Общество 
7.06.2015

Дмитрий Шиллер: «На озере Кабан есть места, где проложены целые дороги из куч мусора»

На дне наших водоемов можно встретить все: от ржавых пистолетов и колясок до угнанных спасательных лодок и разнообразного нижнего белья

Сегодня отмечается Международный день очистки водоемов. Казанские дайверы накануне традиционно вывозят со дна Глубокого озера за час работы полный КАМАЗ мусора. Председатель регионального отделения Русского географического общества Дмитрий Шиллер в материале для «БИЗНЕС Online» поделился своим взглядом на проблему, которую не получается решить вот уже 10 лет.

Дмитрий Шиллер
Дмитрий Шиллер

«МЫ ПРОСТО НЕ МОЖЕМ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ ПРОПЛЫТЬ МИМО»

Кто-то из моих друзей однажды рассказал историю про чистые финские обочины. А находившийся рядом эколог задал вопрос: «Как им удалось этого добиться?» На что приятель ответил: «Они в начале учебного года отправляли школьников убирать территории, в том числе собирать мусор вдоль дорог. И делали так год за годом. А потом необходимость отпала сама собой, потому что выросло поколение, которое понимало, что мусорить — это плохо». Вот и я надеюсь, что люди, которые участвуют в наших акциях по очистке водоемов, а это наша молодежь, станут тем поколением, которое сможет изменить экологическую ситуацию в Татарстане. Ну или по крайней мере заложит основу. Потому что работы на сегодняшний день, к сожалению, еще очень много.

Наше отделение Русского географического общества постоянно участвует в международном проекте День очистки водоемов. 5 или 6 июня дайверы со всего мира ныряют в ближайший водоем, чтобы очистить его от мусора. В Татарстане мы занимаемся этим уже почти 10 лет. Но для нас погружаться под воду с пакетами в руках один раз в год недостаточно. Во-первых, слишком большой фронт работы, а во-вторых, это просто наша внутренняя человеческая позиция. Когда мы плывем под водой и понимаем, что кроме нас здесь никто не побывает, мы не можем позволить себе проплыть мимо залежей мусора. Если мы ныряем в тех местах, куда обычно приезжают отдыхать люди, мы практически всегда сталкиваемся с тем, что что-то там не в порядке.

Кажется, что за это время на дне озер мы увидели все что только можно. Разве что летающую тарелку найдем — только тогда удивимся. А все остальное уже посмотрели: от ржавых пистолетов и колясок до угнанных спасательных лодок и разнообразного нижнего белья. Все проходили. Конечно, самая большая проблема — это пластик, которому для разложения нужно несколько столетий, и стекло, которое разложится не раньше, чем спустя тысячелетие. Мы даже представить себе не можем, что движет людьми. Например, на озере Кабан есть места, где проложены целые дороги из куч мусора. Там мы в последний раз прибирались 23 мая. Но Кабан остается для нас загадкой — мы не можем исследовать его полностью и сказать, насколько озеро загрязнено.

К сожалению, там очень плохая видимость, и аквалангисты не любят это озеро из-за того, что там им приходится работать буквально на ощупь, а это опасно. Можно порезаться и занести какую-нибудь инфекцию. К работе на дне водоема у нас приступают только те, у кого есть все необходимые прививки — от столбняка и всего прочего. Ведь даже если видимость изначально нормальная, то как только ты начинаешь поднимать со дна предметы, поднимается ил, и видимость моментально пропадает.

НЕ НУЖНО ЖДАТЬ, ЧТО КТО-ТО ПРИДЕТ И УБЕРЕТ

Как-то мы чистили очередной водоем совместно с министром экологии РТ, и он мне говорит: «Знаешь, я понять не могу — это же надо было раскрутить бутылку, залить в нее воды, закрутить и бросить в воду. Зачем?!» На этот вопрос у меня тоже нет ответа.

Меня в свое время возмутил один момент: потребительское отношение ко всему, что люди делают. Человек увидел, что мы занимаемся очисткой водоема, и говорит нам: «А что это вы только здесь прибираетесь, давайте еще вон там!» Возьми вилы, возьми мешки и присоединяйся к нам! Собери своих друзей, своих детей и вперед! Это не так сложно. Уметь красиво граблями водить по дну не нужно. Быть дайвером тоже не обязательно. Главное захотеть сделать тот или иной водоем чище. Нужно просто встать и сказать: «Я тебя люблю, моя Казань!» Без всякой патетики и пафоса.

Мы понимаем, если 10 лет в одном месте это все происходит, наверное, что-то у людей с головой не в порядке. Или у нас не в порядке, раз мы каждый год погружаемся под воду с мусорными пакетами, а ситуация в лучшую сторону не меняется.

Но я бы вот что хотел еще сказать. Мне кажется, наш мэр — очень добрый мэр. И он очень сильно любит казанцев. Потому что он позволяет им расслабляться. Ведь город — это всегда некая ответственность. Не ответственность города перед человеком, а ответственность человека перед городом. Начиная от вопроса безопасности и криминальной обстановки, и заканчивая экологией. Сейчас на субботник не докричаться людей. Город не изменится, если мы сами не будем помогать ему меняться в лучшую сторону. Если мы не будем нести ответственность, то так и погрязнем в... не самой лучшей субстанции.

Приведу аналогию. Если помните, одно время у нас по всему городу на заборах висели объявления и надписи, предлагающие секс-услуги. Меня дочь как-то спросила, что это такое. Я ей объяснил, что есть вот такие услуги. «А они хорошие, эти услуги?» — уточнила она. И когда я объяснил ей, что нет — это не хорошие услуги, она задала очень меткий вопрос: «Почему тогда они висят, почему их не убирают?» И тогда уже задумался я. Мы должны менять наш город к лучшему. Хотя бы для своих дочерей и сыновей. Кто, если не ты?

Надо привлекать внимание общества и делать, делать, делать... Капля камень точит, как известно. Моя дочь впервые приняла участие в очистке озера еще находясь в животе у супруги. Сейчас дочке уже 10 лет, и она всегда активно нам помогает — бегает по берегу с пакетами и собирает мусор.

СУДНО «НАДЕЖДА НА ЛУЧШЕЕ» ПОКА СИДИТ НА МЕЛИ

Мы понимаем, что физически нам не хватит сил собрать за один раз весь мусор, и мы ныряем с чувством, что это работа не одного года. Мы понимаем, что это должна быть серьезная и полномасштабная экологическая работа. Мы привлекаем к этому внимание, мы кричим об этом. Мы показываем фотографии всех этих куч мусора, которые мы вытаскиваем за час работы. Мы это время называем «Час огромных куч» и стараемся, чтобы эти фотографии увидели как можно больше людей, в надежде, что кто-то задумается и скажет себе «Хватит!» или приедет на берег водоема со своим мешком. Все зависит от человека.

Я не могу говорить за все водоемы Татарстана, возможно, где-то ситуация в корне отличается от того, что наблюдаем мы. Я могу со всей ответственностью говорить только за одно озеро, за которым мы ведем постоянное наблюдение — это Глубокое озеро. Это, конечно, субъективная оценка по результатам проделанной работы, но выводы, к сожалению, пока далеко не оптимистические. Изменений за 10 лет работы мы не заметили. Как в 2005 году мы вывозили за час работы «КАМАЗ» мусора, так и вывозим. Если прибрежная зона еще как-то меняется, потому что там появляется хозяин и у него появляется задача следить за чистотой, то подводный мир пока не изменился.

Я не знаю, почему так происходит. Человек приходит, ему нравится это место, но обязательно нужно разбить бутылку, бросить в воду пластик, оставить сгоревший шашлык на берегу. Бред! Меня это уже даже не огорчает. Мне просто смешно. Знаете, как над дурачками смеются, — вот примерно такая же история. Если внести маразм в ситуацию, получается, что идеология у таких людей примерно следующая: «Какая красивая полянка! Давай ее загадим!» И все — нет больше хорошей полянки.

Мы же живем здесь, мы выбрали этот город. Не важно, почему мы это сделали, но если мы выбрали Казань для жизни, мы должны ее охранять. У нас есть девиз: «Уважай, познавай, оберегай». Уважай то, с чем ты столкнешься и что пришло в твою жизнь. Познавай это и безусловно оберегай. Мы живем этим девизом. У нас даже на финансовой печати он стоит.

7 июня во всем мире отмечается день очистки водоемов. Мы по традиции провели накануне этого дня погружение на дно Глубокого озера. И эта акция уникальная. Мы подготовили группу очень смелых и мужественных людей, которые не сдались, несмотря на то, что они слабослышащие. Они прошли у нас курс обучения и впервые в истории совершили такое серьезное и ответственное погружение. Мы надеемся, что эта акция позволит им открыть новые горизонты. Подводный мир называют миром безмолвия, а у этих ребят коммуникация без слов гораздо сильнее развита, и под водой они намного продуктивнее, чем простые дайверы. Вот такой парадокс: здесь, на суше, у них возможности ограничены, а там, наоборот, они во многом превосходят нас. Я знаю, что они безумно боятся и безумно волнуются. Но они большие герои Казани.

Дмитрий Шиллер

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.06.2015 09:41

    Молодцы

    • Анонимно
      7.06.2015 13:35

      Пока по линии Министерства образования не вменят в обязанность, как нас некогда по сбору металлолома (а потом за это награждали поездкой, например, в Казань), на сбор мусора учашихся школ с обязательным приездом машины по увозу мусора -каждой весной и осенью парков, скверов - не будет никакого толка ни от каких призывов! Не компанейшина нужна, а осознанное направление воспитателями-педагогами школ работы по воспитанию патриотизма - любви к своей земле! А любить, иметь патриотические чувства - это не любовь мифическая к некоему государству, а к окружающей среде твоей родной земли! Дети не позволят своим родителям мусорить!

      • Анонимно
        8.06.2015 00:04

        говорят в норвегии долгие годы в начале учебногогода всех школьников выгоняли на уборку обочин вдоль дорог всей страны. в результате выросли новые поколения которые уже запрограммированы на чистоту и не способны выбросить мусор из окна машины. этой легендой они объясняют как им удалось добиться стерильной чистоты обочин

  • Анонимно
    7.06.2015 09:57

    Хорошое дело! Жаль, что народ у нас как свинья...

  • Анонимно
    7.06.2015 10:24

    В школе еще нас выгнали на уборку пришкольной территории. Нашему классу отмерили участок, дали грабли и лопаты. Часть класса сбежало от "обязаловки". Я был среди оставшихся. Мы ленясь, со смехом еле еле собрали мусор в кучи. Училка сказала, что позже приедет машина и мы закидаем мусор в нее. В тот день машина не приехала. Позже тоже. И вообще. Мусор лежал и я каждый день проходил мимо и видел как кучи оседают а мусор возвращается на место. Я спрашивал у училки о машине, она все с большим безразличием отвечала что то. Я чувствовал, что и для нее - это обязаловка. Потом я узнал слово формализм и понял, что хорошо его понимаю.

  • Анонимно
    7.06.2015 12:48

    Я прошлым летом на Волгу (напротив въезда на Кировскую дамбу с Саид-Галеева) пошёл с детьми, берег был весь в бутылках и бычках, пока дети плавали, я собрал 4 больших мешка мусора (потом вынес к мусорным бакам у вокзала, к слову)Так вот я о чём? На песочке человек сорок было взрозслых, половина - старше 30 лет. Не присоединился ни один, а молодые женщины (мамаши) прямо в процессе мне под ноги кидали мусор, типа, я уборщик.За лето раза три туда ходили, все три раза по 2-4 мешка мусора с собой, (в последний раз берег был завален траванутой рыбой, решил, что хватит с меня Волги). Ни разу, ни один человек не присоединился.Ненавижу.Евген.

    • Анонимно
      7.06.2015 13:33

      Нужно вводить телесные наказания за бросание мусора - на улицах, в лесу, на берегах водоемов. Нагадил-убери за собой. Если никто не будет бросать фантики и прочий мусор, город будет чистый. С советских времен генетически осталась привычка бросать мусор (психология такая дескать город- это общее пространство, не мое, значит бросать можно). В Советском союзе, если человек приезжал из РСФСР в Прибалтику и бросал мусор, местные жители сразу понимали, что этот человек - из РСФСР.

    • Анонимно
      7.06.2015 13:41

      Ненавижу.Евген.//Реакция очень понятна. Только, Евген, не надо обижаться на людей с недоразвитым сознанием. Дорастут ещё.

      • Анонимно
        7.06.2015 14:55

        Согласен."Обиды копить на людей не надо. Богатство это, как говориться,не большое". Евгений Леонов.

      • Анонимно
        7.06.2015 16:05

        не дорастут, к сожалению. таких только розгами по заднице перевоспитывать.

  • Анонимно
    7.06.2015 13:39

    Это называется воспитание, если родители свиньи и моральные уродам, то и дети такими же будут, да и в школе в этом плане не воспитывают, такие же дауны. Воспитание культурного человека это прежде всего политика государства

    • Анонимно
      7.06.2015 14:13

      Воспитание дается в семье. Соседка со 2 этажа постоянно что то выливает из окон и выкидывает. Вот уж лет 30 весь подъезд ведет с ней беседы и враждует от бессилия. Результата 0. Ей уже за 50.

  • Анонимно
    7.06.2015 13:44

    Это озеро, вода.Но и земная природа тоже страдает от джипов, которые разбивают в пыль и песок дороги и уродуют земную поверхность.Там, где прокатится быдло на колесах, потом остается истерзанная изуродованная земля...Очень жаль...

    • Анонимно
      7.06.2015 18:21

      Особенность характера становится психическим заболеванием.Штрафами "лечить" не пробовали?Иногда рубль -- лучшее лекарство )))

  • Анонимно
    7.06.2015 13:45

    Хорошее дело, молодцы дайверы. С чего-то и кого-то надо начинать. Поддержки вам, ребята!

  • Анонимно
    7.06.2015 13:47

    Восхищаюсь делами этой командой, молодцы (несмотря на слишком близкие отношения РГО с властью, с ЕР и пр.; если не прав, извините). Сам из тех, кто при выходе из транспорта держит билет в руках до первой мусорной урны, а потом он остается в кармане, и там формируется мусорка). Такая же "мусорка" в машине). Не сомневаюсь в профессионализме ребят. Однако считаю, что эффект от подобных, бесспорно, необходимых мероприятий - в основном идеологический и педагогический. Очистка, в том числе водоемов - дело государственное. Программы, бюджеты, штрафы и благотворительность крупнейших предприятий, экспертизы, современные способы очистки, профессиональная техника, намывы, фильтровки и т.п. и т.д. Привлекать детей и молодежь заниматься уборкой территории в потенциально опасных в разных смыслах (арматуры, эпидемия туберкулеза в стране и многое другое) местах не советовал бы. Не зачтут предыдущие заслуги. Терпеть не могу двойной и поверхностной работы. Поэтому, например, умиляют субботники, в которых белят разбитые и ушедшие в землю поребрики. Или уборка пришкольной территории, когда дети метут двор вениками из полыни. Еще раз молодцы, но присоединиться, к сожалению, не могу, занят, а до ближайшего водоема уйдет много времени. А посему ограничусь палисадником у своего подъезда.

  • Анонимно
    7.06.2015 14:26

    Молодцы ребята! Все кто высказывается тоже молодцы. Не только школьное воспитание нужно, родительское также очень важно. Но как решить эти проблемы я не знаю. Моя семья в этом плане воспитанная. Мы не знаем кто нас воспитал любить свой город и не только. Останавливается машина на светофоре, открывается дверь, пакет с мусором остается на дороге. Такую картину приходится наблюдать иногда. Курит на балконе, и окурки бросает на тротуар, Мамаша в это время трясет свои простынки с другого окна балкона! Урода не воспитаешь! Урод он и есть урод.

  • Анонимно
    7.06.2015 16:29

    Да, правильный пример привели про финское воспитание школьников. Только я бы сказал, что надо ещё с детского садика начинать любить и беречь окружающую природу. Раньше, во времена Советского Союза (ни в коем случае не ностальгирую, просто на самом деле было так), в начальной школе, на уроке природоведения,наша первая учительница (Тамара Анатольевна) прививала нам эту любовь к природе. Сейчас, когда я выезжаю на природу, я сначала прибираюсь от мусора, который оставили после себя предыдущие "отдыхающие". И после себя, естественно тоже ничего не оставляю. И своих детей к этому приучил. Сейчас они следуют моему примеру. Воспитание должно быть, прежде всего, в семье, а продолжаться - в детском садике и школе.

  • Анонимно
    7.06.2015 18:17

    Дело хорошее, но кто гарантирует что там не появиться новый мусор.

  • Robert
    7.06.2015 18:32

    много сознательных людей согласен. Работа эта однако - очистка территорий/водоёмов - функция минэкологии. Это они должны выполнять государственную функцию по:1.Предложить надёжную и простую для исполнения гражданами схему удаления отходов2.Механизм её исполнения3.Осуществлять контроль и т.д. и т.п.Государство(о наличии которого ставишь себе вопрос именно сталкиваясь с данными фактами) именно для этого учреждает министерство экологии(штаты, деньги), и они ведь в функциях министерства это пишут. Наличие мусора там где его не положено (водоемы, свалки где попало) это всё вина бюрократов из министерства. Что же они делают реального? Они эксплуатируют волонтёров(детский труд, студентов, по сути заставляя через деканаты, используют труд неравнодушных людей) часто используя идеологию. А большинство, включая некоторых пишущих комментарии умиляются и даже восхищаются(!) от таких акций. Страна производит ежегодно 70 000 000 тн отходов в год. Скоро все будут погребены под отходами. Ужасная картина в деревнях, где раньше были родники и мы пацанами пасли лошадей превращены в свалки. Народ (наш народ - мы с вами, не пришлые) не сознают что делают. Вроде строят дома, думая видимо о следующих поколениях, а природу губят! Но политика в этой области не может и не должно строиться на акциях добровольцев (волонтёров как власть их называет). То что делает, вернее не делает министерство экологии имеет название - профанация. Отчёты есть, а дел нет!

  • Анонимно
    8.06.2015 01:03

    Выход довольно простой - штрафовать. За курение в общ местах понемногу штрафуют - и то прогресс есть.

  • Анонимно
    8.06.2015 05:58

    Никогда не оставляю за собой мусор, рыбалка или пикничок всегда в машине рулон пакетов для мусора!!! А выезжаешь на природу и диву даёшься, люди как последний день живут - горы мусора!!! Не ужели трудно сложить всё в теже пакеты в которых было привезено, бросить в багажник и довезти до первой мусорки?!! В конце то концов попу все после туалета вытирают, почему здесь не так?!!

  • Анонимно
    8.06.2015 08:28

    Кого ни послушаешь-никто не мусорит, а на улицах свинарник.

  • Анонимно
    8.06.2015 08:46

    Пока родители не будут вести себя правильно, дети не научатся, сколько в школах об этом не говори. После субботников не вывезенный мусор по всему городу в мешках стоит, пока снова ветром не разнесет. Куда городской голова (по нынешнему мэр)смотрит? В дачном товариществе, где домики принадлежат людям образованным много лет пытаюсь объяснить, что жечь полиэтилен нельзя - вредные вещества выделяются, машины мыть нельзя - грязь, состоящая из веществ от сгорания бензина, попадает в Волгу - бесполезно. И чему такие люди научат своих детей и студентов???

  • Анонимно
    8.06.2015 09:12

    Все достаточно просто. Надо сделать места для кемпингов и запретить заезд в леса и на водоемы в произвольных местах. За кемпинги и стоянки взимать плату за поддержание порядка,уборку мусора. Кемпинги должны находится в руках государства. В противном случае уже через пару лет не останется не одного места не похожего на свалку. Стоит только посмотреть как большинство сограждан гадит на остановках за городом не уважая часть граждан не имеющих автомобили.

  • Анонимно
    8.06.2015 09:52

    Помниться как казанцы осваивали карьер в Юдино. Раньше он не был так раскручен, приезжало мало народу, в основном на машинах. Со временем, стала расти популярность, народ повалил, некоторые товарищи название придумали - Изумрудное, да еще и асфальт проложили. И толпы людей начали не только отдыхать, но и гадить. Оставлять мусор, бросать и бить бутылки и пр. Как результат через год уже услышал, что на карьер не хотят ездить - ТАМ ГРЯЗНО! Идиоты!

    • Анонимно
      8.06.2015 11:25

      Согласен с вами,помню времена когда приехав туда можно было не увидеть ни одного авто,мусора почти не было,человекоподобные сами всё загадили под собой.

  • Анонимно
    8.06.2015 10:27

    И всё-таки штрафы...ОООООчень большие штрафы, а самое главное накладывать эти штраф днём и вечером...и поверьте через года три мы станем самым чистым городом России

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль