Культура 
11.07.2015

Челнинские кукольники проводят форум, ищут Бога и надеются на лучшие времена

Почему в автограде может исчезнуть театр для самых маленьких зрителей?

Набережные Челны в начале июля приняли образовательный форум для российских кукольников под названием «Рабочая лошадка». Коллеги из разных регионов стали участниками тренингов и мастер-классов, а местный театр кукол показывал собственные спектакли... в бывшем здании школы. Завлит театра им. Камала Нияз Игламов в статье для «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как выживают в нынешних условиях театральные «рабочие лошадки» из полумиллионного города, но опасается за их будущее.

К ВОПРОСУ О «ЧЕЛНИНСКОМ ФЕНОМЕНЕ»

Самый старый в Набережных Челнах профессиональный театр — театр кукол. Насколько само слово «старый» применимо к учреждению культуры молодого города с древней историей. Проектировался и строился автоград быстро. За несколько лет из маленького старинного городка вырос промышленный гигант, сегодня обгоняющий по целому ряду показателей многие областные центры. В 70-е население росло на 30 - 40 тыс. ежегодно, достигнув к концу следующего десятилетия отметки в полмиллиона человек. По странному стечению обстоятельств обычно чуткое к таким вещам советское руководство при строительстве города абсолютно не учло духовные запросы челнинцев. Не был построен ни один концертный зал, ни один театр, лишь дома культуры. Словно простому рабочему люду и дела нет до театрального искусства. Шли годы. Молодые люди, съехавшиеся по комсомольским путевкам со всей страны для строительства Камского автогиганта, обзаводились семьями, в которых рождались дети — коренные челнинцы.

Очевидно, любым социальным стратам присуща тяга к исполнительскому творчеству и зрительскому сотворчеству. В городе одна за другой стали возникать самодеятельные театральные студии. Располагались они на случайной территории: при заводских ДК, в подвальчиках, в других неприспособленных для профессионального служения Мельпомене и Талии местах. Нет, конечно, для небольшого поискового театра вполне подойдет и подвальчик, но город в полмиллиона остро нуждался в крупных профессиональных театрах, способных обслужить максимальное количество жителей. Что и говорить, для того чтобы где-то развивался экспериментальный театр, по соседству необходимо иметь крупные репертуарные стационары. «Эксперимент» ведь понятие, обретающее смысл в сравнении. Уже давно Челны — не только город рабочих, но и огромной массы служащих, интеллигенции, студенческой молодежи, а самое главное — в городе много детей, но специальных театральных зданий как не было, так и нет. Этот вопрос располагается на самой отдаленной периферии интересов чиновников.

Кому нужны театры? У нас же столько других важных проблем. Зато на голубом глазу мы честим молодежь, дескать, она сейчас пошла не та. А какой еще она может быть? Даю руку на отсечение, но печально знаменитый «челнинский феномен» преступных группировок в значительной степени является следствием узости, неразвитости духовного мира подростков. А где еще формироваться духовному миру, эмоциональной открытости, состраданию к ближнему, как не в театре?! А пока... Возникший на излете перестройки на волне национального самосознания татарский театр ютится в помещении бывшего то ли райкома партии, то ли дома профсоюзов. Получивший муниципальный статус театр «Мастеровые», кстати, родившийся из студийного театрального движения, не в лучшей ситуации. Но хуже всего, несправедливее всего, отвратительнее всего, что маленькие челнинцы впервые знакомятся с волшебством театра кукольной сказки в категорически неподходящем для этой цели помещении бывшей школы.

У РУКОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ И ГОРОДА В ЗАПАСЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ

На сайте Набережночелнинского театра кукол в разделе «История» можно найти такую вот трогательную информацию: «30 декабря 1987 года и стал днем рождения театра для малышей. А потом Александр Янкелевич (первый художественный руководитель театра прим. ред.) нашел заброшенную школу, в которой ему главный начальник города разрешил занять часть здания под театр, и начались чудеса. Школьная раздевалка превратилась в театральный гардероб, холл — в фойе театра, школьный коридор — в галерею с портретами актеров. И вдруг после этих превращений в театре запели птицы! Да-да! Это правда, и еще много лет горожане называли театр кукол домом детей и птиц».

Мило, не так ли? Какой приятный для чтения текст! И горький, стоит над ним поразмыслить! Прошло почти 30 лет, а воз и ныне там. Здание школы выглядит отталкивающе невзрачно, и ощущение необжитости, заброшенности, огромных серых пространств, угрюмого советского стиля типовой застройки не покидает эти места. А соседство со спортивной секцией, экологическим центром и автошколой! А само расположение театра кукол в глубине дворов, куда еще нужно суметь отыскать дорогу! Далеко не каждый прохожий сумеет подсказать путь к нему. Челнинцы вообще плохо осведомлены, что в их городе работают три по-своему замечательных театра: татарский, русский и кукольный. Как в таких условиях быть коллективу театра кукол конкурентоспособным, привлекательным, интересным детям...

Конечно, пройдя в зрительный зал сквозь череду коридоров, дети так или иначе становятся свидетелями театрального волшебства. Однако современный театр кукол (да и театр вообще) — крайне техничный, технологичный вид искусства. А отсутствие верховых механизмов и нормальной световой и звуковой аппаратуры, убогая машинерия, неприспособленность сцены, плохая вентиляция, неудобные места для зрителей не позволяют челнинским кукольникам прыгнуть выше собственной головы. Плюс ко всему театр с завидной регулярностью достойной лучшего применения то закрывают, то вновь открывают пожарники...

Это привело к тому, что из театра ушли и продолжают уходить актеры, остаются только самые преданные, самые стойкие, а пригласить кого-то на место покинувших труппу весьма проблематично. Но можно ли винить их, избравших иной удел? Ведь жизнь одна, а отсутствие серьезных творческих перспектив губительно сказывается на атмосфере в коллективе. В какие только инстанции не писали письма кукольники, мамы и папы челнинской детворы. Буквально на каждом совещании-мероприятии с участием деятелей культуры и первых, вторых и прочих лиц республики директор театра Зухра Митрофанова поднимает (иногда от безысходности совершенно неуместно) вопрос о новом здании. В ответ звучат самые искренние заверения, что, мол, вот-вот приступим к решению вопроса, но с каждым прожитым сезоном надежды убывают, и сил терпеть и ждать все меньше и меньше.

Без тени сомнения скажу так. У руководства республики и города в запасе всего несколько лет, чтобы построить здание кукольникам и оснастить его. Все возможные сроки вышли. Через некоторое время в Набережных Челнах не станет театра кукол, он просто прекратит свое существование по объективным причинам. И что вы, дорогие чиновники всех ранжиров, на словах так любящие детей, будете делать с демонстрациями осатаневших родителей и школьных учителей? Спишете на происки госдепа, распихаете недовольных по кутузкам?

Зухра Митрофанова
Зухра Митрофанова

ЧТО ТАКОЕ «РАБОЧАЯ ЛОШАДКА»?

Отрадно лишь одно. Даже в этих непростых условиях театр не сдается: выпускает любопытные премьеры, обслуживает детские сады и школы, ездит на гастроли и фестивали, с 2008 года проводит собственный фестиваль «Рабочая лошадка» с уникальной концепцией. Теперь вот дело дошло до театрального образовательного форума под тем же брендом.

Но пару слов о самой «Рабочей лошадке». Как видно по названию, это фестиваль не самых выдающихся, экспериментальных, претендующих на театральные открытия работ. И действительно, есть в репертуаре российских театров кукол спектакли, которыми прирастает их профессиональная репутация, а есть те, которые «кормят» театр и активно востребованы маленьким зрителем, мамами и папами. Эти спектакли, как правило, рассчитаны на выезды в школы и садики, они малофигурны, просты в оформлении, в них редко играют больше трех-четырех актеров. Давно подмечено, что дети любят повторно смотреть понравившиеся им сказки, сюжеты, «закреплять» увиденные мультфильмы театральными постановками. Поэтому среди названий непременные «Три поросенка», «Винни Пух», «Красная шапочка», «38 попугаев», «Бука». Эти и другие ходовые названия идут практически во всех театрах страны, и именно они ярче других обнажают проблемные зоны российского театра кукол.

Внешне простой, незатейливый спектакль требует большой ответственности, постановочной и исполнительской культуры, отменного владения ремеслом. И в то же время подобный материал как нельзя лучше позволяет схалтурить, воспользоваться режиссерским переносом, стандартизировать решение, играть спустя рукава. Поэтому появление фестиваля «Рабочая лошадка» в профессиональной среде поначалу было воспринято отчасти с усмешкой, отчасти с непониманием. Однако постепенно фестиваль занял свою особую нишу среди многочисленных кукольных смотров и конкурсов. Более того, последний по времени фестиваль, состоявшийся в прошлом году, убедительно показал, что художественный и исполнительский уровень «рабочих лошадок» театров кукол заметно вырос. Принципиальные, без каких-либо скидок, обсуждения «кассовых» спектаклей ведущими специалистами, теоретиками и практиками театра кукол (В. Шрайман, В. Куприн, М. Супонин, А. Гончаренко и др.) оказали свое влияние на театральный процесс, изменили отношение к «рабочим лошадкам» в самих театрах.

На круглом столе руководители театров неоднократно подчеркивали нужность и своевременность возникновения фестиваля. Хотя это ни разу прежде не декларировалось, но уже сама идея «Рабочей лошадки» несет в себе образовательное зерно, это своего рода фестиваль-лаборатория, где все внимание членов жюри, гостей, участников сосредоточено на сугубо технических моментах: разборе пьесы, постановочном решении, художественном и музыкальном оформлении, вождении кукол различных систем, речевой характерности и пр. Вполне закономерно, что фестиваль породил идею театрального образовательного форума.

ТЕАТР КУКОЛ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Итак, на неделю, с 29 июня по 5 июля, Набережные Челны стали образовательным центром для российских кукольников. На I межрегиональный форум собрались коллеги из соседних регионов, представители театров Ижевска, Чебоксар, Уфы, Самары, Волгограда, Кстово, Ульяновска, Саранска, Озерска. Среди участников были не только творческие работники: режиссеры, художники, актеры, но и директора, их заместители по разным направлениям деятельности, завлиты, рекламщики, специалисты по связям с общественностью. Работали три секции: «Современный театр кукол, маркетинг и PR», «Теория театра и театральная критика» и «Мастерство актера театра кукол». Надо подчеркнуть, что каждый из педагогов разработал оригинальную программу семинаров и мастер-классов специально для форума. Это не просто слова, ведь образовательные программы для кукольников системно проводит лишь СТД РФ. Последний по времени образовательный форум Приволжского федерального округа состоялся в Нижнем Новгороде в 2009 году. Есть секция театра кукол театрально-образовательного форума «Науруз». Вот, пожалуй, и все в нашем регионе. На отдельных кукольных фестивалях ведущие специалисты проводят свои мастер-классы, но такая практика лишена системы, это программа-офф. Поэтому челнинцы сделали уверенный шаг вперед по первопутку.

Главный специалист кабинета детских театров и театров кукол союза театральных деятелей России, кандидат искусствоведения Алексей Гончаренко выступил с циклом видеолекций о современном театре кукол. Искусство играющей куклы переживает сегодня непростые времена — меняются видовые границы жанра. Сам театр кукол активно использует приемы и возможности смежных искусств, мультимедиа, новейшие инженерно-технические разработки, видеоарт, предметы и объекты, пространственные формы, инсталляции. С другой стороны, многие из указанных направлений современного искусства вторгаются на территорию театра кукол, не становясь при этом искусством действия, но так или иначе используя кукольную эстетику и влияя на характер и способы подачи театрального текста. Драматический театр уже давно освоил многие из приемов и подходов театра кукол, но ведь и театр кукол когда-то, в 70-е, активно перенимал завоевания драматического театра. В целом театр кукол на современном этапе испытывает общие веяния времени — кроссжанровые постановки занимают все большее место в репертуаре, размываются видовые границы, активно идет авторский поиск, получают развитие социально ориентированные постановки.

Театровед из Уфы Дина Давлетшина провела семинар «Сказка: смысл и интерпретация», на котором знакомые с детства истории про Курочку Рябу и Колобка, были проанализированы в динамике трансформации сюжета — от фольклорно-обрядовых истоков до наших дней. В современной сказке, обращающейся к известному сюжету, метафорическая первооснова замещается бытовой характерностью, и это следует учесть всем, кто причастен к репертуарной политике театров. Сказочный фольклор — это не просто набор фантастических персонажей в волшебных ситуациях, но образ жизни многих поколений, в современных городских условиях символика старых сказок должна обрести новое содержание и адекватную ему форму.

Директор по PR и маркетингу театра им. Камала Айгуль Давлетшина подготовила и провела семинар, в рамках которого раскрыла вопросы практического применения инструментов связи с общественностью и маркетинга в театральной сфере. Затронула вопросы формирования положительного имиджа театра, активного использования интернет-технологий и социальных сетей. Все на примере конкретных кейсов, конкретных примеров.

Мы с ведущим специалистом отдела творческих программ СТД РТ Адилей Хайбуллиной провели семинар по театральной критике, на котором детально разобрали «Золушку» Шварца и говорили об основных принципах обсуждения спектакля и написания рецензии.

РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛНИНСКИХ КУКОЛЬНИКОВ СПРОЕЦИРОВАЛИСЬ НА ИХ ОТНОШЕНИЯ С РЕПЕРТУАРОМ

Но, вне всякого сомнения, самой полезно-изнурительной для участников и одновременно наиболее ярко выявляющей пороки ремесла стала работа актерской секции. А что поделать? Ведь, в конце концов, некий театр может отставать в вопросах позиционирования, работы со зрителем, грантонаписания, даже быть несведущ в актуальных тенденциях своего искусства, уже не говоря об умении завлитов разбирать пьесы и спектакли. Все это несложно исправить при наличии желания. Однако в театре кукол, испытывающем проблемы с вождением, сценической речью и движением в живом плане, налицо серьезные проблемы. К счастью, исходя из профессиональной оснащенности участников, речь на форуме шла в основном о деталях. Но ведь и в них, как известно, водится черт.

Мастерство кукловождения актеры и режиссеры оттачивали под руководством нашей соотечественницы, живущей и работающей во Франции, актрисы и режиссера Елены Гусевой. Ведущий кукловод знаменитого Воронежского театра кукол «Шут» эпохи замечательного режиссера Валерия Вольховского сегодня занимается социальным театром в Париже. Елена — непревзойденный мастер вождения самой расхожей в наших палестинах планшетной куклы.

Огромную работу проделала доцент ГИТИС, специалист по сценической речи, кандидат искусствоведения Ирина Автушенко. Речь современных кукольников безбожно засорена и малограмотна. Но это общая актерская проблема, в драматических театрах ситуация не лучше. А взгляните на ТВ — 90% дикторов делают ошибки в ударениях и «глотают» окончания. О какой «полетности» звука, о каких смысловых акцентах текста может идти речь. И все же. Всего за пять дней эти очаровательные женщины сумели вытащить из 50 кукольников дремавшие в них воспоминания о классических стандартах, выжать из уставших актеров складную речь и другие исполнительские таланты. Апофеозом работы актерской секции стал часовой мини-спектакль на закрытии форума, созданный педагогами за одни сутки, когда должным образом заработали руки, ожили предметы (шейные платки в нашем случае) и самими актерами изготовленные куклы, зазвучали голоса.

Вообще, нужно подчеркнуть именно практическую, прикладную направленность форума. Каждый вечер после трудного дня с крайне плотным графиком семинаров и мастер-классов актеры Набережночелнинского театра кукол, мужественно собрав в кулак волю и последние остатки сил, играли спектакли. Среди которых, как минимум два представляют особый интерес. Это «14 писем к Богу» Э.-Э.Шмитта и «У ковчега в восемь» У.Хуба. Это богоискательские пьесы. В первой неизлечимо больной раком мальчик Оскар по напутствию доброй Розовой дамы пытается разобраться в своих отношениях с родителями, сверстниками, докторами, а приходит к Богу. Во второй герои, пингвины, через ряд перипетий приходят к пониманию Бога-любви. Думаю, реальные проблемы челнинских кукольников спроецировались на их отношения с репертуаром. Похоже, кроме Бога никто не в силах помочь им со зданием. Не делая скидок на возраст, Набережночелнинский театр кукол говорит со своим зрителем об очень важном. Без патриотической неврастеники, без заученных слоганов, без отсылок к политической конъюнктуре воспитывает в детях радость и непоказной патриотизм, доверие и уважение к традиционным ценностям. Поучиться бы у них нашей странной Думе...

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.07.2015 16:03

    Неужели и впрямь такие беды? Жалко детей, пап и мам.

    • Анонимно
      11.07.2015 18:23

      А Вы зайдите в театр и посмотрите. Может тогда Вам будет не до ехидства. Когда-нибудь и Ваши дети и внуки придут в этот театр...

      • Анонимно
        12.07.2015 19:32

        Я без ехидства. Просто не живу в Челнах. Впервые об этом театре здесь прочел... Не сердитесь.

  • Анонимно
    11.07.2015 16:12

    Скоро выборы...хотелось бы, чтобы предвыборные обещания все таки сбылись и Театр обрел новый красивый просторный свой дом. А уж порадовать новыми постановками, мы всегда сможем и детского и взрослого жителя не только Набережных Челнов.

  • Анонимно
    11.07.2015 18:35

    а флагов много

  • Анонимно
    11.07.2015 20:54

    согласна со всем вышесказанным. Челнинскому театру кукол необходимо свое, специализированное здание и очень срочно. Руководство этого театра огромные молодцы, как им удается в таких условиях функционировать, а кроме того проводить фестивали и форумы и еще на таком высоком уровне, приглашая таких хороших специалистов. Этот театр из кожи вон лезет, делает все возможное, чтоб не исчезнуть. В такой большой и богатой республике Татарстан всего 2 государственных театра кукол!только 2! Республика должна сделать все возможное, чтоб их сберечь и помогать театру, а не закрывать каждые полгода !

  • Анонимно
    11.07.2015 23:03

    Театр кукол Челнов - один из моих любимых. Мне посчастливилось поставить там два спектакля и обогатиться - не столько финансово, сколько эмоционально и профессионально :) "Вменяемое", радушное, энергичное руководство, спокойная, доброжелательная рабочая атмосфера, а главное - труппа, главные признаки которой:высокая энергетика, работоспособность, дисциплинированность и - главное - способность и готовность УСЛЫШАТЬ и ПРИНЯТЬ "чужака" - режиссёра, предлагающего непривычный стиль работы, выразительные средства,в целом - МУЗЫКУ нового спектакля. От всей души желаю театру перспектив, а себе - новой встречи с ним в новой постановке. Михаил Логинов, главреж Костромского областного театра кукол.

  • Анонимно
    12.07.2015 11:28

    Я работаю в этом театре более 20 лет. На 5-летие театра тогдашний мэр города Алтынбаев торжественно пообещал, что 10-летний юбилей театр встретит в новом здании. Помню, мы устроили ему настоящие овации. И с тех пор только одни обещания - и каждый юбилей новое руководство города обещает заняться этой проблемой - Хамадеев, Халиков, Шайхразиев. В 2017 году театру исполнится 30 лет... А ведь при строительстве города в генплане было заложено строительство театра кукол и даже определено место - в парке Победы. Сейчас все надежды на Магдиева, говорят он в Бугульме отреставрировал драматический театр. Хотя, может быть я наивна, как чукотская девочка?...

  • Анонимно
    12.07.2015 11:48

    В первый раз я пошла в театр кукол в детстве.Это было как в сказке.Не помню какой был спектакль,но было волшебно.Мама часто водила меня в театр.Теперь у меня есть дети и я с удовольствием вожу их в театр кукол.Детям очень нравиться,они смеются,и долго еще вспоминают и рассказывают дома о том что видели.Мы стараемся не пропускать спектакли и посмотрели почти весь репертуар театра.С каждым разом спектакли все лучше и лучше.Хотелось бы чтобы и дальше театр процветал и радовал нас новыми постановками.

    • Анонимно
      14.07.2015 22:42

      Мне пришлось стоять у истоков этого театра для детей. В нём удивительно сочетаются и высоко - профессиональное театральное искусство и наука педагогика . Как мы часто говорим , работники театра кукол первыми вводят ребёнка в мир театра.То, что в этом театре все работники, начиная с гардероба , обладают педагогическими навыками очевидно. Я всегда с огромным желанием и радостью еду в Набережные Челны на встречу с настоящим детским театром.Фестиваль "Рабочая Лошадка" приносит огромную практическую помощь и всем участникам и тем , кто следит за его творческой программой. Там показывают спектакли , которые непосредственно " кормят " театр , которые тянут репертуар . Коллектив очень талантливый . Как они интересно проводят все свои мероприятия. Особенно я бы отметила Зухру Фоатовну , директора театра. Она - настоящий руководитель творческого учреждения.За всё переживает , всё новое , интересное моментально привносит в свой коллектив.А последний форум театральный прошёл на очень высоком уровне . Состав участников говорит сам за себя. Уважаемые директора театров , режиссёры , артисты... А главное театральные преподаватели , критики провели цикл настоящего театрального обучения специфике театра кукол. Остаётся поблагодарить организаторов ., пожелать , чтобы все познания хорошо усвоились и в дальнейшем отразились в собственной практике каждого участника .Спасибо за всё.А здание , конечно , необходимо строить . Руководство и РТ , и города Набережные Челны должны поддержать идею строительсьтва нового дома для детей и птиц.

  • Анонимно
    12.07.2015 12:38

    однозначно нужен новый дом для театра ,ведь это школа.

  • Анонимно
    12.07.2015 12:51

    не ужели так трудно построить здание для театра кукол? туда же дети ходят ,ну хотя бы мои точно,и это намного лучше чем купить им гаджеты и не уделять им внимания,разве не хочется вам дорогие взрослые окунутся в своё детство?

  • Анонимно
    12.07.2015 15:04

    Печально, что аналогичная проблема многих театров кукол волнует только тех, кто работает в нашей сфере. Набережночелнинский государственный театр кукол- театр новаторских идей и проектов, постоянный победитель на фестивалях и конкурсах Международного и регионального значения. Дипломам, грамотам и призам место в музее нового, отвечающего всем современным требованиям театра, а не на стене в длинном школьном коридоре... И до тех пор пока народные избранники будут забывать о своих "правдивых" предвыборных обещаниях, театрам придется ютиться в заброшенных школах, бывших столовых, подвалах и ВЫЖИВАТЬ. Чем же зрители( а наши главные зрители -дети) провинились? Директор Волгоградского областного театра кукол Александра Николаенко

  • Анонимно
    12.07.2015 18:59

    Неужели трудно построить театр кукол в Челнах? В Казани есть. Даже в небогатой Йошкар-Оле построили. Или у нас все силы на Казань уходят, а другие города пусть живут как бог послал?

  • Анонимно
    12.07.2015 19:20

    Челнинцы молодцы! Форум получился отличный! Сделали то, на что не отважился и самый знатный театр кукол. Живет скромно, мягко говоря, просто бедно.Здание у них - стыдоба! Для республики, которая проводит такие международные акции, как прошлогодняя, просто позор! Челнинцы! Держитесь! мы всей душой с вами!

    • Анонимно
      13.07.2015 23:23

      Набережночелнинский театр кукол - театр государственный и финансируется Министерством культуры РТ. Живем скромно, но я не сказала бы, что бедно. Без финансовой поддержки родного Министерства не было бы ни фестиваля, ни форума. Гастроли тоже финансируются Министерством. Два миллионных гранта позволили поставить "Сказки леса Шурале", "Золушку", "Оскара и Розовую Даму"... Рустам Нургалиевич к 25-летию театра подарил 35-местный комфортабельный автобус, легковой автомобиль...Одна беда - здание. Оно соответствует нормативам общеобразовательного учреждения, и никоим образом не проходит по нормативам детского театра, сколько в него не вкладывай. Зухра Митрофанова.

  • Анонимно
    12.07.2015 20:41

    К сожалению, Челны разделяют судьбу многих вторых городов различных областей и республик. Всё внимание столичным театрам, вылизываемым до блеска, и сельским клубам - для имиджа и отчетности.А как живут в "нестоличных" городах - дело пятое. Республиканские и федеральные чиновники, если и приезжают в город по делам, то всё равно кроме КАМАЗа, мэрии или сабантуя нигде не бывают, так зачем напрягаться? А театр потихоньку несёт потерю за потерей. Утерян мини-зоопарк, представление у ёлки перебралось из просторного спортзала в уютное, но тесноватое фойе, отчего появились проблемы с переодеванием детей в праздничные костюмы. Уходят понемногу в столичные театры ведущие актёры, не выдержав таких условий. А завлечь новых весьма проблематично - нечем особо завлекать, вид у театра, по крайней мере снаружи, не очень презентабельный. Жадь, очень жаль.... Когда театр открывался, было столько всего обещано - где оно всё?

  • Анонимно
    12.07.2015 20:45

    В другом автограде - Тольятти, тоже рервым профессиональным театром стал именно театр кукол, политики и чиновники той поры мыслили на перспективу. Сейчас в Тольятти театр работает в своём здании, нормально оснащенном, с большим и малым залом... Почему ж в Челнах то не так? Чем челнинские дети и родители провинились?

  • Анонимно
    13.07.2015 08:15

    Челнинский театр на высоком уровне проводит проекты, достойно представляет республику на международных мероприятиях и существует в ужасных условиях. Согласитесь, странное равнодушие властей... А ведь это не частная лавочка. Это государственный театр кукол... Обидно.

  • Анонимно
    13.07.2015 10:24

    Набережные Челны, театр кукол...В этом молодом, жизнерадостном, светлом коллективе, я как художник-постановщик, поставила три спектакля. Это театр-семья. Все помогают друг другу. У всех огромное желание научиться новому. Трудолюбивые, умелые, полные энтузиазма работники мастерских! С ними очень легко работать, они понимают с полуслова. Спасибо вам!Я видела как в этом театре молодые талантливые выпускники превратились в опытных и интересных актеров, воплощающих идеи художников и режиссеров в спектаклях. И вот I Межрегиональный театральный образовательный форум "Рабочая лошадка". Идею Н.Р. Игламова воплотила прекрасный директор З.Ф. Митрофанова. Участники форума получили много новых знаний, идей, предложений. Хотелось бы, чтобы этот образовательный форум жил долго-долго в новом здании театра кукол! Огромное спасибо всем организаторам и участникам за этот праздник! Борисовская Л.И., гл.художник Самарского театра кукол

  • Анонимно
    13.07.2015 13:49

    Почти двадцать лет работаю в театре кукол Чувашии. Совершенно согласна с коллегами: Набережночелнинский театр кукол - театр-новатор по части внедрения современных идей, да и творческая атмосфера по-настоящему творческая, а гостям здесь по-домашнему уютно. Кто-то скажет: многие этим могут похвастаться. А вот попробуйте создать такую атмосферу и чувство полной в чем-то уверенности! Уверенности во всём: что тепло встретят и прилично разместят не смотря на всякого рода внешние трудности, что обязательно увидишь что-то полезное и встретишь кого-то нужного, что обязательно вывезешь из Челнов практическую идею для воплощения у себя... Уверенность во все времена была синонимом успешности. За этой успешностью стоит огромная, почти каторжная работа всех челнинских кукольников. Это видно, правда...Ну а прошедший недавно образовательный форум - как показатель зрелости - поразил кажущейся лёгкостью в построении программы, которая на поверку оказалась в высшей степени совершенной и по насыщенности, и по уровню преподавания, и по практической нужности, даже по эмоциям, если хотите! Браво! Вот, казалось бы, не столица, а приезжать хочется снова и снова: за "новой порцией нового", с УВЕННОСТЬЮ, что следующий форум (а он нужен!) соберет еще больше единомышленников, а пресловутый УРОВЕНЬ здесь уже достигнут.Елизавета Абрамова, директор Чувашского государственного театра кукол.

  • leysan
    13.07.2015 17:55

    Действительно, не знала о настолько плачевном положении театров в Челнах, спасибо Ниязу Игламову, что он не только занимается всяческой полезной деятельностью, но и пишет об этом! Быть может форум привлечет больше внимания к проблеме. Хоть я и пессимист, все же так хочется надеяться. Лейсан Фаизова

  • Анонимно
    13.07.2015 17:57

    жаль потерять театр! сами любим ходить на спектакли-это другой мир, мир реальности! дети привыкли к телевизору к интернету и теперь их очень трудно удивить, но театр кукол-это спасение детей! Будем молить Бога о спасение храма культуры!

  • Анонимно
    13.07.2015 18:50

    Спасибо Ниязу Игламову за статью. На протяжении 10 лет ежегодно с коллегией критиков Министерства культуры РТ он отсматривает наши спектакли (и не только наши), видит наш рост, знает проблемы и поддерживает во многих начинаниях. Вот и форум родился с его подачи... Спасибо всем, кто неравнодушен к нам, кто ходит на наши спектакли, кто верит в нас... Жаль, что ни актеры нашего театра, ни главный режиссер не оставили отзывов на эту статью, не высказали своего мнения. Может не читали, а может просто устали надеяться, ждать и верить. Директор Набережночелнинского государственного театра кукол Зухра Митрофанова.

  • Анонимно
    13.07.2015 19:21

    В театр кукол ходим как на праздник!Недели проходят в томительном ожидании воскресных спектаклей. Дочка наряжается в самые красивые наряды и с улыбкой до ушей шагает в любимый театр кукол на встречу с новыми сказочными героями.Нужло ли говорить сколько новых друзей она там нашла?ребята, любящие театр как мы, радуются встрече с "единомышленниками", радуются новым сказкам, обсуждают спектакли по дороге домой. а сколько спектаклей дочка показала и рассказала своим бабулям и дедулям!!))случалось пару раз, что мы просто-напросто не успевали купить билет на следующий выходной (и это при том, что спектакли стали показывать еще в пятницу и субботу). с тех пор мы устраиваем своеобразные забеги от зрительного зала до кассы, чтобы успеть купить заветные билетики в сказку. это еще раз говорит о том, что дети и родители любят театр и посещают его. что же станет с нашими детьми, если театр вдруг закроют??? что сможет заменить детям добрую сказку...спанч боб??мак дональдс??навороченные гаджеты?? нет, ребята, так дело не пойдет...Полноценное развитое общество невозможно без духовного развития, которое должно закладываться еще в детстве. Театр кукол нужен нашему городу!

  • Анонимно
    13.07.2015 21:55

    Зухра Фаатовна! Не сдавайтесь,вы замечательный человек,прирожденный лидер и талантливый директор! У Вас великолепный коллектив! Мы все очень надеемся,что власти услышат Вас и построят Вам театр,настоящий дом кукол! Господа чиновники поймите наконец,что слова "все лучшее детям"должны подкрепляться делами! Вы же тоже когда то верили в сказку,подарите детям сказку,это в Ваших силах! Набережным Челнам нужен театр кукол! Держитесь коллеги,мы с вами! Главреж Брянского и Смоленского театров кукол Павел Акинин.

  • Анонимно
    13.07.2015 22:57

    Очень правильная статья! Я работаю в мастерских театра кукол более 10 лет, и всегда мы надеялись на строительство нового здания и улучшение условий труда. Но,боюсь, надежды эти останутся напрасными. А жаль, мы бы смогли еще многое...

  • Анонимно
    14.07.2015 07:49

    Впервые участвовала как залит в I театрально-образовательном форуме "Рабочая лошадка-2015" в г.Набережные Челны. Вдохновляет уровень его организации... Высочайший преподавательский состав, актуально продумана учебная программа по секциям (должностной деятельности). Приятно удивили выстроенность и отлаженность мероприятия (работа форума,организация отдыха и питания). Был, правда, некий дискомфорт, когда нашей секции приходилось заниматься в кабинете завлита из-за нехватки свободных помещений, тех же репетиционных. От души хочется, чтобы у этого доброго, трудолюбивого, очень позитивного и архидеятельного коллектива, во главе которого стоит современный креативный руководитель Зухра Митрофанова, был настоящий театр кукол, а не подсобное здание, приспособленное под театр...

  • Анонимно
    14.07.2015 12:10

    "Все начинается с детства!" Так почему же у наших детей это детство проходит стороной? Родители вынуждены "вкалывать", забывая о детях. чтобы содержать семью. А когда все же находят время, то с детьми и пойти-то некуда!!! В театр кукол, который занимает здание школы, билеты расходятся махом. Здание находится в таком неудобном месте, что добраться туда непросто. Маленький зал, неудобные кресла, отсутствие вентиляции.... Зато какие спектакли показывают кукольники, какие праздники устраивают не только для наших детей, но и для нас, взрослых!!!! Какой раньше там был живой уголок!!! Очень жаль, что он вынужден был переехать в другое место. Наши дети лишились такой уникальной возможности наблюдения за зверюшками и рыбками!!!! Где еще у них может быть такая возможность?! Нужно отдать должное работникам этого театра: они делают для наших детей СКАЗКУ!!!! Проходя по коридорам до сцены, ты ощущаешь себя, словно в каком-то сказочном месте. Спасибо работникам театра за их безупречный труд, за то, что они с ЛЮБОВЬЮ подходят к своей работе!!! Спасибо за культурное воспитание наших детей!!!! Знаем, что театр кукол проводит фестиваль "Рабочая лошадка", на который съезжаются гости из разных республик. Очень стыдно, что у нашего театра нет своего ДОМА, который называется ТЕАТР!!! Есть только здание школы, в котором этот самый театр располагается. Очень надеемся, что наши дети в ближайшем будущем отметят новоселье Театра кукол!!!!! ТЕАТР должен быть похожим на ТЕАТР!!!! Пусть наши дети, перед тем, как войти во взрослую жизнь, окунутся в настоящую СКАЗКУ!!! Пусть у наших детей будет настоящее детство!!! Мы надеемся, что наши неоднократные обращения к властям (мы собирали подписи)будут УСЛЫШАНЫ!!!Очень хочется, чтобы в родном городе был настоящий ТЕАТР КУКОЛ!!!! Господа чиновники, подарите СКАЗКУ не только нашим детям, но и АКТЕРАМ, которые заслуживают лучшего, чем имеют на данный момент. Очень надеемся на Вас!!!

  • Анонимно
    14.07.2015 14:30

    Правильно, зачем строить шикарное здание для театра? Зачем прививать любовь самым маленьким жителям к прекрасному искусству театра? Мои дети выросли на спектаклях этого театра кукол! Каждая новогодняя елка проходила именно в данном театре кукол. Самый настоящий незабываемый Дед Мороз и Снегурочка были именно из этого театра! Великолепное представление около елки, праздник пап, а живой уголок.... Столько радости , впечатлений, эмоций!!!! Сын и дочь уже выросли, а призы и подарки за новогодние костюмы и конкурсы до сих пор бережно хранятся! Детские впечатления и эмоции это самые важные и главные принципы воспитания достойного будущего. Психологи считают, и я с ними полностью согласна, что все проблемы взрослого человека родом из детства. А так получается, проще или выгоднее нашей администрации города дать разрешение на строительство очередного магазина, офисного здания, где потом будут ПУСТОВАТЬ помещения. Я живу около театра кукол. В нашем комплексе даже есть помещение мужского клуба и строится новое очередное офисное здание, рядом выстроенное пустует наполовину уже несколько лет. В городе , где много молодежи и маленьких детей НЕОБХОДИМО построить настоящий театр кукол, цирк, детское кафе.

  • Анонимно
    14.07.2015 23:40

    Мне сейчас 21, и в детстве я очень часто посещала Театр кукол. Там всегда было сказочно интересно! Восхищения достойны уже сами куклы - сколько дней, месяцев кропотливого труда в них заложено! Конечно, сила настоящего искусства при любых обстоятельствах найдёт дорогу к сердцу, но гораздо приятнее это воплощать в своём собственном, специально построенном здании, Доме. После более чем четверти века работы артисты, художники и другие работники заслужили себе награду, пора перестать кормить их "завтраками", а делать.

  • Анонимно
    15.07.2015 08:50

    Правильно, зачем строить шикарное здание для театра? Зачем прививать любовь самым маленьким жителям к прекрасному искусству театра? Мои дети выросли на спектаклях этого театра кукол! Каждая новогодняя елка проходила именно в данном театре кукол. Самый настоящий незабываемый Дед Мороз и Снегурочка были именно из этого театра! Великолепное представление около елки, праздник пап, а живой уголок.... Столько радости , впечатлений, эмоций!!!! Сын и дочь уже выросли, а призы и подарки за новогодние костюмы и конкурсы до сих пор бережно хранятся! Детские впечатления и эмоции это самые важные и главные принципы воспитания достойного будущего. Психологи считают, и я с ними полностью согласна, что все проблемы взрослого человека родом из детства. А так получается, проще или выгоднее нашей администрации города дать разрешение на строительство очередного магазина, офисного здания, где потом будут ПУСТОВАТЬ помещения. Я живу около театра кукол. В нашем комплексе даже есть помещение мужского клуба и строится новое очередное офисное здание, рядом выстроенное пустует наполовину уже несколько лет. В городе , где много молодежи и маленьких детей НЕОБХОДИМО построить настоящий театр кукол, цирк, детское кафе.

  • Анонимно
    15.07.2015 13:26

    Сама идея проведения образовательного театрального форума для повышения мастерства кукольников (актеров, представителей СМИ, зав.литов и директоров) очень своевременна. Так как форум показал, что проблемы у всех театров кукол практически одинаковые.Как участник форума я и представители Кировского театра кукол им. А. Афанасьева очень признательны нашим Набережночелнинским коллегам за приглашение на данный форум.Не смотря на плотный график: семинары, занятия, лекции (с 9.00 до 21.00), усталость уходила на второй план, а на первом оставалось удовлетворение от проделанной работы, от полученной информации. Мы делились друг с другом успехами и предостерегали от возможных неудач. Закрепили и приобрели новые знания, участвуя в плодотворной работе актерской секции, за что большое спасибо педагогам форума: Елене Гусевой и Ирине Автушенко. Вернувшись в свой театр, на основе полученных знаний, я наметила ряд образовательных мероприятий и мастер-классов для актеров нашего театра кукол. Много информационного и практического материала было дано на секции по маркетингу и PR менеджменту. Интереснейшие семинары по театральной критике. Главное – большое спасибо правительству Республики Татарстан и администрации города Набережные челны, что они поддержали идею директора театра кукол З.Ф. Митрофановой и нашли средства для проведения театрального форума. И очень хочется надеяться, что форум «Рабочая лошадка» и фестиваль с одноименным названием, ждет большая и плодотворная жизнь.С уважением, режиссер Кировского театра кукол А. Лысова.

  • Анонимно
    15.07.2015 17:32

    Благодарим Челнинский театр кукол за предоставленную возможность участия в форуме, за новые знания, совершенствование актерского мастерства.С Челнинским театром кировских кукольников связывает давняя дружба, сотрудничество и понимание.Наш театр так же переживал трудные времена скитаний(4 года старое здание было закрыто для посещения зрителей).Челнинские творцы искусства "оживающих кукол" - это ищущий коллектив, который ставит новые цели и реализует их. Верим, что вам в скором времени, наконец, удастся достигнуть главную цель, нужную в первую очередь, не только работникам театра, а жителям города - получить новое здание. Может, еще лучшее, чем у нас.С уважением, зам директора Кировского театра кукол имени А.Н.Афанасьева Е.В.Павлова

  • Анонимно
    15.07.2015 20:57

    Мое знакомство с Театром кукол Набережных Челнов началось с первого фестиваля "Рабочая лошадка" и постепенно переросло в большую дружбу. Я искренне восхищаюсь этим самоотверженным коллективом, их способностью генерировать и воплощать столько интересных проектов. Многие театры сдружились между собой благодаря фестивалю "Рабочая лошадка" и прошедшему форуму. Но, к сожалению, те условия, в которых работает коллектив, больше похожи на некое шоу на выживание. И действительно очень больно наблюдать, как не выдержав условий, уходят актеры и сотрудники, грустно наблюдать как все меньше оптимизма слышится в голосе удивительного и совершенно уникального директора - Зухры Фаатовны. Очень хочу верить, что такая понятная и заветная мечта этого театра - обзавестись своим домом, станет реальностью. Главный режиссер дружественного Театра кукол г.Ижевска - Лихацкая Галина.

  • Анонимно
    22.07.2015 09:56

    Театр проделывает огромную работу как у себя в республике, так и за ее пределами! И главное, делает это с душой, открытым сердцем, неся и зрителям и коллегам заряд энергии, оптимизма и вдохновения! Коллектив и руководство театра достойны бесконечного уважения, и вместе со зрителями города и республики многократно заслужили право иметь собственное помещение театра!Артист Государственного театра кукол Удмуртии Мехряков Константин.

  • Анонимно
    24.07.2015 15:08

    Спасибо, друзья. Нам уже "Колизей" сватают...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль