Общество 
9.09.2015

«Уровень спама на абонента снижен до 0,09 СМС в месяц»

Ведомство Александра Груничева вызвало большую четверку операторов на ковер — 400 татарстанцев пожаловались на незаконные рассылки

Как стало известно «БИЗНЕС Online», УФАС по РТ возбудило дело в отношении МТС, «МегаФона», «Билайна» и Tele2 за слишком пассивное сопротивление спаму. Хотя количество жалоб снизилось втрое по сравнению с прошлым годом, до победы над «мусорной» рассылкой еще далеко. Тем не менее сами операторы с увлечением рапортуют об успехах и многоуровневых фильтрах, из-за которых «рассыльщики» все активнее мигрируют в WhatsApp и Viber, советуя антимонопольщикам активнее просвещать население.

«БОЛЬШАЯ ЧЕТВЕРКА» ВЫЗВАНА НА КОВЕР

УФАС по РТ возбудило дело в отношении операторов «большой тройки» — МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» («Билайна») и примкнувшего к ним ЗАО «Нижегородская сотовая связь» (ныне Tele2). В вину сотовым операторам ведомство Александра Груничева ставит бездействие в защите абонентов от СМС-спамa. Компании, как подозревает УФАС по РТ, недостаточно защищают своих абонентов от назойливых текстовых сообщений, «в том числе рекламного характера, согласие на получение которых абонент не давал». А это, в свою очередь, является ущемлением прав потребителей на получение качественных услуг связи.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в антимонопольном ведомстве, всего от татарстанцев с начала года поступило около 450 жалоб на СМС-спам, которые и стали поводом для возбуждения дела. И это еще не так много по сравнению с прошлым годом, когда число жалоб превысило 1,2 тыс. и было возбуждено более 500 дел по признакам нарушения закона о рекламе. При этом снижение числа обращений само по себе не говорит об уменьшении спама. Просто с 21 октября прошлого года вступили в силу «антиспамные» поправки к закону «О связи». С этого времени гражданин, прежде чем обращаться в УФАС, должен сначала попытаться решить проблему непосредственно с оператором, потребовав прекратить рассылку с конкретного номера. И только если это не помоголо, подключаются власти.

Согласно закону рассылать СМС-сообщения можно только с согласия абонента, которое должно быть однозначно выражено. В случаях, если оператор сотовой связи не сможет доказать получение такого согласия, рассылка будет признана незаконной. Кроме того, заказчик рассылки должен иметь договор непосредственно с оператором связи, абоненту которого она предназначается, предоставляя сведения о ее характере и объеме. Это необходимо как раз для того, чтобы операторы в случае необходимости могли на законных основаниях автоматически блокировать нежелательные рассылки. Однако, по всей видимости, новый закон не смог решить проблему полностью, антимонопольщики решили жестко напомнить операторам об их роли в преграде от спама. Джина пытаются спрятать обратно в бутылку, но он сопротивляется.

Замруководителя УФАС по РТ Павел Ко?зел (слева) объявил о решении отложить рассмотрение дела для получения дополнительных материалов
Замруководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел объявил о решении отложить рассмотрение дела для получения дополнительных материалов

«ВЫМПЕЛКОМ» ПРЕДЛОЖИЛ БОРОТЬСЯ СО СПАМОМ НА САЙТЕ УФАС

Состоявшееся на днях заседание в УФАС по РТ выдалось коротким. Представитель «ВымпелКома» заявил ходатайство о размещении разработанной ими инструкции для пользователей при получении спама... на сайте самого антимонопольного ведомства. После чего замруководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел объявил о решении отложить рассмотрение дела для получения дополнительных материалов и анализа рынка.

Ходатайство «ВымпелКома» выглядит логично, так как борьба со спамом также входит в сферу деятельности УФАС. Согласно законодательству санкции за «мусорную» рассылку составляют от 100 до 500 тыс. рублей, причем наказывать можно за каждый случай. Неудивительно, что в прошлом году антимонопольщики отмечали: после сотен возбужденных дел объем незаконного СМС-спама резко сократился. «Если ранее поступало не менее 10 жалоб в день, то сейчас, наверное, в неделю поступает 5 - 10 жалоб», — рассказывал замруководителя татарстанских антимонопольщиков Руслан Биктимиров.

В прошлом году особых претензий к «большой тройке» антимонопольщики не выдвигали: основными ответчиками была группа «смартовских операторов» (при этом на компанию «Смартс-Казань», которую выкупил «Таттелеком», жалоб не поступало): «Астрахань GSM» и «Волгоград GSM». УФАС отмечало, что с «остальными операторами налажено взаимодействие и они уже сами предотвращают незаконную СМС-рассылку».

СПАМ ОТСТУПАЕТ, НО НЕ СДАЕТСЯ

Операторы, фигурирующие в деле, рассказали «БИЗНЕС Online» о своих успехах в войне со спамом. Так, в «ВымпелКоме» сообщили, что ими в 2014 году была установлена бесплатная двухуровневая система антиспам-защиты для всех абонентов. Во-первых, это «инструмент «грубой чистки», позволяющий блокировать до 85% входящих спам-сообщений», а именно решение SMS-roof, которое позволяет анализировать номера отправителей и подписи в СМС, а также блокировать входящий трафик в случаях, если он признан неправомерным. Во-вторых, это платформа «АнтиСПАМ щит» — интеллектуальный алгоритм мониторинга сети связи, в том числе рассылок в адрес абонентов из внешних сетей. Этот инструмент позволяет дочищать трафик, который пропустил SMS-roof. Также в компании действует бесплатная СМС-линия борьбы со спамом — 007. При этом анализируется лишь количественный показатель шаблонных СМС, их содержание оператором не просматривается. «ВымпелКом» отмечает, что после применения данных технологий «уровень спама на абонента сейчас составляет около 0,09 СМС в месяц».

В «МегаФоне» также заявили, что значительно сократили количество спама. Так, еще весной 2013 года «МегаФон» внедрил систему «Антиспам», позволяющую блокировать спам-сообщения с буквенно-символьных номеров по обращениям клиентов. «МегаФон» также предлагает своим абонентам пересылать спамерские СМС на бесплатный единый номер 1911. Также можно воспользоваться сервисом «СМС-контроль». Набрав на телефоне команду *903#, абонент получает доступ к последним 10 номерам, с которых приходили сообщения. Услуга бесплатна и позволяет самостоятельно отписываться от рекламно-сервисных сообщений с буквенных и символьных номеров, внося номера отправителей в черный список.

В МТС «БИЗНЕС Online» сообщили, что еще несколько лет назад оператор перешел на прямые «договоры с рассыльщиками» для того, чтобы иметь возможность проверять согласие абонентов на получение рассылок и пресекать распространение спама. «За счет комплекса технических и организационных мер общий объем СМС-спама, доходящий до наших абонентов, упал к ноябрю 2014 года почти в 10 раз, а количество жалоб — в 6 раз по сравнению с тем, что было годом ранее», — отмечает оператор. Впрочем, после того как операторы связи предприняли меры по противодействию незаконным рассылкам, спам начал перетекать в OTT-сервисы для мгновенного обмена сообщениями, такие как Skype, WhatsApp или Viber, где из-за зашифрованных протоколов выявлять рекламный трафик невозможно, обращает внимание пресс-служба МТС.

После того как операторы связи предприняли меры по противодействию незаконным рассылкам, спам начал перетекать в OTT-сервисы для мгновенного обмена сообщениями, такие как Skype, WhatsApp или Viber
После того как операторы связи предприняли меры по противодействию незаконным рассылкам, спам начал перетекать в OTT-сервисы для мгновенного обмена сообщениями, такие как Skype, WhatsApp или Viber

Компания Tele2, ведущая ныне агрессивную рекламную кампанию, отметила, что новые поправки в законе «О связи» дали им больше возможностей для борьбы с массовой незаконной рекламой. Например, операторы получили возможность блокировать рассылки однотипных сообщений не только с коротких, но и с обычных мобильных номеров. К тому же теперь абоненты могут отказаться от получения СМС, обратившись непосредственно к оператору. Аналогично другим операторам в Tele2 работает бесплатная услуга «Антиспам», с помощью которой можно заблокировать входящие СМС-рассылки от любых номеров или псевдонимов: «Для подключения услуги добавьте любой номер или псевдоним в список заблокированных номеров». Также с ноября 2013 года компания Tele2 начала блокировать несанкционированные рассылки с буквенно-цифровых имен отправителей, владельцы которых не заключили договор с оператором или с СМС-агрегатором, имеющим с Tele2 договорные отношения.

Кроме вышесказанного, источник «БИЗНЕС Online» из «большой тройки» сообщил корреспонденту о том, что по большому счету у антимонопольного органа нет претензий напрямую к ним. Жалобы больше связаны со спамом, который приходит к абонентам «большой тройки» от абонентов мелких операторов. Также источник отмечает, что спам приносит неудобства и самим операторам, так что мотивации на борьбу с ним у них хватает и без предписаний УФАС.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.09.2015 08:48

    Спортмастер замучил рассылкой подскажите как избавиться от этого ?

    • Анонимно
      10.09.2015 21:57

      обратитесь в спортмастерадекватные конторы удаляют из расслыки

  • Анонимно
    9.09.2015 08:54

    Мне через день приходит спам на телефон, как там расчеты делают, не поймешь, наверное так же как и расчитывают,среднию З/П

    • Анонимно
      9.09.2015 10:13

      если где-то оставляли свой номер телефона, например, в магазине, когда получали дисконтную карту, или кредит оформляли на покупку от банка, то сообщения от этих магазинов или салонов или банков уже не расцениваются как спам. вы сознательно дали номер, а в документах, которые мы обычно не читаем, наверняка есть строчка, что вы согласны получать информацию от них.

  • Анонимно
    9.09.2015 08:58

    Теперь они нн рассылают,а просто звонят и включают голос

  • Анонимно
    9.09.2015 09:08

    Все рассылаю предложения на установку окон, заборов и бань, а также ремонт ноутбуков и компьютеров. В МТС говорят, что это не от их оператора. Услуга "черный список" платная, но если уж меня обслуживает МТС, так пусть защищает от спама.

  • Анонимно
    9.09.2015 09:26

    Мне в этом году совсем спам не приходил. Правда подхватывал платную подписку в интернете, навреное подсунули, когда регился на каком нибудь сайте. Оператор Мегафон, мог бы получше защищать от таких вещей - которую и не увидишь, пока в салон не обратишься. Рублей 300 минимум ушло. Вот с этим надо бороться.

  • Алексей К.
    9.09.2015 09:32

    Интересно совпало: якобы были рассылки от МЧС, но их никто,практически, не получил ... и постоянная рассылка всякого спама. Не то спам рассылается за счёт Бюджета, не то показатели борьбы со спамом растут за счёт борьбы с предупреждениями о стихийных бедствиях...

  • Анонимно
    9.09.2015 09:35

    Раньше писал в УФАС до 40 заявлений в неделю, они отвечали, но ни одно до суда не дошло, сплошные отписки.С изменением закона "О связи" они вообще перестали работать, т.к. трактуют закон в свою пользу. Идет сбор подписей и заявлений для подачи коллективного иска на ФАС в суд.

  • Анонимно
    9.09.2015 09:42

    Нам всем давно пора начать более внимательно относиться к своим персональным данным. Сначала оставляем где ни попадя, а потом жалуемся.

  • Анонимно
    9.09.2015 09:52

    очень рад, что перешел от МТС на Теле2 - и тарифы дешевле и никакого спама не получаю!

  • Анонимно
    9.09.2015 10:15

    Я ушел от МТС в мегафон,

  • Анонимно
    9.09.2015 10:23

    Товарищи, спам приходит оттого, что номер оставляется и подписывается соглашение, когда оформляете карты, покупки, акции и тп. Будьте внимательнее.

  • Анонимно
    9.09.2015 10:45

    не надо светить свой телефон где попало, заполняя разные анкеты для дисконтных карт и прочего мусора. никто не гарантирует, что базу где будет присутствовать ваш номер не сольют нечистоплотные сотрудники

  • Анонимно
    9.09.2015 11:37

    Спама стало меньше, это факт. Видна работа. Приходит только от магазинов, где дисконтные карты оформлялись. Раньше много рекламных смс приходило. Однако, сейчас через whatsapp и viber спам приходит. Но здесь, надеюсь, что whatsapp и viber сами решат эту проблему. УФАС здесь навряд ли поможет...Если эту статью читают представители из УФАС, хотел бы обратить их внимание на нарушения в работе партнерских программ в интернете (мобильные подписки (так называемый вап клик) н-р: http://wapcombine.com/, http://wap.click/ продажа сомнительных товаров (монастырский чай, якобы от похудения, разные жевачки и пр. гадости). Реклама этих партнерок всегда с нарушениями (или мелким шрифтом пишут условия - стоимость смс, или целенаправленно вводят в заблуждение граждан относительно качеств продукта), иначе без нарушений они не могли бы продавать/оформлять смс подписки. Все они в основном "тусуются" вот на этом форуме http://searchengines.guru/forumdisplay.php?f=35Если УФАС проделает с ними такую же работу (приведение их деятельности в соответствие с законами РФ) как и в борьбе с смс спамом, то миллионы благодарных граждан скажут СПАСИБО!

  • Анонимно
    9.09.2015 11:52

    Мне в справочной МТС сказали как просто избавиться от спама. Бесплатно! Смску отправляешь на 4424, пишешь off и номер, который нужно заблокировать. Нормальное решение.

  • Анонимно
    9.09.2015 12:37

    Мне никто не пишет...

  • Анонимно
    9.09.2015 12:38

    Хватит говорить, пора действовать!Антиспам Билайн:1888 и пишите номер от кого пришло сообщение. Антиспам Мегафон:1911.

  • Анонимно
    9.09.2015 13:20

    мне какие-то домашние деньги постоянно пишут, достали уже

    • Анонимно
      9.09.2015 13:50

      по ходу, рассылка о шторме тоже антиспам не пропустил)

  • Анонимно
    9.09.2015 23:16

    Есть программы типа blackphone против спама.

  • and7ey
    10.09.2015 19:48

    Самый простой способ для подачи жалобы на спам - это сервис РосСпам...>> С этого времени гражданин, прежде чем обращаться в УФАС, должен сначала попытаться решить проблему непосредственно с операторомНичего он не должен. Не верьте ФАС, а читайте закон. Если правонарушение уже совершенно (спам абонентом получен), то ФАС обязана (!) наказать за это.

    • Анонимно
      10.09.2015 21:59

      отправлял в день по 2-3 обращениятолку нетспам не останавливает

  • and7ey
    10.09.2015 19:48

    Сервис РосСпам - лучший способ для подачи жалобы.. (где мое предыдущее сообщение?)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль