Общество 
3.06.2015

«Фикрят Табеев всегда говорил: «Пока народ не накормишь – сам не ешь!»

Ушел из жизни легендарный первый секретарь Татарского обкома КПСС, построивший Челны и Нижнекамск

Сегодня в 8 часов утра в московской больнице на 88-м году жизни скончался Фикрят Табеев, руководивший республикой два десятилетия. В этот период он сделал для республики, пожалуй, не меньше, чем Ли Куан Ю для Сингапура: построены КАМАЗ, «Нижнекамскнефтехим», КАПО, «Казаньоргсинтез»… Именно при нем с Казани был снят статус закрытого города. «БИЗНЕС Online» вспоминает яркие эпизоды его жизни, включая то, как он убедил Брежнева построить автозавод на Каме за игрой в домино.

В день избрания первым секретарем Татарского обкома партии. В первом ряду - второй слева - Фикрят Табеев. 28 октября 1960 года
В день избрания первым секретарем Татарского обкома партии. В первом ряду (второй слева) Фикрят Табеев (28 октября 1960 года)

УНИКАЛЬНАЯ СУДЬБА САМОГО МОЛОДОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В последнее время легендарный первый секретарь Татарского обкома КПСС (в 1960 - 1979 годах) Фикрят Табеев сильно болел, а недавно еще и подхватил воспаление легких. Сегодня утром он скончался в московской больнице. Похоронят его в пятницу, 5 июня, на Даниловском кладбище в Москве. Это уже третий руководитель из советской эпохи, с которым простилась республика в этом году. В феврале умер первый секретарь татарского обкома КПСС в перестроечные годы Гумер Усманов, а в марте смерть забрала Мухаммата Сабирова, руководившего правительством РТ с 1989 по 1995 год.

Первым секретарем Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев стал в 1960-м году. И вопреки сложившейся в СССР традиции опоры на опытные кадры оказался самым молодым первым секретарем обкома в стране. Как выяснилось годы спустя, легендарным руководителем. Полновластным хозяином Татарии Фикрят Ахмеджанович оставался почти 20 лет: с 1960 по 1979 годы.

Республика интенсивно развивалась, так что на плечи руководителя, которому было чуть за 30, рухнули суперсерьезные заботы и проблемы. Это нефтянка, нефтехимическая промышленность, машиностроение, включая самолетостроение (к авиации с детства Табеев относился, можно сказать, восторженно), строительство КАМАЗа, «Нижнекамскнефтехима» и параллельно городов Набережные Челны и Нижнекамск… Одновременно в Казани строились жилые кварталы, цирк, новый Татарский академический драмтеатр им. Камала, Дворец спорта, Центральный стадион, Дворец химиков с плавательным бассейном (их тогда, не то что сейчас, в республике можно было по пальцам пересчитать, каждый как ценнейший подарок жителям), гостиница «Татарстан». И так далее, и так далее…

Когда в Торгово-промышленной палате РТ в апреле 2013 года проходила презентация книги «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки», в зале ТПП собрались люди, которым посчастливилось работать вместе с Табеевым. Они восхищались им, говорили, что это «глыба», многие называли его своим учителем…

Сам Табеев в своей книге откровенно рассказал про свою уникальную судьбу, про непростые взаимоотношения с Москвой в годы руководства республикой. И про то, как ему удалось через все препоны пробить грандиозные промышленные объекты…

В ПОЧЕТНОМ КАРАУЛЕ У ПОРТРЕТА СТАЛИНА

Фикрят Ахмеджанович рассказывал в книге и про те эпизоды своей жизни, о которых обычно окружение руководителя мало знает. Например, о том, что ему довелось в марте 1953 года, когда умер Сталин, стоять в почетном карауле у портрета вождя на траурном митинге: «В те дни я был в Казани. А вот моя молодая жена уехала с подругами в Москву, чтобы проститься с Иосифом Виссарионовичем, оставив нашего грудного сына на попечение матери. Слава Аллаху, в страшную давку при похоронах она не попала. Я был против поездки, и это один из немногих случаев, когда она мое мнение проигнорировала. Вот вам и картина отношения к Сталину в тот период»…

Ну а на пост первого секретаря обкома в 1960 году Табеева предложил в Москве, в ЦК КПСС, тогда рулевой Татарского обкома Семен Игнатьев. Для Фикрята это было известием столь же лестным, сколь и шокирующим. Но отказываться от предложений партийного босса, тем более загодя, ведь окончательно все должен был решить пленум, в тех кругах не было принято. И 28 октября 1960 года в колонном зале казанского Дома офицеров (ныне Казанская ратуша) собрался пленум обкома. За Табеева проголосовали единогласно.

Руководство республики на строительстве Нижнекамского нефтехимического комбината
Руководство республики на строительстве Нижнекамского нефтехимического комбината

«ЗАЧЕМ ТАТАРИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА? У ВАС БЕРЕТ НАЧАЛО НЕФТЕПРОВОД «ДРУЖБА» — ВОТ И КАЧАЙТЕ НЕФТЬ!»

Отличие Табеева от многих партийных функционеров советской эпохи, его тактическое преимущество перед ними заключались в том, что он был прежде всего сильным экономистом. Каждый очередной шаг по развитию республики был досконально просчитан, экономически выверен, аргументирован... Именно поэтому Фикряту Ахмеджановичу и удавалось реализовать проекты, предопределившие развитие республики на много десятилетий вперед...

Решение о строительстве в Татарии двух мощных химических предприятий — Казанского завода оргсинтеза и «Нижнекамскнефтехима» — было принято еще до прихода Табеева на должность первого секретаря обкома. В 1963 году на «Оргсинтезе» были получены первые продукты: фенол и ацетон. В последующие годы были последовательно пущены в эксплуатацию производства по выпуску изопропилбензола, этилена, модификаторов, полиэтилена высокого давления и другие. Между прочим, в те далекие 60-е годы советские люди и не знали, что это такое пластик. Полиэтиленовый пакет с ручками можно было купить, да и то по случаю, только в Москве, и советскими модницами он ценился чуть ли не наравне с сумочкой из крокодиловой кожи. Материал, который сегодня используется практически во всех промышленных отраслях, без которого нельзя представить наш быт, лет 40 назад казался атрибутом далекого будущего. А «Оргсинтез» как раз и выпускал продукцию, приближавшую это будущее и сделавшую его реальностью.

Уже через две недели после того, как Фикрят Ахмеджанович стал первым секретарем, он внес в повестку дня расширенного заседания Татсовнархоза пункт о создании Нижнекамского комбината. Еще через месяц с небольшим, 22 декабря, собрал совещание в Набережных Челнах — административном центре района, в который в то время входила и территория будущего Нижнекамска. Здесь вопрос начала строительства Нижнекамского промышленного узла рассматривался уже более детально, и было решено, что с января следующего года все организации, задействованные в строительстве, должны приступить к работе. А 25 декабря к окраине деревни Ахтуба подошел санно-тракторный поезд с первыми строителями, пробивавшимися сквозь снега и метели двое суток. Здесь, на пустом месте, в этот день началось строительство нового крупного промышленного центра России.

Но строительство «Нижнекамскнефтехима» застопорилось: с 1963 по 1965 год его решением ЦК и совмина закрывали четыре раза! Объясняли так: нет денег, потому что нужно вкладывать средства в более эффективные объекты. Табеев вел битву за «Нижнекамскнефтехим», за возможность строить в республике мощный химкомбинат. Однако в Госплане СССР позиция была единодушной: «Зачем Татарии нефтепереработка? У вас берет начало нефтепровод «Дружба» — вот и качайте нефть!»

Приезд Никиты Хрущева в Татарию. Слева - Фикрят Табеев, 1964 год
Приезд Никиты Хрущева в Татарию. Слева — Фикрят Табеев, 1964 год

Против строительства нефтехимического комплекса выступил и Николай Байбаков — председатель госплана СССР. Его взгляд и все усилия в ту пору были направлены в сторону Сибири, где уже проектировались или строились нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства: Томск, Омск, Тобольск, Иркутская область. Фикрят Ахмеджанович вспоминает, что не удержался и ответил «сталинскому наркому» в резком тоне: «Пока вы там, в Сибири, нефтехимию разовьете — все потеряете. А мы тут, в центре России, построим комплекс в кратчайшие сроки и начнем выпускать продукцию. Вы сейчас замораживаете стройку в Татарии, но к ней все равно придется вернуться, только с большими затратами. Время нас рассудит!»

В 1964 году ЦК КПСС возглавил Леонид Брежнев. К нему и направился Табеев. Он вспоминает: «В отличие от «позднего» Хрущева Брежнев умел слушать и прислушиваться к чужому мнению, конечно, если оно было разумно и убедительно. С цифрами в руках я доказывал, что в Татарии имеются огромные запасы сырья, которые сейчас сжигаются, приводил слова гениального Менделеева о том, что «нельзя топить печь ассигнациями». Убеждал, что транспортировка углеводородного сырья в другие регионы обойдется неизмеримо дороже, чем его переработка на месте, что нам нельзя терять попутный газ в таких колоссальных масштабах, а необходимо перерабатывать его на основе наших же научных достижений».

Убедил. Но в постановлении о расширении мощностей будущего комбината и строительстве города Нижнекамска не на 170, а на 250 тыс. жителей появился нетрадиционный пункт: «Принимается под личную ответственность первого секретаря Татарского обкома КПСС Ф. Л. Табеева». Иными словами, «ты заварил эту кашу — ты и расхлебывай». Однако устроителя паники это не расстроило. «Записывайте! Мы в состоянии все выполнить», — заявил он.

Секретарь обкома был счастлив в тот день, когда они с начальником стройки на гусеничном тракторе объехали чистое поле, на котором должны были вскоре подняться корпуса «Нефтехима». Затем на том же тракторе пробились сквозь снежные заносы к месту закладки первой кирпичной девятиэтажки, где собственноручно водрузили плакат: «ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЕН!».

А.И.Вольский, Ф.А.Табеев, А.Н.Косыгин на КАМАЗе
А.И. Вольский, Ф.А. Табеев, А.Н. Косыгин на КАМАЗе

КАМАЗ СТАЛ ЗВЕЗДНЫМ ЧАСОМ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РУКОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ, НО И ДЛЯ ВСЕХ ЕЕ ЖИТЕЛЕЙ

Первый грузовик сошел с конвейера КАМАЗа 16 февраля 1976 года. Но добиться права строить автозавод в республике было чрезвычайно тяжело… О строительстве будущего автозавода Табеев завел речь с Брежневым во время поездки в Минск на юбилейные торжества в связи с 50-летием Белорусской ССР. Делегацию возглавлял сам генсек. И вот, когда он в пути, в поезде, предложил сыграть в домино и в четверке игроков оказался Табеев, он улучил момент и как бы между прочим заметил: «Леонид Ильич, вы хотите на границе с Китаем создать крупный автомобилестроительный цикл. А если они его захватят? Вы хотите китайцам завод подарить?» Брежнев промолчал.

Фикрят Ахмеджанович вспоминает: «На обратном пути я опять за свое: «Леонид Ильич, красноярцы и за десять лет завод не построят. А у нас создан мощный строительный комплекс, мы управимся за пять лет!» Ехали мы в одном вагоне, опять играли в домино, так что времени для разговора было достаточно. Брежнев внимательно выслушивал мои доводы в пользу того, что завод надо строить в Татарии, однако опять ничего по этому поводу не говорил. Вместо этого он начал читать наизусть Есенина… Но вскоре от Леонида Ильича звонок: «Явитесь на заседание Политбюро».

Однако еще до этого судьбоносного звонка Табеев предпринял смелый шаг: 18 июля 1969 года на пшеничном поле неподалеку от Набережных Челнов был торжественно заложен символический камень в основание будущего автозавода. Конечно же, секретарь обкома сделал так, что фотография с этого мероприятия (впоследствии ставшая самым известным документом фотолетописи КАМАЗа) как бы невзначай попала в Политбюро. И через месяц, 14 августа, все-таки было — не без споров! — принято постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах.

Мнение Табеева: «КАМАЗ стал звездным часом не только для руководства республики, но и для всех ее жителей. Строительство крупнейшего в мире автогиганта и современного города преобразило социально-экономический облик Татарии, помогло сделать сильный рывок в ее развитии».

Закладка символического камня в основание будущего автозавода
Закладка символического камня в основание будущего автозавода

Добавим: всесоюзная ударная стройка всколыхнула всю страну и, образно говоря, заставила работать ее на Татарию. Большое дело всесоюзного значения дало сотням тысяч людей возможность получить образование, новую востребованную профессию, жилье, обрести семью. Лучшим же из них она предоставила случай в полной мере раскрыть свои возможности и подняться на высшую ступень профессиональной и социальной лестницы. Автомобилестроение как отрасль, относящаяся к разряду высокотехнологичных, заставила подтянуться до своего уровня все другие отрасли промышленности СССР, от металлургической до приборостроительной. Одновременно КАМАЗ обратил к Татарии взоры не только союзных республик и стран СЭВ, но и других мировых держав... Причем и заводы, и город строились не по дням, а по часам. В пиковые периоды строителями ежедневно осваивалось по 1,5 млн. рублей — таких объемов страна не знала ни до, ни после. Во многом это стало возможным благодаря тому, что и КАМАЗом, и управлением строительства «Камгэсэнергострой», коллектив которого в считанные годы разросся до 100 тыс. человек, командовали выдающиеся личности — Лев Васильев, Николай Иванцов, Владислав Фоменко и, наконец, знаменитый Батя, любимец народа — Евгений Батенчук. Работать с этими профессионалами, знающими себе цену, Табееву было непросто, но он не променял бы ни одного из них на более покладистых и «сереньких», потому что именно с такими можно было вершить великие дела.

Табеев сыграл огромную роль в строительстве Набережных Челнов. Не все в правительственных кругах страны его поддерживали: нужен был автомобиль, об остальном не думали. А Табееву были нужны и школы, и пригородная зона... Даже Андрей Кириленко — секретарь ЦК, курировавший тогда промышленность, порой говорил: «Фикрят, ты кончай с пригородной зоной: нам КАМАЗ нужен, а не сельское хозяйство!» А Табеев возражал — нужна инфраструктура, молодежи негде учиться, лечиться, отдыхать...

Так что КАМАЗ, явление мирового масштаба, было целиком, от первого камня до первого автомобиля, детищем Табеева.

Юрий Гагарин и Фикрят-Табеев
Гагарин приехал в Казань по личному приглашению Табеева

КАЗАНЬ НЕ БЫЛА ПАСЫНКОМ

О том, сколько Табеев сделал для Казани, наша газета тоже рассказывала, когда публиковала главы из книги «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки». Поэтому только несколько штрихов.

В апреле 1961 года в честь полета Юрия Гагарина в Московском (нынешнее название) районе Казани улица 11-я Союзная была переименована в улицу Гагарина. К слову, в тот исторический день, 12 апреля 1961 года, Табеев находился неподалеку от Казани — поехал посмотреть построенную в одном из хозяйств теплицу. Он вспоминал: «Когда дежурный из обкома сообщил мне по телефону о полете Гагарина в космос, я немедленно вернулся в Казань, сел возле радио и, кажется, так безотрывно весь день слушал, что происходит. По городу ходили импровизированные демонстрации молодежи... Трудно передать, какая это была радость!»

Благодаря усилиям Табеева с Казани был снят статус закрытого города, за год с небольшим был построен международный молодежный лагерь «Волга», 18 августа 1967 года здесь состоялось открытие фестиваля, на который съехалось около 2 тыс. человек — из Японии, из стран Западной Европы, Ближнего Востока, Африки. И это в то время, когда капиталистический мир был закрыт от СССР плотным «железным занавесом»…

При Табееве в Казани построили новые жилые массивы в Караваево, Дербышках, вдоль Сибирского тракта. Появились многоквартирные жилые дома и в центре Казани — на улицах Куйбышева, Ленина, Пушкина, Маяковского... При этом вводились в строй заводы по выпуску строительных материалов и конструкций, что позволяло строить 9-этажные крупнопанельные дома. В 1970-х — первой половине 1980-х годов почти каждый второй житель Казани улучшил свои жилищные условия.

Кроме того, в столице возвели гостиницу «Татарстан», по тем временам она выглядела чуть ли не небоскребом. Построили в 1967 году здание Казанского цирка на 2 312 зрителей, знаменитую теперь «летающую тарелку», один из символов Казани. Аналога этому сооружению в стране не было.

В период работы Табеева в Казани также построили концертный зал консерватории, Дворец спорта, Дом политпросвещения (ныне Академия наук РТ), здание обкома партии (ныне здание Госсовета РТ), Дворец химиков и рядом с ним плавательный бассейн, здание центрального госархива историко-политической документации, один из лучших на Волге речной вокзал, здание союза театральных деятелей РТ…

«Да, в ту эпоху центр общественной и политической жизни республики переместился в Закамский регион. На фоне строительства «Нижнекамскнефтехима», КАМАЗа, Нижнекамской гидростанции, возведения новых городов Нижнекамска и Набережных Челнов Казани, конечно, уделялось меньше внимания, но она не была пасынком!» — вспоминал Табеев.

Символично, что 30 октября 1979 года, буквально за три дня до того, как Фикрят Ахмеджанович сложил с себя полномочия первого секретаря обкома КПСС и принял назначение чрезвычайным и полномочным послом в Афганистан, в Казани родился миллионный житель. Столица Татарии стала 20-м в стране и 10-м в РСФСР городом-миллионником. И это было еще одним итогом деятельности Табеева на посту руководителя республики.

Ф.А.Табеев с группой советских и афганских военных специалистов
Фикрят Табеев с группой советских и афганских военных специалистов

«ТАБЕЕВ СПОРИЛ С ЧУБАЙСОМ ПРОТИВ ПРИВАТИЗАЦИИ, КОТОРАЯ ПРОШЛА В СТРАНЕ»

О Фикряте Табееве рассказали «БИЗНЕС Online» люди, хорошо его знавшие.

Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:

— Фикрят Ахмеджанович Табеев — масштабная личность, стратег. Умел на себя брать ответственность. Это особенно проявилось, когда в республике шло освоение нефти, при нем вышли на 100 миллионов, когда строился «Нижнекамскнефтехим» и особенно КАМАЗ. Он успевал успешно заниматься и сельским хозяйством. Его решительность и стратегическое мышление проявились и в Афганистане, куда его бросили послом в сложный период. Он никогда не боялся поддерживать молодежь, предпочитал видеть рядом с собой умных и смелых людей. Он ведь и сам стал первым лицом республики очень молодым, 19 лет возглавлял Татарию. К слову, у Рустама Минниханова есть черты, присущие Табееву, неслучайно Фикрят Ахмеджанович к нему всегда очень тепло относился, хорошо знал его отца. В душе, считаю, Табеев всегда был социал-демократом. Спорил с Анатолием Чубайсом против такой приватизации, которая прошла в стране. Конечно, были у Табеева и какие-то ошибки. Но он умел видеть везде новое, перспективное — в медицине, в науке… КАПО — его вместе с гендиректором Виталием Копыловым детище. Фикрят Ахмеджанович дружил с авиаконструкторами Туполевым и Ильюшиным, любовь к авиации у него с детства была. Трепетно относился к Казанскому университету, вообще к ученым. У него и супруга Дина Мухамедовна — профессор медицины, доктор наук, замечательный ученый. А самому Фикряту Ахмеджановичу защитить докторскую не дал секретарь ЦК Михаил Суслов. У Табеева 5 орденов Ленина, каждый из них заслужен огромным трудом. Он всегда оставался патриотом республики, любил ее и переживал за нее до своего последнего дня.

Евгений Богачев — экс-председатель Национального банка РТ:

В то время, когда Табеев возглавлял Татарский обком КПСС, я был заместителем министра бытового обслуживания республики, ранг небольшой, поэтому с первым человеком Татарии общались мало. Но смело могу назвать Табеева великим человеком. Именно при его активном участии были построены крупнейшие промышленные гиганты республики КАМАЗ, «Оргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», многие объекты из тех, что сейчас работают. Огромные вопросы были решены для республики, потом его бросили послом в Афганистан, когда туда были введены наши войска… Особых проблем у меня по работе не было, поэтому с первым секретарем обкома общались мало. Больше стали общаться, когда я стал председателем Национального банка РТ, Табеев в ту пору не раз обращался ко мне с консультациями по финансовым, банковским вопросам, чаще по телефону, вживую, когда он приезжал в Казань. Именно в эти годы мы общались больше, чем во времена Табеева-секретаря обкома. Повторюсь, это был великий человек, гигант мысли нашей республики.

Объединяло нас с Табеевым общее увлечение, не раз вместе участвовали в охоте на кабанов. Охотником он был тоже великим. Прекрасно знал всех егерей, охотоведов, любил природу. Как я знаю, он до последних дней вел очень активный образ жизни, работал советником и так далее. Очень сожалею и соболезную…

Владимир Бестолков генеральный директор Набережночелнинского картонно-бумажного комбината:

Мне приходилось встречаться с Табеевым на дне рождения одного из наших татарстанских руководителей. Фикрят Ахмеджанович действительно был мощный человек, глыба, государственник. Мощный в плане эрудиции, в плане понимания политических процессов. Это был государственный деятель очень большого масштаба. Таких людей единицы. Думаю, все, кто его знал, разделят мое мнение. Конечно, это большая потеря и для Татарстана, и для страны в целом.

«ОН БЫЛ ИЗ ТЕХ, КТО «ВЕЗЕТ»

Экзам Губайдуллин председатель Центризбиркома РТ:

Наверное, нет такого человека в Татарстане, кто бы не знал Фикрята Ахмеджановича Табеева, который для всех нас является человеком-легендой.

В свои 30 с небольшим Табеев стал первым секретарем Татарского обкома КПСС. Его рекомендовал сам Игнатьев Семен Денисович 18-й первый секретарь Татарского обкома КПСС, который в свое время внес большой вклад в развитие республики. Это было судьбоносное для нашего региона кадровое назначение, основанное на грамотной системе подбора и расстановки кадров.

Отличительная черта Фикрята Ахмеджановича умение сплотить сильную команду руководителей, нацеленную только на отличный результат. Именно в годы руководства Табеева наша республика стала мощнейшим промышленно-индустриальным краем с высокоразвитым сельским хозяйством. Сегодня еще остались отголоски кадровой политики того времени.

Это был мудрый, высокоэрудированный и талантливый руководитель. Мне посчастливилось прикоснуться к судьбе такого прекрасного человека, незаурядной личности! С теплотой вспоминаю 75-летний юбилей Фикрята Ахмеджановича. Минтимер Шарипович лично поручил мне организовать программу этого грандиозного мероприятия. Было много гостей, поздравлений. Юбиляр со своей супругой Диной Мухаметовной являлись в этот день центром всеобщего уважения и признания.

Во время разговора с Фикрятом Ахмеджановичем от него всегда исходила мощь и сила руководителя, он был требователен и к себе, и к другим, принципиален и в то же время для каждого являлся наставником и учителем.

Уверен, я разделю мнение многих, если скажу, что от нас ушел Человек с большой буквы. Личность. Легенда. Эпоха…

Александр Лаврентьев председатель совета директоров Казанского вертолетного завода:

Фикрят Табеев настоящая личность, это Человек с большой буквы. Вчера, когда нас представляли Рустаму Нургалиевичу, я говорил о том, что Татарстану всегда везет, зато не повезло тому, кто «везет». Вот Фикрят Ахмеджанович как раз был из тех, кто «везет». При нем создавался КАМАЗ, все наше химическое производство. И сегодня бюджет наполняется тем, что было заложено тогда. Поэтому я только могу склонить голову перед этим человеком дай Бог, чтобы все сделали в жизни столько, сколько он. Для нас всех был полной неожиданностью его перевод в Афганистан. В тот момент нужен был человек, который может найти компромисс с группировками, которые там были, «Хальк» и «Парчам» (два крыла коммунистической партии Афганистана «Народ» и «Знамя» прим. ред.) и, конечно, способен оказать помощь нашим людям. Фикряту Ахмеджановичу как раз пришлось строить мосты, находить какие-то пути решения сложных проблем.

Фарид Мухаметшин председатель Госсовета РТ (на сегодняшнем заседании президиума Госсовета РТ):

Ушел из жизни легендарный человек, который для республики сделал очень многое. Начиная от проявления воли и настойчивости в строительстве КАМАЗа на земле Татарстана. Особенно много усилий он приложил, работая в этой должности, в 60 -70-е годы по развитию нефтяной промышленности, когда вышли на рубеж сто с лишним миллионов тонн нефти в год… Создавалась та структура, которая очень успешно позволяла нам развиваться и дальше, в последующие годы. Предлагаю почтить память этого человека минутой молчания.

Татьяна Ларионова исполнительный директор некоммерческой организации «Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ»:

Фикрята Ахмеджановича я знала как руководителя республики, поскольку мне по работе приходилось принимать участие в тех мероприятиях, где он возглавлял президиум, где участвовал, общался с людьми. Нынешний год, к сожалению, очень сложный, он связан с потерей для республики очень важных людей Мухаммата Сабирова, Гумера Усманова, теперь Табеева. Когда в один год уходят один за другим такие личности горько. А вообще, конечно, Табеев это глыба, это человек-легенда, человек, который очень многое сделал для республики и для страны. То, что КАМАЗ строился всей республикой, всем миром, это во многом его заслуга. Многие ассоциировали КАМАЗ с ним и с секретарем набережночелнинского горкома партии Раисом Беляевым. И я все-таки отметила бы годы работы Табеева в Афганистане. Это был тяжелейший период и для Афганистана, и для нашей страны. Его миротворческое влияние на наши взаимоотношения очевидно. Мне в свое время как начальнику управления соцзащиты города Казани очень много приходилось общаться с семьями погибших в Афганистане, с самими ребятами-афганцами. Его имя упоминалось на многих встречах, на многих мероприятиях, всегда только со знаком плюс…

Гумер Усманов, Минтимер Шаймиев и Фикрят Табеев
Гумер Усманов, Минтимер Шаймиев и Фикрят Табеев

Борис Пастухов бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ, сейчас советник генерального директора ООО «Центр международной торговли»:

Хоть я и знал о том, что Фикрят Ахмеджанович тяжело болен, известие о его смерти вызвало у меня шок. Ощущения как от удара кувалдой по голове. В коротком комментарии не охватишь всего диапазона этой личности. А личность была выдающейся. Табеев прошел уникальный жизненный путь. Он был одним из самых молодых и талантливых экономистов страны, получил великолепное образование в Казанском университете, а потом в аспирантуре МГУ. Он был выдающимся руководителем партийной организации, великолепно относился к комсомолу, к молодежи. Он не кричал на каждом углу, что будущее принадлежит молодежи, а делал все, чтобы это будущее поднимало молодежь и чтобы молодежь сама конструировала это будущее.

Трудно преувеличить его заслуги и в подъеме экономики и промышленного производства Татарии. Я знал его секретарем обкома партии, человеком, который буквально дневал и ночевал на КАМАЗе в самые тяжелые для него времена. Он выдвинул на роль руководителя партийной организации Набережных Челнов Раиса Беляева, который сыграл огромную роль в развитии этого города. Это было смело, дальновидно, он разглядел в нем те необходимые качества, которые были нужны городу.

Когда Табеев был первым секретарем обкома партии, я был секретарем, а потом первым секретарем ЦК ВЛКСМ. Я был однажды на комсомольской конференции Татарии, бывал не раз на КАМАЗе, общался там с Табеевым.

В самое тяжелое время, когда Афганистан был на перепутье, он был брошен на очень тяжелое и очень ответственное место посла СССР в этой стране. Он прямо на кабульском аэродроме встречал первые самолеты с нашими военными, которым было суждено потом штурмовать дворец Амина, совершать многие добрые дела ради светлого будущего Афганистана. Он там работал долгие годы, и однажды я встретил его на учредительном съезде союза демократической молодежи Афганистана. Стою за занавеской, которая отделяет нас от общего зала, и слышу его зычный голос, как он бранится с кем-то. Открываю занавеску и вижу перед собой весь афганский ареопаг, всех руководителей Афганистана, которых по-дружески наставляет наш посол. Совещание быстро закончилось, он всех пригласил к столу, и началось товарищеское, доброе застолье.

Когда он вернулся из Афганистана, был назначен заместителем руководителя правительства России и отвечал за самые ключевые проблемы. А когда жизнь стала поворачиваться в другую сторону от того, что он всю жизнь исповедовал, он написал заявление и ушел, хотя еще мог бы трудиться на благо Отечества.

«В АФГАНИСТАНЕ ОН НЕ ПОДПУСТИЛ К ГРАНИЦЕ АМЕРИКАНЦЕВ»

Фатих Сибагатуллин депутат Государственной Думы РФ:

В советское время председателей колхозов пропускали через кабинет первого секретаря обкома КПСС, Фикрят Табеев тогда меня 26-летнего парня поставил председателем колхоза. Это была наша первая встреча. Через несколько лет, в 1979 году, состоялось собрание председателей колхозов во Дворце строителей. Я тогда выступил с речью о свиноводстве, и Фикрят Ахмеджанович похвалил меня. После этого мы постоянно с ним держали связь, он меня очень уважал и любил. Через месяц его отправили в Афганистан.

В Афганистане он не подпустил к границе американцев. Там ситуация стояла очень серьезно: или мы дойдем, или американцы придут. Я считаю, что он оправдал доверие и политбюро, и народов Советского Союза в тот непростой период.

Удивительно, у Фикрят Ахмеджановича было какое-то чутье. Одну очень интересную историю об этом мне постоянно рассказывает российский ученый, академик РАН, директор Высокогорного геофизического института РАН и создатель вакуумной бомбы Михаил Залиханов. По его словам, он в те годы ездил испытывать эту бомбу в Афганистан и однажды в аэропорту встретил Табеева. Михаил Чоккаевич тогда должен был лететь на военном самолете, но Табеев предложил ему лететь в Кабул с его заместителем на отдельном самолете. Залиханов согласился. «Подлетаем мы к Кабулу, а там внизу горит этот сбитый военный самолет», — рассказывал Залиханов. Получается, Фикрят Ахмеджанович спас ему жизнь.

Табеев настаивал на развитии производства в Татарстане. Например, КАМАЗ не должен был быть построен у нас, и то, что сейчас завод располагается в Набережных Челнах, — это полностью его личное достижение. Но главная его заслуга, на мой взгляд, это кадры. Табеев был сильный психолог-кадровик, он воспитывал отличные кадры и очень ими дорожил. Рашид Мусин, Гумер Усманов и Минтимер Шаймиев — это все его ученики.

Один из самых важных советов, который мне дал Табеев, — любить народ. Он всегда говорил: «Пока людей не накормишь, сам не ешь». Минтимер Шаймиев тоже всегда напоминал, чтобы я брал пример с Табеева. Минтимер Шарипович очень любил Фикрята Ахмеджановича. Фикрят Табеев — это выдающаяся личность, он был очень честный, объективный и масштабно мыслящий руководитель. Кроме того, в душе он был настоящим татарином и гордился своим происхождением.

Ягсуф Шафиков — писатель, автор книги «Фикрят Табеев»:

— Мне приходилось много общаться с Фикрятом Табеевым, когда я писал про него книгу. Недавно у меня вышла новая книга — «Дети войны», посвященная 70-летию Победы. В ней тоже есть рассказ о Фикряте, как в 13 лет он провожал отца на фронт. Рассказывал мне со слезами, как вышли с отцом за околицу деревни, высокий, двухметровый отец его поднял, поцеловал и ушел. Домой он не вернулся, погиб. Фикрят говорил: «У меня такое ощущение, что до сих пор на этом самом месте сидит и ждет меня».

(Использованы фрагменты из книги «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки»)

Справка

Фикрят Ахмеджанович Табеев (тат. Fikrət Əxmətcan uğlı Tabiev, Фикрәт Әхмәтҗан улы Табиев).

Родился 4 марта 1928 года в селе Азеево Ермишинского района Рязанской области.

Отец — Ахмеджан Мухамеджанович Табеев, старший из четырех братьев. Участник гражданской войны, был командиром отряда красноармейцев. Воевал с басмачеством в Средней Азии. Был личным связистом Михаила Фрунзе. Погиб на фронте зимой 1942 года. Мать — Сабира Музиповна Табеева (Бегишева).

В 1951 году окончил Казанский государственный университет, с 1951 по 1957 год на преподавательской работе, с 1957 года на партийной.

С 1959 года Табеев второй, а с 1960 года первый секретарь Татарского обкома КПСС.

С 1979 года по 1986 год чрезвычайный и полномочный посол СССР в Республике Афганистан.

С 1986 года первый заместитель председателя совета министров РСФСР, член президиума Верховного Совета СССР.

В 1989 году избран народным депутатом СССР. Был также избран депутатом в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Татарской ССР.

С 1992 года работал председателем российского фонда федерального имущества.

С 1995 года занимал пост старшего советника холдинговой компании «Нефтек».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (165) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.06.2015 10:29

    Один из самых ярких представителей функционеров.

    • Анонимно
      3.06.2015 11:03

      Патриотов Татарстана!

      • Анонимно
        3.06.2015 11:26

        Вот уж точно не Татарстана патриот, скорее наоборот. G

        • Анонимно
          3.06.2015 12:15

          Это смотря, что вы понимаете под патриотизмом...

          • Анонимно
            3.06.2015 12:40

            Смотря что вы понимаете под ним. Вождизм и коммунизм (утопия под прикрытием которой паразиты грабят), скорее всего.

            • Анонимно
              3.06.2015 14:35

              Говорить про татарский язык что это язык доярок и трактористов.. это патриотизм????До сих пор страшным сном вспоминаю его времена, все по талонам, или по блату. Ребенка невозможно было на родном языке учить. Все для Москвы, нам полуголодное существование и нищенская зарплата.

              • Анонимно
                3.06.2015 15:36

                Так это Москва душила

                • Анонимно
                  3.06.2015 16:00

                  А он как положено татарскому чиновнику брал под козырек и любую дурь делал. Тем и ценна эта порода чиновников, что своих бьют, чтобы чужие хвалили.

              • Анонимно
                3.06.2015 15:46

                От него или не от него, но за разговоры на татарском в троллейбусе замечания делали. Мама вспоминает моя.

                • Анонимно
                  3.06.2015 16:42

                  И в детском саду, говорят, воспитательницам четко давали понять, что с детьми на татарском ни-ни.

                • Анонимно
                  3.06.2015 16:46

                  Да что далеко ходить? Сейчас тоже "замечания делают", как будто и забыли, как раньше было.

                • Задумчивый
                  3.06.2015 16:50

                  В те времена замечания делали за любой ГРОМКИЙ разговор в ОТ!! Вне зависимости от языка.Уровень культуры был повыше..

                  • Анонимно
                    3.06.2015 17:35

                    А на татарском даже за тихий разговор придирались.

                    • Задумчивый
                      3.06.2015 18:13

                      Увы, но сельские жители просто не умели говорить тихо!! И опять вне зависимости от языка!!В частный разговор никто не встревал, хоть разговаривайте на прамировом.. но соблюдая приличия ))

                  • Анонимно
                    3.06.2015 23:35

                    Это не этично ставить людей в неловкое положение. То есть бескультурно.

                • Анонимно
                  3.06.2015 18:07

                  Сколько себя помню, никаких проблем с татрским языком не было. В школе было два обязательных урока татарского языка в неделю для татар и факультатив для всех желающих. Уроков русского языка, кстати, было 3. На улице два татарина всегда говорили только по-татарски, про магазины и рынки даже не говорю. Все мои одноклассники-татары прекрасно знали зяык - значит в семье тоже говорили по-татарски. Радио вещало на татарском, литература издавалась, газеты печатались, даже телевизионные программы выходили. Про "нацкадры" и их продвижение во времена КПСС все знают. Стоны ниочём.

                  • Анонимно
                    3.06.2015 19:08

                    Поддерживаю!!

                  • Анонимно
                    3.06.2015 19:33

                    Это во время перестройки было так, как вы ту пишете

                  • Анонимно
                    3.06.2015 19:45

                    Для татар, татарский язык шел дополнительно -или нулевым,или шестым уроком. Русские шли домой, татары ,как наказанные, на дополнителтный урок.При всеобщем поощрении русификации нерусских, все националные языки заведомо ставились в положение, когда их вроде и учить необязательно.Про замечания в транспорте не передергивайие. Делали замечания при любом разговоре на татарском ,независимо городские или деревенские на нем разговаривали, тихо , средне или громко.Нацкадры стали продвигать, только в 60-е годы. Наверно за границей указали на ущемление прав коренных национальностей РСФСР.Так что стоны как раз по делу. Это еще только малая часть перечисленного.

                    • Анонимно
                      3.06.2015 20:13

                      Пишет не моя мама, но я что-то похожее слышал. Кстати, так интересно, столько народа в том троллейбусе с мамой моей ехала и даже помнит, что она громко разговаривала :)))

                    • Анонимно
                      3.06.2015 20:15

                      Учили Родной язык!

                    • Анонимно
                      4.06.2015 08:04

                      При том, что в моё время 6 уроков было только в 9-10-х классах (а не как сейчас - начиная с первого), то стон ниочём.О замечаниях про язык стон ниочём - два татарина всегда разговаривали друг с другом только по-татарски, и не только в троллейбусе. Стон ниочём.Нацкадров не было до 60-х потому, что Татария до 60-х представляла из себя большую деревню со столицей в Казани. Подъём начался в связи со строительством НКамска и НЧелнов.Давайте ещё примеры "ущемления" татар в "тюрьме народов" ))

                      • Анонимно
                        4.06.2015 10:36

                        Вы живете в другой реальности.

                        • Анонимно
                          4.06.2015 14:16

                          Примеров больше нет? )

                          • Анонимно
                            4.06.2015 15:16

                            Вот я и говорю. Шестой урок татарского шел как наказание для татар. Русские после пятого шли домой,а мы на дополнительный . Кстати ,татарский преподавался только по 8-й класс. В 9 и 10 его уже не было.По нацкадрам ,хотелось бы узнать. А что если "Татария была деревней" это отменяло её историческую национальную принадлежность к татарам? И как-то отменяло, что Казань столица татар всего мира? Так что ваши вопли ,что татары недостойны были своих нацкадров ,так как были всего лишь "деревней",оставьте при себе.Из памяти татар вы никогда не сотрете , что нам делали замечания за разговор на татарском у себя дома , в Татарстане. Как бы вы не старались прикрыть лживыми объяснениями. Объяснение одно. Щегловым очень не нравятся другие языки.

                            • Анонимно
                              5.06.2015 08:22

                              Я так и знал, что примеров больше не будет )) Потому что предъявить-то нечего.Уважаемый, Вы, к сожалению, путаете бузину и киевского дядьку. То, что Татария до 60-х годов была глубоко аграрной республикой это факт и не надо его отрицать. В этом нет ничего плохого, кстати. Но все победы начались именно в связи со строительством крупных производственных комплексов.Казань столица всех татар. Отлично! Так оно было и есть. Литература, театры, газеты, журналы на татрском языке всё было и раньше. Не хотели читать или слушать? Ну это вопрос к татарам )) А сегодня-то хотят? ))Так что, стоны ниочём. Кто хочет делать ищет способ, кто не хочет - стонет.

                              • Анонимно
                                5.06.2015 14:49

                                Уважаемый, у нас вся страна, за исключением Урала в районе заводом Демидова и Питера, до 60-х годов была деревней. Это страна развивалась, а не кто-то умный пришел и вдруг все построил.И политика СССР до определенного времени была построена на том, что нет национальностей, мы все советские люди и у нас только одна национальность с одним языком, это продолжение идет Интернационала. Это было до конца 70-х, потом ослабили возжи. Вся эта политика была в СССР везде, не только в ТАССР. Поэтому никто не виноват, что татар щемили по языку, потому что отношение к проявлению национальной идентичности было как к проявлению нелояльности к советскому строю.Ярчайшие примеры этого отношения в СССР к национальностям это переселение крымских татар, вайнахов безотносительно вины конкретного человека по сотрудничеству с фашистами. Как можно всех подряд хватать за принадлежность к нелояльной нации?Что меня радует сегодня в РФ, так это то, что современная власть при всей ее патетике по защите рубежей Родины никак не оперирует понятием национальности. Она даже поддерживает регионы в развитии культуры титульных наций. Это умно, потому что до той поры, пока вайнахи не поняли, что они могут жить по-своему, они так и воевали с Россией. Сейчас получили ВОООООТ такую самостоятельность и у них мир. А вариантом было давить их до конца, до последнего человека.В общем и целом у СССР была политика на единую советскую нацию на базе русского языка, которое переходило и на бытовой уровень. Затем эта политика была изменена на намного более позитивную для России исторически.

  • Анонимно
    3.06.2015 10:35

    Спасибо Вам за все!

  • Анонимно
    3.06.2015 10:42

    Уважаемые Татарстанцы!!!Ушёл из нашей жизни яркий,сильный,умныйсын Татарского народа!!!К счастью он успел увидеть какого развития добился Татарстан на данном историческом этапе.Надеюсь он был счастлив.Приношу искренние соболезнования семье.С УважениемПростой человек

  • Анонимно
    3.06.2015 10:50

    Больше него по развитию промышленности в Татарстане никто ничего не делал, это был самый мощный руководитель в республике, который задал тон по развитию экономического роста. Надеюсь он верил в Аллаха и Его посланник Мухаммада с.г.в., и успел искренне прочитать намазы.Урыннары жэннетте булсын.

    • Анонимно
      3.06.2015 14:02

      Син бигрэк беркатлы инде, Татарстанда динне аннан да каты кысучы булмады. Шуна аны атаклы носара зиратына кумэлэр.

  • Анонимно
    3.06.2015 10:56

    Очень хороший человек! Светлая память Ему!!!

  • Анонимно
    3.06.2015 10:56

    Да, лоббист знатный был, столько всего в нашу республику заманил, что автономный Татарстан превосходил многие союзные республики

    • starr
      3.06.2015 11:33

      Вот только талоны на мясо, сахар, конфеты, мыло и др. в других республиках отсутствовали. А у нас присутствовали. Это при работающих в три смены химкомбинате, кондитерской фабрике, мясокомбинате и др...

      • Анонимно
        3.06.2015 12:44

        1000+++ Спасибо ему за наше счастливое детство. За ОПГ, бесплатных "химиков"...пусть покоится с миром

      • Анонимно
        3.06.2015 12:46

        Дык Москва жёстко обязала ТАССР все наши маслопродукты отправлять ей, а мясопродукты на Урал. Против лома нет приёма.

      • Анонимно
        3.06.2015 13:13

        В других несоюзных республиках и многих областях тоже шаром покати было.Разве что по некоторым видам товаров и продуктов в отдельных, непонятно как выбранных городах было т.н. "союзное снабжение".Например, за некоторыми продуктами ездили в Новочебоксарск и из Казани, и из Чебоксар.

      • Анонимно
        3.06.2015 15:45

        В Свердловске тоже самое было-по уровню пром развития он посильнее ТАССР был

    • Анонимно
      3.06.2015 11:36

      Лучше бы еду заманил. Не ездили бы мои родители в Москву за продуктами. И я бы бананы смог бы поесть не с начала 90-х. А пораньше.

      • starr
        3.06.2015 12:08

        Бананы были и раньше. Только их продавали с машин на рынках, а не на каждом углу, как сейчас. Помню, сразу выстраивалась очередь километровая. Однажды удалось купить порядка 20 килограмм, ещё зелёных. Всей семьёй "балдели" :)

        • Анонимно
          3.06.2015 13:09

          Вам повезло, что "нарушители правил соц.торговли" дали купить 20 кг - обычно было ограничение 5 кг в одни руки и люди отстаивали большущую очередь по несколько раз. Иногда бананы продавали и в больших овощефруктовых магазинах - на ул.Татарстан,Даурская,Декабристов и люда караулили утром открытие этих магазинов, если "сарафанное радио" сообщало, что есть завоз этих бананов из Вьетнама.А в Москве проблем с бананами в сезон почти не было, и их тоже везли оттуда.И ещё особенный шок у голодных татарстанцев вызывало то, что в Москве на улицах из ящиков продавали государственную черешню и клубнику, чего мы тут отродясь не видели кроме рынков.

          • Анонимно
            3.06.2015 15:59

            Потому что не положено просто так черешню продавать, нарушать нормы соцраспределения. В Татарстане и теперь такой же подход. Костьми ляжем, но любую дурь выполним. Чиновники костями предпринимателей лягут, но всех оштрафуют, порядок наведут до стерильного отсутствия бизнеса, потому что он сбежал. Такой вот он, родной край. И ведь все правильно, но только результат вот в таких последних словах о Руководителе.

      • Анонимно
        3.06.2015 12:38

        Если бы ему вдруг удался союзный статус -не ездили бы. Но это было выше его сил. Москва дозволила быть "СССР - союз братских народов" только для 15-ти народов.

      • Анонимно
        3.06.2015 15:57

        Кроме еды некоторые ни о чем другом думать не могут. Всё "Без булдырабыз" для них только о том, как еще один банан осилить перед обедом. Конечно, не надо было ничего заманивать и ничего строить, никаких КАМАЗов и нефтехимии, только жратву завозить эшелонами. По пять раз, говоришь, в очереди за бананами стоял? Насыщенная молодость, что и говорить, есть что рассказать внукам.

        • Анонимно
          3.06.2015 16:07

          А для Вас, видимо, Татарстан сделал очень много и Вы никому не позволите его хаять? Я слушал такого функционера при власти, в грудь себя бил. А потом его из номенклатуры выковыряли жестоко и что он потом говорил про то, что в Татарстане творится. Смешно, уже банан себе позволить нельзя, патриоты Татарстана запрещают :)))

  • Анонимно
    3.06.2015 10:57

    Он многое сделал для Татарстана!!! Урыны жэннэттэ булсын!

  • Анонимно
    3.06.2015 10:58

    единственное, что ему, к сожалению, не удалось - пробить Татарстану союзный статус когда готовилась Конституция-1977

  • Анонимно
    3.06.2015 10:59

    Урыннары жэннетте булсын!

  • Анонимно
    3.06.2015 10:59

    Соболезнования родным и близким!

  • Анонимно
    3.06.2015 11:01

    Из всех первых лиц - наибольший вклад внёс в развитие экономики Татарстана!

  • Анонимно
    3.06.2015 11:02

    Какая личность, масштаб свершений огромен! Он заложил всю современную структуру промышленности Татарстана! Это все бюджетообразующие предприятия на сегодня. Наша экономическая и финансовая мощь республики - его рук дело. Он создал свою эффективную команду управленцев - Р.Мусин, Г.Усманов, Кадников, Лаврентьев, Копылов, Лемаев, Юсупов. Кое-кому нужно подумать как быть достойным этой плеяды. Вечная память! Доктор.

    • Анонимно
      3.06.2015 11:16

      Ничего ж себе честь Мусину, его в список с такими фамилиями воткнуть...

      • Анонимно
        3.06.2015 11:45

        Это другой Мусин, бывший 1 горкома и 1 секретарь ОК КПСС. А ВЫ что о Роберте подумали?

        • Анонимно
          3.06.2015 12:01

          Ага, тем более, что Р.Мусин написано. Вот и я не понял как нынешний Мусин тут оказался.

        • Анонимно
          3.06.2015 15:50

          Это про Мусина Мусина Мусиновича

    • Анонимно
      3.06.2015 11:26

      да это верно. И доходы гос. предприятий в личные карманные фирмы не уводил. И жен у него НЕУСПЕШНАЯ бизнесвумен. Вообще святой человек. Проведший 7 лет в афганском аду

      • Анонимно
        3.06.2015 17:41

        Но за то у него во всех районах республики были охотничьи домики с обслугой. Он был заядлый охотник до всего.

    • Анонимно
      3.06.2015 17:32

      Вы про Сабирова Мухаммата Галлямовича забыли написать...

  • Анонимно
    3.06.2015 11:05

    Этот Великий Человек создавая весь нефтехимический комплекс республики не набивал свои карманы приватизируя госимущество. А вот последующие правители прибрали все для приближенных и детей. Светлая память ЕМУ !

    • Анонимно
      5.06.2015 14:38

      Это не он создавал, а страна. А он просто оказался в нужном месте в нужное время. И вокруг таких людей много, не всем просто повезло.

  • NIYAZ
    3.06.2015 11:07

    Урыны жэннэттэ булсын !

    Как то все вместе , в один период.

  • Анонимно
    3.06.2015 11:09

    Светлая память!Соболезнуем родным и близким.

  • Анонимно
    3.06.2015 11:18

    говорят, что за то, что Камаз достался нам, многие конкурировавшие регионы, мстя, на него "капали" в Москве, а после его просьбы союзного статуса он окончательно надоел Москве и она вскоре его сняла, отправив в опасную и неблагодарную ссылку с невыполнимой миссией, чтобы он как мусульманин усмирял мусульманский Афган

    • Анонимно
      3.06.2015 12:24

      а другой "последней каплей" у москалей стало то, что он почти организовал в 1977 году масштабное празднование 800-летия Казани, которое ревнующая (косвенно получавшаяся более молодой) Москва скандально аннулировала чуть ли не буквально в последнюю ночь (заставив отменить все мероприятия с випгостями и населением, сорвать все плакаты, изъять из магазинов сувениры и тп).

      • Анонимно
        3.06.2015 18:25

        В каком письменном источнике 1177 года издания упоминается Казань? Что это за документ такой? Можно на него взглянуть? И почему тогда в 2004-ом мы праздновали уже 1000-летие, а не 827-летие Казани? ))) Оказывается проблемы есть даже с арифметикой, не то что с историей.

        • Анонимно
          3.06.2015 20:12

          В те годы считалось, что Казани 800 лет, потом этот возраст пересмотрели (нашли монету в Кремле и т.п.). Никаких проблем, просто факты

          • Анонимно
            4.06.2015 08:32

            Что значит "считалось"?!?!? ))) Такие вещи не "считают", а доказывают - письменными источниками! ))

            • Анонимно
              4.06.2015 09:43

              значит, было какое-то доказательство. Кстати, сегодняшний возраст Казани доказан совсем не письменными источниками."Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам"

              • Анонимно
                4.06.2015 14:19

                Если бы оно было, то не стали бы придумывать историю с монеткой ))

        • Анонимно
          3.06.2015 20:16

          Лет через 30 купят опять в магазине нумизматическом монеты древнеримские в Риме только теперь, а не в Чехии как на 1000 летие. И потом из федерального бюджета справят 1500 лет Казани. А че, каждому лидеру по празднику.

  • Анонимно
    3.06.2015 11:20

    Яркий, достойный сын своего народа...

  • Анонимно
    3.06.2015 11:28

    Светлая память!

  • Анонимно
    3.06.2015 11:32

    Выдающийся деятель. Строил и создавал, а не банкротил, "прихватизировал" и обогащался. Именно такие люди останутся в памяти потомков.

    • Анонимно
      3.06.2015 13:03

      Ничего из Татарстана не прихватил, потому что нельзя было. Главное его наследство - это наше с вами партхозруководство, благо Татарский обком в 91-м только вывеску сменил. Если хотите узнать, откуда вдруг нарисовались нынешние миллиардеры - владельцы экономических активов Татарстана с их презрением к трудящемуся населению - вспомните его слова о том, куда он предлагал засунуть наш татарский язык и многое станет понятно.

  • Анонимно
    3.06.2015 11:33

    Прочитал, что при нем было сделано и сразу стало понятно, что вся республика выезжала и выезжает на том, что было сделано при нем. Оказывается он был просто глыба, как руководитель. А о нем так мало все знают, и почему-то так мало рассказывают. Неоцененный современниками руководитель республики.

  • Анонимно
    3.06.2015 11:35

    Что моя семья имела в Казани в 80-е:1. Ужасная Казань, особенно центр с его трущобами, военные бараки на окраинах.2. Колбасные поезй в Москву.3. Сливочно-масляный поезд в Москву. Чайный поезд в Москву.4. Мясо на рынке за дорого в 6 утра не факт что хватит.5. Шабашки инженеров, ученых во время отпуска чтобы кормить и одевать семью.6. Профсоюзные путевки, на что лапа чинуш не позарилась.7. Спасибо хоть тушенка была, из нее суп варили. Хотя ее родственник доставал.Да у меня как у ребенка было беззаботное детство, но я же не знал проблемы взрослых. Вообще что тогда что сейчас доили нас по полной программе. Не будет наверное никогда счастья в татарстане.

  • Анонимно
    3.06.2015 11:40

    Говорят, сильно любил женщин. Все успевал, молодец в общем! Надо о таких людей рассказывать больше, ведь он сделал экономику республики.

    • Анонимно
      3.06.2015 12:46

      даже летал на вертолете в Теньки отдыхать..все успевал

      • Анонимно
        3.06.2015 14:57

        Это он в каждом районе охотничьи домики понастроил и, чтобы красивые комсомолки обслуживали. Нам бы так жить...

        • Анонимно
          3.06.2015 15:48

          Пройдет время, про всех правду расскажут. Вот тогда тоже будем говорить: а мы знали, мы знали, почему и как все было. А пока только слюнявить зад большого Тыкалки будут дружно.

  • Анонимно
    3.06.2015 11:48

    Эпоха сворачивается с уходом таких представителей...

  • Анонимно
    3.06.2015 11:54

    Светлая память, памятник и улица в Казани в честь его надеюсь установят.

  • Анонимно
    3.06.2015 12:05

    Какой был человечище...http://www.business-gazeta.ru/images/upload/2011/aprel/12/gagarin/2.jpg

  • Анонимно
    3.06.2015 12:13

    Светлая память!Великий гражданин своего отечества и народа! Пример для многих поколений функционеров от власти!Никогда не позволил себе прихватывать,а ведь в современной России упрвлял Фондом федерального имущества!Ушел чистыми руками своими и оставил чистыми руки супруги и сыновей!Великое уважение!Урыны жэннэттэ булсын!

  • Анонимно
    3.06.2015 12:16

    Скорблю.Улицу в его честь поддерживаю.

  • Анонимно
    3.06.2015 12:28

    Именно Нургали Минниханов познакомил Шаймиева с Табеевым в лесхозе, после чего Шаймиев в 27 лет стал министром мелиорации!

    • Анонимно
      3.06.2015 14:59

      Что ты такое говоришь, Шаймиев тогда в Мензелинской Сельхозтехнике работал. Где Сабы и где Мензелинск?

      • Анонимно
        3.06.2015 15:53

        Нургали Минниханов был директором лесхоза и срубами пол ТАССР обеспечил. Должность небольшая, но связей у него было море.

  • Анонимно
    3.06.2015 12:39

    Много хорошего можно сказать о Табееве, но из ярких минусов - это борьба против татарского языка, языка доярок, так он говорил. Закрытие национальных школ, вытеснение татарского языка на кухни. А в в области экономики республики сделал огромный прорыв за годы своего руководства.

  • Анонимно
    3.06.2015 12:46

    Умер очередной партийный функционер эпохи СССР. Умер своей смертью и в своей кровати. Вся чиновничья рать сейчас будет публиковать свои соболезнования. Чисто по человечески все правильно. Но это жизнь и удел чиновников так умирать, но не народа.

  • Анонимно
    3.06.2015 12:49

    Пятилетка похорон - так называли время жители СССР когда один за за другим уходили генсеки. И у нас это время потихоньку приходит. Пусть не думают что их отдирать будут от кресел. Ничто не вечно, и чинуши тоже.

  • Анонимно
    3.06.2015 12:59

    это тот самый, который родной язык- отца и матери язык, презирал? при нем республика превратилась в сарай- давайте будем откровенны.

    • Анонимно
      3.06.2015 15:49

      Он же не из ТАССР был, аж из Рязанской области родом, из тамошних татар. Ему-то что до казанских татар...

      • Анонимно
        3.06.2015 15:54

        Это Касимовский татарин. Касимовцы всегда со своим шахом Али выступали против Казани. Шаха Али, навязанного царями, казанцы несколько раз сбрасывали с престола. Сейчас касимовских татар практически нет - ассимилировались.

        • Анонимно
          4.06.2015 02:00

          Те, что в Татарстан перебрались, сохранились. Я знаю несколько касимовских семей в Казани.

  • Анонимно
    3.06.2015 13:06

    УРЫН ЖЭННЭТТЭ БУЛСЫН

  • Анонимно
    3.06.2015 15:10

    О покойниках либо хорошо, либо ничего. Последнее за мной.

  • Анонимно
    3.06.2015 15:14

    Самый замечательный заголовок !!! Девиз современного чиновника .

  • Анонимно
    3.06.2015 15:21

    Заголовок не подходит.Все на оборот.

  • Анонимно
    3.06.2015 15:41

    СОболнезную ! А вам комментаторам,Как вам всем не стыдно ! Вы ,сидя возле компьютеров ,что сделали для республики ?? Для страны ?!это человек -глыба !был ..если бы все руководители сегодня были такими ..

    • Анонимно
      3.06.2015 16:04

      Если работали бы "служебные лифты" сделали бы и не только

    • Анонимно
      3.06.2015 16:09

      Я налоги плачу в одном из городских районов Казани как промышленный налогоплательщик в топ 3 по количеству уплаченных налогов. На эти деньги дороги делают, Универсиаду, детям моим школы и сады. А что сделали Вы для того, чтобы мне было стыдно высказывать мое мнение?

      • Анонимно
        3.06.2015 17:20

        "...Я налоги плачу в одном из городских районов Казани как промышленный налогоплательщик в топ 3 по количеству уплаченных налогов..."- что это за чушь?

        • Анонимно
          3.06.2015 17:54

          Да, я знаю, что налогоплательщик у нас никто, у нас чиновник все. Они добро творят и экономику развивают.

  • Анонимно
    3.06.2015 15:43

    Как и все люди, Табеев соткан из противоречий. Кто-то вспоминает хорошее, кто-то плохое. История расставит все по местам.

    • Анонимно
      3.06.2015 16:01

      Так она уже расставила по своим местам, он же не у власти.

  • Анонимно
    3.06.2015 15:44

    И что заводы построил. Старался конечно. Теперь то они кому принадлежат? Из Нижнекамска кто может уезжает - экология плохая, Н. Челны тоже депрессивный город, вон завод 3-4 дня тлько начнет работать в месяц.

  • Анонимно
    3.06.2015 15:50

    Сейчас все разворовали и прихватизировали что построил Табеев. Коммунистические лидеры не были нахальными, то что он говорил корми сначало народ это уже героизм! Вряд ли сегодня кто то даже в шутку скажет эту фразу...

    • Анонимно
      3.06.2015 16:13

      Вот бы Табеева нам на период с 2000 по 2015 год. Вот уж он бы ни копеечки не взял, ни заводика не прибрал, ни дорожки с откатами не построил.

      • Анонимно
        3.06.2015 17:53

        Куда бы он девался, все бы делал, как все. Вон в Мордовии в 1991 году избрали президентом демократа-бессеребренника Василия Гуслянникова. Но, поскольку он все делал честно, в 1993 году его скинули бывшие партократы, обвинив честного человека во всех смертных грехах. У нас было бы тоже самое.

    • Анонимно
      3.06.2015 16:18

      Неизвестно, как они повели бы себя сейчас. Ведь в то время не стеснялись пользоваться спецбуфетом, спецобслуживанием и прочими вещами, до которых простому человеку было не добраться. Вот если бы он отказался тогда от обкомовского буфета, пока в каждом магазине не появятся вдоволь продукты, то тогда может быть и поверил, что и сегодня он бы остался честным руководителем

  • Анонимно
    3.06.2015 16:00

    Не умаляя его экономических заслуг, однако стоит отметить, что возведение промышленных гигантов слабо сказывалось на снабжении Татарстана, строительство социальной инфраструктуры сильно запаздывало. Некоторые болезни советского общества проявились в республике еще более остро, чем в остальном Союзе.При Табееве татарский народ надломился окончательно, города республики потеряли татарскую национальную среду. Самое главное было фактически ликвидировано национальное образование. Жители татарской деревни массово переезжая в города, отдавали своих детей под пресс советской глобализации и ассимиляции.

    • Анонимно
      3.06.2015 16:43

      в точку!+100500

    • Анонимно
      3.06.2015 18:14

      Интересные слова про "глобализацию" и "ассимиляцию". А Вы не думали о том, кем были бы эти дети, если бы не та самая "глобализация" и "ассимиляция"?

    • Анонимно
      3.06.2015 19:25

      При Табееве знать татарский язык стало чем-то постыдным. Возьмите детей из семей партноменклатуры того времени - из них сегодня на татарском грамотно могут объясниться единицы. Глядя на таких Табиевых и простые татары забирали детей из татарских школ, отдавали в русские с факультативом вместо физ-ры или нулевым уроком. Вот вам и причина.

  • Анонимно
    3.06.2015 16:07

    Он сделал то,что и должен был делать на его месте любой руководитель,ничего особенного на мой взгляд,для этого его собственно и поставили на эту должность.Возвышать до небес,думаю не стоит,героизма в его руководстве я не вижу.

    • Анонимно
      3.06.2015 16:11

      О, драгоценные слова! Их тут надо гвоздями золотыми прибить, чтобы лишнего о себе никто не думал.

    • Анонимно
      3.06.2015 16:18

      Конечно. Узнали то о нем пару лет назад

  • Анонимно
    3.06.2015 16:14

    Ни кто не голодал, все были сыты, одеты. обуты. Коммунисты Вам заводы, фабрики построили, чтобы Вам было что хапнуть. Не было бы коммунистов- была бы степь пустая.

    • Анонимно
      3.06.2015 23:46

      Коммунисты ничего не построили, что не было бы нужно для войны. А жили как отдельная высшая каста. Дурили народ и паразитировали на нем.

  • Анонимно
    3.06.2015 16:31

    Урыны жянятэ булсын...

  • Анонимно
    3.06.2015 16:48

    Он отказался от Казанской железной дороги, в пользу Горьковской и Куйбышевской.

    • Анонимно
      3.06.2015 17:21

      и что?

      • Анонимно
        3.06.2015 18:23

        Как что, знаменитую Казанскую железную дорогу начали возводить аж в 1891 году, при императоре Александре III. Это было историческое название, которой мы гордились. А Советы, взяли, да и переименовали в Горьковскую дорогу. Теперь и города Горького-то нет, а дурацкое название осталось. Ну, не идиотизм ли?

        • Анонимно
          3.06.2015 21:51

          Идиотизм не в названии.Управление дорогой вместе с большими деньгами перешло Горькому. Метро в Горьком начали строить в 80-тые годы без всяких универсиад. Также ушло ВОРП-Волжское объединенное речное пароходство.В Горьком сливочное масло и куры продавали без талонов.Компенсировал ли Камаз эти потери.

  • Анонимно
    3.06.2015 17:02

    Знал его лично еще по КГУ. Он обыкновенный партийный функционер случайно попавший в аппарат обкома "до андроповского периода" но хорошо вписавшийся в него. Оценки человека на такой работе могут быть разными, что мы и видим в комментах. Только не надо "пустосвятства" и постоянного повторения, насчет земли которая будет ему пухом.Главная его заслуга сумел "выбить" КАМАЗ, претендентов было более 20.Основной "грех"не сумел сохранить наследство С,Д.Игнатьева и К.Ф.Фасеева по развитию татарской школы и языка. Видно здорово предупредили и припугнули в центре, если на 5 лет прекратил даже присуждение Тукаевской премии, учрежденной при Игнатьеве, первым председателем жюри был Фасеев. Предлог - денег не хватает.Хотя денег на "охотничьи домики" как сыпью покрывшие республику хватало.Из человеческих качество отмечу строгость но без мстительности.Мои соболезнования семье, тем более и у жены его красавицы Дины, со здоровьем тоже кажется проблемы.В этом году ушли три корифея - М.Г. Сабиров,Г.И. Усманов и вот теперь и Ф.А. Табеев. Мы в Челнах считали, что за автозавод он станет Героем Социалистического труда. Но, почему то обошли.

    • Анонимно
      3.06.2015 19:56

      Интересно, а кто, по-вашему, необыкновенный партийный функционер и неслучайно попавший в органы власти?

  • Анонимно
    3.06.2015 17:07

    "Мощный в плане эрудиции, в плане понимания политических процессов". - не зря его в самую горячую в мире точку засунули, в Афганистан

  • Анонимно
    3.06.2015 17:34

    Чего там говорить ...Человек-легенда...

  • Анонимно
    3.06.2015 17:44

    Для свадьбы сына Табеев ресторан Нарат на лебяжьем приказал возвести. Наверно о народе думал:-)

    • Анонимно
      3.06.2015 20:03

      Мелкий и завистливый Вы человек. А что Вы полезного сделали для других?

      • Анонимно
        3.06.2015 23:48

        Завистливый к чему? К коррупции против своего народа?

  • Анонимно
    3.06.2015 18:01

    Бананов во времена Табеева вообще в СССР не было. Только в " Березках". Так что не путайте времена.

    • Анонимно
      3.06.2015 20:31

      В Ягодке на К.Тинчурина в сезон всегда были.

      • Анонимно
        4.06.2015 11:45

        А когда сезон бананов? Для сведения: бананы, между прочим, возят из Эквадора большими транспортными самолетами. В 70-е годы такие поставки в СССР были разовые и случайные, не до этого было. Дай бог, из Канады, США и Австралии хлеба навезти, чтобы народ не голодал.

        • Анонимно
          5.06.2015 14:35

          Бананы возят не самолетами, а специальными судами, тем более 30-40 лет тому назад. Я еще в советском детстве описание такого корабля читал. Ерунду пишете, а Гугл открыть лень.

  • Анонимно
    3.06.2015 21:07

    Табеев супер мишарин - местным ипяшам до него далеко, умеют только суверинитетить и делить!

  • Анонимно
    3.06.2015 21:21

    При нем в Татарстане ежегодно более 100 миллионов тонн нефть добывали, но Татарстану доставалось лишь пару процентов от этого, Татарстан получил загрязненные поля, реки, родники, нигде дороги даже нормальные не могли построить, в той же соседней Чувашии или Самарской области сеть сельских дорог был значительно больше. В нашем районе дорог с асфальтным покрытием почти и не было. За продуктами ездили в чувашские деревни, где было все лучше. О татарском языке уже было много сказано. При нем выросло поколение считающее постыдном знать татарский язык и они сейчас воспитывают своих детей, многие из которых и татарами себя не считают. Строительство Набережных Чеонов и Нижнекамска так же должно было помочь быстрой ассимиляции татар, для разбавления татар так сказать. Был хороший функционер, делал хорошо то что от него требовали, иногда даже переусердствовал.

  • Анонимно
    3.06.2015 21:29

    Али.

    Татарстану повезло с руководителями , Ф. А. Табеев. ( светлая память )
    М. Ш. Шаймиев. Р. Н. Минниханов.
    Каждый из них сделал и делает для нашей Республики то , что не могут в других регионах России.

    • Анонимно
      4.06.2015 16:06

      У меня вопрос этому комментатору. Да, вы говорите, что в других регионах не потопили теплоходы, не сгорали по два раза торговые центры, а также как "Адмирал" и не падали самолеты. В результате не погибли ни в чем не повинные люди и не получили материальный и моральный ущерб, как у нас?

    • Анонимно
      5.06.2015 14:37

      Это не руководители такие, а мы такие. Это из нас выходят эти люди и мы делаем эту работу. Да вы хоть кого отправьте к ненцам, результат будет другой, потому что там ненцы, а не жители Татарстана. Что за вечно желание вождю сапоги послюнявить....

  • Анонимно
    3.06.2015 21:30

    Под хорошим девизом жил. У него - то доходы за год в разы не увеличивались, как у наших чинуш и их жен. Предлагаю хотя бы в кризис по такому заголовку пожить. А то для кого кризис, а кто в мутной водичке рыбачит.

  • Анонимно
    3.06.2015 22:21

    Мусина звали не "Мусина", а РАШИТ.

    • Анонимно
      3.06.2015 22:34

      Полагаю, что наиболее бескорыстной фигурой был Г.И.Усманов:Первый секретарь обкома КПСС, председатель совмимна ТАССР и секретарь ЦК КПСС.Кстати жил и умер в Казани и на Рублевку не рвался.

  • Анонимно
    3.06.2015 22:58

    Я полагаю, что самым достойным был все же Сабиров М Г. Урыны ожмахта булсын! Он много сделал не только для республики, но и для своего родного народа. Гордился своей нацией.

  • Анонимно
    4.06.2015 00:57

    обычный человек все делал только для себя

  • Анонимно
    4.06.2015 10:03

    Кто-то утверждает, что заводы, фабрики, отдельные города не коммунисты, не советский народ строил. То тогда кто же их построил? Неужели Вы? Или выросли по мановению волшебной палочки?

  • Анонимно
    4.06.2015 10:48

    красивый мужчина)

  • Анонимно
    4.06.2015 11:22

    все строил и строил а мост через Каму так и не построил...

  • Анонимно
    4.06.2015 15:13

    Каждый кулик свое болото хвалит. Не менее яркие фигуры были и в других регионах.Один Аман Тулееев чего стоит. Во это действительно человек -легенда, ярче Табеева.И все еще работает.

  • Анонимно
    4.06.2015 15:41

    Не всегда он так говорил, как в названии статьи. Есть и другие его фразы. Однажды татарские писатели заходили на прием и сказали ему:- нельзя ли им немного мясо птицы выделять. А то от мясо " чучки",скоро "мыркылдап", как свинья писать придется. Он засмеялся только и когда те стали выходить из кабинета, то добавил:- вот я каждый день кушаю птицу, но не кричу же как петух! Вы неправду говорите. Писатели без ничего ушли. Об этом много раз писатели рассказали, хотя и слова не совсем точные, но содержание точь в точь.

    • Анонимно
      5.06.2015 09:50

      Обычная писательская байка.Кому кому, а писателям на поддержку обкома жаловаться грех. Настоящим писателям. А то есть просто " члены", имею в виду союза писателей.

  • Анонимно
    8.06.2015 09:24

    Уже пятый день в БО пережевывают тему Табеева. По моему даже Л.И.Брежневу такого внимания не доставалась.Прожил человек хорошо, чуть до 90 не дотянул, был не хуже и не лучше других руководителей республики.Жил в благодатный период когда КПСС была всесильна.Шаймиеву достались намного более трудные времена. В обком попал случайно, приятель посодействовал, но пришелся ко двору.Все остальное известно. Может пока восторги не прошли улицу какую нибудь назовут,только надо без переимемнований, а в новом районе, а мемориальную доску на супер элитном( по тем временам) доме где жил обязательно установят.Сейчас любое критическое замечание в его адрес встречается протестом тех кто кормился, и неплохо, около него. А ошибок и особенно в области татарской культуры и особенно языка, он понаделал больше чем кто либо другой до него.Но правду напишут нескоро.Кстати и бурное национальное движение конца 80 -х начала 90 х годов было своего рода протестом и против "наследства" политики Табеева.

  • Анонимно
    3.05.2016 18:35

    Согласна, что личности такие, как Шаймиев. Но не Табеев. Он просто был на особом доверии у Москвы, как мишарин ( со времен Ивана Грозного ставленниками в Казани были мишары). А бурный рост промышленности , да и сельского хозяйства в 60-70-ые годы был на всем советском пространстве, зарастали шрамы гражданских и отечественных войн. Разумеется, за 19 лет Табееву достался особо развитой период. Возможно, он и дрался за КАМАЗ. Почему бы и нет? Не продавщица же или воспитательница детсада будет этого добиваться. Но вот нацию татарскую он предал окончательно,зато услужил своим ставленникам.
    Такой пример в период великих строек в Набережных Челнах и Нижнекамске в соседнем Заинске: Пожилая апайка с котомками за плечами и в руках бегает по местному пыльному автовокзалу , мечется от автобуса к автобусу и время от времени беспомощно выкрикивает : "Кая минем афтубыс, яраппый хыдаем, китя бит, калам бит, калам...." ( Где мой автобус ,боже праведный, уйдет ведь , отстану ведь, отстану ) " А диспетчер по радио ,громким голосом перекрывая все остальные звуки, вещает совсем не на "языке доярок" , которого апайка никак не поймет : " Афтубыс на Нижнекамск нумир тридцать восемь сорок атправляится через пять минут". И так было во всей Татарии. Никогда не забыть. Кроме того, на всю миллионную Казань тогда "для приличия" оставили , кажется , одну татарскую школу на Тукаевской улице.
    А Табеев был обычным сластеной, бабником , любителем красиво жить и расправлялся он с неугодными ему функционерами жестко и беспощадно. И в Афган его же не на поле боя послали, а с особой мииссией, с особой доверенностью. Время покажет, зачем... как бы лишнего чего не сказать - человек уже на том свете. Пусть земля ему будет пухом, да простит ему все Всевышний.

  • Анонимно
    2.08.2016 12:18

    кто пишет о нем только хорошее видимо не жили 70-80 в Kaзани и не стояли часами в очередях или же его прихлебатели которые сейчас на высоких постах

  • Анонимно
    2.08.2016 12:26

    что-то дружно запели диферамбы-все сам построил и создал прямо как святой

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль