Строительство и недвижимость 
10.06.2015

«Ответ, почему спад, очень простой – начали меньше строить»

Ввод многоквартирного жилья в Татарстане рухнул вдвое — до абсолютного минимума за последние пять лет

С начала года в Татарстане введено лишь 304 тыс. кв. м многоквартирного жилья — вдвое меньше, чем годом ранее. Всего, как сообщили «БИЗНЕС Online» в Татарстанстате, введено 898 тыс. кв. м жилья — неутешительную картину «вытягивает» индивидуальное жилье, владельцы которого спешили воспользоваться дачной амнистией. В минстрое РТ говорят, что все идет по плану, и рассчитывают на ударное второе полугодие, а участники рынка ждут еще больших проблем — новых проектов почти никто не начинает.

В Татарстане с начала 2015 года введено 897,8 тыс. кв. м жилья, что составляет лишь 83,5% к соответствующему периоду прошлого года (фото: akbarsstroi.ru)

ПАДЕНИЕ НА 16,5% — САМЫХ ХУДШИЙ ЗА 5 ЛЕТ РЕЗУЛЬТАТ

В республике с января по май компаниями и населением введено 897,8 тыс. кв. м жилья, что составляет лишь 83,5% к соответствующему периоду прошлого года. Такие данные, свидетельствующие о спаде на жилищном рынке, предоставили газете «БИЗНЕС Online» в Татарстанстате. Всего в этом году республика планирует ввести 2,4 млн. кв. м жилья, как за последние несколько лет.

Население за счет собственных средств и с помощью кредитов ввело 593,2 тыс. кв. м жилья (это 4,6 тыс. индивидуальных жилых домов), что является одним из лучших показателей. Больше было только в тучном 2013 году, когда этот показатель достигал 644,5 тыс. кв. метров. Участники рынка недвижимости объясняют это тем, что цены на загородную недвижимость сегодня выгодно отличаются от цен на квартиры.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Дмитрий Кротов — руководитель отдела недвижимости компании Brokeris, за 4 млн. рублей можно купить либо скромную квартиру в Казани, либо хороший дом за ее пределами. С ним согласна Анастасия Гизатова — директор агентства недвижимости «Счастливый дом»: «Популярность загородного строительства действительно растет, как индивидуального (самостоятельного), так и в организованных коттеджных поселках. Причин немало. Стоимость квадратного метра в жилом доме (коттедже), как правило, ниже стоимости квадратного метра вторичного жилья и новостроек. Нет проблем и затрат с парковочными местами, зато есть возможность самостоятельного, поэтапно возводить коттедж. С другой стороны, коммунальные платежи растут так же, как и риски долгостроя и потери денежных средств при долевом строительстве». Да и в целом идет процесс дезурбанизации.

Всплеск в статистике индивидуальных жилых домов Гизатова объясняет желанием поскорее оформить документы до завершения дачной амнистии (первоначально она должна была закончиться 1 марта этого года, но ее продлили до 2018 года), а также решением проблем с документацией ряда организованных коттеджных поселков.

В подтверждение этих слов Татарстанстат приводит данные: среди городов РТ наибольшие объемы показала Казань, где введено 24,5% от всего сданного в РТ жилья. На втором месте оказался Зеленодольск (8%). Именно в этих двух городах и развито индивидуальное жилье. На третье и четвертое места вышли Набережные Челны (7,7%) и Альметьевск (7,6%).

Цены на загородную недвижимость сегодня выгодно отличаются от цен на квартиры

ПРОВАЛЬНЫЕ ФЕВРАЛЬ И МАРТ

С другой стороны, активная регистрация ранее построенного индивидуального жилья — известный прием, которым местные власти поправляют неутешительную статистику по вводу многоквартирного жилья. А она удручает: компании с начала года ввели лишь скромные 304,6 тыс. кв. м жилья (5,1 тыс. квартир). Это, в свою очередь, не просто самый низкий показатель за последние пять лет — он в 2 раза ниже объемов 2014 года, когда было введено 596,8 тыс. кв. метров. В итоге даже идущие на рекорд показатели индивидуальных жилых домов не смогли спасти общую картину — в результате падение также стало самым слабым за последние пять лет (см. график).

Добавим, что в республике в начале года было два всплеска по сданным домам. Первый пришелся на январь, когда было сдано 282 тыс. кв. м (111% от января 2014 года), второй — на апрель (217 тыс. кв. м, 137% от апреля 2014 года). Однако февраль и март оказались удручающе плачевными (66% и 59% соответственно). Эксперты объясняют такие волны сроками сдачи ипотечных домов и технологическими строительными циклами.

Без-имени-2.jpg
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

МИНСТРОЙ ПЛАНА НЕ МЕНЯЕТ

В министерстве строительства РТ, впрочем, сохраняют спокойствие, а низкие показатели газете «БИЗНЕС Online» объяснили сезонными скачками. «В первом полугодии плановые обязательства по вводу жилья обеспечиваются за счет индивидуального жилищного строительства, небольших коммерческих проектов жилищного строительства и задельных объектов 2015 года. Крупные проекты коммерческого жилищного строительства и программы социальной реализуются и вводятся в эксплуатацию во втором полугодии», — сказано в официальном комментарии от минстроя. Там напоминают, что показатели первого квартала по плану перевыполнены: хотели ввести 480 тыс. «квадратов», а по факту сдали 574. Во втором квартале планируется достичь цифры в 960 тыс. кв. м — за счет сдачи домов в высокой степени готовности. Речь идет в том числе о 10 домах в Иннополисе (31 тыс. кв. м), о трех домах по программе арендного жилья (15 тыс. кв. м), о 7 домах по программе соципотеки в районах РТ (51 тыс. кв. метров). Третий и четвертый кварталы обещают быть суперударными — сначала планируется взять высоту в 1,5 млн. кв. м, а потом еще выше — 2,4 миллиона. В минстрое годовой план пересматривать не намерены.

Талгат Абдуллин
Талгат Абдуллин: «Спад связан с темпами работ завершения. Есть задел, но нет пока сдачи объектов»

Талгат Абдуллин — исполнительный директор Госжилфонда при президенте РТ, в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» отставание объяснил созданным заделом. «Я думаю, спад связан с темпами работ завершения. Есть задел, но нет пока сдачи объектов. В этом году мы ввели 30 тысяч квадратных метров. Еще 80 домов высокой степени готовности, три больших дома на улицах Айдарова, Журналистов и Горьковском шоссе. Так что это временное явление. Мы строим новый район «Салават Купере», М14. Президент понимает, что [конечные цифры] будут намного больше».

Отметим, что по программе многоквартирного инвестиционного жилья в прошлом году на начало июня ввели 49 домов, в этом — 38. По соципотеке в прошлом году введено 40 домов, в этом — 35.

ВЗЛЕТЕВШИЕ ЦЕНЫ СОКРАТИЛИ СТРОЙАКТИВНОСТЬ

Вопреки оптимизму чиновников, участники рынка в разговоре с «БИЗНЕС Online» говорят, что отчасти на торможение строительства повлиял в декабре скачок на валютном рынке, после чего началось подорожание строительных материалов. Причем настолько, что на итоговой коллегии минстроя в конце того же декабря его глава Ирек Файзуллин выразил серьезное опасение: насколько поднимется стоимость на цемент, металл, импортное оборудование — никто не знает, по некоторым данным, продажи металла возросли на 20%, а в металлосбытовых организациях арматуры уже нет. Зато у правительства РТ есть обязательства по строительству соцобъектов. Чтобы уложиться в составленную до роста цен смету, министр рекомендовал срочно менять импортное оборудование на более доступное российское, если, конечно, такие варианты позволяли сильно не потерять в качестве. Рустам Минниханов предложил обобщить потребность в цементе и кирпиче: «Если мы по отдельности будем покупать, это будет дорого. Надо по фиксированной цене все купить, лучше в банке кредит взять, это будет значительно дешевле».

Причем Файзуллин удивлялся: если причина роста цен на оборудование, закупаемое за рубежом, понятна, то совершенно неизвестно, почему скакнули цены на стройматериалы, имеющие «российское гражданство». «Есть локальные удорожания, например, по арматуре до 30 процентов, небольшое — по цементу, но оно сезонное. Мы считаем, что эти удорожания сегодня не являются обоснованными», — сказал министр, добавив, что тут разбираться должно ФАС России.

В результате в середине мая уже министр строительства России Михаил Мень констатировал возвращение цен на стройматериалы на прежний уровень. Кроме того, в первом квартале 2015 года число договоров между застройщиками и поставщиками материалов выросло на 22% по отношению к четвертому кварталу прошлого года. Это позволяет говорить о снижении затрат на строительные ресурсы до докризисного уровня, считает он. «В декабре были негативные ожидания по многим видам стройматериалов. Сейчас мы видим, что значительный рост цен на отечественные стройматериалы в начале года оказался следствием игры перекупщиков на нестабильной экономической ситуации. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что цены вернулись на докризисный уровень, а по некоторым видам стройматериалов наблюдается даже их снижение», — приводит пресс-служба минстроя слова министра. По данным федеральной антимонопольной службы, резко выросшие в конце 2014 года цены на металлопродукцию уже вернулись к первоначальным значениям, рост цен на песок, окна из ПВХ по отношению к сентябрю 2014 года не превысил 1,5%, в то же время цены на цемент снизились на 3,4%.

Ирек Файзуллин
Ирек Файзуллин выразил серьезное опасение: насколько поднимется стоимость на цемент, металл, импортное оборудование — никто не знает

ДОСТРАИВАЮТ ТО, ЧТО НАЧАЛИ РАНЕЕ

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» слабый строительный старт года.

Марсель Гилязов — генеральный директор компании «Цементоптторг-СтройСервис»:

— Падение темпов строительства заметно как в частном строительстве, так и у компаний. Если судить по нашим заказам, что падение есть минимум в 20 процентов. А по некоторым позициям — в два-три раза, например, по товарному бетону, по железобетонным изделиям. Частники сейчас достраивают то, что начали ранее, новых строек начинается очень мало.

Анастасия Гизатова — директор агентства недвижимости «Счастливый дом»:

— Кто из компаний отложил ввод жилья с начала года? «Маг-строй», «Фон», «Импек», «Камастройинвест» и многие другие не смогли уложиться в обещанный первый квартал. Думаю, что более информативно будет подвести итоги 2015 года, так как предполагается массовый ввод в эксплуатацию объектов в третьем, четвертом кварталах 2015 года, которые выровняют ситуацию по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Также предопределяя «гневные» комментарии в адрес застройщиков с обвинением в жажде наживы и растущей стоимости квадратного метра, хочу развеять заблуждения: сложности с оформлением (как с получением разрешения на строительства, так и с вводом в эксплуатацию), социальная нагрузка в части возведения ДДУ, школ, обеспеченность парковочными местами, которые жильцы попросту не приобретают, постоянно увеличивающаяся стоимость денег не могут не сказаться на стоимости квадратного метра.

Дмитрий Кротов — руководитель отдела недвижимости компании Brokeris:

— В этом году все жилые комплексы находятся на стадии строительства. Я не могу вспомнить ни одного ЖК, который вот-вот будет сдаваться. Нет практически никакой рекламы по телевидению или радио.

Индивидуальное жилье действительно имеет большую популярность. Среди моих знакомых есть семья, которая рассматривает переезд в Казань из другого города, но имеет ограниченный бюджет. Допустим, на 4 миллиона рублей они могут позволить себе либо совсем маленькую квартиру в Казани, либо хороший дом за ее пределами. Поэтому сегодня все чаще рассматриваются таунхаусы и индивидуальное жилье.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИХ «Финам»:

— По моим оценкам, общероссийский строительный рынок в номинальном выражении с начала года демонстрирует снижение примерно на 10 - 20 процентов г/г. В первую очередь сказывается ухудшение экономической конъюнктуры и падение платежеспособного спроса у населения. В частности, по прогнозам министерства экономического развития, в 2015 году ожидается снижение реальных зарплат (с учетом инфляции) населения почти на 10 процентов. Немаловажным фактором является удорожание ряда стройматериалов на 20 - 30 процентов из-за ослабления рубля. Наконец, высокие процентные ставки в экономике делают нерентабельной реализацию многих строительных проектов и снижают спрос на ипотеку. За последние отчетные месяцы с января по март 2015 года количество выданных ипотечных кредитов сократилось на треть. Несколько смягчить падение может субсидирование государством процентной ставки по ипотеке, что сейчас активно реализуется на первичном рынке недвижимости.

Булат Шакиров — финансовый директор ООО «Стройгрупп»:

— Ответ на вопрос, почему произошел спад, очень простой — начали меньше строить. Недвижимость не продается так, как раньше, за последние два месяца рынок вообще остановился. Спад в продажах произошел на 70 - 80 процентов. Сегодня людям выгоднее построить дом, нежели купить квартиру в центре города. Допустим, однокомнатная в центре стоит 5 миллионов рублей — за эти деньги ты можешь купить неплохой дом с участком в 15 минутах от города.

Талгат Абдуллин — исполнительный директор некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при президенте РТ»:

— Строительные материалы всегда на каких-то инфляционных моментах пытаются отыграть свою стоимость больше, чем положено, и стараются повысить. Поэтому у нас жесткий режим закупок и конкретная среда, тогда они возвращаются в свое лоно. Скачки цен на строительные материалы всегда есть. Они могут быть неожиданными, спровоцированными и не на все, а на что-то, например. На металл была попытка скачка цен, но все остановилось после того, как пригрозили металлургам, что будет введена таможенная пошлина.

Эдуард Мусаев — эксперт Независимой ассоциации поддержки строителей (НАПС):

— Стройрынок Татарстана сильно пострадал при декабрьском повышении ключевой ставки Центробанком России. Вместе с резким падением рубля взлетели цены на стройматериалы — рентабельность строительства резко упала, из-за чего некоторые стройки пришлось «заморозить». Повезло тем, кто еще до кризиса успел подойти к завершающей стадии строительства, рост цен на материалы их никак не зацепил. А вот подрядчики, заключившие договоры в канун кризисного периода, в указанную смету уложиться не могли, откуда и пошел спад на рынке жилой недвижимости. «Оттаивание» рынка началось относительно недавно — в апреле-мае этого года, но инвесторы пока не торопятся вкладывать деньги в строительство. В настоящее время есть более выгодные капиталовложения вне строительного рынка.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (79) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.06.2015 13:25

    Я продаю квартиру уже 6 месяцев. Подожду нового года. Ладно туристы есть посуточно можно прогнать.

  • Анонимно
    10.06.2015 13:27

    Она уже подешевела в абсолютном выражении. В рублях, конечно, не снизится в стоимости, но вот только рубль обесценивается потихоньку ... Смело заявляю, что никакие товары существенно не подешевеют (кроме сезонных). Все, приехали, никому это не нужно в Москве. Стоит задуматься о повышении доходов.

  • Анонимно
    10.06.2015 13:28

    Но продавать дешевле ни кто не хочет

  • Анонимно
    10.06.2015 13:34

    это Россия, здесь пока не уйдет поколение необразованных удащливых дельцов, так и будет рости цена на недвижимость.
    Может наши внуки станут цивилизованным, и тогда цены на жилье будут подчиняться законам экономики.

  • Анонимно
    10.06.2015 13:41

    Большая часть квартир у тех у кого с деньгами и так в порядке. Они могут ждать десятилетиями. Так что не рассчитывайте на снижение цен. Зачем, если потребности в деньгах нет. Чтоб народ порадовать?

    • Анонимно
      10.06.2015 14:06

      Это не у них в порядке,а у номенклатуры. Вот когда у номенклатуры денег на яхты и острова не будет хватать - вот тогда тех, у кого квартиры они и начнут трясти через налоги на недвижимость. Это только в России только бедняк выворачивает карманы для налогов. В мире чистогана и алчности, из любого миллиардера, налоги могут сделать миллионера, а потом и такого же как все. Именно поэтому там так боятся налогов. Именно поэтому - 90 процентов мошенничеств, там, из-за налогов, а не из-за коррупции. Именно поэтому, Депардье сбежал в Россию.

  • Анонимно
    10.06.2015 13:46

    У АкБарса полно сдаточных домов

  • Анонимно
    10.06.2015 14:03

    а почему ГЖФ не снижает цену? Ведь они строят на халяву (за счет так называемого "взноса" в ГЖФ) а продают по рыночной стоимости - не это ли отмывание денег?

    • Анонимно
      10.06.2015 15:14

      вроде строят за 60, а продают за 30. Взносы компенсируют разницу. Могу ошибаться

      • Анонимно
        10.06.2015 20:17

        у гжф снбестоимость 19-20 панели, а кирпич22-25,так говорили с экрана после проверки снбестоимости а продают-то огого!!!

  • Анонимно
    10.06.2015 14:10

    "однокомнатная в центре стоит 5 миллионов рублей — за эти деньги ты можешь купить неплохой дом с участком в 15 минутах от города" - всё так. Год как деурбанизировался и очень очень этому рад! Нафиг этот пыльный город с его алкашами, сворливыми бабками и неадекватными "крутыми".

    • Анонимно
      10.06.2015 14:42

      Где купили, если не секрет?

      • Анонимно
        10.06.2015 15:33

        В сторону Лаишево по трассе Казань-Оренбург. Самой экологически чистый и перспективный в плане развития район.

  • Анонимно
    10.06.2015 14:19

    У Гизатовой Анастасии был анализ по существу фактров роста и падения. Сейчас идет скрытое падение, за счет больших скидок покупателю. Если есть деньги, то сейчас отличное время покупать...время покупателя! Потом придет вермя продавца...

  • Анонимно
    10.06.2015 14:23

    Переизбыток рынка и отсутсвие денег у народа сломает этот рынок. Плюс налоги.

  • Анонимно
    10.06.2015 14:24

    Покупать нет смысла,проще и целесообразно снимать

    • Анонимно
      10.06.2015 14:35

      да, на аренду цены упали очень, выбор огромный, можно по очень хорошей цене снять полностью укомплектованную квартиру с техникой,мебелью и супер ремонтом.

      • Анонимно
        10.06.2015 15:15

        Все это пустая болтовня. Попробуйте, найдите квартиру однокомнатную хорошую. С комм.услугами минимум за 20 тыс. можно найти.

        • Анонимно
          10.06.2015 22:03

          Совершенно непонятная ситуация. Средняя ЗП 30 000р. Т.е. снять можно за 20, 10 остается на еду и минимум одежды(трусы,носки). А как эти люди живут? Что-то не сходятся цифры.RUS

    • Анонимно
      10.06.2015 14:57

      Что вы будете делать на пенсии? Хотя, если сумеете столько заработать, чтобы и на пенсии хату снимать, вам могут позавидовать.

    • Анонимно
      10.06.2015 14:59

      мы вас поняли господин абдуллин, 5 тысяч в месяц трешка в центре! согласен?

    • Анонимно
      10.06.2015 15:00

      В чем целесообразность съема по сравнению с покупкой?

      • Анонимно
        10.06.2015 16:11

        экономическая арифметика..20т.р в мес=240т.р в год.За десять лет лишь 2млн400 расходов (ну, образно, без инфляции).Если исходить из того, что хорошая однушка 5млн + отделка, оборудование, обстановка. Ну, пусть 1,5млн скромно. Итого =6,5 млн.325 месяцев=27 лет жизни

        • Анонимно
          10.06.2015 17:07

          Без инфляции - это хорошо сказано)))

        • Анонимно
          10.06.2015 20:04

          береш ипотеку и платишь эту 20 в месяц, хоть через 50 лет но квартира твоя.
          пшик твоя арифметика

        • Анонимно
          11.06.2015 06:12

          А по истечении 27 лет жизни куда? И детям что останется? Или они тоже всю жизнь будут за чужое жилье платить?

        • Анонимно
          11.06.2015 06:21

          про какую однушку разговор за 5 млн.? легко панельку за 2,5-2,8 млн. можно взять...съём реально упал в цене - однушку за 15 т.р тяжеловато сдать, какие 20 т.р.

  • Анонимно
    10.06.2015 14:55

    Много в Казани инвестиционных квартир. Вопрос: сколько людей смогут сидеть и ждать, или выйдут без прибыли. Что приведет к снижению цены на квартиры???

  • Анонимно
    10.06.2015 14:57

    а Гизатова Анастасия побоится здесь сама написать рынок продавца или покупателя сейчас? интересно узнать ее мнение, или побоится сказать правду.

    • Анонимно
      10.06.2015 15:33

      Ждем прямой и однозначный ответ: чей сейчас рынок, стоит ли покупать и будет ли дальнейшее падение? Анастасия Гизатова, ау? Хотел сказать, что как спеца и чела вас уважаю, не разочаруйте.

    • Анонимно
      10.06.2015 17:07

      Интересно, а чего я должна бояться) В настоящее время "рынок покупателя" и уверена, что ближайшее время ситуация кардинально не изменится и падение продолжится. Пока рынок в стагнации и скидки (иногда значительные) носят локальный, но не массовый характер.

  • Анонимно
    10.06.2015 14:58

    Да нет никакого спада, всё только растёт.Это просто спекуляция на тему "мифического кризиса", которую так любит отдельная часть читателей, любящих алармические сказки.

  • Анонимно
    10.06.2015 15:03

    А я то наивный думал, что спад вызван потерей платежеспособности. талгат-абы все растолковал!

  • Анонимно
    10.06.2015 15:27

    Господа теоретики, добрый день. Цена на недвижимость как росла, так и будет расти. В настоящее время небольшая ремиссия, связанная с сезонностью и тем, что цены отыгрывают огромный скачок, произошедший ввиду резкого снижения курса национальной валюты. Люди , как улучшали жилищные условия, так и будут улучшать изыскивая для этого любую возможность, это процесс бесконечный. Люди , как вкладывали деньги в недвижимость так и будут, поскольку альтернатив ни сейчас ни в ближайшие 20-30 лет в России не будет.

  • Анонимно
    10.06.2015 15:44

    Земли тоже мало, там где нормальная рядом с городом вся как сельхозназначения продается, а за 30 км не наездишься

  • Анонимно
    10.06.2015 15:51

    квартир понастроено на 3 поколения вперед. Продавать будут, никуда не денутся. Жилье постоянно требует затрат, и собственники вынуждены будут избавляться от них, в отсутствие арендаторов.

  • Анонимно
    10.06.2015 16:02

    Понакупали квартир, теперь не знают что делать. У людей просто фантазии не хватает, куда деньги халявные пристроить

    • Анонимно
      10.06.2015 16:16

      Вернули бы казино, глядишь и цены на квартиры упали бы

    • Анонимно
      10.06.2015 17:10

      А почему вы решили - что фантазии? Больше всего не хватает - правил.Никто не гарантирует, что вложив или создав что-то у тебя это не отберут. Квартира - неликвид. Смысла её отбирать, если не продашь?...

  • Анонимно
    10.06.2015 16:05

    Цены очень высокие!!!!!!! В Челнах за однушку в 39 квадратов на окраине города просят 2 млн руб, такая же цена в городе и даже ДОМКОР продает свои панельки за 2200, квартиры из так называемого кирпича и то дороже, вторичка также стоит около 2 мн.. Простому работяге с зарплатой 25-30 тысяч не осилить такую цену. Продавцы даже не торгуются, максимум снижают на 50 000 руб.Куда такие цены?

  • Анонимно
    10.06.2015 16:10

    Сейчас один умный вещь скажу, только ты не обижайся.Эпоха мирового экономического роста заканчивается. Начинается эпоха постепенного угасания цивилизации, так называемой оптимизации. Да, вот так незаметно и медленно вошла в стадию стабильности, а после и деградации наша цивилизация. Не ждите что через год всё пройдёт и опять всё попрёт. Но и не ждите что всё станет катастрофично. Всё будет примерно так же как сейчас - по статистике околонулевой рост, а по факту деградация экономики, снижение реальных доходов. Государство постепенно будет продолжать регулирование экономики всё больше и больше нанося вред экономике страны. Налоги будут постепенно расти, основное бремя ляжет как обычно на население, как на самых безправных. Население мира постепенно стареет, а значит уровень потребления постепенно будет снижаться изза снижения спроса. При этом на работающих людей прямая и косвенная налоговая нагрузка будет расти. Особые проблемы со старением населения возникнут в Европе и Японии, частично в России. Доступность добычи ресурсов постепенно будет снижаться, соответственно человеку трудящемуся придётся больше работать, всё меньше свободного времени будет у человека. Недоступность своего жилища станет нормой жизни. Экология будет ухудшаться, а доступность питьевой воды снижаться, засухи станут более частыми.Эта модель капиталистического буржуазного мира исчерпала себя, но новой модели мира на горизонте не прослеживается. А посему мы будем долга находиться в состоянии скрытой мировой депрессии. Мы все в состоянии лягушки которую варят, медленно повышая температуру пока лягушка не умрёт.Рекомендация для народа: заводите своё ЛПХ (личное подсобное хозяйство), обеспечьте себе максимальную продовольственную и не только производственную автономность, считайте деньги. Так будет проще жить в новую эпоху.

    • Анонимно
      10.06.2015 16:50

      аларм))про налоги и администрирование в РФ в ближ.перспективе согласен.старение? никак не в мусульм.странах.экология- да проблема, но устаканится.доступность жилища кроме России растёт.какой сад-огород, если работать придётся всё больше? (сами говорите)не всё так страшно.по экологии развернулись.Африка рожает, мама не горюй.Ближний Восток и Азия прёт.ископаемых на 50 лет гарантия.дальше на шельфы и в мерзлоту.+возобновляемые и новые виды топлива.не всё так плохо.за 10-15 лет, перезагрузится всё и всё будет нормально

    • Анонимно
      10.06.2015 17:15

      Перенаселение- угроза. Потребление растёт-статистический факт. Сказки про загнивший и изживший себя капитализм слушаем с 1917 года. Всё никак не изживёт себя зараза

      • Анонимно
        10.06.2015 18:56

        Население земли перестанет расти через какое-то время.
        Рабочее время будет сокращаться, жить станет еще интереснее.
        Наступает эпоха искусственного интеллекта. Роботы и технологии еще удешевят жизнь и позволят улучшать экологию.
        РФ будет вынуждена начать жить как весь мир- в мире и сотрудничестве.
        Значит россиян ждет улучшение качества жизни- главное не обзывать президентов других стран обезьянами, умерить шовинизм, ымперскость, ксенофобию, не цепляться за мифы прошлого, повышать уровень образования.
        RG

  • ЧеКа
    10.06.2015 16:48

    Один миллион кв. м. жилья ежегодно строящегося в Казани - это самый необходимый минимум обьема жилья для города-миллионника..Могут быть неравномерные периоды роста стоимости жилья, но цены на жилье в рублях будут только расти..

  • Анонимно
    10.06.2015 17:02

    Цены очень высокие. Однокомнатная вторичка в Казани должна стоит миллион, двух - два лимона итп... Риэлторская надбавка огромная, продавать и покупать лучше без них.

  • Анонимно
    10.06.2015 17:06

    "Цены будут расти". Вы что, оракулы, видите будущее? Рынку наплевать на ваши ожидания

    • Анонимно
      10.06.2015 17:43

      Убрать посредников и родственников и цены снизятся. И заставить платить налоги за недвижимость местных чинуш, у которых по 25 квартир и несчетное количество домов по всему Татарстану.

      • Анонимно
        10.06.2015 18:01

        Посредников нет давно. Риэлторы берут всего 50 тыс. с продаваемых квартир, сами понимаете что 50 тыс. погоды не решают при стоимости квартиры от 3 до 5 млн.. Налоги с этого года платятся со всех квартир по рыночной цене, но они тоже не повлияют на стоимость. Неужели если человек будет платить вместо 400 рублей по новой ставке 4 тыс и из-за этого побежит продавать..

    • Анонимно
      10.06.2015 18:21

      в россии цены на жилье не имеют отношение к рынку

  • Анонимно
    10.06.2015 18:52

    Интересно, из чего строят загородный дом, что он дешевле трешки? Строю дом в райцентре, небольшой, так уже 8. А еще благоустройство, сад и т.д.

  • Анонимно
    10.06.2015 18:57

    Цены можно рассматривать только в долларах. Уже падение в 2 раза. Факт. Будет 3-4.
    RG

  • Анонимно
    10.06.2015 19:23

    Удивительно, как так может, что строительство жилья будет каждый год такими темпами расти. Ведь у кого деньги есть и возможности получать и погашать кредиты не бесконечно. Потом в жизни жилье не каждые 5 лет строить надо, а один дом на всю жизнь достаточно. Теперь без жилья только те остались, кто не может иметь ее. Поэтому в планах с учетом потребности надо ежегодно уменьшить строительство жилья. Потом строить только на покрытие выбытия и немного на расширение. Население в основном не увеличивается. Строить надо инфраструктуру ЖК. Вот у нас в поселке уже 15 лет тому назад строили жилье , а инфраструктуры совсем нет. Нет тротуары, дороги, освещение, и т.д. И когда будет неизвестно, город не предусматривает выделение денег, т.к их нету. Когда будет неизвестно. Зачем тогда жилье построить надо. Когда живем , как в 1950 годы в деревни, где уже почти во всех асфальт есть и даже дороги на полях и лесах освещаются, как, например в Высокогорском районе.

  • Анонимно
    11.06.2015 17:01

    Ну вот и первые плоды сокращения расходов на образование с начала 2000х. Надо же так написать: "Ответ, почему спад, очень простой – начали меньше строить". Сообщаю автору или тому кто текст писал: обычно сначала происходит падение доходов, потом падает спрос, а уж потом начинается сокращение объемов строительства.Да и сам текст туманный. Что автор хотел сказать и хотел ли? Если он про связь объемов ввода и строительства, так тут вообще все понятно. Зачем столько места в газете занимать.Ну и про цены на жилье. В рыночной экономике за спадом спроса падают и цены. У нас строят монополисты, или гос структуры, у них достаточно денег, чтобы продержаться. Если не хватит собственных средств - государство им поможет за счет наших. Помогают ведь "гигантам" автомобилестроения, чья продукция почти 20 лет не пользуется особым спросом. Так и здесь. Цены будут снижаться только у продавцов собственных квартир и то если их прижмет по какой-то причине.Н.М.

  • Анонимно
    18.07.2015 11:53

    Сейчас строителям должно помочь государство. Та же программа ликвидации аварийного жилья, про которую практически не говорят из-за того что денег у людей с лачуг нету.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen