Общество 
3.07.2015

УФАС «клюнул» на обещание Энергобанка «оплатить любой каприз»

Антимонопольщики и банк поспорили о том, чьи деньги выдаются в кредит

Комичное дело о рекламе рассматривает УФАС по РТ. В центре внимания оказался слоган «Любой каприз за наши деньги», использованный Энергобанком в рекламе потребкредитов. Антимонопольщики считают, что это обман, ведь кредит надо возвращать, да еще и с процентами, а значит, никакой халявы нет. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что раз в рекламе есть слово «кредит», банк никого в заблуждение не вводил.

«КАПРИЗЫ» ЭНЕРГОБАНКА НЕ ПОНРАВИЛИСЬ АНТИМОНОПОЛЬЩИКАМ

Сразу три дела в отношении Энергобанка завел УФАС по РТ. В вину банку ставится один из слоганов рекламной кампании по продвижению кредитов банка: «Любой каприз за наши деньги». Антимонопольщики считают, что «указание на то, что потребности заемщика удовлетворяются за счет банка не соответствует действительности». По мнению УФАС по РТ, банк вводил потребителей в заблуждение, пытаясь скрыть от них тот факт, что получатель кредита всегда платит за свои капризы сам.

Первое дело возбуждено по факту распространения в период с августа по сентябрь 2014 года в эфире телеканала «СТС-Нижнекамск» рекламного ролика в котором был такой текст: «Теперь за наши деньги для вас любой каприз. Потребительские кредиты на выгодных условиях. Энергобанк! Любой каприз за наши деньги». Параллельно дело возбуждено и по факту размещения на территории проходной завода ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» рекламы потребительских кредитов, автокредитов и ипотеки Энергобанка с аналогичным слоганом. На заводе данная реклама размещалась по договору от августа 2014 года.

В Энергобанке нашему изданию прокомментировали, что УФАС провел у них выездную проверку за три предшествующих года и инициировал привлечение банка к ответственности за три рекламные акции, которые распространялись в разные периоды 2014 года. «Других вопросов к банку у проверяющих не возникло», — подчеркивают в Энергобанке, добавляя, что жалоб со стороны конкретных потребителей ни в УФАС, ни в банк также не поступало.

При этом корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил, что плакаты данной рекламной акции можно до сих пор найти в архивных страницах на сайте и группы в соцсети Энергобанка.

«ИЗНАЧАЛЬНО ДЕНЬГИ ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ БАНКА»

На состоявшемся в конце июня заседании в УФАС по РТ Энергобанк заявил, что категорически не согласен с претензиями антимонопольщиков. По мнению банка, упоминание в рекламе слова «кредит» однозначно сигнализирует о том, что передача денег предусматривает возмездность и возврат.

Представитель «Энергобанка» Булат Гильфанов глубоко погрузился в тонкости русского языка и финансового права. По его мнению, в момент предложения кредита денежные средства являются собственностью банка, и именно это подразумевается в фразе: «Любой каприз за наши деньги». Со ссылкой на законы он изложил следующую формулу: «Изначально деньги являются собственностью банка, и только в результате рассмотрения кредитной заявки и выдачи кредита они временно становятся собственностью потребителя и подлежат обязательному возврату с процентами».

В итоге комиссия УФАС по РТ объявила об отложении рассмотрения дела на более поздний срок, дата нового заседания не озвучивалась. При этом заместитель руководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел отметил, что в данной рекламе также усматриваются и признаки нарушения другой нормы закона: содержание в ней несоответствующих действительности сведений о характеристиках товара.

НАЕЗД НА АВТОКРЕДИТ

Третье дело в отношении банка заведено из-за рекламы на альметьевском телевидении со следующим текстом: «В Энергобанке автонедели! Низкие ставки, если успели. Оформить кредит на покупку авто. Автокредиты — самое то. Очень низкие ставки на кредитование новых машин на 7 недель срока кредита. Энергобанк». Но тут претензии банальные. УФАС отмечает, что согласно закону о рекламе, если в ней указано хотя бы одно существенное условие (в данном случае — 7 недель кредита), то должны быть указаны и другие существенные условия, такие как процентная ставка, срок возврата кредита и прочее.

Относительно данного дела банк также считает, что нарушения отсутствуют: они говорили не о сроке кредита как таковом (указав который они должны были указать и все остальные), а всего лишь о льготном периоде (части срока) продолжительностью 7 недель. Таким образом, «ни одно из условий, определяющих стоимость кредита, в рекламе не было указано, все условия потребитель мог получить непосредственно в банке».

Кроме того, Энергобанк заявляет, что закон предусматривает раскрытие в рекламе условий кредита, влияющих на увеличение расходов потребителя. В лозунге же банка содержится «прямое указание на уменьшенную процентную ставку в течение льготного периода, что однозначно нельзя расценивать как ухудшение положения потребителя».

РЕКЛАМА КРЕДИТОВ ПРОХОДИТ ДВОЙНУЮ ПРОВЕРКУ

«БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов в области рекламы и юриспруденции о данной коллизии.

Анна Мингазова — старший юрист коллегии адвокатов Sergis:

— Во многом практика рассмотрения дел о недобросовестной рекламе имеет оценочный характер и требует привлечения экспертов-филологов и системного толкования тех или иных рекламных слоганов в общем контексте. Относительно спора по «капризам» антимонопольщики расценивают ее как нарушение закона о рекламе. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что год назад вступил в силу закон о потребительском кредите, который устанавливает специальный порядок раскрытия существенных условий заключаемого договора потребителям, а именно по месту оказания услуги, то есть в помещении банка.

Наличие нарушений в деле «о 7 неделях срока кредита», на наш взгляд, не является очевидным.

Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа по каждому конкретному делу на юридических лиц в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Отметим, что сейчас рассматривается законопроект, согласно которому планируется поднять минимальный штраф до 300 тысяч рублей, а максимальную санкцию — до 800 тысяч рублей. Эти санкции будут касаться нарушений, которые будут выявлены в будущем.

Привлечение организаций, в том числе банков, за нарушение требований закона о рекламе носит частый характер в антимонопольной практике. Можно вспомнить практику по рекламе самарского банка «Экспресс-Волга», оштрафованного на 100 тысяч рублей за то, что указал только сумму и срок предоставления кредита, не раскрыв иные условия кредитования, включая эффективную процентную ставку.

Ольга Глухова — директор рекламного агентства «Виват»:

— Над каждым рекламным обращением помимо креаторов и копирайтеров работают и юристы — особенно в банках. Также реклама контролируется и юридической службой телерадиокомпаний, которые выпускают этот ролик в трансляцию. И если он был допущен к трансляции, значит юристы были уверены, что абсолютно все условия соблюдены.

Такое количество перепроверок вызвано тем, что реклама банковских продуктов, а также квартир в жилых комплексах всегда связана с огромным количеством условий, которым должно соответствовать рекламное обращение, чтобы ни в коем случае не нарушать законы.

Я не считаю, что слоган банка был на грани. Все абсолютно понятно и четко расписано. Банк по сути предоставляет людям возможности и говорит: «Возьмите наши деньги и исполните свою мечту». Не вижу никакого подтекста, тем более было указано, что это именно кредит.

Справка

ОАО АКБ «Энергобанк» (данные с официального сайта банка) основан в марте 1989 года. Уставный капитал банка составляет 2 137 400 000 рублей и разделен на 21 374 000 штук обыкновенных именных акций.

Сведения об акционере, владеющем долей более 1% голосующих акций АКБ «Энергобанк» (ОАО): закрытое акционерное общество «Эдельвейс Корпорейшн», доля участия — 98,72% голосующих акций общества.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.07.2015 08:32

    Предлагаю УФАСУ по РТ заняться другой проблемой:на улицах Казани установлены многочисленные указатели коммерческих фирм в форме дорожных знаков,что грубо нарушает "Закон о рекламе"...

  • Анонимно
    3.07.2015 09:21

    Хорошая идея-убрать дорожные знаки...Можно еще убрать Бегущую строку,чтобы люди смогли спокойно смотреть любимые передачи....Только в "Третьей" столице такая убогость идет по телевизору....

  • Анонимно
    3.07.2015 09:35

    Занятная работа у УФАС)

  • Анонимно
    3.07.2015 09:48

    Я согласен с УФАС, сам с полгода назад видел эту рекламу и тогда ещё показалась на грани.

  • Анонимно
    3.07.2015 09:50

    Если Уфас не занимается Бегущей строкой,значит это кому то выгодно? А что мы еще должны думать? Дайте спокойно посмотреть художественные фильмы на РЕН-ТВ !

  • Анонимно
    3.07.2015 10:10

    Если обнаружение со стороны УФАС по РТ признаков нарушения Закона о "Рекламе" было на основании выездной плановой проверки за последние 3 года, как указано в данной статье, то все становится понятно. Они просто должны были что-нибудь обнаружить.

  • Анонимно
    3.07.2015 10:55

    Занимаются ерундой.

  • Анонимно
    3.07.2015 11:14

    "Наши деньги" - это не Ваши деньги, а деньги вкладчиков и акционеров.

  • Анонимно
    3.07.2015 12:20

    Мы берем деньги в кредит и отдаем в два раза больше, какие это деньги банка? Это наши деньги, а банки за счёт наших денег обогащаются! Правильно УФАС! Молодцы! Так держать!

  • Анонимно
    3.07.2015 12:52

    Я все понял. Я хочу на работу в УФАС. Тут целый день цифры, расчеты, звонки, переговоры, а здесь взял словарик Даля для пущей важности и ходи читай что на заборах пишут! А потом совместно с продавцами воздуха (рекламщики) с раздутыми щеками обсуждать важность вопроса. БО вы ведь серьезное и уважаемое издание, вам то зачем эта вся ерунда нужна?!

    • Анонимно
      3.07.2015 15:35

      Реклама двигатель торговли, а не ерунда. Когда как в девяностые начнут лапшу на уши на каждом заборе вешать, тогда призадумаетесь.

    • Анонимно
      4.07.2015 08:06

      УФАС, займитесь делом! За банками есть контроль со стороны ЦБ и кредитный риск это их забота! А клиенты, прежде чем брать кредит, должны рассчитать свою платежеспособность не на 2-3 месяца, а на весь срок кредита.

  • Анонимно
    3.07.2015 17:53

    Скоро к церкви предьяву сделают за воздух и землю ибо \"В первый день сотворил.....\"

  • Анонимно
    4.07.2015 05:19

    Деньги не банка ... а вкладчиков, Центробанка, операционные деньги... Только проценты по договору банка... Филологи собрались)))

  • Анонимно
    4.07.2015 09:11

    Дело действительно комичное

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen