Общество 
22.07.2015

Транспортная реформа в автограде пройдет по закону джунглей: из 30 перевозчиков останутся трое

Наиль Магдеев милостиво оставил на «драку-собаку» микроавтобусам частников половину рынка, но лишь на три года

Сегодня исполком Набережных Челнов объявил тендер на городские пассажирские перевозки, условия которого вогнали частных перевозчиков в ступор: все 19 маршрутов поделены на 4 лота, на половину из которых по параметрам может претендовать только муниципальный «Электротранспорт» с его газомоторными «НЕФАЗами». Частникам же предстоит либо биться друг с другом не на жизнь, а на смерть, либо объединяться в консорциум.

Накануне в ходе пресс-конференции Наиль Магдеев сообщил, что на базе ООО «Электротранспорт» будет создана муниципальная транспортная компания
Накануне в ходе пресс-конференции Наиль Магдеев сообщил, что на базе ООО «Электротранспорт» будет создана муниципальная транспортная компания

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГАЗОМОТОРКИ

Вся конкурсная документация тендера пока не обнародована, но общая конфигурация уже просматривается. Два из четырех лотов предназначены для перевозчика, располагающего газомоторными автобусами вместимостью 60 мест и больше, оборудованными ГЛОНАССом. Как пояснили «БИЗНЕС Online» источники в исполкоме, предполагается, что они уйдут «Электротранспорту», на базе которого создается муниципальная транспортная компания. Напомним, руководитель исполкома Наиль Магдеев накануне в ходе пресс-конференции сообщил, что у организации не будет собственного расчетного счета, то есть по сути заведовать магистральными маршрутами будет трамвайное управление под руководством Рашида Шамсудинова. Ему под закупаемые у НЕФАЗа автобусы большой вместимости достанутся маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21. Причем из заявленных 190 «НЕФАЗов» на городские дороги планируется поставить только 136 штук, остальные, видимо, будут обслуживать пригородные и дачные направления.

Отметим, что у некоторых перевозчиков газомоторные автобусы большой вместимости (хотя и не в том количестве) тоже есть. Они сохранились на пригородных и вахтовых маршрутах еще со времен прошлой неудавшейся транспортной реформы, автором которой был экс-мэр Челнов Василь Шайхразиев. Тогда, напомним, администрация тоже хотела пересадить город на камазовские газомоторные автобусы. Разница с нынешней ситуацией заключается лишь в том, что Магдеев оставляет новые «НЕФАЗы» на муниципальном обслуживании, а Шайхразиев хотел покорить ими рынок. Как результат частники, закупившие «НЕФАЗы» в лизинг, не смогли отбить затраты и вернулись к своим микроавтобусам.

Учась на ошибках предшественника, Магдеев рынок осваивать не стал — он просто отрезал от него половину. Тем более на этот раз на закупку газомоторной техники Татарстану выделены федеральные субсидии.

В Челнах останется 19 автобусных и 14 трамвайных маршрутов (фото: chelny-biz.ru)

ВЫЖИВЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ. ДВА

Оставшиеся два лота с 13 маршрутами под 263 микроавтобуса уйдут частным перевозчикам под автобусы малой вместимости. И здесь заключается вся интрига — перевозчиков в Челнах около 30, а лота для них всего два, хоть и крупных. Следовательно, и победителя в тендере тоже может быть только два, не считая «Электротранспорта». Но если один лот включает в себя сразу 7 маршрутов, на которых, по информации отдела транспорта, будет задействовано почти 150 автобусов, то кто сможет потянуть такой объем работы? Челнинские частники таких глобальных автопарков не имеют, и значит, чтобы участвовать в тендере, либо кому-то придется разом вырасти в разы, либо, скорее всего, мелким компаниям придется объединяться в одно предприятие. На такой оборот дел они сегодня и ориентируются.

«Я буду участвовать в конкурсе, — заявил «БИЗНЕС Online» председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков Николай Тятюшкин. — Да, действительно, в каждый из лотов включено несколько маршрутов, по которым фактически будет один победитель. По всей вероятности, мы будем объединяться. Других вариантов нет, как только договариваться и работать под одним ИП или ООО. Когда на сайте исполкома опубликуют критерии объявленного конкурса, мы будем собираться и обсуждать этот вопрос».

Но даже если перевозчики каким-то образом объединятся, им придется каким-то образом делить между собой оставленный им челнинскими властями скудный кусок пирога. Из 750 микроавтобусов в городе останется 263 (общий парк будет насчитывать 399 автобусов), то есть всем придется ужаться раза в три.

Сами перевозчики, опрошенные «БИЗНЕС Online», в основном пока пребывают в растерянном ступоре: конкурсной документации нет, и как делить два лота на всех — непонятно. Поэтому и от критики они пока воздерживаются — им еще через конкурсную комиссию проходить. Так считает председатель союза автотранспортных перевозчиков Дамир Гарафов: «Просто каждый надеется выиграть, — комментирует отсутствие гневной реакции он. — Но, если останется недовольство итогами тендера, перевозчики так просто это не спустят: будут судиться, обжаловать и, главное, продолжать ездить. У перевозчика есть лицензия, значит, есть право осуществлять перевозки. Допустим, есть маршрут №2. Они назовут его 2А и будут ездить не по утвержденному маршруту, а слегка его видоизменив».

Чтобы открыть постановление и схемы маршрутов, нажмите на фото

Кстати, как рассказала «БИЗНЕС Online» перевозчик Наталья Гарина, конкурс объявляют уже не впервые. «Первый раз его объявляли 5 июля, но сразу отменили. Почему отменили — непонятно. Я сама была удивлена, на моей практике такое происходит первый раз», — поделилась Гарина. Возможно, и в кулуарах администрации пока нет четкого представления о стартовавшей сегодня транспортной реформе.

Пока осторожничают предприниматели и с вопросами о высвобождающемся автопарке, но машины придерживают. «Будем действовать по ситуации, возможно, будем использовать ненужные автобусы в других целях», — сказала Гарина.

«СХЕМА ОСТАЛАСЬ ТАКОЙ ЖЕ»

Однозначную оценку бизнес дает новой транспортной схеме Челнов. Несмотря на два месяца исследований пассажиропотока санкт-петербургским ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (НИПИ ТРТИ), она почти не поменялась. Напомним, этот же институт, работал в 2007 году и в Казани, когда большие красные автобусы заменили на дорогах «Газели» и «ПАЗики».

«Мне кажется, что питерцы необъективно подошли к разработке маршрутной сети, однобоко, — высказалась Гарина. — Мы работаем на самоокупаемости, не просим из бюджета ни копейки денег. Все это время самостоятельно организовывали пассажирские перевозки, а муниципальный транспорт будет финансироваться из бюджета города. Будет ли на него спрос? Не уверена». Тятюшкин отзывается о будущем совсем обреченно: «Сама маршрутная сеть осталась той же, никаких кардинальных изменений не вносилось. Посчитали нужным оставить энное количество частников — это дело исполкома. Я изначально для себя решил: скажут до свидания, значит, до свидания. Это бизнес. И тем более в нашем бизнесе заказчиком является исполком».

Виктор Мавков
На публичных слушаниях в июне Виктор Мавков утверждал, что проектировщики маршрутной сети отработали заказ только на бумаге

Гораздо жестче высказывались предприниматели в адрес исследователей до начала тендера, на публичных слушаниях в июне. Тогда, в частности, владелец 30 автобусов на маршруте №12 Виктор Мавков утверждал «БИЗНЕС Online», что проектировщики маршрутной сети отработали заказ на бумаге: просто взяли часть существующей с 2012 года схемы и добавили муниципальные маршруты. При этом речь шла о «легальной» части действующих маршрутов, а есть и «нелегальная». Все из-за того, что прошлый тендер 2012 года был остановлен на фоне судебных разбирательств с недовольными перевозчиками, да так и остался незавершенным. Не успевшие тогда пройти конкурс перевозчики продолжали работать несанкционированно, а их маршруты не были учтены в официальной схеме движения автобусов, что и сыграло злую шутку с питерскими специалистами.

Отметим, впрочем, что воинственный настрой Мавкова отчасти был обусловлен отсутствием его маршрута в предложенном питерцами проекте. Впоследствии перевозчики довели до администрации свои поправки, администрация с ними согласилась, и маршрут Мавкова №12 был сохранен как социально значимый. Вместе с ним город добавил к предложенному проекту и маршрут №29, также отсеянный питерцами.

Пока, по словам Тятюшкина, обиженных из числа перевозчиков только трое: стерты со схемы маршрут №205, где перевозками занимался ИП Слотин, а маршрут №26 остался на откуп «Электротранспорту». Трое же, потому что на 26-м работали параллельно два перевозчика, один из которых выиграл прошлый тендер в 2012 году, а второй — оспаривал результаты того конкурса.

Новая пассажирская сетка в городе нефтехимиков уже работает несколько месяцев (фото: npatp.ru)

«200 БОЛЬШИХ АВТОБУСОВ РАНЬШЕ ХВАТАЛО НА ВЕСЬ ГОРОД»

Отметим, что подобную реформу — переформатирование городской пассажирской сетки с внедрением больших автобусов на магистральные линии и малых на периферийные — еще в феврале заявили в Нижнекамске. Здесь число маршрутов сократили на треть: было 14, стало 9.

Новая сетка в городе нефтехимиков уже работает несколько месяцев, и по факту здесь нет строгого разделения на длинные и короткие маршруты, так же как незаметно принципиальной разницы между маршрутами больших и малых машин в обновленных автобусных схемах Челнов. Для «НЕФАЗов» в автограде тоже предусмотрены вполне зигзагообразные маршруты, а Ford и Fiat, судя по схемам, не такие уж и «поперечные» — их маршруты в большинстве своем все равно проходят по главному челнинскому проспекту, захватывая периферию — как и прежде.

Словом, Челны идут по стопам Нижнекамска, где, по словам гендиректора единственного транспортного предприятия ПАТП Юрия Иванова, пассажиропоток после реформы не увеличился, и в вопросе о росте рентабельности перевозок пока определенности нет.

«Мы сократили интервал движения, но пассажиропоток от этого не вырос — остался на уровне прошлого года, — рассказал Иванов «БИЗНЕС Online». — Однако это тоже результат, потому что пассажиропоток падал, а теперь эта тенденция заметно ослабла. Роста не стоило и ожидать, так как со временем все больше людей пересаживается на личный легковой транспорт. Расходная часть для нас практически не изменилась».

Изначально, когда в Нижнекамске новая сетка заявлялась, можно было предположить, что она вызовет новый шквал жалоб из-за пересадок — ведь выходило, что с периферии сначала надо добраться до крупного проспекта, а потом продвинуться вдоль города на большом автобусе, дважды оплатив проезд. Однако на практике все оказалось иначе — весь город сегодня обслуживается автобусами большой вместимости, а машины типа «Газелек» ушли на труднодоступный для крупного транспорта участок в районе НТЦ. «Не задействованных машин не осталось — все малые автобусы ушли в тот район, где не проедет большой, — сообщил Иванов. — А магистральные маршруты у нас обслуживают фактически все точки города, кроме НТЦ. Поперек они тоже ездят. Число пересадок не изменилось».

Интересно, что, по мнению Иванова, Челны легко закрыли бы и те 190 больших «НЕФАЗов», которые закупает для муниципального предприятия администрация автограда. «Возьмите ваш ПАТП-2, которое работало раньше — максимум ходило 200 автобусов по всему городу, хотя пассажиропоток был больше, — напоминает Иванов. — При этом интервал соблюдали максимум 5 - 7 минут. В 2003 - 2005 году мы держали такой же интервал, штат доходил до тысячи человек, а автобусов ездило 130 - 150. Сейчас у нас в городе работает 60 автобусов, и этого достаточно».

Такая позиция вызывает закономерный вопрос: станет ли нынешнее сокращение микроавтобусов последним в среднесрочной перспективе? На то, что нынешний конкурс носит переходный характер, указывает, в частности и то, что контракты с победителями, которые станут известны 30 августа, исполком Челнов намерен подписать сроком лишь на 3 года. Для сравнения: в Казани конкурсный цикл — 5 лет. Так что не исключено, что челнинские власти решили варить «лягушку» в лице частных перевозчиков медленно: пока спохватится и начнет дергаться — будет поздно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.07.2015 17:31

    Нужно будет опубликовать расписание движения больших автобусов на сайте ООО "Электротранспорт" аналогично расписания трамваев.

  • Анонимно
    22.07.2015 17:40

    "все равно будут ездить" это из рода фантастики. ГИБДД и прокуратура быстро их на место поставит.

  • Анонимно
    22.07.2015 18:19

    и для чего это делается? какой эффект?

  • Анонимно
    22.07.2015 18:52

    Опять полумеры! Взялись, доводите до конца!

  • Анонимно
    22.07.2015 18:57

    Вот когда власть с шашкой наперерез вмешивается в бизнес то всегда результат плачевный.
    Эти "газовые" автобусы недаработанные и необкатанные но кому это важно...

  • Анонимно
    22.07.2015 19:55

    по чулману надо обязательно пустить большие автобусы - он вне зоны доступа трамваев

  • Анонимно
    22.07.2015 20:06

    Наконец то бешенные газели и на подобии газелей мерседесы исчезнут с дорог , как надоели эти псевдо бизнесмены на не понятно каких технически не исправных типа автобусах возят людей не тебе перед выездом тех состояние , не мед осмотр водителя .

  • Анонимно
    22.07.2015 20:14

    Опять все по новому. Красные придут..... белые придут....

  • Анонимно
    22.07.2015 20:20

    Да... не справедливо, перевозччикам не повезло, особенно когда кризис..им не позавидуешь, такова жизнь у нас...страна такая.Половина на кредитах небось...хоть вешайся ...

    • Анонимно
      22.07.2015 21:26

      Прежде чем планировать бизнес нужно подумать о разных ее последствиях и поворотах , а не только о том сколько моя газель нарубит за смену денег, эта такая сфера деятельности где нужен особый подход , один хозяин город , которому не нужны ралли ради выручки ато вы жалеете якобы тех кто набрал газелей, жалейте в данном случаи молодую маму с грудным ребенком на руках в газеле под скорость 70-80км / ч.

    • Анонимно
      22.07.2015 22:13

      они заслужили это, работой надо дорожить, а газелисты вели себя так, как будто Бога за одно место поймали

  • Анонимно
    22.07.2015 21:09

    Искусственное укрупнение лотов нарушает закон о конкуренции

  • Анонимно
    22.07.2015 23:13

    Живу в Нижнекамске время ожидания и маршруты автобусов желают лучшего. Большая часть горожан передвигается на личном авто или на такси, т.к. нет доступной альтернативы. Считаю что частники должны иметь доступ к рынку. В Челнах как помню проезд стоит меньше чем в НК и ждешь маршрутку не более 2 минут, всегда приводил пример собеседникам по этому вопросу. Думаю нужно хорошо все взвесить и решить в пользу пассажиров!

  • Анонимно
    23.07.2015 01:10

    Все ниши малого бизнеса заполнены властными структурами. Родственники и друзья расставлены. Простые люди без разрешения не должны заниматься предпринимательством. Простые люди должны получать зарплату. Тогда будет стабильность.

  • Анонимно
    23.07.2015 06:05

    Если хотят запускать автобусы в конце августа, то нужно уже начинать формировать команду водителей и кондукторов. Но никаких намеков про это нет.

  • Анонимно
    23.07.2015 07:28

    Ну что же Вы "ГАЗЕЛИСТЫ" после пожара шашкой махаете.Проблем было бы у Вас меньше если бы были: 1. в эксплуатации технически исправные автомобили (а не клубящие дымом паровозы, видать денег жалко на ремонт) 2. воспитанные водители (а не водятелы и сброд) 3. соблюдали ПДД.

  • Анонимно
    23.07.2015 08:10

    Челны хотят идти по порочному пути Казани? Все помнят, что когда были маршрутки, пусть и устаревшие ГАзели, а не современные комфортные Форды и Мерседесы, то: был полный охват города маршрутами, был минимальный период ожидания транспорта, не требовалось искуствено заужать дороги за счет выделенных полос, т.е. было меньше пробок. Ну и рынок был менее монополизирован.

  • Анонимно
    23.07.2015 08:30

    вот вам пример поддержки малого и среднего бизнеса, о которой столько говорят

  • Анонимно
    23.07.2015 08:37

    Наконец-то эти вонючие газели-форды клубящие чёрным дымом перестанут ухудшать нашу экологию города. Невозможно же ехать за ними в потоке, просто задыхаешься от угара печного топлива.Может быть вы мелкие жадные чудо-горе-предприниматели перестанут наконец-то травить нас?

  • Анонимно
    23.07.2015 08:53

    собираются запускать автобусы в конце августа...В сентябре будет транспортный коллапс, когда школьники будут опаздывать в школу, а работники, вернувшиеся с отпусков, на работу...

  • Анонимно
    23.07.2015 10:01

    Часть клиентов больших автобусов поглотила трамвайная ветка. Я в час пик на машине еду медленее, чем трамвай с остановками.

  • Анонимно
    23.07.2015 18:37

    Надо было все маршрутки убрать. По моему чересчур добрый у нас Мэр.

  • Анонимно
    24.07.2015 09:06

    С большими автобусами ПАК-Инвест это вообще мертвое предприятие. С тех пор как его Швецов приватизировал оно разваливается безповоротно

    • Анонимно
      24.07.2015 09:20

      Да уж в ПАКе людей за людей не считают, относятся к ним как быдлу

    • Анонимно
      26.07.2015 19:10

      Задержка зарплаты в ПАКе это норма. Куда прокуратура смотрит

  • Анонимно
    24.07.2015 09:10

    вот как раз и посмотрим кто лучше, правильно Магдеев сделал что пополам поделил

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen