Машиностроение 
25.08.2015

«Самолеты вместо футбола, заводы вместо стадионов»

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, можно ли назвать перезапуск производства Ту-160 национальным проектом

Сегодня в Москве открывается авиционно-космический салон. И нынешний МАКС будет особенным: учитывая международную обстановку, импортозамещение и немалое количество анонсированных в крайние два года проектов, от властей надо ждать как минимум удвоения громких авиазаявлений. Одно из таких недавно сделал, будучи в Казани, замминистра обороны Юрий Борисов, назвав перезапуск производства Ту-160 национальным проектом. Такого «звания» не удостаивалось ни одно постсоветское авиационное начинание.

Каждый Ту-214СР стоит 2 млрд. 768 млн. рублей
Каждый Ту-214СР стоит 2 млрд. 768 млн. рублей

...А «КОСМОНАВТОВ» УПУСТИЛИ

570 млн. рублей инвестиций получил в 2014 году казанский филиал ПАО «Туполев» в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011 - 2020 годы». Такой вывод можно сделать из годового отчета компании. По всей видимости, речь идет о конгломерате филиала и казанского авиазавода (его присоединение к ПАО в документах оговаривается как один из важных фактов 2014-го, теперь это Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев»). И по этому денежному показателю филиал обошел своих коллег-туполевцев из Самары, Ульяновска и Жуковского, а также головной офис в Москве, которому выделили 483 миллиона. Вливания получены на реконструкцию и техническое перевооружение цехов, участков, ангаров, аэродрома, стендовой базы, создание летающей лаборатории и так далее.

Среди свершений в отчетности указаны передача военным «легального разведчика» Ту-214ОН, а управлению делами президента РФ — самолета-ретранслятора Ту-214СР (напомним, в президентском специальном летном отряде «Россия» уже летают два сданных в 2009 году Ту-214СР). Эта машина построена по контракту от 2012 года на три таких борта. Отметим немалую стоимость каждого ретранслятора — 2 млрд. 768 млн. рублей. Цена объясняется спецификой машины. СР предназначен для обеспечения связи с высшими должностными лицами, наземными и воздушными объектами. Как пишет блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий, в Ту-214СР — несколько основных изолированных отсеков. Первый из них — кабина экипажа, которая претерпела изменения из-за введенного в штат воздушного корабля третьего летчика. Следующий — для сотрудников охраны. Далее находятся три «глухих» отсека для операторов и начальника узла спецсвязи. Еще два — для передовой группы и журналистов. Всего на борту лайнера размещается около 60 человек.

Из другой текущей работы по Ту-214 отметим строительство двух бортов для военных. Об этом на основе документов госзакупок пишет известный ВПК-блогер alexeyvvo. Модификация бортов не указывается.

Нельзя пройти мимо того факта, что из отчетности казанского сегмента «Туполева» исчезло упоминание возможного контракта с «Роскосмосом» на три Ту-214, предназначенных для обучения космонавтов аэронаблюдению, а также для их беспосадочной перевозки на космодром Восточный. К разочарованию Казани, центр подготовки космонавтов им. Гагарина выбрал продукцию соседей — Ту-204-300 от ульяновского «Авиастара». Впрочем, предположительно, КАЗ обеспечен заказами на изготовление специальных Ту-214 как минимум до 2023 года.

Юрий Борисов объявил перезапуск Ту-160 национальным проектом
Юрий Борисов объявил перезапуск Ту-160 национальным проектом (фото: ПАО «Туполев»)

ПРОСТО СЛОВА?

Понятно, что наибольшие ожидания казанский филиал «Туполева» связывает с заявленным весной этого года восстановлением производства стратегического ракетоносца Ту-160 в варианте, который именуется Ту-160М2.

Новости по проекту появляются едва ли не каждый день. Так, на сегодня заявлено, что для нового «бомбера» уже разрабатываются двигатель, системы связи на российской элементной базе, несколько типов ракет и так далее. Сообщается, что для организации работ создана рабочая группа минобороны и минпромторга. Называются и даты. Так, с 2023 года минобороны планирует ежегодно получать по три Ту-160М2. Настораживает лишь то, что никаких документов типа постановления правительства о разработке и производстве Ту-160М2 до сих пор публично не предъявлено. Впрочем, источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме заверил, что «движение началось, документы определенные есть». Но, указал он, оглашать подробности пока рано. И, в конце концов, обнадеживающую, на наш взгляд, ремарку сделал недавно посетивший казанский авиазавод заместитель министра обороны России Юрий Борисов. Говоря о рестарте Ту-160, он подчеркнул, что в свое время над его созданием работал весь Советский Союз, и сегодня возрождение ракетоносца в новом облике — «национальный проект».

До сих пор такая формулировка не примерялась ни к одному российскому авиастроительному начинанию. Не «удостоились» ее ни «Суперджет», ни МС-21, ни ПАК ФА, ни ПАК ДА. Чем же отличается от них реинкарнация Ту-160? Директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко призвал корреспондента «БИЗНЕС Online» не уделять такое внимание словам и посоветовал смотреть на суть, а национальными проектами, по его мнению, можно назвать и истребитель Т-50, и танк «Армата», и межконтинентальную ракету «Ярс», и другие разработки. Советник премьер-министра РТ Назир Киреев, напротив, полагает, что Борисов абсолютно прав в особом внимании к Ту-160. Он подчеркнул, что новое производство Ту-160 важно не для авиастроительной отрасли, не для военно-воздушных сил, не для вооруженных сил в целом: «Сейчас это действительно национальный проект. Если у России будет Ту-160, у нее есть будущее, а если нет, то...»

Как бы то ни было, в определении Ту-160 как национального проекта, думается, играют роль несколько факторов. Вот хотя бы несколько из них. Во-первых, безусловно, это отсыл к великому прошлому: Ту-160 — живое доказательство тому, что оно действительно было. Во-вторых, это своего рода новое собирание отрасли. Подсчитано, что в кооперации по Ту-160 участвовало 7 сотен организаций СССР, ее потребуется возродить, пусть и в другой географической конфигурации. В-четвертых, виден и своего рода пиаровский момент: если другие части ядерной триады (подводные лодки, межконтинентальные ракеты) скрыты от повседневного взора, то стратегические ракетоносцы — прямо-таки звезды СМИ, привычные участники всевозможных авиашоу. И, в-пятых, именно в таких, казалось бы, неподъемных проектах (ведь немало тех, кто предрекает то, что Россия не потянет новый Ту-160) рождаются не просто менеджеры, но созидатели авиапрома.

Эксперты полагают, что для производства Ту-160М2 есть все - научные школы, кадры, заводы, вопрос только в государственной воле
Эксперты полагают, что для производства Ту-160М2 есть все: научные школы, кадры, заводы, вопрос только в государственной воле

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» — ОПАСНЫЙ ТЕРМИН?

Роман Гусаров — главный редактор отраслевого портала «АвиаРу»:

— У нас если что-то объявляют национальным проектом, это, скорее всего, будет затоптано и закончится ничем. Помните, были народные автомобили, удвоение ВВП и много тому подобного?.. Если абстрагироваться от громких заявлений, то слово за военными. Они должны дать государству и промышленности свое видение развития стратегической авиации. Если военные считают, что Ту-160 сможет отвечать современным требованиям, нужен и надо возобновлять производство этих самолетов, то государство эту задачу решит. Она вполне нам по силам: есть и научные школы, и кадры, и даже стоящие на ногах предприятия. Но только при существовании государственной воли. Пример — Ил-476: была воля — сделали новый самолет и организовали с нуля (!) его производство. Здесь то же самое. Но пока минобороны только шарахается из крайности в крайность: то им подавай сверхзвуковой самолет, то — дозвуковой. Примерно то же самое, кстати, с беспилотниками — непонятно, какие аппараты нужны. То есть пока не будет внятного технического задания, все останется словами. А затевать проект только для громких слов типа «наша гордость», «наше все», то мы не в советское время живем (помните «ударные стройки»?), это бессмысленно. Если страна говорит: «Да, нужна, стратегическая авиация», давайте создавать ее без шума, спокойно, по-деловому. Посмотрите, в конце концов, тем же делом заняты и ракетчики, но никто же не объявляет их работу национальным проектом, между тем, может, это самый большой вклад в безопасность страны. Нет, они спокойно делают свое дело. Должно быть так: нам нужен самолет — вот деньги, делайте. Но пока идет только соревнование: кто громче лозунг бросит.

Леонид Ивашов — президент Академии геополитических проблем:

— По ряду причин Ту-160 превосходит все остальные проекты. Если говорить об экономической стороне дела, то, к примеру, «Суперджет», по сути, создан на основе западных технологий, узлов и агрегатов. Ту-160 — на 100 процентов отечественный самолет. Во-вторых, сегодня мы видим: в мире опять идет нагнетание военной напряженности. Да, у нас есть баллистические ракеты, межконтинентальные в том числе, но вероятность обмена ракетными ударами очень мала, потому что в этой области есть паритет. А вот в высокоточных крылатых ракетах воздушного и морского базирования американцы ушли далеко вперед. И Ту-160 как носитель крылатых ракет нам крайне необходим для сдерживания. В новой военной доктрине сделан акцент на неядерный фактор сдерживания, а таковым может быть только высокоточное оружие и оружие на новых физических принципах. Так вот Ту-160 может нести как ядерные ракеты, так и комплекс ракет в обычном снаряжении, но высокой точности. Ту-160 как носитель оружия более маневренный, чем, например, мобильные ракетные комплексы. Он может долго барражировать, может менять позицию в воздушном пространстве, может базироваться и перебазироваться на различные аэродромы, в том числе, в зону, откуда его крылатые ракеты достанут США. Это необходимое России средство. Поэтому я с Юрием Борисовым вполне согласен.

Максим Калашников — писатель-футуролог:

— Согласен, что Ту-160 — национальная гордость, а возобновление его производства должно стать национальным проектом. Но пока он заявлен только на словах, не подтвержден документами, принятыми на уровне правительства, а только они дают твердую уверенность, что производство Ту-160 будет возрождаться в Казани.

Есть мнение, что Ту-160 не надо возрождать, а надо сразу делать перспективный бомбардировщик. Считаю, что это страшная ошибка. Вспомните, что в Советском Союзе при Сталине был бомбардировщик Ил-4, который летал на Берлин, а был и однотипный Ер-2. Не должно быть монополии. Почему сейчас важно, даже работая над самолетом будущего, возобновлять производство Ту-160? Потому что люди растренировались, конструкторы растренировались. Надо снова вспомнить навыки, вдохнуть жизнь в авиационную промышленность... Почему нельзя назвать национальным проектом «Суперджет»? «Суперджет» — отверточный самолет, он на 80 процентов состоит из импортных частей, производство которых здесь не будет локализовано. «Суперджет» — это не прорыв, а Ту-160 — русско-советский прорыв своего времени, и сегодня этот самолет имеет огромный потенциал для модернизации. Ту-160 хорош и тем, что может пускать не только ракеты, но и бомбить, то есть участвовать не только в какой-то большой войне, но и в так называемых гибридных войнах. Если он станет невидимым, он сможет наносить удары по базам боевиков и уходить незамеченным. Я был знаком с генералом Владимиром Рогом — разработчиком стратегии нанесения ударов по авианосным соединениям США в океане. Владимир Григорьевич говорил мне, что в принципе Ту-160 при модернизации, помимо всего прочего, должен получить и возможность наносить удар противокорабельными крылатыми ракетами по авианосным группировкам США, а также работать в качестве дальнего истребителя, то есть потенциально он может уничтожать и самолеты. Это прекрасная многоцелевая машина, ее возможности далеко не исчерпаны. Поэтому я всеми руками за. А для того, чтобы возрождать производство самолетов (и не только их!), я бы сейчас пошел на такую меру, как обрубание лишних затрат. Не нужны нам ни сочинские олимпиады, ни мундиали — это огромные затраты в никуда. Деньги, вложенные в стадион, омертвляются. Люди, которые приходят на стадион и якобы его окупают, должны где-то заработать эти деньги. Производство передовой авиационной техники, то есть заводы, дают людям возможность заработать, а стране — процветать, расти технологически. Тем более те кадры, которые сейчас будут подготовлены на производстве высокотехнологичных самолетов, таких как Ту-160, помогут и гражданскому авиастроению. Так что заводы вместо стадионов, самолеты вместо футбола.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.08.2015 08:20

    КАИ надо реанимировать,кадров нет

    • Анонимно
      25.08.2015 08:29

      Кадры лучше готовить прямо на производстве, как это делают наиболее вероятные противники.

    • Анонимно
      25.08.2015 09:27

      Для реанимации КАИ необходимо: 1. Покончить наконец с Болонской системой (это трудная задача) 2. Кекса убрать и поставить (благо прецедент создан) квалифицированного руководителя с инженерным образованием.

  • Анонимно
    25.08.2015 08:34

    "Перезапуск" всегда сложнее запуска...Производство Ту-160 несомненно национальный проект.Работу получат десятки тысяч человек.Обороноспособность РФ повысится.

    • Анонимно
      25.08.2015 15:40

      Анализ показывает что сейчас куда нужнее самолет дозвуковой с очень хорошими эксплуатационными характеристиками, относительно дешевый в производстве и обслуживании, высокой степени надежности большой грузоподъемностью и огромными возможностями по модернизации. Этакая рабочая лошадка рассчитанная на 50-60 лет эксплуатации. Если еще сделать мощную модернизацию крыл (+ разумный форсаж(умеренно убивающий движок) или очень дешевые ракетные ускорители- для возможности взлета на низких скоростях с простых аэродромов вплоть до хорошей грунтовки то размещены на окраинах страны они в нужную точку попадут раньше чем сверх звуковой из Энгельса.

      • Анонимно
        25.08.2015 15:59

        Можно так построить конструкторские работы - что практически разрабатывая такой самолет фактически разработаем за одно большой пассажирский! Вот это будет круто!

        • Анонимно
          25.08.2015 17:55

          конструкторские работы на практике построены таким образом, что сначала разрабатываются опытные машины для лётных испытанийзатем идёт серияу военной и гражданской авиации (особенно современной) разные требованиягражданский самолёт нужно встраивать в современную инфраструктуру эксплуатации и сервиса, там свои требованияоднако разработки для военки у всех дальше идут в коммерцию - это факт

  • Анонимно
    25.08.2015 08:42

    Послушаешь этих футурологов.... Ту-160 дальний истребитель. Ну тогда Ту-95 ближний перехватчик. Грустно, что на поляне аналитиков, особенно военных, не осталось адекватных специалистов. Одни бывшие ординарцы паркетные.

    • Анонимно
      25.08.2015 08:45

      Азат ДБаблосваиватели.

    • Анонимно
      28.08.2015 17:41

      А кого тут опросили-то? Юриста-журналиста, специализирующегося на авиации. Старого советского генерала, академика самоназванной академии. И писателя слов руками. Ну про какой анализ здесь вообще можно говорить?

  • Анонимно
    25.08.2015 08:48

    Даешь ТУ-334!

    • Анонимно
      25.08.2015 09:30

      Только совместное восстановление гражданской и военной авиации выведет эту отрасль из ямы, в которую авиастроители попали в начале 90-х годов. Нам нужны отечественные самолеты, сколько можно помогать государственными субсидиями трансаэро, ютеиру, имеющими у себя в парке в основном импортные старые самолеты, бог знает сколько и где отлетавшими свой срок, почему Добролет (Победа) приобрела боинги, при таком курсе билеты не будут доступными, а лизинговые платежи, запчасти, приведут к еще большему их удорожанию, а если бы комплектующие и самолеты были нашими, была бы другая ситуация. Ситуация изменится, но не с этим правительством, давайте, скажем спасибо им Дворковичу, Левитину и другим чиновникам Росавиации.

    • Анонимно
      25.08.2015 09:37

      Поддерживаю! Когда уже будет зеленый свет проекту?

  • Анонимно
    25.08.2015 09:01

    я, конечно, извиняюсь, но какова роль этого ту-160 в современной войне? стоит дорого, летит медленно (по сравнению с ракетами), более уязвим, очередная бредовая идея для осваивания миллиардов? Ракетоносец - средство нападения, а военная доктрина России оборонительная... хотят тупо потратить бабла, ну так тратьте его на что то полезное, что то пусть с минимальным "выхлопом" , вбухайте эти миллиарды в строительство дорог, мостов, не пофиг ли на чем воровать? но тут хоть какая то польза для страны будет...

    • Анонимно
      25.08.2015 09:12

      То, что нас сейчас не бомбят ты пользы не видишь, а мы видим.

      • Анонимно
        25.08.2015 09:21

        Для того, чтобы нас не бомбили, достаточно просто содержать в порядке ракетно-ядерный щит, а не заниматься поклейкой очередного вундерваффе.

      • Анонимно
        25.08.2015 09:31

        Приятно читать здравые мысли.Как только Россия слабела, ее тут же начинали бомбить.Ту-160 залог нашей безопасности и стимул для экономического, научного и технологического развития.

        • Анонимно
          25.08.2015 09:36

          Залог безопасности России - исправный ракетно-ядерный щит, а не очередной танчик или бомбардировщик.

    • Анонимно
      25.08.2015 09:20

      Да никто здравомыслящих людей слушать не будет. "Оборона России повысится" - священная мантра патриотов-державников.

    • Анонимно
      25.08.2015 09:32

      Посоветуйте это американцам.

  • Анонимно
    25.08.2015 09:08

    На фоне исчерпания резервов ближайшие годы очередная многомиллиардная военная игрушка - это то, что нужно нашему государству.

  • Анонимно
    25.08.2015 09:29

    гражданские самолеты нужно строить

  • Анонимно
    25.08.2015 10:13

    Воистину - заголовок как суть проблемы.Что называется " в дырочку" - поддерживаю целиком и полностью.

    • Анонимно
      25.08.2015 11:23

      Это точно, заголовок 100% отражает настроения в обществе, ухватили самую верную суть, людям нужна работа, стабильность, вера в будущее. Мы сыты хлебом и зрелищами. Уже тошнит.

  • Анонимно
    25.08.2015 10:30

    Точно. Не нужны нам Олимпиады, Универсиады, ЧМ по футболу.

    Нам нужны сельское хозяйство, переработка, лег-, сред-, тяжмаш, ДОРОГИ, МЕДИЦИНА, ВОСПИТАНИЕ (традиции), ОБРАЗОВАНИЕ, оборона.

    • Анонимно
      25.08.2015 10:51

      Что вы? Олимпиады, универсиады, Чемпионаты мира нужны руководству. Они без них жить не могут.

      • Анонимно
        25.08.2015 15:54

        Сегодня был спор на работе - я затушил 5 литров кабачок + картошка + морковка + лук + мясо (500 г). 1кг черники +сметана +сахар. на 4 дня хватило доволен сыт. Я оказывается ватник. Из таких неприхотливых страна не развивается итд.В ответку заявил что тех кто готов лечь под пиндосов ради пармезана готов лично расстрелять (а не сказал но готов- вместе с семьями).Обид с той стороны - море. А в чем я виноват? В том что мои средние заработки много лет намного опережают мои скромные потребности? Что меня вполне удовлетворяет Калина? Не пью не курю. Что у меня за пятнадцать лет второй сотовый (первый украли). Так он без зарядки месяц может продержаться. У меня 6 брюк - все джинсы и один костюм. Зато участок под дачу 50 соток. Мне нравится, даже просто по нему ходить. Много.

        • Анонимно
          26.08.2015 08:57

          А лекарства Вы на участке вырастите? Обеспечиваете себя, ну и отлично, но ведь не только в еде дело!

        • Анонимно
          26.08.2015 09:01

          Подскажите участки, где джинсы растут!

  • Анонимно
    25.08.2015 10:46

    Самолёт это не только тонны склёпанного титана.Это километры электрожгутов, трубопроводов для рабочих жидкостей и газов, гора всякой электроники, подшипники, шестерёнки, крепежи, расходные материалына производстве, ещё оснастка, инструмент, оборудованиеговорят чёрт в деталях, а точнее в поставщиках и логистикевопрос... кто и как найдёт отечественных поставщиков всей начинки понимающих специфику требований к авиационной технике и готовых оперативно увеличивать объёмы производства компонентов и модернизировать само производство?Поколение моего отца работающего на 22м и 16м заводах помнит, что в разраг холодной войны на предприятиях было занято 30 и 20 тыс. человек.И это только основное производство.А ещё 7й завод прибористов, компрессорный завод и многие другие.Что-то подсказывает что ахилесова пята в сроках поставки и качестве компонентов. Производство будет простаивать... много сил на устранение уйдёт.Неразрешимых задач нет, весь вопрос будет в наличии ВОЛИ.Управление проектом должно быть в режиме 24ч 7 дней в неделю.

    • Анонимно
      25.08.2015 11:32

      Жгуты проводов, километры кабеля...Вопрос - для чего? В 30-х годах полРоссии пухло с голода, сотни тысяч крестьян в теплушках на Колыму и болота умирать ехали, миллионы вынуждены в города убегать. Что бы клепать танки и самолёты, пушки и снаряды. Доклепались-танков было больше, чем у всего мира вместе взятого. Что получили? То, ради чего 20 лет после революции народ раком ставили-в течении 3 месяцев немцам оставили. В 70-80-е годы миллиарды вкачали в жгуты проводов,десятки тысяч танков и самолётов. Зарплата 40-летнего инженера была 120 рублей, 21-летнего лейтенанта 280 рублей. В 1991 году ни один. НИ ОДИН! не только лейтенант, ни один маршал не вышел на защиту Страны, которой он присягал.

      • Анонимно
        28.08.2015 18:24

        - Друзья-американцы, подскажите, чем нам, русским, победить неблагоприятно складывающиеся обстоятельства?- Economy. Just economy.- Спасибо. Иконами так иконами.

  • Анонимно
    25.08.2015 10:57

    Для того чтобы возобновить серийный выпуск этого самолета, надо в 22 завод столько денег влить, да у них и с кадрами проблема, поэтому все это сомнительно, ПТУ развалили, КАТ, одних менеджеров выпускает, КАИ тоже, где авиационные инженеры, конструкторы, разваливается быстро, восстанавливать долго.

  • Анонимно
    25.08.2015 11:02

    Разработанный в 70-е годы самолет пытаются запустить в производство? Его стоимость 6,0—7,5 млрд рублей. Зомби-патриоты, может царь-пушку запустим в производство?

    • Анонимно
      25.08.2015 21:36

      Нам нужен новый суборбитальный, многоразовый самолет, способный нести ядерное оружие. Возможно выходящий на околоземную орбиту, скажем, дежурством на месяц. И таких аппаратов на орбите должно быть с 10-ок. А вообще-то пора бы и с лунной базой определится.

      • Анонимно
        28.08.2015 18:22

        Извините, я тогда сойду с этой планеты.

      • Анонимно
        30.08.2015 13:13

        На Луне базу нельзя. Луна внутри пустая. Да и курирующие нас иноплпанетяне не позволят.

  • Анонимно
    25.08.2015 11:43

    В августе ожидалось постановление правительства. Август на исходе. Бла-бла.

  • Анонимно
    25.08.2015 12:07

    Мне всегда было непонятно, почему именно в футболе огромные деньги крутятся. За что у футболистов такие высокие зарплаты.

    • Анонимно
      25.08.2015 12:50

      В Риме когда плебс начинал требовать больше хлеба, устраивались игрища в коллизее. И там было всё для выхода эмоций.А сейчас ещё нужно добавить, что футбол отличная площадка, чтобы загнать плебсу футболку, кепку, гель для душа...

      • Анонимно
        25.08.2015 16:50

        Ту-160-это как СССР!Ни когда его уже не вернешь.На 22 заводе как и на 16 всю оснаску распродали!

  • Анонимно
    25.08.2015 13:04

    Суперджет не прорыв? Тогда все дураки! Сколько сил и времени морочили людей, а теперь "не прорыв". Всех надо поменять и забыть?

    • Анонимно
      25.08.2015 13:17

      Суперджет запомнился тем, что в результате программы с почётом выгнали Погосяна.Самолёт сыроват и начинка заморская.

  • Анонимно
    25.08.2015 15:31

    А Погосян еще свое слово может сказать - его усиленно толкают в ректоры МАИ.

  • Анонимно
    25.08.2015 16:31

    Слишком дорогие и ненужные игрушки. Жалко деньги, которые могли бы пойти на более полезное людям.

  • Анонимно
    25.08.2015 16:43

    Ту-160-это как СССР!Ни когда его уже не вернешь.На 22 заводе как и на 16 всю оснаску распродали!

  • Анонимно
    25.08.2015 17:01

    ну, что придумали с мотором отечественные инженеры? Планер - хоть склеить можно, а моторы нашли? Всех комментаторов почитал - не слыхать специалистов.

  • Азат Д
    25.08.2015 18:15

    Зачем этот шлак нужен, при наличии баллистических ракет?

  • Анонимно
    25.08.2015 22:14

    Единственная умная мысль в заголовке!

  • Анонимно
    26.08.2015 08:36

    даешь билет на самалет Казань-Владивосток 5000р

  • Анонимно
    26.08.2015 17:25

    Поддерживаю на 100 %-в!

  • Анонимно
    28.08.2015 17:27

    Ту-160М2 - это, конечно, было бы неплохо. Если сработает.

  • Анонимно
    28.08.2015 17:36

    Из комментаторов только Гусаров ещё туда-сюда, остальные два несут какой-то трэш. Ивашову нужна гонка обычных вооружений в лучших традициях позднего СССР с немного предсказуемым результатом.А Калашников почему-то считает, что Ту-160М2 это конкурент ПАК ДА. На самом деле Ту-160М2 оказалось необходимо запустить, так как производство стратегических бомбардировщиков у нас практически умерло, там всё намного хуже, чем с истребителями или даже гражданскими самолетами. Поэтому нам надо сначала обратно наработать опыт, восстановив уже когда-то освоенный Ту-160, и только на этой базе можно начать думать о ПАК ДА.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen