Общество 
17.07.2015

Жители Ульяновска о Феофане: «Он взбудоражил наш город»

В прежней епархии нового казанского митрополита прозвали митрополитруком

На своей старой кафедре в Ульяновске митрополит Казанский и Татарстанский Феофан за год развернул кипучую деятельность: открывал новые храмы и монастыри, принимал патриарха, образцово дружил с губернатором, боролся с «мафией» и даже участвовал в гоночных заездах на настоящем картодроме. «Он всколыхнул нас», — говорят о нем ульяновцы. Для того чтобы своими глазами увидеть, что в ближайшее время ожидает Казань, корреспонденты «БИЗНЕС Online» посетили волжских соседей.

«ПУСТЬ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ В КАЗАНИ ГОТОВЯТСЯ: ПРИДЕТСЯ МНОГО РАБОТАТЬ»

В администрации Ульяновской области митрополита Феофана (Ашуркова) называли просто — митрополитрук. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказали сразу несколько человек в Ульяновске, который сам владыка настойчиво предпочитает именовать Симбирском. В этом — тоже часть его незаурядной личности: большинство ульяновцев до сих пор живут в городе, носящем родовую фамилию пролетарского вождя, но сам Феофан год провел не где-нибудь, а в старом добром Симбирске (что в переводе с монгольского звучит примерно как «священная гора»).

Этот волжский город, судя по всему, пришелся ему по нраву. Когда он появлялся в здешней администрации: мягкой и в то же время стремительной походкой, с митрополичьим посохом в руке, все мгновенно понимали — вот идет владыка, в полный рост этого слова. Или, по крайней мере, митрополитрук, в цепких руках которого не только хозяйственные вопросы церкви, но и идеология всего региона. Потому что кому же еще в Ульяновске следовало быть носителем самых смелых идей, как не главе митрополии?

Деловые связи, которые Феофан выстроил с ульяновским губернатором Сергеем Морозовым, все хвалят как образец сотрудничества светской и духовной властей. Сам митрополит называет это соработничеством. Действительно, новостные сюжеты из Ульяновской области часто упоминают имена митрополита и губернатора вместе. То они проводят общественный собор в рабочем поселке Тереньга и критикуют наших западных соседей («Россия никогда не променяет свободу, честь и совесть на покровительство сытого Запада», — говорит при этом Морозов), то осматривают сельские храмы и высказывают заботу о «восстановлении порушенных святынь», то посещают суперфинал всероссийского чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ»... Неудивительно, что при таком тесном общении вопросы церкви решались как бы автоматически и с такой скоростью, с которой при прежнем симбирском митрополите Прокле они никогда не решались.

«За один год владыка Феофан всех здесь всколыхнул и взбудоражил, — признался в разговоре с «БИЗНЕС Online» один из симбирских священников. — Все пришло в движение. И сейчас нам остается только гадать, сохранится ли в Симбирской епархии вектор, заданный владыкой, или будет утрачен. Мы вот вам, казанцам, улыбаемся, а на самом деле про себя плачем, что от нас такой митрополит уходит. Вам повезло. Но пусть священнослужители в Казани готовятся: им наверняка придется много работать...»

(фото: eparhia.ru)

КАК МИТРОПОЛИТ НА КАРТЕ УЧАСТВОВАЛ В ГОНКАХ И ЗАЩИЩАЛ ЦЕРКОВЬ ОТ «МАФИИ»

О своем теперь уже бывшем митрополите в Ульяновске рассказывают охотно. Здесь он — не только церковная, но и медийная персона, практически персонаж светской хроники. К примеру, в ноябре прошлого года ульяновские власти пригласили Феофана на открытие «Картинг-холла» — крытого картодрома с самой большой в России гоночной зоной. На церемонии он не просто стоял со своим неизменным посохом, но и сам вызвался сесть за руль карта, чтобы поучаствовать в гоночном заезде. Номером первым в этом соревновании значился губернатор Ульяновской области Морозов, номером вторым — бывший гонщик «Формулы 1» Виталий Петров (специально приглашенный на мероприятие), а четвертый номер достался Феофану. Правда, гонку митрополит проиграл — пришел к финишу седьмым, то есть последним, но зато приветливо махал зрителям рукой прямо на ходу и достойно принял свое поражение.

Впрочем, проигрыши у Феофана случаются, судя по всему, нечасто. В Ульяновске ходят легенды о том, как симбирский митрополит защитил здешний храм Трех Святителей от «наезда» предпринимателей. Действительно, некий бизнесмен по фамилии Рыжевский решил расширить площади своего кафе и буквально «наехал» новенькой летней верандой на соседнюю церковь. Как смогли убедиться корреспонденты «БИЗНЕС Online», от общепита до стены храма оставался зазор в 5 - 10 метров. Переговоры настоятеля церкви отца Николая с Рыжевским ни к чему не привели. Курьез заключался еще и в том, что кафе носило звучное название «Купола». Но тут в дело вмешался Феофан. Строительство тут же застопорилось, в здешний суд поступил иск, а в прокуратуру — обращение. Недостроенная веранда опустела: ее покинули даже рабочие, нанятые собственником общепита.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали на месте «схватки» митрополита Феофана с ульяновскими акулами бизнеса, которых здесь почему-то именуют мафией. Веранда пока еще не демонтирована, но найти ее хозяина на месте сложно. Из служебного хода «Куполов» нам навстречу шагнул какой-то смущенный кавказец, который на вопросы о свернутом строительстве только пожимал плечами, зато приглашал «на шашлык» и вообще всячески демонстрировал готовность пойти на мировую. Пожалуй, это еще одно маленькое достижение дипломатии Феофана...

ПАТРИАРХА В СИМБИРСКЕ НЕ БЫЛО 400 ЛЕТ. НО ФЕОФАН ОРГАНИЗОВАЛ «ЛУЧШИЙ ВИЗИТ»

«До революции в Симбирске насчитывалось 280 храмов, сегодня — около 30, — констатировал «БИЗНЕС Online» Святогор Богданов, сотрудник пресс-службы Симбирской митрополии. — Представьте себе, какое еще поле деятельности».

На этом поле митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан, судя по всему, только начинал разворачиваться. Когда в мае 2014 года он пришел на смену почившему митрополиту Проклу (Хазову), в центре старого Ульяновска уже стоял, сверкая новыми золочеными главами, нынешний Спасо-Вознесенский кафедральный собор. Но внутри он был совершенно пустым: белые своды, безликие стены, полное отсутствие иконостаса. Храм строили без малого 20 лет и после внешнего завершения никак не могли найти средства, чтобы осуществить внутреннюю отделку и создать убранство. Так что Феофан подоспел вовремя. Теперь здесь — «благолепие и великолепие», для обустройства храма были привлечены мастера со всей России. Интересен бордюр, который идет по всему периметру храма. Он сделан из гранитной мозаики, камень для которой доставляли в епархию из тех частей света, где Феофану в свое время доводилось работать, — Африки, Северного Кавказа и пр.

Для корреспондентов «БИЗНЕС Online» синий новенький храм в старом городе послужил маяком: ориентируясь на него, мы вынырнули из паутины ульяновских улиц. «Владыка уже здесь», — заговорщически сообщили в епархиальной пресс-службе, подразумевая, что Феофан уже вернулся из Москвы, где, как можно догадаться, принимал из рук иерархов Московской патриархии свое новое назначение в Казань. Но на территории храмового комплекса митрополита не оказалось: после приезда он отдыхал в своей резиденции.

Резиденция главы епархии — еще одна восстановленная страница из истории православного Симбирска. По словам самого Феофана, вначале здание было настолько плохим, что владыке советовали лучше поселиться в гостинице. «Рядом ходили четвероногие, что-то трещало», — вспоминает митрополит. Но не прошло и года, и резиденция стала «лучшим отреставрированным старинным зданием в городе».

Владыка Феофан — человек слова. Он говорил: «Мой принцип — декларировать то, что я сделаю. Если продекларировал — обязательно исполнять». Но с этой стороны в Ульяновске до 2014 года его никто не знал, как не знают сейчас и в Казани. Поэтому от щедрых обещаний новоназначенного митрополита запросто отмахнулись. Особенно не поверили тому, что Феофан привезет сюда патриарха: ведь главы РПЦ не было в Симбирске за всю 400-летнюю историю митрополии. И напрасно: бывшему заместителю председателя отдела внешнецерковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (каковым Феофан был в 90-е годы) оказалось несложно договориться со своим бывшим «шефом» о визите. В мае 2015 года Святейший патриарх Кирилл на два дня приехал в Ульяновск.

«Оценка патриарха была такова: «Это был мой лучший визит по организации, по приему, по общению с симбирянами за всю мою патриаршую жизнь», — рассказал Феофан журналистам на своей прощальной пресс-конференции в Ульяновске.

КУПОЛ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА, ПОСТРОЕННОГО НА КОСТЯХ МОНАХИНЬ, ДАЛ ТРЕЩИНУ И ОБРУШИЛСЯ

В чудеса на родине Ленина до сих пор не очень верили. К примеру, не особенно верили, что в «атеистическом, красного пояса Симбирске» начнется возрождение церквей и монастырей. Но пришел Феофан, и сразу несколько объектов вернулись в распоряжение РПЦ. Причем один из них ранее был закреплен за региональным отделением МВД.

К бывшим полицейским зданиям нас сопровождает Елена Гончарова — ульяновская тележурналистка, сотрудница пресс-службы Симбирской митрополии. Теперь здесь — Спасский женский монастырь. Правда, пока за ним числятся только два корпуса, освобожденные МВД после «дипломатических» переговоров с Феофаном. В одном из них идет гулкий ремонт, рабочие меняют крышу, а в другом — тихая служба: несколько пожилых сестер слушают вечернюю литургию, которую проводит настоятельница монастыря матушка Сергия.

В комнатах монастыря, расположенного в самом центре Ульяновска, безлюдно, в одном из помещений на столах сушатся травы, которые собирают монахини. Предыдущие обитательницы Спасской обители были расстреляны еще в 1938 году. На стеле, установленной неподалеку в память погибших, — 31 имя. Все монахини похоронены здесь же, неподалеку, но в нулевые годы на их костях возвели многоэтажный торговый центр, который теперь успешно работает.

— Неужели здание даже не дало трещины? — удивляюсь я. — Ведь стоит буквально на кладбище...

— Правильно, так и было, — неожиданно соглашается Елена. — Стеклянный купол центра во время строительных работ треснул и обрушился. Пришлось делать заново. А когда рыли фундамент, под ковшом экскаватора оказались сплошные могилы.

Предотвратить строительство ТЦ церковь не смогла: в Ульяновске тогда еще не было Феофана. Зато сейчас храмовый комплекс восстановлен в правах. «Тоже мне говорили: ничего у тебя не получится, ты не лезь, — вспоминает владыка. — Сегодня монастырь уже функционирует, а у нас на руках — свидетельство о собственности».

СТАТУЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА — КАК ХРИСТОС В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

За короткое время правления Феофана в распоряжение РПЦ перешло еще одно здание — дом купчих Соколовых в районном поселке Сурское.

«Это здание — рядом со знаменитыми источниками и Николиной горой, на которой было единственное в России явление Николая Чудотворца, — рассказывает Богданов. — Исторический факт, который был зафиксирован в летописях: враги обратились в бегство, не переходя через реку Суру, потому что увидели на горе «величественного старца в необыкновенном сиянии», который держал в одной руке меч, а в другой — изображение храма. Сегодня на горе установлена часовня. Планируем, что здесь будут монастырь и православный паломнический центр, места очень красивые».

Места здесь и вправду живописные: Николина гора возвышается над равниной с полями и реками примерно на 80 метров. Возможно, именно высота этого природного пьедестала и подтолкнула митрополита Феофана к мысли поставить на горе огромную статую явившегося здесь некогда Николая Чудотворца — по образцу аналогичной статуи Христа-Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро. Только габариты скульптуры владыка предложил более скромные: примерно в пять-шесть человеческих ростов.

Инициатива Феофана, разумеется, нашла одобрение у Морозова, который вместе с митрополитом выезжал на место. Гора и ее окрестности, которые ежегодно посещают тысячи паломников, кроме статуи должны пополниться православным храмом, монастырским корпусом и пасекой, трапезной, детским лагерем, фруктовым садом, теплицами и скитским корпусом.

«На Николиной горе проект готов, дома должны быть шикарные, — вздыхает Феофан. — Но это уж как новый владыка (новоназначенный митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасийприм. ред.) распорядится».

Напомним, что в будущий понедельник, 20 июля, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан планирует быть в столице РТ, где в 12 часов дня откроет в Казанском кремле в храме Всех Святых Благовещенского собора выставку икон «Казанская в судьбах России».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (58) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.07.2015 09:40

    В Ульяновске была, знакомая рассказала, что для школьников организовали экскурсию в Казань. Судя по рассказу ее внука-школьника, детей водили по церквям и монастырям, и обратно.Может, организаторы не знали, что в Казани есть и Гос.музей, Кремль, детский театр...?

  • Анонимно
    17.07.2015 09:44

    Серьезный товарищ.

  • Анонимно
    17.07.2015 09:48

    "...(что в переводе с монгольского звучит примерно как «священная гора»)."Почему автор древний татарский город называет монгольским?Монгол - всего лишь мэнге ил-вечная страна(сокращенно), а этноса монгол, соответственно и языка монгол - нет.

    • Анонимно
      17.07.2015 13:06

      Может для волжских болгар и была священной."Син бер" - единственный, неповторимый, т.е. священный

    • Анонимно
      17.07.2015 13:12

      А Сенгилей - от "син гэл","ты цветок","красивый" действительно места красивейшие.

  • Анонимно
    17.07.2015 09:59

    Думаю, что этот интересный и обьективный репортаж корреспондента БО о митрополите Феофане лучший ответ на истерику которую устроили Сиразин, и ему подобные отствные "пикейгые жилеты" вокруг назначения в Казань митрополита Феофана. Вчера прочитал в РТ очень положительную оценку этого назначения и слова благодарности Анатасию за плодотворную деятельность в самые трудные времена сказанные Ф.Х.Мухаметшиным.Думаю, что Анастасий приживется и в Ульяновске, и оттуда уйдет на покой, возможно вернется в Казань.В этом случает его советы будут нужны и Феофану.Жалко, что по церковным канонам митрополиты не имеют права публиковать мемуары.А сколько интересного и неизвестного нам, знает Анастасий.Жалко, что не увидим 90 -е года его глазами.

  • Анонимно
    17.07.2015 10:24

    Как житель Ульяновска, всегда вспоминаю Прокла добрыми словами, как человека рассудительного, умного. Он работал во благо общества, сказать тоже о Феофане не могу. В Казань он принесет раздор и неспокойную жизнь. Я бы не радовался приходу Феофана.

    • Анонимно
      17.07.2015 10:37

      а у нас не кто и не радуется, у нас и татары уважали Анастасия, поэтому всем жалко, что уходит Анастасий. а высказывания Феофана уже обеспокоили многих. что то мне подсказывает, что он у нас не на долго. кажется он не понимает специфику нашего региона.

      • Анонимно
        17.07.2015 11:58

        в Ульяновске он всего год, а до этого работал в гораздо более нестабильном в плане межконфессиональных отношений регионе - Ставрополье, Владикавказ. Так что опыта в понимании "специфика региона" ему не занимать. А Анастасий был слишком уж осторожен, как бы только с властями не поссорится. По многим ключевым вопросам он всегда молчал. Про кряшенские церкви вопрос - он молчит, молодчики с черными флагами разъезжают по Казани - он молчит, церкви жгут - он молчит, русский язык изучают в Татарстане как неродной - он молчит... Теперь будет в Ульяновске молчать, там таких проблем нет, ему комфортнее будет, это точно.

        • Анонимно
          17.07.2015 14:33

          о чем кричать то собрались? не думаю, что он будет участвовать в ваших маршах.

        • Анонимно
          17.07.2015 14:35

          Так и Феофан с властями не ссорился. С чего бы это Анастасию надо было ссориться с республиканскими властями. А с поджогом церквей всё не так однозначно . И я больше склоняюсь к версии, что это сделали как раз сторонники более радикального православия, чем исповедовал владыка Анастасий, чтобы столкнуть православных и мусульман. И зря все свалили на мусульман, совершенно исключив версию о возможной провокациии со стороны орков. Слишком они эту тему постоянно педалируют, раз она не вызвала должного резонанса в то время,значит они о ней постоянно сами периодически напоминаютА что с кряшенскими церквями не так?

          • Анонимно
            17.07.2015 16:26

            Кряшенский вопрос можете по интернету изучить, не буду здесь расписывать. Чтобы было, если бы кто-то вдруг заявил, что мечеть в Татарстане сожгли радикальные мусульмане - я даже предположить боюсь. А чего же про молодчиков с черными флагами-то промолчали и про русский язык в школах? Сказать нечего? Далее. Я не говорю про то, что митрополит должен ссориться с властями, но и молчать он не должен, он обязан поддерживать свою паству, отвечать на ее вопросы, в конце концов, давать духовное успокоение, а не игнорировать, потому что боится - как бы его слова кто-нибудь где-нибудь не так расценил. По крайней мере, когда разогнали русский марш под православным стягом он хоть что-то да должен был сказать, пусть примиряющее, отрезвляющее, созвучное с ожиданиями властей - но должен. А он молчал. Вот о чем речь, а не о конфронтации с властью.

            • Анонимно
              18.07.2015 21:43

              Вопрос высосанный из пальца, пытаются из ничего сделать проблему.

        • Анонимно
          21.07.2015 13:22

          Полностью согласен

  • Анонимно
    17.07.2015 10:42

    Такое ощущение ,что Береснев нам устроил пиар-акцию Феофана. Кстати, очень важное упущение автора статьи -взаимоотношение Феофана с мусульманами и иудеями в Ульяновской области.И автор статьи, для объективности, должен был бы написать о всех благих делах Анастасия. Список будет гораздо большим. И восстановление храмов, монастырей, постройка новых , и ,главное, хорошие отношения с мусульманами республики. А вот Феофан, этим похвастать ,похоже, не может.

    • Анонимно
      17.07.2015 10:57

      Научат. Главное у него есть свойство хорошо дружить с местной властью. А власть подскажет, что да как. Вот и все, никуда он не денется.

  • Анонимно
    17.07.2015 11:33

    Почему только о Феофане пишете? нужно бы написать и об Анастасии, как то не хорошо получается. взяли бы и у него интервью.

  • Анонимно
    17.07.2015 11:48

    Как бы митрополитрук не разрушил тот межконфессиональный мир, которым мы гордимся, да и не только мы, восстановить его в наше время будет ОЧЕНЬ сложно, если вообще возможно. А разрушать мы умеем)

    • Анонимно
      17.07.2015 14:17

      Нельзя разрушить то, чего нет. Наш так называемый межконфессиональный мир держится пока только благодаря усилиям республиканских властей, спасибо им за это большое, кстати. И, думаю, это назначение согласовывалось в казанском Кремле. Поэтому и произошла замена, что, наверное, хромать начал наш межконфессиональный мир. Ставят более сильных лидеров - Евфимия в семинарию, Феофана в метрополию. Ну да поживем - увидим.

      • Анонимно
        17.07.2015 17:44

        Да есть конечно этот мир, у самого семья как гриться межконфессиональная), если бы его не было уверяю вас жить в Казани было бы очень не просто, а если у вас лично есть ненависть к тем или другим, то это ваше сугубо личное дело!)

        • Анонимно
          17.07.2015 18:01

          У меня ни к кому ненависти нет. Но не надо, как говорится, путать божий дар с яичницей. То есть межнациональные и межконфессиональные отношения. По первым - да, это в Татарстане есть. И браки межнациональные и дружба у людей разных национальностей. И семья у вас, скорее всего, межнациональная. А вот межконфессиональных семей у нас нет - так, чтобы люди были искренне верующие и соблюдали все обряды, предписанные своей религией. Чтобы муж 5 раз в день читал намаз, посещал мечеть, изучал Коран, держал уразу и т.д., а жена в это же время ходила в церковь, стояла обедню и заутреню, читала молитвы, держала пост, знала Библию... Нет таких семей. Либо один атеист, либо второй - тогда брак возможен. А то, что на шее болтается крестик, что забежали в церковь свечку поставить, или что кто-то держит "псевдоуразу" (читайте: просто не ест с рассвета до заката), не разбираясь при этом в основах религии, никого еще не сделало христианином или мусульманином. И вот этого мира - между истинно верующими людьми, у нас нет и быть не может. Религиозность имеет одну некрасивую обратную сторону - уверенность приверженца религии в том, что именно его-то вера и есть истинная, а остальные - так, блажь и обман. А значит и искренности у людей двух разных конфессий в отношениях не будет никогда.

          • Анонимно
            17.07.2015 18:47

            Всё верно вы говорите и семью нашу трудно назвать верующий, это да), и по вашему " вот этого мира - между истинно верующими людьми, у нас нет и быть не может", но ведь истинно верующих то очень малая часть. Вопрос в другом - как только начинается ущемление в вере одной из сторон "истинно верующими" вдруг становятся чуть ли не 99% со всеми вытекающими последствиями защиты своих "святынь". Вот здесь бы соблюсти баланс не нарушая ни чьих интересов.)

            • Анонимно
              17.07.2015 19:37

              Вот тут я с вами полностью соглашусь. И как раз об этом и говорю, когда утверждаю, что нет у нас межконфессионального мира - стоит бросить спичку, все резко станут "истинно верующими" и вспыхнет пламя. Не дай бог нам с вами это увидеть, конечно.

          • Анонимно
            17.07.2015 20:00

            Вы судите людей по себе, то есть проецируете только свои отношения с другими на всех людей. С чего вы решили ,что оно правильное?Кстати, вы тоже не относитесь к верующим. Потому что, "кто не признает веры другого, сам её не имеет".

      • Анонимно
        18.07.2015 08:21

        Межконфессиональный мир держится пока только благодаря большому количеству межэтнических браков. Вопреки усилиям отдельных личностей.

  • Анонимно
    17.07.2015 12:09

    Мой приятель беседовал с знакомыми раифскими монахами. Очень побаиваются нового митрополита, стог и дотошен, в отличе от предшественника.

    • Анонимно
      17.07.2015 12:51

      Хоролшо же. Монахам -- добрый повод пошлифовать свои кротость, смирение, послушание и прилежание.

    • Анонимно
      17.07.2015 14:08

      Ну да, вдруг заставит вернуться к своим прямым обязанностям, а не заниматься сплошной коммерцией, как сейчас в Раифе? :)

  • Анонимно
    17.07.2015 13:42

    Религия - опиум для народа. Профсоюзов нет, парткомов нет, вот и взялись пиарить и демонстративно поддерживать религиозных деятелей, что бы через них оказывать влияние на народ.

  • Анонимно
    17.07.2015 14:10

    Мира, благополучия и единства Татарстанцам! Уроженец Ульяновска.

  • Анонимно
    17.07.2015 15:01

    "Друг наш Феофан, архиепископ Татарской!Помнишь ли как жил Мелхиседек в чащине леса на горе Фаворской?" (Аввакум)

  • Анонимно
    17.07.2015 15:18

    Я бы вспомнил пословицу, она подходит к батюшке Феофану, если то, что пишут о его планах-это правда: со своим уставом в монастырь не лезут. У нас в Татарстане дружно живут. В этом есть и заслуга Анастасия . Желаем продолжить этот путь.

    • Анонимно
      17.07.2015 16:30

      Да где ж вы вычитали, что он не хочет дружно жить?! Какие все ретрограды, как все нового боятся, катастрофа прямо какая-то! ну меняют митрополита, ну бывает такое, зачем заранее плохого ждете? Он еще не приехал даже, ногу свою на татарстанскую землю не поставил, а его уже оплевывать начали.

  • Анонимно
    17.07.2015 16:26

    С чего все взяли, что митрополит собирается \"рушить межконфессиональный мир\"в Татарстане. Он же наоборот говорит: \"надо жить мирно. В этом наша сила\"

    • Анонимно
      17.07.2015 20:03

      Так по его заявлениям в Ульяновске и взяли. Он еще ничего не знает о Татарстане, а уже собрался здесь все менять и всех обучать , без учета мнения жителей нашей республики.

      • Анонимно
        17.07.2015 22:29

        Ну во-первых, он не собирается обучать всех. Он предлагает выбор: основы православной культуры или ислама, или если хотите буддизма. Не нравятся эти предметы, тогда светская этика. Он пытается донести мысль о том, что если человек знает свою культуру, он всегда уважительно будет относится к другой религии.

        • Анонимно
          18.07.2015 01:55

          Не надо демагогии, где вы в Казани возьмете преподавателей буддизма?

  • Анонимно
    17.07.2015 17:43

    Хочется верить. Дай бог, чтобы было без будоражения. Не надо нас будоражить!

  • Анонимно
    17.07.2015 19:38

    все! к нему кажется наименование "митрополитрук" привязался навсегда.

  • Анонимно
    17.07.2015 21:41

    Были тенгрианцами. а затем стали мусульманами по воле Аллаха! Это диалектика по воле Аллаха! Ваше постоянное сопротивление против Ислама есть как раз признак нетерпимости и отрицание своего же утверждения. Вы как бы утверждаете, что тенгрианство выше всего, и точка. А тенгрианец Чингиз хан вел себя иначе.

  • Анонимно
    17.07.2015 21:46

    Полностью согласен с уважаемым Фандасом Сафиуллиным, семитские религии разделили и ослабили народ. Тэнгринианство давало силу народу.

  • Анонимно
    17.07.2015 23:19

    Люди, нет ни бога, ни аллаха ни каких их то других. Мы в 21 веке живем уже. Сколько можно верить в то, чего нет. Где эти вымышленные друзья обитают? Любая религия это опиум для народа. Эти боги в космосе что ли существуют. Что за бред? Когда это закончится?!

    • Анонимно
      18.07.2015 02:11

      Бред не верить..Вроде в 21 веке живем.. Нобелевские лауреаты - верят,, абсолютное большинство ученых создавших саму Науку были глубоко верующими людьми, а этот - смотри "бред", "когда это закончится"..

      • Анонимно
        18.07.2015 19:59

        Назовите верующих лауреатов,еще в средние века ученых жгли на костре друг мой верующии.

        • Анонимно
          19.07.2015 10:35

          Например физиолог Павлов (помните собачку Павлова, условные рефлексы и т.д.?) - первый российский (еще "дореволюционный") Нобелевский лауреат был глубоко верующим человеком и при этом блестящим ученым.Абсолютное большинство Нобелевских лауреатов (и по литературе, и по физике и т.д.) до начала 1980-х годов были верующими людьми - иудеями, христианами, мусульманами.Затем, и здесь я с Вами согласен, Нобелевские премии стали присуждаться даже не атеистам, а настоящим богоборцам.Но что интересно, при этом научное значение Нобелевских премий стало "мягко говоря" спорным...Вот такая интересная история присуждения Нобелевских премий.Кстати, сам основатель премии Альфред Нобель был глубоко верующим человеком.Это и очевидно - иначе он никогда бы не завещал огромную сумму в то время "бедным" (в прямом и переносном смысле этого слова) ученым.

  • Анонимно
    19.07.2015 09:27

    Всех имамов в мечетях назначают по строгому листу согласования: 1.Муфтий, 2.Мухтасиб, 3.Отдел Администрации города по связям с общественностью, 4.Департамент Внутренней политики Аппарата Президента РТ, подчиняющиеся ФСБ.А Феофана согласовывали? Или этот список действует только для имамов мечетей?

  • Анонимно
    19.07.2015 09:38

    Опыт работы с Феофаном поможет Имамам мечетей в получении бесценного опыта по выстраиванию отношений с государством, которого так не хватает нашим имамам. Надо у него учиться как он будет продавливать вопросы в пользу церкви и лоббировать христианские организации. Его опыт надо внимательно изучить, чтобы потом также продавливать вопросы при выбивании земельных участков под строительство мечетей в Москве, Челябинске, Симбирске и др. городах России.

    • Анонимно
      19.07.2015 11:17

      Вот это правильно!Не надо бороться с братьями-иудеями и братьями-христианами.Надо защищать интересы братьев-мусульман.Действительно в Москве, в городе мусульманском больше, чем Казань (3 миллиона мусульман москвичей "против" 0,5 миллионов мусульман казанцев), необходимо построить около 200 новых мечетей.Уверен, что братья-иудеи и братья-христиане поддержат братьев-мусульман.

      • Анонимно
        19.07.2015 14:31

        И с Феофаном надо подружиться в доску, чтобы он ходотайствовал у Кирилла, и в Москве разрешили строить мечети.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen