Маркетинг, СМИ и реклама 
23.07.2015

Печатные СМИ Татарстана: упали летом, поднимутся ли осенью?

Почта России наращивает субсидии и скидки на распространение, но не в силах переломить тренд на снижение тиражей

Традиционный обзор тиражей печатных СМИ Татарстана по итогам подписной кампании на второе полугодие 2015 года публикует сегодня «БИЗНЕС Online». Практически все игроки потеряли в тиражах от 2% до 27%. Опрошенные нами участники рынка надеются отыграться осенью и жалуются на выросшие цены на типографские услуги. А минкомсвязи РФ тем временем начало сбор заявок на статус социально значимых СМИ, который дает ощутимые льготы. Но критерии отбора довольно жесткие...

«ВЕЧЕРКА» СЕЗОННО «ПРОСЕЛА» НА ЧЕТВЕРТЬ

Газета «БИЗНЕС Online» традиционно анализирует печатные тиражи татарстанской прессы. На этот раз — по итогам подписной кампании на второе полугодие 2015 года, а также по общим тиражам изданий на второе полугодие. Данные по подписной кампании нашей газете предоставило министерство информатизации и связи РТ. ОАО «Татмедиа», к сожалению, соответствующих сведений до сих пор не опубликовало, поэтому «БИЗНЕС Online» самостоятельно собрал часть данных, обзванивая редакции СМИ и изучая тираж, указанный в самих изданиях.

Рассмотрим для начала массовые издания. Одно из старейших печатных общественно-политических СМИ — «Вечерняя Казань» — показало падение почти на 25% по сравнению с первым полугодием 2014 года — общий печатный тираж составляет 15,5 тыс. экземпляров. Впрочем, такое же сильное сезонное падение было и год назад, затем, когда пенсионеры вернулись с дач, оно было отыграно. Впрочем, тренд на снижение налицо — по сравнению со вторым полугодием прошлого года оно составило около 10%.

Львиная часть тиража — 14 681 экземпляр — расходится по подписке, которая как раз намного менее подвержена сезонным колебаниям. Но и она снизилась на 8,5%. В целом газета сохраняет ядро преданных читателей, но оно постепенно уменьшается. Достаточно вспомнить, что более трех лет назад тираж «Вечерки» превышал 30 тыс. экземпляров, а в 90-е ее выписывали по 60 - 80 тыс. читателей.

Газета «Комсомольская правда» чувствует себя более стабильно. Тираж ежедневного выпуска вырос на 2,2% до 6,9 тыс. экземпляров. «Толстушка» «просела» на 1,9% до 22,7 тысячи. А вот «Аргументы и Факты» немного сдали позиции в рознице: издание печатает в Татарстане, по собственным данным, 21 тыс. экземпляров — на 5,9% меньше, чем в минувшем полугодии. При этом, по данным почты, на газету подписались 8 130 человек — на 0,9% меньше.

«РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН» ТЕРЯЕТ ПОДПИСКУ

Официальные издания в республике также несколько потеряли свои позиции. Подписной тираж «толстушки» главной официальной газеты Татарстана «Республика Татарстан» составил 21 964 (падение по сравнению с первым полугодием этого года — целых 23%). То ли где-то административная машина дает сбой. Общий же тираж, согласно данным в газете, составляет 31 316 — он по сравнению с предыдущей подписной кампанией уменьшился на 17,8%. Общий печатный тираж ежедневного выпуска издания — 6 235 экземпляров (падение по сравнению с первым полугодием на 8,3%).

«Толстушка» «Ватаным Татарстан» также потеряла в тираже — минус 7% — он составил 16 564 экземпляра. А ежедневный выпуск упал на целых 17,6% — 5 322 экземпляра. По подписке во втором полугодии 2015 года будут распространяться 15 533 экземпляра (меньше на 11,5%, чем в прошлом полугодии). Упал тираж и у газеты «Шахри Казан»: тираж «толстушки» — 5 101 экземпляр с падением на 27% (7 010 экземпляров в предыдущем полугодии). Количество подписчиков у нее также снизилось — на 28,8% — до 2 949 экземпляров.

«ЮЛДАШ» ОТЫГРАЛ ЧАСТЬ ПАДЕНИЯ

У прочей татароязычной прессы дела не лучше. Детский журнал «Салават купере» сильно «просел» — минус 27% (тираж — 8 тыс. экземпляров против 11 тыс. в предыдущем полугодии). У журнала «Ялкын» — также падение на 12,9% (2 453 экземпляра), «Сахна» — минус 3,3% (1 744 экземпляра), «Майдан» — минус 4,3% (2,2 тыс. экземпляров), «Сююмбике» — падение на 15,6% (6,5 тыс. экземпляров).

У коммерческих татароязычных газет ситуация следующая. Газета «Татарстан яшьлэре» продолжает сокращать тиражи — падение во втором полугодии 2015 года составило более 21% (12 706 экземпляров). В газете «Акчарлак» нам сообщили, что тираж во втором полугодии 2015 года — 33 292 экземпляра, тогда как в первом полугодии 2015 года был 34 150 (падение на 2,5%). У газеты «Безнен гэжит» падение составило 6,3% — 16,5 тыс. экземпляров. У «Ирек майданы» также небольшое падение — на 2,5% — до 32 495 экземпляров во втором полугодии 2015 года.

Однако рост показала газета «Юлдаш». Ее тираж по Татарстану составил 12,7 тыс. экземпляров (плюс 10,4%). Впрочем, еще в первом полугодии 2014 года печаталось, по собственным данным журнала, 26 тыс. экземпляров.

РЫВОК ФЕДЕРАЛОВ

Зато рекордным образом накрутили обороты оба издания «Российской газеты». Социальный тираж газеты (распространяемый бесплатно в отделениях почты России пенсионерам и т. д.) — 123,7 тыс. экземпляров по региону Волга — Кама, т. е. плюс 54,6%. Тираж ежедневного выпуска — 12,7 тыс. экземпляров — прибавил 81,4%. Секрет успеха в редакции нам комментировать не стали, но он очевиден — для бесплатного распространения можно напечатать любое количество экземпляров, были бы бюджетные ассигнования. Отметим, что тираж «Российская газета» традиционно сильно наращивает именно во втором полугодии — возможно, это делается в связи с приближением единого дня голосования. Читательский же интерес иллюстрируют данные по подписке, которая у «Российской газеты» уменьшилась на 20% до 1 227 экземпляров.

Увеличился тираж у «Ведомостей» — 3 215 вместо 1 300 экземпляров в первом полугодии 2015 года (рост на 147%). К сожалению, данные тиражей в Татарстане по нескольким федеральным изданиям («Известия», «Коммерсантъ», «Труд») получить не удалось. Известно лишь, что по подписке распространяется 130 экземпляров «Известий» (минус целых 42% по сравнению с первым полугодием).

СКИДКИ — ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ

Напомним, что начиная с 2014 года почта России не получает субсидий от государства на поддержку подписки, однако предоставляет СМИ льготы за свой счет. Как и прежде, всем федеральным СМИ с тиражом от 220 тыс. экземпляров и региональным СМИ с тиражом от 5 тыс. экземпляров предоставляется скидка на доставку подписных изданий в 17%. При этом все издательства районных СМИ независимо от тиража получают скидку в размере 25%. Всего, говорится в ответе пресс-службы на запрос «БИЗНЕС Online», на поддержку подписной кампании в первом полугодии было выделено 600 млн. рублей. Во втором полугодии эта сумма вырастет до 700 миллионов.

Новшеством уже начавшейся подписной кампании на следующий год стало введение еще одной дополнительной скидки — на социально значимые издания, которая составит 15%. Минкомсвязи России уже объявило о сборе заявок от печатных СМИ на предоставление этого выгодного статуса, который продлится до 15 сентября. К числу таковых будут отнесены издания, существующие на рынке не менее пяти лет, пользующиеся популярностью у населения, не имеющие нарушений законодательства о СМИ за последний год и посвящающие не менее 2/3 материалов общественно значимым темам (культура, политика, образование, наука).

Также для получения статуса социально значимого СМИ издания должны не реже одного раза в неделю публиковать материалы, ориентированные на подростковую и детскую аудиторию, освещающие проблемы людей с ограниченными возможностями. Также они будут обязаны освещать проекты в области патриотического воспитания, проблемы национальной и религиозной толерантности и борьбы с экстремизмом, пропагандировать здоровый образ жизни.

В пресс-службе «Татарстан почтасы» также рассказали, что плюсом ко всем льготам и скидкам с июля в течение трех месяцев почта России проводит дополнительную акцию, которая заключается в приоритетной выкладке региональных изданий на барьерных стойках. «Список изданий составляется альянсом руководителей региональных СМИ России. В Татарстане это еженедельная газета «Республика Татарстан» («толстушка»), «Ватаным Татарстан», «Известия Татарстана», «Казанские ведомости» («толстушка») и «Ирек майданы», — отметили в пресс-службе, уточнив, что в 2016 году перечень ждет ротация.

КРИЗИСНОЕ ЭХО

Печатные СМИ республики переживают не самые лучшие времена уже не первый год. В конце мая этого года прекратился выпуск одного из старейших деловых журналов города «Деловой квартал» медиахолдинга «Абак-Пресс». В конце 2014 года балансовая комиссия госхолдинга «Татмедиа» решила прекратить выпуск печатной версии журнала «Карл Фукс». Амбициозно стартовавший журнальный проект не прожил и года, так как не смог выйти на самоокупаемость. Также с Нового года было прекращено издание журнала о моде Fashion Collection (тираж — 7 тыс. экземпляров), выпускаемого по франшизе издателем «KZN.Собака.ru» Дилярой Байчуриной (также гендиректор агентства креативного развития «Айран», в прошлом заместитель гендиректора по развитию ОАО «Татмедиа»). Еще одним кризисным эхо на рынке глянцевых журналов Казани стало уменьшение тиража журнала «Светский», который контролирует Руслан Халилов — генеральный директор ООО «Фонд прямых инвестиций», с 50 тыс. до 10 тыс. экземпляров с февраля этого года.

В ноябре прошлого года стало известно, что федеральный издательский дом «Коммерсантъ» расторг договор франшизы с казанским партнером Наилем Адельбаевым. Главный редактор выпуска «Коммерсантъ Волга-Урал» Ольга Кудрина рассказала, что тот «задолжал большую сумму типографии», которая отказалась печатать газету. В итоге в феврале этого года «Коммерсантъ» сменил франчайзи в Казани — новым стало ООО «Профи ньюс», принадлежащее на паритетных началах Кудриной и бывшему соучредителю и директору ООО «АиФ-регион», шеф-редактору журнала «Татарстан» Аскару Сабирову.

В Набережных Челнах глава крупнейшего в Закамье медиахолдинга «Единство» Рамиль Галеев выставил на продажу два своих проекта — портал ZurBazar.ru и журнал «Дочки-Сыночки», сообщает портал предпринимателей. Не так давно медиахолдинг закрыл газету «Из рук в руки», издание осталось существовать только в электронном виде. Несколько ранее Галеев отказался от Oligarch — бизнес-приложения к газете «Вечерние Челны».

«МЕНЬШЕ ЧИТАТЬ ТОЧНО НЕ СТАЛИ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года.

Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа»:

— Во втором полугодии традиционно подписываются на печатные СМИ меньше, чем в первом полугодии. К тому же остался отклик от того всплеска, который был в 2014 году. Когда мы подняли подписные цены в июне, кого-то мы еще успели подписать по старым ценам. Тем не менее, если сравнивать второе полугодие 2014 года и 2015-го, падение по тиражам получилось порядка 10 процентов, но в сегодняшней ситуации это вполне приемлемо. Кризис тоже влияет. Люди поджимаются, меняют приоритеты в расходах.

У нас есть план работы. Помимо «Татарстан почтасы» есть другие способы доставки, редакционная подписка, работа с торговыми сетями по реализации изданий. Проводим различные конкурсы, в том числе с почтальонами. Уже третий раз объявляли конкурс на подписку. Формы работы с читательской аудиторией известны и понятны. Кроме того, идет развитие интернет-ресурсов. По 2014 году был рост доходов интернет-ресурсов на 9,7 процента, а за первый квартал 2015 года — 10,5. Посещаемость также растет.

Минназыйм Сафаров — главный редактор газеты «Ватаным Татарстан»:

— Летний период — всегда тяжелое время для читающей аудитории и подписной кампании, потому что везде идут сезонные работы, все на дачах, так было всегда. 10 - 15 процентов снижения тиража на второе полугодие — это нормально. Как правило, тираж затем отыгрывает назад во время осенней подписной кампании. Поэтому причин для тревоги не вижу.

Есть тенденция перераспределения тиражей между изданиями. Кто-то приноровился рекламировать свои издания через распространителей, такая тенденция есть. Меньше читать бумажные газеты точно не стали.

Кризис — не одномоментное явление. Кризис может быть всегда в связи с падением цен на нефть и другими факторами, но лишь бы он не поселился в наших головах. Поэтому мы позиционируем себя не как издание, которое думает о высоких прибылях, и очень осторожно относимся к повышению цен.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

— У нас есть падение в этом полугодии, но это из-за летнего периода. Надеюсь, осенью выйдем на прежний уровень. Эта подписная кампания была очень тяжелой. Рынок очень несправедливый, потому что здоровой конкуренции нет и не будет. Есть независимые, частные издания, и их так не так много.

Проблема из года в год — ценовая политика и халатность почтовиков в некоторых районах республики. Люди подписываются на издания и даже ходят в соседние деревни, чтобы забрать газету. У почтовиков очень маленькая зарплата, их заставляют продавать товары, продукты — своим делом они не занимаются. Газеты теряются, вовремя не доходят, и подписчик из-за этого прощается с нами. Кроме того, есть проблема с киосками — есть неплатежи, большие возвраты, невозможность учета того, продается издание или нет. Самыми крайними оказываются редакции частных газет. Бюджетные газеты еще как-то кормятся из бюджета.

Еще меня беспокоит нездоровая конкуренция — в Москве гранты выигрывают русскоязычные газеты, а национальные остаются в стороне. В Татарстане «Татмедиа» поддерживает только свои газеты. Мы — с самым большим тиражом — сами по себе. Никого не уговариваем подписываться, наши журналисты ездят в командировки, ведут расследования, но на местах не агитируют — читатель сам выбирает свободно, что ему читать.

Кризис отражается на тиражах. У нас падение не такое сильное. На летний период я уменьшил тираж на киоски вдвое. Думаю, будущее за электронной газетой. Но сельским читателям далеко до чтения газет в интернете, хотя интернет и есть в деревнях.

Раиф Усманов — редактор газеты «Ирек майданы»:

— Летом подписка всегда ниже на 8 - 10 процентов. У нас подписная кампания прошла хорошо, по сравнению с прошлым летом у нас есть рост по тиражам. Если смотреть ситуацию по тиражам печатных СМИ, наверное, сказался кризис. В прошлом году у нас сказалось повышение цены из-за увеличения стоимости доставки печатной продукции. В последние месяцы из-за роста курсов валют у нас выросла стоимость бумаги, печати — типографские расходы, поэтому мы были вынуждены поднять редакционную цену. Все это приводит к регулярному росту цен, а зарплаты людей не растут. Я обратил внимание на такой факт, что сейчас люди выписывают не по несколько газет. Не думаю, что количество читателей бумажной прессы уменьшается. Просто сокращается количество выписываемых изданий. Еще один важный момент — некоторые наши газеты перестали распространяться за пределами республики, хотя там живет большое количество татароязычного населения.

Итоговые данные о подписной кампании на 2-е полугодие 2015 года по РТ Данные о подписке 1 полугодие 2015
Наименование издания Тираж (экз.) 2 п/г 2014 Тираж (экз.) 1 п/г 2015 Тираж (экз.) 2 п/г 2015 % отношения
- Республиканская печать - - - -
1 Татарстан 2137 2323 2152 -7.30%
2 Казанские ведомости 20662 20058 20730 3%
3 Сборник постановлений КМ РТ 1367 1441 1335 -7.30%
4 Республика Татарстан 23047 28630 21964 -23%
5 Вечерняя Казань 15516 16051 14681 -8.50%
6 Ватаным Татарстан 16877 17559 15533 -11.50%
7 Звезда Поволжья 602 631 535 -15%
8 МК в Татарстане 69 81 59 -27%
9 Шахри Казан 4210 4146 2949 -28.80%
10 Татарстан яшьляре 17588 15833 12149 -23%
- Центральная печать - - - -
1 Аргументы и факты 7665 8209 8130 -0.90%
2 Советский спорт 195 196 179 -8.60%
3 Российская газета 1343 1552 1227 -20%
4 Комсомольская правда 3409 3330 2855 -14%
5 Известия 223 227 130 -42%
6 Труд 181 н/д 91 -
- Общее освоение тиражей: 1,044,476 1,301,126 1,301,011 -

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Тиражи печатных изданий по состоянию на II полугодие 2015 года (общий печатный тираж; данные в опубликованных экземплярах изданий + обзвон редакций) Тиражи печатных изданий по состоянию на II полугодие 2015 года
Наименование издания I п/г 2014 II п/г 2014 I п/г 2015 II п/г 2015 II п/г 2015 к I п/г 2015 (%)
Российская газета (социальный тираж) 85000 123700* (по региону Волга-Кама) 80000* 123700* (по региону Волга-Кама) 54.60%
Российская газета, ежедневная 2402 12000* (по региону Волга-Кама) 7000* 12700* 81.40%
Комсомольская правда, "толстушка" 24800 25000* 23150* 22700* -1.90%
Комсомольская правда, ежедневный выпуск 8550 7096* 6750* 6900* 2.20%
Казанские ведомости, "толстушка" 27120 24530* 24000 - -
Аргументы и факты 24675 22000* 22328* 21000* -5.90%
Вечерняя Казань 20500 16431 20697* (на 19.01.15) 15558 -24.80%
Ватаным Татарстан, "толстушка" 18983 17637* 17846* 16564 -7%
Ватаным Татарстан, ежедневный выпуск 8973 6500* 6461* 5322 -17.60%

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

* — по собственным данным редакций (общий тираж)

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.07.2015 08:59

    Нет. Конечно не поднимутся. Печать всё, кончается. Следующее телевидение. Лет через 25 эфира не будет. Музыкальное радио протянет подольше, а разговорное уже сейчас на подкасты переходит.

    • Тагир
      23.07.2015 14:20

      Печать да. Но телевидение просто меняется на формат Нетфликса, on demand и заново наберет аудиторию.У меня родители-пенсионеры уже научились звонить по скайпу (на смарт-тв) сидя на диване перед телевизором, из за чего звонки стали на пару-тройку часов затягиваться (иногда на целый день). Примерно так это выглядит:http://bit.ly/1eiRrLHелек и телевидение так и останутся центром квартиры, по крайней мере в ближайшие лет 20.

      • Анонимно
        23.07.2015 16:11

        Рейтинг татарского телевидения 0,63% . Местное ТВ умирает и его уже перестали смотреть даже в районах. Центром чего оно останется? Вместо того чтобы поднимать язык и национальную культуру, занимаются раскруткой самодеятельной свистопляски. Кому это надо? Неужели Минниханов не понимает, что если срочно не начать заниматься телевидением, то через пару лет восстанавливать уже будет нечего! Из Татарстана вышло много ярких телевизионщиков. Нужны молодые и яркие кадры, именно молодые и горящие на работе! Уважаемый президент, господин Минниханов, может стоит вернуть наших выпускников обратно в Татарстан. Например, пригласить обратно на национальное телевидение Лилю Гильдееву, Максима Шарафутдинова, Фариду Курбангалееву??? Вот Вам готовый костяк на подъем национального ТВ! Они креативны, имеют связи в Москве, продвинут наши новости и имидж республики на федеральный уровень. Через пару лет это будет лучшее региональное ТВ! Если уж здание на берегу Казанки шикарное строить за 4 млрд собрались, то и "начинку" надо новую дать. А нынешним надо предусмотреть новые должности и отодвинуть подальше от медиа, чтобы "советами" не мешали.

        • Анонимно
          23.07.2015 18:48

          Азат Д

          Шарафутдинов, Курбангалеева и может быть Гильдеева-это говорящие головы - исполнители.

  • Анонимно
    23.07.2015 09:17

    Зачем эти газеты и журналы вообще нужны? Вся движуха в интернете.

  • Анонимно
    23.07.2015 10:18

    К сожалению, уход в прошлое бумажных газет закономерный процесс.К сожалению - лично для меня.Молодежь наоборот радуется - "годжеты" все доступнее по цене и именно из них молодежь "черпает информацию".Носители визуального слова менялись с тусячелетиями.Первоначально для фиксации слова использовали керамику - глиняные пластинки, которые сохраняли информацию тысячелетиями.Глину сменил папирус.Затем настала очередь кожи молодых животных (представляете, для производства книги в 300 страниц требовалась кожа 300 (трехсот) молодых ягнят!... Вот это цена КНИГИ! Разную "ерунду" не напишешь...).Дешовая итайская бумага, пришедшая на смену дорогой коже молодых животных, сделла книгу более доступной.А изобретение книгопечатание открыло доступ к книге щироким массам населения.Даже бедняки-крестьяне в 19 в. могли иметь в каждом доме 3-5 книг.В советское время в каждой советской семье (ячейке общества) в среднем было около 100 книг - один из самых высоких показателей в мире (прочему? - другой вопрос).Бумагу в конце 20 века сменили электронные носители.И бумажная книга исчезла из квартир и домов капиталистических семей.Ныне Интернет представляет собой одну гигантскую библиотеку, доступную всем желающим.Правда желющих читать Л.Н.Толстого все меньше. Тоже закономерно, но тоже другой вопрос.Бумажные газеты выписывают, покупают и читают старики типа меня.Мне приятно достать из почтового ящика или купить в киоске (которых все меньше) газету, почувствовать гибкость ее страниц (сразу вспоминаю свою старуху в молодости), чудесный запах типографской краски, увидеть, как при перелистывании открывается новый текст или иллюстрация и получить еще множество других приятных физиологических ощущений...Общение с бумажной книгой или газетой для меня всегда событие, праздник, который можно организовывать хоть 100 (сто) раз на дню.Удовольствие от чтения и получения информации здесь не описыввю - это отдельная лебединая песня...Приятен просто физический контакт с бумажной книгой или газетой.Кроме того бумажная газета может выполнять и масу других полезных функций.В бумажную газету можно завернуть селедку и черный хлеб, а последние использовать в качестве закуски с со-товарищами стариками где нибудь в густых кустах (закон чтим, хотя и с настальгией вспоминаем старые добрые советские времена, когда мужики после тяжелой работы могли культурно выпить на троих бутылку и закусить во вдворе дома за столом, сидя на скамейке, обсудить мировые проблемы и разойтись по домам на "вечернюю смену").Бумажную газету можно использовать в качестве подставки под сковородку.Газетой можно оклеивать (под обои) стены.Газету хорошо использовать для растопки печи.Газета лучшая в мире туалетная бумага - ее можно сперва прочитать, а потом использовать по прямому назначению (ни один гаджет не сравнится...).Скомканная газета прекрасный амортизатор между стеклнными изделиями (не подумайте, что это бутылки с портвейном 777) при их перевозке.Из газеты получаются прекрасные самолетики для детей.Шляпа из газеты спасла миллионы людей от солнечного удара.Газета лучшая мухобойка в мире.Газетой можно отгонять комаров от старухи, когда она спит (отгонять комаров от старухи надо обязательно; во-первх, когда она спит, я могу читать; во-вторых, если комар прорвет мою оборону и укусит старуху, то она проснется и придумает мне какую-нибудь работу - последнее время чаще всего посылала собирать колорадских жуков с картошки и помидор; не подумайте, что жалуюсь, так делюсь опытом использования бумажной газеты).Бумажная газета может выполнять еще сотни полезных функций.Но к сожлению уходит в прошлое...К сожалению - для таких отсталых "чудаков", как мое поколение...

    • Анонимно
      23.07.2015 10:54

      "Газета - лучшая в мире туалетная бумага". Немного о будущем газет :)). Повеселили.

      • Анонимно
        23.07.2015 11:44

        Пожалуйста.Рад, что повеселил.Смех это полезно.Извините за описки и ошибки, что-то слишком много.А ведь прочитал текст, прежде, чем его отправить. И ничего не заметил...Видать старею...Ну это нормально.Хорошо, что увидел и заметил описки и ошибки уже в БО.Значит еще есть надежда...Что касается использование бумажных газет в качестве "туалетной бумаги".Молодежи просто невозможно представить, что было время, когда в СССР туалетной бумаги просто не было! Миллионный город и ни одного рулона туалетной бумаги...Ее выпускали только для членов ЦК КПСС и выше.А газет все выписывали много.Отец и мать выписывали 3-4 газеты и столько же журналов (как минимум, бывали годы, когда выписывали гораздо больше, почтовый ящик каждый день был забит до отказа).Столько же выписывали и мы со старухой когда были молодые и растили детей.Советские газеты отличались не только по количеству и качеству информации, но и по качеству бумаги.Одни печатались на плотной жестской бумаге, другие на мягкой, легко сминающейся бумаге.И все это учитывалось советским "потребителем".Были и такие, которые выписывали газеты только, извините, в качестве "туалетной бумаги".Пусть представит молодежь на минуту, что в Казани исчезла ВСЯ туалетная бумага...Катастрофа!К хорошему привыкаешь быстро.А были времена, когда это была огромная проблема.Вспомните "Гаргантюа и Пантагрюэль"...

  • Анонимно
    23.07.2015 10:22

    Да кому нужны издания, которые лоббируют интересы местных чиновников. Одно очковтирательство и хвалебные статьи. Реальной картины они не отражают.

  • Анонимно
    23.07.2015 10:22

    толковых СМИ все меньше и меньшекроме того интернет аудитория увеличивается из-за обновления поколенийнекоторым СМИ вообще нужно печататься на рулонах... жители частных домов с удобствами во дворе будут брать

  • Анонимно
    23.07.2015 10:34

    Открою Вам страшный секрет! У нас в районе в бюджетных организациях настоятельно рекомендуют подписываться на эти газеты Татмедия. Одну центральную и одну местную. Тому кто не подпишется,обещают разные неприятности. Подписываемся, кому нужны проблемы. Потом эти скучные газеты лежат по углам, от них даже мыши дохнут. Слава богу пока насильно не заставляют читать.

    • Анонимно
      23.07.2015 10:48

      А вы попробуйте не подписаться. Может и проблем никаких не будет? :)

    • Анонимно
      23.07.2015 10:58

      Это в каком районе, поделитесь, пожалуйста?

      • Анонимно
        23.07.2015 11:44

        Друг мой, это везде.Что же вы как маленький. Там в городе, может у вас еще побаиваются, а в деревне они творят, что хотят.

        • Анонимно
          23.07.2015 12:04

          "Везде" - это ни о чем, назовите конкретный район, про который сказали.

          • Анонимно
            23.07.2015 12:51

            Везде, это все районы по списку. Вы знаете какие районы в РТ есть?

            • Пять копеек
              23.07.2015 15:51

              вот что значит деревенские перестали держать скотину, заготавливать сено для нее...забыли как работать косой и вилами

  • Анонимно
    23.07.2015 10:49

    Да что бюджетников заставляют подписываться! Нас - работников районной газеты заставляют оформлять подписку на собственную "продукцию"!

  • Анонимно
    23.07.2015 10:53

    Это во многих районах такая фигня. Наш Начальник многозначительно показал пальцем в потолок и сказал, что "Сверху" спущен план по подписке, надо выполнять, проявить сознательность, поддержать "наши" издания. Смешные люди. Электронный век на дворе, а у них по прежнему разнарядки в ходу. "Писатели" делают вид, что пишут, а мы делаем вид, что читаем. Государство деньги тратит, круговорот бумаги происходит, бессмысленный...

  • Анонимно
    23.07.2015 11:16

    Пожалейте лес

    • Анонимно
      23.07.2015 17:15

      Жалеть лес не надо. Для производства пластика леса и чистой воды тратится немеряно!

  • Анонимно
    23.07.2015 11:30

    Всему свое время.Что касается любителей "бумажного чтения": может и до нас дойдет - в Швеции придумали журнальный киоск, который печатает журналы и газеты по заказу.

  • Анонимно
    23.07.2015 11:53

    Че-то больно неприглядная картина тут получается. Даже эти мизерные тиражи и то никто не читает. Наверное бабушкам и дедушкам еще нужны бумажные издания. Иначе зачем существуют эти огромные бюрократические структуры, чем они руководят???

  • Анонимно
    23.07.2015 11:57

    Бумажные Газетчики!Просьба держаться "до последнего" патрона-журналиста.Бумажные газеты прекрасная и полезная штука.Государство должно, обязано Вас поддержать.Но если уж совсем будет плохо, оставляйте "высоту" - бумажные газеты, не погибайте, живите и творите в другом месте.Что сделаешь - жизнь течет и меняется.

  • Анонимно
    23.07.2015 12:29

    Мне вот интересно: на вот эту макулатуру под названием "Республика Татарстан" кто-нибудь добровольно подписывается?

  • Анонимно
    23.07.2015 13:03

    Пришел Век Цифры. Хотим или не хотим. Агонию можно продлить на пару- тройку лет. Усиление кризиса приведет к скорейшему сокращению газет и журналов, с этим ничего не поделаешь.

  • Анонимно
    23.07.2015 14:02

    Тираж нашей районной газеты около 6 тысяч. Из бюджета нам выделяется примерно 4 миллиона рублей в год. Тираж газеты "Шахри Казан" 2900, бюджет редакции составляет 13 миллионов рублей. Мы зарабатываем и путем рекламы, а у них в газете рекламы практически вообще нет. Но при этом почему-то у нас средняя зарплата журналиста не больше 10 - 12 тысяч, а у них порядка 20 - 30 тысяч рублей. Где справедливость?Что касается альтернативной подписки, то это - сказка, придуманная редакциями, это - пустая трата денег. В основном, эти газеты не доходят до адресатов, а просто выбрасываются. И еще, посмотрите тиражи газет и журналов через месяц и через 3 месяца, цифры будут уже совсем другими.P.S. Но, как говорится, за то главный редактор "Шахри Казан" умная и красивая!

    • Анонимно
      23.07.2015 15:33

      Шахри Казан надо выписывать татарам для языковой практики. Новости про Казань и не только, написаны на татарском языке и хорошо читаются.

      • Анонимно
        23.07.2015 15:47

        Зачем выписывать? Они и в интернете есть, пусть рекламы на свой сайт натолкают да работают спокойно.

    • Анонимно
      29.07.2015 13:52

      Это откуда такие цифры про зарплату? Если получаешь 15 - это уже хорошо.

  • Анонимно
    23.07.2015 15:38

    Платные газеты? Мне лично уже всякие бесплатные прогороды в моем почтовом ящике надоели.

  • Анонимно
    23.07.2015 15:41

    Причем здесь редактор Шахри Казань! Если цензура сверху делает все издания безликими и одинаковыми как табуретки! Нам уже не только диктуют что писать но и как писать, любое иное мнение зарубается на корню. Национальные издания стремительно потеряли лицо, остроту, и главное перестали защищать национальные интересы народа.

    • Анонимно
      23.07.2015 15:59

      начинаю выпуск очков самолюбования-необходимости в малотиражных,мало кем уважаемых некоторых газетах,не останется

  • Анонимно
    23.07.2015 20:25

    вопросов по печатанию и качеству нет. Но ведь тошно читать районки. Неужели нет проблем , кроме мусорок и дтп. И ВСЁ !низзя !При коммунистах такого не было !

  • Анонимно
    23.07.2015 21:02

    Не подписалась на газеты и журналы из-за того, что в почтовом отделении 420141 нет почтальонов, раньше носили почту через день- терпели, а потом вообще перестали носить.

  • Анонимно
    24.07.2015 00:10

    При Шагиахметова (какой он руководитель,просто зять Давлятшиной)никогда порядка не будет.Тем более при Айтугановой и Аминова

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen