Общество 
20.08.2015

Наиль Магдеев: «Я ужаснулся, когда приехал в Челны!»

Сити-менеджер автограда и архитекторы поговорили по душам

Что необходимо сделать, чтобы решения, меняющие облик автограда, не принимались одной персоной? Почему новый стиль раскраски челнинских домов одни считают «ярким, выразительным и оживляющим серую среду», а другие говорят об «аляповатых кубиках и негармоничных цветовых сочетаниях»? Что думает о своем предшественнике рулевой автограда Наиль Магдеев? Побывав на его встрече с архитекторами города, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал ответы на эти и многие другие вопросы.

Наиль Магдеев: «У нас делают как? Отводят застройщику место, он на всю выделенную площадь сажает торговый центр, а потом приходит к нам и говорит, дайте землю-то под парковку»

«ОТ БЕЗВКУСИЦЫ ДО БЕЗДУХОВНОСТИ — ОДИН ШАГ»

Удар под дых получил на днях главный архитектор Набережных Челнов Алмас Идрисов от... коллег-художников. «В последнее время стало модным, часто вопреки всем законам сочетания цветов, обновлять стены домов аляповатыми треугольниками и кубиками и негармоничными цветовыми сочетаниями», — говорится в письме, адресованном сити-менеджеру автограда Наилю Магдееву. Оно подписано Факилем Гайфутдиновым, автором герба города, председателем городской организации союзов художников РФ и РТ, а также рядом известных художников и архитекторов. Подписанты считают, что видение Идрисовым колористики при оформлении фасадов и стен многоквартирных домов идет вразрез с тем, что, по их мнению, нужно «белому городу на Каме». «Подобный «макияж» с профессиональной точки зрения не только не несет никакой эстетической ценности, наоборот, воспитывает дурной вкус, а с ним и соответствующее отношение к дому, в котором мы живем. От безвкусицы до бездуховности — один шаг», — предупреждают авторы письма, опубликованного «Челны ЛТД». Далее они сообщают, что пытались наладить творческий диалог с новым главным архитектором автограда, и на словах со стороны Идрисова даже встретили понимание, а на деле — ничего.

Вряд ли это письмо послужило поводом для встречи Магдеева с архитектурным сообществом, состоявшейся в минувший вторник, но пройти мимо этой темы, конечно, было невозможно. К слову, мероприятие началось непривычно поздно, в 19:30, и не в мэрии, а во Дворце торжеств. Видимо, тем самым Магдеев, формально ушедший в отпуск на время предвыборной кампании, хотел дать понять, что к политической борьбе встреча не имеет отношения. Касаясь вопроса о колористике, председатель союза архитекторов города Рамиль Хайруллин, выступивший модератом встречи, назвал его болезненным: «Очень многим в городе не нравится колористика, в которой Алмас Ахтямович раскрашивает город». «Ты за всех-то не говори! — тут же поправил его Магдеев. — Если тебе не нравится, скажи, мне не нравится. Кому-то нравится. Мне тоже кое-что не нравится, серый город не нравится. Торцы домов, обшитые серым профнастилом, мне не нравятся. И такого в городе точно больше не будет!»

Алмас Идрисов (слева) называет обновленные по его эскизам фасады домов «яркими, выразительными, продолжающими развивать стиль города, которые вносят разнообразие и оживляют серую среду ранее построенных панельных домов»
Алмас Идрисов (слева) называет обновленные по его эскизам фасады домов «яркими, выразительными, продолжающими развивать стиль города»

Дискуссия о том, в какие цвета следует красить дома, могла затянуться, ведь собрались все-таки творческие люди, но Магдеев быстро ввел ее в нужное русло: «Инструмент под названием совет при архитекторе города и градостроительный совет должны стать более открытыми, более обсуждаемыми, что ли. Там не должно быть закрытых тем». Хайруллин, согласившись с этим, предложил, чтобы ни у кого не возникало никаких субъективных мнений относительно колористики города, создать колористический регламент, в рамках которого и мог бы работать конечный исполнитель. При этом он отметил, что к разработке документа можно было бы привлечь опытных дизайнеров и колористов союза, который он возглавляет. В зале же начали шушукать о том, что пока регламент разработают, Идрисов весь город успеет разукрасить... Напомним, что «БИЗНЕС Online» уже писал о заявлении Идрисова о необходимости украсить архитектуру автограда яркими красками, прозвучавшем на деловом понедельнике. А на своем сайте главный архитектор автограда называет обновленные по его эскизам фасады домов «яркими, выразительными, продолжающими развивать стиль города, которые вносят разнообразие и оживляют серую среду ранее построенных панельных домов».

...Идрисов, до этого сидевший молча и даже без особого интереса слушавший критику в свой адрес, вдруг встал и, достав из кармана флешку, сказал: «Сегодня это у нас первая, так сказать, постановочная встреча. Это как вечер литературы. В первый раз это позволительно. Но в следующий раз, если у кого есть что сказать, приходите с флешками. Я с этой флешкой выступлю. Говоришь — показывай! Давайте разговаривать конкретно, с эскизами». «Дабы архитекторы проявили себя, пусть они подключатся к разработке эскизов 12 школ, которые городу предстоит капитально ремонтировать на следующий год», — заметил в поддержку своего подчиненного Магдеев.

В зале начали шушукать о том, что пока регламент разработают, Идрисов весь город успеет разукрасить... (фото: chelny-biz.ru)

«Я НЕ СОВЕТУЮСЬ ТОЛЬКО С ЖЕНОЙ»

Если же вернуться к хронологическому порядку встречи, то первым Хайруллин поднял вопрос о необходимости включения в состав градостроительного совета большего числа архитекторов. На сегодня в совете, утвержденном главой исполкома в конце мая этого года, состоят 30 человек. Из них примерно половину составляют чиновники исполкома, есть также несколько крупных строителей — Мунир Гайнуллов (гендиректор ГК «Домкор»), Александр Евдокимов (бывший председатель совета директоров «Камгэсэнергостроя») и Альберт Петров (гендиректор «УКС Камгэсэнергострой»). Остальные члены совета — это директора и архитекторы проектных организаций. Хайруллин внес предложение дополнить совет специалистами по направлениям из «их среды». «Давайте свои предложения, кого вы считаете необходимым включить в состав совета, мы этот документ с учетом ваших рекомендаций поправим, это же не Конституция США, это документ, который имеет право на дополнения и изменения», — одобрил реформу Магдеев, дав при этом понять, что градостроительный совет будет проводить свою работу «открыто, гласно и понятно». Он также высказал идею приглашать на заседания, которые планируется проводить не реже, чем раз в месяц, не только его членов, но и архитекторов, которые проживают в Челнах и желают высказать совету свои пожелания или замечания.

Как подметил Вячеслав Нилов — гендиректор ООО «Челныпроект» (бывший главный архитектор Бугульмы и Набережных Челнов), подобный совет при архитекторе «крайне важен и крайне нужен». По его словам, в его бытность главным архитектором автограда такой совет функционировал как часы и часто он сам, заходя на совет с одним мнением, выходил оттуда с другим. «В архитектуре понятие «хорошо или плохо» очень тонкое, а цена архитектурной ошибки очень велика, — заметил он. — И чтобы не было такого, как говорил президент Татарстана, чтобы важные решения принимались не одной персоной, такой совет обязательно нужен».

«Совет в любом случае не помешает, — резюмировал Магдеев. — Архитектор города, наверное, должен советоваться с союзом архитекторов, на что тогда этот союз нужен? Я советуюсь с горсоветом, с президентом, с премьер-министром, не советуюсь только с женой. Алмас Ахтямович из вашей среды, не новичок в архитектурной среде республики, умеет находить компромиссы и воплощать практические решения, так что создавайте такой совет».

Вячеслав Нилов
Вячеслав Нилов: «В архитектуре понятие «хорошо или плохо» очень тонкое, а цена архитектурной ошибки очень велика»

«МЫ ВЫДАЧУ ЗЕМЕЛЬ ОСТАНОВИЛИ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ТАКИЕ КРУТЫЕ...»

Затем Хайруллин заговорил о том, что нередко землепользователям выделяют землю там, где не следует. По его словам, часто главные неправильные решения, которые потом уже не исправить, принимаются даже не на градостроительном совете, а на комиссии по землепользованию и застройке.

— Зачастую если какая-то территория не очень грамотно была отдана под какое-либо функциональное направление, то исправить эту ошибку в дальнейшем не представляется возможным, — подчеркнул Хайруллин.

— Так говорите об этом! — довольно эмоционально отреагировал Магдеев.

— Да, но если землю выделили, то застройщик работает в пределах градостроительных регламентов...

— Значит, поменяем регламенты! — не успокаивался сити-менеджер автограда. — Люди, которым выделили землю, не виноваты, они являются заложниками того, что было ими получено. Все что было — было, под этим подведем черту. Они обратились в администрацию в свое время, им выдали решение. Правильное или неправильное, я на себя смелость оценить это не беру. У меня есть привычка: о предшественниках говорить или хорошо или ничего. Если такое решение было принято, оно имеет юридическую силу, и если нет нарушений, то закон обратной силы не имеет. Да, возможно, была совершена ошибка, да, возможно, кто-то что-то не продумал, недосмотрел, но если в ходе этого принятого решения что-то можно поправить, мы постараемся поправить, причем без ущерба для тех, кто получил этот документ, и без ущерба для городской среды.

Отметив, что с такими ситуациями сейчас приходится сталкиваться при точечной застройке, Магдеев пояснил, что поэтому, дескать, и советуется с архитекторами, чтобы потом его не критиковали: «Мы ведь всю выдачу земель в прошлом году остановили, не потому что мы такие крутые, а потому что к нам шла масса жалоб, связанных с неудобствами для жителей. И мы сейчас ходим по судам, ничего в этом приятного нет. Поэтому давайте смотреть на вещи объективно и открыто. Если вы скажете нет, значит — нет, значит закроем тот или иной проект, положим его под сукно. Скажете да, значит — да. Так будем работать, будем приглашать на наши советы прессу, чтобы все жители всё знали и видели. Чтобы и вы знали, что или с вашего молчаливого согласия или с вашей активной позицией тот иной объект появился или не появился в Челнах».

«ДЛЯ ЧЕГО МЫ ВООБЩЕ РАЗРАБАТЫВАЛИ ГЕНПЛАН?»

Гендиректор ООО «Камский инженерный центр «Синергия» и депутат горсовета Набережных Челнов Ильдус Камалов призвал не забывать о том, что у Челнов есть генплан: «По первому генплану города у нас до реки все улицы продолжались через карьеры завода ЗЯБ вплоть до Элеваторной Горы. А вот за последние 8 лет наворотили такого, что встает вопрос: для чего мы вообще разрабатывали генплан? Он ведь сегодня никому не нужен. Ребята, которые сегодня занимаются землеотводом, защищают в основном интересы крупных заказчиков. А в геометрическом центре города у набережной мы видим лишь одни коттеджи, там нет нормальной высотной застройки, раздали всю землю частникам. В центре города на набережной нужно было делать Манхеттен, тогда сейчас бы не говорили, что городу некуда развиваться. Я предлагаю откорректировать последний генплан с учетом уже свершившихся фактов землеотвода под точечную застройку. Городу было бы даже выгодно эти участки выкупить обратно и застроить набережную многоэтажками по примеру «Санрайз сити». Одним словом, я призываю полностью перелопатить то, что еще осталось и что еще можно вернуть, а архитекторов — тех, кто хочет заниматься застройкой берегов в рамках разработки концепции инженерной защиты, которой я сейчас занимаюсь, призываю принять участие в этой работе. Президент Татарстана выделил небольшое финансирование. Пожалуйста, кто, где и что хотел бы увидеть и реализовать. Это Мелекесский залив полностью, Шильнинский залив и основная набережная Камы».

Далее речь зашла о так называемом конкурсном проектировании, на которое Магдеев тоже дал добро. Архитекторы выступают за то, чтобы застройщики-инвесторы имели право начинать застройку на своих землях только после проведения конкурсного проектирования, к которому бы в обязательном порядке привлекали и местных архитекторов. Раньше, по их словам, такая практика в городе существовала, но потом по каким-то причинам эта традиция канула в Лету. А опытный чиновник, начальник отдела архитектуры и градостроительства Елабужского исполкома Ренат Хашимов, дабы слова рулевого автограда закрепить документально, предложил включить такой пункт в правила землепользования и застройки.

— Хорошо, давайте сделаем так. А вот то, что вы, архитекторы, понастроили в городе за последнее время — это все проходило через конкурсное проектирование? — вдруг задал вопрос Магдеев.

— Нет, — несколько неуверенно заявили из зала.

— Чувствуется... — сказал Магдеев и выдержал театральную паузу. — То есть все то, что есть вдоль проспекта Мира и Набережночелнинского проспекта, — это творение не ваших рук? Я ужаснулся, когда увидел, что там натворили. Каким был город 15 лет назад и каким я его увидел, когда приехал. Я думал, что здесь открытые пространства, а здесь...

— Это потому что начали выдавать мелкие земельные участки, — начал объяснять кто-то из архитекторов.

— Я, когда ехал по проспекту Мира, ужаснулся! Чтобы впредь не допускать таких ошибок, давайте внесем в положение о благоустройстве через сессию горсовета пункт о том, что пятно застройки на выделенном участке не может превышать 60 процентов. А у нас делают как? Отводят застройщику место, он на всю выделенную площадь сажает торговый центр, а потом приходит к нам и говорит, дайте землю-то под парковку. Пару-тройку таких дельцов мы выловили, — заметил Магдеев и обратился к Денису Щербе, своему заместителю по строительству, чтобы на первой же сессии нового горсовета это положение утвердили.

В заключение Нилов предложил учредить премию администрации в области архитектуры. По его словам, архитекторам было бы престижно получать такую премию за лучшие построенные в городе объекты.

— Вес этой архитектурной премии был очень весомым. Это и престиж города, и престиж руководства города, — заметил Нилов.

— Мы вас поддержим в этом вопросе. Если это необходимо архитектурному сообществу, мы такую возможность изыщем, — пообещал напоследок Магдеев.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.08.2015 08:22

    челны ужаснулись когда приехал магдеев.

    • Анонимно
      20.08.2015 09:49

      Это вам не прошлые руководители в лаковых туфлях и красных штанах. Такому палец в рот не клади. Молчать такой не будет.

      • Анонимно
        20.08.2015 13:38

        ну и воспитывать часами на коммунистических лозунгах челнинцев не надо.

    • Анонимно
      20.08.2015 16:36

      вот именно

  • Анонимно
    20.08.2015 08:42

    ужаснулись все чиновники и все что с ними связано, потому что магдеев сам день и ночь работает и других заставляет

    • Анонимно
      20.08.2015 08:58

      А вам откуда известно что чиновники ужаснулись и что он работает и днем и ночью? Он сам вам докладывает об этом?

      • Анонимно
        20.08.2015 12:11

        Совещания по паркам поздно вечером , знаю что есть совещания которые он проводит в 7 утра .

      • Анонимно
        20.08.2015 22:18

        он один по определению не может работать. без работы подчиненных это просто невозможно. слишком большой круг вопросов, технически нереально. так что не надо перехваливать одну персону. один человек в поле не воин!!!

        • Анонимно
          20.08.2015 22:54

          Ну понятно же что не сам по себе работает. Читайте выше ," ужаснулись чиновники ...."

    • Анонимно
      20.08.2015 09:12

      Успехов Наилю Гамбаровичу в его работе! С уважением, Казань

  • Анонимно
    20.08.2015 08:49

    респект магдееву, со всеми открыт для диалога и всегда находит неординарные решения.

  • Анонимно
    20.08.2015 08:53

    Отличная идея-поговорить по душам с архитекторами! Правильно делает Магдеев, что решения о будущих застройках будет проходить конкурсное проектирование! Ужас, что понастроили на проспекте Мира((( как только давали на это безобразие "добро" раньше?

  • Анонимно
    20.08.2015 08:59

    А я - то как ужаснулась, когда узнала подробности того, как насаждают демократизьму в Челнах! Как бандитов вяжут людей, которых кинули, обманули и ещё издеваются по полной. Это я о том, как поступили с членами ТИК от "Коммунистов России" Во самодур пришёл, такого ещё в Челнах не было! Всегда ставила в пример их руководителей, они по сравнению с альметьевскими были всегда на порядок чище и лучше. Помяните мои слова - ДОЛГО ОН ТАМ НЕ ЗАДЕРЖИТСЯ!

    • Анонимно
      20.08.2015 09:10

      Правильно делают! В соответствии с законодательством поступают! Гурьевой надо было контролировать и более ответственно подходить к работе членов "Коммунисты России"! Привыкла нахрапом брать - недостойно это!

      • Анонимно
        23.08.2015 17:15

        Да всех посадить просто - чего там про закон какой-то...

  • Анонимно
    20.08.2015 09:11

    челны " проснулись", уже хорошо

  • Анонимно
    20.08.2015 09:13

    Магдеевским комментаторам: не надо холопничать, перед барином! мы ведь не дураки, видим как вы пытаетесь формировать о своем шефе "положительное" мнение челнинцев, не надо так напрягаться, только всю малину портите, элегантнее надо писать комментарии, с легкой критикой, тренируйтесь....мы за вами следим!

    • Анонимно
      20.08.2015 09:43

      Мнение о нем уже давно сформировано в Казани и в Москве. Ему ваши челна не особо то и нужны.

    • Анонимно
      20.08.2015 09:47

      О, злопыхатели не дремлют... Откуда такие фразы -"малину портите"? - уж не из мест ли не столь отдаленных?

      • Анонимно
        20.08.2015 10:34

        Недавно успехи магдеевского восседания на троне министра леса обернулись большим скандалом связанным с приписками. Такие же успехи и в Челнах будут. Стиль работы, однако.

  • Анонимно
    20.08.2015 09:29

    г-н Идрисов,посылайте этих "художественных" деятелей и дальше подальше. Они ничего не сделали для украшения города,зато критикуют как могут. Про озеленение вообще молчу-есть комплекса,в которых нет ни одного дерева.Ни одного!!!

    • Анонимно
      20.08.2015 09:43

      Критиков у нас много - словоблудием заниматься это не работать(( только вот дел у них нет, к сожалению... Желаю Магдееву и его команде успехов!

    • Анонимно
      20.08.2015 10:03

      где эти диванные архитекторы были то, когда бес предел был по застройке, наворотили говорят, а куда они смотрели то? КУДА? начнут говорить нас не слышали, мы пытались, а сейча им слово дали так они панику подняли, пусть и дальше сидят со своими корачками архитекторов на диванах. Работа пошла в Челнах, красочно стало, да может не всем нравится, но это получше чем серые безвкусные коробки. Еще бы некоторые застройщик перестали бы строить коробки проектов 80-х годов, а им бы руководство города запретило так как уже 21 век на дворе так вообще замечательно было бы

      • Анонимно
        20.08.2015 10:19

        Согласен, где вы были когда этот ужас возводили ?? Где?

      • Анонимно
        20.08.2015 11:00

        вы что! домкор это ужас еще десятилетиями собирается клонировать

  • Анонимно
    20.08.2015 09:32

    Да, в Челнах вообще лучше ничего не делать. Уже изначально все будет плохо - менталитет такой!

  • Анонимно
    20.08.2015 09:51

    "О предшественнике хорошо или ничего". Вот и молчит Магдеев что то.

    • Анонимно
      20.08.2015 10:29

      ну если ужаснулся, значит уже плохой предшественник

  • Анонимно
    20.08.2015 09:55

    решение проблемы от меня бесплатно, был ген.план города есть нормативная база, всех кто после его принятия построился не красиво или не правильно под снос или пусть уменьшают постройки! Президент наш по Казани прошелся, а каждый шаг дорогого стоит, не таким еще резал "хвосты", и тут надо попросить, от ост. УВД до ост. Кампи Чтоб вопросов не возникало ни у кого из застройщиков. Только не любящие город могут так поступить с ним, застроив зданиями - уродами город, кстати еще бывший архитектор может попасть и она подписывала, эти "красивые" здания, спасибо ей, а сколько деревьев вырубили ужас, целыми рощами, сколько деревьев было, и никакой ответственности

  • Robert
    20.08.2015 10:11

    это конечно позор, что город продолжают строить по технологиям 60-х годов прошлого века - ячеистый бетон и силикатный кирпич. Так нигде в мире уже не строят. Тем самым закладывая тикающую бомбу замедленного действия для будущих горсоветов и мэров. Которые также скажут - я ужаснулся когда приехал сюда.

  • Анонимно
    20.08.2015 10:13

    Уважаемый, Магдеев... мы за Ваши начинания, пусть и земли вернут, которые бывший раздал не знай как «своим», но! Остановите пжлста этого горе архитектора, который раскрашивает челнинские дома, это же аля деревенский стиль , можно один дом красиво раукрасить , всего один или два на весь новый город допустим, но не надо весь город так делать, пожалуйста ...в Мензелинске также разукрасили ,,,это жесть.Челнинец.

  • Анонимно
    20.08.2015 10:30

    Респект и уважуха лоббисту Магдееву))) 800 млн.руб. вытянул из федерального бюджета на развитие промзоны в Челнах! И это в условиях экономического кризиса в стране - это дорогого стоит! Это же хорошие дороги в промзоне, работа для дорожников, налоги... Правильной дорогой идете, Наиль Гамбарович!

  • Анонимно
    20.08.2015 10:44

    Он деревню Бугульму так всю разукрасил, теперь закрашиваем всё и повсюду за ним.Успехов челнинцам в разукрашке))))

    • Анонимно
      20.08.2015 12:03

      При Магдееве Бугульма была красивейшим городом нашей Республики! После него превратилась в деревню, увы... В Бугульме до сих пор его вспоминают добрыми словами, так как есть с чем и работой кого сравнить за это время.

  • Анонимно
    20.08.2015 11:17

    Я за соблюдение генплана! За него не зря Госпремию СССР получили! Да и архитекторы тогда посмелее были, а эти только сейчас прозрели. А проспект мира изуродовал не один г-н Миронов, не без поддержки ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ чиновников.

  • Анонимно
    20.08.2015 11:20

    столица молча наблюдает... в ожидании стекла у НКЦ и Флага ТНВ на правом берегу.

  • Анонимно
    20.08.2015 11:24

    Белый город на Каме становится похожим на пестрый, дешевый сарафан вот уж точно вкус молчит кричит безвкусица !

  • Анонимно
    20.08.2015 12:58

    Нельзя так издеваться над Челнами.Магдеевведет себя не как политик.

  • Анонимно
    20.08.2015 13:41

    Раньше Магдеев один ужасался, теперь, после аляпистой раскраски ужасаться будут ВСЕ.

  • Анонимно
    20.08.2015 13:46

    Привет Миронову от Магдеева прозвучал.А последует ли конкретное продолжение этого привета? Как Миронов сумел получить и застроить без парковок, озеленения , с нарушением всех норм весь центр города?Может, Прокурор города поможет Магдееву с этим вопросом?

  • Анонимно
    20.08.2015 14:07

    Наилю Гамбаровичу обидно за друга, понимаем, а он понимает, как нам, горожанам, много лет обидно за разграбленный и изуродованный город "Пришли враги, сожгли родную хату". Васе тоже доставалось, но ему вообще все равно, у него сохранилась папочка с интересными историями. Он ею как зонтиком прикрывается.

  • Анонимно
    20.08.2015 15:01

    Чиновники эпохи магдеева доживают свой век. Будущее за такими как Василь Гаязович.

    • Анонимно
      20.08.2015 16:05

      Ну, да? Думаю, что креатив в выходках ШВГ не есть эталон для большого руководителя. Побольше бы о проблемах думалось городских, а не бросанием телефонов, да часовыми парилками занимались, глядишь и проспект Мира был бы не так изуродован.

      • Анонимно
        20.08.2015 18:54

        Креатив креативом, а мира застроен и никто сносить его уже не будет. Деньги в деле. Коммерция работает, рабочие места есть, товарооборот есть, налоги есть. Что то не нравится?

  • Анонимно
    20.08.2015 17:20

    На Мире сносить всё нужно. Это позорное зрелище - наследство от деятельности Шайхразиева и Халикова.Нельзя так с центром города.Идрисов тоже не прав, разукрашивая дома налево и направо пёстрыми цветами.

  • Анонимно
    20.08.2015 19:39

    магдеев как -будто с луны свалился, уж если будучи во власти ужаснулся, то что делать нам грешным

  • Анонимно
    20.08.2015 21:39

    Наша власть живет по принципу ,ломать не строить.

  • Анонимно
    21.08.2015 03:56

    Молодец Магдеев! Надо разворошить это гнездо !!

  • Анонимно
    21.08.2015 12:14

    будет ворошить насколько ему будет позволено, не более того

  • Анонимно
    23.08.2015 17:14

    Не знаю, как в Челнах, а в Казани серые многоэтажки я бы разукрасил.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen