Общество 
15.08.2015

Асгат Сафаров: «Характерным для Хасанова был вопрос: «Почему не исполнили?»

В новой книге о первом президенте Академии наук РТ вспоминают Минтимер Шаймиев, Фарид Мухаметшин и Александр Коновалов

В преддверии Дня республики вышла в свет книга «Временем призванный. Воспоминания о Мансуре Хасанове». Мансур Хасанович Хасанов — первый президент созданной в 1991 году Академии наук Татарстана. В нынешнем году Хасанову исполнилось бы 85 лет. Его сын, доцент КФУ Булат Хасанов, рассказал «БИЗНЕС Online» о новой книге, объяснив, почему не подвергал правке мнения современников, а также для чего переводились тексты, посвященные Хасанову-старшему, с татарского языка на русский.

Вышла в свет книга, посвященная первому вице-премьеру РТ и первому президенту Академии наук Татарстана Мансуру Хасанову
Вышла в свет книга, посвященная первому вице-премьеру РТ и первому президенту Академии наук Татарстана Мансуру Хасанову

ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ... ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ

Книга «Временем призванный. Воспоминания о Мансуре Хасанове» посвящена первому вице-премьеру РТ и первому президенту Академии наук Татарстана, которая была создана в республике на волне суверенитета. Книгу подготовил сын академика — доцент КФУ Булат Хасанов. Он еще в 2014 году рассказывал «БИЗНЕС Online»: «Я последние два-три месяца интенсивно занимаюсь подготовкой книги воспоминаний об отце — воспоминаний разных людей, которые его хорошо знали. Разослал где-то 60 писем — по Казани, в Москву, за границу. Ученым, деятелям культуры, писателям, поэтам, представителям власти... У Мансура Хасановича был очень широкий круг общения. С благодарностью хочу сказать, что почти все откликнулись на мою просьбу, некоторые уже прислали свои воспоминания».

И вот книга вышла в свет. Это солидная (почти в 400 страниц) книга с твердой, красиво оформленной обложкой. Здесь опубликованы интервью и беседы с Хасановым, а также воспоминания о нем 57 известных людей. Среди них — первый президент, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, академик Александр Коновалов и другие известные ученые, писатели, общественные деятели...

Среди тех, чьи воспоминания об академике были опубликованы в издании, — первый президент РТ Минтимер Шаймиев, указом которого была создана Академия наук Татарстана

В книге много очень интересных, порой уникальных фотографий, а также отсканированных собственноручно написанных и обращенных к Мансуру Хасановичу писем, заметок, даже стихов известных людей. «Хотя я живу далеко, но иногда доходят хорошие сведения о Татарстане и об академии», — это от академика Роальда Сагдеева. «Спасибо, дорогой Мансур Хасанович, за Вашу помощь, Ваше внимание и поддержку», — это от скульптора, народного художника СССР Александра Кибальникова. А татарский писатель Шаукат Галиев остроумные стихи на татарском языке посвятил избранию Хасанова на пост президента РТ — о том, как он после этого избрания в здании академии спускается вниз по лестнице... ведущей вверх. Тут же иллюстрация — Мансур Хасанович спускается в день избрания по чугунной лестнице с узорами...

«КРАЙНЕ ВАЖНЫМ Я СЧИТАЛ ПЕРЕВОД ТАТАРСКИХ ТЕКСТОВ НА РУССКИЙ ЯЗЫК»

Хасанов-младший, составитель книги, написал, обращаясь к ее читателям: «Прошло пять лет, как нет среди нас Мансура Хасановича Хасанова. Срок, казалось бы, небольшой, чтобы приступить к работе над книгой воспоминаний об этом человеке, тем более среди людей, пребывавших в системе власти, не принято делиться воспоминаниями. Но время подсказало, что может наступить такой момент, когда будет уже поздно. Даже сегодня ощущается отсутствие воспоминаний и размышлений тех людей, которые хорошо или близко знали М. Х. Хасанова... В процессе работы над книгой главной определяющей идеей была возможность представить широкий спектр мнений, оценок и суждений о М. Х. Хасанове...»

Книга «Временем призванный. Воспоминания о Мансуре Хасанове» подготовил сын академика, доцент КФУ Булат Хасанов
Книгу «Временем призванный. Воспоминания о Мансуре Хасанове» подготовил сын академика, доцент КФУ Булат Хасанов

Булат Мансурович рассказал «БИЗНЕС Online», что для него было принципиальным уйти от анализа научной и административной деятельности президента АН РТ, но раскрыть его человеческие качества, характер. Воспоминания для книги не подвергались редакторской правке, даже если составитель был не во всем согласен с авторами.

Примечательная особенность книги — она вышла на двух госязыках Татарстана. Те воспоминания, которые были написаны на татарском языке, опубликованы на татарском, но здесь же дан их перевод на русский язык. «Крайне важным я считал перевод татарских текстов на русский язык, — сообщает в слове от составителя Булат Хасанов. — Это дает наиболее полную информацию русскоязычному читателю и сохраняет целостность изложения».

В книге опубликованы воспоминания о первом президенте АН РТ его коллег, соратников и друзей по работе в Казанском университете, в органах госвласти и собственно в Академии наук РТ, тех людей, с которыми он общался... Имеются краткие сведения об авторах воспоминаний, а также хронология основных этапов жизни и деятельности Мансура Хасанова.

В книге много уникальных фотографий, а также отсканированных собственноручно написанных и обращенных к Мансуру Хасановичу писем, заметок, стихов известных людей

ПОТОМ «А ПОЧЕМУ ТУМАН» СТАЛО КРЫЛАТЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ СРЕДИ РАБОТНИКОВ АППАРАТА СОВМИНА...

Предлагаем читателям краткие выдержки из новой книги.

Александр Коновалов — академик РАН и АН РТ, в 1979 - 1990 годах — ректор Казанского университета, в 1996 - 2008 годах — председатель Казанского научного центра РАН:

— Нужно напомнить, что идея создания собственной республиканской Академии наук при наличии в республике Казанского научного центра Российской академии наук и широкой сети сильных высших учебных заведений была воспринята однозначно не всем научным сообществом Татарстана. Были противники. Шли дискуссии. По предложению руководства республики вопрос обсуждался на заседании президиума КазНЦ РАН. Было принято решение, которое афористично сформулировал академик Б. А. Арбузов: «Создавать, не разрушая». М. Х. Хасанов взял эту формулировку на вооружение...

Наша республика имела в лице М. Х. Хасанова достойного первого президента Академии наук Татарстана. Мансур Хасанович пользовался большим авторитетом в среде научных коллег. Его личные качества: целеустремленность, организованность, масштабность мышления, знание дела, знание людей, доброжелательность в сочетании с высокой требовательностью — все определяло облик этого человека, лидера татарстанской науки.

Альтер Литвин — доктор исторических наук, профессор:

— С Мансуром Хасановым мы познакомились в 1950 году, когда стали студентами историко-филологического факультета Казанского государственного университета. Тогда в составе факультета было отделение татарской филологии и литературы, на котором учился Хасанов, и отделение истории, которое заканчивал я... Мансур Хасанов выделялся, во всяком случае для меня, из общей массы сокурсников своим доброжелательным видом, скромной улыбкой, какой-то целостностью и степенностью. С ним было интересно разговаривать, он был весьма начитан и эрудирован, но ему нельзя было просто предложить, как многим: пойдем попьем пива... Эти его качества, на мой взгляд, сохранились в нем и позже.

Он не чурался трудностей, я помню изнурительный 40-километровый поход при полном боевом снаряжении (винтовка, скатка и лопатка), которому подвергли нас полковники военной кафедры на студенческих сборах в военном лагере. Некоторые студенты срочно запросились в медсанбат, другие пытались по-другому «отвертеться». Мансур был как все. Более того, когда я и другие свалились после окончания похода и отказались от ужина, Мансур от него не отказался и удивлялся нам, городским «слабакам»...

Асгат Сафаров — руководитель аппарата президента РТ:

— ...Я прошел школу работы в исполнительных органах власти под непосредственным руководством Мансура Хасановича Хасанова... Для работы над особо важными и ответственными документами он приглашал нас, кто готовил материалы, к себе. Начиналось обсуждение, которое можно охарактеризовать как определение основной линии документа. Хасанов выслушивал соображения каждого из участников, а затем высказывал свое понимание проблемы или вопроса. Язык М.Х. Хасанова всегда был точным, образным, в необходимых случаях твердым, а речь была необычной по форме, с неожиданными эпитетами, нетрадиционными аргументами, логическими заходами. Мансур Хасанович умел убеждать собеседника силой логики, последовательностью и четкостью изложения мысли, историческими примерами и сравнениями...

Характерным для Хасанова был вопрос: «Почему не исполнили?»... Вспоминается один эпизод.

Хасанов:

— Почему не исполнено?

— Мансур Хасанович, люди, которые должны были это сделать, вовремя не прилетели.

Хасанов:

— А почему они не прилетели?

— Туман, Мансур Хасанович.

Хасанов:

— А почему туман?

Потом «А почему туман» стало крылатым выражением среди работников аппарата совмина. Это его очень характеризует, он вникал во все детали и старался находить причины, если что-то не получалось...

Справка

Мансур Хасанович Хасанов — российский ученый и государственный деятель, первый президент Академии наук Республики Татарстан (1992 - 2006). Родился 25 июня 1930 года в селе Бегишево Заинского района Татарской АССР. В 1948 году окончил Елабужский библиотечный техникум, в 1955 году — с отличием историко-филологический факультет Казанского государственного университета.

С 1961 года — кандидат, с 1971 года — доктор филологических наук.
1958 - 1961 — главный редактор газеты «Татарстан яшьлэре», затем заместитель декана историко-филологического факультета КГУ.
1961 - 1971 — заведующий отделом науки, культуры, учебных заведений Татарского обкома КПСС.
1971 - 1984 — заместитель, в 1984 - 1992 годах — первый заместитель председателя совета министров ТАССР.

Избирался депутатом Верховного Совета ТАССР шести созывов (1963 - 1990).

1992 - 2006 — президент Академии наук Татарстана.
1993 - 2010 — директор Института татарской энциклопедии.

Скончался 13 марта 2010 года в возрасте 79 лет в Казани.

Основные направления научных исследований связаны с изучением истории татарской литературы с древнейших времен по современный период. Исследовал творческое наследие классика татарской литературы, ученого и общественного деятеля Галимджана Ибрагимова, а также Кул Гали, Мухаммедьяра, Гаяза Исхаки, Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Галиаскара Камала, Карима Тинчурина и других.

Книга «Временем призванный. Воспоминания о Мансуре Хасанове» включает очерки и размышления об ученом и государственном деятеле, первом заместителе председателя совета министров Республики Татарстан, первом президенте Академии наук РТ, докторе филологических наук, профессоре Мансуре Хасанове. Выпущена Татарским книжным издательством на русском и татарском языках под общей редакцией доктора физико-математических наук, академика, президента АН РТ Мякзюма Салахова.

Ответственный редактор и составитель — Булат Хасанов.

391 страница. Богатые иллюстрации.

Тираж — 2000 экземпляров.

Планируется, что книга появится в книжных магазинах РТ к Дню республики.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.08.2015 10:03

    Хороший и порядочный человек был Мансур Хасанович! В открытие академии наук Татарстана его велика роль. Молодец первый президент Татарстана Минтимер Шарипович поддержал его инициативу!

    • Анонимно
      15.08.2015 15:37

      Молодец, Булат Мансурович! Огромное спасибо тем людям, кто поддержал его проект (это ответ тем комментаторам, кто пишет "а причём здесь вообще А.Сафаров"). Мансур Хасанович - и как человек, и как государственный деятель, и как ученый - ДОСТОИН доброй памяти татар и татарстанцев! Поддерживаю мнение Б.Ф.С. двумя руками - будучи первым зампредом Совета министров ТАССР и первым президентом АН РТ М.Х.Хасанов сделал многое и многое реально полезное для республики и отдельных её жителей! (старший брат младшей сестры))

  • Анонимно
    15.08.2015 11:24

    Хорошо знал Мансура Хасановича. Он был человеком придерживавшимся самых твердых и высоких принципов морали.Лично ему обязан при решении важного для меня вопроса. Полагаю,что наряду с Академией наук,надо считать его огромной заслугой и создание института Татарской энциклопедии, не имеющего себе равных в других регионах.Отдадим должное и Булату Хасанову за огромный труд по созданию и изданию этой книги с очень точным названием. Б.Ф.С.

    • Анонимно
      15.08.2015 12:25

      Академии наук РТ надо поставить хороший памятник на могилу нашего первого президента АН РТ. Сегодня она не приглядная. Если надо, мы члены академии готовы в этом деле помочь и скинуться.

      • Анонимно
        15.08.2015 13:17

        Недавно была на кладбище. Памятник частично сделали, нет только бюста. Бюст вроде бы делает скульптор Асия Минуллина, она всегда работает очень медленно. Мы тоже делали ей заказ-делала 4 года и так и не сделала, в результате мы отдали эту работу скульптору Махмуду Гасимову. Надеюсь, что Хасановым повезет больше, но если работа будет затягиваться, то нет ничего плохого в том чтобы сменить скульптора.

  • Анонимно
    15.08.2015 12:25

    // Асгат Сафаров: «Характерным для Хасанова был вопрос: «Почему не исполнили?» //Весьма двусмысленная фраза. Если вопрос: «Почему не исполнили?» был характерным для Хасанова, то это означает, что его распоряжения регулярно не исполнялись. Если бы исполнялись, то вопрос не был бы характерным.

  • Анонимно
    15.08.2015 13:42

    Возможно, соглашусь с автором, что г-н М. Хасанов был прекрасным и достойным человеком. Но вот в чём проблема: родился и вырос в Казани, а о нём слышу вообще в первый раз. И мне кажется, раз уж он считается учёным мужем, то у народа имя этого товарища должно быть минимум на слуху. А то ерунда какая-то получается. А наука субстанция публичная. Иначе зачем ею заниматься? Это раз. Второе: я так и не понял автора статьи - а причём здесь вообще А. Сафаров ? Получается - "не пришей кобыле хвост". Или - " а почему туман"?

    • Анонимно
      15.08.2015 21:27

      По сравнению с нынешними чиновниками он был почти ангелом. На работу ходил пешком, личным транспортом не злоупотреблял. А насчет научных достижений - все они остались в прошлом. Он был неплохим литературоведом, вернул в науку доброе имя Галимджана Ибрагимова - репрессированного писателя. В 60-х гг. пошел по партийной линии и потерял свежесть и нестандартность мысли. В последние десятилетия сам уже почти ничего не писал, но оставался в теме.

  • Анонимно
    16.08.2015 05:00

    В том, что касается татарской гуманитарной проблематики, Мансур Хасанов обладал необычайно широкой эрудицией. Думаю, в этом ему не было равных среди современников. Не случайно именно он и возглавил вновь созданный Институт татарской энциклопедии АН РТ, будучи уже президентом АНТ, ведь он и был настоящим ученым-энциклопедистом, так сказать, последним из могикан. На протяжении 10 лет (1995-2005гг) мне довелось работать помощником президента Академии наук Татарстана. Прежде, чем дать какое-либо задание, Мансур Хасанович приглашал на обстоятельную беседу, в ходе которой давал все ориентиры предстоящей работы, очерчивал круг научных источников и четко ставил конкретную задачу, которую надо решать. Он был настолько хорошо осведомлен о политических, социальных, культурных процессах в татарском мире (причем, во всех тонкостях), что это вызывало удивление и восхищение. Я от него узнал много такого, чего никогда не встречал ни в каких публикациях по татарской проблематике. Уже потом я узнал от его сына Булата, что готовя монографию о Галимжане Ибрагимове, Мансур Хасанович много работал в закрытых архивах КГБ. И это действительно очень интересная книга с богатой фактурой татарской общественной жизни 20-30 годов прошлого столетия. Но и туда, конечно, не все вошло из того, что накопал в архивах М.Хасанов. Видимо, зная мои историко-политические интересы, Мансур Хасанович считал необходимым делиться своими знаниями по политической истории татарского народа первой половины ХХ века. К примеру, для меня чрезвычайно интересным было узнать от него об отдельных фактах мощного подъема татарского национального движения после февральской революции 1917 года. Теперь уже есть обстоятельные труды по этому интереснейшему периоду новейшей истории татар (Тамурбек Давлетшин, Азада-Айша Рорлих, Надир Давлет, Рамзи Валиев и др). Но даже там не изложены некоторые важные события, которые имели место быть. Так, например, национальный парламент татар "Миллят меджлесе" в 1918 году избрал делегацию, для участия в Парижской мирной конференции по итогам I Мировой войны, в составе президента Республики Идель-Урал Садри Максуди, членов парламента Гаяза Исхаки и Фуата Туктарова. Про поездку в Париж татарской делегации публикации, конечно, есть, но нигде нет информации о том, что представителей Идель-Урала принимал тогдашний премьер-министр Франции социалист Александр Мильеран, впоследствии избранный президентом страны. Естественно, там разговор шел о международном признании Идель-Урала. Так вот, Мильеран от имени союзников по Антанте обещал помощь в признании татарского государства в случае победы над большевистским режимом. Вот такого рода информация, к сожалению, до сих пор хранится в закрытых архивах. К счастью, некоторые люди имели к ним доступ, среди них был и покойный Мансур Хасанович.Талгат Бареев.

    • Анонимно
      16.08.2015 10:06

      Вес сенсационные сообщения Т.Б. давно рассекречены, да и в книгах имеются. Советую ему почитать например, великолепную книгу дочери Садри Максуди, кстати первую женщину в Турции назначенную послом.

      • Анонимно
        16.08.2015 12:24

        Во первых, Адиле Айда, дочь Садри Максуди, проживая в Турции, конечно же, не имела никакого доступа к советским архивам. Она ни разу в жизни не была в СССР, хотя будучи статусным турецким дипломатом и ученой, объездила полмира и написала множество научных трудов по древним языкам (в частности, этрусском). Книга об отце "Садри Максуди Арсал" на турецком языке вышла в 1991 году, а в 1992 Адиле Айда умерла в возрасте 80 лет. Никакие архивы, связанные с историей Республикой Идель-Урал, до сих пор в России не открыты. Не надо тут дезу подпускать.Во-вторых, я читал книгу "Садри Максуди Арсал" в переводе на русский язык (она вышла в Москве в 1996г). Действительно, книга очень интересная, насыщенная биографическими подробностями Садри Максуди, которые могли бы украсить любой авантюрный роман. Но там нет этого эпизода встречи с премьером Франции Александром Мильераном и содержания их беседы. Возможно, в турецком издании книги этот эпизод есть, не читал, но в русском переводе точно нет. Про это событие я слышал только в изложении Мансура Хасанова. Возможно, Мансур Хасанович узнал об этом эпизоде от самой Адиле Айды, в конце 80-х татарские ученые-гуманитарии стали ездить в Турцию и встречаться с представителями татарской эмиграции. К сожалению, мне было неловко спрашивать Мансура Хасановича об источниках той или иной информации, ведь он все-таки был мой начальник.Т.Б.

        • Анонимно
          16.08.2015 13:13

          По моему сам Т.Б не просто дезу вносит, а фальсификацией занимается.Надо не сидеть в приемной и строчить тексты хозяину, а попросить командировку в архивы России.То,что касается времен гражданской войны давным давно рассекречено.Это полезнее чем заниматься , пустой коснпирологией. Но работа в архиве тяжкий труд Это не реплики в БО строчить в расчете на читателя у которого нет возможности работать в архиве.У вас его много.Так, что командировка - чемодан и в Москву на Пироговку Т.Б.К вашему сведению там и находятся эти архивы, в том числе и эмигрантские.А без знания архивов аргументы типа " один абзый мне говорил"как минимум легковесны.

          • Анонимно
            16.08.2015 14:31

            Никогда и ни на какой работе мне не приходилось сидеть в приемных, мне дозволялось работать в удобном для себя режиме, слава богу. Я не профессиональный историк, в историческую проблематику погружался лишь по мере любопытства и рабочих заданий. Зачем же так широко обобщать про все эмигрантские архивы. Например, я знаю, что архивы многих крупных деятелей татарской антисоветской эмиграции переданы в научные центры США и хранятся там. Я не претендую на какие-либо лавры и вполне удовлетворяюсь знаниями типа "один абзый сказал". А ваша озлобленность на пустом месте, вообще, не понятна, оказывается "фальсификацией" оппонент занимается, вот оно как. Успехов в возгонке желчи.Т.Б.

    • Анонимно
      16.08.2015 11:35

      Спасибо, Талгат, за хорошую информацию.

  • Анонимно
    16.08.2015 07:22

    Его главное дело последних лет жизни работа в ИТЭ.К сожалению человек на которого он надеялся и подобрал туда почти "с улицы" накануне увольнения того из вуза, оказался неблагодарным и пытался пользуясь болезнью шефа везде выставлять себя.Помню триумфальную презентацию Татарского энциклопедического словаря на которой был президент РТ. М.Ш.Шаймиев,и очень весомо сказал о заслуге Хасанова в его издании.И вообще считаю создание ТЭ огромным делом, хотя она могла появится намного раньше, но судя по воспоминаниям К.Ф. Фасеева, который предлагал это, идею "зарубил" Ф.А. Табеев, считавший, что и татарскому языку то осталось жить 15 -20 лет, а тут какую то энциклопедию подсовывают.Такие вот были времена.

  • Анонимно
    16.08.2015 13:46

    Прочитал все комментарии, они разные, некоторые с претензией на новации и даже амбициозные не по интеллекту, но главное положительные.Очень жалко, что не дожил до наших дней Низамов, бывший министр народного образования, а затем профессор ИПКРО, который рассказывал как они с Хасановым выбирали, приплыв на пароходе в Елабугу учебное заведение. И почему выбор пал на библиотечный техникум.Думаю, что общественность поддержит если институту Татарской энциклопедии будет носить его имя.Памятник на кладбище конечно поставят, но этого по моему мало.

  • Анонимно
    16.08.2015 14:18

    Согласен с предложением присвоить имя Хасанова его любимому детищу институту Татарской энциклопедии.Что касается штудий Т.Б. то ему, если уж пытается сказать, что то новое, надо действительно поработать в архивах, они по тому периоду открыты и доступны даже аспирантам.Пусть оформит отношение от своего ректората, особых допусков сейчас не нужно,кроме доступа к документам касающихся личной жизни человека.В науке аргументы типа предполагаю или от кого то, что то слышал обычно не применяются.

  • Анонимно
    17.08.2015 06:21

    Мансур Хасанович - человек благородный, порядочный. Имея большие возможности, никак не использовал их в корыстных целях. Как президент АН доныне не имеет себе равных, тк при высокой общей культуре умел организовать работу академии. После него АН превратилась в болото, а жаль: она могла стать центром научной да и политической жизни республики, идеологическим центром. Но достойных продолжателей не нашлось, и АН топчется на месте, деградирует

  • Анонимно
    17.08.2015 10:26

    Неправда! Новый президент Салахов много работает. Просто показухи не устраивает! И команду он неплохую подобрал. Москва не сразу строилась-все еще будет.

    • Анонимно
      17.08.2015 14:43

      Может быть, Салахов и был неплохим руководителем в КГУ, но он абсолютно не разбирается в татарской гуманитарной проблематике. А это главный критерий профпригодности для любого президента Академии наук Татарстана. Под демагогию "Москва не сразу строилась" в АНТ продолжается прежняя (мазгаровская) политика реального "ничегонеделанья", к сожалению.

  • Анонимно
    17.08.2015 13:34

    Согласен с тем, что М.Салахов достойный человек и крупный ученый.Он из "Терра университета"как и М.Хасанов. Так называлась интереснейшая книга об истории Казанского университета, инициированная им в бытность ректором КГУ, а не ПФУ .Сейчас образование и наука переживают трудные времена сплошных перестроек, грозящих перерасти в катас тройку, особенно в регионах. Не позавидуешь и тем, кто рукововодит этими отраслями и в частности вузами и Академией в РТ.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen