Общество 
27.06.2015

За год до юбилея, или Как Казань хранит память о Владимире Петлякове

Мы до сих пор почти ничего не знаем о выдающемся авиаконструкторе

Через год, 27 июня 2016 года, авиационная общественность отметит 125-летие со дня рождения Владимира Петлякова. Его судьба оказалась тесно связанной с нашим городом, и сегодня в Казани есть улица его имени, на Арском кладбище — памятник на его могиле, в парке Победы — копия самолета Пе-2, недавно открыли памятную доску. Вот и все, чем увековечили казанцы деятельность выдающегося конструктора. Много это или мало? Этим вопросом задается краевед и автор «БИЗНЕС Online» Равиль Вениаминов.

Памятник Владимиру Петлякову на Арском кладбище в Казани

ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ

Какие материалы найдет любознательный школьник, если получит задание написать реферат о Владимире Михайловиче Петлякове? В далеком 1981 году в Москве была напечатана книга Давида Гая «Профиль крыла» — скромное издание с плохими иллюстрациями, но и его трудно найти в библиотеках. О Казани там нет ни слова, видимо, из-за цензуры. В интернете текста этой книги нет, а то, что выложено в сети, чаще всего не выдерживает никакой критики. Большинство из них материалов основано на главе о Петлякове из тоже не новой официальной книги «Советские авиационные конструкторы» (крайнее издание — 1990 года).

Лучше обстоят дела с книгами о самолетах Пе: в последние годы издали несколько монографий о бомбардировщиках Пе-2 и Пе-8. Кроме того, в мемуарной литературе можно найти интересные воспоминания летчиков, воевавших на казанских машинах. А вот достоверной биографии Петлякова до сих пор нет. Об Андрее Туполеве есть целый ряд книг (кстати, в Казани установлены два памятника Андрею Николаевичу — больше только Ленину), а о его друге, соратнике и коллеге — почти ничего. Написал слово «друг» и задумался: а дружили ли они, люди совершенно не похожие друг на друга, почти 20 лет бок обок создавая выдающиеся самолеты? Ведь сейчас хорошо известно, какие у них отношения были за год до гибели Петлякова и почему так срочно летел в Москву Владимир Михайлович. 6 января 1942 года оттуда пришел приказ о начале производства в Казани самолета Туполева (будущего Ту-2) и свертывании выпуска Пе-2. Впрочем, эта тема для отдельного разговора. В авиационном музее Монино, кстати, хранятся оба эти самолета. Правда, Ту-2 комплектный, а Пе-2 собран из нескольких машин. Впрочем, этому экспонату удалось сыграть выдающуюся роль в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика».

Пе-2 в Варшаве

ЕСЛИ БЫ НЕ СКЛОННОСТЬ АВТОРОВ К «ТАЙНАМ»...

Как ни странно, в музеях мира можно найти только один из 11 тыс. выпущенных Пе-2, и то с латинским обозначением — Pe-2. Эта машина находится в Варшаве. Вот и все. В Казани есть памятник Пе-2 в парке Победы, в Бугульме есть еще один памятник Пе-2, но с надписью «Бугульминский колхозник». Правда, не было такого самолета с такой надписью. В реальности так назывался тяжелый бомбардировщик Пе-8, но делать памятник гигантской машине посчитали дорогим удовольствием и решили воздвигнуть Пе-2.

Памятник Пе-2 в Бугульме

В этом году в Кайбицах решили утереть нос бугульминцам и соорудили памятник Пе-8 с надписью «Кайбицкий колхозник». Правда, как масштабную копию и не потрудившись посмотреть на фото реальной машины. А на фото четко видно, что нижнюю часть ночного бомбардировщика Пе-8 красили в черный цвет. Для любителей раритетов можно сообщить, что в музее Казанского авиазавода хранятся детали Пе-2, обнаруженного поисковиками. Также части Пе-2 можно посмотреть на 1-м факультете КНИТУ-КАИ. И еще в тему: в интернете можно найти фильм о гибели Петлякова «Огненное пике». Лента была бы неплоха, если бы не склонность авторов к «тайнам» и острым моментам.

Пе-8 в Кайбицах

Вот, пожалуй, и все, что мог бы найти школьник для реферата о Петлякове — конструкторе, бесспорно входящем в десятку выдающихся создателей авиационной техники России. Очень хочется, чтобы была написана добротная книга о нем и чтобы не повторялись ужасные исторические ошибки, одну из которых можно обнаружить на памятной доске Петлякова в парке Урицкого. Изображенный на ней самолет — вовсе не Пе-2, а именно тот самый Ту-2, который косвенно стал причиной гибели скромного гения авиации — Владимира Михайловича Петлякова.

Равиль Вениаминов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.06.2015 09:47

    Жуковский украл у Цилковского материалы аэродинамической трубы. Туполев погубил многих талантливых авиаконструкторов?! Смотрим результат: Выжившие таланты дали ракету р-7, вертолеты ми-8, которыми мы до сих пор кормимся. Остальное - хлам, который никому не нужен.

    • Анонимно
      27.06.2015 10:12

      Нужно серьезное исследование, пока есть у кого спросить.

    • Анонимно
      27.06.2015 13:28

      Надеюсь этот бред не принадлежит краеведу Вениаминову ? Очевидно это стеб какого то бездельника. Замечу, что Туполев получившийк этому времени свободу причастен к возвращению Королева с Колымы и последующему трудоустройству его и Глушко в окб закрытого типа в Казани. В финансовых документах его называли авиационная спецтюрьма.

      • Анонимно
        27.06.2015 18:14

        История, основанная на правде, это не бред и безделье. История - это часть фундамента народа и государства. Поэтому пытаются историю переписать, замолчать, одно очернить, другое обелить. Или сказать, что это бред. Хочешь быть ближе к правде, читай первоисточники, например,:Чижевский А. Л. На берегу Вселенной. Воспоминания о К. Э. Циолковском. — М.: Айрис-пресс, 2007.Будущая книга о Петлякове, сделавшим самолет, который в войну в Казани выпустили более 10 тыс.штук часть нашей истории, один из столбиков фундамента нашей жизни.И о Туполеве нужно сделать исследование, собрать факты о нем. Например:1. Его со своим авиазаводом отправили в эвакуацию в Омск, где он должен был запустить Ту-2. Не смог. После отъезда в Казань, другие смогли в Омске наладить произ-во истребителей Як.2. Петляков в Казани запустил произ-во Пе-2. Туполев приехал из Омска в Казань и хотел запустить свой самолет на готовом произ-ве.Это было?А с другой стороны: нелицеприятная правда о Туполеве, Жуковском, чьи имена носят города, улицы, наконец, КАИ не расшатывание ли фундамента государства?Задумаешься.Р.К.

        • Анонимно
          27.06.2015 19:15

          Задумавшемуся рк. Вы правы у вас не бред, а целенаправленная клевета и шулерство по отношению к Туполеву. Бред только там где пишете о том,что Жуковский украл у Цилковского трубу. Кстати фамилия "потерпевшего " Циолковский.

  • Анонимно
    27.06.2015 11:40

    И автор и комментаторы просто ничего не читают . О его гибели подробно писали казанские авторы Султанбеков и Кашапов,были снимки в журнале Эхо веков. Знал человека присутствовашего наего похоронах, который запомнил, что Туполев у могиди воскликнул " что ты наделал Володя " . На другом самолете летел авиаконструктор Изаксон кажется оставивший подробные воспоминания об этой катастрофе. Подозревали диверсию, оказалось обычная халатность при сборке двигателя как установило Мгб. Кого это интересует материалов оп Петлякове Опубликовано много.

  • Анонимно
    27.06.2015 11:53

    Совет автору - больше читать, если есть интерес.Биографию выдающегося конструктора, и не только биографию, но и историю его гибели, можно найти в книге Булата Султанбекова "Татарстан.ХХ век" Очерк называется "В. Петляков: катастрофа под Арзамасом". На его основе есть две публикации в сетевой газете "Казанские истории". А помнить таких людей надо. Мы писали о вандалах, которые срезали медные детали его памятника на Арском кладбище.В материале Равиля Вениаминова много ценной информации. Спасибо. Любовь Агеева, главный редактор газеты "Казанские истории"

  • Анонимно
    27.06.2015 13:27

    Знаю Равиля Вениаминова по авиакомпании Татарстан, много чая за беседами было выпито, его неподдельный интерес к авиации восхищает, жаль что ему не довелось сопроводить авиакомпанию к ее смертному одру, вдруг сумел бы своими знаниями истории изменить ее участь

    • Анонимно
      27.06.2015 14:29

      Наивняк. Судьба авиакомпании не зависит от краеведов и их опусов . Причины были более чем серьезные и за чашкой чая или даже более популярного напитка не решается быть или нет кампании.

      • Анонимно
        27.06.2015 15:20

        если все будут стучаться этот шум может проникнуть в покои, как минимум заставит ворчать, а дальше все в руках Всевышнего

  • Анонимно
    27.06.2015 14:22

    В юности сосед, офицер госбезопасности в отставке рассказывал как примал участие в обследовании места падения самолетов котором погиб Петляков и экипаж самолета и организовывал доставку тел,а точнее их фрагментов в Казань и участвовал в похоронах где видел и Туполева. Подарил копию фото тела Петлякова на котором были видны только сапоги или унты. Хотел даже опубликовать его рассказ, уже была гласность но прочитав очерк О котором упоминает Агеева понял, что там все сказано. А фото места гибели храню во своем архиве. Читал о Петлякове много. Особенно запомнился очерк летчика испытателя пролетевшего на низкой высоте над Красной площадью и самолет настолько впечатлил Сталина, что он приказал освободить Петлякова и направить его главным конструктором в Казань. Директором завода124 был старший брат Кагановича получивший приказ создать ему все условия. Думаю, что он жил в одном из домов соцгорода или расположенном рядом особняке. Летчик пишет,что от волнения что за его полетом смотрит сам Сталин он даже забыл убрать шасси но все обошлось.

  • Анонимно
    27.06.2015 15:00

    Сегодня утром на Общественном Российском телевидении был отличный документальный фильм о Петлякове.Попал на фильм случайно, жаль, что видел не с начала.Равилю спасибо за интригу - очерк, который дополняет, оттеняет некоторые моменты жизни авиаконструктора.Дэу эти, изучающий родные языки

  • Анонимно
    27.06.2015 15:41

    Возможно для деу впервые слышащего о конструкторе краевед Интересен, хотя ничего нового у него нет . Краеведу и деу просто надо больше читать и смотреть в инете. Жалко пропустил фильм. А воспоминания летчика испытателя Героя Советского Союза впервые показавшего Сталину новую машину Петлякова совету прочитать всем. У него много нового о ситуации в авиации после прекращения большого террора 1936 - 1938 гг.

    • Анонимно
      27.06.2015 16:59

      Уважаемый, о Петлякове я знаю еще с тех пор, когда 80% читателей БоЛ(а) на свете еще не было.Потом, не берите на себя функцию Всевышнего, давая оценку кто чего знает и сколько читает.О проблемах в авиастроении мы можем говорить очень много и профессионально.Прошу, уважаемый, запомнить, меня звать не деу.Дэу эти, изучающий родные языки

  • Анонимно
    27.06.2015 17:50

    Обиженному который не Дэу. Принимаю к сведению что когда большинство читателей не слышали о Петлякова вы о нем все знали . Отдает хвастовством,но очевидно уже возрастные фейки. Мне в детстве и ранней юности посчастливилось встречаться c людьми знавшими Петлякова , Кагановича - директора и Королева но это не основание считать себя энциклопедистом знающим об авиации все. Когда с вами случится неизбежное для каждого из нас то это будет не от скромности. Засим.....

    • Анонимно
      27.06.2015 19:59

      А откуда у вас столько самомнения и хамства, да ещё к человеку , по возрасту, явно старше вас? Такое ощущение, что вы прямо упиваетесь своим хамством и анонимностью? Воспитанием вы проигрываете Дэу эти ,это точно. Да и знаниями не блещете.

    • Анонимно
      27.06.2015 20:34

      Михаи?л Моисе?евич Кагано?вич (16 октября 1888 года — 1 июля 1941 года) — старший брат Юлия Кагановича и Лазаря Кагановича.В 1934—1939 кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б). Одновременно в 1935—1936 начальник Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома. С декабря 1936 заместитель наркома, c 15.10.1937 по 11.1.1939 нарком оборонной промышленности (НКОП) СССР.В. С. Емельянов в своих воспоминаниях так характеризовал М. Кагановича: «Это был грубый, шумливый человек. Я никогда не видел его с закрытым ртом — он всегда говорил и всегда поучал, любил шутить, но шутки его были часто неуместны, неостроумны и оскорбительны для тех, кого они затрагивали. М. М. Каганович плохо разбирался в технике дела и наркоматом по существу руководили его талантливые заместители И. Т. Тевосян, Б. Л. Ванников и М. В. Хруничев».1.1.1939 из НКОП выделен Наркомат авиационной промышленности СССР, во главе которого был поставлен Михаил Каганович.10 января 1940 года был освобождён от должности наркома и назначен директором авиационного «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе» в Казани. В феврале 1941 на XVIII конференции ВКП(б) был предупреждён, что если «не выполнит поручения партии и правительства, то будет выведен из состава ЦК и снят с руководящей работы».Застрелился 1 июля 1941 года.Дэу эти, изучающий родные языки

      • Анонимно
        28.06.2015 13:36

        Молодец, Дэу эти! Поставил на место этого зарвавшегося нахала. Причем ваша ссылка на Михаила Кагановича "«Это был грубый, шумливый человек. Я никогда не видел его с закрытым ртом — он всегда говорил и всегда поучал, любил шутить, но шутки его были часто неуместны, неостроумны и оскорбительны для тех, кого они затрагивали. М. М. Каганович плохо разбирался в технике дела и наркоматом по существу руководили его талантливые заместители И. Т. Тевосян, Б. Л. Ванников и М. В. Хруничев» очень соответствует по характеристику вашему оппоненту - он так на него ссылался, как на ману небесную..

  • Анонимно
    27.06.2015 20:03

    Цитирую:"Еще в декабре 1941 года по Казанскому авиазаводу поползли слухи, что Пе-2 будет снят с производства и перейдет на выпуск Ту-2. А в январе 1942 года вышли постановление ГКО СССР «О сокращении элементов гидрооборудования и дистанционного управления на самолетах Ту-2» и приказ наркома авиапрома Шахурина «О подготовке серийного производства самолета 103 на заводе №22 в г. Казани». Там кроме всего прочего говорилось, что наркомат обязывает поставить серийное производство Ту-2 на заводе №22 в Казани. Якобы ГКО установил, что в настоящее время завод развивает не полную мощность производства, и поэтому по мере внедрения в серийное производство Ту-2 производство самолетов Пе-2 следует прекратить. В первые дни января 1942 года в Казань приехал с командой своих инженеров авиаконструктор Андрей Туполев. Дела у него в Омске на 166-м авиазаводе были плохи: так и не удалось наладить массовый выпуск пикирующего бомбардировщика Ту-2. За все время войны самолетов этой модели было выпущено всего лишь 800 штук, а на фронт попало 750. Впрочем, проблем хватало и в Казани. Между казанцами и рабочими, эвакуированными из Москвы, отношения обострились до крайности. Дело доходило до драк и чуть ли не поножовщины. Казанцы были очень недовольны тем, что самые денежные заказы были переданы москвичам. Кроме того, нормы жилплощади так ужесточили, что на одного человека приходилось 3 квадратных метра. Для усмирения обозленных людей пришлось даже привлекать сотрудников НКВД. Эти неприятности были на руку Туполеву. Он связался с наркомом авиапрома Шахуриным, рассказал ему обо всем, а заодно и про свои «болячки». Тот его вызвал в Москву, выслушал и подписал приказ о назначении Туполева главным конструктором на Казанский авиазавод для выпуска Ту-2. А Петляков, дескать, пусть приедет в Москву - определимся. По словам секретаря Петлякова, Туполев примчался в Казань героем, ворвался в кабинет, где конструктор проводил совещание, размахиваяприказом как боевым флагом, и стал «истеричным голосом материться на Петлякова и кричать: убирайся с моего завода. Петляков из кабинета вышел сам не свой, бледный и растерянный...» Неизвестно, точно ли так все было, но стоит заметить, что Андрей Туполев со многими авиаконструкторами был «на ножах». И с Николаем Поликарповым, и с Александром Яковлевым. Так или иначе, Петлякову ничего не оставалось, кроме как все бросить и быстрее лететь в Москву. Директор завода Юрий Карпов знал о назначении Туполева и поэтому не дал Петлякову заводской самолет Ли-2 «Дуглас». Тогда Владимир Михайлович принял решение лететь к наркому на боевом самолете"... Дэу эти, изучающий родные языки

  • Анонимно
    27.06.2015 23:54

    Для Дэу с прибавками. В отличие от вас не буду давать оценки оппоненту кроме одной. Почему постоянно врете о Туполеве ? Его машина была лучшим тактическим бомбардирощиком второй мировой. Заводской дуглас Петлякова не дали потому что он улетел за деталЯми и не надо клепать еще на директора завода. Петлякова решил воспользоваться свой машиной перегоняемой в Москву. Вылет двух экипажей задергался. Ошибка Петлякова и втом, что он отказался от .парашюта. Впрочем в этой ситуации он бы не помог. Все это,равно как и биография бывшего наркома,ставшего директором завода Кагановича неоднократно описана. Не надо изобретать велосипед. В отличие от вас краевед хотя и не пишет ничего нового но на Туполева Не клевещет. Вы деу с прибавкой своими выпадами против великого конструктора на поминаете персонаж басни лаявший на слона. Ваш более чем преклонный возраст не вызывает уважение когда постоЯнно врете. Сообщаю это для сведения читателей. А. Туполев останется в нашей истории как самый великий авиаконструктор ,несмотря на необоснованные репрессии не затаивший обиду на Родину и ставший ее гордостью. Не надо своим грязным языком пытаться опорочить его. Именно люди похожие на деу с прибавкой своими доносами погубили многих в эти лихие годы.

    • Анонимно
      28.06.2015 13:43

      Для нахала с минусами. В отличии от вас оценку, в том числе на директора завода Кагановича даются в открытой печати конкретными уважаемыми людьми с именами и никто их не оспорил. А вы тут изощряетесь в наглости и этим гордитесь.

      • Анонимно
        28.06.2015 14:55

        Не хочу прибегать к хамским оценкам оппонента Дэу или его шестерки. Читать надо не с бодуна, а на трезвую голову. Речь шла не о Кагановиче ,а попытке приписать трагедию Карпову . Заводской самолет был отправлен за деталями в другой город и директор обещал предоставить его на cледующий день. Но Петлякова торопился, два экипажа машин в разыедочном варианте были готовы к вылету и он с своим помощником решили лететь на них. Документы давно рссекречены и не надо пользоваться с плетнями господа дэу и его подпевала.

  • Анонимно
    28.06.2015 09:54

    Внимательно прочитал пост. У этого Дэу явная озлобленность к памяти великого конструкторе, акакадемика А. Туполеве. К сведению читателей Туполев единственный авиаконструктор ставший трижды Героем соц. труда . Даже выдающийся конструктор и любимец Сталина, чаще всех принимаемый им в Кремле А. C. Яковлев имел "всего " две звезды, хотя первую получил на пять лет раньше Туполеве.

    • Анонимно
      28.06.2015 14:22

      Внимательно прочитал ваш опус. И понял вашу явную озлобленность к вашим оппонентам, в том числе к уважаемому Дэу эти. Мало того вы врете "не отходя от кассы". К сведению читателей Туполев не является единственным авиаконструктором, ставшим трижды Героем соц. труда.Советский авиаконструктор, академик АН СССР Ильюшин Сергей Владимирович - Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Звания Героя Социалистического Труда получал за серии самолётов Ил (Ил-2, Ил-10, Ил-12, Ил-14, Ил-62).

      • Анонимно
        29.06.2015 16:22

        Еще раз напоминал, что Туполев был тогда первым и единственным трижды героем среди авиаконструкторов. Ильюшин cтал трижды героем позже. Справка для нормальных читателей не пишущих гадости о Туполеве.

  • Анонимно
    28.06.2015 10:17

    Всем участникам обсуждения рекомендую совет блестящего журналиста девяностых годов и сейчас не прерывающей творческой работы Агеевой - больше читать ибо литература даже ранее хранившаяся в спецхране сейчас есть в открытом доступе. Может меньше будет создателей велосипедов публикующих выписки из справочников или откровенных лжецов. Впрочем последних уже не исправить, что мы видели и на этом форуме. Не хочу называть его длинный и пртенциозный ник, все и так запомнили его в кратком варианте из трех букв.

  • Анонимно
    28.06.2015 10:49

    Немного интересуюсь историей нашей авиации и читаю литературу. Возможно читателям интересно знать, что из многочисленных кб военных лет сейчас сохранились и полноценно работают на наши ввс основанные : Туполевым, Сухим и Микояном. Машины кб Туполева и сейчас основа наших бомберов. Мне очень понравилась песня пилотов т у -22 спетая одним бывшим летчиком начинающаяся словами " На бреющем на бреющем мы прем на Вашингтон.... " правда концовка грустноватая ,но отражающая реалии ядерной войны где победителей в полном понимание этого слова не будет. Он сказал что и американские пилоты ее выучили.

  • Анонимно
    28.06.2015 12:20

    Возможно и я изобретатель велосипеда, как тут назвали одного занудного комментатора публикующего выписки из энциклопедий и это есть в планах начальства . Считаю, что в парке Победы должны быть бюсты Туполева , Петлякова , Королева и Глушко. Их имена тесно связаны с военной Казанью . А почти все послевоенные машины Туполева , включая и первый серийный сверхзвуковой "стратег " делали в Казани . Он, как и ту - 160 и сейчас в строю.

    • Анонимно
      28.06.2015 14:09

      Туполев старший, о котором здесь идет речь, скончался 23 декабря 1972 года и он сам конкретно этим самолетом ТУ-160 не занимался. Сын и зять -да.

      • Анонимно
        28.06.2015 15:26

        Читать нада внимательно. У меня написано, что последние самолеты делало Кб созданное им. Давно нет в живых Микояна, Гуревича, Сухого. А Миги и Су летают.

  • Анонимно
    28.06.2015 15:12

    Типу который считает Кагановича плохим директором. Он был человек чести. В детстве слышал от уважаемого мной человека, что он в заводской столовой сидел за общим столом. А грубоватость была тогда общим стилем. Он решил не подводить брата и попав в опалу застрелился. Никаких политических обвиненй ему не предъяляли. По моему вранье о выдающихся деятелях у вас обоих хобби.

    • Анонимно
      28.06.2015 15:39

      Не надо ла-ла про хорошего Кагановича. У меня дед о нем рассказывал, хамло еще тот. И всё время он хвалился и прикрывался крутыми связями в Москве.

      • Анонимно
        28.06.2015 16:17

        Ваш дед в данном случае не критерий. О любом руководителе той и не только той поры ,можно всякое услышать. А ушел он из жизни достойно. Не выдержали нервы. Никаких политических обвинений ему не предъявляли . От вашего злопыхательства в духе Дэу пишущего гадости даже о Туполеве история не пострадает.

  • Анонимно
    28.06.2015 18:03

    я за главного, за Когановича! Метро и самолеты - они нам подарили!

    • Анонимно
      29.06.2015 18:07

      Согласен, что московкое метро во многом заслуга Л. М. Кагановича. Оно и носило его имя. C самолетами сложнее. Но М. М. Каганович внес определенный вклад и Петлякова был ему благодарен за поддержку своих первых шагов на казанском заводе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль