Общество 
17.07.2015

«Фишкой летнего казанского сезона стали ифтары на пленэре»

Еще 100 лет назад исследования медиками местного населения показывали, что наименьшее количество больных у татар приходится на месяц уразы

Несмотря на антирелигиозную борьбу большевиков, татары не отказывались от поста даже в годы Великой Отечественной войны, указывает доцент кафедры востоковедения и исламоведения КФУ Азат Ахунов. В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он рассказывает о том, почему в Абу-Даби легче держать уразу, чем в Казани, в чем столица Татарстана еще отстает от стран Востока, а также приводит примеры местного креатива от мусульман в социальных сетях.

БЕЛЫЕ НОЧИ И ПОСТ

Многие устали от непогоды, а для мусульман она только в радость. Немалая часть священного месяца Рамадан прошла под аккомпанемент дождя. Верующие видят в этом знак Всевышнего — облегчилась участь постящегося. Шутка ли — чуть ли не 20 часов без воды и пищи!

В первые дни уразы мы летели с ректором Российского исламского института Рафиком Мухаметшиным в Петербург. Самолет сел в Северной столице ровно в 20:30 — время разговения. Ан нет! Ректор напомнил, что мы переместились на север и теперь время разговения передвигается на два часа позже.

Невольно вспомнилась история со строительством железной дороги Москва — Санкт-Петербург в середине XIX века. Простые татарские крестьяне, занятые на тяжелых земельных работах, строго следовали кораническому аяту: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи» (Аль-Бакара: 187). Следовали аяту и... погибали. В условиях высоких широт в период белых ночей ночь не наступала. Они не прекращали свой пост, видя в этом, выражаясь христианской терминологией, промысел Божий. И некому было подсказать им еще один аят из Корана: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». Напомнить, что если нет четкого разделения между днем и ночью, то надо поститься по времени ближайшего мусульманского города, где эта разница видна. Или по времени священной Мекки.

И еще на тему поста и здоровья. В 1914 году была опубликована работа доктора медицины Алексея Сухарева «Казанские татары. Опыт этнографического и медико-антропологического исследования». Проведя обследование татарского населения Казанского уезда, он пришел к выводу, что наименьшее количество больных у татар приходится на месяц уразы.

Религиозность татар была высокой вплоть до начала XX века, когда под натиском европейской культуры она стала размываться. Именно тогда татарские бунтари поэт Габдулла Тукай и писатель Фатих Амирхан демонстративно закусывали во время поста на глазах мулл-кадимистов, открыв нараспашку окна.

ПИРШЕСТВО И ВЕСЕЛЬЕ НА УЛИЦАХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН

Несмотря на антирелигиозную борьбу большевиков, татары не отказывались от поста даже в годы Великой Отечественной войны. В жаркую страду оставшиеся в тылу деревенские женщины, несмотря на тяжелый изнурительный труд, воздерживались от еды и питья. Конечно, все это делалось скрытно. И если председатель колхоза узнавал секрет, то силком вливал в рот «провинившимся» воду.

К чему все эти примеры? К тому, что в наш век трудности преодолеваются намного проще. Почти не осталось такой работы, которая требовала бы тяжелого физического труда. Никто не запрещает соблюдать пост, но и никто не делает поблажек постящимся. Мы живем в светском государстве, поэтому у нас нет сокращенного рабочего дня или отпуска на время Рамадана, как это происходит в арабских странах.

Знакомые арабы, живущие в Казани, постят на своих страницах в социальных сетях календарь Рамадана. Краткий перерыв на ночь и длинный световой день вызывают у них уважение и религиозный трепет. Ведь время воздержания, например, в Абу-Даби на пять часов короче, чем в Казани.

Конечно, Казань еще далека от Востока. В месяц Рамадан в мусульманских странах выручка торговли и общепита вырастает двукратно. Если днем кафе и рестораны стоят закрытыми, то с заходом солнца туда стекается публика. Начинаются всеобщие пиршество и веселье. Публика гуляет чуть ли не до самого восхода солнца. В этот месяц посетители заказывают лучшие блюда и напитки, балуют себя сладостями, меньше экономят. Немалая часть бюджета уходит на положенные традицией подарки друзьям и родственникам, обязательны пожертвования в пользу больных и бедных.

Для тех, кто не может позволить себе роскоши чревоугодия в дорогих ресторанах, накрываются бесплатные столы прямо на улицах. Благотворительные ифтары (ужины-разговения) собирают тысячи и тысячи неимущих мусульман, путников, да всех желающих.

Внешне в Казани ничего не меняется с приходом Рамадана. В первые дни уразы молодежь (а пост соблюдают в основном молодые люди) делится в социальных сетях своими впечатлениями, сетует на трудность воздержания в летние дни. Но все это длится день-два — не больше. Дальше начинается креатив — как лучше и где провести ифтар, куда пойти на обязательный в уразу намаз-таравих. Одна моя знакомая поставила цель ежедневно читать таравих в новой мечети. Учитывая, что в городе мечетей около 60, она так и не сумела осуществить свой план.

ИСЛАМ СТАНОВИТСЯ ЧАСТЬЮ НАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Фишкой летнего казанского сезона стали ифтары на пленэре. Хорошая возможность совместно поужинать и пообщаться на свежем воздухе.

Духовное управление мусульман Татарстана, отдельные мечети в этом году (впрочем, как и в предыдущие годы) организовали «Шатры Рамадана». Самый большой республиканский «шатер» был раскинут на территории «Казань Арены». Он вместил в себя свыше 5 тыс. человек. Причем туда приглашались не только мусульмане, но и представители других конфессий, известные и уважаемые в республике люди, да и все желающие.

Пост в Рамадан, да и вообще исполнение остальных религиозных предписаний становятся уделом молодежи. Ислам в Татарстане молодеет. Об этом мы говорили в предыдущем материале. Ислам перестал быть исключительно пенсионерским, как в советские годы. Лично я не вижу в этом никакой опасности. Искренне верующий мусульманин, так же как и искренне верующий христианин, исповедует те же самые вечные заповеди. В целом религиозная молодежь Татарстана неконфликтна, она современна, креативна, социализирована.

В Татарстане немало медиафигур, известных людей, которые читают пятикратный намаз, соблюдают пост в месяц Рамадан, но широкой публике об этом неизвестно. Внешне они ничем не отличаются от других. Да и сами не афишируют свою веру.

Ислам становится частью нашей повседневности. Несмотря на многовековое проживание в иноконфессиональной среде, татары сохранили свою веру. Верность традициям и корням в глобализующемся мире — это очень важно.

Азат Ахунов, доцент кафедры востоковедения и исламоведения КФУ

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.07.2015 09:20

    "ЕЩЕ 100 ЛЕТ НАЗАД ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИКАМИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ПОКАЗЫВАЛИ, ЧТО НАИМЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО БОЛЬНЫХ У ТАТАР ПРИХОДИТСЯ НА МЕСЯЦ УРАЗЫ""Верующие видят в этом знак Всевышнего — облегчилась участь постящегося". Где логика?!

  • Анонимно
    17.07.2015 09:23

    наименьшее количество больных у татар приходится на месяц уразы"Методологическая ошибка. В уразу они просто не ходили в больницу.

  • Анонимно
    17.07.2015 09:26

    Крайне вредная вещь, особенно для молодежи. Бывший спортсмен, сгонщик веса, в том числе воздержанием от еды.

    • Анонимно
      17.07.2015 10:52

      Да, самый вредный пост, весь день не есть не пить, а ночью наедаться

      • Анонимно
        17.07.2015 15:22

        Только непостящийся может так рассуждать. Когда ж там наедаться то, если на все про все отводиться 3-4 часа! В том то и вся суть, желудок уменьшается в объеме, и к концу Рамазана привыкаешь мало кушать, а чем меньше организм тратит энергии на переваривание пищи, тем больше энергии высвобождается для благих дел)

        • Анонимно
          17.07.2015 15:58

          1."В том то и вся суть, желудок уменьшается в объеме,"Откуда это Вы взяли? И как же Вы начнете нормально питаться с уменьшенным желудком после рамадана?2. "чем меньше организм тратит энергии на переваривание пищи, тем больше энергии высвобождается для благих дел..."Есть закон сохранения энергии. Как может быть больше энергии "для благих дел" при меньшей пище?

      • Анонимно
        17.07.2015 16:26

        Воду простую наверное можно? А то так ведь и почки отказать могут потом, в "лучшем" случае камни образуются...

    • Анонимно
      17.07.2015 13:53

      Медицина утверждает обратное. И понимающие смысл Рамадана ночью не объедаются.

      • Анонимно
        17.07.2015 15:39

        1. Где Вы видели, что " Медицина утверждает обратное"?2. А не "понимающие смысл Рамадана"?3. Объедается или нет, но суточную дозу еды, которую обычно принимают за 3-4 раза, человек вынужден принимать за 1-2 раза. Минимум неравномерная нагрузка на желудочно-кишечный тракт. О вреде этого написаны трактаты.

        • Анонимно
          17.07.2015 18:54

          Как говорится, погуглите, польза поста в Рамадан, посмотрите исследования на эту тему. А что за трактаты, еще не слышал противников голодания? Тем же, кто объедается хочу напомнить, что воздержание охватывает весь месяц Рамадан, и в другие месяцы не следует обжираться, таковы нормы Ислама.

          • Анонимно
            17.07.2015 20:29

            1. Как говорится, погуглите, вред поста в Рамадан, посмотрите исследования на эту тему.2 "А что за трактаты, еще не слышал противников голодания"Во-первых не надо хвалиться своим невежеством, во-вторых, то, что не слышали, не означает их нет.3. Не обжираться - таковы нормы человеческого бытия и ислам тут не при чем.

  • Анонимно
    17.07.2015 09:42

    Так и есть артериальное давление намного понизилось хотя жара под 40 С в Алматы .

  • Анонимно
    17.07.2015 10:01

    да нет,больным держать уразу не обязательно

  • Анонимно
    17.07.2015 11:30

    Религия-это опиум для народа...

  • Анонимно
    17.07.2015 13:36

    Замечательно! Ифтары общие-это изумительно! Это надо внедрять во всех городах. Должны быть лучшие имамы-исполнители азана и чтения Корана. Это потрясает!

  • Анонимно
    17.07.2015 15:43

    Бунтари Г. Тукай и Ф. Амирхан... И чего такие бунтари добились? Большевистский террор и в конечном итоге эпоха манкуртизма.

    • Анонимно
      17.07.2015 19:18

      Далеко не факт, что хоть какая-то татарская автономия появилась бы без большевиков, особенно в начале XX в.

  • Анонимно
    17.07.2015 21:27

    Что такое плэнэр?

    • Анонимно
      17.07.2015 23:43

      Это называется верх человеческой лени. Вы где находитесь?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen