Общество 
10.06.2015

Минтимер Шаймиев: «Умная экономика без АПК едва ли может быть умной!»

Первый президент РТ спустил разработчиков стратегии «Татарстан-2030» на землю, напомнив, что «по утрам надо бы что-то кушать»

Сегодня «Стратегия-2030» из «хорошей книги», как ее не раз называли авторы и эксперты, стала законом. «Инновации», «инвестиции», «человеческий капитал», «агломерации» — всеми этими словами сыпал в своем докладе министр экономики Артем Здунов. Несмотря на целую кампанию предварительных обсуждений, без вопросов от депутатов с трибуны он не ушел. Одних не устраивал слишком скромный план по приросту населения, другие недовольны, что иностранцам дают больше льгот, чем местным производителям.

ОТ ИННОВАЦИЙ, АГЛОМЕРАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ — К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ КАПИТАЛУ И СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ

Сегодня закон о «Стратегии-2030» рассмотрел Госсовет Татарстана. Почти 20 минут министр экономики Артем Здунов объяснял депутатам смысл без малого трехсотстраничного документа. Начал он свой доклад практически при пустом президиуме — его члены покинули трибуну, чтобы проводить делегацию китайского парламента. Но сессия «вопрос-ответ» проходила уже под руководством спикера Фарида Мухаметшина.

Экзаменом это назвать было, пожалуй, сложно — до этого министр, что называется, в «тестовом режиме» оттачивал формулировки речи на различных депутатских комиссиях, различных конференциях, в том числе и международных. Так что министр кратко обрисовал ключевые моменты стратегии с учетом вопросов, которые задавались на комитетах Госсовета. Надо сказать, что цифры, прописанные в стратегии, уже подвергались каверзным допросам депутатов. Сама стратегия, которую с 2013 года разрабатывал Леонтьевский центр, давно опубликована на официальном сайте. Так что сегодня Здунов, вероятно, уже не ожидал особых трудностей.

«Главная стратегическая цель определена как «Татарстан-2030 — глобальный, конкурентоспособный, устойчивый регион, драйвер роста Волга — Кама», — начал министр экономики. Главный показатель — объем валового регионального продукта, и цель — рост ВРП в 1,8 раза (напомним, что по итогам 2014 года ВРП превысил 1,6 трлн. рублей). Очень много звучало слов о человеческом капитале, комфортном пространстве развития, создании институтов, при которых этот самый капитал востребован и экономика может функционировать. Упомянул Здунов необходимость сохранения привлекательности Татарстана для людей, сохранение положительной демографии и так далее. Не забыл о национальном образовании как о важном элементе формирования личности. «Народ, который уважает собственный язык, будет уважаем и сам, поэтому в стратегии особое внимание уделено развитию системы национального образования», — сказал Здунов. Здравоохранение и сохранение здоровья, культурная среда, развитие творческих индустрий, высокая зарплата — все это притягивает людей «в наш родной дом», заметил министр. В том числе и тех, кто, поработав за рубежом, сохранит желание сделать жизнь лучше и у себя на родине. Вырисовывалась прямо-таки картина общественной идиллии.

print_668615_1002980.jpg
Кластерная программа была презентована премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву на открытии Иннополиса. Новый город станет флагманом «инновационной экономики» в казанской агломерации

Министр экономики рассказал о трех зонах экономического развития РТ и точках роста — агломерациях. Все это не что иное, как единый Волжско-камский метрополис, который сможет занять свое место на мировом уровне благодаря удобному расположению Татарстана. Особое внимание — развитию прибрежных территорий и проекту «Волжско-Камский поток», дороге «Чистый путь» из глубинки к живительному бассейну Волги и Камы. В 1,5 - 2 раза за предстоящие 15 лет необходимо сократить время перемещения из одной части республики в другую. Перейдя к экономике, на основе которой все это, собственно, и возможно, Здунов отметил слабый потенциал роста традиционной, производственной экономики — 1,5 - 2% в год. И рассказал о кластерной активации экономики, в основе которой — «тройственная спираль» науки, власти и бизнеса. Конечно, оплотом 15-летнего развития останется нефтегазовый сектор, признал Здунов, это базис инновационного развития, но заметил, что и тут предстоит технологическая модернизация, развитие «умной экономики» пятого и шестого технологических укладов. Кластеров будет 10. Эта кластерная программа вчера была презентована премьеру Дмитрию Медведеву на открытии Иннополиса. «Мы будем пилотным регионом по ее реализации», — отметил Здунов. Собственно, новый город станет флагманом «инновационной экономики» в казанской агломерации. В Закамье тоже есть свой флагман — ОЭЗ «Алабуга».

Упомянул Здунов развитие бизнеса и популяризацию предпринимательства: к 2030 году оборот МСБ должен вырасти в 2,8 раза. И снова посыпались термины: инновации, инвестиции, иностранный капитал — всего для построения этого рая на земле надо 16 трлн. рублей. После принятия стратегии Здунов отметил, что правительство будет разрабатывать пошаговый документ ее реализации, чтобы все это не осталось на бумаге.

КАК ШАЙМИЕВ «УКОЛОЛ» ЗДУНОВА ОТСУТСТВИЕМ УПОМИНАНИЯ О СЕЛЕ

А затем начались вопросы. Депутат Александр Комиссаров спросил, а почему, собственно, на территории ОЭЗ «Алабуга» значительные преференции предоставляются иностранным компаниям, которые производят продукцию, аналогичную татарстанской? По всей вероятности, депутат мог иметь в виду приход компании Haier и ее планы по производству 500 тыс. холодильников, хотя в Зеленодольске POZIS занимается тем же самым. Или недавний скандал, когда производители пластиковых труб пожаловались на «Алабугу» Медведеву. Здунов ответил, что главное — «наша конкурентоспособность». Требования-то для всех одинаковые, инвестиции в «Алабугу» могут с тем же успехом вливать и россияне. Но «мы привлекаем лучших, не придут они к нам — разместятся в других территориях или, что еще хуже, в других странах», пожал плечами министр экономики. Главное — чтобы инвестор заводил сюда не «отверточную сборку», а производства с инженерным потенциалом: тогда будут расти и наши рабочие, заметил он.

Минтимер Шаймиев: «Об охвате всей республики надо говорить, когда мы говорим «агропромышленный комплекс»!»

Самым, пожалуй, неожиданным стало выступление госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. Как настоящий экзаменатор, он задал вопрос «не в бровь, а в глаз».

«Артем Алексеевич, не прозвучал агропромышленный комплекс, — укоризненно заметил первый президент Татарстана. — Умная экономика прозвучала. Но умная экономика без агропромышленного комплекса едва ли может быть умной!»

Слегка стушевавшись, Здунов признал: да, в докладе действительно АПК не звучит. Хотя стратегия развитие АПК, безусловно, предусматривает.

«Я сейчас обратил внимание на те вопросы депутатов, которые были озвучены, — объяснил он этот прокол. — Мы отдельно и на заседаниях это обсуждали. А именно по сельскому хозяйству у нас создается центр инжиниринга по зеленым технологиям — по биотехнологиям. Для этого уже найдена площадка — это Чистопольский район, там рядом Алексеевский район. И инновационные подходы будут распространяться и в сельском хозяйстве».

Но Шаймиева это не устроило.

«Об охвате всей республики надо говорить, когда мы говорим «агропромышленный комплекс»! С утра же надо покушать, — заметил Шаймиев. — Хотя, вот тут подсказывают, и в течение дня тоже бы надо! Это в порядке пожелания, конечно...»

После Шаймиева слово взял депутат КПРФ Артем Прокофьев. Как и положено коммунисту, он озаботился положением рабочих и спросил, насколько достижимы цифры трехкратного роста производительности труда за 15 лет. И заметил, что с учетом прописанных в стратегии задач рост населения РТ на 330 тыс. человек смотрится как-то скромно: один лишь Иннополис способен поглотить почти половину этого роста! Здунов ответил, что все дело в модернизации производства: не может на мощном станке работать недоучка, так что производительность будет неминуемо расти. Что же до демографии, то за предыдущие 14 лет население выросло на 65 тыс. человек. Конечно, увеличить цифру в 5 раз амбициозно, признал Здунов. Но за счет повышения рождаемости и качества жизни, повышения качества здравоохранения и здорового образа жизни эти цели достижимы.

ELG_2073.jpg
Рафаэль Юнусов и Марат Галеев

Депутат Рафаэль Юнусов спросил о 7 направлениях конкуренции и продвижении татарстанской продукции на рынки реализации. Но это все Юнусов назвал «программным заявлением» и потребовал конкретики. Здунов ответил, что механизм реализации будет еще приниматься, но за счет конкурентоспособности, учета того, что закупается на электронных площадках, этого можно добиться. Но это лишь часть успеха — продукцию надо не только закупать внутри, но и продавать на внешних рынках.

Рифат Ганибаев заметил, что привлечение иностранных компаний к модернизации, конечно, дело важное. Но «наши не хуже», заметил депутат и спросил, предполагаются ли меры господдержки местным «умным» производителям. Здунов признал, что оборудование, конечно, приходится покупать импортное, но на этом оборудовании «растут» наши специалисты. И продукция, которая на нем выпускается, уже отечественная. «Я предлагаю не разделять! — заявил Здунов. — Инвестор, который пришел в Татарстан, уже наш производитель. Другое дело, если это только сборка. Если же это создание инженерных компаний, обучение, локализация, разделять инвесторов, производителей на «наших» и «не наших» не стоит».

Последним свой вопрос задал один из патриархов парламента, депутат Марат Галеев. Каждый век — новые производства, новые технологии, ставится задача выйти на совершенно новый уровень экономики. Но при существующих отношениях, сложившихся государственных институтах возможно ли все это, тонко спросил Галеев. Здунов, конечно же, ответил, что изменение этих отношений неизбежно. В действующих, сформировавшихся институтах не удастся дотянуться до мировой цепочки формирования добавленной стоимости. В области инфраструктуры это уже работает, «мы не хуже многих стран мира», заявил министр. Но институциональные отношения — это отношения власти и бизнеса, их как раз и надо поддерживать. Пока же для достижения конечного результата институциональной платформы нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (118) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.06.2015 15:53

    а молодец Артём, подстраховался:"Пока же для достижения конечного результата институциональной платформы пока нет."

    • Анонимно
      10.06.2015 16:43

      это не подстраховка, это факт

    • Анонимно
      11.06.2015 14:16

      Артем молодец!!! делает никому не нужную, убыточную инфраструктуру типа КАИ-Лазер и мечтает о будущем!!! столько денег предназначенных на поддержку МСБ закопать на покупку белорусских лазеров, но самое страшное даже запустить не смогли. Министр БЕДА

      • Анонимно
        11.06.2015 14:31

        Согласен на 100%!!! Вопросы создания КАИ-Лазера должны рассмотреть компетентные органы. Бизнес-план у убыточного предприятия за 1,5 млн.руб., участие а Казанской выставке 1 млн.руб. и т.д. И самый главный вопрос когда запустят оборудование, сколько оно в коробках гнить будет???

        • Анонимно
          11.06.2015 14:44

          Если Вы не понимаете вопроса, то не пишите!!! Идея была хорошая! Взять никому неизвестную белорусскую фирму с устаревшими, не кому ненужными технологиями и оборудованием с помощью Гильмутдинова отработать технологии и улучшить оборудование, таким образом захватить мировой рынок лазерный технологий, но не получилось, что в этом страшного??? В замен закупки, наш министр экономики РТ А.Здунов, теперь работает над компенсацией, хочет чтобы IPG Fotonics построило завод в экономической зоне Алабуга! Зачем этот завод уже вопрос десятый

          • Анонимно
            11.06.2015 20:21

            вот именно! всё получается только у того, кто ничего не делает

            • Анонимно
              14.06.2015 10:42

              Только почему-то не получается, только за бюджет и причем за большой...

        • Анонимно
          11.06.2015 16:25

          проснулись ненавистники каи лазера. Статья о сельском хозяйстве

          • Анонимно
            14.06.2015 09:40

            Статья про Стратегию развития Татарстана, некомпетентность министра экономики РТ, его делишках. Пока будет такое воровство о каком развитии мы говорим?

      • Анонимно
        11.06.2015 16:24

        КАИ Лазер он н делал, если что

        • Анонимно
          14.06.2015 10:41

          Стратегию, как написано ниже, тоже не он. У него всегда так: я не я и хата не моя. Сплошное очковтирательство

  • Анонимно
    10.06.2015 16:00

    Осмысленность чувствуется. Я думал, он слабее. Успехов. Хоть что-то надо пытаться делать. Часть из этого получится и то хорошо

    • Анонимно
      10.06.2015 16:18

      Шаймиев молодец! Не в бровь а в глаз задал вопрос. Как же умную экономику при слабом сельском хозяйстве( которая только в Алексеевском районе будет расти и развиваться) будем развивать? Ответ был не убедительным.

      • Надо признать, что нынешнее состояние АПК - результат "усилий" выходцев из этого самого АПК. В этом свете разговоры о нано-технологиях и инновациях выглядят совсем уж отдаленными от действительности.

        • Анонимно
          10.06.2015 21:45

          Это результат действий Ахметова с его рисованными рекордными урожаями

      • Анонимно
        10.06.2015 17:27

        Хорошо хоть Шаймиев есть, дай бог ему здоровья.

        • Анонимно
          11.06.2015 01:49

          Но ведь это Шаймиев придумал так называемых "инвесторов" ("Вамин", "АК Барс", "Красный Восток" и др.), практически разоривших наших крестьян и отбивших у них желание трудиться на бесчестных эксплуататоров, не плативших им заработанные деньги. Теперь очень трудно возрождать крестьянство, сельский народ никому уже не верит.

          • Анонимно
            11.06.2015 10:02

            А еще Шаймиев был министром мелиорации в свое время.Вспомните, сколько засух мы пережили в последние годы? и сколько потеряли урожаев по причине полного развала мелиорации?Если хорошо, с душой, занимаешься каким-то делом - душа и после ухода с работы болит за него. А Шаймиев получается, как стал самым главным в РТ, (а значит и самым главным ответственным за все), просто "забил" на АПК и на мелиорацию.А сейчас со Здунова спрашивает, что есть будем?Это Здунов должен спросить у Шаймиева: как Вы так умудрились все развалить, что сейчас нужно вкладывать неимоверные усилия, чтобы нам не остаться голодными?У Шаймиева некоторые направления получалось неплохо раскачать (татарский язык и история и т.п.), но при этом страдали другие сферы - АПК, например.К сожалению, Цезарь из него не очень был. У Минниханова намного лучше получается...

            • Анонимно
              11.06.2015 16:27

              отличный комментарий, подписываюсь под каждым вашим словом, сняли с языка

      • Анонимно
        11.06.2015 14:19

        Артем на АПК деньги не осваивает, поэтому объективно о нем даже не знал. Его тема инновации, инжиниринг и т.п. Съездите на экскурсию в любой Региональный центр инжиниринга - картина печалька... Результат за 2 года большой нолик. При этом только у убыточного КАИ-Лазера бизнес-план за 1,5 миллиона. надо понимать. у других цифры не менее интересные

        • Анонимно
          11.06.2015 20:23

          это долгосрочный проект, пока срок не показателен

        • Анонимно
          11.06.2015 22:17

          Артем на АПК деньги не осваивает, поэтому объективно о нем даже не знал. Его тема инновации, инжиниринг и т.п. - это вы правы. В остальном, увы, ваши знания- "нолик"

          • Анонимно
            12.06.2015 16:19

            Министр экономики должен владеть всем объемом информации по народному хозяйству, в том числе и по АПК. Если он ничего не знает по такому важнейшему сектору экономики, как сельское хозяйство, то это свидетельство профнепригодности.

  • Анонимно
    10.06.2015 16:10

    Главным показателем должно быть значение дроби в числители которой доходы 20% самых богатых, в знаменателе - доходы 20% самых нищих. О регулировании разрыва в доходах нет ни в тексте ни в вопросах. Можно сделать вывод, что все намеченные показатели - ВРП и прочие и сама Стратегия - исключительно в интересах состоятельных успешных людей, в первую очередь - депутатов. Оппоненты упрекнут: в республике столько социальных программ, как вам не стыдно... Знаем, наслышаны, не голодаем.

    • ДД
      10.06.2015 16:47

      Жаль, Вас там не было. Этот вопрос действительно спустил бы стратегов "на землю" похлеще шаймиевского.

      • Анонимно
        10.06.2015 21:47

        Для этого и собираются, чтобы услышать разные мнения и замечания. Создатели Стратегии открыты к диалогу и вместе хотят сделать хороший и результативный продукт

    • Анонимно
      10.06.2015 16:51

      вы видимо не так хорошо ознакомились с текстом Стратегии, раз такое пишете. упрекать не буду, но социальных программ действительно много

    • Анонимно
      10.06.2015 21:34

      Тоже об этом подумал. Измерять лишь ВВП на душу населения без индекса Джини (той самой дроби, упомянутой выше) - это то же самое, что мерить среднюю температуру по больнице как в известном анекдоте.

  • Анонимно
    10.06.2015 16:18

    Алла ярдэм бирсен, Артемга. Тяжело перед такой публикой выступать.

    • Анонимно
      10.06.2015 21:49

      Суз дэ юк. Кушылам!

    • Анонимно
      11.06.2015 01:52

      Саташма, эш кешесе тугел ул, ялгыш элэкте министр урынына.

      • Анонимно
        11.06.2015 09:34

        Министр урынына ялгыш элэкмилэр бездэ, татар егете булмагач, акылы эшчэнлеге аркасында элэккэн димэк

        • Анонимно
          11.06.2015 10:43

          Кем аны сезгэ эйтте? Каян эшчэнлеге куренэ? Шимбэлэр керттелэр...

          • Анонимно
            11.06.2015 11:30

            Сез узегез шимбэ. Алай булса да, ни зыяны бар? Экстремист тугелдер ич сез. Эшчэнлеге отчетлардан куренэ, кече хэм урта бизнес очен тозелгэн программаларда, республикага юнэлтелгэн инвестициялэр кулэменнэн

            • Анонимно
              11.06.2015 13:39

              Бездэ отчетлар язарга остардылар, эш курсэтми дэ булдыралар, э кече бизнес кузгэ куренеп юкка чыгып бара. Министр булып килгэч, ботен урыннарга уз миллэтен генэ куя башлады. Кем икстримистыр эле монда, уйлап карасан.

  • Анонимно
    10.06.2015 16:29

    Размечтались то о светлом будущем. Ох жёсткая посадка к осени будет у наших мечтательной социальной группы "Власть".

  • Анонимно
    10.06.2015 16:33

    Есть капитал финансовый, а есть человеческий капитал. Вот со своей маленькой работкой чувствую себя маленькой монеткой этого огромного "человеческого капитала" в общем кошельке разработчиков, одобрителей и утверждальщиков этой Великой Стратегии.

    • Анонимно
      10.06.2015 19:38

      Мне тоже кажется, что словосочетание "человеческий капитал "звучит оскорбительно. И никто не возмущается, все начали его повторять на все лады. Чем отличается "человеческий капитал"от "быдло"? И там ,и там -обезличенная масса. Слово "люди" разработчики уже исключили из своего лексикона?

      • Анонимно
        10.06.2015 20:18

        В преамбуле Стратегии должны быть слова: "Всё ради человека, всё во имя человека! Забота о человеке труда - центр политики Президента, Партии и Правительства. Создание материальной базы для повышения благосостояния и улучшения качества жизни народа - вот цель Стратегии, политики и практики Президента, Партии и Правительства" А что имеем в Стратегии: всё ради ВРП, и человеческий капитал тоже ради увеличения ВРП. Создается впечатление, что авторы забыли, что Россия - социальное государство. С такой стратегией никогда зарплаты и др доходы человека труда не будут больше чем в соседних безстратегных регионах.

        • Анонимно
          11.06.2015 11:31

          Какая разница каким языком написано? Главное как заработает!!! Что за сборище филологов. Слова - пустое, дело- все

  • Анонимно
    10.06.2015 16:44

    Стратегия ещё в процессе доработки, внесения поправок, так что своевременная критика, как раз есть время подредактировать документ

  • Анонимно
    10.06.2015 16:47

    Уважаемые Татарстанцы!!!Какой Премьер такой и его МИНИСТР.Инновации,Агломерации,Ассенизации,Инвестиции,Площадки и т.д.ПУСТОЗВОНСТВО а дел мало.То же СКОЛКОВО сколько ТРЕНДИТ Премьер про свой АНОНСИРОВАННЫЙ проект в Москве.А результат КУРАМ на смех.У меня рядом квартира есть прямо в СКОЛКОВО я почти из ОКНА вижу что там творится а построили построили несколько КВАДРАТНЫХ КУБА-зданий разукрашенных в разного цвета КВАДРАТЫ фасада ЗДАНИЯ и всё.Проводят без конца какие-то искусственныепредставления о яко-бы присутствии инновационного бизнеса в Сколково куда свозят СТУДЕНТОВ из БАУМАНКИ,МИФИ,МГУ лабороторий и НАГЛО ВРУТ про ИНВЕСТОРОВ-РЕЗИДЕНТОВ.Может и есть СВОЯЧКИ какие-то РЕЗИДЕНТЫ которые осваивают как Чубайс в НАНО-КОНТОРЕ Миллиардные средства но главный там другой ОСВОЙЩИК миллиардов то есть Вексельберг.Правильно отмечает Уважаемый Минтемир Шарипович!!!!Какая стратегия Татарстана без современного АПК??????Ясно кто писал СТРАТЕГИЮ.Они же не МЫСЛЯТ ГЛОБАЛЬНО по ГОСУДАРСТВЕННОМУ они мыслят сколько и кто???????Как же России не хватает настоящих ГРАЖДАН любящих свои НАРОДЫ!!!!Поэтому и не забывают Сталина.Он хоть старался для России.А современные только ПУСТОЗВОНСТВОМ занимаются.ЭЭЭЭЭХ судьбинушка !!!!!!С УважениемПростой человек

    • Анонимно
      10.06.2015 17:09

      А я и не знал, что у вас квартирка в Сколково, Простой человек!

    • Анонимно
      10.06.2015 19:57

      Уважаемый простой человек! Премьер Татарстана в международной политике никто и зовут его никак. Реакцию Путина на Халиковскую СИНЮЮ тюбетейку я видел. Путин привык к ЗЕЛЁНОЙ ТЮБЕТЕЙКЕ! В следующем правительстве республики его не будет. Председатель.

      • Анонимно
        11.06.2015 16:27

        а ну да, конечно, синяя тюбетейка - все, капец республике, халиков ничто, всем нам крышка

    • Анонимно
      10.06.2015 21:47

      Примите валерьянки - это успокаивает.

  • Анонимно
    10.06.2015 16:52

    Оказывается министр экономики ещё и за рождаемость отвечает! Силен! Если не будет справляться - я готов поучаствовать!

    • Анонимно
      11.06.2015 09:36

      Министр экономики озвучил стратегию, которая затрагивает все сферы жизни, за которые откачают и другие министерства. А шишки на него. Нашли крайнего. Очень грамотный министр, здоровья ему и успехов.

      • Анонимно
        11.06.2015 16:12

        Его "грамотность" не идет дальше расхожих учебников экономики. Не практик он.

        • Анонимно
          11.06.2015 22:24

          Практик или не практик - увидем в конце года. Пока что вполне себе практик, и льготные кредиты, и увеличение гарантийного фонда и суммы лизинг грантов, и привлечение доп средств в республику - неплохая практика

          • Анонимно
            12.06.2015 16:22

            Предъявите конкретные факты, связанные с его личной деятельностью. Все, что Вы перечислили - заслуга Минниханова!

          • Анонимно
            14.06.2015 11:00

            Где малый бизнес, его доля в структуре доходов РТ? Сколько налогов прибыль/ндс заплатили региональные центры инжиниринга, когда будут платить?

  • Анонимно
    10.06.2015 16:54

    Молодой еще. Надо глубже думать, советы слушать и исполнять!

    • Анонимно
      10.06.2015 21:52

      Так он открыт к диалогу. И слушает, и на ус мотает.

    • Анонимно
      11.06.2015 09:37

      Автор стратегии не он. Но открыт к замечаниям, это хорошо

    • Анонимно
      14.06.2015 09:45

      Что может человек, который был только преподавателем, только истерить на совещаниях

  • Анонимно
    10.06.2015 17:17

    Население РТ вымирает,как-бы рост населения происходит за счет приезжих с югов,лукавит министр.

  • Анонимно
    10.06.2015 17:18

    Уважение Нашему Первому Президенту Шаймиеву Минтимер Шариповичу!!!!!! Вопрос Здунову кстати был задан в тему,даже он растерялся. Пусть благодарит Бога то, что один вопрос прозвучал из уст Шаймиева.

    • Анонимно
      10.06.2015 21:48

      Минтимер Шарипович очень грамотный и опытный государственный деятель и все его замечания будут услышаны и приняты в работу. И чем больше их было бы, тем более качественной может стать стратегия. Никто и не боялся его вопросов, наоборот.

      • Анонимно
        11.06.2015 02:00

        Именно этот "грамотный и опытный государственный деятель" дал ошибочное направление развития АПК в Татарстане, его "инвесторы" разорили село.

    • Анонимно
      11.06.2015 16:29

      очень жаль, что такой мудрый человек задал всего один вопрос. Надо было больше, тем больше был бы его вклад. А еще лучше, раз он такой мудрый - сам бы принял непосредственное участие в разработке стратегии, столько лет республикой правил, знает каждую березку.

  • Анонимно
    10.06.2015 17:19

    Давно ли Рафаэль Юнусов стал депутатом от ЛДПР?=))

  • Анонимно
    10.06.2015 17:22

    заметили на фото, как Мингазов Вагиз Василович изменился?))) Сразу видно подготовился серьезно к приезду гостей)))

    • Анонимно
      10.06.2015 23:17

      ни на одной фото не вижу Мингазова. Скорее Вы путаете его с Лотфуллой Нурисламовичем.

  • Анонимно
    10.06.2015 18:21

    Госсовет Татарстана похож на Верховный Совет ТАССР в застойные времена. Нет новых людей, нет почти молодых, нет свежих идей, только одобрямс.А обсуждение Стратегии похоже на ситуацию, когда класс троечников слушает преподавателя, хлопает глазами и со всем соглашается, не понимая о чем речьСоздается впечатление, что они не читали стратегию…

  • Анонимно
    10.06.2015 18:24

    Зелёный еще... А вот МШ очень правильный вопрос задал. Двойка тем, что готовил доклад

    • Анонимно
      11.06.2015 09:39

      Невозможно все предусмотреть. И замечательно, что экс президент внимательно слушал и вопрос задал. Уверен, что сферу апк проработабт в стратегии, это очень важно

      • Анонимно
        11.06.2015 16:14

        АПК не в "стратегии" надо прорабатывать, а реально поднимать на ноги после гулянки алчных "инвесторов".

  • Анонимно
    10.06.2015 18:33

    А почему Госсоветник не повлиял на ход разработкти статегии. Он же все время в диалоге в Президентом и Госсоветом?

  • koviiv
    10.06.2015 18:42

    В своём блоге: http://koviivblogger.blogspot.ru/2014/11/14.html я уже писал о достоинствах и недостатках Стратегии. Они к сожалению так и остались.

  • Анонимно
    10.06.2015 18:44

    Респект Бабаю!!!! Браво!!!! И еще раз браво!!!!!

  • Анонимно
    10.06.2015 19:41

    ...стратегия по сути должна охватывать нужды и обстоятельства достойного проживания своего НАРОДА, НАСЕЛЕНИЯ на то она и «ТАТАРСТАН-2030» как бы они не превратились в решения ХХV! СЪЕЗДА КПСС ................ тоже на одобрямс принимались.

    • Анонимно
      10.06.2015 19:50

      Надо было стратегию под руководством Бабая разрабатывать.

      • Анонимно
        11.06.2015 08:48

        Его стратегия "привлечь в АПК инвесторов" уже дала свой результат - деревни почти умерли. Его стратегия - это вамин, золотой колос и т.п.

    • Анонимно
      10.06.2015 21:54

      Стратегия - это стратегия, общая цель, общий курс. Есть ведь еще тактики, праивльно?... В общем не зря Минэконом сделал возможность высказаться всем желающим по поводу стратегии, это говорит о том, что прислушиваются они к народному мнению, не так ли?

  • Анонимно
    10.06.2015 20:39

    Молодец МШШ!! Мудрый, настоящий и понимающий жизнь.

    • Анонимно
      11.06.2015 09:42

      Который довел сам сельское хозяйство до ручки. И из его уст вопрос об апк звучит как то странно и несерьезно

  • Анонимно
    10.06.2015 21:03

    Фатих Саубанович в таком костюмчике прям руководитель крупного подразделения Наше Дело.

  • Анонимно
    10.06.2015 21:24

    при бабае раволили сельское хозяйство где он тогда был

    • Анонимно
      10.06.2015 21:53

      Вот вот, и я о том же

      • Анонимно
        10.06.2015 22:14

        Вопрос гос советника был об агро-промышленном комплексе. А не закомплексовался ли наш агро-пром? Сельчанам оставили в лучшем случае по 20 соток приусадебных огородов, где они выращивают картофель и овощи. Даже при колхозном сталинском строе при каждом селе были общественные пастбища, куда сельский пастух гнал утром частных коров. Сейчас пастбищ нет. Здунов вдруг вспомнил о зеленых технологиях и сельском инжиниринге, как примере инновационного сельского хозяйства. Хорошо бы в этом инновационном инжиниринге нашлось бы место пастбищам, лугам, сенокосу и пастуху.

        • Анонимно
          11.06.2015 16:31

          часть про апк в стратегии есть, и ее разрабатывали совместно с минсельхозом. Вот к ним в первую очередь и вопросы должны направляться

        • Анонимно
          11.06.2015 16:31

          часть про апк в стратегии есть, и ее разрабатывали совместно с минсельхозом. Вот к ним в первую очередь и вопросы должны направляться

    • Анонимно
      10.06.2015 22:08

      Не ошибаешься тот, кто ничего не делает, в общей массе, люди работают, земля пашется , крс больше чем в др субъектах, выберитесь за пределы Республики поверте - плакать хочется.

    • Анонимно
      10.06.2015 22:14

      Вы бывали в других регионах? Например Новгородская обл. вот там развалили. У нас же скорее сохранили, что смогли...

    • Анонимно
      11.06.2015 08:46

      При Бабае сельское хозяйство было на самом высоком уровне! По завершения летнего сезона ежегодно проводились встречи с тружениками села, подводились итоги работы. Сбор зерна доходил до 40 центнеров с гектара и был близок урожай зерна к Красндарскому краю.

      • Анонимно
        11.06.2015 10:58

        А в Нурлатском районе до 70 ц/га доходило. А Вы знаете как эти цифры получаются? Вы видимо отчетность для руководителей готовили?

        • Анонимно
          11.06.2015 11:21

          Так и в Краснодаре так отчетность готовится. Нашей России не привыкать. В прошлом году сбор зерна по России составил 105 млн тонн зерна.- рекорд за все времена, вот так то.

    • Анонимно
      11.06.2015 12:36

      Оно после него развалилось.

    • Анонимно
      11.06.2015 17:21

      Оно после него развалилось

  • Анонимно
    10.06.2015 21:55

    Я не понимаю, что так все накинулись на стратегию План на будущее - кто из нас не строит планы? только ленивые. А наша республика далеко не ленивая, и то, что есть стратегия - тому доказательство.

    • Анонимно
      10.06.2015 22:16

      А никто и не против самой СТРАТЕГИИ, многих скорее смущают цели и формулировки, которые в ней фигурируют.

      • Анонимно
        10.06.2015 22:27

        да, кстати, о целях. ." Главный показатель — объем валового регионального продукта, и цель — рост ВРП в 1,8 раза (". то есть понимаете, все для цифр, не человек в центре, а валовые показатели, которые между прочим, в экономике относительны. вот продаст например республика Татнефть - представляете как ВРП вырастет. Еще интересно, как Шаймиев относится к идее засеять все ГМО, активно пропагандируемой Ахметовым?

      • Анонимно
        10.06.2015 22:36

        Как это никто не против? В этой стратегии неверное целеполагание. "Главная стратегическая цель ...— глобальный, конкурентоспособный, устойчивый регион" Это не цель, это средство. Экономика ради экономики? Человеческий капитал ради экономики? Лучше бы человеческим языком написали - как жить будем.

        • Анонимно
          11.06.2015 11:22

          Пишут для политиков, а не людей, это документ, это документальный язык. Жить будем хорошо, если перестанем полагаться исключительно на государственную халяву и возьмем себя в руки.

  • Анонимно
    10.06.2015 22:25

    почему в федеральной власти нет не одного человека на уровне нашего Шаймиева? или на уровне Минниханова? - Одни дилетанты и болтуны.

  • Анонимно
    10.06.2015 22:55

    Кругом айти,иновации,инополисы,сити,мити,роботы ,моботы,а у работяг и колхозников как не было денег так и нет.

    • Анонимно
      10.06.2015 23:11

      Нет денег? Поэтому в сентябре проголосуете так, как вам начальник скажет.

      • Анонимно
        10.06.2015 23:29

        вот это и печалит больше всего....

        • Анонимно
          11.06.2015 13:49

          Кто как проголосует не имеет никакого значения, все решает подсчет от волшебника Чурова и его команды.

    • Анонимно
      11.06.2015 11:20

      Людям пора самим уже за голову взяться, времена ссср прошли, хорошо живет тот, кто хорошо вертится, а кто страдает и ноет так и проведет свою жизнь с обидами на государство. Мы не в ОАЭ, это Россия, и не Здунов тут виноват, далеко

    • Анонимно
      11.06.2015 16:33

      потому что колхозники дальше своего носа ничего не видят. И не хотят видеть, поэтому и живут в своих деревнях, держат скотинку и рады. А кто видит дальше своего носа, но из деревни не хочет уезжать, те занимаются фермерством и вполне успешно, берут лизинг гранты, госсубсидии на развитие производства и развиваются

  • Анонимно
    10.06.2015 23:51

    А как с индексацие зарплат и пенсий будет? Очень нужно!

  • Анонимно
    11.06.2015 07:33

    Забавный министр.Может предложить,из бюджета,мильенов 100 долларов,чтоб забрали обратно откуда взяли.Всяко дешевле для РТ выйдет.

    • Анонимно
      11.06.2015 08:32

      Стратегия "стряпалась" совместно всеми министерствами, в т.ч. Минсельхоз. А отвечает один.

      • Анонимно
        11.06.2015 11:27

        Шаймиев молодец- очень дальновидный и практичный политик. И ему спасибо за то, что свою работу как президент выполнял на пять с плюсом!

  • Анонимно
    11.06.2015 11:44

    Азат Д

    "Капитан" Шаймиев.

  • Анонимно
    11.06.2015 13:40

    если говорить об АПК - с подачи Шаймиева всю систему мелиорации разрушили , а теперь "умная экономика"... и не надо говорить, что он сам бывший главный мелиоратор Татарстана

    • Анонимно
      12.06.2015 07:15

      Умница наш Шаймиев М.Ш.! То что он сделал для Татарстана еще ни один для своего региона сделать не может. Честь и хвала нашему Бабаю!!!

      • Анонимно
        12.06.2015 10:04

        Как в басне Крылова, все хвалите и хвалите, но результаты как всегда, на месте. Продвижения только , кто у власти

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль