Общество 
27.08.2015

«Хлопки на Пороховом, «Булгария» тонет – в этом можно обвинить службы безопасности!»

На совещании у Марса Бадрутдинова СБ-шники Татарстана потребовали доступ к базам силовиков, чтобы было легче «пробивать» сотрудников

Как поставить заслон коррупции и воровству на крупных предприятиях Татарстана? Обсудить этот вопрос по личному поручению врио президента РТ Рустама Минниханова накануне впервые собрались начальники их служб безопасности — о своей работе отчитались, в частности, представители «Казаньоргсинтеза» и Генкомпании. Также на встрече прозвучало предложение объединиться в СРО, а в качестве одной из основных угроз названы не мелкие «несуны», а «хищения со стороны высшего менеджмента».

Марс Бадрутдинов
Марс Бадрутдинов назвал тему безопасности на предприятиях крайне актуальной сегодня: «В Китае взрывы на заводах, хлопки на Пороховом заводе, «Булгария» тонет — в каком-то смысле в этом можно обвинить службы безопасности»

ЧИСЛО ФИРМ-БАНКРОТОВ ВЫРОСЛО НА 26,5%

Поскольку многие главы СБ имеют за плечами службу в МВД, приглашение на совещание было воспринято как приказ. «Явка — 110 процентов», — позже похвалил начальник управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марс Бадрутдинов. Он даже пошутил, мол, всем было интересно, никто не спал и не шумел — было слышно, как мухи летают (хотя никаких мух в зале заседаний минкультуры РТ, где проходила встреча, разумеется, не было). Открыл встречу первый вице-премьер РТ Алексей Песошин. Он сделал акцент на то, что совещание было организовано по личному поручению врио президента РТ Рустама Минниханова, а его цель — повышение экономической устойчивости крупных бюджетообразующих предприятий. Причем речь идет не только о компаниях с госучастием, но и о предприятиях, которым предоставляются госльготы. Всего, по его оценке, в Татарстане насчитывается 84 крупных предприятия, проблемы которых могут нарушить социальную обстановку в городах республики. «Недопустимо доводить их до предбанкротного состояния, хотя такая опасность существует и в последнее время усиливается», — многозначительно заметил вице-премьер.

Песошин привел данные ЦЭСИ, согласно которым количество предприятий, признанных несостоятельными, в первом квартале 2015 года увеличилось на 26,5% по сравнению с 2014 годом (абсолютных цифр он не назвал). А это, конечно, серьезный звоночек. Удерживать компании на плаву поручено и службам безопасности. На их плечах, в частности, предупреждение коммерческой коррупции, отсечение недобросовестных контрагентов и устранение хакерских атак. Вместе с тем Песошин посетовал на то, что зачастую службы СБ действуют разрозненно, и предложил это исправить.

Артем Здунов
Артем Здунов: «Мы ссылаемся на данные предприятий, аудиторских компаний, а они оказываются необъективными. И как нам с этой информацией работать?»

Министр экономики РТ Артем Здунов напомнил, что основная задача СБ на предприятии — это поддержание его платежеспособности, а ситуация с ней не самая распрекрасная — долги. Тут он вбросил новую порцию негативной статистики: только за 2014 год в Татарстане с предприятий-должников в процедурах банкротства списана задолженность на 24 млрд. рублей, что больше, чем годом ранее. «При этом увеличивается сумма убытков предприятий — рост на 20 процентов (за первое полугодие 2015 года по сравнению с первым полугодием 2014 годаприм. ред.), есть проблема с занятостью работников, особенно в моногородах», — отметил министр экономики.

Здунов предложил отнестись к ситуации серьезно и создать некую единую модель деятельности СБ, разработать типовой паспорт таких служб или что-то подобное. Второй момент, на котором он заострил внимание, — это привлечение к работе только профессиональных аудиторских компаний. «По ряду предприятий приходит необъективная информация, а вы знаете, что мы главный орган, который формирует прогноз, а прогноз — это основа бюджета. Мы ссылаемся на данные предприятий, аудиторских компаний, а они оказываются необъективными. И как нам с этой информацией работать? Как нам потом выполнять бюджет?» — негодовал министр.

ДАЙТЕ ДОСТУП К СЕКРЕТНЫМ БАЗАМ!

Далее микрофон, наконец, перешел к самим представителям СБ компаний. Первым слово взял Нурсалим Шайхутдинов — замгендиректора ПАО «Казаньоргсинтез». Он-то и напомнил нашумевшую в свое время историю с хищением в 2012 году полиэтилена организованной группой из 22 человек, похитившей продукции на 350 млн. рублей. «Таким путем был нанесен серьезный урон не только предприятию, но и в целом республике», — констатировал замгендиректора КОСа. Так вот, после этого случая, по словам Шайхутдинова, на предприятии были уволены более 200 человек, полностью перестроена вся служба СБ, потрачено более 200 млн. рублей на создание современной системы безопасности.

Сейчас на КОСе контрагентов «пробивают» по некой особой технологии (в подробности он не вдавался), а в случае нарушения договорных обязательств с партнерами идет блокировка всех операций на время выяснения ситуации. С кадрами тоже все строго — проверки проводятся как при приеме не работу, так и при переводе на новую должность. В итоге Шайхутдинов не мог не похвастать успехами. «В первом полугодии 2015 года сумма предотвращенного ущерба составила более 50 миллионов рублей, возвращено около 6 миллионов рублей нанесенного ущерба», — заявил глава СБ.

Единственное, чего не хватает для полного счастья как КОСу, так и СБ других предприятий, — это доступ к секретным базам. Шайхутдинов предложил собравшимся создать единую базу данных о лицах, совершивших противоправные действия. Позже его идею активно поддержали другие участники — говорят, сейчас «пробивать» людей приходится буквально по соцсетям, но разве же это серьезно? Замгендиректора по экономической безопасности ОАО «Татэнергосбыт» Валерий Косенков предложили также создать аналогичную базу по коррупционерам и неблагонадежным предприятиям — для проверки на вшивость контрагентов, так сказать.

Официального ответа на встрече, впрочем, не последовало. Как позже пояснил «БИЗНЕС Online» Бадрутдинов, допуск СБ к полицейским базам данных запрещает закон о защите персональных данных, однако, по его словам, эти предложения все же будут обсуждаться.

«НУЖНО УЧИТЬСЯ «СМОТРЕТЬ ЗА ГОРИЗОНТ»

Замгендиректора по общим вопросам ОАО «Генерирующая компания» Анатолий Краснов рассказал, как противостоят коррупции в его компании. К примеру, за два последних года 31 человек (как работники, так и кандидаты) из проверенных 825 были отсеяны. Второй кит, на котором стоит безопасность в компании, — это контроль над закупками. Краснов не без гордости отметил, что в 2015 году компания полностью перевела все конкурентные закупки в электронный вид, а газ стали закупать на бирже. «Мы ежегодно закупаем около 4,5 миллиардов кубометров газа, и только 1 процент стоимости составляет для компании 177 миллионов рублей. Представляете, какой риск для коррупционных проявлений!» — нажимал Краснов. С контрагентами тоже не церемонятся — отменено 116 сомнительных результатов торгов. Все эти действия сэкономили предприятию более 1,1 млрд. рублей.

В качестве предложения Краснов выдвинул идею закупки охранных систем у какой-то «одной солидной организации при МЧС» как у единственного поставщика. Он пожаловался, что в ходе торгов свою продукцию предлагает масса сомнительных компаний, а цены падают аж в 2,7 раза, что не вызывает доверия.

Ильдус Янышев (справа)
Ильдус Янышев (справа): «Российская и татарстанская экономика несут огромные расходы от хищений и коррупционных проявлений!»

Председатель наблюдательного совета ГК «Контр» Ильдус Янышев попытался подсчитать, сколько теряет экономика республики от мохнатых рук преступности. «Российская и татарстанская экономика несут огромные расходы от хищений и коррупционных проявлений!» — заявил он и с сожалением добавил, что по частоте экономических преступлений наша страна в антилидерах.

Потери российских компаний от хищений, по его данным, составляют порядка 15,5% от оборота и 31% затрат на ведение бизнеса. Наиболее подвержены этому злу сферы капитального строительства, инвестпроекты и закупка сырья. Причем основными угрозами для компаний Янышев назвал коммерческую коррупцию и хищения со стороны высшего менеджмента. «А то, что традиционно говорится в СМИ — терроризм, недобросовестная конкуренция, промышленный шпионаж, гораздо менее актуально», — подчеркнул Янышев. Он призвал службы СБ не просто отбивать существующие атаки, но и учиться «смотреть за горизонт» и «оценивать характер угроз на 30 - 50 лет вперед».

Нажмите, чтобы увеличить
Чтобы увеличить график, нажмите на него

Покритиковал Янышев и разношерстную гвардию работников служб безопасности: более половины из них — выходцы из рядов МВД. Он отметил, у работников СБ на предприятии своя специфика, которой еще нужно учиться. А для объединения усилий и совместного развития предложил собравшимся объединиться в СРО. Идея эта легла на благодатную почву — буквально каждый выступающий взывал о том, что нужно чаще встречаться.

Нажмите, чтобы увеличить
Чтобы увеличить график, нажмите на него

«КОГДА НА САМОДЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ ПРОВОДЯТСЯ МИЛЛИАРДНЫЕ ЗАКУПКИ, У МЕНЯ ПОДОЗРЕНИЯ...»

И все было бы относительно чинно, если бы на трибуну не вышел гендиректор ГУП «Агентство по госзаказу» Яков Геллер. «У меня доклад написан. Можно я не буду его читать?» — с ходу спросил он. «Нужно, Яков Вениаминович!» — весело отозвался Песошин, который все это время строго следил за регламентом. Но лаконичнее из-за этого выступление Геллера не стало — скорее еще более эмоциональным. Начал он с афоризма: «Римская империя периода упадка создавала видимость полного порядка... Мы говорим друг другу, как все хорошо, но люди, которые занимаются экономической безопасностью на предприятиях гораздо больше и лучше меня знают, что не все хорошо!» — продолжил он.

Далее глава агентства буквально камня на камне не оставил от конкурентов — торговых площадок, которыми в последнее время обзавелись крупные компании. «Каждый завклубом скоро будет иметь свою электронную площадку! В интернете можно за 7 - 10 миллионов купить электронную площадку. Но она не выполняет той функции, которую предначертал Адам Смит, она не обеспечивает анонимности. Какая же это анонимность, если площадка принадлежит заказчику, когда он знает, кто участвует? Какая же это равнодоступность, когда оператор площадки может ввести правило, что принимаются только те, у кого фамилия Геллер Яков Вениаминович?» — недоумевал Геллер.

Яков Геллер
Яков Геллер: «Когда я читаю, что на какой-то самодельной площадке проводятся миллиардные закупки, у меня подозрения...»

По сути, считает глава агентства, торги на них — это простая легализация договоренностей. «Мы профанировали идею!» — с сожалением восклицает Геллер. «Когда я читаю, что на какой-то самодельной площадке проводятся миллиардные закупки, у меня подозрения... Почему не на нашей площадке?» — интересовался он с пристрастием. Заступиться за свои торговые площадки (критика достигла цели!) — попытались с места работники СБ, однако Геллер настаивал на том, что это его мнение.

Завершающая речь Бадрутдинова также оказалась богата на эмоции. Он назвал тему безопасности на предприятиях крайне актуальной сегодня. «В Китае взрывы на заводах, хлопки на Пороховом заводе, «Булгария» тонет — в каком-то смысле в этом можно обвинить службы безопасности, — заявил он. — Не выходя из кабинета, сегодня можно разрушить много всего, перенаправить финансовые потоки», — продолжил Бадрутдинов. Вспомнил глава антикоррупционного ведомства и старую историю с поставками Казанскому вертолетному заводу приборов по подложным документам, и фирмы-прилипалы, которые крутились вокруг КАМАЗа в лихие 90-е.

Участникам встречи была дано время обдумать все услышанное и увиденное, направить свои предложения, после чего штаб главных сотрудников СБ РТ, видимо, соберется вновь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.08.2015 08:49

    Первые в цепочке это как раз сотрудники СБ

    • Анонимно
      27.08.2015 13:36

      Рыба гниет с головы! первыми кто ворует как раз руководители госкомпаний,чиновники всех уровней!Они же всем пример подают, показывают как можно жить. А нам что остается следовать примеру (например Васильевой).Главное поделиться не забыть!

      • Анонимно
        27.08.2015 14:06

        СБшники все - это пенсионеры МВД или ФСБ. Они родину позащищали и у них теперь последний шанс теперь действительно сесть на потоки и получить свой кусок денежки. Поэтому не надо валить на руководителей только, все эти мальчики из СБ лыком не шыты, сами все умеют.

  • Анонимно
    27.08.2015 08:49

    Все ГУПы в РТ влачат жалкое существование, еле сводят концы с концами, а директора живут припевающе, и никаких выводов...

    • Анонимно
      27.08.2015 12:53

      ГУП "ТИГП" отлично живет. Лучше всех. Спасибо нашему шефу. Мы за РНМ)

    • Анонимно
      27.08.2015 15:17

      Если начать привлекать к уголовной ответственности за фальсификацию данных руководителей, то ситуация кардинально поменяется. А то подают среднесписочные данные которые порой имеют 100% расхождение с реальными (например сократили рабочих в двое, а в среднесписочных данных после смены должностей нарисовали, что увеличили в двое, так же с зарплатой - это явное мошенничество) почему силовые органы не контролируют эту ситуацию не понятно!? оставить 15% на погрешность расчетов, а остальных привлекать к ответственности как мошенников

  • Анонимно
    27.08.2015 09:00

    Совещание ни о чём. Собрались пенсионеры мвд, которые ничего не смыслят в основах экономической безопасности. Каждый отстаивает свой интерес, один хочет сро, видимо под своим крылом, другой все закупки перевести охранного оборудования в одни руки, третий злиться, что не на его площадке торги проводятся. Смех да и только. Сами себя палят. Глубокого подхода и анализа нет, потому как нет профи, есть уважаемые люди и в силу своей уважаемости занимающиеся тем, о чем даже и поверхностно не знают. Все либо мимо них, либо вместе с ними.

    • Анонимно
      27.08.2015 09:17

      Абсолютно согласен! Либо мимо них, либо с ними, так кстати на Оргсинтезе и было.

    • Анонимно
      27.08.2015 09:26

      Согласен! СБ должна предотвращать, просчитывать на 3-5 ходов вперёд. Создавать механизмы исключающие само событие возможного преступления. А тут просят доступ к каким-то милицейским секретным базам... Зачем? Знаю не один пример когда человек по базе МВД мошенник, а работает хорошо и при этом честный человек - порядочный. Как будто они не знают как дела экономические делаются, любого можно посадить. Не поделился, не дал откат - на тебе, проверка МВД

  • Анонимно
    27.08.2015 09:04

    В Набережных Челнах уже создано общественное объединение "Ассоциация Сотрудников Служб безопасности", которое занимается как раз тем, что обсуждалось на Совете безопасности. Сайт АССБ - asbezopasnosti.jimdo.com

  • Анонимно
    27.08.2015 09:04

    соберите пожалуйста совещание с участием ГИСУ и представителями генподрядных и субподрядных организаций - на тему массового кидалова на республиканских стройках поставщиков оборудования и материалов !!!

  • Анонимно
    27.08.2015 09:04

    Размеры хищений впечатляют. Воровство-вот что реально губит нашу экономику. Если 15%уходит на сторону-то эту "себестоимость" оплачиваем мы все. Воровство заложено в тарифах на услуги и товары. Там же находится и прибыль и налоги и Дивиденты. Все в карманах руководителей .

    • Анонимно
      27.08.2015 14:30

      Думаете те, кто реально гигантскими цифрами ворует, не найдет управу на СБ? Реальные топы - это не замы или начальники департаментов, это люди, которые генетические родственники хозяев Татарстана и которые СБшников на работу берут.

  • Анонимно
    27.08.2015 09:11

    За некоторым исключением, эти люди не понимают как обеспечить эеономическую безопасность. Школа у них не та.

  • Анонимно
    27.08.2015 09:11

    +

  • Анонимно
    27.08.2015 09:18

    на Вамине, если Краснов помнит, самые богатые люди работали в Службе экон.Без.... ну естесствено, у них жены и тещи богатые....

    • Анонимно
      27.08.2015 12:55

      про всех не говори.там были и нормальные люди а ненормальные были родственниками вамина.

      • Анонимно
        27.08.2015 22:27

        Нормальные это которые на х3 ездили или в Боровых из карандаша дом построили, или бизнес свой наладил и процветают до сих пор ?

  • Анонимно
    27.08.2015 09:18

    Зашевелились... Бурная имитация деятельности... Пока Васильевы будут избегать заслуженного наказания порядка не будет. Рыба гниёт с головы!

  • Анонимно
    27.08.2015 09:24

    Воровство в России неискоренить!!!!

  • Анонимно
    27.08.2015 09:30

    Можно всех взять и сократить и ничего не поменяется.

  • Анонимно
    27.08.2015 09:42

    Забавный сходнячек.А почему базу данных ФСБ не потребовали,чего уж мелочиться

    • Анонимно
      27.08.2015 14:28

      А у них неофициально есть, если человек фейс. И прослушку им дают. Там своего Сноудена не хватает.

  • Анонимно
    27.08.2015 09:44

    В Генкомпании отмывают бабки в больших размерах. Работник ГК .

  • Анонимно
    27.08.2015 09:49

    А вы пробовали не воровать? Это я всем говорю. Не платить откаты,не жильдить с электрическими счетчиками,платить все налоги,стоять тв очереди в Дет сад? Прибавлять пенсию? Начислять и получать незаслуженные премии и бонусы? Тогда молчите в тряпочку.

    • Анонимно
      27.08.2015 10:11

      Кто пробовал, то остался на обочине жизни в России, это видно на примере родителей. Так что завали ка сам своё хлебало честное!Рыба СГНИЛА с головы.

    • Анонимно
      27.08.2015 14:27

      Я не ворую. Не плачу откаты - и сам не хочу и по внутренним положениями работодателя это категорические запрещено, счетчики крутить и не умею и не хочу, плачу все налоги, стою на очереди в государственный детсад как положено. Пенсию прибавлять не надо, мне с моей зарплатой все-равно больше платить не будут. Премию и бонусы платят на основании очень хороших годовых бюджетов доходов и расходов, которые от меня еще на 4 уровнях авторизации проходят. Работаю в белой компании, которая платит все налоги и не занимается черными и даже серыми схемами ухода от налогов, в конторе даже кассы нет - запрещено, только безналичные перечисления. Я пробовал не воровать - получается хорошо, надо просто уметь производить бережливо и продавать правильно. Можно я с полки пирожок возьму?З.Ы. Верите или нет, но у нас в конторе нет СБ. Вообще ни одного человека или внешнего подрядчика. У нас коллектив собрался такой, который воровать не хочет. А те, кто хотят, при нашей прозрачности работы и учета просто моментально палятся. И так мне хорошо, что это пенсионное добро силовое у нас не шляется, дают работать и приносить своему работодателю пользу, а не ходить и доказывать этим... господам, которые ничего в работе компании не понимают.

  • Анонимно
    27.08.2015 10:24

    Легче всего громко кричать что все плохо. что я могу сделать один или заявлять, что пока Анжелу Девис не отпустят я работать не буду. Здесь же люди впервые собрались обсудить что можно сделать чтобы стало лучше. Может они и ошибаются, но есть понимание что если "просядут" крупняки, то всем мало не покажется. Пока именно они дают и налоги и зарплату. Давно пора что-то делать, а не только языком трепать про Васильеву.

  • Анонимно
    27.08.2015 11:13

    Эти деятели практически все пенсионеры МВД, получают нехилую пенсию и попутно пытаются снять профит с контор, куда их пристроили до гражданской пенсии

    • Анонимно
      27.08.2015 11:55

      Марс Сарымович,КПД у вас очень низкий!Или на ваши сигналы не обращают внимания?

  • Анонимно
    27.08.2015 11:50

    купных бюджетообразующих предприятий.буква "Р" где ?

  • Анонимно
    27.08.2015 13:03

    Так пока они собрались надо было их и накрыть всех включая министра. 84 компании на каждой пусть 10 сотрудников СБ минимум. ВСЕГО 840. У всех зарплата и премия в сумме по году получается 840 миллинов. Это только основные компании, а их от 1000 до 1200 суммарно они получают от 10 до 20 млрд. в год. Все еще пенсии от государства получают, ну нет у вас совести чего вы злите предпринимателей. Аудиторы министру не нравяться, спроси сколько сбшников на предприятии посмотри их зарплатыные ведомости и прибывь это к прибыли предприятия. Краснов и сын никого не подпускают к подрядам в ГК. Можно эксперимент провести.

    • Анонимно
      27.08.2015 15:28

      Чушь пролная, какой сын? Все открыто, би ту би, онлайнконтракт тебе в помощь.

      • Анонимно
        29.08.2015 00:29

        Онлайнконтракт. Выиграли мы как-то тендер там. Продали одну партию товара. Потом узнаем, что НКНХ мимо онлайнконтракта покупает у конкурента. И что толку от этой деточкиной площадочки?

  • Анонимно
    27.08.2015 15:47

    Знакомые рассказывали, у них работал в организации СБэшник. Вааажный такой сидел, всё щёки ходил надувал. Ну пенсионер МВД как положено, связи там всякие, авторитет среди своих, ну там всякие грамоты, значки и т.п. Короче, он от судебных приставов узнал, которые дверь ему опечатали в кабинете, что директор с главбухом в розыске:)

  • Анонимно
    27.08.2015 16:41

    Оборзели. Хотят заменить собой ген директоров. Надо всех уволить этих СБ. Вывести за штат и пускай став предпринимателя ми создают свою СРО. А то и рыбку съесть и время хорошо провести.

  • Анонимно
    27.08.2015 17:02

    Сб на предприятиях не нужны. Если хотят СРО пусть выходят из штата организуют чопы через ж и конкурируют между собой кто быстрее бегает прыгает стреляет из ППШа.

  • Анонимно
    28.08.2015 05:58

    Зачем держать СБ ? Когда единственный хлебозавод города Арска и района продан под пило раму сельские пекарни под свинофермами. Кто даст полный прогноз , дальнейшем что будет?.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль