Общество 
10.06.2015

Вильдан Хусаинов: «Персональный подход к покупателю – важный шаг в развитии розничной торговли»

Технология, разработанная компанией DLS, получила высокую оценку ФНС России и экспертов агентства стратегических инициатив

На заседании президиума Совета по модернизации, прошедшем 9 июня в Иннополисе, казанская компания Digital Loyalty System (DLS) представила доклад «Технологическая платформа для управления процессами взаимодействия населения, предприятий розничной торговли и банков». О разработках DLS и о новой технологии, которая позволяет гибко управлять процессом розничной покупки и делать этот процесс персонифицированным, — в интервью с генеральным директором компании Вильданом Хусаиновым.

75974.jpg
«Сегодня у граждан нет привычки использовать банковскую карту при покупке. Наша технология помогает эту привычку сформировать»

«РЕТЕЙЛЕР СЧИТАЕТ ВЫРУЧКУ И ТОВАР, НО НЕ УМЕЕТ УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ»

- Когда была основана Ваша компания? Можно ли сказать, что сначала возникла идея и уже под нее была создана компания?

- Компания была создана в январе 2012 года. Да, можно сказать, что в основе лежала некая идея. У меня к тому времени был опыт работы с розницей, с программами лояльности. Так вот, работая в этом направлении, мы выявили одну проблему, которая есть на рынке у всех. Проблема заключается в том, что любой ретейлер считает выручку и товар, используя для этого кассовые машины, автоматизированные бухгалтерские системы, но не умеет учитывать интересы покупателей. Хотя никем не оспаривается тот факт, что для розничного бизнеса покупатель – это основа основ. Но так сложилось, что на рынке сегодня нет эффективных технологий, которые позволяли бы розничному бизнесу полноценно учитывать потребности покупателей. Нет инструмента, который позволил бы управлять процессом покупки и делать этот процесс персонифицированным.

- В чем Вам видится основная задача?

- В реализации нашей идеи основное – это бизнес-постановка задачи и правильное объединение ресурсов всех участников. Среди них – банки, международные платежные системы, ретейлеры... Сегодня каждый игрок сам по себе, у каждого какие-то свои программные продукты. Сложность нашего проекта как раз и заключается в том, что нужно сделать не что-то локальное, а нечто объединяющее, чтобы с помощью уже существующей инфраструктуры этой технологией могли воспользоваться все.

фото-1_пос-и-карты.jpg
«Человек, имея любую банковскую карту, может ее в нашей системе зарегистрировать. Тогда, совершая покупку, он вставляет карту в POS-терминал – и получает персональное отношение со стороны продавца»

«МЫ ВЫБРАЛИ ЭТУ ИНФРАСТРУКТУРУ КАК РАЗ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАШЕ РЕШЕНИЕ БЫЛО ДОСТУПНО ВСЕМ»

- На рынке есть что-то подобное Вашему продукту?

- На рынке много локальных решений. Это, как правило, какой-то программный продукт, который локально работает в отдельных торговых предприятиях, в отдельных кассовых системах. А сегодня нужно такое решение, чтобы оно было доступно всем участникам рынка: и ретейлерам, и банкам. Именно по этой причине мы взяли за основу инфраструктуру международных платежных систем. Банковские POS-терминалы и карты везде одинаковы – как в России, так и в других странах мира. Мы выбрали эту инфраструктуру как раз для того, чтобы наше решение было доступно всем!

Клиентская часть системы от компании DLS интегрирована в стандартное программное обеспечение (ПО) банковских терминалов и поддерживается поставщиками POS-терминалов: Verifone или Ingenico. POS-терминалы через инфраструктуру платежных систем связываются с процессингом DLS всякий раз, когда кто-то пользуется нашим решением, прокатывая карту через POS-терминал.

В процессинге выполняется тот сценарий, который был запрограммирован для той или иной карты и для того или иного торгового предприятия. Туда может быть заложено что угодно – от примитивных скидок и до сложных маркетинговых мероприятий.

Технология организована так, что мы используем не данные банковских карт, а определенный алгоритм идентификации пользователей, что создает дополнительный уровень безопасности нашего продукта.

- Безопасность – это сегодня особенно важно…

- В нашем случае в системе хранится не номер банковской карты, а безопасный код, который является производной от частей номера карты. Для генерации безопасного кода используются только официально разрешенные фрагменты данных плюс внутренняя скрытая информация. Причем это преобразование одностороннее, то есть в одну сторону можно преобразовать, а обратно уже нет. Поэтому даже если кому-то удастся украсть списки этих кодов, с ними ничего нельзя будет сделать. Вне нашей системы они не имеют никакой ценности. Это одна из важных составляющих архитектуры системы.

Другой важный момент – это то, что решение DLS опирается на инфраструктуру платежных систем, обеспечивая высокий уровень безопасности и масштабируемости для всех участников рынка.

«ОСНОВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ У ПОКУПАТЕЛЯ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ. И МЫ РЕШАЕМ ИМЕННО ЭТУ ЗАДАЧУ»

- Допустим, покупатель расплачивается наличными. Может ли он в этом случае предоставить свою банковскую карточку, которая просто персонифицирует его чек?

- Да, все верно. Покупатель авторизуется своей банковской картой на POS-терминале – вставляет карту и набирает пин-код, но может и не расплачиваться ею. Для чего нужна эта авторизация? Основная потребность у покупателя – это возможность получить персональное отношение. И с точки зрения покупателя мы решаем именно эту задачу. Давайте вспомним, как изначально появилась розничная торговля? Вот есть продавец в лавке, он знает своих постоянных клиентов в лицо. Когда к нему приходит покупатель, начинается дружеский, позитивный диалог. Продавец знает привычки своего клиента и предлагает ему то, что клиент ожидает. Это идеальный сценарий покупки. К сожалению, он возможен только в рамках малого бизнеса. Когда бизнес становится большим, покупатель обезличивается! Это происходит потому, что на кассе стоит не владелец бизнеса, а кассир. Да и объем покупателей таков, что это и физически невозможно. Компания DLS дает ту технологию, которая позволяет восстановить диалог продавца с покупателем.

Человек, имея любую банковскую карту, может эту карту в нашей системе зарегистрировать. Тогда, совершая покупку, он вставляет карту в POS-терминал, набирает пин-код – и получает персональное отношение со стороны продавца.

- Таким образом, ваша система позволяет пользоваться одной-единственной картой для скидки в самых разных местах? Неважно, что это – супермаркет, кофейня, автозаправочная станция… Просто покупатель должен быть зарегистрирован в вашей системе. Так?

- Да! Потому что на самом деле важна не карта – важен покупатель. Человек независимо от наличия какой-то специальной карты имеет возможность получить персональное отношение к себе. А продавец имеет возможность это отношение реализовать, если хочет. Мы предлагаем именно такой инструмент взаимодействия. Кто-то хочет его использовать, кто-то – нет, это дело добровольное.

«У ГРАЖДАН СЕГОДНЯ НЕТ ПРИВЫЧКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ БАНКОВСКУЮ КАРТУ ПРИ ПОКУПКЕ»

- Чем Ваш программный продукт интересен банкам? Есть ли заинтересованность банков и в чем она?

- Интерес у банков есть. Сейчас практически все банки внедряют программы лояльности. То есть у банков есть потребность дать какую-то дополнительную ценность держателям своих карт. Мы с нашей технологией такую возможность банку предоставляем. Это то, что лежит на поверхности. Но более ценное, на наш взгляд, то, что изменяется модель поведения держателя карт.

Сегодня 90 процентов средств на картах снимается в банкоматах, то есть обналичивается. У граждан нет привычки использовать банковскую карту при покупке. Наша технология помогает эту привычку сформировать. Например, в магазине, чтобы сэкономить и получить скидку, покупатель достанет из кошелька банковскую карту, вставит ее в POS-терминал, наберет пин-код, авторизуется… Кассир спросит: «Как будете платить?» И человек задумается: он все равно достал банковскую карту, ввел пин-код… Конечно, он по привычке может заплатить наличными. Но я уверен, когда человек воспользуется банковской картой 10 или 15 раз, все равно моторика сработает, и он поймет: раз уж он совершил все необходимые для оплаты действия, то удобнее платить картой.

Вот это, на наш взгляд, более фундаментальная ценность.

Что в итоге? С помощью технологии DLS ретейлер на банковском POS-терминале получает решение, повышающее эффективность продаж, возможность персонифицировать своих покупателей и выполнять заданные правила покупки. Это приводит к тому, что в POS-терминал карты вставляются чаще. В результате растет безналичный оборот и, соответственно, растет доход банка.

- То есть технология стимулирует безналичную оплату?

- Да, мы развиваем безналичные платежи. Если сейчас покупатель 90 процентов оплачивает наличными, то через полгода пользования нашей системой он изменит свое поведение и большую часть покупок будет оплачивать картой.

Таким образом, из одной базовой идеи – управления процессом розничной покупки – DLS создает ряд новых возможностей. Выигрывают от этого все: покупатель, ретейлер, банки и государство. Каждый имеет свою полезность: экономию, повышение эффективности продаж, рост безналичных платежей, инструмент мониторинга и контроля.

- С какими крупными компаниями, например, в Татарстане, Вы уже плотно работаете?

- В числе первых я назову «АК БАРС» Банк (ОАО), банки «Русский Стандарт» (АО), ВТБ24 (ЗАО), АБ «Девон-Кредит» (ОАО), программа «Друг компании». МТС (ОАО «МобильныеТелеСистемы») для нас интересный партнер.

DSC_7809.jpg
«Для нас инновации не дань моде. В октябре 2012 года мы получили статус резидента «Сколково»

«НАША ТЕХНОЛОГИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ТОВАРЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ»

- Компания DLS – партнер ФНС России в эксперименте онлайн-фискализации. Можно узнать об этом подробнее?

- Эксперимент проводился на основании постановления правительства РФ от 14 июля 2014 года. С августа 2014 года по 28 февраля 2015 года он проходил в четырех регионах страны: в Москве и Московской области, в Республике Татарстан и в Калужской области. В каждом регионе в эксперименте участвовали порядка 1 тысячи кассовых аппаратов. В рамках эксперимента данные по каждому проведенному кассовому чеку автоматически направлялись в налоговые органы через закрытые каналы по сети интернет.

Жесткой постановки задачи не было, но предполагалось, что точки должны быть из различных сфер – это автозаправочные станции, общепит, продуктовый ретейл, курьерские службы, страховые компании, чтобы попробовать, как решение работает в разных сегментах. Наша технология использовалась для безопасной передачи фискальных данных всех кассовых чеков в центральный процессинг ФНС РФ вне зависимости от использования банковских карт.

Компания DLS получила высокую оценку федеральной налоговой службы России за участие в этом проекте. В настоящее время в федеральном правительстве прорабатывается законодательная инициатива, которая установит обязательный порядок онлайн-фискализации.

Для нас самое важное — это то, что компания DLS стала одним из крупнейших партнеров эксперимента по объему обработанных транзакций, а также доказала устойчивость и работоспособность использованной технологии при серьезных нагрузках.

- Чем еще эта технология может быть интересна для государства?

- Технология DLS может быть использована для обеспечения эффективного мониторинга и контроля розничных цен на социально значимые товары. Также возможности нашей системы могут быть использованы для обеспечения адресных ценовых льгот либо субсидирования части стоимости товаров для отдельных категорий граждан. Уже сегодня мы активно работаем в этом направлении с социальными регистрами – это башкирский регистр социальных карт и проект «Социальная карта москвича».

- К Вашему продукту применимо модное слово «инновации»?

- Для нас инновации не дань моде. В октябре 2012 года мы получили статус резидента «Сколково». В мае 2013 года в «Сколково» прошла конференция Startup Village, по итогам которой наш сервис DLS smart purchase («умная покупка») занял первое место в сессии «Электронное общество» и в числе лучших стартапов был представлен Дмитрию Медведеву.

Кроме того, мы плотно работаем с Агентством стратегических инициатив по направлению «Новый бизнес». Нам важно мнение экспертов. Я уверен, что возможностями, которые предлагает наша система, заинтересуются как федеральные министерства, так и субъекты РФ.

16+

На правах рекламы

Справка:

Digital Loyalty System (DLS) была создана в 2012 году в Казани. Технология DLS позволяет управлять процессом покупки, предоставлять льготы и скидки в зависимости от товара/услуги, анализировать продажи в разрезе покупателей. DLS использует инфраструктуру и стандарты безопасности международных платежных систем, что позволяет строить на ее основе проекты, масштабируемые в мировом пространстве.

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже