Общество 
12.07.2015

Искандер Гилязов: «Я был удивлен, насколько уважительно немецкие ученые писали о татарах»

Как благодаря Первой Мировой войне появился интерес к татарскому языку. Часть 2-я

Почему татарским фольклором первыми заинтересовались немцы и как захоронения военнопленных-татар пострадали от рук советских солдат? Профессор КФУ, директор Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ и автор книги «Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны» Искандер Гилязов продолжает размышлять о незаслуженно забытом периоде в отечественной истории.

Искандер Гилязов
Искандер Гилязов

ДЛЯ ТАТАР ВОССТАНОВИЛИ ТОЛЬКО ОСНОВНОЙ ПАМЯТНИК

Я не помню, какой именно документ на эту тему мне попался первым, но сейчас могу вспомнить, какой сюжет больше всего привлек. Меня привлекло то, что под Берлином есть кладбище. Это кладбище в Церенсдорфе. В книге есть целый раздел, посвященный ему. И я был на этом кладбище, когда оно еще не было отреставрировано — было жуткое зрелище. Я целенаправленно занимался историей Второй мировой войны. В 1995 году надолго приехал в Германию и 1,5 года провел там, работал в архивах и вдруг обнаружил в публикациях отсылки к теме татар-мусульман в германском плену в годы Первой мировой войны. И вот тогда впервые побывал на том кладбище благодаря ныне уже покойному немецкому коллеге Герхарду Хеппу, которого я неоднократно упоминаю в книге и искренне благодарю. Он меня повез туда. И, что самое интересное, и, наверное, самое поучительное в истории, что кладбище находилось в зоне советских войск во времена ГДР.

Город Вюнсдорф был центром расположения группы войск Советской Армии в Германии, там располагалось наше командование. Рядом с этим городом была зона, запретная для немцев. И кладбище тоже оказалось в этой зоне. Судя по всему, никто из наших солдат и военных не обращал внимания, что там лежат их сограждане, военнопленные, погибшие в годы Первой мировой войны. Конечно, там находились и англичане, и французы, но там похоронены около 400 наших сограждан. А прямо в этом месте проходила танковая трасса, там были танковые полигоны. На этом кладбище есть памятник, о котором мы в книге тоже говорим, — это основной памятник, который до сих пор там стоит, но, к счастью, уже отреставрированный. Он выполнен в форме большого каменного сундука с крышкой. И, когда я туда пришел, эта крышка была снесена. Судя по всему, ее подцепили танком, потому что думали, что там внутри что-то есть. На могильных плитах были следы от автоматных пуль, на одной из плит было написано «Алеша, дембель 1972». Это меня тогда так поразило... А посреди леса стоит другой памятник, новый, «Мы идем к победе коммунизма» или «Слава Вооруженным силам Советского Союза»...

По моим данным, основной вклад в восстановление кладбища в Церенсдорфе внесли англичане, поскольку там были похоронены и десятки английских солдат в основном индийского происхождения. Но для своих погибших сограждан они сделали все более серьезно, чем по отношению, скажем, к татарам. Для татар восстановили только основной памятник. Известно место татарских могил и все. А каждому английскому солдату отдельно поставлена мраморная плита. Небольшая, но аккуратная отдельная плита с указанием имени, подразделения и так далее. Правда, в конце концов, в последние годы была поставлена посередине кладбища стелла. На ней высечены имена всех, кто погребен на этом кладбище — немцы же достаточно педантичный народ. Не уверен, что списки полные, но все равно приятно.

ИНТЕРЕС К ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ ВОЗНИК В ГЕРМАНИИ И ТОЛЬКО ПОТОМ В РОССИИ

Позже у меня появились другие сюжеты для книги, это связано с эмигрантами. Я вдруг заинтересовался судьбой татарских студентов в Германии в 20-е годы. Эта тема до сих пор малоизучена. Оказывается, было такое соглашение между правительством Советской России и Германией, согласно которому немцы принимали на учебу студентов. И в основном мусульман из Татарстана, Башкортостана... Сотни студентов отправились учиться в Германию. Из Средней Азии, частично из Кавказа, но татар было больше всего.

Потом меня заинтересовала речь Вальтера Шелленберга (начальника внешней разведки службы безопасности, бригадефюрера СС прим. ред.) на открытии в 1944 году в Дрездене школы военно-полевых мулл под эгидой СС. Он выступил с речью о том, что Германия всегда относилась дружелюбно к исламу и что уже был пример взаимодействия во время Первой мировой войны. Он говорил, что обязательно нужно продолжать работу в том же духе. Потом я увидел, что в Германии историки и другие ученые проявляют большой интерес к этой теме, выпускаются книги и статьи, например, «Ислам и Германия», и таких публикаций очень много.

Если копнуть глубже, это вообще одна из первых среди европейских стран начала контактировать с исламским миром. В XVIII веке в Германии уже были построены мечети. Конечно, они были больше декоративными, потому что на них тогда была мода. А сейчас из-за политического фактора очень многие историки изучают этот исламский фактор в жизни Германии. Но их интересует общая история взаимоотношений страны с исламским миром, а меня же интересовала именно судьба татар. Мы собрали материал, который немцы во многом не понимали.

Благодаря Первой мировой войне появился интерес к татарскому языку. Вот такой своеобразный гуманитарный эффект. В Берлине началось преподавание татарского языка, и это длилось до 1930 года. Там преподавал Готтхольд Вайль, он опубликовал в 1923 году первую статью более-менее объективную о татарах на основании своего опыта общения. Я был удивлен, насколько уважительно немецкие ученые писали в то время о татарах: что у них приятная внешность, что у них насыщенная история и высокая культурная традиция. В 1930 году он опубликовал сборник татарских текстов. В России и Советском Союзе такого глубокого понимания татарского фольклора тогда еще не было. Там не только приводились тексты, но и было проведено глубокое исследование. Все это было записано на пластинках, и все это сейчас находится в звуковом архиве Берлина и в музее этнологии там же. И я считаю, что именно в Германии в 1936 году появилась первая в истории работа, которую назвал бы советологической, работа, которая посвящена тюркским народам СССР. Потому что вся остальная советология появляется уже перед холодной войной, когда в это вмешались американцы. Но там были уже совсем другие мотивы. Не научный интерес, а сплошная политика.

НЕ НУЖНО ВЫДЕРГИВАТЬ ИЗ ИСТОРИИ ТО, О ЧЕМ НЕПРИЯТНО ВСПОМИНАТЬ

Сейчас люди почти не интересуются Первой мировой войной. К сожалению, сейчас уже и дедов, которые погибли во Второй мировой войне, мало кто помнит — особенно в третьем поколении. Но от этого никуда не денешься. Мы же не помним войну 1812 года, и кто из наших родственников там воевал. Для нас это уже мифология. Первая мировая фактически тоже превратилась в мифологию, к сожалению. Но государство в любом случае, как мне кажется, должно помнить о таких вещах. Это же солдаты, которые погибали за Россию. Она, конечно, тогда была Российской империей — это совсем другая страна, и все радикально изменилось в 1917 году. Воевать шли за одну страну, а возвращались в другую. Но люди остались людьми.

Есть такая крылатая фраза: «Россия — страна с непредсказуемой историей». Не с непредсказуемым будущим, а именно с непредсказуемым прошлым. И есть еще вторая фраза, которая очень четкая и во многом, к сожалению, правильная, хотя история не должна быть такой: «История — это политика, перевернутая в прошлое». Очень часто мы используем ее как инструмент, о чем писал еще Джордж Оруэлл. В истории мы очень часто видим только то, что хотим видеть. Но прошлое есть, и его нельзя менять. Его надо суметь правильно донести, со всеми нюансами, со всеми сторонами — черными, белыми, красными — любыми.

Переломные моменты в истории страны необходимо всегда подвергать анализу. Я не могу сказать, защищена ли сегодня Россия от того, что какие-то страны могут сыграть на ее многонациональности и поликонфессиональности, потому что современная ситуация в России очень специфична. Кто мог предсказать, что Советский Союз так быстро развалится и коммунистическая идеология так быстро будет сведена на нет? Хотя, я считаю, что эта идеология не нивелирована, а так и осталась на том же уровне во многих моментах. Кто мог сказать, что отношения России с Украиной вдруг войдут в такой тупик буквально в течение одного года?

Задача исторической науки в большей степени воспитательная. А мы сейчас имеем общество, которое в большинстве своем больно амнезией. Мы что-то выдергиваем из истории. Это нам не нравится, значит, этого не было. А то, где мы такие хорошие, белые и пушистые, — это надо сразу поднимать и возвеличивать. Нельзя так. Кто-то говорит, что историю нужно знать, чтобы не повторять ошибок, но парадокс еще состоит в том, что ошибки повторить нельзя, потому что они были и все — можно только совершить новые. Это же прелесть, вкус и одновременно трагедия истории в том, что ее нельзя повторить. Общество, которое знает и уважает историю и не делает ее источником для своего собственного сегодняшнего возвеличивания, будет крепко стоять на ногах.

Пропагандистские лагеря никуда не делись. Их функцию сегодня выполняет телевидение, радио и интернет. Люди не умеют пользоваться информацией. Есть такая сторона событий, которую 90% людей не замечает и в эту ловушку попадает. Человек отучается думать и анализировать, искать что-то как существо мыслящее. Он просто нажимает на кнопку.

Искандер Гилязов, профессор КФУ,

директор Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.07.2015 10:34

    Хорошая статья.

    • Анонимно
      12.07.2015 11:31

      "Хорошая статья" потому что 1. потомственный интеллигент, 2. профессионал, 3. хороший человек. Удачи Вам, Искандер Аязович!

  • Анонимно
    12.07.2015 12:01

    Приятно видеть такого человека.

  • Анонимно
    12.07.2015 12:19

    Да. Больше фактологии надо, чтобы излечить больное общество.
    RG

  • Анонимно
    12.07.2015 14:30

    А как писали о татарах евреи!Татары евреев до смерти напугали. Они признали себе ровней татар и только татар. Татары были предприимчивы, стремились к знаниям как и евреи, и вдобавок не пили и вели здравый образ жизни. Но это было сто лет тому назад и за это время татар разбили на сотни племен, навязывали им лживую историю, приучили к праздной жизни, водке.

  • Анонимно
    12.07.2015 14:46

    Автору-большой и теплый татарский рэхмэт!

  • Анонимно
    12.07.2015 16:27

    Большое спасибо за статью!

  • Анонимно
    12.07.2015 16:58

    Действительно, меня всегда удивляло, сколь много немецких ученых посвятили своё научное творчество изучению татар, языка, культуры, истории нашего народа. Начиная с Карла Фукса и кончая современными исследователями, можно перечислить множество имен. Меня, к примеру поразил труд современного немецкого автора Михаэля Кемпера «Суфии и учёные в Татарстане и Башкортостане», кстати, в переводе, уважаемого Искандера Гилязова. У нас свои ученые пока не демонстрируют такую оснащенность и силу в сфере научного исламоведения, как это получилось у немецкого исследователя. Еще об одном хотелось бы сказать. В научной литературе о татарах часто приходится встречать ссылки на немецкого исследователя восточных народов Российской империи Отто Гётча. У В.Ленина есть ссылки на этого автора, касательно татар (ПСС т.28, с.514-515). И судя по цитатам и отрывкам теста Гётча, его исследования, посвященные татарам, весьма интересны. К сожалению, его труды не переведены ни на татарский, ни на русский языки. Я надеюсь, Искандер Аязович читал труды Отто Гетча, даже не сомневаюсь в этом. Хотелось бы знать, что он думает о возможности и необходимости перевода трудов О.Гётча? Может быть, Академия наук Татарстана возьмется за реализацию создания антологии научных трудов зарубежных ученых о татарах. На мой взгляд, это был бы весьма интересный научный проект, заслуживающий должного финансирования из бюджета РТ.С уважением, Талгат Бареев.

  • Анонимно
    12.07.2015 17:33

    Приятно, что не только статья, но и комментарии оставляют позитивное впечатление. Не попыток стеба и зубоскальства, что нередко бывает.

  • Анонимно
    12.07.2015 23:20

    Бик кызык макаля. Беренче булек шундый булмады бит (анда хяйкял хям шушы хяйкялгя акча жыелу турында суз барган иде). Оченче булек буламы, Искандяр? Дявам киряк.

  • Анонимно
    12.07.2015 23:54

    Искандер Аязович! Если Вы настолько вдохновлены действительно лестным отношением отношением немецких ученых к татарской истории и татарам, может воздать им дань уважения — перевести на татарский или русский монографию Бертольда Шпулера?

  • Анонимно
    13.07.2015 08:54

    Читаю о татарах, каждый раз с интересом узнаю об истории татарского народа. И удивляет то, какими мы стали. Дети и взрослые не разговаривают на татарском, забывается культура, поддержки татар, татарской культуры, языка в самом Татарстане можно сказать и нет. А удивляет как мы терпим неуважительное отношение приезжих граждан с южных республик, отношение чиновников к простым людям, живущим здесь. Нет поддержки села. Села вымирают, детям из деревень и сел как не легко. Работы в селах нет.

    • Анонимно
      13.07.2015 15:20

      И в чём неуважение приезжих выражается, конкретно? Не замечал ни разу, даже в других городах. А отношение к пьющим у всех негативное. Мы в лидерах по литроболу, не забывайте.

      • Анонимно
        13.07.2015 18:29

        БО от 13.07.2015 16:45В РТ за первое полугодие 2015 года иностранными гражданами совершено 245 преступлений, что на 17% больше, чем в 2014 году. Иностранцы совершили 68 краж, 3 убийства, 15 мошенничеств, 23 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявлено 24 факта сбыта поддельных денежных знаков.Больше всего преступлений совершено гражданами Узбекистана и Таджикистана, сообщает пресс-служба УФМС Татарстана. В отношении иностранных граждан совершено 131 преступление. Отметим, что, по данным УФМС, больше всего иностранцев за январь-июнь прибыли в республику из Узбекистана и Таджикистана.

        • Анонимно
          13.07.2015 20:39

          И сколько аналогичных преступлений совершено жителями РТ за этот же период? Для объективности и не односторонности.

        • Анонимно
          14.07.2015 11:31

          Полностью поддерживаю. Вспомните хотя бы историю о Василисе Голициной. Элементарно на бытовом уровне смотрю наблюдаю отношение южан к чистоте дворов, к терпимости и уважению к соседям - полный беспредел, видно сказывается, что это не их родная земля, это не их люди.

  • Анонимно
    14.07.2015 04:28

    Помимо Германии по соседству есть ещё и Франция, где есть массовые воинские захоронения воинов-татар (за тысячу), которые в составе бригад российских легионеров обороняли Шампань от немцев в 1916 году (в годы I Мировой), рожденными и павшие будучи мусульманами, ныне же упокоенные под каменными крестами. Может быть и туда заглянете, переведете ситуацию в конструктивное поле.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль