Общество 
28.06.2015

Искандер Гилязов: «Усредненного портрета татарских «джихадистов» нет»

Лекарство от исторической амнезии. Часть 1-я

Отряд подготовленных немцами татарских «джихадистов» — фанатики или стратеги, бежавшие из плена? Почему интерес к татарскому фольклору первыми проявили немцы, а не сограждане? И почему немецкий эксперимент был обречен на фиаско? Профессор КФУ и автор презентованной на этой неделе книги «Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны» Искандер Гилязов размышляет о незаслуженно забытом периоде в российской истории.

Искандер Гилязов
Искандер Гилязов (фото: tatcenter.ru)

ТАТАРЫ НИКОГДА НЕ БЫЛИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ФАНАТИКАМИ, И НЕМЦЫ В ЭТОМ ПРОСЧИТАЛИСЬ

Вопрос, как отбирали мусульман для пропагандистских лагерей — кто подходит, а кто нет — для меня один из главных вопросов до сих пор. Я ставлю и в книге этот вопрос. Как их вообще, по какому принципу отбирали. Нигде в документах этого не нашел. У немцев есть термин «годный для пропаганды», а критериев нигде нет. Что значит «годный для пропаганды»? У меня есть такое подозрение, что как такового серьезного отбора на самом деле не было. Но я могу это только предполагать. Набирали всех: татары, мусульмане... И только потом уже смотрели — кто как молится, а когда вставал вопрос перенаселения лагерей, кого-то отсеивали. Там же на самом деле территория была небольшой. Так получилось, что максимум был достигнут — 12 тыс. татар, и больше они не могли уже физически там разместить. Два лагеря находились рядом: Вайнбергский, который сами немцы называли Татарским, и так называемый лагерь Полумесяца, в котором находились совсем уже экзотичные военнопленные: индусы, пакистанцы, народы Северной и Центральной Африки, арабы и так далее. Лагеря эти были в подавляющем большинстве татарскими. Там не было узбеков, а если и были, то единицы, там были единицы казахов, там были парочка азербайджанцев, несколько представителей кавказских народов, но 95 - 97% — это были татары и частично башкиры. И поэтому лагерь назывался Татарским.

В годы Первой мировой войны в Германии был накоплен определенный опыт изучения мусульманских и российских народов, и в книге много написано об этом. Там изучали фольклор, музыку, право и обычаи, традиции. Немцы все это фиксировали на пленки, проводили различные исследования антропологи, юристы писали, этнографы работали.

Усредненного портрета татарских «джихадистов» нет. Я почти уверен, что среди них почти не было фанатиков. Вообще религиозный фанатизм для татар не характерен. Нет сведений и в российских довоенных документах, что у нас был исламский фанатизм. Возможно, отдельные персонажи и были, но это не было массовым в любом случае. Для того чтобы оценивать этих людей, данных еще недостаточно, но мне кажется, что большинство из них записались в так называемые «джихадисты» исключительно для того, чтобы каким-то образом изменить свое положение и выбраться из плена. Уехать в Турцию, найти там какую-то возможность для работы. В книге мы приводим письмо одного из военнопленных, который оказался в Турции, судя по всему, один из «джихадистов». Он своего имени не написал из соображений безопасности. Этот мужчина писал своим родным и звал свою жену, если она захочет, переехать к нему в Стамбул. Но потом оказалось так, что в Турции татарских мусульман никто не ждал. А некоторые бывшие военнопленные даже кончали жизнь самоубийством от отчаяния. Этот сюжет до конца еще не изучен. Я знаю, что один мой коллега занимается темой турецких татар — как они адаптировались там.

Первая мировая война

И сами немцы к концу войны отвергли идею джихада. «Священная война» была актуальна в начале — в 1914 - 1915 годах, когда немцы надеялись, что эта идея всколыхнет весь мир. А на деле же оказалось, что мусульманский мир очень разный. И немцы именно в этом просчитались. Именно поэтому их эксперимент провалился.

И в конце войны для немецкой пропаганды стал более актуален мотив возвеличивания Германии. Они далеко смотрели в будущее и хотели внушить людям преимущество Германии перед другими странами. Они понимали, что война закончится, люди вернутся на родину, и для них было важно, чтобы, вернувшись домой, представители разных народов прославляли Германию. Так и было во многом. Многие учились в Германии ремеслам, ведению сельского хозяйства, инженерному делу. А потом, вернувшись, внедряли это у себя. Правда, судьба многих из вернувшихся впоследствии была далеко не завидной.

Русские, татары, киргизы — военнопленные

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПЛЕНА

Есть у меня несколько сведений, что люди, прежде всего интеллигенция, которые были в плену учителями и врачами, обучались в германских вузах, потом просто пропадали. Скажем, был такой Камалетдин Бадретдинов — человек, который не был военнопленным. Он был из Казалинска (город в Казалинском районе Кызылординской области Казахстанаприм. ред.). Он был связан с военнопленными. Он и в лагере появлялся. Он обучался стоматологии в Берлинском университете, защитил диссертацию, преподавал татарский язык в этом университете. Но потом почему-то в 1925 году нелегкая понесла его обратно в Россию. После этого он исчез. Отправился в отпуск — и больше о нем нет сведений. Может быть, в архивах НКВД какие-то материалы и есть...

Или вот очень интересная фигура из деревни Конь Пестречинского района. Из этой деревни был учитель Ибрагим Халимов, он был военнопленным, принимал очень активное участие в жизни военнопленных, печатался в газете «Эль-Джихад», участвовал в театральном кружке, и его привлекали немцы, это описывается в книге, к различным экскурсиям по немецким школам. Их организовывали для учителей. Они все были в восторге после такого от немецкой педагогики, от уровня преподавания, от детей и так далее. Этот Халимов впоследствии вернулся в свою родную деревню, спокойно работал в школе учителем и в 1937 или в 1938 году его, конечно, репрессировали. Потому что, видимо, он пытался каким-то образом привнести что-то новое, то, что он увидел там, в Германии. Для интеллигенции, для гуманитариев, вероятнее всего, исход был предрешен. Для большинства — вряд ли. Я могу предполагать, что тогда, в 1920 - 1930 годах, такого гонения, как скажем, после Второй мировой войны, на тех, кто был в плену, конечно, не было. Не было такого массового неприятия в обществе. Судьба военнопленных — это очень интересный вопрос. И вообще плохо изученный. Никто еще не изучал, как происходит адаптация. То, что описано у Ремарка, — это же потрясающе. Это настолько пронзительно описано, когда люди приходят после войны и не могут себя найти. Может, у нас кто-нибудь сможет такие параллели найти.

Мусульмане принимают присягу в войсках

В отличие от Второй мировой войны в годы Первой мировой не было массовых переходов солдат-мусульман на сторону Германии. Потому что тогда немцы не организовали по-настоящему действенной пропаганды. Немецкая пропаганда против российской армии оказалась не слишком успешной. А во время Второй мировой войны она была очень активной. Там они просто забрасывали нас миллионами листовок, и они читались. Я уверен почти на 100%, что люди, которые воевали во время Второй мировой войны, практически ничего не знали о том, что происходило в начале прошлого века. То, что мы сейчас поднимаем и изучаем, кто об этом знал 20 лет назад? Где-то, может, что-то слышал, но не более того. Ни 30, ни 40 лет назад ничего не знали об этом. Опять же, если брать советских граждан, которые были очень четко под контролем пропаганды. И распространение самой информации было весьма затруднено.

Большинство солдат-мусульман записались в так называемые «джихадисты» исключительно для того, чтобы выбраться из плена, уехать в Турцию, найти там какую-то возможность для работы

Вообще, я считаю, что отношение к Первой мировой войне у нас в обществе пока не сформировалось. Достойного, нормального отношения. Хотя эта война в истории нашей страны, не только татар, сыграла ключевую роль. Если бы не было ее, то не было бы и трагических событий середины века. Германия проиграла и на волне этого возмущения поднялся национализм. Хоть и говорят, что у истории нет сослагательного наклонения, в данном случае эта связь прослеживается абсолютно четко. Мы слишком ее политизировали, мы слишком ее принижали, а война затронула миллионы людей. Это наши граждане, это наша страна.

В любом случае памятники героям той войны должны быть. И они появляются потихоньку. В Калининграде есть такой. И татарским солдатам-мусульманам должен быть памятник. Потому что они составляли 10% русской армии, а это немалая цифра. Они наравне со всеми проливали кровь за нашу страну на той войне. И Первая мировая война достойна того, чтобы о ней помнили, чтобы учились и вспоминали тех, кто отдал свою жизнь. Сам я к памятникам отношусь достаточно настороженно. Есть такая вещь, как вкус. Памятник должен быть скромным. Тем более когда устанавливается в память о погибших. Он не должен быть помпезным, он должен наводить людей на грустные размышления. Чтобы у людей что-то в памяти осталось и всколыхнулось, памятник же от слова «память». Не должно возникать желания залезть на него. Посмотрите, что сейчас происходит, какие-то девицы голые фотографируются около монументов, около вечного огня происходят какие-то жуткие вещи. Я читаю, и меня охватывает ужас. Люди даже не понимают, что они делают не так. И это надо менять.

Искандер Гилязов, профессор КФУ,
директор Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ

Продолжение следует.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.06.2015 11:15

    Очень интересный материал, ждем 2 часть

  • Анонимно
    28.06.2015 11:37

    Вот мне интересно, если татары составляли 10% русской армии, то почему численность татар всегда пишут, что составляет около 4%, возможно при переписи всегда занижают численность татар и нас не 5 млн, а все 15, а это уже серьезная численность нации, с которым придется считаться

    • Анонимно
      28.06.2015 15:01

      По социологическим данным 70-х годов, проводившихся по 5 этническим группам СССР, в том числе и татар, данные весьма интересные. Исследовали вопросы семейной идентификации (по татарам) вне Татарской АССР. Так в семьях, где отец -татарин, а мать -русская, национальность отца принимали 10 процентов детей. А в семьях, где отец-русский, а мать -татарка, национальность матери принимало 0 процентов детей. В итоге сами можете посчитать, какой процент татарской национальности ушёл в небытие.Учитывая, что до революции семьи татар были мононациональными, то цифра в 10 процентов татар в Армии -это реально.

      • Анонимно
        28.06.2015 16:49

        В 70-ые процент смешанных браков среди татар был еще очень низким, поэтому они никак не влияли на численность татар

        • Анонимно
          28.06.2015 18:40

          Среди татар где?

        • Анонимно
          29.06.2015 01:15

          Да ну. Мало разве 35-45 летних людей из смешанных семей? Среди одноклассников не меньше четверти таких было точно.

    • Анонимно
      29.06.2015 01:23

      Глупости пишете. В РТ на бедолаг переписчиков даже планы спускают, сколько они татар должны подать (под угрозой неоплаты труда за невыполнение), и это вопрос который нужно широко оглашать и поднимать, на тот момент правда мужества как-то не хватило, по молодости((. Так что итак все преувеличено в вашу пользу, не переживайте так.

      • Анонимно
        29.06.2015 10:54

        Думаю такие цифры более реальные, чем нам предоставляют http://www.islamnews.ru/news-463314.html

  • Анонимно
    28.06.2015 12:07

    Потому, что один татарин за десятерых шел😜

    • идущий
      28.06.2015 14:13

      Дело в том, что в царской России под татарами понимали практически все тюркоязычные народы Российской империи. Это не только сами татары, но и предки нынешних азербайджанцев, кавказских татар (балкарцев, карачаевцев), кумыков, ногайцев, среднеазиатские народы и т.д. Вот и весь сказ. Плюс конечно же сыграло свою роль и ассимиляция татар нашей страны, что опять таки не добавляет ей численности....

      • Анонимно
        28.06.2015 14:28

        Азербайджанцы и карачаевцы и др. тюркские народы кавказа служили в дикой дивизии, а здесь автор под татарами явно подразумевает именно поволжских татар, на самом деле татар в реальности около 15 млн именно татар у которых родители ( и мама и папа) татары.

        • Анонимно
          28.06.2015 15:56

          Согласен с вами, что автор подразумевает под татарами поволжских и сибирских татар (в нынешнем понимании). Основной посыл здесь в том, что для регулярной ,строевой,армии того времени необходимо начальное образование и минимальное знание русского языка. Так что татары соответствовали тем требованиям.что касается других тюркоязычных Российской империи, то даже к 1941 году с этими требованиями в основном были большие проблемы. Поэтому к 42 году все национальные части были расформированы, и большая часть состава возвращена в места проживания. Практически с 43 года призыв других национальностей , кроме основных 5-6, был прекращён.

          • Анонимно
            28.06.2015 16:26

            До революции татары и служили в национальных частях, там были и муллы армейские. Русский язык татары знали плохо, а то и вовсе не знали. В связи с этим возникали разные коллизии, это описано в литературе. При царе был лейб-гвардии татарский уланский полк из польских и литовских татар.

            • Анонимно
              28.06.2015 21:46

              Можно подробнее рассказать о татарских полках русской армии?

              • Анонимно
                28.06.2015 22:31

                Цитирую.Интересно отметить активное участие в Первой мировой войне литовских татар, многие из которых служили офицерами в русской армии, а некоторые из них стали известными генералами. Так, генерал-майор Я.Д.Юзефович, командовавший в 1914–1916 гг. 12-й армией и за мужество на фронте награжденный высшими наградами России, Франции, Англии и Испании, 8 апреля 1917 года был назначен генерал-квартирмейстером при Верховном главнокомандующем русской армией, а 12 мая — первым генерал-квартирмейстером (Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 — лето 1918 г.). М., 2004. С. 121). Генерал-майором артиллерии был литовский татарин Степан Иванович Туган-Барановский («магометанского вероисповедания», похороненный на мусульманском кладбище в Москве). Сын его, Лев Степанович, полковник Генерального штаба, принимал активное участие в Февральской революции 1917 г. и стал одним из ближайших помощников главы Временного правительства, А. Керенского.Прославился в ходе войны и Крымский конный полк. Татары составляли до 80% личного состава этого полка (всего около 800 всадников), в списках которого, между прочим, с 1908 г. состоял и Николай II. Несмотря на такое численное соотношение мусульман и немусульман, после Февральской революции командир полка поднял вопрос о создании отдельного крымско-татарского полка — по его мнению, это дало бы «возможность мусульманам служить вместе и соблюдать все правила религии».Дэу эти, изучающий родные языки

              • Анонимно
                28.06.2015 22:45

                Наберите в поисковике Google слова "татарский уланский полк" - масса материалов выходит.

            • М.К.
              25.11.2015 15:23

              нацмональные части - татарские и украинские, в первую очередь, возникли после февраля 1917 года.А эти лейб-гвардии не более чем экзотика.татары, до февраля 1917 года, служили на общих основаниях - в армии, на флоте, в гвардии, в т.ч. в морской гвардии и гвардейской кавалерии.

  • Анонимно
    28.06.2015 13:24

    Честно говоря, киргизов в действующую армию Царское правительство не брало - только на тыловые работы. И даже из-за призыва в "трудармию" случился бунт в 1916 году, которые киргизы сейчас отмечают как национально-освободительное движение.Подпись под фотографией спорная. Может быть это казахи, которых часто по незнанию называли киргизами. Часть казахов из малых джузов выборочно в армию все-таки призывали.Дэу эти, изучающий родные языки

    • Анонимно
      28.06.2015 17:28

      И сколько у этого Дэу родных языков? Прям полиглот какой то . У меня родной язык один - татарский. Так учил нас Тукай. Наверное он просто неверно формулирует "изучающий родные языки " ,как говорят о таких: "культур-мультур " пока не хватает. Но к Пенсии выучит.

      • Анонимно
        28.06.2015 19:33

        Дымсуда – сабакка…Корыда – тамырга…Адем баласынаХэтта шул билчэнненГыйбрэтлэр алырга.In the rainy summer water getsTo the stemAnd if it’s a hot one to the roots,Remember sometime,Oh the sons of Adam,The wise sekretsOf the stubborn thistle.Nemli yerde dala,Colde koke iner…Ademogluna,Su dikenden bileIbret almak yeter…Дождливым летом – воду в стебли,И в корни – если знойно лето…Хоть иногда, о сын Адама,Ты жизнестойкости осотаПрипомни мудрые секреты…Дэу эти, изучающий родные языки

  • Анонимно
    28.06.2015 14:56

    Если помните до 136 года казахстан назывался киргизской асср, однако!

  • Анонимно
    28.06.2015 17:50

    про якутов в плену почему ничего не пишут?

    • Анонимно
      28.06.2015 18:28

      Пишите про якутов в плену, кто мешает?

    • Анонимно
      29.06.2015 08:17

      Бюджет пока не выделили. Будет бюджет - будут писать. За бюжетные деньги - все будет.

      • Анонимно
        29.06.2015 09:48

        Так в Якутии золото и алмазы же добывают. Почему из бюджета Якутии не выделяются деньги на изучение истории якутов?

  • Анонимно
    28.06.2015 22:17

    Айе, Беренче Ботендонья сугышында катнашкан татар гаскарляреня хяйкял куярга киряк. Лякин, хорматле Искандяр-афенди, акча, акча каян алабыз? Ник шул турында бер дя суз язмыйсыз? Куктян мя тошя безгя акча? Алля бер меценатны таптыгыз? Алля узегезнен акча бармы? Хазер бит инде сезнен китабыгыз бик тиз сатыла. Халыкка реклама ясадыгыз, ишетеля, ряхмят, сер тугел. Директор да булып хезмят хакы аласыз. Бер капчыкка этереп куйдыгыз инде алтынарын хям котясез. Тарихчы, анларга киряк, без ботенебез суз айтергя оста. Авыздан чыккан да очып киткян, бар - тот. Жинел инде яшяргя шулай.

  • Анонимно
    29.06.2015 11:08

    книгу то где можно приобрести?

    • Анонимно
      29.06.2015 20:10

      В магазине ТАТМЕДИА, Декабристов 2.Дэу эти, изучающий родные языки

  • Анонимно
    30.06.2015 08:06

    Дэу. Не надо вам засорять информационное пространство газеты печатая вещи которые можно найти в поисковике. Вот если бы нашли, что то новое в архиве другое дело. Не обременяйте труд модератора он ведь вынужден всю эту информацию что " Волга впадает в Каспийское море " читать. Попробуйте поработать в архивах может действительно, что то новое найдете.

  • Анонимно
    30.06.2015 10:09

    Дэу эфенде. Судя по всему, времени у вас много. Вместо перписывания давно известных фактов, о чем уже написал вам другой комментатор, попробуйте выяснить кто из видных татарских офицеров участвовал в боевых действиях антибольшевистских сил. Имею в виду не литовских или польских,о них написано полно, а казанских или поволжских татар. Было было бы намного интереснее переписывания давно известной информации . Попробуйте, уверен,что будет интересно всем.

  • Анонимно
    20.07.2015 17:52

    На карте-атласе 1907г. на территории Поволжья татары вообще не значатся. Татары указаны только на территории Кавказа, имеются ввиду азербайджанцы и другие народы. http://periskop.livejournal.com/596220.htmlПоволжские татары были организованы большевиками только в 1926г. Касаемо литовских и польских татары. Они в основном потомки ногаев-воинов, которых европейцы с подачи русских считали татарами. Как видите и они не имеют никакого отношения к казанским татарам. Скорее всего немцы тоже мало разбирались в татарской самоиндефикации.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen