Культура 
22.06.2015

Недосплетенное «Переплетение»: пластический спектакль ТЮЗа на сцене «Угла»

Эстетика Сontemporary dance с драматическими актерами от молодого казанского хореографа Александры Ельчаниновой

Очередным экспериментом казанского ТЮЗа стал танцспектакль Александры Ельчаниновой «Переплетение». Два дня предпремьерных показов в пространстве «Угол» прошли с аншлагом. Среди зрителей был и театральный критик Нияз Игламов, который в статье для «БИЗНЕС Online» указывает на ошибки постановщика, приветствует тюзовские эксперименты с формами, видами и жанрами театра от главрежа Туфана Имамутдинова, а также сетует на то, что такие работы — повод для профессиональной дискуссии, которую некому вести.

ЕСЛИ БЫ В КАЗАНИ СУЩЕСТВОВАЛА НОРМАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА...

В минувший уикэнд в пространстве «Угол» при большом скоплении народа состоялись предпремьерные показы танцспектакля казанского ТЮЗа «Переплетение» в постановке Александры Ельчаниновой (поддержка проекта — от фонда развития современного искусства «Живой город»). Это еще один спектакль-эксперимент, коими недавно назначенный главный режиссер Туфан Имамутдинов обещал вымостить дорогу к новым светлым далям, и безусловный повод для общественной дискуссии.

ТЮЗ — один из культурных брендов (ух, как я ненавижу это слово!) Татарстана. Сегодня коллектив театра переживает непростые времена. Не хочется лить воду на мельничные жернова внутритеатральных конфликтов, но спектакль вышел спорный, неоднозначный, оставляющий большие сомнения в состоятельности хореографа и оправданности данного эксперимента хоть каким-то подобием смыслов. Можно было, конечно, ничего и не писать об этом, и анонимные комментаторы не замедлят упрекнуть меня в нарушении этики (дескать, служа в одном театре, писать о спектакле другого...), но, ребята, если бы в Казани существовала нормальная театральная критика, появлялись бы не только сервильные, но и объективные, а иногда даже разгромные рецензии, уже не говорю об аналитике театрального процесса, творческих портретах и других жанрах, включая его величество фельетон, я сидел бы тихо как мышь и наслаждался плюрализмом профессиональных мнений.

Пока же удовольствие от качественного разбора театральных событий можно получить лишь от статей о театре им. Джалиля на «БИЗНЕС Online». Не солидаризируясь с некоторыми оценками и выводами, а иногда и расходясь с ними принципиально, не могу упустить из виду высокий профессионализм авторов, широкую эрудицию, желание вписать премьеры и фестивали музыкального театра в российский и мировой контекст. Есть талантливая Айсылу Кадырова, хорошо, хотя редко о театре пишут Ольга Стрельникова, Айгуль Габаши, Галина Зайнуллина. Остальные маленькие радости театральной журналистики носят частный бессистемный характер либо являют собой образцы «карманной» критики. Поэтому выбор у меня невелик: либо стойко хранить верность этическим нормам, либо изредка заполнять вакуум. А посему, как говорится, за мной, читатель!

Туфан Имамутдинов
Туфан Имамутдинов

ИМАМУТДИНОВ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГЕНЕРАЦИИ ПРОДВИНУТЫХ РЕЖИССЕРОВ

Само по себе стремление Имамутдинова, невзирая на конъюнктуру, экспериментировать не только с формами и жанрами, но и с видами театра, «посадить» актеров на тренинги и создать коллектив исполнителей-универсалов мирового уровня, достойно уважения, если не восхищения. Желание-то ведь и впрямь благое, и камня за пазухой я не держу. Есть только одна загвоздка — время. Такие преобразования не делаются враз ни по моему хотению, ни по щучьему велению. Театростроительство — не скорый процесс.

Вспомним их, реформаторов глубокого корня: Мейерхольда, Брука, Гротовского, Любимова, Эфроса, Васильева. Каждый из них шел к своему театру годы и десятилетия, часто не успев вкусить плоды великих своих трудов. Неугомонный реформатор сцены Станиславский до последних дней вносил изменения в «систему», справедливо считая ее подвижной, а не замершей раз и навсегда структурой. Сумевшие осознать эту истину действительные продолжатели дела Станиславского во второй половине ХХ века создали потрясающий феномен русского психологического театра: Товстоногов, Ефремов, Эфрос, Фоменко, Женовач. Безынициативные догматики и ригористы, популяризаторы и схематизаторы «системы» подвели русский театр к пропасти музейной формы и идейному кризису.

Имамутдинов — представитель генерации продвинутых режиссеров, для которых разговоры о Великом Русском Психологическом Театре — пустая болтовня, они сориентированы на современный европейский театральный процесс больше, чем на пыльные, траченные молью хитоны местных традиций. И, строго говоря, мне такая позиция понятнее и ближе, чем иные прописные истины, проговариваемые театральными старцами на манер мантр. Но вместе с незамутненным замшелыми традициями взглядом на театр продвинутые режиссеры переняли без учета особенностей российского театрогенеза и менталитета стили и методы, ритмы и принципы западной режиссуры. А она созревала на иных актерских дрожжах. И путь актуального российского театра сегодня — это синтез, а не слом тенденций и традиций. Иными словами, местные реалии все же стоит учесть. Прежде чем строить, надо разобраться из чего.

ОЛЬГА ЛЕЙЧЕНКО — АКТРИСА НАЧО ДУАТО

Великолепная идея сделать пластический спектакль в эстетике Сontemporary dance с драматическими актерами. Идея не самая новая, и слово «эксперимент» я бы в данном случае употреблять поостерегся, имея в виду хотя бы опыты Сергея Землянского, но вполне себе перспективная. Но почему бы не учесть реальные возможности актеров, их физическую и психологическую подготовку? Сontemporary dance — дело молодых, физически выносливых актеров. Что делать, век танцовщиков короток... Это если делать классический вариант Сontemporary dance. Но если в спектакле наряду с молодыми дарованиями заняты «первачи» труппы, отчего бы не использовать всю мощь их опыта и таланта, делая ставку не только на кинетику, но и на статику? Что мешало режиссеру обустроить органичное существование в пространстве спектакля Сергея Мосейко или Галины Юрченко, не перегружая их избыточным физическим действием, но дав волю их драматическому темпераменту, позволив им всласть поработать с зонами молчания, разрешив драматические оценки в игре с партнерами? Чтобы зрелый драматический актер в сложносочиненной партитуре пластического спектакля выглядел не пришельцем из иных миров, но равноправным участником действия, мало просто выстроить танцевальный рисунок роли.

И ведь возможности для реализации собственного драматического потенциала есть! Вспомним, как выразителен Мосейко в сцене с Андреем Ясинским. Статуарная выразительность мужского поколенческого армрестлинга — один из лучших эпизодов спектакля. Не уступает ему по выразительности и па-де-де Юрченко с Лейченко. А как старательны, например, Эльмира Рашитова или Павел Густов, но их профессиональный перфекционизм весь до остатка уходит на выполнение физических заданий, не рождая при этом глубоких смыслов. Актеры — виват им! — честно делают свою работу, но рождение образа из духа физкультуры не может состояться по определению.

И лишь одна Ольга Лейченко, которую я, не стань это штампом, назвал бы актрисой Пины Бауш и поэтому назову актрисой Начо Дуато, с невероятной грацией (Оля, все же поработайте над приземлениями) и изяществом от самого начала и до финала выстраивает роль так, как, вероятно, ее хотел бы видеть в идеале режиссер. Режиссер, который, работая с драматическими актерами, ставит спектакль так, словно у него под началом танцевальные. Ну а что до Лейченко, так она в прошлом заметная спортивная гимнастка. Приближаются к ней по физическим кондициям, минуя внутреннее погружение, жизненный и творческий опыт, молодые Ясинский и Малягина. Присутствует на сцене и Евгений Быльнов, но катастрофически не задерживается в памяти. Физкультура побеждает искусство.

БУДЬ НА МЕСТЕ ТЮЗОВЦЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТАНЦОВЩИКИ, СПЕКТАКЛЬ БЫ СОСТОЯЛСЯ

Сложилось так, что Сontemporary dance для казанцев давно и прочно, я бы сказал, вынужденно монополистично, олицетворяет камерный балет «Пантера» и его создатель и художественный руководитель Наиль Ибрагимов. Театр проводит потрясающий по своему уровню и почти не замечаемый СМИ фестиваль «Теловидение». Совсем не случайно, что постановщик спектакля «Переплетение» Ельчанинова когда-то танцевала у Ибрагимова, потом, что также естественно, вырвалась из-под отеческого крыла на просторы творческой самореализации.

Режиссер много училась, стажировалась у нас и за рубежом, вполне состоявшаяся личность, профессионал, энтузиаст. Говорю без тени иронии, ибо ремеслом хореограф и вправду владеет. Хотя и допускает по неопытности досадные ошибки. Гораздо хуже другое. Хореография Ельчаниновой существует вне (около, рядом, мимо) актерских индивидуальностей. Это крепкая работа, сделанная по лекалам спектаклей для танцующих актеров. Давно танцующих. Хореографу словно невдомек, что это эксперимент, она ставит безотносительно ко времени-месту происходящего. Будь на месте тюзовцев профессиональные танцовщики, спектакль бы состоялся, но разве режиссер не знала, из какого сора, не ведая стыда, придется лепить действие?

Пытливый читатель давно ждет — когда я примусь за пересказ сюжета. Друзья, Сontemporary dance принципиально лишен сюжета, это не история о, это вариации на. В нашем случае на тему сложностей человеческих отношений и про то, что любопытство и симпатии преодолеют всяческие дрязги. Четыре пары образуют ризому сюжетики, которую каждый зритель волен истолковать на свой вкус. Здесь не драматическое, миметическое искусство, здесь каскад ассоциаций, поток метафор... И все же. Примерно в эти же дни в рамках Чеховского фестиваля прощалась с танцем великая современная балерина, прошедшая путь от этуали французской Гранд опера (получив это звание в 19 лет из рук-уст Рудольфа Нуриева!) до подлинного экспериментатора, чьими учителями стали Форсайт, Бежар, Эк, моя любимая Сильви Гиллем. В своем последнем интервью, данном «Коммерсанту», кавалер ордена Почетного легиона говорит, что для нее важнее всего не символы, метафоры, ей важна история, про что танцевать. Кроме самых общих фраз на вопрос, что танцевали актеры ТЮЗа 19 и 20 июня, мне ответить нечего...

Но довольно о грустном. В конце концов, мы стали зрителями предпремьерных показов. Глядишь, на родной сцене после репетиционной подготовки, с готовой сценографией, выстроенным звуком и светом, иным пространственным решением спектакль вызовет совсем другие эмоции и станет заметным событием в культурной жизни Казани. Уж как-то будет рад рецензент!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.06.2015 09:07

    Господин Игламов в какой театр мне пойти с внуком? В вашей статье нет конкретики- вроде беременна.Похоже что вы боитесь за свою работу перед мин. Культуры которое тащит Туфана с его непрофессионализм и бредовыми идеями.Где у нас ТЮЗ с его детскими и юношескими спектаклями? Эксперименты можно проводить во всех театрах,а ТЮЗу нужен нормальный глав. реж.

    • Анонимно
      22.06.2015 09:30

      Друзья! Давайте пригласим в русский ТЮЗ режиссера уровня Аюпова, Загидуллина или...!!! И наша театральная жизнь будет ПРЕКРАСНА!!! До здравствует любители и хранители театрального искусства)

    • Анонимно
      22.06.2015 09:39

      В театр кукол не пробовали?

  • Анонимно
    22.06.2015 10:02

    Ах,как танцевала Елена Ненашева в середине 90-х в "Хореографии в стиле драмы" в театре 99 с Фанисом Исмагиловым! Они творили чудеса в танце,сочетая душу с ритмом.Жаль,что время безжалостно. Но есть сегодня Лейченко! И здорово,что ТЮЗ пошёл на эксперимент с танцем

  • Анонимно
    22.06.2015 10:08

    Был на спектакле !! Всем советую - очень внятный простой пластический спектакль!!

  • Анонимно
    22.06.2015 10:09

    хотелось бы ознакомиться с рецензиями Игламова на спекткали Славутского. Например про спектакль "Американская шлюха"
    но крайне маловероятно так как Нияз побоится испортить отношения Худ.руком и попасть в черный список театра.
    А на работах и пробах ТЮЗовцев можно отрываться по полной

    • Анонимно
      22.06.2015 10:34

      Какой смысл писать рецензии на спектакли столетней давности?

      • Анонимно
        22.06.2015 11:17

        Да, какой смысл писать сейчас о спектакле, идущем много лет? Он традиционно собирает аншлаги, его художественная значимость неоспорима. Молодец театр!

  • Анонимно
    22.06.2015 10:17

    Да, плохо в нашем городе с критикой, не ветеринарам же писать рецензии в самом деле, господа...

    • Анонимно
      22.06.2015 10:36

      В нашем городе плохо с головами некоторых. Читая Игламова,понимаешь,что вчитываешься в строки,написанные им. Это вам не карманная критика,где все ясно с первых строк. Критика Игламова высокопрофессиональна и очень тактичная,каковой и должна быть.

  • Анонимно
    22.06.2015 10:33

    Туфану можно кидать камни,разрешается, теперь это модно. Ни одного слова, что это совместный проект с "Арт-Подготовкой". Ну да... Про это упоминать в этой статье нельзя. Вот была бы хвалебная... С кем дружим, того не тревожим.

    • Анонимно
      22.06.2015 10:57

      При чем тут Арт-подготовка? Никакого отношения отношения к лаборатории этот спектакль не имеет.

  • Анонимно
    22.06.2015 11:41

    Напишите рецензии хотя бы на последние спектакли Качаловского - "Мышеловку" Славутского-мл. и "Последний коммунист" Славутского-ст. А то Качаловский театр у вас всё Мамаева облизывала...

    • Анонимно
      22.06.2015 12:27

      Про мышеловку лучше просто молчать .... Одев траур ... Похороны репертуарного театра

  • Анонимно
    22.06.2015 13:31

    Вопрос - для кого в ТЮЗе делается этот спектакль? Для юного зрителя? Нет. Для "Золотой маски"? Так ее так сейчас всю тряхнут, что будут цениться другие спектакли, а не те, что побеждали на ней последние несколько лет! Для заграницы? Успех маловероятен, потому что для него нужно что-то оппозиционное. Тогда для кого тратятся немалые деньги? А про Качаловский что говорить? Все там, как было, ничего не меняется. Вот в спорте и туризме мы молодцы, а культура казанская еще на задворках империи.

  • Анонимно
    22.06.2015 14:33

    Господа, превратив материал о выпуске танцевального спектакля в ТЮЗе в балаган вокруг качаловского театра (который был, есть и будет),вы никакого права не имеете относить себя к какому бы то не было классу, кроме класса очень не чутких людей.

    • Анонимно
      22.06.2015 15:01

      А здесь все балаган, под интервью Ерыгина вообще такую выгребную яму устроили.Что уж говорить "пресса"

  • Анонимно
    22.06.2015 14:38

    Люди,не читайте БО,им лишь бы рейтинг был.Они всех,кто на виду кусать пытаются,даже у власти стоящих."Скандалы,интриги,расследования"

  • Анонимно
    22.06.2015 14:51

    "Даже у власти стоящих" - это вы о ком? Не о Славутском ли? А с каких пор он у нас стал неприкосновенным для критики? Это же только про мёртвых - или хорошо, или ничего))

  • Анонимно
    22.06.2015 15:21

    А когда Имамутдинов спектакль поставит?!!! Или нам довольствоваться только его интервью на БО.Он их уже много раздал.А результата ноль пока.

    • Анонимно
      22.06.2015 15:47

      Почему же ноль? Туфан Имамутдинов взбудоражил болото под названием ТЮЗ, началась какая-то движуха, эксперименты, - уже хорошо! А спектакли будут, не беспокойтесь! Быстро только кошки родятся.

      • Анонимно
        23.06.2015 13:34

        Экскремент с движухой есть - "Любовь людей" называется, режиссер Имамутдинов.

  • Анонимно
    22.06.2015 16:45

    Быстро - это проект с немцами Туфана. Быстрее, чем рождение кошек - за 10 дней.

  • Анонимно
    22.06.2015 20:02

    Так может артистке Лейченко танцевальную карьеру делать, потому что, судя по ее ролям в спектаклях, актриса она никакая-речь непонятная вообще.

    • Анонимно
      22.06.2015 20:18

      В ТЮЗе были только две артистки-Елена Крайняя и Роза Хайруллина, а сейчас труппа очень средняя.

      • Анонимно
        23.06.2015 16:54

        Ну да, ну да! В Казани же одна-единственная актриса - С.Романова, жена худрука Славутского, который специально на нее ставит спектакли. Ах да, еще невестка Славутского - Ряшина. Больше в Казани актрис нет)))

  • Анонимно
    23.06.2015 16:34

    Зайдите на известный сайт о Казани, где пишут отзывы о наших театрах, и почитайте их. Там и о ТЮЗе, и о Качаловском многие пишут отрицательно, особенно про спектакли для детей.

  • Анонимно
    24.06.2015 10:43

    В бедах Туфана виновато его окружение. Они его облепили своим "вниманием" ради своих корыстных целей, подговаривают, подстрекают его, а он делает необдуманные поступки, не зная с кем связался. Придет время они и его "продадут и сдадут" со всеми потрохами. Туфан! Оглянись вокруг - тебя окружают настоящие предатели.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль