Культура 
31.08.2015

Ренат Беккин: «Проблема мусульманских культурных мероприятий – размытая концепция»

В том числе и у мусульманского фестиваля кино...

Ученый-исламовед и бывший главный редактор литературно-философского журнала «Четки» Ренат Беккин в рамках Летней книжной ярмарки «Смена» в Казани прочитал лекцию «Ислам как литературный прием». Корреспондент «БИЗНЕС Online» послушал, как лектор рассказывал о знаковых для современной исламской литературы книгах, а также о премии и журнале, которые специализировались на мусульманских художественных текстах.

ЧТО ТАКОЕ «МУСУЛЬМАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»?

«Я буду рассказывать о мусульманской или исламской художественной литературе исходя из того, что она существует как явление», — начал Ренат Беккин. Первой книгой, которая получила широкую известность, стал «Исламский прорыв» Дмитрия Ахтямова. Биография этого человека почти неизвестна: вживую его мало кто видел, коллеги утверждают, что он погиб в Ираке во время вторжения США. «Книга была выпущена совместными усилиями издательств «Ультра. Культура» и UMMAH. Одним из предшественников книги «Исламский прорыв» была работа Дмитрия Нестерова «Скины. Русь пробуждается». Даже обложки этих книг похожи, только вместо человека в чалме там был соответствующим образом экипированный скинхед. Обе книги ложились в концепцию «Ультра.Культуры», книга Ахтямова вошла в серию Russkiy Drive и даже переиздавалась», — сообщил ученый.

Исламовед вкратце пересказал сюжет книги: это памфлет, написанный мусульманином-неофитом, который нацелен на пропаганду вероучения. Большая часть героев имеет характерную внешность — это голубоглазые высокие блондины в зеленых штанах, с горбатыми носами, миндалевидными глазами. Роман начинается с того, что к герою подходит один из голубоглазых блондинов в зеленой курточке и предлагает ему переосмыслить свою жизнь. Далее герой втягивается в серию приключений, где горцы борются против активистов и стукачей. Текст завершается крахом войск врагов.

«В свое время в критических текстах отмечалось, что эта работа по эффекту, который она производит, является скорее антиисламской, а не происламской. У человека-немусульманина она, естественно, вызовет негативную реакцию. Не случайно она была поставлена критиками на одну доску с таким одиозным произведением Елены Чудиновой, как «Мечеть Парижской Богоматери». Чудинова ставила иную цель — не апология ислама, а показ того, что может произойти с цивилизованным европейским миром вследствие исламизации. Но эффект получился один и тот же».

Другая важная книга для мусульманской художественной литературы — «Ислам от монаха Багиры», вышла в 2002 году. Задача этого текста скорее просветительская, а именно — рассказать о мусульманском праве в форме романа. Именно поэтому главным героем выступает шариатский судья, чьими действиями по ходу развития сюжета объясняются многие вещи, связанные с мусульманским правом.

Далее лектор рассказал о другой важной вехе для современной исламской литературы: «В 2005 году мы организовали премию «Исламский прорыв», она названа в честь произведения Дмитрия Ахтямова. Премии предшествовал конкурс переводов «Читая сладостный Коран» от издательства UMMAH, я предложил сделать полноценную литературную премию. Спонсором выступил соучредитель премии, главный редактор издательства UMMAH Аслам Эжаев. Мы долго обсуждали название, но спонсор предложил именно такое — и оно звучало вызывающе, агрессивно, привлекало внимание. Премия просуществовала полтора сезона. Прекратилась она в силу того, что Эжаев отказался «спонсировать «кяферов», которые ругают ислам и присылают свои произведения на премию, он категорически был не согласен с мнением жюри».

В жюри первого сезона премии оказались довольно известные в литературной среде люди. Председателем избрали писателя, переводчика и сценариста, главного редактора журнала «Дружба народов» Александра Эбаноидзе. Сергей Шаргунов и Ренат Беккин отвечали за публицистику, Илья Кормильцев — за поэзию, Александр Эбаноидзе и Эдуард Лимонов — за прозу.

Наибольший резонанс вызвало событие, связанное с объявлением шорт-листа. Прокремлевское движение «Местные» вышло на пикет с плакатами, на которых были написаны оскорбительные лозунги в адрес Кормильцева и Лимонова. На плакатах были приведены цитаты из произведения «Это я, Эдичка».

«Круг участников премии был широкий: общее количество всех работ превышало 150. Тогда только появлялись представления об исламском романе. Поэтому нам нужно было сформулировать, что такое «Исламский прорыв», чтобы авторы понимали, что мы от них ждем. Поскольку концепцию формировал я, постараюсь описательно объяснить что такое мусульманская литература. Это не литература, где фигурируют персонажи с мусульманскими именами или фамилиями. Это тексты, которые по своему духу соответствует исламу. Чтобы проще было понять, нужно вспомнить такого автора, как Гилберт Кит Честертон, «Отец Браун» — это классический пример католической литературы. Там отец Браун не только расследует преступления, в конце работы обязательно дается определенная мораль и подчеркивается превосходство его религиозных взглядов. Если провести аналогию, то исламская литература должна давать примерно тот же эффект. Это не должен быть религиозный памфлет, богословский текст — он должен быть художественным, в котором исламское мировоззрение демонстрируется с помощью положительных героев, читателю при этом не навязывается какая-либо догма».

Лектор вспомнил о проблемах с концепцией у других мероприятий с мусульманской тематикой: «На международном фестивале мусульманского кино существует такая проблема — концепция фестиваля абсолютно размыта. Когда учредители фестиваля отвечали на вопрос, почему показываются фильмы, которые не имеют никакого отношения ни к исламу, ни к мусульманам, они отвечали, что концепции отвечают все фильмы, которые несут в себе духовные ценности. На самом деле это отсутствие концепции. Исламская литература — это не литература духовного поиска, она несет в себе исламское. Не в смысле пропаганды, а в смысле героев-мусульман или находящихся на пути к исламу, которые демонстрируют позитивные ценности».

РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЛИЧНОСТИ АВТОРА, А НЕ САМИХ ТЕКСТАХ, ПОХОРОНИЛИ ПРЕМИЮ

Далее Ренат, как и обещал, рассказал, почему слово «прием» в названии лекции кажется ему уместным. Он привел в пример Сергея Исаева, победителя первого сезона премии «Исламский прорыв». Якобы бывший католический монах использовал ислам как прием — написал о себе как о мусульманине. Это вызвало интерес жюри, и автор заработал дополнительные очки, хотя национальная принадлежность в конкурсе не играет никакой роли. Потом выяснилось, что ислам он не принимал, а использовал прием для того, чтобы вызвать симпатию читателей. «Это стало одним из аргументов спонсора, чтобы уйти из организации премии, он ругался, когда ему присылали фотографии этого Исаева, где он на одном фестивале поэтов напился, например. Это было разочарование в авторах, а не текстах, что приблизило конец премии», — констатировал Беккин.

Лектор коротко описал произведения, которые также стали победителями первого сезона литературной премии: «Первое место мы решили никому не присуждать. Второе место заняла Светлана Чураева с повестью «Ниже неба». Она посвящена биографии башкирского художника, который воспитывался в традиционной мусульманской семье, но его всю жизнь тянуло рисовать людей. И его душа борется с тем, чтобы отразить прекрасное и не нарушить мусульманский запрет. Этот сюжет исламский, потому что отражена крайне важная проблема — запрет на изображение живых существ. Третье место заняли фантасты Игорь Алимов и Вячеслав Рыбаков с произведением «Дело непогашенной луны», это фантастический роман, где речь идет об отношении мусульман и иудеев. Очень позитивный, вдохновляющий текст. Особым призом был поощрен рассказ Глеба Павлоида «Шахидка». Он посвящен ингушской девушке, которая взорвала себя в метро, автор описал ее переживания и мысли перед терактом».

Далее исламовед рассказал о появлении литературно-философского журнала «Четки», главным редактором которого он являлся. По его словам, у них уже было представление о том, какие тексты там должны публиковаться. Также он поделился интересной историей о названии журнала: один дагестанский бизнесмен хотел его выкупить, хотя изначально команде, которая начинала работать над изданием, оно казалось слишком банальным.

«Журнал возник как продолжение премии, но был связан не с издательством UMMAH, а с издательским домом «Марджани». Журнал выходил почти пять лет ежеквартально. Какие произведения туда попадали? Тяжело соблюдать концепцию, когда речь идет об узкоспециальном журнале. Тем не менее нас выручали не только русскоязычные тексты, а, например, переводная иранская литература, там много текстов, которые соответствовали нашей концепции. У нас не было деления на суннизм, шиизм, тексты были про ислам как миропонимание. Основным нашим требованием к текстам было литературное качество».

Однако позже тираж журнала издательство решило сократить до ста экземпляров и печатать его в черно-белом виде. Беккин ушел из «Четок». Позже президент издательского дома «Марджани» искал людей, которые бы могли заняться этим проектом, но безуспешно.

«В журнале мы публиковали и такие тексты, которые могли вызвать неоднозначную реакцию, издательство почти не вмешивалось в нашу работу, хотя иногда вычеркивало какие-то моменты. Например, мы собирались издать отрывок книги Ильдара Абузярова «Хуш», и момент, где герой, извините, подтирается в библиотеке страницей из книги, нам пришлось убрать», — рассказал лектор.

По словам исламоведа, в издании не было никакой идеологии, в отличие от литературной премии. «Исламский прорыв» строился иначе — Южаев был и остается салафитом, который видит все под своим углом. У него, наверное, была задача пропагандировать ислам, но она не реализовалась. Большинство авторов-претендентов на премию вообще не были мусульманами. Кроме того, некоторые были фиктивными мусульманами или настроены антиисламски».

В завершение лекции Ренат Беккин отметил, что в середине нулевых было большое движение, связанное с мусульманской литературой. Потом оно пошло на убыль. «Я с удивлением узнал, что подобные проекты существуют, например, в Малайзии. Поэтому, по поводу возрождения премии и журнала, наверняка что-то подобное появится, но на пустом месте возникнуть ничего не может».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (7) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.08.2015 11:55

    Кто только не пытается заработать на исламской тематике, и кинофестиваль с порноактрисами и псевдописатели.
    У Беккина в тексте регулярно использовался мат и пошлятина. Вот и вопрос, а судьи кто?

  • Анонимно
    31.08.2015 14:33

    Известный в узких кругах теоретик исламских финансов перешел на исламскую культуру.

  • Анонимно
    31.08.2015 15:21

    Проза Беккина нравится. Особенно "Ислам от монаха Багиры". Помню, удивлена была вот с таким сюжетом:Шариатский суд определяет наказание человеку - сто ударов палкой.Но палка оказывается пальмовая ветка с листьями, и удары легкие _ палач не имеет право руку ударящую поднять выше своего локтя. Удар не с целью нанести физическую боль, а моральную - ведь это позор, когда прилюдно лупят пусть всего лишь пальмовой веткой, но у человека совесть непременно проснется, и ему станет стыдно, он станет на путь исправления. Герой же действительно из преступника стал благородным, и ему помог в этом шариатский суд.(Нам бы такой)

  • Дорогой Ренат!!!!!!!Почитал размышления и считаю написанную Вами статью блестящей её можно характеризовать выражением введённым английским поэтом А Попом как"Умная интеллектуальная беседа"Я лично получил удовольствие.Не знал что у Татарского народа имеются молодые соплеменники писатели такие мощные умом.Считаю расположение Вашей статьи БОЛЬШОЙудачей и находкой БО!!!!Ваших книг не читал и не имею в своей домашней библиотеке.Но обещаю Ваши произведения возьму на заметку.Татарская ЛИТЕРАТУРА и культура нуждается в молодых ТАЛАНТЛИВЫХ дерзких свободомыслящих писателях,которые не ЗАШОРЕНЫ лжеисторическими БАСНЯМИ о создании Российского государства в Советских школах.Татарский народ почти проснулся и народу как ВОЗДУХ нужны новые,молодые писатели,поэты,ИДЕИ,Мысли.Старая гвардия Татарских писателей выполнила свою миссию и должна войти в ПАНТЕОН бессмертных.Ветер перемен привёл Татарский народ к новому этапу цивилизационного развития,поэтому нужны перемены в мышлении всего Татарского народа.Для примера наш ВЕЛИКИЙ классикГабдулла Тукай можно сказать ГЕНИЙ!!Но от его произведений веетстраданиями,горестной судьбой Татарского народа.Думаю прошло время страданий и хватит страдать о прошлом нужно двигатьсяв будущее.Татарстан получил новый ШАНС и развивается в ногу со временем ДИНАМИЧНО.Необходимы перемены и движение в будущее не только в экономике но и в Татарской ЛИТЕРАТУРЕ Очень сожалею о судьбе Дмитрия Ахтямова.Да Татарский народ теряет своих ТАЛАНТЛИВЫХ сынов при защите почему то ЧУЖИХ интересов!!!И ещё я согласен с посылом что Ислам нуждается в защите и я бы сказал в РЕАБИЛИТАЦИИ.Так же считаю что на Западе на Ислам как на религию ведётся ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ идеолого-дезинформационная атака.Ну что же это можно считать началом войны КУЛЬТУРЫ Запада и Востока а так же можно считать как уже ДЕВЯТЫМ Крестовым походом.9 число символичное на востоке думаю, надеюсь что это ПОСЛЕДНИЙ поход так же закончится ПЛАЧЕВНО для организаторов похода как и предыдущие.Хочу отметить что вновь АГРЕССИЯ организуется с Запада.Мой пафос возможно немного смущаетно самое главное эти слова идут от Сердца от ДУШИ и искренни.Следует помнить что Татарский народ при динамике в сложных геополитических условиях обязан проявлять гибкость,выдержку и разум помня мудрость"Живущий в стеклянном ДОМЕ не должен бросаться КАМНЯМИ"И последнееобращаюсь к Вам с просьбой почаще писать на страницах БО Вы,Ваши мысли,идеи нужны Татарскому народу!!!Бик зур рахмат.

  • Анонимно
    1.09.2015 16:07

    Сам по себе ислам... нужен ли? Ислам, живой, объясняющий жизнЬ, ислам - как развитие духовных потребностей человека... Такой ислам - нужен людям.Отсюда видно, что проблема журнала является проблемой его духовного наполнения, содержания и что он дает людям для их культурного роста, духовного развития и просвещения.

  • Анонимно
    1.09.2015 22:02

    Кто все эти люди?? почему никто не работает на производстве? почему все резко стали "писателями", "мыслителями" и т.д.? Марш работать!!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen