Машиностроение 
4.09.2015

Сенсация из Пекина: как Сергей Когогин прыгнул за Великую Китайскую стену

КАМАЗ хочет продавать каждый 10-й грузовик в Поднебесной, а в Челны оттуда приходит производитель легковушек с $1 млрд. инвестиций

Стратегический пакт заключило накануне, прямо перед очами Владимира Путина и Си Цзиньпина, руководство КАМАЗа: автогигант налаживает в КНР производство и сбыт грузовиков, а китайская компания Hawtai Motor Group разворачивает на Каме производство легковых авто. Масштаб намерений поражает воображение: в перспективе камазовцы намерены выпускать в Поднебесной до 50 тыс. грузовиков — больше, чем сейчас в Челнах, а китайцы замахиваются на 100 тыс. автомобилей с 60% локализации.

КАМАЗ выходит на рынок тяжелых грузовиков Китая
КАМАЗ выходит на рынок тяжелых грузовиков Китая

...И РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ

ПАО «КАМАЗ» и китайская компания Hawtai Motor Group Co подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продажам грузовиков «КАМАЗ» в Китае и легковых автомобилей Hawtai в России, сообщила накануне пресс-служба челнинского предприятия. Производство легковушек будет организовано на площадях КАМАЗа. Для выпуска грузовиков планируется построить новый завод в Тяньцзине. Продажи будут идти с использованием товаропроводящих сетей друг друга. КАМАЗ внесет в уставный капитал совместного предприятия свои производственные площади, технологии производства грузовиков и управленческие ресурсы. Hawtai предоставит СП-технологии и конструкторские разработки в области производства легковых автомобилей.

Для чего это нужно челнинскому автогиганту? «Рамочное соглашение направлено на поддержку нашей долгосрочной стратегии по диверсификации продаж и освоению новых быстрорастущих рынков, — объяснил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. — В кооперации с Hawtai Motor Group Co мы получаем возможность выхода на перспективный рынок тяжелых грузовиков Китая, где с помощью наших партнеров сможем найти новых клиентов. Наша цель — достичь здесь продаж 50 тысяч автомобилей в год». Для сравнения заметим, что за весь прошлый год КАМАЗ продал 38,9 тыс. грузовиков.

«Соглашение приведет, во-первых, к дополнительной загрузке КАМАЗа, что не может не радовать, потому что экспортные рынки для нас сейчас становятся ключевыми», — дополнил шефа в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. Напомним, что за первое полугодие 2015-го КАМАЗ в 2,8 раза увеличил поставки грузовиков в страны дальнего зарубежья по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но объемы пока не идут ни в какое сравнение с заявленными планами. Основным рынком стал Вьетнам — 260 авто, а в целом экспортные поставки составили 2 256 машин, что на 2,6% больше, чем в первом полугодии 2014 года.

«Это и значительная загрузка наших мощностей, поскольку комплектующие детали будут производиться на КАМАЗе, — продолжает Афанасьев. — Открытие производства легковых автомобилей приведет к созданию дополнительных рабочих мест в Набережных Челнах. Плюс у местных предпринимателей появится дополнительная возможность сотрудничать с китайцами по поставке комплектующих... Этим соглашением мы продвигаем наши грузовики на зарубежные рынки, в первую очередь на китайский, который по праву считается крупнейшим в мире». Афанасьев пояснил, что на начальном этапе сборка в Китае начнется на уже имеющихся площадях, а в перспективе будет строиться новый завод. Из источников, близких к руководству КАМАЗа, «БИЗНЕС Online» удалось узнать, что за первые 3 - 5 лет челнинский автогигант планирует выйти на объем продаж в Китае в 10 - 15 тыс. грузовиков в год, что тоже выглядит фантастикой.

КАМАЗ — одна из самых известных марок грузовых автомобилей в мире, знают их в Китае, так что спрос на них там может быть довольно высоким
КАМАЗ — одна из самых известных марок грузовых автомобилей в мире, так что спрос на них в Китае может быть довольно высоким

ЕСТЬ ШАНСЫ СТАТЬ ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ МАРОК В КИТАЕ

Комментируя «БИЗНЕС Online» соглашение, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предупредил, что здесь нельзя допускать распространенную ошибку — жестко соотносить договоренность с текущей экономической ситуацией, то есть привязывать будущий проект к настоящему времени: «Неизвестно, когда завод будет введен в строй, а за это время может измениться очень и очень многое в экономике, не только в ней. При оценке данного проекта нужно исходить из среднесрочных и долгосрочных перспектив, и если с этих позиций его оценивать, то он важен для российской компании. Во-первых, он диверсифицирует производство как по продуктовой линейке, так и в географическом плане. Во-вторых, это позволит увеличить выручку, что благоприятно отразится на капитализации компании. В-третьих, производитель может приобрести новые компетенции, получить новый опыт, который может быть использован в основной деятельности».

Выдержит ли КАМАЗ конкуренцию на китайском рынке? Как рассказал Афанасьев, в год там продается 500 тыс. тяжелых грузовиков, спрос на них постоянно растет. Он уверен, что подписанное соглашение для завода — «реальная возможность увеличить продажи на одном из крупнейших рынков мира».

Весьма оптимистично смотрит на перспективы и Баранов: «КАМАЗ — одна из самых известных марок грузовых автомобилей в мире, знают их в Китае, так что спрос на них там может быть довольно высоким. Конкурентами их в Поднебесной будут почти все остальные мировые производители, но у нашего предприятия есть все шансы не просто выйти на рынок, но и стать одной из ведущих марок там. И заявленные цифры продаж в 50 тысяч машин в год могут быть только началом, потом объемы могут увеличиться. Модельный ряд КАМАЗа в КНР может быть весьма широким, но не исключено, что на заводе помимо самых ходовых моделей будет собираться и различная спецтехника, в которой КАМАЗ — один из мировых лидеров».

НЕ ХУЖЕ ЯПОНСКИХ?

В чем интерес китайцев? «КАМАЗ входит в число ведущих мировых производителей грузовиков (11-е место в миреприм. авт.). Используя преимущества КАМАЗа в грузовом секторе и наши технологии в легковом автомобилестроении, Hawtai Motor Group Co будет расширять свой бизнес в пассажирском секторе в России», — цитирует председателя совета директоров Hawtai Motor Group Co Чжанг Сю Гена пресс-служба КАМАЗа. По нашим данным, китайцы намерены довести локализацию производства своих легковых автомобилей на площадке в Челнах до 60%.

Корпорация Hawtai Motor Group Co создана в 2000 году. Центральный офис находится в Пекине, производство расположено на заводах в Ордосе, Тяньцзине и Шаньдуне. Дома компания выпускает два кроссовера и два седана. Hawtai сотрудничает с южнокорейской компанией Hyundai Motors, в том числе выпускала для нее кроссоверы Santa Fe и Terracan, пишут «Ведомости». Компания также производит дизельные двигатели и автоматические КПП. Ее партнеры — VM, ZF, Bosch, Intel, Pierburg, Magna, Honeywell. Hawtai также отметилась переговорами с производителем спорткаров Spyker о покупке прав на модель Saab 9-3 (в 2010 - 2011 годах компания Spyker владела Saab Automobile) и приобретении 30% акций шведской компании.

В прошлом году Hawtai уже вентилировала вопрос создания производства в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга» и готова была вложить в проект $1,1 млрд. и выпускать до 100 тыс. легковушек и кроссоверов в год. И вот — новый заход. Думается, справедливо рассматривать его в контексте предыдущих попыток экспансии китайских автопроизводителей на российский рынок. Они начались еще в середине прошлого десятилетия, но, предположительно, дело не удалось из-за позиции правительства РФ, на которую повлияло мнение отечественных производителей. Эксперты указывают на то, что сегодня в свете укрепления российско-китайского сотрудничества негласный запрет на предоставление китайцам режима промышленной сборки снят. Производители из КНР заявляют о планах открыть в России производство, ищут партнеров и площадки.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель отдела Lifan компании «Триал-Авто» Владислав Куранов, китайцы сейчас ищут место, где можно заработать имя на массовом недорогом автомобиле, как в свое время корейцы: «Китайские машины сейчас по качеству в принципе как американские и европейские, не хуже японских, просто статуса нет. Поэтому китайцы ищут нишу, где заработать имя на массовом недорогом автомобиле. Скорее всего, завоевывать имя начнут с России: в Европе это нереально — там очень узкие ниши, совсем другой рынок».

НЕ НАДО ПУГАТЬСЯ КИТАЙЦЕВ

Но как быть с традиционным российским недоверием к китайской продукции? «Конечно, недоверие к китайским автомобилям наблюдается, — согласен Куранов. — Но, смотрите, каждый второй россиянин пользуется айпадом или айфоном, который сделан в Китае, на китайских площадях и китайскими руками. И при этом мы до сих пор пугаемся китайцев! Они просто не завоевали бренда надежности. И дело, скорее всего, не в узлах и агрегатах (это у них давно очень хорошо), вопрос — в лакокрасочном покрытии. Если китайцы решат эту проблему, будут вне конкуренции по цене и качеству. Причем гарантийный ремонт сегодня перестал быть проблемой. Учтем и то, что собранные в России автомобили будут на 15 - 25 процентов дешевле, чем в Китае».

Баранов придерживается иной точки зрения: «Китайские автопроизводители известны у нас, но все же в меньшей степени, потому что автомобили из Поднебесной вышли на российский рынок слишком поздно. Как правило, машины из КНР — это копии моделей ведущих мировых производителей, оригинальных собственных разработок почти нет. А наш потребитель уже познакомился почти со всем, что выпускает мировой автопром, естественно, у него возникает законное чувство недоумения при взгляде на китайскую продукцию: к чему покупать копию, когда есть возможность купить оригинал?! Если нет средств приобрести новую машину, можно купить подержанную, которая все равно окажется лучше новой китайской копии... Конечно, китайские автомобили покупают в России, но все же доля их незначительна, вряд ли она сможет значительно вырасти, ведь потребители уже давно познакомились с продукцией ведущих мировых автопроизводителей и сделали выбор в ее пользу. Собственно, именно этим и объясняется такое снижение продаж китайских автомобилей в России. Тем не менее в дальнейшем продукция китайских автопроизводителей будет пользоваться спросом в нашей стране, в первую очередь потому, что существует значительный неудовлетворенный спрос на автомобили, но они, скорее всего, будут нишевым продуктом у нас».

Какие конкретно площади будут выделены в Набережных Челнах под производство китайских автомобилей, определится в ближайшее время, сообщил Афанасьев. «Отрадно, что в рамках нашей программы реинжиниринга площади высвобождаются, очень хорошо, что есть кому их отдавать, потому что иначе они бы пустовали и приходили бы в негодность, — отметил он. — К примеру, ЦФ КАМА (совместное предприятие КАМАЗа и немецкой компании Zahnrad Fabrik) частично размещается на территории бывшего завода двигателей». Напомним, что на недавнем петербургском международном экономическом форуме Когогин рассказал о том, что порядка 50% вложений инвестпрограммы завода приходится на реинжиниринг предприятия и, чтобы в нынешних экономических условиях кардинально не сокращать финансирование реинжиниринга, предприятие будет использовать механизм СП со своими партнерами.

Олег Афанасьев: «Соглашение приведет, во-первых, к дополнительной загрузке КАМАЗа, что не может не радовать, потому что экспортные рынки для нас сейчас становятся ключевыми»
Олег Афанасьев: «Соглашение приведет, во-первых, к дополнительной загрузке КАМАЗа, что не может не радовать, потому что экспортные рынки для нас сейчас становятся ключевыми»

ГОВОРИМ О СБОРКЕ, А ПОДРАЗУМЕВАЕМ...?

В связи с соглашением с Hawtai можно вспомнить недавние разговоры о возможной продаже акций КАМАЗа, в том числе и китайцам. В июне прошлого года гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал «Ведомостям» о снятии запрета на консолидацию в одних руках более 50% акций КАМАЗа. По его словам, сама госкорпорация доводить пакет до контрольного не намерена, а владельцы консорциума предлагают свои 23,5% акций не только Daimler, но и «китайским партнерам». Консорциум акционеров ведет переговоры с китайскими партнерами, с немецкими, сообщил Чемезов, но с немцами не договорились о цене.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Афанасьев подчеркнул, что подписание соглашения состоялось в присутствии первых лиц России и Китая. «А вообще, данный проект реализуется в рамках работы межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству», — отметил он. В связи с этим мы, естественно, не могли не напомнить о «китайском» заявлении Чемезова. «Это две абсолютно разные и не связанные между собой вещи, — заверил руководитель пресс-службы КАМАЗа. — По этому вопросу комментировать даже нечего».

Выдержит ли КАМАЗ конкуренцию на китайском рынке? (04.09.15-05.09.15)
11%Да, КАМАЗ в последнее время серьезно прибавил в качестве
11%Нет, челнинские автомобили проигрывают конкурентам по характеристикам
21%Да. Если КАМАЗ переймет у китайцев лучшее в организации производства и в технологиях, шансы достаточно велики
41%Нет, особого успеха не будет, это просто политические договоренности
16%Да, поскольку Китай, договариваясь о площадке в Набережных Челнах, заинтересован в успехе КАМАЗа у себя дома
Ваш голос учтен
Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (73) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.09.2015 08:17

    Китайцы слишком поздно? Как раз вовремя. Цены взлетели особенно у тех у кого нет локализации нормальной. Самое время заходить. Посмотрите как бюджетный Datsun продается. И китайцы при адекватной цене - на 20-25% дешевле конкурентов - пойдут хорошо. Основной момент - нормальная локализация, а не просто узловая сборка.

  • Анонимно
    4.09.2015 08:29

    Очередная сенсация на публику. Сила Сибири тоже была сенсацией и что?

  • Анонимно
    4.09.2015 08:30

    Если на китайское авто цену фиксирует 200 000 рублей то каждая татарстанская семья купит по две машины. И сбыт будет + для нефтяникам канал реализации бензина возрастете. ФОРТ выпускает авто за миллион а реализации нет. Что бы и китайскими так не было

    • Анонимно
      4.09.2015 08:40

      Вы купите китайское авто?? Я никогда

      • Анонимно
        4.09.2015 08:56

        сейчас найдется много людей, купящих хоть африканское авто по адекватной цене.да и те кто покупал китайцев не особо жалуются кстати. Единственно проблема - дилеров нет. В Казани на китайцах вроде только Фобос и Кайт Авто специализируется.

        • Анонимно
          4.09.2015 10:31

          Согласен. Знакомая приобрела китайский автомобиль несколько лет назад, вначале тоже так с недоверием смотрел. Но сколько уже ездит, ничего серьезного не произошло, все по мелочи, которые быстро устраняются в сервисном центре. Так что по качеству очень даже не плохие

          • Марат Ш
            4.09.2015 13:46

            Значит повезло Вашей знакомой. Если конечно, Вы это сами не придумали.

          • Анонимно
            4.09.2015 15:47

            продавать только замучается, кстати обслуживание вовсе не дешевое.Регулировать клапаны стоит 5000,а не 500 как на тазике

  • Анонимно
    4.09.2015 08:35

    Не получилось с Мерседесом. Жалко, господин Когогин. Теперь вместо технологий вас с потрохами съедят китайцы. Увы и ах.

    • Анонимно
      4.09.2015 08:59

      китайцы по качеству наверно нисколько не хуже камаза

  • Анонимно
    4.09.2015 08:42

    Вилами по воде писано

  • Анонимно
    4.09.2015 08:55

    Вообще ничего не понял!!!Как производителю грузовиков поможет производитель легковушек?И как производителю легковушек поможет КАМАЗ? фигня какая то

    • Анонимно
      4.09.2015 09:32

      Китайский производитель легковушек будет предоставлять свои технологии (двигатели и пр.узлы) для КАМАЗов китайской сборки. А китайские легковушки в Челнах будут ставиться на камазовское шасси. - взаимовыгодное сотрудничество!

  • Анонимно
    4.09.2015 09:08

    Нам больше то и нечего предложить Китаю за дружбу. Вот отдают то, что хоть какой-то имидж имеет за границами отечества. А так, Острава спорные уже отдали на дальнем востоке, были бы еще спорные территории тоже бы слили. Китайцы из нас сейчас все соки выжмут. Я родился на китайской границе, там местные никогда не доверяли этим хитрым соседям.

  • Друзья!!!Земляки!!!В последнее время пропаганда в СМИ и на ТВ ЦТ о успехах при заключении сделок зашкаливает.Напоминает сводки с ИНФОРМБЮРО СССР.Но РУБЛЬ всё слабеет и слабеет.Покупательская способность падает и падает.Население нищает и нищает.

    • Анонимно
      4.09.2015 10:52

      Ваши комментарии все скромнее и скромнее (это радует и радует).

  • Анонимно
    4.09.2015 09:14

    Да здравствует российско-китайская ОКА

  • Анонимно
    4.09.2015 09:49

    Кытайнын коллары булабыз закламый.

    • Анонимно
      4.09.2015 10:06

      татарлар болай да ярым кытай,ярым монгол,куркасы юк.

  • Анонимно
    4.09.2015 09:54

    Кстати, китайцы в свое время купили даже шведский VOLVO, и контрольный пакет акции теперь у них. Так что все возможно....

  • Анонимно
    4.09.2015 09:55

    В рамках визита Российской делегации в Пекин подписано несколько десятков рамочных соглашений в самых разных областях экономики. Год назад было то же самое... А из предыдущих переговоров до сих пор практически нет готовых контрактов

  • Анонимно
    4.09.2015 10:05

    ДА КОМУ НУЖНЫ ЭТИ КАМАЗЫ. БЕЗ ГРУЗА НЕ МОГУТ НА ГОРУ ПОДНИМАТЬСЯ А ТЕМ БОЛЕЕ С ГРУЗОМ ВООБЩЕ НЕ ЕДУТ. ЕСЛИ КАМАЗЫ БЫЛИ БЫ ХОРОШИЕ ТО ИХ ПОКУПАЛ БЫ ПСО КАЗАНЬ И ТАТАВТОДОР. ПОЧЕМУ ТО У НИХ ИНОМАРКИ И КИТАЙСКИЕ ГРУЗОВИКИ. ВОН ОДИН ФЕРМЕР КУПИЛ ВМЕСТО КАМАЗОВ 5 ГРУЗОВИКОВ ИНОМАРКИ. ХОТЯ МАШИНЫ НУЖНЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ДЕРЕВНЕ.

  • Анонимно
    4.09.2015 10:26

    Пока обратная ситуация. Китайские грузовики вытесняют КАМАЗы даже в РТ. В Казани 4-осные китайские самосвалы стаями катаются.

    • Анонимно
      4.09.2015 11:00

      Диво дивное! Убейте, но не верю , что Китай будет покупать старье под названием КамАЗ.

      • Анонимно
        4.09.2015 11:54

        Почему не будет? Вот вам пожалуйста технологии, чертежи, составы металлов и прочее. Теперь смотрим что в Китае: Э/энергия - 46 коп за 1 КВ (на пром предприятиях и у камаза наверное от 10 до 12 руб.), Бонусов топам нет, оборудование в основном роботизированное, рабочие по сравнению к камазу 1/10 по эффективности, налогов таких нет, схем ухода капиталов нет, руководства в таких объемах нет. Что на выходе: тот же КАМАЗ в 3 раза дешевле, качественно лутьше, 100% камаз. По з/частям то же самое - ждем наплыва дешевых и качественных китайских з/частей. В общем как говорил ПАН пипец камазу.....

  • Анонимно
    4.09.2015 10:43

    Очередной недалекий отверточный "прожект" Когогина. Китайцы Камаз кинут.Просматривается желание китайцев любым способом зайти на рынок России. А КАМАЗы в Китае не покупают. И не будут. Напротив, Камаз покупает китайские двигатели и агрегаты.

  • Анонимно
    4.09.2015 10:46

    можно у же зажигать свечку за упокой ВАЗа.

  • Анонимно
    4.09.2015 12:38

    Сдали российский рынок под красивой оберткой. Понятно, что российские камазы непроходные на китайском рынки, при этом также понятно, что китайский авто очень даже будут продаваться на российском рынке. Поэтому китайцы ничего не проиграли в этом неравноценном обмене

  • Марат Ш
    4.09.2015 13:39

    Только вот ведь не задача! Не хотят китайцы с нами рублями рассчитываться. За все им доллары подавай.

  • Анонимно
    4.09.2015 14:56

    Им Металл- нам пластмасса.

  • Анонимно
    4.09.2015 15:25

    Интересно, а Daimler не против такой сделки? С ними согласовали?А вообще китайцы в накладе не останутся - здесь их УЖЕ ждут площади, а в Китае завода для КамАЗа НЕТ - его нужно строить. Какие там 50 000 автомобилей? Да и сам грузовик китайцы будут выпускать (если будут) под своим брендом. Тоже мне, стратеги камазовские... опять всё прохлопали. Эх...

  • Анонимно
    4.09.2015 15:47

    Камаз, машина у нас пользующаяся спросом как ни крути, её хорошо знают, запчасти на каждом углу, куча надстроек и вариантов, для сельских дорог точно лучше нет, зарубежные все же кусаются по ценам. Вот вопрос как при постоянном известном спросе и в находясь в топе производителей эти умнейЩие или удаЩливые люди умудряются не выйти на нормальные результаты. Вывод один, живет он ради дотаций и рассовывания бабла по карманам, короче тьфу на их всех, смотреть тошно.

    • Анонимно
      4.09.2015 17:05

      Урал кстати прогрессирует,самосвал сделали по бездорожью думаю получше камаза будет

      • Анонимно
        4.09.2015 19:09

        Урал даже при 146% загруженности завода не сможет выпустить машин больше, чем на КАМАЗе при 2-дневной рабочей неделе

  • Анонимно
    4.09.2015 19:29

    Да если бы не дядя Сережа, все бы давно в Челнах встало. Дядя Сережа все необходимое делает для КАМАЗа. Трепать языками все умеют, реально те люди которые сейчас делают тут невероятные выводы, подняли бы КАМАЗ на ноги???? Так,что не гоняйте воздух в пустую и направьте свою энергию лучше в правильное русло.

  • Анонимно
    4.09.2015 19:31

    На КАМАЗе осталась одна без инициативная серая масса людей что в руководящем ,что в рабочем составе .все более или менее сообразительные давно его покинули .по первой дороге выросли цеха по производству и продаже запчастей. Никто не думает о перспективах ,всем высиживают оклады.

  • Анонимно
    4.09.2015 19:32

    Это один из способов поглощения КАМАЗа. Хотя от КАМАЗа, как такового, и так уже ничего не осталось - это пустой фантик, сборочный конструктор, довольно унылые корпуса. Печально, что немцам мы не нужны, а подбирают разграбленное предприятие наши азиатские братья, в стране которых СССР построил первый автозавод по сборке ЗИЛ. КАМАЗ достоин написания книги - "История одного завода, который исчез". Только вот завод-то исчез - а челнинцам куда податься?...

  • Анонимно
    4.09.2015 20:37

    не смешите народ....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen