Культура 
5.09.2015

Владимир Шахрин, «Чайф»: «Протестный миф о русской рок-музыке создан СМИ»

Лидер знаменитой группы из Екатеринбурга уверен, что демократии не существует, и частенько предпочитает оставлять свое мнение при себе

Сегодня в 20:00 на площадке перед «Казань Ареной» состоится музыкальный фестиваль MegaFonLive, который организует компания «МегаФон». Главные герои феста — легенда русского рока группа «Чайф». Накануне концерта в эксклюзивном интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» неизменный фронтмен екатеринбуржцев Владимир Шахрин рассказал о 60-летних революционерах, появлениях в телепрограмме «Взгляд» и феномене «свердловского рока».«КРИТИКИ, КАК БЫ ТЫ НИ СТАРАЛСЯ, ВСЕГДА НАЙДУТ, КАК ТЕБЯ ПОКРИТИКОВАТЬ»

560x372_42.jpg
Владимир Шахрин: «Когда вдруг кто-то из моих коллег впадает в образ революционера, это выглядит неестественно, а молодой пацан-революционер — это нормально»

«КРИТИКИ, КАК БЫ ТЫ НИ СТАРАЛСЯ, ВСЕГДА НАЙДУТ, КАК ТЕБЯ ПОКРИТИКОВАТЬ»

— Владимир, вы в третий раз в Казани за этот год: был большой концерт в «УНИКСе», посвященный 30-летию группы, затем юбилей компании «Нэфис». И вот теперь праздник «МегаФона». Не слишком ли много для одного города, ведь поклонники должны успеть соскучиться по любимой группе?

— Если учесть, что это концерт не кассовый, а в свободном доступе, то нет. Тут у людей есть право выбора — кто не хочет, тот просто не придет, а кто не был на прошлом концерте, как раз смогут это сделать сегодня. К тому же тогда было лето, многие были в отпусках, на дачах, а сейчас люди вернулись, студенты приехали. Так что не вижу никакой в этом проблемы.

— Тем не менее все равно ведь найдутся люди, которые скажут, что вы зачастили и вообще у вас одни корпоративы, праздники. Что вы отвечаете на это?

— Да ничего (улыбается). 30 лет группе, и 30 лет находятся люди, которые что-то подобное говорят. Да, мы получаем вознаграждение за свою работу, но это же наша работа... Приходите на концерт и посмотрите. Я готов принимать претензии, что, мол, они играли плохо, они играли скучно, у них нет настроения, нам не понравилось. Это еще да. А вот за нас строить нашу жизнь... Ну извините, мы сами разберемся.

— А не бывает претензий, что за долгие годы репертуар «Чайфа» меняется мало, хотя альбомы выходят регулярно? Даже на концерте в «УНИКСе» прозвучало немного песен с последней пластинки «Кино, вино и домино».

— В таком случае такие же претензии можно было бы предъявить Ростроповичу, я думаю. Сказать: «Ну вот так всю жизнь на виолончели и будете «пиликать»?» Или нашим тенорам знаменитым, баритонам. Спросить, например, у Хворостовского: «Что, вы всю жизнь так и будете этот репертуар петь?» Саунд не меняется, звук не меняется, тот же симфонический оркестр.

Мы очень долго искали свой звук, искали именно вот это звучание «Чайфа», которое становится узнаваемым с первых аккордов. Точно так же великий Ростропович искал свой звук, чтобы, когда начинала звучать виолончель, люди говорили: «О, это звучит виолончель Ростроповича».

Что касается именно репертуара, то если говорить о концерте, посвященном 30-летию, это была одна программа, сегодня будет совершенно другая программа. Мы понимаем, что тогда пришли только поклонники группы, те, кто купил билет, кто следил за группой эти 30 лет. И на них была выстроена программа, на тех, кто знает наши песни. Поэтому мы играли 8 песен из нового альбома, играли и очень старые композиции, редкие. Сегодня на концерте, конечно, прозвучат более популярные треки. Но мы все равно при этом постараемся показать что-то из изредка звучащих песен. Я всегда ставлю себя на место публики, не на место критики. Критики, как бы ты ни старался, всегда найдут, как тебя покритиковать. А я иду на концерт Rolling Stones и понимаю, что очень хотел бы услышать вживую песню Angie или Satisfaction. Я понимаю, что от этой Satisfaction самих музыкантов уже тошнит, с 64-го года они ее играют. Но я пришел на концерт, я купил билет, поэтому я главный. Так что, поверьте мне, бывало иногда по юности, по глупости шли на поводу у критиков и думали: вот мы сейчас приедем, сыграем только новые песни. И это было большое разочарование для зрителей, потому что они хотят услышать известные песни.

19c538fcdcfb8c5c1e779d61562.jpg
Группа «Чайф»

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНА ВСЕГДА ТОТАЛИТАРНАЯ, ЛЮБАЯ, ПРОСТО ГДЕ-ТО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ГДЕ-ТО — В МЕНЬШЕЙ»

— А как вы изменились за эти 30 лет, кроме того, что добавилось седых волос? Сильно изменились ваши представления об окружающем мире?

— Жизненный опыт, вот этот рюкзак за спиной, он все равно загружается, он достаточно полный сейчас. В этом рюкзаке лежит огромный груз — это чувство ответственности. За эти 30 лет произошло так, что я стал старшим мужчиной в семье и отвечаю за всех: за жену, за детей, за внуков, стариков уже нет, к сожалению, но отвечал и за них. Поэтому некоторые вещи я не могу себе позволить, потому что на мне эта ответственность. Есть, конечно, какой-то опыт, который подсказывает тебе, что в каких-то ситуациях, там, где раньше я бы обязательно залез на баррикаду, на стол или еще куда-то и начал кричать то, что я думаю, отстаивать какую-то свою правду, сейчас мне это сложнее. Порой я этого не делаю вообще и оставляю свое мнение при себе, понимая, что ничего не изменю.

Я раньше наивно верил, что, скажем, есть какие-то справедливые государственные устои, где-то в мире есть государственная машина справедливая, что есть демократия. Сейчас я понимаю, что этого всего не существует, что это такой абсолютный миф и что государственная машина — она всегда тоталитарная, любая, просто где-то в большей степени, где-то — в меньшей. Что СМИ все кому-то принадлежат и выполняют чью-то задачу, их кто-то создает, для того чтобы решить свои дела. Радиостанции работают не для того, чтобы крутить для нас хорошую музыку, нет, они продают рекламное время. Это я теперь очень четко понимаю!

А музыка — это заполнение между рекламными паузами, и требовать от музыкальных редакторов чего-то особенного не стоит. Если у них хороший музыкальный вкус, будем слушать хорошую музыку, если дрянной, то будет музыка дрянная. Поэтому нужно заниматься своей жизнью, быть честным по отношению к себе, честным по отношению к окружающим, к своим близким, к тому, кто тебе действительно дорог. Это, конечно, ни в коем случае не значит, что я эгоист и меня не волнуют другие и их проблемы. Если понимаю, что могу помочь, с удовольствием помогаю. Если понимаю, что могу решить проблемы, вижу решение, с удовольствием ввязываюсь в эту историю. Но если я понимаю, что если я озвучу свое мнение, то ничего не изменится, честно говоря, промолчу. А вот раньше, да, не промолчал бы. Собственно говоря, вот, что поменялось.

— В начале карьеры вы, как и все отечественные рокеры, ассоциировались с протестом. Сейчас нет. Это сознательный выбор или получилось само собой?

— Протестный миф о русской рок-музыке создан опять-таки средствами массовой информации. То есть мы все писали песни, у нас были какие-то магнитоальбомы, которые нигде не крутились. А потом, в 80-х годах, началась перестройка, появилась программа «Взгляд», появились телевизионные дебаты. И им на этой волне нужна была музыка, они «выцепляли» из нашего репертуара очень немногие протестные песни. У нас их было, условно говоря, две — «Где вы, где, чья работа была в 30-е?», «Это религия завтрашних дней».

И когда нас приглашала программа «Взгляд», они просили сыграть именно эти песни. Виктора Цоя никто не просил сыграть «Восьмиклассницу», они хотели крутить «Мы ждем перемен». У него таких песен тоже было немного. У Бориса Гребенщикова, условно говоря, была песня «Этот поезд в огне», но никто не ставил «Аделаиду». И примерно у всех была такая история. А социально направленных групп, чисто социальных было немного. Это, пожалуй, были «Телевизор», отчасти «ДДТ», хотя были такие песни, как «Хиппаны», «Сегодня брошу пить» и прочее-прочее. Потому это такой миф.

С другой стороны, в рок-музыке был бунтарский дух, но он был в очень конкретных вещах. Вот я, будучи 15-летним пацаном, против чего выступал? Я хотел одеваться, как я хотел, я хотел читать книги, которые я хочу, хотел ездить по миру туда, куда хочу, я хотел играть музыку, которую хочу, встречаться с людьми, с которыми хочу. У меня этого не было, и я этого хотел. Вот был мой протест. И я всего этого достиг. Всего, что перечислил. Я ни разу не говорил со сцены: «Долой политическое устройство!» — или что-то про Брежнева. Я про это не пел. Мы просили понятных для себя свобод, и мы их добились. Если нынешним молодым людям этого мало и им нужно еще что-то, пусть они за это бьются, пожалуйста, я только поаплодирую. А так, 60-летний революционер выглядит достаточно смешно, и мы это видим, когда вдруг кто-то из моих коллег впадает в образ революционера. Это выглядит неестественно, а молодой пацан-революционер — это нормально.

— То есть артист должен быть аполитичным?

— Артист имеет право быть аполитичным, но точно ничего не должен. Если он артист, он никому ничего не должен. У меня до сих пор нет ни одного контракта, договора ни с кем вообще: ни с продюсерами, ни с выпускающим компаниями, ни с радиостанциями. Поэтому, в принципе, я чувствую себя абсолютно свободным и делаю то, что хочу. Мне никто не может сказать, что я должен петь и где я должен петь. Если бы не хотел выступать сегодня в Казани, как вы сказали, на большом заказном концерте, я бы этого не делал. Но мне это нравится. Мне нравится, что придет огромное количество людей, тех, кто по разным причинам не приходил на наши концерты раньше, скажем, не было денег или плохо знает группу, не готов был пойти на платный концерт. А тут они скажут: «Пошли, посмотрим, что это такое». И я понимаю, что у меня есть возможность показать себя и им. И вдруг они скажут: «Клевая группа, ну-ка давай посмотрим, что у них там еще есть, какие песни». И они найдут другие композиции, которые мы не играли на концертах.

«СМОТРИШЬ, МОЛОДАЯ ГРУППА, А ПОТОМ РАЗ — ИХ АФИШИ ВИСЯТ: «20 ЛЕТ ТУРУ»

— Вы сами не стесняетесь такого определения вашего музыкального стиля, как «говнорок». А сами вы что вкладываете в этом понятие?

— У меня нет такого термина в лексиконе, я не очень его понимаю. Я знаю, откуда он появился. В свое время была в Москве такая очень модная радиостанция, мы все на нее работали, они делали большие фестивали, а мы бесплатно играли на этих фестивалях. И потом в конце 90-х — начале 2000-х годов им показалась, что пришла новая волна мощных музыкантов, и они сказали: «Все, мы стариков крутить не будем. Мы теперь будем крутить только молодые группы, только их. Вот этих, которые на обложках журналов». И кто-то из их ведущих бросил фразу — «говнорок». «И все, кого мы не крутим, — это говнорок». Теперь все, кого они крутили, неизвестно где. Никто даже вспомнить названия этих групп не может. И журналы эти уже сгнили, а радиостанция находится на предпоследнем месте рейтинга. И они бы уже готовы всех нас позвать, но только мы не хотим звучать на этой радиостанции. Вот и вся история. Это такой юношеский максимализм, кто-то сказал: всех стариков в печь истории. Но ведь это все так быстро происходит. Смотришь, молодая группа, а потом раз — их афиши висят: «20 лет туру», думаешь, да она же еще молодая. Так что оглянуться не успеют, как сами станут «говнороком».

— А «свердловский рок» все еще существует?

— К моей великой радости, этот феномен еще существует. Удивительно! Если вы поедете в Екатеринбург, встанете на центральном перекрестке, я вас уверяю, за час вашего там нахождения вы насчитаете несколько десятков людей, которые пройдут с гитарными кофрами. У нас около 250 действующих групп, есть несколько десятков клубов, где они играют, есть фестивали, есть вторая, третья волна отличных екатеринбургских групп. И я могу сказать, что позавчера разговаривал с продюсером фестиваля «Нашествие», в следующем году будет 30 лет свердловскому рок-клубу, и я предложил один день фестиваля отдать свердловской музыке. Я просто написал на бумаге, что мы можем главную сцену на целый день закрыть нашими музыкальными «монстрами» и альтернативную сцену — молодыми группами. Сделать интересную программу только из наших групп. То есть мы в состоянии полсотни офигенных групп — и старых, и новых — поставить сейчас.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.09.2015 12:11

    продался, позорище... рок это всегда протест. да и к року не отнесешь их - советская эстрада!

    • Анонимно
      5.09.2015 12:14

      а кто не продался?Горшок с Летовым?

      • Анонимно
        5.09.2015 13:25

        Макар, Шевчук, Земфира, БГ... навскидку.

        • Анонимно
          5.09.2015 15:04

          про Макара - читайте "Машину с евреями", сказ про то как ему было тяжело в тоталитарном совке.

    • Анонимно
      5.09.2015 15:21

      Слова человека, который еще ничего в жизни САМ не испытал и не добился... А "Чайф" молодцы! За столько лет не разодраться и остаться людьми надо суметь... Так держать!!!

    • Анонимно
      7.09.2015 08:39

      Вова Шахрин и Валерия Пригожина - это совесть и гордость нашей эстрады. На них держится современное искусство России.

  • Анонимно
    5.09.2015 12:14

    Люблю их, одна из немногих неизменно актуальных и позитивных групп, так держать!;)

  • Анонимно
    5.09.2015 12:29

    "Легенда", "рокер"?:) - кефир конъюнктурный.

  • Анонимно
    5.09.2015 12:41

    Приспособился !!!

  • Анонимно
    5.09.2015 13:00

    Для меня эти ребята ничем не отличаются от всяких там кобзонов и т.д., шушера, одним словом. Да и словосочетание "русский рок" больше похоже на ругательство.

  • Анонимно
    5.09.2015 13:19

    Компромисс приходит с годами и зрелостью. Нужно понимать что протестами и попытками сделать мир лучше, ничего не добиться. Сначала себя переделать нужно. Крайность удел молодых. Глупо в возрасте молодится и строить отвязного бескомпромисного чувака.

    • Анонимно
      5.09.2015 23:56

      жить посовести для вастоже глупо. ну да сейчас в монде удащливые-умные смиренные - а остальные глупцы...

      • Анонимно
        6.09.2015 17:30

        А если вам нужно убить одного человека для спасения 10 это что? Были случаи на войне когда немец скрывал евреев от нацистов, от него реально зависела ихняя жизнь. Была ситуация когда он попал под подозрение и его решили проверить дали пистолет и сказали убить человека. Что бы вы сделали. ? Вы против такого компромисс перед собой. Скорее всего вы жизни не нюхали и летаете в своем илюзорном мире. Революционеры тоже думали вот снесем всех кто нам мешает станем жить лучше, снесли и что было потом, брат убивал брата , все ведь такие бескомпромисные. Жизнь все регулирует и все равно рано или поздно поставит вас перед ситуацией когда вам придется договариватся а это и есть компромисс. Не равняйте себя с богом, хотя и он пошел на компромис когда вас создал.

  • Анонимно
    5.09.2015 13:24

    По крайне мере или по "гамбургскому счету" честно для нас и перед самим собой.

  • Анонимно
    5.09.2015 13:26

    сколько ж наивных комментирующих на БО - жизнь прожить не поле перейти, а Шахрин - мужик! россиянин!

  • Анонимно
    5.09.2015 13:26

    А песни-то отличные ...

  • Анонимно
    5.09.2015 14:31

    Песни нравились, но всегда существовала еле уловимая непонятная фальшь, червоточинка. Это как безупречный на первый взгляд человек, которого знаешь много лет, но какой-то маленький штрих отталкивает в нем.Можно поднять публику дешевым приемчиком("Ой-ей-ой-ей..." - легко же повторять, если еще под пивко). Или пацанской песней про парня, вернувшимся с войны, а там "в окне погас свет" (все правильно, но что-то не так). Под приятную музыку - беспроблемные песни. Помню 15-летие на Первом канале, было интересно. Потом только стал понимать, что, если тебе предоставили там время - то ты приручен, а также для, чтобы слушали тебя, а не ДДТ, например. Можно и короче: поставьте рядом с ДДТ.Не удивлюсь, если еще в Единую Россию вступят.Впрочем, все на поверхности. Интервью накануне выборов.

    • Анонимно
      5.09.2015 15:05

      Шефчюк пацифист. Его лозунги мы не хотим войны нет войне смешны. Война не спрашивает она приходит. Можно ее не хотеть но лучше быть готовым. А кричать на концерте нет войне с такой милой добродушной улыбочкой как это делает Шефчюк, нелепо и смешно.

      • Анонимно
        5.09.2015 15:55

        Вы сначала поездите по горячим точкам столько, сколько проехал Шевчук, а потом про свою улыбку вспомните... Денис

        • Анонимно
          5.09.2015 18:50

          И откуда у вас информация про поездки Шевчука по горячим точкам, лично с ним ездили, что так уверенно заявляете?

          • Анонимно
            5.09.2015 20:13

            В кругу Шевчука друг другу доверяют, у нас нет КГБшных замашек провоцировать на слабо и все кроме президента и иже с ними знают кто такой Юра музыкант..Денис.

          • Анонимно
            5.09.2015 23:58

            в чеченские обе компании он там много времени провел, пока вы еще под стол пешочком бегали, а чайф кефирчик на корпоративых попивали. не надо тут

      • Анонимно
        5.09.2015 16:03

        Шефчук на войне бывал и не в штабе. Да и на войне, пожалуй, самой поганой, новейшего времени - первой чеченской. Так что хайло то ты бы завалил, "боец".

        • Анонимно
          5.09.2015 17:40

          Поэтому я его с Макаром в один ряд не ставлю. Но пацифист он реальный. Это не оскорбление кстати.

          • Анонимно
            5.09.2015 22:04

            Зато они оба не прочь в одном ряду постоять Макар и Юра. А Вам с Эмилем и Филиппом в другом ряду теплее .

    • Анонимно
      5.09.2015 17:33

      а судьи кто?)

    • Анонимно
      13.09.2015 12:53

      В том же году по этому же каналу показывали концерт "20 лет ДДТ"

  • Анонимно
    5.09.2015 15:52

    честно сказал про свою судьбу

    • Анонимно
      5.09.2015 17:09

      В человечке все должно быть прекрасно - и личико и одежонка. И песенки и душонка!

  • Анонимно
    5.09.2015 17:34

    ну не всем либеротой быть)

  • Анонимно
    5.09.2015 17:43

    С точки зрения качества музыки, так называемый Русский рок, - это один большой и жирный ноль. Это было то волшебное время, когда для славы не нужно было быть музыкантом. Достаточно было иметь гитары, и чуть чуть везения. Музыкантов в этой среде нет. Зато есть личности, люди с большой буквы: БГ, Щевчук, Макаревич. Этот же персонаж - ноль помноженный на ноль. Таким я его навсегда и запомню.

    • Анонимно
      5.09.2015 19:53

      Про последнего - вряд ли. Все было хорошо, но потом что-то пошло не так. Если ты жаришь яичницу - это хорошо и вкусно. Но если на официальном ТВ - заставляет задуматься. А два предложения комментария в конце - хорошо сказано, почти стихами. Кратко и в точку. Какая-то ассоциация дешевого парфюма в красивой упаковке.

  • Анонимно
    5.09.2015 20:03

    Революционер-не-революционер... Никто и не призывает к 1917 году. Ну просто эксперты в политологии, а также специалисты в политтехнологиях по подмене понятий, по оболваниванию тех, кто доверяет им и слушает их приятные на слух песни. Если ты не симпатизируешь системе, которая на уровне "диких" стран по уровню коррупции, состоянию медицины, судебной системы (ее отсутствии), экологии... - то ты уже бунтарь и революционер?

  • Анонимно
    5.09.2015 21:00

    Лично я слушаю и БГ, и ДДТ, и ЧайФ , и Наутилиуса, и Агату Кристи, у всех есть такие песни, которые для Всех , не очень. Чисто мое мнение , культура должна быть отдельно, от власти !!!

  • Анонимно
    5.09.2015 21:57

    В отличие от Вас и вашего друга Киркорова. . Шевчука приходили послушать целыми ротами бойцы еще в первой чеченской, в передышках между боями. Ваш кумир в то время про "зайку" свою пел.

  • Анонимно
    5.09.2015 22:50

    Был на концерте. Великолепно. Замечательно. Супер. Пример для многих.

  • Анонимно
    6.09.2015 18:31

    Чайф как всегда на высоте. одни из немногих, кто не лезет в политику, в отличие от макара, ддт, ляписа... И это правильно - с удовольствием слушаю, хожу на их концерты и пою с друзьями их песни.

  • Анонимно
    6.09.2015 22:44

    Когда то слушал Чайф, сейчас не воспринимаю их как рок, не нравится музыка. Как-то слишком батонно и кефирно что ли. Но если мои дети спросят кого лучше послушать Чайф или другую менее качественную, но более популярную попсу, то дам послушать Чайф лучше.

  • Анонимно
    7.09.2015 10:49

    В январе 1995 в Грозном кроме Шевчука с гитарой и видеокамерой от музыкантов никого не было,еще Александр Невзоров,журналист ползал по руинам со своим оператором.

  • Анонимно
    8.09.2015 11:26

    Традиции ездить на фронт существуют у многих - во вьетнамскую войну ездили во Вьетнам и матерый Джонни Кэш и будущая Сюзи Куатро, перед моряками на Гаваях выступал Элвис итд...в Афган ездили и Кобзон и Розенбаум - ну и что?! Не вижу в том никакого особого героизма - пригласили/ поехали)Шахрин - молодец, с годами стал ровнее и мудрее. Критикам : не нравится, не ешь), а всех подгонять под один рост негоже. Кому- то нравится Киркоров, кому- то Баста...и утверждать, что первый слушатель хуже второго на этом основании - непроходимая глупость)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль