Машиностроение 
29.08.2015

Альфия Когогина: «Наш автопром давно покоился бы в бездне, если бы не господдержка»

Почему не стоит оценивать ситуацию в автомобильной промышленности только в негативном ключе

Сегмент коммерческого транспорта всегда первым реагирует на изменение экономических условий, и именно он наиболее сильно пострадал в этот кризис. Вместе с тем, как заявляет депутат Госдумы Альфия Когогина в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», не стоит оценивать ситуацию только в негативном ключе. По ее мнению, положительно на отечественное производство влияет курс на импортозамещение и подорожание валюты. Господдержка в этом году обеспечила треть продаж, без нее была бы полная катастрофа. Какие еще готовятся инициативы по стимулированию потребительского спроса? Ведь ждать, когда рынок восстановится, нет времени...

«СЛАБОЕ ЗВЕНО — ВНУТРЕННИЙ РЫНОК»

В понедельник, 24 августа, после перерыва, связанного с корпоративным отпуском, сотрудники ПАО «КАМАЗ» возобновили производство грузовых автомобилей. Запланированный простой конвейера от 28 августа был отменен. По планам менеджмента предприятия в августе необходимо изготовить более 1,4 тыс. автомобилей, производственный план на сентябрь составляет около 2,5 тыс. машин, в октябре — более 3 тыс. грузовиков.

Напомню, что августе Росстат обнародовал данные о состоянии промышленного производства в России: за 7 месяцев 2015 года он составил минус 3%. Наибольший темп снижения наблюдался в секторе обрабатывающих производств: в январе-июле он составил 4,9%. По мнению главы минэкономразвития Алексея Улюкаева, российская промышленность начинает «искать дно» падения: уже с июня по данным ведомства помесячное снижение упало до 0,1%, хотя до мая оно держалось на уровне 0,6%.

Очевидно, что ситуация в автопроме оказывает самое заметное влияние на уровень промышленного производства, инвестиционной активности, уровень доходов и занятости населения. Особенно это видно в Набережных Челнах: работает КАМАЗ — живет город. Сегодня в связи с сокращением объемов производства грузовиков смежные отрасли и поставщики комплектующих вынуждены приостанавливать свою деятельность, а это отражается на доходах населения, торговом обороте и поступлениях в бюджеты.

Отечественный автопром на 98% зависит от состояния внутреннего рынка, а он продолжает падение и давно бы покоился в бездне, если бы не свовременная поддержка государства. Я и мои коллеги в Госдуме и правительстве систематически анализируем ситуацию в отрасли. Уже третий год российский автомобильный рынок сокращается. Причин много, каждая из которых по-разному влияет на покупательную активность. На продажи легковых автомобилей влияет уровень доходов потребителей, дороговизна и недоступность потребительских кредитов, на продажи легкой коммерческой техники — снижающийся товарооборот и стоимость заемных ресурсов, на продажи грузовиков — отсутствие масштабных инвестиционных проектов, снижающиеся объемы грузоперевозок и недостаточная деловая активность в других отраслях экономики, похожая зависимость с продажами автобусов.

РЫНОК ОБРУШИЛСЯ И НАКРЫЛ ОБЛОМКАМИ ПРОИЗВОДСТВО

По данным Росстата, за 7 месяцев 2015 года с российских конвейеров сошло 774 тыс. легковых автомобилей — это на 26,1% меньше, чем годом ранее. Производство грузовых (включая LCV) автомобилей в январе-июле 2015 года составило 68,3 тыс. единиц, что на 21,1% ниже показателя годичной давности. Выпуск всех типов автобусов в России за 7 месяцев 2015 года снизился на 13,4% до 19,3 тыс. единиц.

В июле останавливали свои конвейеры на время летних каникул российские заводы Nissan, Hyundai, Ford-Sollers, Volkswagen, АвтоВАЗ, «ИжАвто» и «GM-АвтоВАЗ». Компания «Фольксваген Груп Рус» на две недели приостанавливала сборку автомобилей Volkswagen и Skoda на мощностях ГАЗа. Между тем General Motors полностью остановил производство на своем заводе в Санкт-Петербурге и начал его консервацию. «GM-АвтоВАЗ» с июля перешел на четырехдневный режим работы, который будет действовать до конца 2015 года.

Коммерческий транспорт, который, по сути, является средством для зарабатывания денег, первым реагирует на изменение экономического климата в стране. Сегменты коммерческого транспорта наиболее сильно пострадали и во время мирового финансового кризиса 2008 года, и в минувшем году, отмеченном сворачиванием бизнес-перспектив.

Вместе с тем не стоит оценивать ситуацию только в негативном ключе. В частности, положительно на отечественное производство влияет курс на импортозамещение и подорожание валюты. В результате преимущество получают автомобили российской сборки — 9 из 10 наиболее востребованных в России иномарок произведены в РФ, и это результат «промышленной сборки». Локализация зарубежных автопроизводителей в России приобрела особое значение как для продаж, так и для производства: в условиях падения рубля закупка комплектующих в национальной валюте позволяет сдерживать рост цен и сохранять маржинальность.

Меры государственной поддержки, разрабатываемые совместно с производителями и региональными властями, условно можно разделить на две категории. Это действующие меры и перспективные меры. К первой категории относятся так называемые промышленные субсидии — финансовая помощь производителям: компенсация затрат на удержание персонала, энергоресурсы, осуществление НИОКР и производство автомобилей экологических классов «Евро-4» и «Евро-5», возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов и модернизацию производства. Существенную помощь производству оказывают целевые государственные закупки на обновление парков спецтехники МВД, МЧС и других ведомств.

ГОСПОДДЕРЖКА ОБЕСПЕЧИЛА ТРЕТЬ ПРОДАЖ, БЕЗ НЕЕ БЫЛА БЫ ПОЛНАЯ КАТАСТРОФА

Правительство России намерено выделить автопроизводителям в третьем квартале 2015 года 4,824 млрд. рублей субсидий на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств. Кроме того, предусмотрено увеличение финансирования программы льготного автолизинга (с 2,5 млрд. рублей до 3,5 млрд. рублей).

Особое внимание уделяется развитию в России производства автомобильной техники, работающей на газомоторном топливе. Для этого предоставляются субсидии из федерального бюджета субъектам РФ на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. Всего в текущем году из федерального бюджета на эти цели направляется 3,7 млрд. рублей. Принимая во внимание сложную экономическую ситуацию, предпринятые государством меры помогут множеству предприятий, имеющих собственные автопарки, расширить ассортимент автотехники, в том числе на базе шасси «КАМАЗ».

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении дополнительных 5 млрд. рублей на компенсацию автопроизводителям части затрат на производство до конца 2015 года. Речь идет о компенсации заводам скидок, предоставляемых в рамках госпрограммы обновления автопарка (при сдаче старой машины в утилизацию или trade-in), которая действует с сентября 2014 года и продлевается уже второй раз. В марте правительство выделило на программу 10 млрд. рублей. По данным минпромторга, на 3 июля по программе обновления автопарка продано 160 тыс. автомобилей.

Эффективность и своевременность государственной поддержки авторынка очевидна. Госпрограммы работают и позволяют сдерживать падение продаж и производства, которое было бы значительно серьезнее, если бы все перечисленные программы не были реализованы. Можно утверждать, что господдержка обеспечила нам треть продаж в нынешнем году, без нее была бы полная катастрофа. Умение производителей работать в единой команде и в связке с региональными органами власти позволили автопрому сохранить надежды на дальнейшее восстановление производства.

РОСТА ПОКА НЕТ, НО РОСТКИ УЖЕ ВИДНЫ

Именно с этими мерами государственной поддержки мы связываем наши сдержанные ожидания о замедлении темпа падения рынка коммерческой техники во втором полугодии 2015 года. Приведу пример только одного из результатов таких мер: рост объема продаж автобусов в России за первое полугодие. И это благодаря субсидиям, которые получили производители автобусов и техники для ЖКХ на газомоторном топливе. Из федерального бюджета софинансировалось субъектам РФ до 30% объема закупок. Таким образом, производство автобусов увеличилось на 3,7%, а объем продаж увеличился на 12,5%.

К перспективным мерам государственной поддержки автопрома можно отнести инициативы по стимулированию потребительского спроса, над которыми мы собираемся продолжить работу. Будем настаивать на продолжении госпрограммы обновления автопарка и дополнительном выделении в 2015 году еще 5 млрд. рублей. С января по 19 июля, по данным минпромторга, по этой программе было продано 186 047 автомобилей. А это доказывает ее высокую бюджетную эффективность! Кроме того, есть предварительная договоренность о финансировании еще одного инструмента поддержки отрасли — программы льготного автолизинга, который увеличится на 1 млрд. рублей (до 3,5 млрд. рублей). В текущем году, согласно данным минпромторга, по программе льготного лизинга уже продано порядка 15 тыс. автомобилей. Внесение изменений в программу, по расчетам министерства, позволит дополнительно реализовать на льготных условиях льготного лизинга еще 6,4 тыс. автомобилей, как коммерческой техники, так и легковых автомашин, в том числе и для физических лиц. Еще 1 млрд. рублей планируется направить на дополнительное субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями автопрома для своих инвестиционных проектов.

Развитость и состояние рынка автокредитования является важнейшим фактором роста авторынка. В настоящее время российский финансовый рынок пока не может предложить покупателям автомобилей набор кредитных продуктов и стоимость, сопоставимую с показателями стран, в которых авторынки демонстрируют рост. Необходимо работать над совершенствованием программ утилизации и льготного лизинга. Кроме того, важно наличие налоговых льгот и сборов, к которым, например, относится налоговый вычет с приобретаемого автомобиля по аналогии с покупкой недвижимости и оплаты обучения, а также стимулирование эксплуатации экологически чистого транспорта. Стимулирование предпринимательства будет повышать спрос в целом на коммерческую автотехнику.

НЕТ ВРЕМЕНИ ЖДАТЬ, КОГДА ВОССТАНОВИТСЯ РЫНОК

Если посмотреть на региональный аспект промышленной политики, то ее эффективность обеспечивается прежде всего на местах. Татарстан — один из регионов, где успешно реализуются решения, принятые на федеральном уровне. Не случайно промпроизводство в республике в первом полугодии упало лишь на 0,8%. Сейчас нам важно обеспечить не только эффективное импортозамещение, которому есть яркие примеры (новые производства строительных материалов в ОЭЗ «Алабуга», новый маслозавод группы «Нэфис» и др.), но и продолжить курс на увеличение количества рабочих мест на предприятиях, повышение производительности труда и инвестиционной привлекательности Камского инновационно-территориального кластера, промышленных площадок Набережных Челнов, в которых сосредоточен огромный инфраструктурный и промышленный потенциал еще с советских времен.

Стоит напомнить, что именно благодаря участию Рустама Минниханова нам удалось убедить федеральное правительство в необходимости сохранить персонал и доходы работников ПАО «КАМАЗ» путем выделения 1 млрд. рублей федеральных средств для организации общественных работ и опережающего обучения.

Оказавшись в первой категории моногородов, Набережные Челны при поддержке врио президента РТ должны получить средства фонда развития моногородов в размере около 800 млн. рублей на развитие дорожной сети промышленной зоны, которая является основой реального сектора экономики автограда, гарантом его будущего развития. Мы заинтересованы в приходе новых инвесторов с максимальной локализацией производства. Если компания входит к нам с технологиями, хочет насыщать рынок, участвовать в госзакупках, она должна понимать, что необходимы не просто поставки, а организация производства, для этого мы должны снижать ее инвестиционные риски, создавая современную промышленную инфраструктуру.

Убеждена, что низкие издержки и высокая производительность труда позволят добиться того, чтобы российская продукция стала, конкурентоспособной. Для этого необходимо усиливать поддержку регионов в части осуществления ими инвестиционной деятельности в промышленности и предусмотреть соответствующие средства в расходах бюджета на ближайшие годы. Это будет способствовать развитию промышленности, поможет оперативно решать на местах общеэкономические и отраслевые задачи.

А то, что Татарстан сможет эффективно воспользоваться своим региональным авторитетом и лоббистскими возможностями на федеральном уровне, всем нам сомневаться не приходится! Ждать, когда рынок восстановится, у нас нет времени, поэтому будем вместе работать над привлечением в экономику республики как частных, так и государственных инвестиций.

Альфия Когогина

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.08.2015 10:12

    Всегда интересно ее почитать. Хороший анализ.

  • Азат Д
    29.08.2015 12:05

    "«Наш автопром давно покоился бы в бездне, если бы не господдержка»" - потому что у нас такие управленцы, и не сковырнёшь, сплошь "незаменимые".

  • Анонимно
    29.08.2015 12:30

    Наш автопром давно бы процветал если бы не доморощенные управляющие. Доказано Бо Андерсеном. Жаль его нельзя клонировать.

    • Анонимно
      29.08.2015 12:59

      всё правильно и в этом суть.

    • Анонимно
      29.08.2015 13:14

      Бо Андерсен получил Автоваз, который уже был вытащен из банкротства, Рено передал все технологии и инвестиции. Что ж тут не поуправлять. И кстати Андерсон плевать хотел на российских поставщиков. Все будет иностранное в вазе.

      • Анонимно
        29.08.2015 16:56

        Из какого банкротства он вытащил? Ваз пока генерирует убытки. Некоторые деньги даёт контрактная сборка. Они впереди пути. Но подход к разработке новых моделей, забота о простых рабочих (ты то про это не слышал) вселяет некоторый оптимизм. Если бы не 25 потерянных лет АВТОВАЗ был бы на ступень ниже корейцев и на две головы выше китайцев. Бо на примере группы Газ доказал свои компетенции. А ваши удащливые компетенции мы знаем. А то что как шелуха отлетают с ваза так называемые поставщики а по-сути пиявки паразиты это хорошо. Ведь большинство проблем ваза - это не качественные комплектующие.

  • Анонимно
    29.08.2015 12:32

    Все прибыльные производства вывели. Остался голый коммерческий транспорт на высококонкурентном рынке.

  • Анонимно
    29.08.2015 13:44

    если нет спроса - зачем поддерживать производителя, чья продукция ни до, ни во время, ни после кризиса не нужна реальному покупателю?Наверно, чтобы сдерживать движение рабочей силы туда, где реально есть работа и не хватает рабочих рук? Казань, Москва, далее везде. Нет мы их здесь еще на четверть века удержим искусственными вливаниями из гос бюджета.Ну и конечно, чтобы не искать представителям семейного бизнеса высших "менеджеров" новых мест работы. Право, столько десятилетий против ветра!

    • Анонимно
      29.08.2015 14:25

      Камаз занимает от 30 до 50% российского рынка гркзовиков. Может это иномарки не нужны раз их только 10 -20% покупают?

      • Анонимно
        29.08.2015 14:37

        по продажам?по доле среди других российских производителей?экономика не может функционировать если руку пришивают к ногеопределитесь по показателям, а потом защищайте пожизненный клан реальных владельцев Камаза

        • Анонимно
          29.08.2015 14:58

          По продажам всех грузовиков свыше 14 тонн. Там все производители, в том числе Вольво,Скания, Мерс и тд. Посмотрите статистику Автостата. Надо бы знать предмет обсуждения,а не делать голословные выводы.

          • Анонимно
            29.08.2015 15:24

            все понятно - именно они лидеры постоянно дотируются государствомПравильно?чем больше производишь-продаешь - тем больше убыткиПравильно?

          • Анонимно
            29.08.2015 15:35

            и еще в догонку1/ КАМАЗ имеет такие госзаказы, что общий объем продаж ничего не доказывает, ну и главное2/ если все так хорошо по продажам, то зачем они постоянно сидят на госпомощи в той или иной форме И еще один секрет рыночной, но не советской экономики - нужность товара/бренда доказывается доходностью, а не объемами

            • Анонимно
              29.08.2015 16:16

              Камаз все последние годы, заканчивал с прибылью по 4-5 млрд. Только в прошлом получилось меньше. Это по прибыли. Про госпомощь вообще смешно слышать. Нет ни одного госзаказа. Все утилизации, льготные лизинги и т.д. распространяются на всех производителей,в том числе и на Мерс и вольво,так как у них тут есть сборка. Все в равных условиях уже давно,как вступили в Вто. Единственное чем помогло государство - организовало временные работы, когда рынок упал, чтобы камаз рабочих не уволил. А Вольво просто 30% персонала в Калуге выбросило и все. Да еще госгарантии под облигации Камазу правительство выдало. Но это даже не деньги. А еще я вам напомню как американское правительство в 8 году джиэм спасало-просто несколько милиардов долларов дало.

              • Азат Д
                29.08.2015 17:39

                Без госзаказа которые оплачивает бюджет - силовые структуры и различные субсидируемые лизинговые схемы из бюджета – на сельское хозяйство, ком. службы и т.д. чисто на коммерческий рынок КАМАЗов сколько было продано и какая это доля от всего рынка?

  • Анонимно
    29.08.2015 16:52

    Если это Альфия Гумаровна писала ( а по факту дано было наверное задание службам собрать и обобщить информацию)- "внутренний рынок это слабое звено", то видимо какой то анализ провели. Может причитает на свою статью уважаемый депутат все комментарии. Не раз уже писалось, что самое слабое звено - это руководство по дилерской сети КАМАЗа. В очередной раз это руководство показало себя " у нас все замечательно, проблем нет на КАМАЗе- поиграем мы в "депутаты". Несмотря на сложнейшую ситуацию в руководстве дилерской сети ( делать больше им нечего - Руководство написано 4 года назад...., с умным видом будем в избирательной кампании участвовать. Делать вид "ой как работаем".

    • Анонимно
      29.08.2015 17:38

      + 1000. За три года ни одного положительного отзыва о работе данного подразделения ( дилерской сети). Дом состоит из блоков ( кирпичиков). Если один блок развалился - все рушится. Так и здесь. А хозяин, вместо того, чтобы этот блок заменить, все на него смотрит и смотрит....Мажет и мажет.

      • Анонимно
        29.08.2015 18:06

        Согласен. Для дилеров, основной костяк, которые были назначены еще при Самаренкине, на данное руководство по дилерской сети как то по фи.. смотрим и смотрим и улыбаемся и улыбаемся. Повидали уж чудиков.

    • Анонимно
      2.09.2015 10:38

      В том то все и дело, что Вы не раз уже об этом писали. По-моему, только Вы и пишите, создавая негативный образ подразделения. Может, разнообразим уже комментарии? Честное слово, чем вас так обидело руководство дилерской сети, что Вы в …цатый раз подряд один и тот же комментарий в разной интерпретации подаете? Мусолите и мусолите… Или заняться больше не чем? УТОМИЛИ…

    • Анонимно
      2.09.2015 11:24

      Ну хоть кто то с умным видом в избирательной кампании будет участвовать. Дураков и так везде полно... скрипят зубами и пишут пишут пишут сюда комменты злобные вместо того, чтоб делами заниматься полезными. Ой простите, вы наверное делаете вид: ой как работаю!

  • Анонимно
    29.08.2015 22:04

    Бо Андерсон продал корпоративные Инфинити,чтоб рабочим туалеты на вазе отремонтировать,когда Когогин свою авиаэскадрилью продаст?

  • Анонимно
    30.08.2015 08:29

    План 48000 грузовиков для более менее нормальной работы КАМАЗа , а по факту будет в этом году 22000 грузовиков. Что на это скажите топ манагеры КАМАЗа ?

  • Анонимно
    30.08.2015 17:55

    Спасибо МЧС,МВД,нефтянникам и газовикам иначе камазу и челнам пришлось бы объявить о банкротстве всего и вся существующего.
    Всей Россией вытаскиваем КАМАЗ а они бестолковые нормальный автобус с кондиционером для города не могут сделать. Вечно кто то мешает или виноват !!!

  • Анонимно
    31.08.2015 15:03

    т Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:“После суммарной потери 36% объема в первой половине года результат июля с минусом 27,5 % выглядит почти как хорошая новость. На самом деле то, что мы видим, - это результат низкой базы в соответствующий период прошлого года.Фундаментальное поведение автомобильного рынка продолжает разочаровывать, даже несмотря на то, что это происходит вусловиях неустойчивой экономики и снижающихся доходов потребителей. Стимулирование продаж, осуществляемое через инструменты государственной поддержки, а также самими участниками рынка, доказало свою действенность для предотвращения еще большего падения. Однако оно должно быть существенно усилено для того, чтобы развернуть тренд в противоположную сторону”.

  • Анонимно
    31.08.2015 15:05

    Если ослабление национальной валюты возобновится, бизнес окажется в тисках: удержать рост цен будет невозможно, а одновременно с этим снизится покупательная способность. Это негативно скажется на бюджетном и среднем ценовых сегментах продаж автомобилей.

  • Коро
    1.09.2015 08:08

    на самом деле, меня удивила автор. редкое для депутата благоразумие. полностью согласен с основными изложенными тезисами.

  • Анонимно
    1.09.2015 09:24

    Давно пора заменить когогина на Бу Андерсона может тогда чтото действительно измениться на КАМАЗе. За столько лет профукать все что было до них создано и ничего не создать кроме шильдика на мерседесовском грузовике.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль