Ретейл 
2.09.2015

Бум дешевой еды: спрос на продукты в Татарстане падает, а число магазинов растет

Французский дискаунтер «Атак» и сибирский «Светофор» открывают в республике 13 новых супермаркетов

Несмотря на то что татарстанцы, судя по данным официальной статистики, в кризис стали меньше есть, ретейлеры, работающие в сегменте эконом, все активнее раскидывают свои сети. «Ашан», которому принадлежит сеть «Атак», готов вложить в новые магазины 300 млн. рублей, не отстают и конкуренты. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят о переформатировании рынка: покупатели, доходы которых не поспевают за ростом цен, перетекают к дискаунтерам, а крупные сети стали активнее вытеснять локальных игроков.

ФРАНЦУЗЫ ИДУТ В ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в Татарстане до конца 2015 года откроется 8 магазинов сети «Атак» — супермаркетов, которые развивает французская ретейлер-группа «Ашан». Информацию газете подтвердили в компании.

Как уточнил заместитель директора по внешним связям компании Антон Толмазов, в Казани в настоящее время открыто три магазина «Атак». «В настоящее время идет работа по открытию еще 8 магазинов в регионе. Инвестиции в развитие сети в Татарстане за 2015 год составят порядка 300 миллионов рублей. Площадь магазинов — от 800 до 1,5 тысяч квадратных метров», — рассказал он. У уже работающих в столице РТ магазинов площадь торгового зала варьируется от 900 до 1,4 тыс. кв. метров. Где именно расположатся новые торговые точки, компания не раскрывает, ссылаясь на то, что некоторые объекты еще в стадии сделки.

Напомним, впервые о заходе французской сети дискаунтеров в регион стало известно в сентябре прошлого года, и тогда же открылся первый магазин в Казани. В магазинах этой сети акцент делается на большой ассортимент и свежие продукты. Особенность формата «Атак» в том, что в отличие от остальных игроков, которые предпочитают открываться на первой линии, французы работают внутри жилых кварталов.

Сегодня сеть «Ашан» также представлена в Казани гипермаркетами в ТРК Park House и ТЦ «Южный», а также гипермаркетом строительных и отделочных материалов «Леруа Мерлен». Весной этого года председатель комитета экономического развития Казани Ильдар Шакиров говорил, что торговая сеть «Ашан» планирует расширить свое присутствие в Казани, запланировав строительство двух новых гипермаркетов, 5 супермаркетов, а также развитие сети магазинов шаговой доступности. Однако компания это не подтверждает. «В ближайшее время открытия новых гипермаркетов в Республике Татарстан не планируется», — ответила нашей газете директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова.

НАРОДНЫЕ МАГАЗИНЫ В КРИЗИС

Также газета «БИЗНЕС Online» узнала о планах по охвату всей республики сибирской сети «Светофор». Мы писали об открытии нескольких первых магазинов сети в Казани в апреле этого года. Сеть позиционирует себя как «жесткий дискаунтер» — цены устанавливаются на 20% ниже среднерыночных, раскладка товара по системе «как на складе» при аскетичном исполнении торгового зала, работа с производителями строится напрямую. Средняя площадь магазинов — 1 тыс. кв. метров. Ассортимент — 2 тыс. наименований ходовых товаров продовольственной и непродовольственной группы. Магазины рассчитаны на нишу экономных покупателей.

Как рассказал нашей газете директор по развитию сети «Светофор» в Татарстане Вадим Попов, на сегодня функционируют два магазина в Казани, по одному в Волжске, Чистополе, Балтасях. В этом году открываются два магазина в Набережных Челнах, по одному в Казани, Альметьевске и Бавлах. Кроме этого, в этом году появятся два магазина сети в соседней Чувашии. «Площадь магазинов — от 800 до 1,2 тысячи квадратных метров, — уточнил Попов и прокомментировал развитие сети в кризисное время. — Кризис — не для простых людей, им, как и всегда, нужны покупки и еда. Наша сеть как раз предоставляет низкую цену и становится народной. В кризис люди начинают искать такие магазины, как наш».

Также выйти на рынок Казани планировала российская сеть гипермаркетов «Лента». Компания работает на рынке Татарстана с 2008 года, с момента открытия первого гипермаркета сети в Набережных Челнах. В 2014 году она расширила свое присутствие в РТ, открыв два гипермаркета в Альметьевске и Нижнекамске. В компании подтверждают, что интерес к расширению сохраняется. «В апреле 2015 года генеральный директор ООО «Лента» Ян Дюннинг провел рабочую встречу с мэром Казани Ильсуром Метшиным по вопросам развития компании на территории республики и социально-экономического сотрудничества компании и региона, — рассказала нашей газете менеджер по региональным коммуникациям компании Яна Могилева. — В ходе встречи обсуждались земельные участки для строительства собственных гипермаркетов сети, а также возможность размещения магазинов сети на арендованных площадях. Но конкретных планов по развитию сети в Казани пока нет».

«ДЕМПИНГОВАТЬ МЫ УЖЕ НЕ МОЖЕМ»

По данным компании «Infoline-Аналитика», только в первом квартале этого года по всей стране продуктовые ретейлеры открыли почти вдвое больше новых магазинов, чем за тот же период прошлого года. Почти весь прирост обеспечили крупнейшие сети. Например, «Магнит» и X5 Retail Group добавили на двоих 251,6 тыс. кв. м, что больше, чем ввели в строй все остальные торговые сети из первой десятки. Усиление экспансии торговых сетей, работающих в экономсегменте, сопровождается вытеснением местных игроков.

«Открытие дискаунтеров в кризис востребовано. Конечно, пойдет отток покупателей из обычных магазинов. Население с достатком около 10 тысяч рублей в месяц пойдет прямиком в дискаунтеры, — говорит генеральный директор ТД «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов. — Все федеральные сети будут развиваться в сегменте эконом, в первую очередь «Магнит», «Пятерочка». У них есть ресурсы, и возможности по сравнению с региональными компаниями гораздо шире. Проблемы в связи с расширением этих игроков будут у таких, как мы. Демпинговать мы уже не можем, будем работать с ассортиментом, искать производителей»

При этом расширение торговых сетей идет вопреки спаду оборота розничной торговли, который в январе-июне 2015 года снизился на 14,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. По продуктам питания спад в первом полугодии в республике составил 11,5%, по алкогольной продукции — 3,8%. Для сравнения: в России объемы розничных продаж продовольствия в годовом выражении сократились только на 9,1%.

В среднем по стране ударными темпами снижается потребление самых ценных с точки зрения калорийности и полезности продуктов: мяса, рыбы, молочных продуктов, фруктов и чая. Большинство этих товаров попали под действие продуктового эмбарго и существенно выросли в цене.

К сожалению, Татарстанстат дает информацию по обороту отдельных видов продовольствия только по состоянию на первый квартал. Так вот, в январе-марте этого года мяса татарстанцы покупали на 5,2% меньше, чем за тот же период 2014-го. Мясных продуктов — на 5% меньше. Потребление рыбы и морепродуктов сократилось почти на 10%. Животного масла — на 6,2%, растительного — на 5,7%. С сырами вообще беда. Их жители республики стали покупать на 12,8% меньше, чем в первом квартале прошлого года. Разве что с точки зрения здоровья нации может порадовать сокращение покупок сахара (на 13,8%) и кондитерских изделий (на 8%). Однако на 13% упало и потребление свежих овощей и на 12% — фруктов, что говорит о заметном оскудении холодильников.

Красноречивы и данные о тех продуктах питания, объем продаж которых растет. В плюсе — наиболее дешевая и непортящаяся еда, а также вкусовые добавки. Соли в первом квартале купили на 5,4% больше. Безалкогольных напитков — больше на 11,8%. Молочных консервов (сгущенка) и сублимированного молока съели и выпили почти на 19% больше.

«ОТКРЫТИЕ ДИСКАУНТЕРОВ ВОСТРЕБОВАНО»

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» объемы торговли в продуктовом ретейле и активность сетей в кризисное время.

Эдуард Юнусов — генеральный директор ТД «Челны-Хлеб»:

— Объем потребления населением продуктов зависит от уровня доходов. Доходы в кризис упали, и потребление упало. Если говорить про нас, в частности, есть небольшое падение, но это логично, поскольку увеличивается количество торговых точек и клиенты перетекают.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) ИХ «Финам»:

— Продовольственный ретейл (особенно работающий в низком ценовом сегменте) обычно устойчив к экономическим циклам. Розничные сети сегмента практически не демонстрируют падение lfl-трафика (количество чеков по магазинам, работающим больше годаприм. ред.). Средний чек также находится на стабильном уровне или растет в номинальном выражении. При этом проникновение современных форматов торговли в России значительно ниже не только по сравнению с развитыми странами, но и развивающимися. Таким образом, компании сектора сохраняют значительный потенциал роста за счет экспансии.


Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— Дискаунтеры сейчас, безусловно, крайне востребованы населением. Из-за низкой платежеспособности многие люди вынуждены переходить из среднего сегмента в эконом, поэтому очевидно, что дискаунтеры сейчас будут востребованы еще больше, чем раньше. В кризис сильные форматы укрепляются на рынке, а слабые вынуждены покидать рынок. Идут процессы поляризации.

Объем потребления продуктов питания в этом году несколько снизился, но в деньгах это легко перекрывается инфляцией, и выручка большинства ретейлеров растет по отношению к прошлому году в рублевой валюте.

Что касается непродуктовых сетей, кто-то закрывается и вынужден уйти с рынка. Например, сейчас в Санкт-Петербурге есть серьезные сложности у сети «Метрика». Уже запущена процедура банкротства, и хотя в компании утверждают, что это имеет отношение только к одному из юрлиц, мы понимаем, что это приведет к неминуемому закрытию каких-то магазинов. Но свято место пусто не бывает, и на место ушедших сетей приходят другие. Какие-то процессы в кризис ускоряются, и добавляется некий фактор риска и неопределенности, который кого-то заставляет остановиться в своем развитии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (67) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.09.2015 08:19

    А Бахетле..? А Бахетле тоже сейчас испытывает острые проблемы, потому что так и не смог со своим местным менталитетом выстроить грамотное управление и отладить бизнес-процессы!!!

    • Анонимно
      2.09.2015 08:56

      Что-то не заметил у Бэхетле "острых" проблем - как было в магазинах полно народа так и есть

      • Анонимно
        2.09.2015 09:17

        Это не так. Раньше в Бахетле ходили ради антисанкционного товара и их кулинарии. Теперь, когда их ассортимент такой же как в любом супермаркете, смысла туда ходить не вижу. Салаты жена сама делает не хуже, а только за пирогами туда не пойду.

      • Анонимно
        2.09.2015 09:51

        Посмотри (БО публиковал), как рейтинг Латыповой в Форбсе понизился, т.к. "обеднела" почти в 2 раза!

  • Алексей К.
    2.09.2015 08:34

    Вот только интересно, кто-то следит за тем, чтобы у жителей, как говорится "в шаговой доступности", были магазины? ??? Вот тот же "Магнит"... Открылся на ЖД, в одном здании с "Пятерочкой"... Открылся на Татарстане, где он уже четвертый "Магнит" на одном перекрестке ... И гипермаркет на Петербургской, видимо для юных велосипедистов, прыгающих через препятствия. Или в "Магнитах" расчитывают, что старушки будут отслеживать разницу цен в различных торговых точках сети и будут брать соль в одном магазине, а песок в магазине напротив?

    • Анонимно
      2.09.2015 10:56

      Алексей, Вы правы! Мы, старушки-пенсионерки, так и делаем! Представляете, стоят рядышком четыре-пять магазинов сети "Магнит", а разница в цене на один и тот же продукт бывает существенной. Вот так и бегаем целый день! Это же спорт в какой-то степени, зато коленки здоровее будут, а они для нас это всё! Не смейтесь, но надо же быть оптимистами, мы же комсомольцы-ленинцы в душе, чего и Вам желаю!

    • Анонимно
      2.09.2015 11:16

      вы недооцениваете бабулекони готовы на транспорте с пересадками перется на другой конец города потому что михална сказала что там сахар на рупь дешевле

    • Анонимно
      2.09.2015 11:39

      Напрасно иронизируете. Бабушки-старушки временем богаты, проезд по карте недорогой. Да ещё с удовольствием это делают - представляете их радость от маленькой победы над небольшой пенсией? И товар купили недорого, и "в люди" вышли.

    • Анонимно
      2.09.2015 13:57

      На Петербургской в обед офисные сотрудники активно покупают

  • Анонимно
    2.09.2015 08:38

    в жизни не пойду в эти атаки и ашаны. бехетле конечно поубавился ассортимент. действительно менеджмент страдает. на примере даже сыров фета из Белоруссии. шикарный сыр, а его не найдёшь. разбирают махом. все в агропромхолдинг. мясо там теперь можно хорошее найти. а выпечку дома надо делать. блины, кексы, торты. как в СССР. с детства всё сам пёк. чего и вам желаю. семья рада.

    • Анонимно
      2.09.2015 10:17

      Зря! Несколько лет закупался в бахетле на павлюхина. Теперь уже года 2-а в Ашане. Рекомендую! Выпечку в добропеке беру. Очень вкусно!

  • Анонимно
    2.09.2015 08:41

    Ну-ну...Из Санкт-Петербурга зефир, из Калининграда говядина в собственном соку, такие дешевые...

  • Анонимно
    2.09.2015 08:42

    За едой даже бомж придет и отдаст последнюю мелочь.
    Ашак продвигает свой бренд Каждый день (белая упаковка с зеленой полоской). Я уже зачечаю что в корзине у меня 30% товаров в белой упаковке ибо дешевле (демпинг?)

    • Алексей К.
      2.09.2015 09:25

      Так вопрос в том, кто это выпускает! Допустим "Дека" из Новгорода поставляет квас и в "Магниты" и в "Пятерочки" и в "Ашаны". Не иначе, разливают из одного чана, только наклейки разные ...

    • Анонимно
      2.09.2015 09:27

      товары собственной торговой марки (СТМ) - не требует рекламы и продвижения, соответственно более дешевая стоимость

      • Анонимно
        2.09.2015 10:18

        а ктонибудь читал состав этих СТМ?

        • Анонимно
          2.09.2015 13:00

          Да как правмло состав тот же, что и у соседних товаров.Например минеральная вода «Письменская» это и есть Вода Красная цена у Пятерочек и т.д.Можно смотреть по производителю, просто другая упаковка. И это нормально, зачем платить за бренд?

          • Азат Д
            2.09.2015 15:46

            У Магнита, товары сделанные для них, в Краснодарском крае, хорошего качества, можно сказать даже очень хорошего, по низким ценам. Например мороженное "стаканчик", прям как советское.

    • Анонимно
      2.09.2015 16:21

      Private label. Как уже было сказано, затраты на маркетинг почти нулевые + скидки от очень большого объема. Отсюда и низкие цены. Чем жестче дискаунтер, тем больше доля PL.

  • Анонимно
    2.09.2015 09:00

    В Челнах ситуация с дискаунтерами более плачевная, взять к примеру юнусовский Челны Хлеб, по их ценам складывается впечатление, что сеть закупает товар в Ленте или Магните, и, накрутив ценник, благополучно получает профит не затратив приличных денег на логистику.

  • Анонимно
    2.09.2015 09:06

    Светофор это жесть конечно, откуда они такие бренды товаров берут? Нигде не видел раньше.

  • Анонимно
    2.09.2015 09:25

    Подсказка пищевикам. В Казани остался всего один ТЦ икс эль где нет продуктового магазина.

  • Анонимно
    2.09.2015 09:26

    Мне нравятся универсамы верный, жалко что их мало в Казани, а вот в дербышках их два

  • Анонимно
    2.09.2015 09:29

    Почему-то вспомнился старый советский анекдот:
    30-е годы 20 века, анонимный звонок в ВЧК:"Алло, у Ивановых в квартире едят икру!"
    50-е годы, анонимный звонок в НКВД:"У Ивановых в квартире едят колбасу!"
    70-е годы, анонимный звонок в КГБ: "Алло! У Ивановых в квартире ЧТО-ТО
    ЕДЯТ!"

  • Анонимно
    2.09.2015 09:34

    я человек не богатый, но и не бедный. тем не менее не брезгаю дискаунтерами.но посетив светофор, который открылся рядом с домом на садах, я ужаснулся от ассортимента...так и не решился ничего взять кроме кваса и семечек. семечки надо сказать очень понравились)))))а.матросов.

  • Анонимно
    2.09.2015 09:48

    Волжск - это уже Татарстан?

    • Анонимно
      2.09.2015 10:50

      Почти Татарстан! Мои родственники там живут. Волжск входит в Казанскую агломерацию (но находится в Марий Эл). Как то так...

  • Анонимно
    2.09.2015 10:47

    к сожалению брать готовое выпечку,торты например, в Бах-е я теперь не решаюсь. Посмотрите на состав. В тортах за несколько сотен мало того, что химия, но и растительные жиры. В выпечке тоже что-то масло не видно. Может мне не повезло - неделя у них была неудачнойЯ понимаю, когда жиры и вообще не понятно что загоняют в выпечку в уличных пекарнях, но когда в дорогом магазине! жесть! туда ведь и ходили из-за того, что качество почти как дома

    • Анонимно
      3.09.2015 08:16

      верно и у них кругом в составе техническое пальмовое масло под красивым "растительные жиры" (

  • Анонимно
    2.09.2015 11:13

    что земляки "крым наш" не вспоминаем?гордостью переполняются сердца когда ценники подешевле высматриваем?

    • Анонимно
      2.09.2015 11:36

      Крымнаш,в любом случае!

    • Анонимно
      2.09.2015 11:55

      А при чём тут крымнаш? По уму было бы так наоборот из за Крыма некоторые категории товаров должны были подешеветь, здесь вина в наших барыгах и банкирах которые под видом санкций ценники взвинтили на исключительно российские же товары и народ никчёмный который не протестует и не переворачивает сложившуюся систему. Атаку кризис не помеха - развиваются, вкладывают, аптекам тоже.

    • Анонимно
      2.09.2015 14:54

      А при чем тут Крым наш и невозможность РФ обеспечить население качественными товарами собственного производства?Или вы по сырку по заграничному соскучились?

  • Анонимно
    2.09.2015 11:18

    а что там ужасного такого в светофоре?? планировали туда поехать просто)

  • Анонимно
    2.09.2015 13:10

    в АТАК на Габишева ПОСТОЧННО овощи и молочка уже дааавно простроченная и испорченая, которую разве что алкаши на закуску могут взять

  • Анонимно
    2.09.2015 13:58

    Лента хороший магазин

  • Анонимно
    2.09.2015 15:06

    Большинство товаров в этих магазинах, туфта. Килограммы упаковок, мусорное ведро не успеваеш выносить. Качественных товар нет... мяса и рыбы в первую очередь нет. Не вижу ничего хорошего и принципиально отличающегося от эпохи дефицита. Углеводы одни продают. Что толку от 3 десятков колбас если они из одно теста в прямом смысле.

    • Анонимно
      2.09.2015 15:39

      Кому суп жидкий, кому колбаса без мяса не нравится.

    • Азат Д
      2.09.2015 16:09

      Там продаются колбасы "Генеральские".Сервелаты нормальные "Дубки"(кстати тоже Саратовские как и "Генеральские"), от 500 р кг.Приведите пример что нормально, где и главное сколько стоит.

      • Коро
        2.09.2015 16:22

        никакая колбаса не сравнится с мясом. зачем вы ее покупаете?

      • Анонимно
        2.09.2015 16:42

        Сколько 1 кг мяса стоит? Производство? Наценка ритейла? Вы считаете что колбаса за 500 руб хорошая. Ну конечно в ней больше материала животного происхождения. Но дело даже не в этом. Ценность этой колбасы как источника белка? Много вы видели рекомендации спортивной медицины о включении колбасы в рацион. Или рекомендации диетологов. Какая тогда ценность этих ваших колбасс.

  • Анонимно
    2.09.2015 16:48

    Скоро нам никакие антисанкции и не понадобятся, досягаемость цен импортных продуктов останется в прошлом. В 90-е годы импортозамещение нам и не нужно было, всё было своё, но не было ничего на полках магазинов. Посколько в тучные годы проблема с полками решилась за счет ставшего комфортным курсом рубля к доллару, обратная последовательность приведет к тем же пустым полкам.

  • Анонимно
    2.09.2015 17:55

    все открывают магазины возле моего дома Ак барс торг закрывает свой магазин, все продает 50% скидкой, почему не понятно, сотрудники магазина говорят руководитель так решил

  • Анонимно
    3.09.2015 09:01

    Был в Сфетофоре в Волжске,сложилось мнение ,что это конфискованный товар.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль