Старая элита 
1.08.2015

Семен Игнатьев: сталинский палач или друг татарского народа? Послесловие историка

Полярность мнений о последнем союзном министре госбезопасности, а затем — главе Татарии удивляет. Часть 5-я

Ретроспективный очерк «БИЗНЕС Online», основанный на книге профессора-историка Булата Султанбекова «Семен Игнатьев: свет и тени биографии сталинского министра», вызвал у читателей немало эмоций, размышлений, предложений, политические и не очень перепалки. А какие чувства испытывал сам автор, читая комментарии? За ответом корреспондент нашей газеты отправился к самому ученому, который рассказал о том, что в республике необходимо увековечить память ее советского руководителя.

Профессор Султанбеков полон творческого оптимизма
Профессор Султанбеков полон творческого оптимизма

«ГАЛИМАТЬЯ» КАК ЗНАК ПРИЗНАНИЯ

Из комментариев на «БИЗНЕС Online» (авторская орфография и пунктуация сохранены):

· Читал эту галиматью, и в памяти всплывал журнал «Огонек» конца 80-х. Тот же стиль, как под копирку.

· Чего это вы так пренебрежительно о прессе конца 80-х годов? «Огонек», «Московские новости», гавриловская «Вечерка» в Казани дали возможность узнать мир без официального присмотра.

— Булат Файзрахманович, вас — автора «галиматьи» об игнатьевской биографии, а заодно и «БИЗНЕС Online» причислили «в клику» передовиков перестроечной журналистки. Вы как себя ощущаете в такой компании?

— Я думаю, что ответ вот этому человеку, очевидно, не понимающему, что сделано было в конце 1980-х и в 1990-е годы демократической прессой, очень правилен. Я хорошо помню первого главного редактора нашей «Вечерки» Андрея Гаврилова, знаю, что и вы, и некоторые другие ваши нынешние сотрудники с ним работали. «Вечерняя Казань», пожалуй, была первой ласточкой, первой открытой трибуной. Люди получили голос неподцензурный, и в этом огромная заслуга Гаврилова и его команды.

Кстати, когда Фикрят Табеев перед референдумом выступил с призывом не поддерживать суверенитет, я в «Вечерке» опубликовал статью, которая заканчивалась словами: «Если Табеев говорит «нет», то мы должны ответить «да!». Было много звонков по этому поводу. Табеев, очевидно, выполнял задание: московская прописка, «Рублевка» и все такое. Ну да это уже дело прошлое. Так что если «БИЗНЕС Online» сравнивают с «Московскими новостями» Егора Яковлева, «Огоньком» Виталия Коротича, «Вечерней Казанью» Андрея Гаврилова, я думаю, что это своего рода признание заслуг. С чем вас, а заодно и себя немного поздравляю.

Булат Султанбеков критикует современную прессу
Булат Султанбеков уверен, что современная преса не идет в сравнение с демократическими изданиями 1980 - 1990-х годов

И хотел бы вот что сказать: я благодарен редакции «БИЗНЕС Online» за само ее существование, считаю это издание достаточно влиятельным во многих отношениях. Читаю эту газету, «Звезду Поволжья» и наиболее интересные публикации «Комсомольской правды». Ну и Mail.ru, естественно. Этого мне вполне хватает, чтобы быть в курсе дела. Я рад, что вы обратили внимание на биографию Игнатьева, причем ваша статья — не просто переложение моей книги. Вы где-то выходите за ее рамки, привлекаете другие источники. Я очень внимательно читал публикации, следил за отзывами.

НА ПРОСТОРАХ «ИНТЕРНЕТ-ПАМПАСОВ»

Из комментариев на «БИЗНЕС Online» (авторская орфография и пунктуация сохранены):

· Неужели БО больше не о чем писать, как о палачах, чье место в аду?

· Руководитель следствия «по делу врачей» — одного этого факта достаточно, чтобы не уважать этого человека.

· Не идеализируйте Игнатьева. Будучи чекистом, а потом членом партхозактива в Средней Азии, он немало местных жителей шашкой порубал в молодости... В Поволжье Семен Игнатьев, как умный человек, ушел в подполье по старой большевистской привычке, чтобы не играть в смертельные кремлевские пасьянсы.

· Крысиное царство. Друг друга не поубивали, надо хоть захоронить правду поглубже.

· Коммуняка он был бездушный. Богачей безо всякого разбора и без всякой жалости убивал. Но тогда таких было пруд пруди.

— Из почти полутора сотен читательских откликов лишь эти пять — стопроцентный негатив...

— В «интернет-пампасах» — там всякий народ попадается. Но любое мнение надо уважать. Вольтеру приписывают такую крылатую фразу: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить». Вызывать размышления, обсуждения, предваряющие действие, — главная задача историков и журналистов. В нашем случае считаю ее выполненной.

Но некоторые утверждения требуют ответов поконкретнее. И здесь на выручку очень вовремя снова подоспел читатель. Цитирую: «Игнатьев не мог никого рубить шашкой в Средней Азии, ибо в ЧК служил 8 месяцев, и это не кавалерия. Потом был на комсомольской и профсоюзной работе, где шашки не выдавали. Старым большевиком не был, вступил в партию в 1926 году». И снова в ответ: «Давно не брал я в руки шашки... Дорогой поклонник сталинских палачей, для того чтобы разорять кишлаки и «рубать в капусту» местное население, необязательно было служить в ЧК или быть кавалеристом. Продотряды карателей не были кадровыми бойцами, а состояли как раз-таки из комсомольцев и сочувствовавших типа Игнатьева».

О его деятельности в Средней Азии в начале политической карьеры подробнее рассказывается в книге; в сокращенный ее интернет-вариант необходимые контраргументы просто не уместились по объему.

Из комментариев на «БИЗНЕС Online» (авторская орфография и пунктуация сохранены):

ПанАлекс [комментарий]

· Некоторые приведенные факты полностью не соответствуют выводам и логике (видимо только потому, что так считают «историки»)... Сталин, минуя главу МВД, назначает Рюмина, инструктирует того, как вести дело, как избивать... Вот это уже явная клевета!

— Есть уникальный документ, называется «На приеме у Сталина», где записывались не только фамилии и инициалы людей, но и время — когда вошел и когда вышел. В этой книге посетителей зафиксировано несколько конкретных дат, когда Михаил Рюминзаместитель министра госбезопасности, в сталинском кабинете в 1951 и 1952 годах лично докладывал о ходе «дела врачей». Этот документ я и использовал в книге об Игнатьеве. За каждый факт, за каждый вывод я как автор отвечаю полностью. А если возникают сомнения, в ее конце есть приложение, есть список источников и литературы, которые я использовал, самым тщательнейшим образом изучив.

НИЧЕГО, КРОМЕ ПРАВДЫ

— Как и когда у вас возникла мысль написать об Игнатьеве отдельную книгу? Ведь он уже был «героем» многих мемуаров, исторических исследований и даже литературных произведений (например, политического детектива братьев Вайнеров «Евангелие от палача»). Правда, героем эпизодическим и не всегда со знаком плюс...

Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить

— Ну во-первых, у меня личные впечатления остались об Игнатьеве очень положительные. Я пришел в обком при Зиннате Муратове, потом работал с Игнатьевым, а ушел при Табееве, который меня после долгих просьб отпустил в вуз. Хотя непросто это было. О Семене Денисовиче Игнатьеве я читал и слышал очень много еще до работы над книгой. О нем писали сыновья Маленкова и Судоплатова, а самая интересная была книга Леонида Млечина «Председатели КГБ. Рассекреченные биографии», где я впервые прочитал, как ему угрожал Сталин за «бездействие» по «делу врачей». Собирая факты, высказывания, воспоминания, я постепенно пришел к согласию с оценкой Никиты Хрущева. В июле 1953 года на пленуме ЦК, когда обсуждали «дело Берии», он сказал, что Игнатьеву не надо было соглашаться на должность министра госбезопасности из-за мягкости своего характера и что он, будучи честным коммунистом, не подходил для этой работы. Но Никита Сергеевич лукавил — уж кто-кто, а он знал, что означало тогда не согласиться с предложением Сталина!

Игнатьев-министр не был сторонником жестких мер. Не ходил на допросы, принципиально не подписывал «расстрельные» списки, тянул время с арестами и применением пыток. За это в конечном счете он рисковал жизнью, выслушивая угрозы от самого «вождя». Да, написано о нем много, не всегда объективно. Свобода слова — она ведь проявляется не только в интернете, но и в «солидных» исследованиях, особенно эпохи «демократической эйфории». Я постарался охарактеризовать издания, где упоминается его имя, во введении к своей книге «Семен Игнатьев: свет и тени биографии сталинского министра». Здесь ведь важно не только читать, но и вчитываться, видеть между строк, сопоставлять и анализировать. Иногда даже умолчание красноречивей самых громких обличений.

Вот у меня в руках книга, я считаю, наиболее правдивая — книга известного ученого Якова Рапопорта «На рубеже двух эпох. Дело врачей». Он и сам был подследственным «врачом-злоумышленником», причем одним из главных фигурантов. Сидел два месяца на Лубянке. Правда, пыткам и избиениям не подвергался, но допросы проводились, что называется, «с пристрастием». (Он пишет, что подследственные врачи в этой обстановке повели себя по-разному. И после их освобождения это стало предметом обсуждения в медицинской среде и не только — прим. ред.) Так вот ни одним словом он не упоминает Игнатьева как участника и тем более виновника тех событий. Он говорит о Сталине, о Рюмине, о других. Хотя, казалось бы, уж по «делу врачей» в силу служебного положения министр МГБ просто обязан был появиться в этой книге. Но нет! Вот и делайте выводы.

Вот моя точка зрения: если бы не Судьба или Всевышний, как хотите, как кому больше нравится; если бы не 5 марта 1953 года, когда умер «вождь», то и Берия, и Игнатьев были бы обречены. Кстати, я в это время служил в армии, стоял в оцеплении у Манежной площади и видел, как происходили эти похороны уже глазами сержанта Советской армии. Действительно, все переживали, плакали, и это было искренне, потому что мы очень многого тогда не знали.

СЕКРЕТАРЬ «ВСЕЯ РУСИ» ИМЕЛ ВСЕГО ОДИН КОСТЮМ

Из комментариев на «БИЗНЕС Online» (авторская орфография и пунктуация сохранены):

· Как вспоминал мой ныне покойный отец, после окончания института в конце 50-х он был приглашен на работу в обком партии на должность инструктора. Как у нас водится, сразу же нашлись «доброжелатели», сообщившие о «неправильном происхождении». На этот сигнал Игнатьев отреагировал так: «Я принимаю на работу не внука муллы, а отличника учебы!».

— Похожий эпизод, характеризующий отношения Игнатьева с подчиненными, был в предыдущих публикациях, когда «первый» по своей инициативе помог посмертно восстановить вашего отца в партии. Каким вам запомнился Игнатьев при личных встречах?

— Я в «ближайшее окружение» не входил и видел его довольно редко. Ничего необычного в нем заметить не успел. Примечательным для меня остался его голос — низкий, как у генерала Лебедя. Нецензурных слов Игнатьев не употреблял, по крайней мере я не слышал. Но мог и в пределах нормативной лексики так припечатать, что мало не покажется. Ну об этом вы уже писали. И про мою агрызскую командировку тоже. Кстати, вот удостоверение, которое он мне вручил тогда, вызвав через помощника в свой кабинет. Когда я читал текст удостоверения, улыбнулся: «Это покажешь в райкоме. Они в соревновании, конечно, и без тебя обойдутся; ну это так, чтобы поофициальней, чтобы отнеслись серьезно. А вообще, тебе надо выяснить, насколько реальны жалобы». Я выяснил, доложил.

А другое поручение было такое. В Казань должна была приехать жена секретаря ЦК КПСС Аверкия Аристова Людмила Павловна с подругой. Она писала диссертацию на тему проблемного обучения. Решила использовать казанский материал. Игнатьев меня вызвал и сказал: «Месяц будешь их опекать, свяжешь с директорами школ, с пединститутом, с министром». Потом так на меня посмотрел (а я еще был не женат), добавил: «И не вздумай... ухаживать (в данном тексте применен синоним — прим. ред.)». Я ему: «Семен Денисович, да я ближе чем на километр не подойду!» Когда Людмила Аристова завершила свои дела в Казани и уехала, через некоторое время мне позвонили и попросили отвезти ей документы. Выдали командировочные. Я заметил:

— Я их адреса не знаю.

— Не волнуйся, найдут.

Я поехал, в Москве выхожу из вагона, ко мне два товарища подошли, оценивающе посмотрели:

— Султанбеков?

— Так точно.

— Пойдемте.

И мы не через общий, а через какой-то неведомый мне вход Казанского вокзала прошли, сели в «Волгу», и меня отвезли на квартиру к Аристову, на Кутузовский проспект. У входа там, конечно, товарищ в штатском, проверил документы. Сказал: вот такая-то квартира, вот лифт. Я отдал Людмиле Павловне бумаги; она расспрашивала, как у нас дела. На обед пришел Аверкий Борисович. Он заглянул в ее кабинет, где мы сидели, где были все ее книги, бумаги, поздоровался и прошел к себе. Так что разговора никакого не было.

Потом я говорю:

— Людмила Павловна, мне надо бы идти. Я хочу костюм купить.

— Булат, да у тебя же два костюма! Вот у Аверкия Борисовича один.

Ну она, конечно, умолчала, что ему в любой момент могли любой костюм подвезти. А сказала: «Ладно, я позвоню». Не помню, какая это была секция в ГУМе, но я пошел туда, где депутаты и другие товарищи отоваривались, и в этой секции купил два костюма. Дешево и, что называется, очень «сердито».

С книгой афоризмов, составленной Семеном Игнатьевым
С книгой афоризмов, составленной Семеном Игнатьевым

В 1951 году Игнатьев три месяца был не министром, а представителем ЦК в МГБ. Одновременно он оставался заведующим отделом ЦК, а когда уже окончательно перешел на Лубянку, вместо него остался завотделом Аристов, который потом вырос до секретаря ЦК и курировал всю РСФСР. (В декабре 1957 года в дополнение к обязанностям секретаря ЦК КПСС и члена президиума ЦК КПСС Аристов был утвержден заместителем председателя бюро ЦК КПСС по РСФСР и фактически являлся руководителем РСФСР по партийной линииприм. ред.) В 1957 году он и представил Игнатьева на пленуме Татарского обкома партии в качестве первого его секретаря.

В своей книге «О времени и о себе» секретарь бугульминского горкома партии Анвар Багаутдинов вспоминает, что когда был на приеме у Игнатьева и пожаловался на плохое снабжение у нефтяников, то «первый» прямо при нем позвонил Аристову, поговорил, и на другой день фонды в Бугульме увеличили в два раза. В ЦК и совете министров СССР было немало людей, которых выдвинул Игнатьев, и он пользовался этими связями не только в бытность свою руководителем Татарии, но даже и на пенсии, рекомендуя «наверх» достойных людей из нашей республики.

Говорят, что, уезжая в Москву, Игнатьев у вагона произнес, обращаясь к преемнику: «Фикрят, не забывай, народ надо кормить». Но все прекрасно понимали, что некоторые льготы и послабления в экономике Москва давала республике только под него. И то, что было позволено Игнатьеву, Табееву не дозволялось. Буквально через месяц после отъезда Игнатьева льготы в снабжении отменили. Такова политика.

БУДЕТ ЛИ В КАЗАНИ УЛИЦА ИГНАТЬЕВА?

Из комментариев на «БИЗНЕС Online» (авторская орфография и пунктуация сохранены):

Fandas Safiullin [комментарий]

· Да, будь Семен Игнатьев наших времен современником, он не допустил бы превращения Дома печати на Баумана в частный доходный дом. Не допустил бы изгнания оттуда татарских редакций и издательств татарских книг... Нам, татарам, должно быть стыдно перед памятью Семена Игнатьева.

В ответе комиссии по топонимики говорится, что имя Семена Игнатьева будет представлено к увековечиванию в названиях улиц
В ответе казанской комиссии по топонимике говорится, что имя Семена Игнатьева будет представлено к увековечиванию в названии улицы

Анонимно [комментарии]

· Вы правы, Фандас-абый, полностью согласен с Вами. Семен Денисович Игнатьев — патриот татарского народа!

· Вот кто патриот. И кому надо монументы ставить.

· Полагаю, что он заслуживает и названия улицы. Конечно, не в историческом центре, вспомним недавний конфликт по поводу улицы Эсперанто... Могли бы дать в Авиастроительном районе — там «Оргсинтез», который он «выбил» в ЦК, и авиазавод, который выпускал ТУ-22, наш первый сверхзвуковой «стратег», тоже «выбитый» им, на его производство претендовали еще 5 городов.

· Полностью согласен (что бывает редко) с мнением Фандаса Сафиуллина. Тут уже говорили об увековечении памяти, предлагали назвать улицу, но там очередь большая, прибавились Табеев и Усманов, вполне достойные этой чести.

— Есть ли шанс у праздника на улице Игнатьева?

— Начнем с того, что мне очень важен комментарий депутата Фандаса Сафиуллина, который в Государственной Думе фактически пытался продолжить то же самое, что делали Семен Игнатьев и Камиль Фасеев — в те годы секретарь Татарского обкома КПСС по идеологии. То есть обратить внимание депутатов на татарский язык, на культуру второй по численности нации в России.

Да, среди комментариев были предложения назвать его именем улицу в Казани, повесить на здании консерватории, бывшем обкомовском, мемориальную доску. Я в 2012 году обращался к нашему президенту Рустаму Минниханову о необходимости увековечения памяти Игнатьева и других выдающихся людей республики. В ответе Людмилы Андреевой, в 2012 году — председателя казанской комиссии по топонимике, очень подробно изложено, что делается в этом направлении.

документы_0003_DSC_9178.jpg
«Я думаю, что самая лучшая память была бы в переиздании его [Игнатьева] уникальной книги»

Вот выдержки из этого письма:

«Комиссия по топонимике придерживается принципа переименования улиц только в исключительных случаях и при наличии в городе улиц с повторяющимися названиями. За все время работы действующей комиссии по топонимике переименовано всего 14 существующих улиц, 7 из них были улицами с повторяющимися названиями. Среди переименованных улиц Фрезерная (ныне Кулагина), Трубная (ныне Гумера Гали), Осиновая (ныне Дмитрия Менделеева), Взлетная (ныне Альберта Камалеева), часть улицы Нариманова (ныне Сары Садыковой), Задне-Хади Такташа, Мензелинская и часть улицы Луковского (ныне Туфана Миннуллина), при этом сохранены исторические названия улиц Нариманова и Луковского... Казань развивается и разрастается, поэтому приоритетным направлением является наименование новых улиц, а не переименование существующих. В настоящее время ведется работа по созданию банка данных улиц с повторяющимися названиями, которые появились большей частью оттого, что город разрастается и к нему присоединяются новые районы. После тщательного анализа собранного материала будет создан план переименования улиц с повторяющимися названиями... В жилом комплексе «Светлая Долина» Советского района появились улицы Александра Курынова и Натана Рахлина...

Будут представлены к увековечиванию в названиях улиц имена Г. Баширова, Н. Фаттаха, Р. Мустафина, Д. Валеева, М. Магдеева, Ю. Туишева, Н. Даутова, Ф. Мансурова, А. Агафонова, Д. Зубаирова, С. Игнатьева».

Но я думаю, что самая лучшая память была бы в переиздании его уникальной книги. Меня порадовала очень активная реакция читателей на «Афоризмы. Мысли и изречения разных времен и народов. Сборник, библиографический указатель и примечания составлены С. Д. Игнатьевым». Книга была впервые издана в 1972 году в Улан-Удэ и там же, в дополненном и переработанном виде, вышла еще раз в 1975-м.

Титульный лист книги афоризмов, составленной Семеном Игнатьевым
Титульный лист книги афоризмов, составленной Семеном Игнатьевым и подаренной Булату Султанбекову Гумером Усмановым

Видите у меня эту книгу? Ее подарил Гумеру Исмагиловичу Усманову, который пришел в гости на его московскую квартиру, сам автор — Семен Денисович Игнатьев. А Гумер Исмагилович, когда я написал книгу об Игнатьеве и вручил ему, подарил мне вот этот экземпляр.

Преимущества переиздания такого «памятника» очевидны и для читателей «БИЗНЕС Online».

Из комментариев на «БИЗНЕС Online» (авторская орфография и пунктуация сохранены):

· «Афоризмы» Игнатьева — библиографическая редкость, и, конечно, их нужно переиздать в Казани. Может кто-то из обитателей Форбса осчастливит. Для них это мизер, стоимость вечера в ресторане.

· Если книга Игнатьева действительно гениальна, а не является аккумуляцией чужих мыслей по типу многочисленных сборников афоризмов, вы еще и заработаете на ней деньги.

Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить

· Если эту книгу переиздадут в Казани с небольшой справкой об авторе, то это будет лучшим памятником С.Д. Игнатьеву, очень много успевшим сделать для Татарстана за время своего первосекретарства. Уверен, книга на полках не залежится, сейчас она библиографическая редкость, мне ее прислал приятель из Бурятии, где она была издана дважды, но тоже давно исчезла.

· Это будет лучший памятник ему, чем улица, или мемориальная доска на здании, где он работал, как предлагали некоторые комментаторы.

· Если цена будет в районе 300 — 350 рублей, приобрету 5 — 10 экземпляров и разошлю друзьям в другие регионы и за рубеж, и, в первую очередь, в Израиль, где много знакомых из Казани. Знай наших! Вот какие секретари были у нас.

Гумер Усманов (в центре)

«ГУМЕР, ТЫ НЕ ПРАВ!»

Из комментариев на «БИЗНЕС Online» (авторская орфография и пунктуация сохранены):

· БО, спасибо, что на выходные даете такие материалы.

· Он дважды руководил Башкирией и оставил там очень хорошую память, особенно у татар.

· До 25 лет прожил в Бухаре, 21 в Казани — и не знал о таком большом человеке, имевшим отношение к двум родным для меня городам!

· Ждем продолжения! Очень интересно!!!

· Супер! Спасибо, ждем продолжения. Ташкент.

· Не красит нас наплевательское отношение к людям, которые создавали то, чем мы и до сих пор пользуемся. С удовольствием почитал бы в БО о Ф.Табееве, Р.Мусине и Г.Усманове — единственном татарине, ставшем секретарем ЦК КПСС и ушедшим оттуда из-за несогласия с политикой Горбачева. Я помню, был еще школьником, как после его выступления против Ельцина на казанских заборах появились надписи «Гумер, ты не прав!», а он многое предвидел.

— Политический портрет советских правителей республики — «ходовой товар» на современном медиарынке?

— Комментарий, где говорится, что человек хотел бы узнать побольше о людях, которые в свое время руководили республикой, — в частности, Фикряте Табееве, Рашиде Мусине и Гумере Усманове — пожалуй, самый важный из всех. Думаю, если газета обратит внимание на этих людей, это будет интересно для ее читателей и полезно в целом для общества, особенно для молодежи. Этот год как-то стал очень печальным для Татарстана. Ушли из жизни сразу три его выдающихся деятеля — Табеев, Сабиров (Мухаммат Галлямович Сабиров — премьер-министр Татарстана с 1990 по 1995 год — прим. ред.), который возглавлял правительство республики в самые трудные для нее годы, и, конечно, Гумер Исмагилович Усманов. Среди них он — особая, уникальная личность. Единственный из татар секретарь ЦК КПСС. Рекордсмен по пребыванию на руководящих должностях: 16 лет — председатель совета министров республики, 7 лет — первый секретарь Татарского обкома, ну и год — секретарь ЦК КПСС. Да, читатель в своем комментарии прав: он ушел из-за несогласия с политикой Михаила Горбачева.

Султанбеков-работает-над-книгой-о-Гумере-Усманове.jpg
Султанбеков работает над книгой о Гумере Усманове

Усманов, будучи «первым» в Татарии, сначала принимал меня только по делу. Но как-то, смеясь, сказал: «Знаешь что, ты ни квартиру, ни машину, ни пропуск в обкомовскую столовую не просишь...» Пришлось подыграть: «Квартира у меня есть, а машина не нужна: я и на велосипеде на людей наезжаю». И последние 10 лет, когда он вернулся в Казань уже пенсионером, у нас сложились очень доверительные отношения. А начались они в конце 1989 года. Минтимер Шаймиев, первый секретарь Татарского обкома КПСС, создал группу по уяснению документов о «деле Султан-Галиева», в которую вошел и я. Шаймиев направил меня в Москву, сказав: «Обратитесь к Усманову, он знает об этом». Гумер Исмагилович работал тогда секретарем ЦК, то есть в высшем политическом руководстве СССР. Я ему позвонил, меня встретил в ЦК его молодой помощник Олег Морозов, которого он забрал с собой из Казани, и провел к Усманову. Тот меня выслушал и говорит: «Вы получите доступ ко всем документам».

Но далеко не все было так просто даже при его головокружительной власти. Почему-то очень сопротивлялся реабилитации Мирсаида Султан-Галиева в то время заведующий общим отделом ЦК Валерий Болдин. Но Гумер Исмагилович все же помог мне проникнуть в архивы, к сверхсекретным бумагам фонда Сталина, документам политбюро. В читальном зале КГБ на Кузнецком мосту я впервые увидел само «дело Султан-Галиева», его тома. Теперь они хранятся в Казани. Недавно я написал и издал книгу «Красный пророк. Воскрешение», в которой дается новая и неожиданная версия возникновения «дела Султан-Галиева». Издал за свой счет, поэтому крошечным тиражом в 50 экземпляров. Некоторые документы использовал и в книге про Игнатьева. Кстати, Усманов тогда и рассказал мне о том, что три раза был у него дома, о его библиотеке и фантастической страсти к чтению.

документы_0000_DSC_9253.jpg
Недавно Султанбеков написал и издал книгу «Красный пророк. Воскрешение», в которой дается новая версия возникновения «дела Султан-Галиева»

Уже в Казани, будучи в отставке, он много чего мне рассказывал. Я его очень просил написать воспоминания, но он отвечал: «У меня и без этого недругов полно. Вот я тебе напишу, какой вижу свою работу в Казани». И написал специально для меня несколько листов от руки. В них очень много интересных вещей, о которых я в то время не знал: и о симфоническом оркестре, и о музее Тукая... Вот я сейчас пишу книгу, она будет называться «От РК ВЛКСМ до ЦК КПСС. Г.И. Усманов. 1932 - 2015 годы». В ней без купюр будут его заметки из тех самых листков, мои размышления, а в последней главе «Комментарии. Размышления. Мнения» о нем выскажутся 5 - 6 человек, которые его близко знали и работали.

Читайте также:

Фото Ильи Чиркова

Справка

Булат Файзрахманович Султанбеков — кандидат исторических наук, профессор. Заслуженный работник культуры, заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники. Награжден знаком «Почетный архивист» федеральной архивной службы России, медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». Член редколлегий республиканской Книги Памяти, журналов «Казань» и «Гасырлар авазы — Эхо веков».

Родился в 18 ноября 1928 года в Казани.

Окончил Казанский государственный педагогический институт (1950).

С 1947 года работал учителем в средней школе.

1950 - 1953 — служба в Советской армии, гвардии сержант, радиолокаторщик.

1954 - 1961 — инструктор отдела школ и высших учебных заведений Татарского обкома КПСС.

1961 - 1972 — доцент, проректор Казанского педагогического института.

1972 - 1982 — заведующий кафедрой Казанского института культуры.

1982 - 1989 — заведующий кафедрой Казанской консерватории.

1989 - 1991 — доцент Казанского государственного университета.

1991 - 2003 — заведующий кафедрой Татарского института повышения квалификации работников образования.

Им опубликовано более 200 работ по народному образованию, национально-государственному и культурному строительству, истории спецслужб и политических репрессий. В их числе более 20 книг, среди которых: «Первая жертва генсека», «Страницы секретных архивов», «Тайны национальной политики», «С грифом «Совершенно секретно», «Сталин и «татарский след», «Политические репрессии в Татарстане. Законы. Исполнители. Реабилитация жертв», «Архивы и судьбы», «ХХ век. События, личности, тайны», «Красный пророк. Воскрешение» и другие.

Имеет сына и двух дочерей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.08.2015 09:34

    Если автор внимательно читает комментарии в БО, прошу ответить каким тиражом, по какой цене и как расходится его книга о С.Д.Игнатьеве?

  • Анонимно
    1.08.2015 09:38

    У каждой эпохи свои историки и писатели.Очень характерен доклад Игнатьева Сталину о применении "методов физического воздействия" к бывшим "соратникам" по партии.Нацизм и фашизм были осуждены на Нюрнбергском процессе.Нужен процесс и над террористами большевиками-ленинцами и их последователями.Любое их "обеление" немыслимо с точки зрения общечеловеческих норм морали и нравственности.Любой, даже самый жестокий серийный маньяк-убийца может совершать добрые поступки.Но это не повод для оправдания его "основных" деяний.Спасибо за написанные книги - они "правдивый" срез того жестокого и кровавого времени.

  • Анонимно
    1.08.2015 11:07

    Пан как всегда фантазирует и врет, причем написал целую протыню. Я не забыл его лживое утверждение, что Берия был убит дома, Булганин приказал "главе ВВС" бомбить его особняк в центре Москвы, а на процессе его роль исполнял актер.На просьбы читателей дать источник откуда почерпнул это вранье, он отмолчался. И вот снова вылез. Комментировать этого фальсификатора не стоит. Книгу Раппопорта на которую ссылается Султанбеков я читал. Опять панское вранье, издана она в разгар перестройки в 1988 г. когда можно было писать все и цензуры практически не существовало. Советую ее всем. Там рассказано и об отдаленных последствиях дела врачей. В том числе о диаметрально противоположной позиции в их оценке в то время двух академиков светил медицины, и скажем так, нехорошей роли одного казанского профессора переехавшего в Москву в судьбе автора , в частности о его письме Берии.

    • Анонимно
      1.08.2015 12:16

      Недавно был в Москве. Проехал мимо особняка Берии, который пан "пытался разбомбить", там сейчас какое то посольство, кажется Лаоса, не успел прочитать.

  • Анонимно
    1.08.2015 11:53

    В книге об Игнатьеве написано, что кроме главного процесса в Москве, должны были судить и в нескольких других городах.В том, числе Казани, одном из признанных центров российской медицины. Интересно кто мог быть фигурантом у нас? Среди светил казанской медицины было немало евреев.А фигуранты наверняка уже отбирались.Мне когда то "аксакалы" медицины называли фамилии двоих, но это их предположения.Книгу Раппопорта перечитал. Она на самом деле очень правдива,как сказал Султанбеков. Он не умолчал и о тех медиках высокого ранга, кто прямо или косвенно, принимал участие в разоблачении "убийц в белых халатах".С тех пор прошло более 60 лет и никого из помнящих это время медиков уже нет в живых.Спасибо автору книги и журналисту БО, за то, что напомнили об этом страшном периоде нашей истории.И конечно Хрущев был прав, Игнатьев не подходил для подобной работы в то время. Не оправдал он доверия оказанного ему вождем, за, что мог и поплатится.Читал его письмо из больницы с описанием разговоров с И.В.Сталиным, жутко становится.Создается впечатление, что и чекисты, кроме ретивого Рюмина и нескольких его подручных, не проявляли особого рвения.У меня есть книга "КГБ.Энциклопедия спецслужб" где написано, что в МГБ создали в 1952 г. "антисионистский" отдел , который так и не приступил к работе.

  • Анонимно
    1.08.2015 13:10

    В статье сказано, что Б.Ф.Султанбеко пишет книгу об Усманове,единственном татарине побывавшем на посту секретаря ЦК КПСС.Мне говорили знакомые историки, что у него были весьма доверительные отношения с ним, и он оставил ему редкие фотографии, документы, в том числе то ли завещание, то ли справку о своей работе.Может быть БО попросит его передать для публикации фрагменты книги, особенно там где говорится о его работе в Москве и конфликтах с Горбачевым и Ельциным.У меня сохранился журнал "Татарстан" где Усманов, частично уже говорил об этом.

  • Анонимно
    1.08.2015 14:16

    Где можно купить книги Султанбекова?

  • Анонимно
    1.08.2015 16:02

    Книгу об Игнатьеве купил в издательстве "Хэтер" ул. Тельмана, 5, полгода тому назад, стоила 200 р. Вторая книга:" ХХ век. События, личности, тайны", где опубликованы письма Игнатьева, Гоглидзе и Влодзимерского, которые лучше на ночь не читать, в продажу не поступала. Читал ее в научной библиотеке КГУ, возможно есть и в национальной библиотеке.

  • raf
    1.08.2015 16:04

    "Собирая факты, высказывания, воспоминания, я постепенно пришел к согласию с оценкой Никиты Хрущева."Автор сам признаётся,что он "хрущёвец".То есть троцкист.Потому рабочему классу не стоит доверять Булату Султанбекову.Согласен ли,с расстрелом рабочих,детей в Новочеркасске,по указанию Хрущёва?Или совесть простила.У вас нет,ни единого аргумента против Большевиков,большевизма,против Советской власти,Диктатуры пролетариата.Последствия ликвидации СССР,ещё кровью ваших внуков, будут оплачены.Украина уже стартанула.Мир идёт к третьей мировой войне,а вы,последователи Троцкого,пытаетесь очернить историю Великого Советского Союза,Сталина И.В.-генералиссимуса Советского Союза.Ваша большая Ложь и Враньё опровергается самой историей и фактами сегоднящнего дня.Стоящие на позициях классового анализа и научной обьективности в Истории на воспринимают вас в серьёз.А только,как сотрудников классового врага.За вашими аргументациями торчат уши номенклатуры,бывших хрущёвцев,горбачёвщины.У большевиков есть чёткое определение-оппортунисты,в коммунистическом Движении.

  • Анонимно
    1.08.2015 16:25

    Совершенно мутный и истеричный коммент рафуна.Автора книги с такой же степенью вранья можно упрекнуть в идеализации сталинизма.А вся эта болтовня про большевизм, хрущевизм, троцкизм,и т.д. и т.п., демагогия человека, очевидно нашедшего на чердаке "Краткий кур истории ВКП(б)" и т.п. литературу. Вот только не надо такому безграмотному человеку ставить в нике герб СССР.В Советском Союзе дураков не жаловали.

    • Анонимно
      1.08.2015 20:00

      Этому РАФу надо сначала в Армии отслужить, долг Родине отдать. А потом Гербы рисовать.

      • raf
        2.08.2015 09:21

        "Этому РАФу надо сначала в Армии отслужить, долг Родине отдать."Дятел,я Родине,СССР,Воинский долг отдал.Служил на Северном флоте-моряком.В Видяево.Нёс Боевое дежурство в Средиземном море,когда ещё ты под горшок ходил.Может ты "сапогом"служил,так называли у нас сухопутников,но моряки всегда остаются верными Воинской Присяге.Потому моя Родина-СССР.Мой Герб-это Герб СССР.Тебе это и при смерти не понять.Ватник,он и в России ватник.

        • Анонимно
          2.08.2015 10:15

          Прочитал полемику рафуна с оппонентом об армейской службе. Он очевидно не врет, название места службы знакомо и мне, только наша точка была чуть дальше от Видяево.Но служба на флоте, не оправдывает его тупости и хамства. Что же касается"ватника" то он украл этот термин у бандеровцев, которые обзывают им настоящих патриотов Украины и россиян пришедших им на помощь.Так, что советую рафуну герб СССР не пачкать своим именем, и сменить его на бандеровский трезубец и жовто блакитиный флаг.Только его безграмотностью и озлобленностью, могу объяснить использование слова "ватник" по отношению к человеку который ему не нравится.

        • Анонимно
          2.08.2015 11:04

          Откуда у этого безграмотного типа столько озлобленного самомнения.Значит если я служил в танковых войсках, а мой друг в ВДВ то мы "сапоги".Сказал бы как таких в армии называли, но не хочу затруднять модератора.Всех, независимо от воинской специальности, поздравляю с днем ВДВ, отмечающих свое 85 - летие."Никто кроме нас" говорят эти ребята.И попробовал бы этот старикашка, хвастунишка - рафунишка обозвать их "сапогами".Но он труслив, как всякая трюмная крыса.Не верю,что он был настоящим флотским.

  • Анонимно
    1.08.2015 16:44

    Прочитал этого рафа с импортными буквами, видно кириллица ему кость в горле . Автор книги согласен с Хрущевым в том, что Игнатьеву не надо было соглашаться на такую должность, хотя вряд ли кто то мог не принять предложение Сталина.Все остальное у него бессвязная и озлобленная демагогическая болтовня. Кстати Н.С.Хрущеву недавно в Москве установили мемориальную доску на доме где он жил.Как к нему ни относись, но реабилитация посмертная и немногих выживших после репрессий 30 -х гг. его заслуга.Школьником видел и слушал великого поэта Хасана Туфана, безвинно отсидевшего 15 лет по доносу духовных предков таких как раф. А сколько было таких уцелевших, можно на пальцах сосчитать, если иметь в виду татарскую интеллигенцию, да и не только татаскую.По такому же доносу отсидел и великий художник и скульптор Баки Урманче.

  • Анонимно
    1.08.2015 17:02

    Неуважаемый рафигулла.Надо читать не только свои истошный визг но и других комментаторов. Пан Алекс, например упрекнул "историика" в сталинизме, а ты в троцкизме, хрущевизме и горбачизме.Как то разберитесь между собой.В отличие от тебя, хотя я не согласен с его аргументами, но пан все же грамотный и читающий человек, а у тебя тупое повторение приевшихся лозунгов, которые вряд ли сам понимаешь.Кстати не позорь святое для меня понятие СССР, присвоив себе его герб,самозванец несчастный.

    • Анонимно
      1.08.2015 17:42

      А почему критикующие Рафа такие хамы и бескультурные? Столько оскорблений вылили на человека за его позицию. Вы либерасты что ли? Обычно они извергают поток грязи на любое отличное от их мнение....

      • Анонимно
        1.08.2015 18:33

        Полагаю, что у рафа не мнение, а обвинение и оскорбление всех , причем книги он не читает, хотя они написаны печатными буквами.Обвинил уважаемого историка черт знает в чем, не прочитав или не поняв книги.

  • Анонимно
    1.08.2015 18:09

    Господин пан алекс и раф эфэнде.Не надо постоянно заниматься политическим мазохизмом поливая грязью прошлое.Сталинизм, хрущевизм, горбизм, использую ваш жаргон, это наша история в которой были и плюсы и минусы.Такого наплевательского отношения к своей истории нет ни в одной стране.Что касаемо превословутых "уроков истории", то В.О.Ключевский с горечью заметил, что история никого ничему еще не научила.Единственное исключение: не могу примириться с развалом СССР, полагаю, что если бы Ю.В.Андропов прожил еще пять -шесть лет то реформы не были бы перестройки превратившейся в катастройку.Именно развал СССР и ликвидация КПСС привели к тому, что получили в наследство от Ельцина и попытки Путина преодолеть сопротивление плутократии саботируются на всех уровнях, хотя ему удалось немного приструнить вконец оборзевших "детей стаканыча".У многих людей тоска по прошлому провоцируется безудержной коррупцией, которой в таких масштабах не было ни в царской ни в советской России.Меня потрясло сообщение, что когда арестовали сахалинского губернатора, то деньги не стали считать, а просто написали 200 кг. пятитысячных купюр.Что касается современности, то полагаю, что все произошло по пословице "не было бы счастья, да несчастье помогло". Все эти санкцы - манцы заставят нас искать благоденствия не на чужбине, а внутри страны.Хотя понимаю, насколько это трудно.Ибо надо ломать менталитет сложившийся в 90 -х годах у всех нас.

  • Анонимно
    2.08.2015 00:04

    Спасибо БО за такие темы! Очень интересно.

  • Анонимно
    2.08.2015 06:01

    Хорошо, что автор книги начал трудовой путь с работы в школе сельского района и отслужил в армии,прежде чем стать партийным работников среднего звена и преподавателем вуза.Судя по медали "За доблестный труд в ВОВ 1941 -1945 гг." начал трудится рано. Слушал его весьма интересны лекции на курсах в ИПКРО, как автора первых учебников по истории Татарстана, для написания которых он собрал квалифицированную "команду" соавторов.В книге есть, интересные личные впечатления, о обстановке в Москве в дни кончины И.В.Сталина и политической ликвидации Л.П.Берии, глазами сержантам советской армии.Что касается героя книги, то кроме описания его борьбы за спасение татарской школы и поддержку культуры, запомнилась попытка борьбы с коррупцией, правда тогда такого слова не знали и называли это нарушением устава партии и проявлением нескромности.Во всяком случае тогда руководители всех уровней, вели себя, по нынешним критериям, довольно скромно, дворцов и счетов и недвижимости за рубежом не имели. Гайдаризация -чубайсизация экономики, да и политики, это "достижение" времен позднего Горбачева, когда легализировались первые "миллионеры - кооператоры", которые правда платили с доходов партийные взносы, и особенно периода правления Ельцина, когда шла активная олигархизация, а точнее плутократизация, а нувориши стали претендовать и на политическую власть.Вон и сейчас "огрызок" этого периода "ходор" готов "осчастливить" нас своим президентством.Все таки В.Путин довольно либерален и гуманен, сужу не только по "Юкосляйтеру", но и по спасению им Собчака и отношению к во время "добровольно ушедшему" Б.Н.Ельцину.Впрочем благодарности ни от самих, ни от "семеек" он не дождался.В политике такого понятия нет и об этом хорошо сказал Сталин.Читаю и комментарии к последней статье Хакмова - весьма впечатляют.Что касается публикации краткого переложения книги Султанбекова, то вспоминается постулат: "нельзя из сегодня перейти в завтра, забывая о вчера".Думаю, что и другие публикации в БО материалов, позволю себе чуть перефразировать классика: о "телах давно минувших дней", будут читаться с интересом.

  • Анонимно
    2.08.2015 08:32

    Вопрос к либералам.Почти четверть века, как ликвидировали "империю зла" СССР, запретили КПСС, мозолившую глаза западу и нашим подпевалам подкармливаемым оттуда.Что мир стал после этого спокойнее и безопаснее? Наоборот.Наличие СССР и его компартии сдерживало как экспансию запада, так и вновь появившихся башибузуков, прикрывающихся знаменем ислама, и не имеющим к нему никакого отношения.Перечислять факты не стоит, они общеизвестны.

  • Анонимно
    2.08.2015 19:37

    Где можно приобрести книгу "Красный пророк.Воскрешение"? У нее и обложка о многом говорит.

  • raf
    2.08.2015 21:57

    Эко,сколько анонимщиков-троцкистов.Судя по опусам,сидели у номенклатурной кормушки.Зарплата побольше,путёвки в Дома отдыха,детей можно было пристроить в престижный ВУЗ.Всё как сейчас.Тогда делали по тихому.Как Хрущёв,втёрся в доверие к Сталину,так и тут втёрлись в доверие,к Рабочему классу.Спекулируя Идеями Коммунизма,так и плыли к 1980 году,к коммунизму,что обещал хрущ-кукурузник.С такими врагами Рабочего класса,только капитализм и вычистит страну.Не пытайтесь книгами,статьями войти в историю,вы предатели интересов Рабочего класса.Ваше место,в историческом отходнике,в забвении.А Рабочий класс пойдёт всей дорогой,дорогой классовых битв,за Коммунистическое будущее.

  • Анонимно
    3.08.2015 09:27

    Хотелось бы узнать настоящее имя этого анонимщика, трусливо прячущегося за гербом СССР с псевдонимом на латинице.Более бессмысленного и озлобленно - тупого комментария в БО еще не читал.Может этот старый "Гульчатай" откроет свою физиономию? Ведь М.Бирин и Б.Султанбеков - не псевдонимы, а реальные люди, информация их весьма интересна и полезна широкому кругу читателей.Бирина помню как "вечеркинца", легендарной поры.

  • Анонимно
    3.08.2015 09:52

    Лекции профессора Б.Ф. Султанбекова слушал на курсах учителей истории в ИПКРО. Читал интересно и высказывал суждения не всегда вписывавшиеся в принятые тогда догмы.Читал и некоторые его книги указанные в материале. Но последние две найти не могу. Особенно хотелось почитать о Султан -Галиеве,в 2015 исполнилось 75 лет со дня его расстрела. Величина он мировая.Жалко, что памятник ему установить в Казани не решились. В Уфе люди смелее, есть улицы, музей и памятники Валидову. Хотя его биограыия намного более мутная чем у Султан -Галиева. Дезертировал в 1920 г. с должности главы Башкирии и ушел к басмачам, сбежав из Средней Азии в Европу и там стал ярым антисоветчиком и даже сотрудничал с фашистами.

  • Анонимно
    3.08.2015 13:29

    В Башкирии самый главный орден - орден Салавата. Непонятно только - певца или средневекового вора

  • Анонимно
    3.08.2015 14:35

    13.29.Не вздумайте такую вещь про Салавата Юлаева в Башкортостане сказать.Сбросят в реку Белую без спасательного круга.Если о Валидове, еще можно спорить, то покушать на национальную святыню народа нельзя.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль