Общество 
27.08.2015

«Ни один экстрасенс не может доказать свою паранормальность даже за миллион»

Знаменитые целители — это усиленная телевидением совокупность мифов

Премия имени Гарри Гудини — это миллион рублей любому, кто сможет показать свои сверхспособности в ходе научного эксперимента. Уже в сентябре пройдет первая такая проверка — финалистки 7-го сезона шоу «Битва экстрасенсов» Бахыт Жуматовой. Один из создателей проекта ученый Александр Панчин в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, как премия поможет людям пересмотреть отношение к передачам о паранормальных явлениях. Уже в пятницу в Казани он прочитает лекцию «Микробы и идеи-манипуляторы». Научно-популярный лекторий организован инициативной группой «Думай» в рамках Летнего книжного фестиваля «Смена».


Александр Панчин (фото: страница Панчина в соцсети vk.com/scinquisi)

...И ОКАЗЫВАЛОСЬ, ЧТО НИКАКИХ СВЕРХСПОСОБНОСТЕЙ У НИХ НЕТ

— Александр, кому пришла идея создать премию имени Гарри Гудини?

— Станиславу Никольскому, это один из соучредителей компании Genotek. Я так понимаю, вдохновился он фондом Джеймса Рэнди, который предлагает миллион долларов за демонстрацию паранормальных способностей в ходе контролируемого эксперимента. Станиславу нужно было найти людей, которые смогут придумать грамотный научный эксперимент, и сначала возникло сотрудничество с каналом Sci-One, энтузиастами, которые делают научно-популярные ролики. Через них они вышли на ученых, которые вошли в экспертный совет премии. Также в совете есть фокусники — их сложнее обмануть, чем ученых. Существует масса трюков, которые могут показаться непосвященному человеку чем-то невероятным, а потом окажется, что это всего лишь ловкость рук... Премия названа в честь Гарри Гудини, потому что он был скептически настроен к паранормальным явлениям. Людей, которые себя называли экстрасенсами, он подвергал различным испытаниям, и каждый раз оказывалось, что никаких способностей у них нет.

— Как будет устроена сама проверка?

— В каждом случае индивидуально. Нам приходит заявка, и мы придумываем, как ту или иную способность проверить. После этого согласовываем регламент с испытуемым. Все это будем выкладывать на сайте премии. Если же мы отказываем человеку, то пишем — почему, и любой может посмотреть наши доводы.

— Сколько уже пришло заявок и когда будет проводиться первая проверка?

— Она запланирована на сентябрь, это проверка Бахыт Жуматовой, финалиста седьмого сезона «Битвы экстрасенсов». Она будет искать деньги в конвертах, которые спрятаны в ящиках. А вообще, есть официальные заявки на сайте — три уже вывешены, еще пять опубликуем скоро. Есть и заявки, которые присылают мне в социальных сетях. Эти люди не хотят сообщать о себе какие-то данные, участвовать в официальной процедуре, некоторые хотят разобраться для себя. В этом случае я с ними беседую и предлагаю предварительные тесты, чтобы они могли для себя выяснить, справятся ли они в условиях более серьезной проверки.

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ МИФОВ

— Что вы будете делать с людьми, чьи способности нельзя проверить?

— Мы опубликуем такую заявку и напишем объяснение, что способность непроверяема, и объясним почему. Это решение будет вынесено на суд окружающих людей, и каждый сможет оценить адекватность нашей оценки, убедиться, что мы не пытаемся не допустить до проверки сильных кандидатов с разумными заявками.

Бахыт Жуматова
Бахыт Жуматова - финалист седьмого сезона «Битвы экстрасенсов» (фото: кадр телепередачи)

— Ставите ли вы цель разубедить самого испытуемого?

— Основная цель направлена на просвещение масс. Но было бы здорово, если бы люди, которые заблуждаются, осознали свои ошибки. У меня был опыт общения с девушкой, которая практиковала и защищала астрологию. Сначала я ей показал несколько ссылок на эксперименты, в которых работоспособность астрологии не подтвердилась, но это ее не убедило. Тогда я предложил ей совместный эксперимент. Мы продумали регламент, и у нее не получилось пройти тест. Некоторое время она рационализировала, почему ее знания и навыки не дали результатов, а потом сама объясняла другим, что астрология не работает. Такие случаи бывают, и было бы здорово донести до широкой общественности идею, что когда человек признает свои ошибки в свете новых данных и фактов, это большое достоинство, а не слабость.

— Были ли в мире случаи, когда кто-то все же получал такие премии?

— Насколько мне известно, нет. Таких премий много, в фонде Рэнди есть сотни заявок, но многие заявители даже не приходят на эксперимент: видимо, почитав регламент и попробовав его пройти в домашних условиях, понимают, что не получается... Люди плохо представляют, что такое корректный эксперимент. Если бы я не интересовался наукой, то, возможно, был бы сейчас убежден, что у меня есть телепатические способности. В детстве у меня был период, когда я думал, что могу читать мысли. В некоторых первоначальных экспериментах у меня это получалось, и мы с подругой даже испугались, но при более аккуратном эксперименте вышло, что все-таки нет. Немного расстроился.

Вольф Мессинг
Один из наиболее известных трюков Вольфа Мессинга — нахождение предмета, спрятанного в аудитории

ТЕЛЕВИЗОР — ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК МАССОВЫХ МИФОВ

— Но такие люди, как Ванга, Мессинг, остаются культовыми персонажами...

— О них часто напоминают телевизионные передачи, газеты. В случае Ванги известно, что у нее были информаторы. На YouTube есть замечательный ролик, который показывает, как бы это выглядело сейчас. Человек с улицы заходит в шатер, там сидит «экстрасенс», который начинает рассказывать невероятные вещи из его личной жизни, вплоть до того, что может назвать последние четыре цифры кредитной карты. После этого за спиной экстрасенса падает ширма, и нам показывают, что за ней стоят компьютеры, люди смотрят профиль незнакомца в социальных сетях, гуглят его и передают информацию в наушники экстрасенсу. У Ванги таких технологий не было, но у нее были осведомленные люди. Что касается Вольфа Мессинга, то один из наиболее известных его трюков — нахождение предмета, спрятанного в аудитории. Мессинг пользовался провожатым, который знал, где спрятали предмет.

— Вы связываете большой интерес к паранормальным способностям с уровнем науки и образования?

— Конечно. Если взять самое распространенное верование в мистическое — религию, то Ричард Докинз приводит статистику, что в Американской академии наук 93 процента людей неверующие, в то время как в общей популяции американцев верующих намного больше, чем неверующих. Парадоксально, что церковь негативно относится к астрологии, магии, но при этом, если мы посмотрим на социологические исследования, видно, что среди людей воцерковленных больше тех, кто считает, что астрология и магия работают.

Кадр из передачи на канале ТВ-3
Телеканал ТВ-3 (первый мистический) существенную часть аудитории заманивают скандальными псевдонаучными сюжетами (фото: кадр телепередачи)

— Есть ли какой-то бизнес, построенный на паранормальных способностях и как он влияет на критическое восприятие людьми таких идей?

— Есть телеканал РЕН-ТВ, ТВ-3 (первый мистический), они существенную часть аудитории заманивают скандальными псевдонаучными сюжетами. Очевидно, влияют. Сам общался с людьми, которые несут полную ерунду, а на вопрос «Откуда вы это взяли?» отвечают, что «по телевизору показали». Телевизор — важный источник массовых мифов. На РЕН-ТВ бывают неплохие новостные передачи, но как только они касаются науки или чего-то мистического, начинается сплошной треш. Такое ощущение, что они все-таки понимают, где наука, а где лженаука, потому что иначе они хотя бы иногда по теории вероятности показывали бы проверенные, правильные вещи.

ПОНЯТЬ ОШИБКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВАЖНО, ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ В ЕРУНДУ

— Можете назвать самые опасные заблуждения?

— Один из самых популярных постов в моем ЖЖ про 10 самых опасных заблуждений и суеверий. Мы опросили выборку образованных людей, на что тратят деньги их знакомые, что повредило их знакомым, какие самые распространенные заблуждения, которые наносят самый большой вред образованию и так далее. По результатам опросов мы сделали ненаучный график, на котором получилось, что на первом месте по опасности для общества — альтернативная медицина, то есть та, которая точно не работает или про которую неизвестно, работает она или нет. На втором месте была религия, потому что с появлением теологии в вузах и школах наносится большой ущерб образованию и науке. На третьем месте народная медицина — та же альтернативная, только более древняя: бабка, гадалка, целительница. Четвертое место — гомеопатия как частный случай альтернативной медицины, а на пятом — экстрасенсы.

— Почему наука сторонится лженауки вместо того, чтобы раз и навсегда с ней разобраться?

— Ученые занимаются перспективными темами. А когда речь идет о паранормальных способностях, то это потраченные деньги и время. Тем более когда ученые берутся за проблему, то они изучают явления, которые есть. Про паранормальные способности пока изучать нечего — ни один человек не продемонстрировал, что у него они есть.

Кадр из «Битвы экстрасенсов»
«Битва экстрасенсов» (фото: кадр телепередачи)

— Какие научные книги и лекции вы можете посоветовать на тему паранормальных способностей?

— Есть хорошая книга «Плохая наука» Бена Голдакра. Там больше про медицину, а не про паранормальные явления. Но там освещаются проблемы, связанные с недостаточно корректными научными исследованиями, которые приводят к странным результатам. Или есть книга «50 великих мифов популярной психологии», она касается неправильных представлений о человеческом мышлении. Понимание ошибок человеческого мышления очень важно для того, чтобы разобраться, почему люди верят в ерунду. Есть материалы американского общества скептиков, которые посвящены паранормальным явлениям, в России есть «Словарь скептика», там разобраны многие мифы и заблуждения.

— Вы очень активны в интернете, пишете посты про науку, модерируете группу «Ученые против лженауки». Не кажется ли вам, что если бы ученые больше пользовались популярными медиа вроде социальных сетей, интерес к паранормальных явлениям упал бы?

— Научный журналист Ася Казанцева нашла прекрасную цитату из Чарльза Дарвина, который сказал, что написание научно-популярных тезисов почти так же важно, как занятие оригинальными исследованиями. Ключевое слово здесь — «почти», в каком-то смысле это важно, но наука важнее. Было бы здорово, если бы ученые на досуге рассказывали про свои исследования, боролись с лженаукой. Но не хотелось бы, чтобы они выходили из науки, это более важный род деятельности.

Справка

Завтра в рамках Летнего книжного фестиваля «Смена» биолог, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин прочитает лекцию «Микробы и идеи-манипуляторы». На ней речь пойдет о том, как биологические организмы захватывают разум хозяев и заставляют их делать то, что им нужно, и как это связано с различными идеями, которые захватывают умы людей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.08.2015 09:52

    Отличный проект!!!Двадцать первый век, а люди по-прежнему верят в разную чушь.Складывается впечатление, что подобное положение выгодно государству.

    • Анонимно
      27.08.2015 12:02

      Свое невежество, незнание и непонимание человек обычно коротко называет чушью! Для дельфинов, вы же не будете отрицать, что они частично разумны, чушью является творчество Киркорова и разработки в области атомной энергетики, т.к ни то не другое не задействовано в их мире, но это не значит, что это не существует. При чем здесь государство? Религия и политика, два важнейших инструмента, которыми может управляться 80% населения планеты. В данном случае, это отдельная часть, назовем это, знаний в которые посвящены единицы и управлять этим невозможно. Как вы можете управлять мирозданием? А потом, вспомните расхожую фразу,"перед смертью атеистов не бывает!" подумайте над этим...

      • Анонимно
        27.08.2015 13:38

        точно-точно, мне вот друг подруги жены брата моей бабки сам рассказывал, что экстрасенсы существуют))

      • Анонимно
        27.08.2015 14:09

        Причем государство? Как ответил один из комментаторов:"Создание послушной массы которой легко управлять обещаниями".Сами же утверждаете, что религией можно управлять значительной частью населения.По Конституции Российской Федерации наше государство является светским (церковь отделена от государства, а школа от церкви), что подразумевает и светский характер образования. Однако на практике видим совершенно другое.Хотел бы еще отметить, что я могу еще понять верующих людей (христиан, мусульман, буддистов и представителей других традиционных религий), но верить астрологам, гадалкам, экстрасенсам и т.п.- это, по-моему,невежество.

        • Анонимно
          27.08.2015 16:04

          На самом деле, здесь ни в коем случае не затрагиваются чувства верующих и как социальный аспект жизни религия существует и она нуждается в верующих. Но вас, не один уважающий экстрасенс не будет пытаться обращать в веру и не будет публично показывать свои возможности, т.к. "яви чудо!" Эктрасенсорика подразумевает именно САМОразвитие, развитие СВОИХ индивидуальных способностей. А верить гороскопам, приметам, типа "черной кошки", согласен абсолютное невежество. Человек довольно самостоятельное существо, что бы самостоятельно строить свое настоящее и будущее и не действовать по какой-то заранее неизвестно кем предопределенной программе.

          • Анонимно
            28.08.2015 10:00

            С тем, что "экстрасенсорика" подразумевает саморазвитие, развитие индивидуальных способностей, согласиться не могу. "Экстрасенсорика" - это, по-моему, способ зарабатывания денег и (или) славы, причем не честный.Что развивать свои (именно свои, а не чужие) способности есть другие возможности - путем упорных и длительных тренировок (на основе рекомендаций действительно знающих людей). Можно, к примеру, стать обладателем феноменальной памяти, используя советы Станислава Матвеева (книга "Феноменальная память"). Есть люди с необыкновенными (с нашей точки зрения) способностями, но эти способности люди развили в себе, в основном, путем систематических и специальных упражнений. О таких людях рассказывается в циклах передач "Иные. Сильные телом" и "Иные. Выносливость. За гранью" по каналу "Наука 2.0". Приятно читать такое, что верить гороскопам, приметам типа "черной кошки" - это невежество.

            • Анонимно
              28.08.2015 11:18

              не говорите чего не знаете и возвращаясь к началу комментариев, если Вы этого не практиковали или не видели как делают другие, то не значит, что это не существует! Большая часть человечества живет, теми догмами и теориями привитыми со школы, института и размышляет только в плоскости стереотипных знаний. Галилея вообще сожгли, когда он сказал про земля круглая и вращается. Со временем, человечество получило доступ к этим знаниям, что бы проверить этот факт. Вы рассуждаете на уровне материального мира, и речь не идет о развитии физических возможностей человека. А телевизор и то что показывают, не является полезным источником информации, там нет того, на что стоило бы тратить, если оно бывает, свободное время.

              • Анонимно
                28.08.2015 14:23

                1. Галилей и был настоящим ученым. Его,кстати,судила за "ересь" католическая церковь.2. В основном согласен с Вами, что телевизор не является полезным источником информации. В особенности передачи псевдонаучного направления на канале РЕН-ТВ. Поэтому смотреть надо выборочно и самому все анализировать. Канал "Наука 2.0" в этом плане заслуживает, по-моему,доверия и уважения.3. Свободное время надо действительно тратить разумно - на саморазвитие, к примеру. Но саморазвитие не с помощью "экстрасенсорики" и подобной ерунды.4. Согласен с Вами, что превалирует стереотипное мышление. А надо уметь мыслить и нестандартно (как А. Эйнштейн) И вообще: по-моему, на определенные вещи я и Вы смотрите одинаково. Просто я считаю, что не надо "уходить" в псевдонауки и т.п.: экстрасенсорика, ясновидение, "черная и белая магия", хиромантия и др.

    • Анонимно
      27.08.2015 18:45

      Да , верно, особенно, про религию. Так и вижу очередной репортаж БО с праздничного ифатара

  • Анонимно
    27.08.2015 10:01

    Глупо отвергать такие способности определенных людей в принципе . Ученые , спецслужбы во всем мире уже давно используют возможности некоторых одаренных людей. Другой вопрос, что их не много и они редко появляются на экранах , тем более не занимаются "врачеванием". Но даже в "битве экстрасенсов " слабо верится в постановочные кадры когда речь идет о жизни и смерти известных людей , в присутствии их близких . Есть грань за которой еще много не понятного для современного человека и поверить в это материалисту, ой как не просто .

    • Анонимно
      27.08.2015 11:19

      Назовите хоть один случай,использования?
      Только не надо приводить в пример, надписи с забора..

    • Анонимно
      28.08.2015 00:18

      В битве экстрасенсов все постановочные кадры видны невооруженным глазом. А уж если речь об известных людях - к гадалке не ходи!

  • Анонимно
    27.08.2015 10:10

    Молодец Панчин. Успехов ему в этом начинании.

  • Ветер
    27.08.2015 10:30

    "...и пусть люди легкодумные полагают, будто несуществующее в некотором роде легче и безответственней облечь в слова, нежели существующее, однако для благоговейного и совестливого историка все обстоит как раз наоборот: ничто так не ускользает от изображения в слове и в то же время ничто так настоятельно не требует передачи на суд людей, как некоторые вещи, существование которых недоказуемо, да и маловероятно, но которые именно благодаря тому, что люди благоговейные и совестливые видят их как бы существующими, хотя бы на один шагприближаются к бытию своему, к самой возможности рождения своего." Герман Гессе

  • Анонимно
    27.08.2015 10:36

    Нужно разоблачить Маркина из СК, а то он написал, что у него есть метод, при котором они активизируют часть мозга человека, в котором спрятаны воспоминания, о которых сам человек даже не догадывается...Если об этом говорит официальное лицо государства, то о чем речь!?...

  • Анонимно
    27.08.2015 11:34

    бред... не веришь до тех пор, пока не столкнешься сам. Гудини, вроде как, иллюзионистом был, так при чем тут он и проверка способностей экстрасенсов.... скорее имя Вольфа Мессинга тут больше подходит.

  • Анонимно
    27.08.2015 12:54

    Спасибо БО за хорошую статью. Экстрасенсы на первых каналах это способ оболванивания населения. Создание послушной массы которой легко управлять обещаниями.

  • Анонимно
    27.08.2015 12:56

    Многие не верят в Бога!! Отрицают !!! Приводят различные научные доказательства!!! Это же не значит что Его нет. Знаменитая Наталья Бехтерева рассказывала о своей поездке к Ванге . И она убедилась , когда Ванга сказала ей что то , о чем знала только она и ее покойная мама, в ее способностях , пока не объяснимых , но существующих. Думаю ,что авторитет такого ученого как Бехтерева ,о чем то говорит Безусловно, настоящих людей имеющих такие способности , единицы. А мошенники и шарлатаны были и будут всегда. И как всегда наша привычка - с водой выплеснуть и ребенка. Легче всего все отрицать. Не понимаю -значит этого нет и не может быть! Но Не самый верный путь.

  • Анонимно
    27.08.2015 14:59

    Ребята, не надо быть магом, чтобы пообщавшись полчаса с человеком (не каждым, конечно), составить о нём подробную картину, включая какие-то очень личные детали.
    Мы все носим запись своей личной истории на нас самих.
    Есть очень опытные, чувствительные, интуитивные люди, которые считывают, высасывают ту информацию, которая в нас записана.
    К чародеям и волшебству это отношения не имеет, как и к угадыванию номера банковского счёта.

  • Анонимно
    27.08.2015 16:34

    Работаю в полиции. Так вот после того как из ТВ поперли всякие "Битвы экстрасенсов", в разы увеличилось количество потерпевших, которые на вопрос:"Почему так поздно обратились в полицию?" говорят: "А я сначала к бабке(бабаю, экстрасенсу, шаману и пр.) ходила. Разубедить их в том что это шарлатаны очень сложно. Особенно обидно когда находишь реального преступника, а он, гад, он подходит по описанию, которое дала эта бабка (обычно это средний рост, вес, 2 руки,2 ноги и т.д.).

  • Анонимно
    27.08.2015 17:23

    Господа экстрасенсы!Играйте в лотерею и вы утрёте нос всем сомневающимся в ваших сверх способностях.

  • Анонимно
    27.08.2015 21:36

    Не отвергаю традиционную медицину. После удаления опухали головы нога перестала ходить. Возраст пенсионный. Реально помог петербургский целитель Спичак. Врачи считали, что быстрая реабилитация связана с характером.Татьяна.

    • Анонимно
      27.08.2015 22:58

      Дорогая, эффект плацебо наукой не опровергается.Но и пока кажется нет желающих детально изучить, поскольку медицина стала бизнесом, здоровый человек ей не нужна.А плацебо подтверждает возможности самого организма быть здоровым. Если точнее, явление лежит на плоскости эмоций человека, которые могут и разрушить, и оздоровить. Целители умело пользуются плацебо в своих целях.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen