Общество 
15.08.2015

«Неприятно, когда через три года колея появляется! Значит, что-то не докладываем!»

Рустам Минниханов устроил разнос дорожникам, потребовав разобраться в причинах быстрого износа асфальтового покрытия

«Это же для себя делаем! Мы же не в Кировской области, не в Марийской, это делается в Татарстане!» — стыдил сегодня дорожников и контролирующих их чиновников на совещании в кабмине РТ Рустам Минниханов. По мнению врио президента РТ, дорожные дела в республике не соответствуют тем расходам, которые несет бюджет: 1 км простой дороги обходится минимум в 20 млн. рублей. А эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что одна из причин низкого качества как раз в экономии.

«КУДРЯШОВ, ВЫ РАБОТАЕТЕ?»

Сегодняшнее традиционное субботнее совещание в кабмине РТ под председательством врио президента Татарстана Рустама Минниханова запомнилось ярким критическим спичем главы республики в адрес руководителей дорожного хозяйства. На трибуне находился министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, докладывавший «об итогах работы за две недели по программе дорожных работ». По словам главы ведомства, «дорожники работают по всем фронтам, в рамках тех графиков, которые мы установили». В рамках программы за счет муниципального дорожного фонда для выполнения работ в муниципальных образованиях из выделенных 600 млн. рублей уже освоено 523 млн., т. е. выполнение составило 87%. И здесь неожиданно в доклад министра вмешался врио президента республики.

«Я просил, чтобы качество работ, технологические требования, скрытые работы, особенно... Мы же там видим верхнюю часть!..» — Минниханова явно не устроили бодрые рапорты ответственного чиновника. После чего он обратился к руководителю инспекции государственного строительного надзора РТ Василию Кудряшову: «Кудряшов, вы работаете? По дорожникам надо внимательно смотреть. Три года проходит — верхний слой асфальта изнашивается!»

«Работаем, Рустам Нургалиевич. Согласно вашему поручению мы дважды проводили комплексные проверки, вся информация находится в минтрансе, и выявленные замечания сейчас устраняются», — ответил глава инспекции строительного надзора. «Они очень щедрые люди, поэтому на их щедрость не рассчитывайте», — так оценил человеческие качества татарстанских дорожников Минниханов.

333.jpg
Василий Кудряшов: «Мы дважды проводили комплексные проверки, вся информация находится в минтрансе, и выявленные замечания сейчас устраняются»

И далее поделился, причем довольно эмоционально, своими размышлениями относительно состояния дорожного хозяйства республики: «Мне очень неприятно, когда у нас через три года колея появляется, через три-четыре года верхний слой изнашивается. Значит, мы что-то не докладываем, значит, что-то мы не так делаем. Или волнистость появляется. Это же огромные деньги! Километр дороги, простой дороги, минимум 20 миллионов стоит».

После чего врио президента РТ в компанию к руководителю строительного надзора Кудряшову поднял с места и директора ГКУ «Главтатдортранс» Эдуарда Данилова: «Заказчик дорожной службы Данилов, значит, Кудряшов. Мы тратим большие деньги, у нас очень большие деньги идут на дорожные дела. Не везде мы соответствуем тем расходам, которые мы тратим, поэтому обратите внимание. Не надо со мной спорить и оправдываться, я же не враг вам, не враг себе! Это же для себя делаем! Мы же не в Кировской области, не в Марийской, это делается в Татарстане. Узебез эчен эшлибез (ради себя работаемприм. ред.). И только жесткая дисциплина, требования ваши, постоянно человек ваш должен смотреть, какой щебень он привез, как песок кладет, подготовил ли он площадку под эту работу, какой технологический цикл, какого качества асфальт, все это надо смотреть».

Любопытно, что в апреле тему новых дорог, на которых «колея появляется», поднимал на своей пресс-конференции брат главы республики, руководитель ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов. Тогда речь шла о том, что с 15 апреля по 15 мая 2015 года в Татарстане вводились временные ограничения движения по автодорогам регионального значения транспортных средств, нагрузки на ось которых превышают предельно допустимые. Он тогда подчеркнул, что многие дороги в республике строились давно и по старым нормативам — в пределах нагрузки до 10 тонн. А большегрузы, которые по ним ходят, могут оказывать нагрузку по 11 - 15 т на каждую ось. «К сожалению, сегодня мы имеем дороги, где колейность достигает 8 сантиметров», — заявил Минниханов и продемонстрировал на слайдах глубокую колею, в том числе на дорогах, которые, по словам главного автоинспектора, были отремонтированы к Универсиаде.

Правда, тогда дорожникам была выписана «индульгенция». «Дороги строят нормальные, их эксплуатируют плохо, — посчитал глава ГИБДД. — Пока мы не наведем порядок в системе перевозки грузов по весу, дорог у нас не будет». Получается, сегодня врио президента РТ несколько скорректировал позицию властей по этому вопросу.

Источник «БИЗНЕС Online» в дорожной отрасли на условиях анонимности в качестве одной из причин быстрого износа дорог назвал экономию средств. Деньги на ремонт, особенно в преддверии крупных мероприятий, «размазываются» по большому перечню улиц. В результате их зачастую хватает лишь на текущий, а не капитальный ремонт — рабочие фрезой срезают и заново закатывают лишь верхний слой асфальта, а основание не трогают. Понятно, что такой ремонт дает косметический эффект на пару-тройку лет, но долговечным быть не может.

«У НАС ЖЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ НА ВСЕМ ЭКОНОМЯТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» размышляют о главных проблемах отечественного дорожного хозяйства.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Мне кажется, одна из самых таких больших проблем — это то, что дорожники во многом перестали соблюдать ГОСТы, делают все наспех, невзирая на погодные условия. Думаю, пора уже даже вводить общественный контроль дорожного ремонта. Скажем, сейчас очень много можно найти видеороликов, снятых бдительными жителями, когда наши дорожники кладут асфальт что в снег, что в дождь, как хотят, наплевав на ГОСТы.

Мне кажется, уже просто нужно прикреплять общественных инспекторов к каждому конкретному участку, на котором ведутся работы. Действительно нужно подключать общественность. Например, все универсиадские дороги, на которые нам давали гарантию не менее пяти лет, на них уже образовалась колея. Это же ненормальная ситуация. Как это все делалось и что в итоге получилось.

Фердинант Гарипов — предприниматель, руководитель транспортного предприятия:

— Это как машина. Пока она новая, на ней можно ездить, не заглядывая под капот. Но через какое-то время она начинает «капризничать» и за ней надо следить. Так и с дорогами. Это не то, что сдал объект и теперь можно жить спокойно. Нужно эксплуатировать ее, следить за состоянием. Я не так давно был в Германии, еду по трассе, вижу какой-то парад машин. Оказалось, что 7 огромных агрегатов занимаются тем, что заделывают одну только ямку в дороге. Одна нагревает асфальт, другая штампует его — все четко и, видимо, эффективно. У нас же при строительстве дорог на всем экономят. Что-то не докладывают, что-то не доливают. Смотришь на скандинавские дороги, а они лучше наших в несколько раз. А климат там гораздо суровее нашего...

Тимур Ямашев — блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт»:

— Если сравнивать дороги Татарстана с соседними областями, то в этом сравнении в республике все же дороги неплохие. Если с теми же европейскими автобанами, то качество заметно ниже. Наши дорожники часто кивают на климат, что из-за перехода температуры дороги быстро разрушаются. Но совершенно недавно видел рейтинг качественных дорог Европы, где после Германии сразу же идет Финляндия. А там климат гораздо суровее. Так что этот аргумент в данном случае не действует.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (120) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.08.2015 16:44

    Подискутируют, подискутируют и звбудут. Как всегда. Россия.

    • Анонимно
      15.08.2015 20:58

      А что тут сделаешь?Если и сюда кровавая рука госдепа добралась, или вы думаете,что это наши патриотичные граждане не докладывают ингредиенты в дорожное покрытие?

    • Анонимно
      17.08.2015 12:17

      По документам основа из гранитного щебня в реальности из известняка. Разница в деньгах=распил - миллиарды в год.Известняк мало того что сам не прочен, но когда намокает (весной) просто в грязь превращается.1.Воровство.2.Вместо того что бы тратить деньги на нужные вещи -тратим на пыль в глаза пускать всякие мундиали и прочая.

    • Анонимно
      18.08.2015 11:58

      тем более уже наказали, "показали желтую карточку". Красную не покажешь - они же не чужие

  • Анонимно
    15.08.2015 16:45

    В дорогах главная составляющая - основание. Это крупный и мелкий щебень. В Татарстане весь щебень - известковый. Мягкий. Поэтому непрочно и изношенность быстрая. Вопрос в том, какая смета при этом? Возможно в цене лежит дорогой уральский щебень? А кладут дешёвый известковый?

    • Анонимно
      15.08.2015 20:03

      в дорогах главная составляющая-всё, начиная от разбивки и кончая обустройством. Никакое покрытие с основанием не выдержит,если не будет сделано и отсыпано по технологии качественное зам.полотно,не обеспечен вотоотвод,не сделаны укреп. работы, иск. сооружения и.т.д, и.т.п. Узко сводить всё к одному щебню и асфальту (на этом просто больше всего можно "наварить") Абсалютно прав РНМ ,говоря о проблеме контроля качества в комплексе,только вот судя по тем физиономиям сидящим в зале,мало верится что, что-то поменяется.

    • Анонимно
      15.08.2015 22:12

      Глупости, если он уральский по смете , так и идет с урала и не надо фантазировать.

      • Анонимно
        16.08.2015 02:26

        Глупость - это источник наглядного результата. Дороги сыпятся, технологии не соблюдается (из экономии), бюджеты осваиваются, отчеты рисуются.

    • Анонимно
      16.08.2015 08:46

      У нас в асфальт до ср пор песок кладут, ГОСТ прошлого века. Песок это зло для асфальта, от него и плывет в жару покрытие.

  • Анонимно
    15.08.2015 16:47

    Дороги в Казани безобразные. Кто за них в ответе? Давно пора спрос наладить.

    • Анонимно
      15.08.2015 18:12

      А вы в другие регионы съездите! Почувствуйте разницу. Наши дороги очень хорошие!

      • Анонимно
        15.08.2015 20:53

        А вы в Африку съездите, там и людей едят, у нас просто супер, единичные случаи были. В огороде бузина, а в Киеве дядька.

      • Анонимно
        15.08.2015 21:08

        вы ещё в Африку предложите съездить,в списках Форбс сидят,значит и дороги должны соответствовать нашим миллиардерам,давайте с дорогами арабских эмиратов или Кувейта сравнивать.

        • Анонимно
          16.08.2015 10:17

          Кстати в Африке во многих странах благодаря Франции дороги очень неплохие

  • Анонимно
    15.08.2015 16:47

    Дороги у нас, конечно, неплохие, но списывать все на неправильную эксплуатацию - должно быть стыдно. На фото ул. Пушкина - там не ездят тяжелые грузовики! А посмотрите какие колеи на ул. Вишневского! Может быть, пора спрашивать со строителей дорог?

    • Анонимно
      15.08.2015 21:00

      ага, а на что они(строители дорог) жить будут?на одну зарплату?

    • Анонимно
      16.08.2015 21:25

      Да, не надо ходить! ул. К.Маркса вплоть до площади Свободы, вся волнистая! А перекресток К.Маркса и Пушкина, тоже самое...

  • Анонимно
    15.08.2015 16:49

    "Узебез очен ошлибез" - вот реальный креативный ЛОЗУНГ для новых выборов 13.09.2015. -"Для себя делаем" (для своих потомков, родных, друзей и т.д.)! Предельно уважаю нашего президента за мудрые мысли, слова и дела!...гибддшными штрафами только не душите))

    • Анонимно
      15.08.2015 19:05

      Ну да) хорошая альтернатива без булдырабыз) тонко чувствуете)

      • Анонимно
        15.08.2015 21:55

        Не тонко, а очень грубо и не туда. На самом деле наш традиционный "Без булдырабыз" дополнен: "Без булдырабыз. Без берлек!" - "Мы можем. Мы вместе!".

    • Анонимно
      16.08.2015 20:44

      "Для себя делаем" вне всякого сомнения очень мудрые словатолько появление и расцвет национальной буржуазии приведет к ускорению развития и расцвету страныа вот когда кругом одни компрадоры чьи интересы урвать побольше и рвануть подальше то получается то что видим теперь

  • Анонимно
    15.08.2015 16:56

    Почему не отрапортовал ген.директор Татавтодора? Они же главные заказчики.

  • Анонимно
    15.08.2015 16:58

    всё равно в татарстане, не чета другим республикам и губерниям....дороги лучше....

  • Азат Д
    15.08.2015 16:58

    Ещё бы контролёры, ямы-цилиндрики за собой заделывали, когда бурят асфальт проверяя полотно. А то неприятно, когда на левой полосе дороги (Ямашева, Ленинская дамба) на скорости, на них их наезжаешь.

  • Анонимно
    15.08.2015 17:01

    А Ленар Сафин опять в стороне остался. Кто-нибудь нибудь скажет, чем занимается его ведомство? После череды катастроф в последние годы на земле, воде и в воздухе ....

  • Анонимно
    15.08.2015 17:03

    Молодец врио Президента!!!
    Ему остаётся только лично самому выезжать на место укладки дороги и контролировать качество работы и материалов, поскольку жители оценивают именно его работу по благоустройству республики, а не тех, кто деньги получил за работу и выполнил её "качественно".

  • Анонимно
    15.08.2015 17:04

    Замечу, что первоклассная дорога в Германии обходится в 1 км в 1 млн. евро (одна полоса), это где по вчерашнему курсу, когда строили те дороги у нас в 500 тысяч евро, т.е. в два раза дешевле. Но по качеству эти дороги не сравнить, да и гарантия 5-10 лет ( в течение этого периода времени текущий ремонт не проводиться и все недочеты за счет дорожников) и срок гарантийной эксплуатации (после нужен капремонт) в 25 лет.А вот ссылка на то как строят дороги в США, которые по 30 лет эксплуатируются без капремонта. Может кому-то и будет интересно из чиновников. http://censor.net.ua/resonance/257965/kak_v_ssha_stroyat_dorogi_kotorye_stoyat_30_let_bez_remonta_i_yam Татарин

    • Анонимно
      15.08.2015 18:24

      Да все всё прекрасно знают! И что дороги у нас полный атас, т что воруют, и что самое интересное знают как надо делать хорошие дороги! Но их строить не выгодно... Россия.... был недавно в эмиратах, увидел какие дороги там... за державу обидно!

      • Анонимно
        15.08.2015 23:40

        Да, у нас умеют строить дороги и хорошо строят. Многое зависит от сметной стоимости строительства и специалистов которых или разогнали, или задавили.А на счет воровства , что то не знаю дорожников у которых недвижимость за границей или коттеджи , все больше у ченуш и других лиц. А если и имеют, так это капля в море по сравнению с чинов. аппаратом. Во всем мире не хватает денежных средств на строительство дорог, а в России тем более.С чего воровать, дай бог бы построить качественно за те средства что выделяют. Видимо кому то выгодно поддерживать миф о воровстве,а не осведомленные верят в это.

        • Анонимно
          16.08.2015 23:00

          Вы видимо не в курсе на каком месте форбса находится хозяин татавтодора...

          • Анонимно
            17.08.2015 08:58

            В курсе, но это другой вопрос.И не надо труд простых дорожников обмазывать грязью и клеймить что не умеют работать. Прицепились к словам " В России одни дураки и дороги плохие" Умеют у нас работать,и качественно и хорошо работают. Вопрос совершенно в другом. И много причин в некачественных дорогах.

    • Анонимно
      15.08.2015 19:21

      Вопрос следующий, цена у них 1 млн, однако, если разобрать их дорогу на компоненты и посмотреть, сколько стоят эти же компоненты и технология, то думаю хватит и 500 тысяч евро хватит думаю. Другой вопрос, как указывалось здесь, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли там, эти же качественные компоненты ставят или дешевые некачественные аналоги? И вся экономия идет в чей то карман. На нашей улице ложили асфальт недели три назад (поселок), положили с краю крупный известковый щебень, а местами вообще известь, который превратится в жижу при остановке на том месте авто. Я не технолог, но вопрос у меня, а с краю какой щебень вообще должны ложить? Любой? и его размеры тоже могут быть любые? Спасибо конечно дорожникам и местным властям за новый асфальт, но хотелось бы получить у дорожников или специалистов в данной сфере ответ на мой вопрос.

      • Анонимно
        15.08.2015 20:04

        Посмотрите фильм, который я тут предложил, многие вопросы сами снимутся. Асфальт даже во дворе домов на щебень не кладут, там сначала бетонную подложку делают, бетонируют, но так, чтобы вода не скапливалась, а стекала по специальным желобам, делают прокладки из пластика и несколько слоев асфальтовых покрытий разного состава. Татарин

      • Анонимно
        16.08.2015 09:14

        Уточните адрес!?

    • Анонимно
      17.08.2015 09:05

      Срок службы бетонной дороги без капитального ремонта - 25 лет. В городах Хьюстоне и Далласе есть участки шоссе, залитые в 1960 году, и находящиеся в отличном состоянии до сих пор. Эти участки используются для научных работ и наблюдения. Научные работы кипят в двух самых больших и престижных университетах Техаса - в г.Остин (столица штата Техас) и в г. Хьюстон. Сегодня в США находится относительно много экспериментальных участков бетонного покрытия, т.к. Транспортный Департамент видит в бетонных дорогах будущее. Такие отрезки находятся во всех четырех климатических зонах страны и имеют разный дизайн. К 2001 году от нескольких сотен участков залитых в период с 1961 по 2001 года осталось 89 участков за которыми идет наблюдение.На основе экспериментов, проведенных в 1999 и 2001 годах на базе участков в возрасте от 25 до 40 лет, было сделано несколько заключений:- в зависимости от дизайна и материалов, бетонное покрытие способно выдерживать нагрузки без появления трещин на протяжении 34 лет (против средних 8 лет у асфальтобетона);- после 34 лет в течении последующих 5 лет, лишь 16 отрезков пришли в негодность и подлежали полной замене;- в течении 20 лет автомобилисты не жаловались на ухудшение комфортности езды, но на некоторых участках «сдавался» поддерживающий грунт, образовывая небольшие плавные ложбины без появления трещин в верхнем слое покрытия полотна дороги;- к 2012 году из 89 экспериментальных участков, активными остаются 34 (17 находятся в Техасе). Их средний возраст сегодня - 31 год. Остальные секции были переуложены из-за текущего расширения дорог, а научные работы к сроку перекладки были успешно завершены. Источник: http://censor.net.ua/r257965

  • Анонимно
    15.08.2015 17:08

    Ямашев, видимо, по дорогам Татарстана судит по дорогам Казани, куда вливают огромные деньги ежегодно

  • Анонимно
    15.08.2015 17:20

    кругом враги-вчера водители, сегодня дорожники, кто будет завтра?

    • Анонимно
      17.08.2015 00:20

      Да уж, кругом враги. Дорога начинается со сметы и технологии. Так вот, оба этих компонента нам подсунуты врагами из госдепа!

  • Анонимно
    15.08.2015 17:51

    видимо вы за пределами республики не бывали))покатайтесь по марийке, чувашии, кировской области - а потом сравните.

    • Анонимно
      15.08.2015 19:35

      А не нужно сравнивать с ними. Мы чемпионаты мира встречаем, вот туристам есть с чем сравнить Татарин.

    • Robert
      15.08.2015 19:44

      катаюсь постоянно: саранск, тамбов, воронеж, курск вплоть до Брянска. Есть с чем сравнить. Сказать что целом в Татарстане дороги лучше или хуже не могу. Понятно, что дороги между районами на востоке, юго-востоке, югн, далее на запад до Мамадыша и Базарных Матаках в Татарстане держаться за счет нефтяников. М7 конечно исключение. А вот в центральной России они просто хорошие. И даже в таких регионах как курская область с его 20 сахарными заводами - дороги совсем не разбитые, Хотя два-три года назад были хуже. Так что занимаются везде дорогами. И те же супер участки с раздельной полосой есть. Возможно где то меньше воруют?

      • Анонимно
        15.08.2015 23:03

        +1. Воронежская, Тульская, Калужская области - там, где был в этом году или в конце прошлого, дороги неплохие. В прошлом году проехал до Волгограда. В Волгоградской и Ульяновской плохие, в остальных по пути приемлемо, качество дорог хорошее.

  • Анонимно
    15.08.2015 17:52

    Пусть посмотрят асфальт на мосту на М7, после ремонта - раковины по всей длине полотна. Ремонтируют мост не один месяц. Утром хоть и светло, а почти никого из рабочих нет. На портале госуслуг отписываются, что все согласно графика. Что это за график - три сотни метров на полгода растянули?

    • Анонимно
      16.08.2015 07:35

      Каждый год ремонтирует мост через Мешу на трассе Казань Оренбург после Сокуров. Что это за издевательство над людьми?! И так этим летом в пятницу пробки от Сокуров до этого моста. А в воскресенье в обратную сторону все стоит начиная от Каипов и заканчивая Сокурами. Землю вдоль трассы раздают на индивидуальные строительство с космической скоростью, а дорога одна. Летом в воскресенье от Каипов до выезда из Сокуров ехали ( вернее, стояли) два часа. Господин Сафин! Озаботьтесь этой проблемой, пожалуйста. Нужен объезд вокруг Сокуров или, по крайней мере, пешеходный переходный мост.

  • Анонимно
    15.08.2015 17:55

    Поставьте вебкамеру на этом мосту, чтобы всем было видно, как идет ремонт. И вообще - вебкамеры нужны на каждом объекте, а доступ к ним должен быть свободным. Будут знать, что за ними непрерывно наблюдают - будут работать.

  • Анонимно
    15.08.2015 17:58

    скажу прямо, на муниципальных дорогах кормятся муниципальные чиновники. В пределах 12-15% стоимости дорог уходят в их карманы. Поэтому нет и должного контроля, об этом все знают. Технология строительства дорог, укладки асфальтобетонной смеси не так уж сложная. Соблюсти требования ГОСТ и получим дороги на десятилетия.

  • Анонимно
    15.08.2015 18:02

    На Нижнекамской ГЭС, ремонтируют дороги, каждый год и одна и та же компания. Из за них заторы на месяц, ежегодно. Почему не положить хороший асфальт с соблюдением всех требований и забыть этот участок дороги на несколько лет.

  • Анонимно
    15.08.2015 18:52

    Один знакомый рассказывал, что каждый год делает ремонт на одном муниципальном объекте и если будет делать качественно ему сказали, что наймут другую компанию, потому что нужно, чтобы ежегодно выделяли деньги на ремонт здания. Получается, что не выгодно делать качественно, иначе многие останутся без постоянной копеечки в кармане.

    • Анонимно
      18.08.2015 01:10

      Конкретный факт установить, решить вопрос, руководителя поменять. Где закон!!!

  • Анонимно
    15.08.2015 18:54

    В челнах нет дороги вообще. А что тат делают сейчас полная юрунда.

  • Анонимно
    15.08.2015 18:54

    Есть подозрение, что проектируются покрытия как надо, а в процессе строительства начинается воровство.
    Потом ворье делает оборот автодилерам и вип-магазинам, покупая внедорожники и костюмчики.

  • Анонимно
    15.08.2015 18:59

    нельзя строить хорошо, а то нечего будет ремонтировать каждый год

    • Анонимно
      16.08.2015 07:39

      ...ага, в "Крестном отце" описывалось, как одна из семей на такой схеме зарабатывала...много-много....долго-долго....м-хм-м-м-м...

    • Анонимно
      16.08.2015 10:10

      интересно кто придумал эту откровенно тупую байку?но в любом случае не делает чести тем кто повторяет ее с попугайской настойчивостьюнеужели Вы думаете что строительство новых дорог подрядчикам менее выгодно?то что видел я говорит о том что там приписок больше и провести их легче

  • Анонимно
    15.08.2015 19:01

    А пусть кто то ответит ? Тот, кто гарантию давал 5-ть лет к дорогам не подходить . А тут и трех сезонов не прошло и все колея , и это при том , что два лета практически холодными были , если сравнивать 2010 годом . А эти , которые давали гарантии , теперь вроде как бы и не причем . А для примера пусть посмотрят на дорогу , которую проложили в сторону БОРОВОГО .

  • Анонимно
    15.08.2015 19:09

    Дело в том, что основание дороги нужно трамбовать в 20 раз сильнее, чем у нас.Да и сметы такие. Что строительство новой дороги, что ямочный ремонт, все равно почти одинаковые деньги стоит по смете. Конечно выгоднее постоянным ремонтом заниматься.Вот например Челнинцы у нас делали дорогу 11 лет назад, была гарантия 7 лет,так и в правду на 8 год первая ямка появилась.Дорога еще живая пока. А наши каждый год ремонтировали.

  • Robert
    15.08.2015 19:54

    Одна из главным проблем дорог в России - шипы. Пример те же Челны - после капитального ремонта проспекта Мира глубокие колеи почти низ машины уже задевают.Я езжу зимой исключительно на зимней резине Continental, никаких проблем. И в гололед, и снег - без проблем. Так ездят и в Скандинавии в схожих климатических условиях. В багажнике возят обычно цепь. Если экстремальные горные условия - можно их без домкрата одеть на колеса. Запретить надо шипы в России - вот решение проблемы!

    • Анонимно
      15.08.2015 21:23

      Долго думал,здесь не скандинавия попробуй после снегопада во дворы и не которые улицы заехать на переднем приводи про задний вообще молчу.

      • Robert
        16.08.2015 08:21

        В зимних не изношенных шинах без проблем! В крайних случаях - нужно брать лопату в руки. Раз в России живешь, всегда надо быть готовым ко всем экстремальным ситуациям, особенно выезжая на дорогу.

        • Анонимно
          16.08.2015 10:41

          поддерживаю! зимой без лопаты в багажнике даже в городе делать нечего. Плюс, с лопатой себе всегда место откопать можно, плюс здоровые упражнения на свежем воздухе. Да много плюсов!

      • Анонимно
        18.08.2015 16:11

        4 года езжу на липучке. машина опель астра. проблем нет, в том числе при езде во дворах.

    • Анонимно
      16.08.2015 11:32

      Стыдно читать ваш комментарий. Несете полную чушь. Из-за таких мыслей, вводящих в заблуждение, и начинаются сплетни передаваться из уст в уста. Уже было сказано много про истинные причины. Это в первую очередь грамотный дренаж, устойчивое и грамотное основание(посмотрите как федеральные трассы строят). А вы со своими шипами тут полную ересь несете. Элементарно, ни камазы, ни фуры, ни автобусы не ездят на шипованной резине. Задайте себе вопрос, умник, кто больший вред дорогам приносит: шипованный жигуль или 10 тонный камаз?!

      • Robert
        16.08.2015 14:04

        я вижу вы специалист. Тогда посмотрите на канавы на дорогах. Видно не вооруженным глазом что износ идет (по цвету слоев износа). Это особенно характерно для города Н.Челны проспект Мира. Тричетверти города утром и вечером проезжает на шиповонной резине через узкое горлышко - Набережночелнинский проспект. Это же не проселочная дорога, где основание поплыло. Обратите на характер износа. Теперь может кто обратил внимание на новое асфальтовое покрытие по Сюимбике. Может еще кто то скажет что это такое инновационное? Я не специалист, но поверхность должна быть гладкой. А это пористая. После уже одного сезона вода+шипы сделает своё дело, я не сомневаюсь. Так и будем выбрасывать деньги в обочины дорог в виде асфальтовой крошки.

  • Анонимно
    15.08.2015 20:37

    на перекрестке закиева и пр.победы заделали яму,хватило на 2 недели.дорога в салмачи тоже самое.

  • Анонимно
    15.08.2015 21:12

    Посмотрите какие дороги у себя на заводе построил резидент ОЭЗ " Аллабуга " Хаят Кимья. Армированный бетон , толщиной 30см , уложенный на утрамбованную песчанную подушку. Если бы так построили М7 , то на лет 30 точно можно было бы забыть о дороге. Почему турки у себя на заводе могут позволить построить такие крепкие дороги а мы на федеральной трассе не можем?

  • Анонимно
    15.08.2015 21:18

    Не секрет что дорожники очень богатые люди ! Вопрос ? Откуда ???? Мингазов

  • Анонимно
    15.08.2015 21:19

    Дело в неокисленном и окисленном битуме!

  • Анонимно
    15.08.2015 21:47

    «Они очень щедрые люди, поэтому на их щедрость не рассчитывайте», — так оценил человеческие качества татарстанских дорожников Минниханов". В Елабуге, Менделеевске одна дорожная фирма построил фонтаны, а/машины дарит на сабан туй. Все довольны, кроме автомобилистов. Их щедрость в миллионы рублей на самом деле преступный сговор должностных лиц. При этом умелые руководители получают двойные выгоды, пропускают "спонсорские объекты" еще раз через бюджеты. Думаю пора, все спонсорские вложения пропускать через специальные НКО.

  • Анонимно
    15.08.2015 22:21

    Пишу анонимно.
    Мнение проверяющего.
    Начальников много. Статистов и аналитистов ещё больше. Инспекторов,кураторов,руководителей проектов меньше всего.Причина одна, в статистике работают дальние родственники и товарищи без опыта работы, без знаний, без аналитического склада ума, держащие язык за зубами.
    Непосредственно инспекторов,кураторов и руководителей проектов очень мало, многое нам хочется сказать, открыть глаза руководству РТ вплане того как приказывают принимать не принимаемое,скрывать ужасное,давать липовую информацию.
    Вот Рустам Нургалиевич заметил, поставьте мол на каждый участок своего человека! Вы знаете что нас вообще мало в системе гос.заказа. На одного приходиться от 50 до 150 объектов кап.строительства, от 300 до 1500 км дорог!!! При этом зарплата дай бог 30-35 тысяч. В сутках 24 часа!!! А объектов на одного специалиста много! Дай бог в неделю один раз появиться на одном из объектов.

    А теперь посмотрим с другой стороны. 1 км дороги 20млн.руб. 10% откати тому кто дал объект, 2% номинальном ген.подрядчику, 10-15% настоящему суб.генподрчдчику, 10-15% нужно сделать прибыль в карман. Итого 32-42% уходит не на строительство!!!! Это от 5 до 8млн.руб. с 1км.
    Хотя что мне об этом говорить Уважаемый Рустам Нургалиевич и сам об этом очень хорошо знает!!!

    Тогда законный вопрос для кого этот цирк на видео конференции.

    Все мы знаем, кто такой сафин из чьей команды.

    Знаю БО не опубликует мой комментарий, но просто накипело.

    • Анонимно
      16.08.2015 00:10

      Реальное спасибо за правду. Всё это знают все, но правда от того, кто в этом работает, в десятки раз ценнее.

    • Анонимно
      16.08.2015 01:30

      Ответ на мнение проверяющего. Инспекторов, кураторов мало, но и строительных организаций не так и много, и вы и руководство прекрасно знаете, кто и как работает, и с каким качеством.И у кого какой потенциал. И ни причем здесь 150 объектов или 1500 км. дорог.Ваше количество , вопрос качества не решит. Другой вопрос кому то достаются "сливки" , а другому "огрызки". Систему торгов нужно отменить,это все прекрасно понимают и ничего поделать не могут. Министерства и ведомства знают,и им виднее кому, какой объект поручить. Порядочность должна идти не только снизу, но сверху.

      • Анонимно
        16.08.2015 16:15

        Строительных организаций от того и мало. Что подряд просто так не взять!!! Авансов нет! Да ещё и плати на лапу до того как аукцион пройдёт.

        Пример зеленольских подрядчиков. Которые дали на лапу выполнили работу, а объект так и не получили.

  • Анонимно
    15.08.2015 22:22

    Дорожные работы в республике на 90% делается 5-6 компаниями, контролируемыми действующими чиновниками самого высшего ранга. Дорожные работы в республике стала формой монетизации административного ресурса этих чиновников. Их аппетиты не ограничиваются нормальным уровнем рентабельности, поэтому приходится экономить на качестве. Отсюда и такие дороги.

  • Анонимно
    15.08.2015 22:42

    В Елабуге власти умники, молодцы: сначала ямочный ремонт затеяли за 6 млн, а потом на этих же улицах сняли верхний слой и положили асфальт новый; господин прокурор Елабуги, не коррупция ли это?

    • Robert
      16.08.2015 08:25

      видимо узнали что приезжает ревизор, вот и переложили. Обычная история от Гоголя. Рассея-с

  • Анонимно
    15.08.2015 23:35

    Ну как дети.Представьте, что дороги в Казани сделают хотя бы лет на 5-7, не как в Европе на 15, а на 7.. и что они будут делать дальше? Что им, строителям дорог, 7 лет делать? Никаких бюджетных денег, никаких откатов, никаких премий... все, конец дорожной отрасли.Я многократно видел как делают в Европе дороге... это сложная технология, впрочем не особо сложнее нашей, но очень надежная, в отличии от нашей.Списывать на грузовики, зиму, весну уже давно стало смешно. В скандинавии, в центральной европе дороге точно также замерзают, также по ним ездят грузовики, и у них, о ужас, тоже есть весна.Более того, у них есть горы, с которых на серпантины стекают с гор неслабые потоки.. а зимой на серпантинах - 20, а летом +40. И колеи я на нихи разу не заметил, хотя проездил там около 20-25 000 км.

    • Анонимно
      16.08.2015 10:16

      хорош гнатьтоага в России дорог строить уже некуда _____вы сначала посмотрите сколько строится новых дорогпро обеспеченность на площадь и на тысячу жителей я и не говорючто за привычка все превращать в мыло

  • Анонимно
    15.08.2015 23:40

    Колея появляется не через три года! Через год на Гаврилова уже колеи пошли, машину таскает, сейчас вообще беда. Вишневского и пр. - тоже самое.Асфальт кидают в лужи - все зафиксировано множествами фотографий.

  • Liko
    15.08.2015 23:40

    На прошлые выборы вроде бы грозились навести порядок с управляющими компаниями. Ну и как: навели?

  • Анонимно
    16.08.2015 00:27

    Для себя они трассы умеют хорошо делать. Трасса в Борматюшино, уже наверное 20 лет будет как построили, почти в идеальном состоянии.

    • Анонимно
      16.08.2015 10:47

      там бетонное основание глубиной несколько метров. Заменяет скальное основание, повсеместно распространенное в Европе и той же Америке. Съездите, для примера, в Краснодарский край, на Кавказ, дороги намного лучше. А все почему? Потому, что основание каменное. А у нас, даже не глина, суглинок да песок. Все в себя втянет, как болото. Даже на коротком историческом отрезке (50 лет, например), класть асфальт на такое основание-все равно, что море асфальтировать, все волнами пойдет. Как-то так получается.

  • Анонимно
    16.08.2015 01:21

    Все что описано выше- фигня!
    То, что Минниханов Р.Н. Весной показывал- якобы колейность на проспекте Угиверсиады от грузовиков. Видно даже без линейки- 1,4-1,6 м колея от легковых авто!
    Я считаю ответственность за плохие и быстро изнашиваемые дороги-на заказчике- какие он дороги заказывает- такие и получает, а вместе с ним и мы..
    Вот пример: В 2005 году компания \"Дорожный сервис РТ\" осуществила капремонт на участках улиц, например Ибрагимова- от Волгоградской до Воровского, или Чуйкова- от Мусина до Гаврилова. Колеи не было и нет! Ям тоже нет. Все неровности в некоторых местах на совести Водоканала! Почему у Дорсервиса получилась дорога без необходимости ремонта на 10 лет?
    Дорогу делали с применением полимерных добавок- которые не дают трескаться асфальту. Но построй такую дорогу и ремонтировать больше нечего!
    Заказчику не выгодно- откат получать не за что скоро будет!
    По этому дорог в нашей стране, и даже в инновационном Татарстане, не будет!

    • Liko
      16.08.2015 10:41

      Доплачивать за ремонт заказчику с хорошим качеством? Давать дополнительные заказы по результатам работы за прошлые годы? За убытки как с колейностью лишать вообще права строить дороги на территории РТ - пусть банкротятся.

  • Анонимно
    16.08.2015 01:54

    Только исполнением гарантийных обязательств за счет исполнителя согласно договора можно добиться качественной работы. Никакие надзиратели не помогут.

  • Пора бы аппетиты щиновникам поумерить как минимум на 90%. А то и в сытные годы с 2012г от паразитизма экономика буксовала, а теперь вот при таких аппетитах вообще с горки поползет в полнейшую неопределенность. "Пушной" всех жестко накроет, мало никому не покажется.

  • Анонимно
    16.08.2015 07:05

    Одной из главных проблем в строительстве дорог, является очень низкое качество битумов, что отражается на его вяжущих свойствах. Единственный путь улучшения качества битумов, является их модификация, нужны присадки. На сегоднящний день учеными КФУ проведены серьезные научные исследования по модификации битумом с целью улудшения его вяжущих свойств. По всей видимости необходима единая программа понимания актуальности внедрения этих разработок в практическое применение. Такой подход значительно улудшит качество дорожного покрытия.

    • Анонимно
      17.08.2015 08:44

      Уважаемый ,фракция 60/180 /абсорбент/про изводство Нижнекамскнефтехим, испытанный в Бугульме в лаборатории дорожных покрытий 12 лет назад копеейчный адгезив для асфальтно-битумных смесей.....

  • Анонимно
    16.08.2015 08:23

    Нужно отходить от асфальта. Нас спасет бетон

  • Анонимно
    16.08.2015 08:29

    А не пора начать применять другие материалы при строительстве дорог?
    Например сероасфальтобетонное покрытие дорожного полотна?
    Себестоимость такая же, но плюсов при эксплуатации больше в разы.
    Модифицированная сера дешевле чем традиционный битум, асфальт с ней более долговечный.
    Видимо невыгодно дорожникам строит качественные дороги, которые надо ремонтировать один раз в пять-семь лет. Им проще делать тяп-ляп, получая деньги каждый год.
    И вообще, было много разговоров о законе об ответственности за выполненные работы на срок до десяти лет, и бесплатном ремонте в этот период. И где этот закон, работает он или нет?

    • Анонимно
      16.08.2015 20:51

      Как не стыдно обвинять тяжелый физический труд дорожников, считая что они делают дороги "тяп-ляп",получая деньги. Дорожники честно, добросовестно, качественно выполняют свою работу, согласно ГОСТам,СНИПам, и тех смет которые предусмотрены для данного объекта. Что в смете заложено, то и выполняется. И малейшее отклонение от нормативов влекут за собой большие штрафные санкции. Проверяющих и контролирующих органов огромное количество. Дорожникам выгодно строить качественные дороги,что бы меньше производить ремонт. Вы что думаете, ремонтные работы и содержание дорог так высоко осмечивается.Попробуйте перевезти технику от одного объекта до другого, от одной ямки до другой, затрат в 2 раза больше чем сама смета. А вы еще за счет средств дорожников предлагаете исправлять износ дорог.Если смета предусматривает толщину а/б покрытия 2см.,что дорожники могут сделать, предлагаете за свой счет увеличивать до 5 см.. Хотя во многих случаях дорожники так и поступают,берегут свою репутацию идут на перерасход материалов, без компенсации. Сидите в теплых , уютных кабинетах и рассуждаете о законах. Развалена целая дорожная отрасль по всей стане. Последних специалистов осталось разогнать , как аноним от 16.08. в 10:41 час. написал пусть банкротятся.

      • Анонимно
        17.08.2015 08:12

        согласен. большинство комментаторов и дорожку в саду сделать своими руками не могут, так, чтобы она 5 лет простояла без ремонта. люди привыкли, что дорога - это бесплатное благо, что надо только пожаловаться и она построится чудесным образом.

      • Анонимно
        17.08.2015 09:31

        Не надо тут заливать людям про свой карман! Работа в смете всегда была дешёвая! Однако на материале Вы не плохо отыгрваетесь, если не получается,закрываетись компенсацией. Вся проблема в том, что все бабло уходит по карманам,в том числе и в Ваш.

        • Анонимно
          19.08.2015 14:25

          Не надо заглядывать людям в карман, организуйте работу сами,попробуйте содержать коллектив численностью 500-700 чел. Обеспечить своевременно поставками( материалами, топливом, з/частями ,з/платой и т д.) Сезон строительства у дорожников короткий 3-4 месяца в году, и если учесть еще что в этом году весь июль шли дожди, что остается. А люди должны получать зарплату целый год. Легко рассуждать - в теплых уютных кабинетах, на всем готовом.

      • Анонимно
        18.08.2015 12:01

        если качественно выполняется работа и по ГОСТ и СНиП, то почему колея в течение первого же года на Фучика, на уч-ке от САфиуллина до Зорге появилась? И кто халтурщик и кто его крышует?

  • Анонимно
    16.08.2015 08:50

    Если купленный товар барахлит в период гарантии, его ремонтируют бесплатно или заменяют. 5 лет гарантии, через 2 года колея- значит, за счет своих средств должны исправлять брак. И не нужны контролеры. Но это не выгодно. Пути контроля найти можно, не хотят просто. Все всем известно, чего воздух сотрясают!

  • Анонимно
    16.08.2015 09:54

    Я так понял, что пока все не начнут говорить правду дорог не будет?

  • Анонимно
    16.08.2015 12:08

    Рустам Нургалиевич! Большая просьба, внимательно отнеситесь к ситуации в г.Лениногорске, связанной с изменением генплана и реконструкцией автодороги по улице Чайковского. При проектировании совсем не учтены интересы населения и ряда предприятий. Собрано множество подписей за восстановление светофорного регулирования - полное игнорирование. Увлекаясь разгрузкой транспортного потока, совершенно забыли об интересах огромного жилого квартала № 7. Он оказался отсечённым от города по проекту сплошными полосами. При проектировании не были проведены исследования количества транспорта в час пик, время проезда аварийных, спасательных, пожарных служб, службы скорой помощи, МВД. Не исследована дислокация школьных, дошкольных учреждений, спортивных секций и других социальных учреждений. Недавно на этой улице сбили ещё одну женщину, черепно-мозговая травма. Дело не только в том, что она передвигалась в неположенном месте, но и в том, что светофоры ограничивали скорость разгона и скорость движения. Разгрузка транспортных потоков не ценой жизни людей. Неужели фраза "Всё для жителей, всё для народа - пустая фраза?"

  • Анонимно
    16.08.2015 13:45

    Недавно была в Финляндии.Самый популярный сувенир-оленьи шкуры. Олени- значит очень холодно, суровые зимы. А асфальт там отличный!!!Наверно,себя уважают. Ведь сами же ездят.

  • Анонимно
    16.08.2015 17:32

    Почему такие плохие дороги у нас? Вопрос такой задается давно. Кроме перечисленных читателями БО, хочется отметить следующее. В основном дороги у нас строят как попало и торопясь (иногда день и ночь)на какую то дату или кто то приезжает. Так было при КПСС и сейчас тоже. Одни и то же улицы уже по 8раз асфальтируют. Правильно заметил в. и. о. Президента РТ. Однако меня волнует и другое. Почему у нас некоторые улицы асфальтируются часто, а некоторые вообще нет. Для динамичного развития города( тем более столицы)этого явно недостаточно. Одни улицы как в Париже, а некоторые как в глуши в деревне Печмантау одного из районов РТ. Но там всего 10 домов. А вот у нас в поселке города Казани (Константиновка, между прочим и другие не ушли далеко, как пишут в СМИ) нет дорог и тротуаров, ночью не освещается, нет даже водопровода.В сельских районах лучше. Так, в Высокогорском районе по дороге в АРСК И Атню даже дороги, проходящие по полям и лесам освещаются. А от п. Константиновки до площади Свободы столицы всего 15 км., при нормальной дороге (и соблюдения правил дорожного движения)надо 20 минут езды. Непонятно, о чем думают мэры и Министры? Ждем когда Президент об этом будет говорит нашим Министрам, которым мы платим зарплату, т.к оплачиваем все налоги исправно. Ветеран труда Н.Наиль

  • Анонимно
    16.08.2015 17:50

    Почему жителей города Лениногорска не посвятили в планы переустройства улицы Чайковского? Почему мы в результате таких разметок не можем попасть в свои дворы? Чтобы попасть во двор 9-этажки "пылесоса" где жители должны развернуться, в Бугульме? Почему чтобы попасть в "Эссен" или АЗС, машины должны ехать на техснаб? Неужели во всех промахах, некомпетентности и безразличии должен разбираться Минниханов? БО! Направьте своих экспертов в Лениногорск!

  • Анонимно
    16.08.2015 17:55

    "человек ваш должен смотреть, какой щебень он привез, как песок кладет..." Можно и сейчас посмотреть, просверлив любое дорожное покрытие тоненьким буров: что там под асфальтом, уложенным перед Универсиадой. Доломит или гранитный щебень, какой толщины, как сделана подушка. Проекты все есть, акты приемки - тоже есть. Проверяйте, привлекайте к ответственности подрядчиков и приемщиков в случае ненадлежащего качества, заставляйте проводить ремонт за свой счет.

  • Анонимно
    16.08.2015 19:12

    Ударим бездорожьем по автомобилям. Если уж в обществе утеряны морально-нравственные и ценностные качества , то о дорогах можно дискутировать вечно, а воз и ныне там . Ну не едет воз . Великий классик предвидел эту проблему и связал с личностными качествами и состояние дорожных покрытий. Зато говорят в Сингапуре дороги отменные и износу у них нет.

    • Анонимно
      17.08.2015 09:58

      Хороший комментарий, морально-нравственные качества должны быть выше.Резкое разграничение общества на бедных и богатых будоражит общество. А отыгрываются на простых дорожниках.

  • Анонимно
    16.08.2015 20:22

    Так это понимают и простые граждане, без строительного образования! Меры какие приняты?!

  • Анонимно
    16.08.2015 22:52

    Кто только не побывал в Сингапуре, как мы знаем! А на их дороги не обратили внимания. надо снова начать эпопею с Сингапуром, поучиться дороги делать. Около Займища на мосту никто не работал 2 дня подряд. Видимо, это очень выгодно- не ремонтировать быстро. Куда не посмотри- бардак с дорогами.

  • Анонимно
    17.08.2015 07:40

    Сафин у себя в Царицыно то сделать дороги не может, свою улицу закатал и все...

  • Анонимно
    17.08.2015 09:15

    Те кто дороги делает для себя и делают. Остальным остается только или возмущаться или делать вид что можно эту ситуацию изменить

  • Анонимно
    17.08.2015 09:52

    Не докладываем денег. Всё элементарно, Ватсон.

  • Анонимно
    17.08.2015 12:28

    Немецкая фирма строила дорогу в Татарыстане, в результате поставки некачественного щебня за свой счет переделала участок дороги, но ее все равно выдавили из Татарстана. "Татарстан - не та лошадка, на которую стоит ставить", - так резюмировал пятилетний опыт работы в Татарстане совместного предприятия, организованного немецкой фирмой "Кемна", его генеральный директор Оелькер Юрген.Немецкой "Кемне" - 134 года. Во множестве стран Европы, Азии и Африки она известна как производитель высокотехнологичных битумных эмульсий, дорожных работ. Их практика для нас выглядит фантастикой не только из-за качества дорожного покрытия, но и из-за скорости работ: через 20 минут можно открывать движение по свежеуложенному участку."

    • Анонимно
      18.08.2015 12:02

      с ним хоть расплатились в отличие от корейца, который ДТК отстроил

  • Анонимно
    17.08.2015 18:09

    «Неприятно, когда через три года колея появляется! Значит, что-то не докладываем!» - Уже Президент признал ХАЛТУРУ дорожников. Интересно, сколько км такой откровенной халтуры пределали в рамках гарантийного срока эти блатяги-строители? Виноват, "успешные менеджеры"

  • Анонимно
    17.08.2015 20:27

    Щебёнка должна быть правильной формы(кубики, паралелепипеды), в России есть такие производства никто их не использует, по известным причинам.

    • Анонимно
      19.08.2015 14:32

      Что вы людей в заблуждение вводите? Весь щебень идет с Урала, и производство там отлажено, и дробилки и конусы, фракции щебня любого размера по Госту ,по нормативу, какой нужен по смете такой и поставляется.

  • Анонимно
    17.08.2015 22:14

    Рустам Нургалеевич наведите порядок в Зеленодольском районе п Успенка дорог нет освещение на улице нет бардак .

  • Анонимно
    18.08.2015 14:09

    Мост уЗаймище все лето стоит разобранным. Ремонт идет очньмедленно. Хуже некуда!

  • Анонимно
    20.08.2015 15:02

    Цена плохой дороги - жизнь! ....и потерянное время.Посмотрите на мост на ул. Хади Такташ с сторону Вахитовского кольца (Нэфис).Достаточно было отремонтировать и пробок нет!!!!5 минут, что утром, что вечером стоишь там, а ранее..??- ДЕМОНСТРАЦИЯ и душный путь домой.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль