимно
    2.06.2015 10:06

    Власть скоро поменяется значит если такого гиганта продают.
    В автозавод вкачены огромные деньги из бюджета под различные фиктивные программы но как обычно в России бывает чиновники и силовики смотрят только туда куда им интересно а не в пользу государства и населения России.

  • Анонимно
    2.06.2015 10:14

    Недавно Правительство и Президент на развитие КамАЗа выделяли 34 млрд рублей. Неужели уже освоили?

  • Анонимно
    2.06.2015 10:21

    Это похоже на государственную измену. Зачем им столько денег? Видимо это патология

  • Анонимно
    2.06.2015 10:33

    Как у Когогина вообще акции Камаза появились? Как и при каких обстоятельствах?

    • Анонимно
      2.06.2015 12:49

      так же как у Ротшильдов деньги.Австрийскому императору было лень свои деньги считать-он и подрядил нищих евреев.Они тут же стали богатыми

  • Анонимно
    2.06.2015 11:29

    Вы считаете, что продав "КамАЗ" они заметают следы?

  • Анонимно
    2.06.2015 13:19

    Китайцам плевать на права рабочих и населения, они смотрят только на экономические показатели. Если и искать инвестора, то только в цивилизованных странах. Слишком много татарстанцев зависит от Камаза, это не просто завод

    • Анонимно
      2.06.2015 13:29

      А цивилизованным странам не плевать на права рабочих и населения? Не смешите, они уже показали свое "цивилизованное" лицо с распадом СССР и потерей геополитического соперника.

  • Анонимно
    2.06.2015 19:40

    Китайцы бы из Камаза конфетку сделали но тогда не будет офшорщиков.Значит Китаю не светит.

  • Анонимно
    2.06.2015 20:02

    Если Варданян "нарисовался" значит есть покупатель.Он в "Госстрахе" долю еще имеет или нет?А то "Госстрах" нагибать стали.Нет ли здесь взаимосвязи.

  • Анонимно
    2.06.2015 20:43

    не переживайте, народу за современную историю только ваучеры от Чубайса достались, так и тут вашего мнения не спросят и не перепадет ничего

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль