Общество 
5.09.2015

Рафаэль Хакимов: «Казань постепенно становится шопингом впечатлений»

Как столица Татарстана приспосабливается к условиям экономической жизни XXI века

Когда туристы и гости едут в Казань, они хотят с собой увезти незабываемые минуты, именно за это они платят. Это и есть новая экономика, считает вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. Экономика впечатлений возникает на достаточно высоком уровне жизни, когда люди имеют все необходимое и готовы платить за дополнительные удовольствия. Преимущество Татарстана в его уникальности, своем неповторимом облике и мнении, которое не всегда совпадает с общероссийским трендом, считает автор «БИЗНЕС Online».

ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Если у меня есть тысяча идей, и только одна из них оказывается плодотворной, я доволен.

Альфред Нобель

«Какие остались впечатления от чемпионата мира?» — такой вопрос регулярно звучал в августе в многочисленных интервью на телеканалах Татарстана, и гости от спортивной темы быстро переходили к впечатлениям от города: «У вас так интересно! Город чистый! Народ дружелюбный». Когда туристы и гости едут в Казань, они хотят с собой увезти незабываемые минуты, именно за это платят. Это новая экономика.

Туризм как часть нашей экономики появился совсем недавно. Тысячелетие Казани подстегнуло интерес к республике. А затем Универсиада создала хорошую рекламу, вслед за этим начался туристический бум. Традиционно эту отрасль относят к сфере услуг, но ведь главное для туриста — не просто отдохнуть, узнать что-то новое, купить сувенир, главное — впечатления от республики, жителей, музеев, ресторанов, общения. Турист или гость увозит теплые воспоминания, которыми можно поделиться с другими.

Развитые страны проделали громадный путь от аграрной экономики к индустриализации, затем к массовому производству. Повышение производительности труда привело к сокращению занятости на селе и промышленности, сфера услуг стала основной для создания новых рабочих мест. Товарное производство быстро теряет свою добавленную стоимость, услуги оказываются более значимыми для получения прибыли. К примеру, уже сегодня главным продуктом становится не сам мобильный телефон, а приложения к нему. Некоторые фирмы к своим услугам в качестве подарка дают мобильник, который становится лишь поводом, а не товаром. IBM все еще выпускает компьютеры, однако это далеко не основное производство, оно нужно для деятельности по оказанию услуг.

Но и сфера услуг находится под угрозой. Так, предприятия, которые занимаются бизнесом через интернет, предлагают большие скидки как для покупателей, так и для предприятий. В результате масса посредников остается без работы. Еще один удар по сфере услуг наносит быстро распространяющаяся автоматизация. Сегодня она не щадит телефонистов, банковских служащих и т. д., как не щадила в XX веке промышленность. Мировая экономика не успевает насладиться очередными изменениями, как вслед за ними идут новые — на пороге массовая роботизация, причем не только промышленности, но и сферы услуг. Роботы не устают, они трезвые, работают качественно, становится неважным, где собран автомобиль Ford — в США или «Алабуге». Не успели развитые страны перейти к роботизации промышленности, началась персонализация товара, где существенно не просто массовое производство, а производство с учетом конкретных потребностей, нужны конвейеры не унифицированного товара, а с учетом индивидуальных запросов. А тут уже в полную силу набирает обороты экономика впечатлений. Товаров и услуг уже недостаточно, нужны впечатления. Татарстану, чтобы угнаться за мировым развитием, надо перескакивать через ступени или все их совмещать: аграрную реформу, промышленную революцию, развитие сферы услуг, роботизацию — и не мешкая переходить к следующей стадии — продаже впечатлений. Для этого нам самим надо измениться с помощью экономики трансформаций, когда «товаром» становится изменение кадров.

АДАМ СМИТ БЫЛ НЕ ПРАВ

Адам Смит не ценил труд актеров, шутов, музыкантов, оперных певцов, танцоров и т. д. Он рассматривал услуги почти как необходимое зло — он называл их «непродуктивным трудом», потому что услуги не подлежат физической инвентаризации. Он писал: «Труд даже ничтожнейших из этих людей имеет некоторую ценность, определяемую теми же принципами, что и любой другой вид труда; однако даже благороднейшие представители этих профессий не производят ничего, что можно было бы впоследствии купить и использовать для нового производства. Речь актера, выступление оратора, мелодия музыканта — все это рождается и умирает в одно и то же мгновение».

Но времена изменились. Люди не просто хотят пожениться, но сделать это во Дворце бракосочетания, свадьбу превратить в спектакль, снять целый фильм и сохранить его на память. Впечатления не умирают, если они значимы. И хотя само по себе впечатление нельзя увидеть или потрогать, люди его высоко ценят. В наше время изменилось понимание «потребительской корзины», куда вошли не только ценные для покупателя товары и услуги, но и ощущения значимых мгновений жизни. Люди копят деньги, чтобы поехать в другую страну отдохнуть, но не просто полежать на пляже, а совместить это с посещением интересных мест, завести новые знакомства, увидеть что-то невиданное.

Чай можно продать по-разному: в больших мешках, оптом, тогда он обойдется дешевле. Это как продажа сырья. Чай можно предложить в хорошей упаковке, и его не стыдно дарить. Можно устроить чайную церемонию и вкушать особые ароматы; а можно подать чай в особенном историческом месте, и он надолго запомнится. Я на всю жизнь запомнил кафе в Гаване, где завсегдатаем был Хемингуэй. Разве забудешь его стены, исписанные автографами знаменитостей! Для хозяина кафе я был всего лишь очередным клиентом, который заказал тот же коктейль, что и Хемингуэй, но он бережно сохранил всю обстановку того времени и создал незабываемое впечатление. Это дороже любых коктейлей.

Чаепитие можно превратить в незабываемое шоу, воспроизводящее появление чайной культуры в Татарстане, увязав его с «Чайным торговым путем» от Китая до Казани. На торговле чаем выросли самые знаменитые купцы и меценаты нашего города, например Александровы. Впоследствии и татарам разрешили заниматься чайной торговлей. До строительства Транссиба чай доставляли на верблюдах, и эта картина сама по себе достаточно красочна. Можно к этому привлечь китайские компании. В ходе чайного шоу можно награждать лучшие фирмы знаками отличия и продавать их чай в качестве сувениров. В этом случае мы уже продаем не просто изысканный чай, а особую атмосферу, главным становится не сам товар и даже не реклама, а театрализованное представление, которое и будут оценивать по достоинству.

Пивные фестивали в Баварии собирают толпы людей со всей Европы. Чем хуже чай? Попробовать изысканные китайские, индийские, цейлонские чаи от самих производителей захотят многие. Такой чай незабываем, за него не жалко заплатить никакие деньги, еще захочется увезти с собой сувенир, чтобы воспроизвести впечатления дома с семьей, соседями, друзьями, заодно показать виды Казани, новых приятелей. Ценность сувениров и их цена не только в изделии, но и в тех воспоминаниях, которые они несут с собой. Сувениры — это способ превратить впечатление в общение, передать его часть другим людям, это ниточка, связывающая человека с пребыванием в республике. На этой ступени экономики действует принцип «Самые лучшие вещи на земле — не вещи». Культура чая — важный элемент нашей цивилизации, о котором не мешает напомнить людям в достойном виде.

«У ВАС КРЕМЛЬ НОЧЬЮ КАК САХАРНЫЙ»

Казань постепенно становится шопингом впечатлений. Комфортность Казани начинается с аэропорта. Особенно это заметно после московской бестолковости и гонора. После Москвы простая вежливость воспринимается как благо. Знакомая москвичка, которая приехала просто так, призналась, что ей нравится ночная Казань: «У вас Кремль ночью как сахарный. Совсем не такой, как московский...» Ночная прогулка по центру города, ночная суета со своими ароматами надолго запомнятся, тем более что, вернувшись домой, люди окунаются в серые будни — от кухни до офиса и обратно, тошнотворный телевизор и редкие праздники с обильным возлиянием.

Казань — это разнообразная кухня, которая за последние годы сильно изменилась в лучшую сторону. В хороших ресторанах обслуживание и качество еды вполне соответствуют мировым стандартам и имеют свою изюминку в лице богатой татарской кухни. Рестораны по всему миру стараются найти собственное лицо, порой они оформляются тематически: рыбные с экспонатами на стенах, как в настоящем музее, и рассказами об особенностях рыбы и рыбалки; в Риме во дворе ресторана разыгрываются бытовые сценки, при этом из ближайших домов вдруг из окон выглядывают женщины и начинают громко ругаться с посетителями, да так, что вначале не понимаешь, это спектакль или на самом деле жильцы недовольны шумом. В Осло мне пришлось побывать в ресторане викингов — еда была, как в Средние века, отвратительная, но именно так питались в своих походах предки норвежцев, шведов, датчан. В Японии мы сидели в настоящем доме самурая, в глубине японского сада с золотыми рыбками в пруду, казалось, будто ожили гравюры Хокусаи. Но что меня особенно поразило — это сервировка ресторана, там знали о гостях из Татарстана и меню напечатали в тонах флага Татарстана. Я увез меню с собой. Какое внимание! Это не просто уровень обслуживания, а уважение к стране гостей.

Конечно, тематические рестораны уже не новость, им придется конкурировать, чтобы выжить. Для казанских ресторанов существует вполне естественный выход — это привязка к реальной истории города. Захватывающая тема меняет восприятие реальности гостем, он оказывается не просто в ресторане, а в исторической атмосфере, тогда может оказаться, что люди будут ходить за впечатлением, а заодно и ужинать.

За рубежом считается большой удачей, если ресторан находится в историческом месте, в старинном здании. Сколько снесли великолепных зданий в Казани, как хлам, старье, оправдываясь тем, что пришло поколение строителей. Кабинет министров изгалялся, изобретая причины для сноса исторических зданий. В одной из своих официальных записок я даже отметил, что по тем критериям, которые выдвинуты нашими органами для сноса ветхих зданий, надо начать с башни Сююмбике. Мое мнение не одобрили. Сейчас в старинных зданиях можно было бы разместить и рестораны, и магазинчики, и музеи, а их заменили безвкусными поделками эпохи нуворишей с малыми архитектурными формами. Прокурор республики не мог остановить эпидемию сносов и пожаров, снесли даже святые для любого татарина «Номера Булгар», зная, что задевают самые тонкие струны, но ведь так хотелось показать свою власть и продажность общества. Одна из несомненных заслуг нынешнего президента республики в том, что он решительно остановил эту вакханалию.

Казань — город-музей, город впечатлений, где каждый дом — история, где каждый ресторан вполне может иметь свое лицо, где магазины могут воспроизводить исторические сюжеты. Конечно, мировые бренды не нуждаются в рекламе, но сама торговля может стать маленьким спектаклем, ведь в центре города почти каждый дом — целая эпоха со своими судьбами, трагедиями, открытиями. Я появился на свет в Татарской слободе в доме Апанаева (там был родильный дом), как раз напротив нынешнего музея Тукая, затем жил в «Марусовке», где во дворе в двухэтажном доме под лестницей ночевал босяк Пешков. Эта улица тогда носила имя Молотова, который учился в Казани. Юношей, прочитав пьесу Горького «На дне», я ходил смотреть подвал дома, где происходили сцены пьесы (этот дом снесли). В соседнем дворе жил Киров, чуть ниже родились Шаляпин и Бауман, напротив нашего дома в 30-е годы жил Такташ, а наверху улицы, в угловом здании, Ульянов-Ленин играл в шахматы. Всего лишь маленькая улица, а сколько имен.

Казань — город великих свершений, в нем не надо ничего выдумывать, достаточно восстановить эпизоды из прошлого. Мы порой страдаем от избытка брендовых сюжетов, личностей, событий. Например, мало кто знает, что цветное телевидение изобрел казанец Александр Аполлонович Полумордвинов 5 августа 1900 года. В 1925 году его патент был продан английскому изобретателю Джону Бэрду, который пытался связаться с автором, но советское правительство не позволило. Любая другая страна отмечала бы этот день как интеллектуальное достижение, но у нас об этом даже не вспоминают. Сколько же у нас неизвестных героев!

В Казани невероятное количество памятных мест, которые мы пока еще не умеем достойно представить, но уже всем это интересно, всем занимательно, увлекательно, так отзываются гости. Музеи — это хорошо, но когда сам город становится музеем — это уже другой ракурс, другой взгляд на жизнь, это то, что нельзя увидеть ни в каком другом городе. Уолт Дисней построил волшебный мир, где живут персонажи его мультфильмов, где разворачивается волшебное действо, превращающее посетителей из наблюдателей в полноправных участников. Для каждого гостя актеры разыгрывают представление. Это замечательная находка Диснея. У нас же в городе живут люди, а не актеры, и о них гости отзываются как о приветливых, доброжелательных. Казалось бы, что может быть в этом такого особенного? Объяснение простое — надо вспомнить, чем нас пичкают по всем телеканалам России: все новости начинаются с обстрелов в Донбассе, терактов в разных странах, убийств и коррупции. Далеко не все граждане страны хотят участвовать в патриотических митингах «НАШИХ» против «КОГО-ТО», многие мечтают о созидательной атмосфере, когда люди не убивают других только за то, что они говорят на ином языке.

ТАТАРСТАН КАК «ВНУТРЕННЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»

Мне много приходится слышать отзывов тех, кто раньше бывал в Казани и вновь приехал: «Прошло всего несколько лет, а как город похорошел». Постоянное изменение — это особое впечатление. Мне самому не верится, что Казань так быстро строится. В юношеские годы мы часто купались под Фуксовским садиком и иногда заплывали к противоположному берегу Казанки, где начинались колхозные поля. Этим летом там проходил чемпионат мира. В нашей Казанке соревнуются пловцы со всего мира! Невероятно! Трудно представить, в каком плачевном состоянии был Кремль, когда мы разрабатывали концепцию его реставрации. Уже забылся день, когда тихо и незаметно покинул вонючие казармы военный гарнизон, простоявший там со времен Ивана Грозного. За это время выросло целое поколение молодежи, мы незаметно привыкли, что Кремль ночью сказочный, что целые кварталы в городе вырастают за один год, чемпионаты стали обыденностью, что в наших супермаркетах можно легко встретить мировые бренды, что звезды спорта, кино, шоу-бизнеса охотно приезжают в Казань, а иностранные делегации едут по делам сплошным потоком. Значит, можно без злобы и конфликтов двигаться вперед. В последние годы на научные конференции в Казань едут охотно и за свои деньги с тем, чтобы не только обсудить какие-то научные проблемы, но увидеть Казань, Болгар, Свияжск, чтобы воочию убедиться, что Татарстан преуспел, что он, действительно, становится в авангарде регионов страны и даже становится страной в стране или, как выразился в свое время писатель Василий Аксенов, «внутренним зарубежьем».

Мы еще не до конца оторвались от советской действительности и никак не перейдем к «товарному мышлению», предпочитая «коррупционное мышление», но пора уже переходить с товарного производства к экономике впечатлений, когда основным компонентом в цене становится не сам товар и даже не услуга, а впечатление. Иначе говоря, в товар надо закладывать последующее впечатление. Harley-Davidson даже звук мотора запатентовал — замечательный пример. История экономического прогресса заключается во взимании платы за то, что когда-то было бесплатным, в частности звук. 20 лет назад трудно было представить, что будут торговать землей в мешках или водой в баллонах. Сегодня готовы платить за впечатление, но оно возникает, когда есть уникальность, находящая отклик в душе покупателя. Человечество всегда стремилось к новым волнующим впечатлениям, чтобы расти, учиться, развиваться, совершенствоваться и меняться. В то время как мир движется по направлению к экономике впечатлений, все то, что мы получали раньше вне экономической деятельности, становится объектом купли-продажи. Это значимая перемена, и она означает, что мы платим за то, что раньше получали даром.

Покупатели впечатлений уже не совсем покупатели, они гости, а продавцы — шоумены. Как люди экономят на товарах, чтобы купить больше услуг, так и новые покупатели экономят время и средства на услугах, чтобы приобрести более ценные для них впечатления. И они однажды начнут «коллекционировать» впечатления так же страстно и увлеченно, как сейчас они коллекционируют вещи. Впечатления по сути своей личностны. Они затрагивают человека на эмоциональном, физическом, интеллектуальном или даже духовном уровне. Нет двух людей, которые получили бы одинаковые впечатления. Каждое впечатление возникает как следствие «соприкасания» обстоятельств и состояния человека. Самые сильные впечатления меняют восприятие времени, пространства и материи. Это совсем другая экономика и совсем другой «товар».

Экономика впечатлений возникает на достаточно высоком уровне жизни, когда люди имеют все необходимое и готовы платить за дополнительные удовольствия. Но вот что интересно: в Казань едут не только состоятельные и не для простого отдыха — все же наш город не Ницца и даже не Крым. Татарстан курортом не назовешь, но здесь можно увидеть другую жизнь, что-то особенное, чего нет в своем регионе. От нас все эти годы требовали быть как все, не выделяться, но людям интересно особенное, необычное, разнообразие культур, совместное проживание разных национальностей. Преимущество Татарстана в его уникальности, своем неповторимом облике, своем мнении, которое не всегда совпадает с общероссийским трендом. Уникальность, исключительность, которые дают хорошие результаты, становятся удивлением, новым ощущением, незабываемым впечатлением на фоне привычной рутины, которую навязывают клиентам массовые производители.

Она вселенной сущность и услада,
Красавиц века ханша и досада:
Лицом — жасмин и статью — кипарис,
Власами — цвет Божественного сада.
Волшба луны в ночи ее ресниц,
Вселенная ей поклониться рада.
Раб Сайф-и Сараи, тужить не надо:
Сам Бог дивиться ей — и ты дивись...


Сайф-и Сараи. ХIV век

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.09.2015 11:47

    Много опечаток. Особенно досадна - в последней строчке из Саифа Сараи. Можно не согласиться с некоторыми выводами автора из заданной им же темы. Сразу видно, что не экономист, и тем более не политэконом, не юрист... Но в целом затравка для обмена "ударами" комментаторов имеется.

    • Анонимно
      6.09.2015 09:33

      Извините, но не соглашусь с Вами.Опечаток мало (в пределах нормы), а "в последней строчке из Саифа Сараи" и вовсе нет.Можно оспорить только один вывод уважаемого автора.С экономикой впечатлений и шоп(п)ингом впечатлений в целом трудно не согласится. Все верно - люди так устроены. что хотят, желают, жаждут новых впечатлений.Иначе наступает информационный голод и смерть, биологическая смерть...Но что касается шопинга ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ впечатлений (яркий пример - создание в 1899 г. преподавателем Казанского Промышленного Училища А.А.Полумордвиновым прообраза цветного телевидения), то уважаемый академик глубоко ошибается.Как говорится, "не суди о людях по себе"...Уважаемый академик всю жизнь работал в науке, где интеллектуальные впечатления являются основой трудовой деятельности.Но ученых среди людей очень мало, даже среди "ученых".Абсолютное большинство людей при капитализме должны быть "квалифицированными потребителями" (иначе наступает экономический коллапс).И в первую очередь потребителями материальных благ - еды, одежды, автомобилей, бриллиантов, зубных щеток и т.д. и т.п.Все остальное, и в первую очередь ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ, только должно способствовать этому материальному потреблению.Что носит королева Англии Елизавета или королева порнографии и сатанизма "Мадонна", какой цвет моден осенью, а какой сегодня на вечеринке у местного олигарха, кто жил в том или ином городе, какая машина у президента ОАО "Рога и Копыта" и т.д. и т.п.К этой же категории относится и информация о великих научных и технических достижениях, сделанных в той или иной местности, но эффективность ее на порядки в 100, 1000 раз ниже.Не раз предлагал гостям Казани на выбор рассказ о "приключениях" золотого запаса Российской империи и историю атомного проекта в Казани.Абсолютное большинство выбирали первое.И это нормально - это нормальная реакция нормального среднестатистического человека.Ему (нормальному человеку) интереснее беседа о золоте, чем дискуссия о протонах,нейтронах, электронах и прочих голубых мезонах.Так и с примером создания устройства передачи цветного изображения на расстоянии без проводов преподавателем Казанского Промышленного Училища А.А.Полумордвиновым в 1899 г.Этой интеллектуальной информацией заинтересуется ничтожное количество "квалифицированных" потребителей, а затем они спросят где у Вас можно купить сувенир на памят о Казани, или где можно вкусно поесть, или где можно купить знаменитые казанские женские шубы и т.д.Кстати "сувенира" о создании в Казани в 1899 г. цветного телевидения нет...А вербальная интеллектуальная информация стоит очень дешево - небольшая часть зарплаты экскурсовода, ничего не понимающего ни в квантах, ни в электронах (обидеть никого не хочу - сам многое чего не понимаю, и это непонимание все больше расширяется... такова жизнь).И еще кстати.В Казанском Промышленном Училище было сделано много открытий, изобретений и кроме цветного телевидения (хотя сейчас смотрю на патент на изобретение, выданный А.А.Полумордвинову, и радуюсь за Казань).В Казанском Промышленном Училище были заложены основы нефтехимии, его учащиеся и выпускники запускали первое в мире промышленное производство твердых жиров, гидрированием ненасыщенных растительных масел, запускали первую промышленную установку по озонированию ненасыщенных соединений и многое, многое другое, чем может гордится не только Казань и Россия, но и весь научный и технический мир.Но в тоже время большинство казанцев не могут осознать те интеллектуальные, технические и технологические достижения, которые были сделаны в Казанском Промышленном Училище.Так в начале лета Казань праздновала 125-летие КНИТУ-КХТИ, который является приемником и продолжателем традиций КПУ, созданного в 1890 г.Так один комментатор (уверен, он считает себя "великим ученым", и действительно мог всю свою жизнь получать зарплату из бюджета, как "ученый"), как только не пытался оскорбить и унизить Казанское Промышленное Училище, его учащихся и преподавателей.Одним из "оскорблений" (как этот деятель считал) было сравнение императорского КСПУ с советским ПТУ.Хотя хорошо известно, что советские ПТУ были "кузницей рабочих кадров" могучей советской промышленности.И холодную войну проиграли не рабочие, которые самоотверженно работали на своих рабочих местах и создавали лучшую в мире советскую военную технику, а ученые и инженеры, не смогшие конкурировать с "западными" "коллегами" в плане создания дешевых, надежных и красивых кофеварок, стиральных машин, джинсов и т.д.Вывод может быть один - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ шопинг, к которому призывает уважаемый академик будет не рентабельным, убыточным.Большинство людей в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ шопинге не нуждается.Яркий тому пример - уничтожение практически всех домов и зданий, связанных с проживанием в Казани 7 (семи) Нобелевских лауреатов.Но для поддержания человеческого в человеке власти обязаны сохранять интеллектуальные достижения, сделанные в Казани хотя бы в виде зданий, домов и сооружений, где жили, работали, творили и умирали гении науки и техники.Предлагаю установить на доме, где жил в 1899 г. изобретатель цветного телевидения преподаватель Казанского Промышленного Училища А.А.Полумордвинов, мемориальную доску.На здании, где он впервые в мире передал цветное изображение на расстоянии без проводов, также надо установить мемориальную доску.Установит, как многие уже предлагают памятные знаки, например: "На этом месте стоял дом, в котором в 1941 -1943 гг. жил академик И.В.Курчатов"; "На этом месте стоял дом, в котором в 1941 - 1943 гг. жил Нобелевский лауреат такой-то" и так семь раз...Извините за эмоциональность - маюсь от безделья.Сейчас приедет старуха от внучек, найдет мне работу и успокоюсь.Статья затрагивает очень важные, глубинные вопросы человеческой психики и жизнедеятельности.Вот и заэмоционировал...Спасибо за статью, уважаемый академик Р.С.Хакимов.С нетерпением ждем новых статей.

      • Анонимно
        6.09.2015 18:38

        Спасибо за рассказ о Полумордвинове, всю жизнь живу в Казани, много чего знаю из её истории, но об этом человеке даже не слышал. Кстати, где расположен дом, где он проживал и работал?

        • Анонимно
          6.09.2015 20:51

          Старуха сегодня отпустила с огорода пораньше (хорошо колорадские жуки уже закончились и собирать их не надо, но надо собирать "урожай").Преподаватель Казанского Промышленного Училища А.А.Полумордвинов, первый в мире передавший цветное изображение на расстояние без проводов и получивший патент на это изобретение, жил в корпусе КПУ для преподавателей (ныне корпус "О" КНИТУ-КХТИ), а работал в главном корпусе КПУ (ныне корпус "Б" КНИТУ-КХТИ, ул. К.Маркса, 72).

  • Анонимно
    5.09.2015 11:55

    Полностью согласен с мнением уважаемого человека. Даже сегодня, когда из исторической архитектуры имеем то, что осталось можно увековечить историю: в Кремле, на здании бывшего юнкерского училища нет мемориальной доски что там учился будущий маршал СССР Егоров, репрессированный в 1937г, на здании бывшего госпиталя не увековечено, что там в 1915 г лечился будущий маршал СССР и министр обороны СССР Малиновский, университет может сделать целую мемориальную стену о своих именитых выпускникам.... К чему все это перечисляю: согдняшний горожанин чтением краеведческой литературы себя не утруждает, но небольшая мемориальная доска с краткой информацией незаметно вносит свой вклад в эрудицию прохожего. Даже на месте утраченного памятника можно сделать информацию в виде малой архитектурной формы, например в начале улицы Ершова типа " здесь был рубеж обороны горожан при взятии Казани Пугачевым....". Ведь эта история . Однажды в фитнесе Корстона двум заезжим гостям рассказал, что отель находится на том месте, где происходили события описанные в рассказе Л. Толстого " После бала", реакция была очень заинтересованная, пришлось рассказать историю окрестностей видимых из окна зала.... Для городского бюджета такая историко- воспитательная миссия не должна быть обременительной, тем более, что это можно делать в рамках благоустройства.

    • Анонимно
      5.09.2015 13:01

      У вас очень хорошие познания и дельные предложения. Напишите их пожалуйста куда-нибудь - в мэрию, что ли.

  • Анонимно
    5.09.2015 12:41

    поддерживаю! хороший поступок, всё правильно сделал!

  • Анонимно
    5.09.2015 13:27

    Проживаем в Европе более 15 лет, последний раз уезжал с Казани с болью в сердце, как в свое время сказал П.И. Чайковский "За границей только тогда хорошо, когда хоть сегодня домой можно уехать". К сожалению обстоятельства не позволяют этого сделать.

  • Анонимно
    5.09.2015 13:31

    Казань очень уютный город. В сравнении с другими миллионниками, в нём действительность хочется жить. В самом Татарстане на фоне России цены с зарплатами проседают не так сильно. Есть все предпоссылки для развития туризма.

    • Анонимно
      7.09.2015 16:59

      Тоже с москвичами пообщалась в транспорте. Два интеллигентных дедушки с Арбата. Сказали, что приезжают второй раз. Город им очень нравится, все меняется на глазах. также отметили, что люди тут приветливые. После своей недавней поездки в Москву, да, у нас люди не такие высокомерные..

    • Анонимно
      8.09.2015 08:18

      Тоже с москвичами пообщалась в транспорте. Два интеллигентных дедушки с Арбата. Сказали, что приезжают второй раз. Город им очень нравится, все меняется на глазах. также отметили, что люди тут приветливые. После своей недавней поездки в Москву, да, у нас люди не такие высокомерные..

  • инженер
    5.09.2015 15:57

    Не понимаю повышенный интерес редакции к туризму, Казань явно не курорт, до ближайшего моря 2000км, это не Рим,не Париж,даже не третья столица,хотя и объявила о себе такое, по факту пребывания руководства РФ третья столица-это Сочи.Увеличение кол-ва туристов вызвано универсиадой и водным мундиалем,при проведении которых основная часть "туристов",-это спортивные команды ,чиновники и пресса,настоящих туристов мало.Если считать по такому принципу, потенциал увеличения "туристов" велик,можно за туристов посчитать и рабочих с близлежащих районов и деревень, ездящих на работу и за покупками в Казань.Казань должна развиваться не как туристический, а как деловой центр и центр притяжения татар.

    • Анонимно
      5.09.2015 19:45

      "Казань должна развиваться не как туристический, а как деловой центр и центр притяжения татар" ПОЧЕМУ ТОЛЬКО ТАТАР???!!! ВАМ ИЗВЕСТНО ЧТО В КАЗАНИ И ДРУГИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ ЖИВУТ?

      • Анонимно
        6.09.2015 02:41

        Будет вам, не надо ломиться в открытые двери. Да, здесь живут и другие национальности, но только для татар это единственная общая столица многомиллионного народа, расселенного по всему миру.

    • Анонимно
      5.09.2015 21:51

      Казань должна развиваться не как туристический, а как деловой центр и центр притяжения татар.===================== Деловой да ,но как татар нет желания. Видимо время не пришло еще до тонких материй . Буре .

    • Анонимно
      7.09.2015 11:47

      Придите с утра в Кремль в самый обычный день и посмотрите - сколько здесь народу. Простых людей - именно туристов -а не чиновников и тех, кто приехал в Кремль по делам

  • Анонимно
    5.09.2015 16:42

    За границей удовольствием слушаю музыку и песни местных народов, а вот в Казани предпочитают петь на праздниках на корявом английском. Приезжим интереснее было бы слушать татарскую музыку, ведь нигде кроме Казани этого нет!

    • Анонимно
      6.09.2015 02:44

      В прошлом году на площади Камаловского театра звучала татарская классическая музыка. Это было красиво и духоподъемно. А нынче культурную планку опустили до неприличия, на площади звучит дешевая попса.

    • Анонимно
      6.09.2015 23:17

      Да нет, как раз в парке FINA во время чемпионата было ОЧЕНЬ много татарской музыки, каждый день практически. Но насчет того, что это нравится приезжим, ну это на любителя, честно скажем))) Но что было, то было

  • Анонимно
    5.09.2015 18:32

    Скромное обаяние буржуазной Казани

  • Анонимно
    5.09.2015 18:52

    Автор прав.

  • Анонимно
    5.09.2015 19:10

    Заголовок какой-то корявый.И, хочется спросить автора: "Казанцы не жмут, не мешают экономике впечатлений? А то может, их выселить куда подальше?"

    • Анонимно
      7.09.2015 11:06

      Не жмут, не мешают. Некоторые даже вовлечены. Хорошо же когда твой город становится привлекательным для туристов.

  • raf
    5.09.2015 21:10

    В Казани надо развивать парфюмерную отрасль.Великолепные духи,если такое будет,долго будет напоминать о поездке в столицу Татарстана.

    • Анонимно
      5.09.2015 21:57

      развивай

      • Анонимно
        6.09.2015 02:58

        Вообще-то, raf прав. Вспоминаю свою командировку в Ленинград в середине 70-х годов. В те годы там был такой универмаг ДЛТ (Дом ленинградской торговли) недалеко от Невского проспекта. Так вот, стою там у прилавка парфюмерного отдела, желая привести своей девушке подарок из Ленинграда. А продавщица говорит: "Вот, молодой человек, какой чудесный запах у этих духов, "ШурАле" (ударение делает на А) называются". Я рассмеялся и говорю, что эти духи как раз в моем родном городе Казани и делают на парфюмерной фабрике "Аромат". Действительно, "Шурале" были отличные духи. К сожалению, сейчас их не выпускают.

        • Анонимно
          6.09.2015 13:52

          Да, интересно, любопытно и забавно, чем же пах Шурале? :))

        • Анонимно
          6.09.2015 13:56

          А мне нравились духи "Серебристый ландыш" казанской фабрики "Аромат"... С удовольствием бы сейчас купила. Жаль, что это невозможно.

  • Анонимно
    5.09.2015 22:35

    Есть показной фасад, а есть и двор. Надо объявить год дворов. Надо сначала создать условия для нас самих. Мне, например важнее, как мои соседи чувствуют себя в нашем дворе, а не как туристы чувствуют себя в нашем городе.

    • Анонимно
      6.09.2015 14:00

      Город - для горожан в первую очередь. И во вторую - для туристов.А то это напоминает дом, где хозяева живут ради гостей от одного визита до другого.Гости идут - прибираются. Никого нет - бамбук курят. Когда оживление наступает от внешних причин, это не есть правильно. Так жить нельзя, от гостей до гостей. Должен быть у города свой собственный внутренний смысл. Тогда и туристам будет интересно. Но туризм как самоцель -- идиотизм, уж извините.

  • Анонимно
    6.09.2015 07:28

    В правильном направлении мыслит автор. У Казани есть богатая история, такая история которой всякие Эмираты только завидовать могут. Но историю надо уметь продовать в красивой обёртке и за деньги. Мир прошёл эпоху индустриализации. Сейчас сфера услуг самое прибыльное дело. Казань может и должна стать турестической меккой всего СНГ.

  • Анонимно
    6.09.2015 09:18

    Казань в первую очередь должна быть для Казанцев. Еще мой прадед жил в Старотатарской Слободе, город по- праву мой родной. Но что сейчас? Здесь больше уважают туристов, все для их удобства. Плебейство какое- то. Всегда было мне в городе уютно, а теперь- нет. Уют только для чиновников и туристов. Дурацкие парковки мешают жить нормально, ни на рынок, ни в больницу не попадешь. Зачем я должен кататься на ОТ, если специально для удобства купил машину? Деньги в бюджет города не за счет жителей надо собирать. Видимо, это самый простой способ, а на другие- не хватает ума.

    • Анонимно
      6.09.2015 13:23

      Я думаю, езда внутри городам на личном автомобиле должна стать дорогим удовольствием, чтобы мегаполис не задыхался в пробках и от загазованности. Вот, к примеру, в целом в Нью-Йорке на 1000 жителей приходится 900 автомобилей, а на Манхэттене - только 100 автомобилей. Между тем, на Манхэттене живет самая богатая публика в мире, там среднегодовой доход на душу превышает $100 тыс. Но даже такие люди воздерживаются иметь автомобиль, ибо на Манхэттене это слишком дорогое удовольствие. В Нью-Йорке отличный городской транспорт и даже богатые люди предпочитают пользоваться им.

  • Друзья!!!Земляки!!!Уважаемый Рафаэль что то от НАПИСАНИЯ ФАКТИЧЕСКОЙ истории России и Татарского народа стал отходить!!Я ему предлагал темы по 17-19 векам про трудную жизненную судьбу Татар,Башкир мусульман писать при Царском РЕЖИМЕ,но он ПРЕДПОЧЁЛ Экскурсоводством заняться.Жаль какой ИСТОРИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ пропадает ВАЙ ВАЙ ВАЙ!!!!!

  • Анонимно
    6.09.2015 14:45

    татарский кулик ...

  • Ветер
    6.09.2015 21:26

    Спасибо Рафаэль Сибгатович!Вызывает уважение Ваша способность заглянуть за горизонт, невзирая на чьи либо пристрастия или желания. Ибо последние относятся к числу человеческих слабостей, а эволюция сложных систем необратима и тем более не оглядывается на людское мракобесие. Увы, но капиталистические джунгли не отмечены заботой о разжевывании процессов тектонических сдвигов, в них как и в непроходимых тропических джунглях выживает сильнейший.Новая реальность затронет множество жизненных укладов, трансформирует не только современный город и туристическую индустрию, но и самого человека. Последние исследования показывают, что западный человек в структуре своего потребления все больше и больше отдает предпочтение именно Впечатлениям и Эмоциям, о которых упоминает Рафаэль Сибгатович.

    • Анонимно
      6.09.2015 22:15

      Самое большое количество разнообразных "Впечатлений и Эмоций" испытывают кочевники.Раньше кочевники перемещались за зеленой травой (кормили скот и хочешь не хочешь получали новые впечатления и эмоции), а ныне "новые кочевники" перемещаются за зелеными долларами (правда, ныне они стали радужного цвета... и впечатления и эмоции при этом остались старыми - библейскими).Что касается "западных человек", то их ждут удивительно яркие впечатления и эмоции от встречи с миллионами беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока.Вперед, все за впечатлениями и эмоциями!Но надо различать впечатления и эмоции навязанные человеку и выбранные им свободно."Ветер" может быть и искусственным, а это уже другие впечатления и эмоции..

  • Анонимно
    8.09.2015 00:20

    Экономика впечатлений. Но для эконимики впечатления должны быть сквозными, от примитивных для гламурного, например, плебса до высоких впечатлений для глубоких людей. Нужны настоящие люди, чтобы создавать содержание такой экономики, другие, чтобы воспринимать эти посылы и культурные коды.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen