Общество 
15.09.2015

Зима близко: на отопление казанской «двушки» уйдет 2 тыс. рублей

С 1 октября почти вся республика начнет платить за тепло по факту: в морозы — в 2 - 3 раза больше, а летом — по нулям

Сегодня о запуске с 1 октября новой системы оплаты тепла в Казани, Нижнекамске и других районах республики официально объявили на брифинге в кабмине РТ. Если раньше плата «размазывалась» на 12 месяцев, то летом платежки станут «добрыми», а зимой — «кусачими». Именно такую схему уже давно лоббировали энергетики, тем более что с 2016 года она так и так вводится федеральным законом. Эксперты «БИЗНЕС Online» не ждут «народных волнений», скорее, население начнет копить долги.

СТОИМОСТЬ ТЕПЛА ЗИМОЙ ВЫРАСТЕТ ВДВОЕ, А ЛЕТОМ УПАДЕТ ДО НУЛЯ

Более чем вдвое вырастут платежи казанцев и нижнекамцев за тепло предстоящей зимой. Если в среднем платеж был 800 - 900 рублей, то теперь первый замминистра строительства и ЖКХ Алексей Фролов на брифинге в кабмине РТ предупредил — платеж в холодные месяцы вырастет до 2 тысяч. Расчет сделан применительно к средней «двушке». Зато летом платить придется по нулям, успокоил он. Ежегодный объем потребления населением тепла в РТ Фролов оценил в 16 млрд. рублей.

Сейчас жители многоквартирных домов столицы Татарстана платят за тепло равными долями в течение года — в расчет берутся объемы потребления за предыдущий год и делятся на 12 частей. Этот способ расчета, согласно букве закона, должен уйти в прошлое не позднее 1 июля 2016 года. Однако регионам было дано право перейти на новый способ оплаты заблаговременно. При оплате равными долями ежегодно проходила процедура перерасчета. Есть отопительные периоды, когда потребление тепла не превышало нормативов, — тогда делали минусовой перерасчет, а есть периоды, когда потребление было выше, — в этом случае происходило доначисление. И если «минус» народ воспринимает как должное, то «плюс» накалял страсти непонимания, напомнил Фролов.

«В большей степени новая система вводится по инициативе самих жильцов, которые на сходах нас просили, чтобы летом денег за тепло не начисляли, — по-своему истолковал наказы Фролов и сделал благое пожелание. — Для того чтобы можно было экономить, должны быть узлы регулирования. Граждане, которые платят по факту, должны контролировать тепловой режим в квартире».

Проблема в том, что в Казани узлы погодного регулирования стоят далеко не везде. По просьбе журналистов Фролов оценил оснащенность на уровне 40 - 45%. Так что платить в таких несовременных домах придется и за отопление улицы: температура батарей не падает сообразно приятной оттепели, а продолжает «жарить», в итоге платеж растет... Устанавливать «умное оборудование» в оставшихся домах будут лишь во время капремонта — да и то только там, где он будет проводиться.

От этой радости, таким образом, полностью избавлены трехэтажки и бараки, которых в Казани хватает. В тех домах, в которых установка общедомовых приборов учета тепла признана нецелесообразной (например, в двухэтажных бараках) и где нет технической возможности установки приборов учета, платежи будут начисляться по нормативам. Впрочем, начисления за тепло в таких домах также будут производиться с октября 2015 года по май 2016 года, а в летние месяцы — отсутствовать.

В Набережных Челнах, где на оплату тепла по факту потребления перешли уже несколько лет назад, такой проблемы нет: приборы там устанавливались изначально. В Нижнекамске узлами погодного регулирования оснастили 60% жилых домов. Лишь 4 района РТ будут до 1 июля 2016 года платить по старой системе 1/12 с перерасчетом — Нурлатский, Муслюмовский, Черемшанский и Спасский. Впрочем, последние три района по большей части переведены на автономное теплоснабжение — двухконтурные котлы.

«Все зависит от состояния самого дома, где-то счета не вырастут, все зависит от фактической ситуации, как будут люди пользоваться, кто-то «форточное регулирование» задействует, сложно спрогнозировать, — прибег к успокоительным интонациям Фролов. — Для этого мы и собрались, чтобы дать разъяснение населению...»

По словам Фролова, решение ввести новый расчет приняли 1 октября 2015 года, а не с 1 июля 2016-го. И причина тому — вовсе не выборы, а... начало учебного года, доначисления, перерасчеты и прочие тревоги, из-за которых власти опасались возмущений.

КОГДА ПОТЕПЛЕЮТ БАТАРЕИ?

Накануне в Казани городские власти тоже говорили о новой системе и готовности к отопительному сезону и пуске тепла. Готовятся к пуску тепла все городские котельные (батареи потеплеют, когда среднесуточная температура ниже 8 градусов тепла продержится в течение 5 дней подряд), рассказал председатель комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин.

«Пообщавшись с ресурсниками, жилищниками, расчетным центром, мы поняли, что если мы будем переходить на фактическую оплату с 1 июля 2016 года, то в этом случае возникнет необходимость доначисления жителям... За 6 месяцев денег, собранных по 1/12, будет недостаточно, чтобы покрыть долги перед энергетиками», — пояснил Гиниятуллин смысл перехода на новую систему оплаты в самом начале отопительного сезона.

Так что начиная с октября 2015 года потребителям, проживающим в многоэтажках, начнут приходить платежки за тепло, рассчитанные исходя из показаний общедомовых приборов учета. Предварительно они (эти показания) будут распределены между потребителями тепла пропорционально занимаемой ими площади жилых и нежилых помещений в доме, причем строго в отопительный период.

ЖИЛИЩНЫЙ БУНТ В АЗИНО

В Генерирующей компании о необходимости перехода на новую систему оплаты в Казани заговорили еще в мае. Правда, тогда речь шла о том, что идеально было бы перейти на новую систему с 1 августа.

«Мы неоднократно заявляли о необходимости всем муниципальным образованиям перейти на систему оплаты по факту. Это не только более прозрачная и четкая для понимания система, но и, что важнее для компании, более выгодная с экономической точки зрения», — заявила сегодня «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы компании Елена Самохина. Она пояснила, что при старой системе расчетов за тепло «в случае, если зима будет более холодной, отопительный период более длинным или дом потребил большее количество тепла, управляющие компании в дальнейшем делали перерасчет, который создавал социальную напряженность».

Именно такой «сюрприз» получили в начале весны 2015 года многие казанцы, обнаружившие в своих платежках за ЖКУ в строке «Тепло» цифры, в несколько раз превышающие обычные. В итоге жильцы домов, относящихся к УК «Азино-1», даже вышли на стихийный митинг к зданию управляющей компании — всего собрались около 500 человек. Они написали жалобу в прокуратуру, скандал докатился аж до Госсовета Татарстана, но в итоге было принято решение — всем платить. Правда, разрешили гасить долг частями — как раз до 1 июля 2016 года.

«Получалось, что мы население таким образом кредитуем», — посетовала Самохина. Так что для энергетиков от новой системы большой плюс — компания сможет получать деньги сразу же после того, как поставила услугу. Руководитель пресс-службы добавила, что Генерирующая компания в своих расчетах с УК и сейчас использует данные за фактическое потребление. Но в тех населенных пунктах, где, как до сих пор в Казани, принята схема 1/12, к договорам с УК и ТСЖ дополнительно составляется график помесячных платежей. Однако, подводя итог, Самохина заверила, что в среднем по году плата за тепло должна остаться неизменной.

«ПОСТРАДАЮТ ОТ НОВОЙ СХЕМЫ ОПЛАТЫ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ ПО ПРИНЦИПУ СТРЕКОЗЫ ИЗ БАСНИ КРЫЛОВА»

«БИЗНЕС Online» спросил у экспертов, каким будет повышение «зимних» платежей за тепло в Казани и не приведет ли это к возмущению жителей.

Михаил Застела — член общественной палаты РТ, эксперт по ЖКХ:

— Я думаю, что в особо сильные холода плата за отопление может вырасти даже не в два, а в три раза. К этому не очень удобному для ряда жителей варианту заставил прийти посленовогодний разгул управляющих компаний с дополнительным начислением. Потому что, ссылаясь на холода, они увеличили плату за отопление. А вот весна оказалась очень теплой, в результате за отопительный период перерасхода не было! А с людей деньги взяли. И исправить сейчас ничего невозможно, потому что перерасчет делается только раз в году и в любом случае через суд. И если в доме будет некий человек — старший или уполномоченный жильцами, который совместно с управляющей компанией будет списывать эти показания счетчика, то это хорошо. А пострадают от новой схемы оплаты те люди, которые живут по принципу стрекозы из басни Крылова, одним днем. Летом хорошо — деньги не тратим. А зимой-то тратить придется. Усредненно за год, если жильцы будут участвовать в съеме показаний, эта плата будет такой же или чуть меньше. Но зимой она будет больше.

Я не думаю, что все это приведет к демонстрациям. Тут разъяснить значительно проще, чем пояснить то, что было у нас после Нового года. Возьмем Азино-1, там же разъяснения просто разуму не поддавались! Но стоит отметить, что после отопительного сезона с людей деньги уже собирали, а новую систему оплаты вводят с 1 октября. Очевидно, что эти уже собранные деньги за отопление нужно зачесть за октябрь-ноябрь. Пока же управляющие компании в плюсе, а этот плюс не должен наращиваться, он должен сводиться к полному балансу.

Ринат Хусаинов — заместитель генерального директора по сбыту МУП «Производственное объединение «Казэнерго»:

— Мы сейчас не будем комментировать принятие этого решения, мы его будем исполнять. В итоге сумма не меняется, мы лишнего никогда не брали, в конце года делали перерасчет, получалось, что по факту мы получали оплату за потребление тепловой энергии. Ничего по сути не меняется, механизм сбора денег немножко смещается — зимой население будет больше платить, летом — меньше, просто исходя из этого и потребителю, и поставщику нужно запланировать свои финансовые возможности. Можно сказать, что к началу ремонта сетей на летний период у нас будет подкапливаться большая сумма, но когда мы получали 1/12 часть оплаты, то мы их планировали таким же образом, в наших планах ничего не меняется. Есть опасение, что многие привыкли ежемесячно платить одинаковую сумму и население может расслабиться, потому что летом будет платить минимум, а зимой придется выплачивать максимум.

«МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ КАЖДЫЙ СМОЖЕТ ПЛАТИТЬ СРАЗУ...»

Марат Нуриев — директор УК «Уютный дом»:

— Для нас, жилищников, большой разницы нет — принимать ли оплату за отопление ежемесячно или по факту. Мы эту работу проводим, раздаем жильцам счета-фактуры, при необходимости разъясняя, откуда взялись эти суммы. Многие спрашивают: летом мы отоплением не пользуемся, а нам счета выставляют. Жуликами нас называют, говорят, что мы их обираем... С одной стороны, платить по факту будет, наверное, правильно и честно. Есть тепло в квартире — платишь, нет тепла — не платишь. Но есть другая сторона медали: платить по факту в зимний период будет очень большой нагрузкой. Может быть, даже не каждый сможет это осилить. Отопление ведь и так занимает большую часть в счетах-фактурах.

Сейчас практически во всех домах есть приборы учета. Но предположить, во сколько повысится эта плата и какой она будет, трудно. Это будет зависеть от погоды, от состояния жилого дома — насколько он может сохранить тепло внутри. И от самих жильцов это тоже будет зависеть. Нужно побеспокоиться об энергосбережении: в квартирах должны быть хорошие рамы, не открывать без необходимости форточки, закрывать дверь в подъезд. Все это в совокупности повлияет на оплату отопления. Как будем тратить — так будем и платить. По разным домам эта цифра будет разной.

Рамиль Нуруллин — генеральный директор УК «Махалля» (Набережные Челны):

— Набережные Челны на систему оплаты за тепло по факту перешли уже три года назад. Раньше мы работали и в конце года каждый раз делали жителям перерасчет. Как правило, всегда в сторону увеличения, потому что для прогнозирования стоимости тепла всегда брали минимальные расчеты. Как бы управляющая компания ни считала, она все равно не может прогнозировать перепады температуры, продолжительность отопительного периода и т. д. А когда стали предъявлять в квитанциях стоимость тепла по факту, у нас этот вопрос — доказывания населению справедливости цены за тепло — отпал. У нас раньше все жители всегда спрашивали: почему мы платим летом за отопление? Это был основной вопрос на каждой встрече с жителями. Мы объясняли, что распределяем равномерно и прочее. Хотя у нас и съем показаний с приборов учета дистанционный, и на сайте эта информация публикуется, в каждую квартиру доставляли показатели общедомовых приборов учета, но для жителей это прозрачности не добавляло, а многие даже и не особо старались вникать в это. И люди говорили: мы летом вам платим за отопление — вы нас обираете. Сейчас, конечно, по факту в зимние месяцы квартплата выросла, но люди платят по факту: сколько потребил, за столько и заплатил. В целом по году сумма за тепло неизменна, платежи вырастают лишь в период сильных холодов — это январь и февраль, а потом стоимость за тепло идет на спад. Доходило до того, что в самые холода плата только за отопление трехкомнатной квартиры повышалась до 3,5 тысячи рублей. Особых изменений эта система на экономику ресурсоснабжающих предприятий не оказывает.

У нас население, к сожалению, задолженность закрывает в летние месяцы, а в зимние долги увеличиваются. 1 сентября прошлого года наша компания входила с долгом за тепло в 3,5 миллиона рублей, сегодня у нас долг — около 4,5 миллиона. Я бы не сказал, что учетом роста тарифов на экономике ресурсников что-то отразилось. Население как платило за квартиру по возможности, так и летом погашает по возможности зимние долги. Кризис кризисом, у нас они случаются довольно часто, но вводить такую систему, я считаю, нужно. Летом люди берут какую-то передышку по оплате. Да и субсидии за отопление пока еще никто не отменял. Да, первоначально будет, возможно, дороговато для жителей, но что теперь делать, давно нужно было переходить, еще когда в Челнах эту систему внедряли.

Геннадий Сомов — председатель союза домовых комитетов Республики Татарстан:

— Оплата по схеме 1/12 привела к тому, что мы, казанцы, переплачивали и переплачиваем за отопление в течение года 1,5 миллиарда рублей. Я думаю, что плата за отопление по новой схеме не вырастет. Смотрите сами — в летний период мы платить не будем. Отопительный сезон начинается, как в этот раз объявили, с 1 октября. Таким образом, мы будем платить только за октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март и апрель. А с 1 мая отопление отключается. То есть зимой мы платим, а летом платить не будем. Но здесь есть изюминка. Октябрь — месяц теплый, и мы платим немного, в ноябре — чуть побольше, а вот в декабре-январе-феврале, когда морозы сильнее, плата поднимется практически в два раза. То есть с 23 - 24 рублей за квадратный метр она может вырасти до 45 рублей. Вот мы у себя в 14-этажном доме еще в 2007 году установили приборы учета, и у нас из-за этого получается экономия порядка 160 тысяч рублей в год. Но у нас есть регулятор расхода теплоносителей с датчиком температуры наружного воздуха, который еще называется узлом погодного регулирования. Однако вся беда в том, что у нас в Казани минстроем республики, исполкомом города и управляющими компаниями нарушен федеральный закон №261 о энергоэффективности и энергосбережении. Они установили в домах приборы учета, но из них только 25 процентов с узлами погодного регулирования. И вот данные 25 процентов с октября этого года начнут жить как в сказке и платить гораздо меньше. А те, у кого нет узлов погодного регулирования, будут переплачивать до 30 процентов в месяц. Я думаю, что предстоящая переплата в зимние месяцы к каким-либо народным волнениям или демонстрациям все же не приведет. Кто получает субсидию, будет платить всего 50 процентов за тепло, а у кого нет льгот, будет два-три месяца платить за отопление в полной мере.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (126) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.09.2015 12:53

    Фигассе, умники. А чо летом по рублю накидывали?

    • Анонимно
      15.09.2015 13:56

      Самый интересный вопрос) Почему не весной на такую систему перешли???

      • Анонимно
        15.09.2015 15:23

        Именно поэтому и не перешли. Что непонятного?

      • Анонимно
        15.09.2015 21:09

        По моей логике, мы платим за отопительный сезон с октября по апрель+ с мая по сентябрь как бы доплачиваем за отопление. Я себя так успокаиваю, чтобы мой внутренний голос сильно не возмущался:)

  • Анонимно
    15.09.2015 12:57

    Наивные Казанцы...

  • Анонимно
    15.09.2015 12:58

    Хоть бы топили хорошо. А то зимой трубы чуть теплые - примером служит дом по улице Глушко 22а. Надо на каждый дом поставить счетчик и проблем не будет. А то на сегодняшний день потери в трубе ложаться на плечи граждан.

  • Анонимно
    15.09.2015 12:58

    Ну все выборы прошли теперь можно на все цены поднимать...никуда теперь уж граждане не денуться

    • Анонимно
      15.09.2015 15:33

      Дружно проголосовавшие за экономич. политику "единой россии"

  • Анонимно
    15.09.2015 12:58

    и за воду я плачу, как за "горячую" хотя она идет теплая, мы не разбавляем ее холодной. тоже идет переплата.одно дело за холодную платить, а другое дело за горячую. а с водоканалам вообще беда, у них постоянный подпор колодца. дом с 65 года и капитального ремонта не было. Это восстание 28.окна в подъезде старые, естественно тепло уходит...

  • Анонимно
    15.09.2015 12:59

    Еще и проезд в Казани до 25 руб повысят, говорят, с 25 сентября!!!Народ это не поймёт.Почему в Казани проезд дороже чем в Уфе? А , Ильсур Раисович?

    • Анонимно
      15.09.2015 13:17

      В Уфе дикие маршрутки. Лучше уж чуть дороже, но на нормальном транспорте.

      • Анонимно
        15.09.2015 13:42

        Вы нормальный транспорт то видели? Дикие)) покатайтесь на автобусе в москве, потом будете про дикий транспорт рассказывать

      • Анонимно
        15.09.2015 13:43

        Но не 25 же процентов повышать?Вы что?Для школьников, студентов, пенсионеров скидки есть?

      • Анонимно
        15.09.2015 13:55

        А в Москве проездной на наземный транспорт на 30 дней можно купить за - 930 руб.Вот ссылочка:http://troika.mos.ru/tariffs/table/А у нас месяц только на автобус стоит - 1700 руб.http://www.transkart.ru/clients/tarif/Fiziki/Я конечно понимаю, что в Москве основной транспорт метро, но в Москве на месяц на все виды транспорта стоит 2000 руб. без какого-либо лимита поездок, а у нас метро ограничено 50 поездками. И в Москве нет сроков пополнения и расходования, можно пополнить в конце месяца и ездить 30 дней. А у нас не выгодно покупать в середине месяца, в конце месяца все-равно обрубят.

    • Анонимно
      15.09.2015 14:35

      Ну так трижды судимый кандидат в президенты Юсупов снова попросит повысить цены на проезд, прошлый раз он был официальным инициатором этого.

    • Анонимно
      15.09.2015 15:40

      За базар, в том числе и выборный надо платить - вот и повышают. Не будет же ачиновники и успешные проходимцы ухудшать свои условия

  • Анонимно
    15.09.2015 13:00

    Конечно, будут недовольные. Я то давно так плачу. А почему именно с начала сезона такое придумали, дали б людям понять разницу пару месяцев не включая, в неотопительный период.

  • Анонимно
    15.09.2015 13:00

    Почему не с апреля месяца, когда фактически не стало отопления!?

    • Анонимно
      15.09.2015 15:03

      Вооружитесь калькулятором, здравым смыслом и подумайте, почему сейчас, а не с апреля

  • Марат Ш
    15.09.2015 13:00

    Если население начнёт копить долги, то может закончиться как когда-то в соседней Ульяновской области - отопительный сезон начинался в ноябре, а люди перекрывали проезжую часть.

  • Анонимно
    15.09.2015 13:05

    народ сам выбрал свое будущее на выборах 13 сентября. теперь только не надо плакаться. люди сами бежали на выборы - выбирать Единую Россию.

    • Анонимно
      15.09.2015 13:19

      Пи чем тут ЕдРо? Это генкомпания тарифы повышает. Надо жаловаться Минниханову.

      • Марат Ш
        15.09.2015 13:35

        Да конечно не при чём Оно вообще никогда не при чём. Это госдеп нам тарифы повышает.

        • Анонимно
          15.09.2015 13:57

          Именно госдеп! Это же они обвалили цены на нефть, это они не разрешают европейцам покупать у нас газ, даже турки прогнулись. Это они подмяли под себя всех наших соседей и нам теперь приходится наращивать армию. Это они ввели санкции против нас. Но мы их, конечно, здорово по носу в Крыму щелкнули! В общем на Путина вся надежда и на Рустама, нашего Нургалиевича! А мы, простой народ, затянем пояса потуже.P.S. Блин, перечитал и самому противно стало!

          • Анонимно
            15.09.2015 16:27

            Петлю не затяни , на шее ,страдалец ты наш.

          • Анонимно
            16.09.2015 11:11

            забыл добавить,что ещё госдеп в нашу молочку техническое пальмовое масло подливает,совсем оборзел Обама.

        • Анонимно
          15.09.2015 23:19

          я так и знал, что без Обамы тут не обошлось. Буду ждать воскресной программы Киселева, он мне все объяснит

      • Анонимно
        15.09.2015 14:01

        Генкомпания не занимается тарифообразованием и тут, речь не идет о тарифе, речь идет о платеже. То что платили за год, то и будет, просто нагрузка по месяцам изменится

  • Анонимно
    15.09.2015 13:05

    Вот я тоже давно так плачу. Только летом все равно за отопление начисляют рублей по 300, а зимой по 1000-1500руб.

  • Анонимно
    15.09.2015 13:13

    Куда ушли "летние" платежи? Опять украли? Почему с 01 октября 2015 года? Почему не берется расчетный год и не вводится по факту с 01 января 2016 года?

  • Анонимно
    15.09.2015 13:14

    У меня свой дом 160м2. Отопление газовое. Зимой, в самый холодный месяц как то нажег газа на 3т.р. Обычно 2-2.5. В доме температура 25-26 градусов. Правда есть техобслуживание котла 3т.р/год, но это не обязательно, и котел сам стоил 40т.р.

    • Анонимно
      15.09.2015 13:31

      160 это жилая или общая? Сколько стоило строительство?

      • Анонимно
        15.09.2015 13:48

        160 это то, что обогревается. А строительство стоило ГОРАЗДО дешевле квартиры подобной площади.

      • Анонимно
        15.09.2015 14:25

        5 мульенов

        • Анонимно
          15.09.2015 15:17

          Сколько еще стоили земля, газ, вода, электроэнергия?

    • Анонимно
      15.09.2015 13:35

      В многоэтажках газовики не дадут котел повесить, а было б шикарно... Делаю газовое отопление в загородном доме, так газовикам объем котельной не понравился, хотя котел с закрытой камерой и воздух из помещения не забирает, он будет работать даже если его в герметичный сейф засунуть, был бы газ, вода и электричество. Типа у них нормативы...

      • Анонимно
        15.09.2015 13:52

        Уроки химии прошли в коридоре?

        • Анонимно
          15.09.2015 15:29

          Химия причем? Котел с закрытой камерой сгорания забирает воздух с улицы, а не из помещения.

          • Анонимно
            15.09.2015 15:53

            Это сказал продавец котла или проектировщик котельной?)

            • Анонимно
              15.09.2015 16:08

              Это котел такой. Народное название "турбированный". У него дымоход, это труба в трубе. Внутренняя выхлоп, а через зазор между трубами он воздух с улицы забирает. Недостаток - зависимость от электричества.

              • Анонимно
                15.09.2015 16:27

                Значит все-таки продавец. Сдавайте обратно, требуйте моральный ущерб.

                • Анонимно
                  15.09.2015 17:35

                  Раз вы такой профессионал, так разъясните, чем плох котел о котором выше говориться? и какой нужно покупать. А попусту языком молоть все горазды.

                  • Анонимно
                    15.09.2015 19:54

                    я не он, но за него отвечу - покупать нужно котлы (для частных домов) которые практически не зависят от вида топлива, наличия газа и электричества... такой котел конечно не будет стоить 40, гораздо дороже - но, в голодные годы свое отыграет.Турбокотлы (или котлы с закрытой камерой) - фишка для частных квартир, в большей степени, так как очень капризны именно за счет "турбо" - нет электричества = нет горения, плохой газ = нет горения, сильный ветер может задуть такой котел, при сильном ветре и высокой влажности на коаксильной трубе вырастает ледяная борода - котел встает, плюс у таких турбокотлов - горелка перегорает стабильно раз в 3-5 лет (читать про качество газа) и электроника может тупить частенько. И самый интересный недостаток - он шумит серьезно так, порой ))

                    • Анонимно
                      15.09.2015 20:56

                      Кроме электричества, абсолютная чушь. По всем позициям. Или речь о китайских котлах за 15 тыров. К голодным годам готовиться конечно можно, даже название для таких деятелей есть - выживальщики, но это перебор.

                    • Анонимно
                      16.09.2015 08:49

                      Многотопливные котлы стоят существенно дороже. К тому же, решая вопрос отсутствия газа, они создают другие проблемы. Например, хранение и подача солярки (ее привезти, хранить, зимой густеет, да и насос все равно нужно запитывать от электричества), ручная подача дров/паллет. Максимум можно в контур отопления электрокотел врезать в качестве резервного. Вопрос с электричеством решается с помощью хорошего online ИБП. Правильные модели и синус дают и напряжение держат. 800ВА достаточно чтоб 24 киловатнный котел час без остановки проработал. Про плохой газ. Если давление низковато, так надо модель подбирать чтоб под российские 13 мбар была расчитана, а лучше еще меньше. В Европах бездуховные 20 мбар, при активном потреблении неадаптированный европеец действительно может не включиться.С задуванием котла сталкиваться не приходилось. Даже если допустить, что из-за ветра тяга плохая, так котле куча датчиков, при погасании горелки или отсутствии тяги котел просто выключится. Плохая тяга связана с некачественным монтажом коаксиальной трубы.Глюки электроники (за исключением заводского брака) в основном связаны с питанием. Подайте 230В 50Гц чистый синус, обеспечьте заземление, подсоединяйте правильно фазовый проводник для фазозависимых моделей и вуаля, работает как часы.Шум... Так что поделать, газ не бесшумно горит, двигатели циркуляционного насоса и вентилятора тоже не бесшумные. Поэтому нужно отдельное помещение.

                      • Анонимно
                        16.09.2015 11:07

                        Продавец хорошо работает, но про бездуховность давления газа лишнее.

                        • Анонимно
                          16.09.2015 13:46

                          Незнание матчасти и кроилово ведет к попадалову. Примеры из практики:1. Повесили конденсационный котел и для экономии подключили к кирпичному дымоходу, который от советского АГВ остался. В итоге через пару годков дымоход потрескался. Причина - дымовые газы конденсационных котлов агрессивны и разрушают кирпич. Нужно гильзование или металлический дымоход.2. Электрозависимый котел подключают напрямую в розетку. В итоге либо система замерзает либо электроника с ума сходит.3. Электрозависимый котел подключают через стабилизатор. Итог замерзание системы т.к. стабилизатор не может питать котел при отсутствии электроэнергии или когда напряжение меньше определенного минимума, да и некачественные стабилизаторы (регулирующие только напряжение, без коррекции синусоиды) попадаются.4. Во избежание замерзания системы заливают антифриз. Итог потеря гарантии и протечки. Причина - антифриз обладает большей текучестью и большим коэффициентом термического расширения. А всего-то надо было использовать рекомендованный антифриз и дополнительный расширительный бачок повесить.5. Делают однотрубную систему, где теплоноситель последовательно через батареи циркулирует. В итоге ближние к котлу батареи огонь, а дальние едва теплые. 6. Не делают ТО, либо доверяют это шабашникам. В итоге перерасход газа из-за загрязнения неотрегулированной горелки продуктами неполного сгорания, повреждение теплообменника из-за нарушения теплового режима вследствие загрязнения.7. Не ставят сигнализаторы газа и автоматические краны (их нормативы не требуют). Итог плачевен - утечки газа, угарный газ в помещении.8. Расчет системы отопления "на глазок". В итоге маломощный 12-ти киловатник пыхтит без остановки и пытается протопить 250 квадратов или 24-ку вешают на 60 кв.м. (неоптимальная нагрузка снижает КПД).9. Подключают скважинную воду без лабораторного анализа на жесткость. Итог - замена забитого накипью теплообменника. Надо было ставить систему очистки/умягчения либо глушить контур ГВС и ставить бойлер.10. Огрехи монтажа. Не подключают аварийный клапан к сливу. Как итог горячая лужа на полу из-за превышения давления в системе и сработки клапана. Или вообще про слив забывают. Или вечно завоздушенные радиаторы из-за того, что не по уровню ставили. Туда же отсутствие коллекторов и байпасов, при протечке сливай всю систему.11. Установка систем дистанционного управления котлом без дублирующих термостатов. Залипнет реле и будет либо африка либо мороз. Ну или дете малое с телефоном поиграет...

  • Анонимно
    15.09.2015 13:21

    "Так что платить в таких несовременных домах придется и за отопление улицы: температура батарей не падает сообразно приятной оттепели, а продолжает «жарить», в итоге платеж растет... Устанавливать «умное оборудование» в оставшихся домах будут лишь во время капремонта — да и то только там, где он будет проводиться." ©Это же просто гениально! Еще один способ стрясти с людей денег - сначала за счет ненормального потребления тепла, потом - за счет установки за счет жильцов узлов регулирования, ведь капитальный ремонт можно ждать годами.

  • Анонимно
    15.09.2015 13:25

    Лето прошло можно пересчитать!? Перерасчет лето тоже сделайте.

  • Анонимно
    15.09.2015 13:26

    Как узнать есть ли в доме счетчик и где он стоит и как контролировать снятие показаний?

  • Анонимно
    15.09.2015 13:27

    немножечко лукавите, 400-500 кубов вы не нажгете, нагревая 160 кв.м. до 26 градусов. Скорее я поверю в цифру 600-700 кубов

    • Анонимно
      15.09.2015 14:09

      Расход газа от теплопотерь зависит. Если дом грамотно теплоизолирован, стены не сырые и через чердак тепло не улетает, то расход минимален. Дополнительную экономию дают устройства удаленного управления котлом либо системы умный дом.Влияет и выбор теплотехники, у разных радиаторов разная теплоотдача, водный теплый пол иногда тоже экономит.

      • Анонимно
        15.09.2015 15:44

        Расход не минимален, и он не может быть минимален в наших широтах. Теплый пол не дает экономии, а наоборот, +15% . У 5-6 знакомых с площадью 160 кв.м. уходит в среднем 3-4 тыс.руб. С явными теплопотерями сейчас не делает никто, все грамотные. Лично у меня , 170 кв.м., первый этаж отапливается водяным теплым полом, расход 500-700 кубов, в морозный месяц может до 800 дойти. Да , стоит комнатный термостат. Baxi, как и котел.

    • Анонимно
      15.09.2015 14:29

      Утепление хорошее. Под скатами например 200 мм ровула. Окна с пятью пакетами. Под полом 150мм роквула. И так далее.

    • Анонимно
      15.09.2015 16:22

      он всё правильно написал.у меня сруб 210 кв.плачу зимой 2000-2500р.и это с горячей водой заметьте.

      • Анонимно
        15.09.2015 18:06

        Еще один сказочник

        • Анонимно
          15.09.2015 18:39

          какой смысл им обманывать?

          • Анонимно
            15.09.2015 21:38

            а смысл такой, что это национальная черта такая, врать, чтобы показать, какой ты успешный в отличии от лохов, в данном случае из панелек. врут повсеместно - показное потребление в кредит, чтобы подчернкуть статус, которым не обладаешь. в разговоре такой накинет доход раза в 1,5, или расскажет как он , такой умный, построил дом в 200 кв.м. за 2 млн.руб.

        • Анонимно
          15.09.2015 20:59

          У вас кирпичные хоромы вероятно. В два силикатных кирпича толщиной? Есть у нас в поселке такие. Дом квадратов на 500 в два кирпича. Такие и по 30 тыров за газ платят. И еще электрические обогреватели в спальнях ставят.

        • Анонимно
          16.09.2015 09:52

          Ты смешной ЖКУшник )))

  • Анонимно
    15.09.2015 13:29

    А где тов(ой, простите) господин И. Гиниятуллин), который тут с пеной у рта доказывал,по методу Чурова, что платежи увеличатся всего на 7%? требуем объяснится!

  • Анонимно
    15.09.2015 13:29

    И чего, спрашивается, Путин нагинал ЖКХастов по поводу аналогичной ситуации в Питере зимой 2013 года?

  • Анонимно
    15.09.2015 13:31

    Я все лето платил за холодные батареи, это власть все украла получается? Если поднимут так зимой, народ платить не будет и выйдет протестовать.

    • Анонимно
      15.09.2015 13:52

      Ни кто ни куда не выйдет. Только выйди и тут же штраф впаяют. Вообщем как обычно обдираловка с народа. как лето наступит они ещё придумают, например повысят в квитанции графу капитальный или текущий ремонт ремонт, только уже не на 8%, а на 80...

    • Анонимно
      15.09.2015 13:58

      Никуда никто не выйдет.

      • Анонимно
        15.09.2015 15:25

        Верно,в нашей дикой стране,люди выйдут лишь тогда,когда кончится пища.

        • Анонимно
          15.09.2015 16:15

          Ну почти 100% поддержка власти во всех выборах. Кто куда выйдет?

          • Анонимно
            15.09.2015 23:24

            В феврали 1917 го тоже так думали, никто никуда не выйдет, а к 1922 году вся Казгордума была перевешана восставшим народом. Почитайте Алексея Толстого.

            • Анонимно
              16.09.2015 09:11

              немного условия в создании революционной ситуации были другие, была война, настоящая, не конфликт на Украине, были 2 подряд голодных года 1915-1916, потеря контроля за ростом цен на основное продовольственное сырье и огромный государственный долг, за который не только надо было выплачивать проценты, но и воевать, неумение министров поставить экономику на рельсы военного времени, а меж тем знать продолжала шиковать. Хотя и гений Ленин в феврале 1917 г. ошибся, сказал, что революционная ситуация еще не назрела, что необходимо уходить в подполье и работать с массами, а буквально на следующий день в Петербурге произошло выступление рабочих без него и сместили царя тоже без него. Так, что может вы и правы и все может быть.

  • Анонимно
    15.09.2015 13:32

    И, что характерно, объявили об этом на следующий день после выборов))) П.С. Присоединяюсь к вопросу - а что в апреле не ввели это "новшество"?

  • Анонимно
    15.09.2015 13:43

    Не, а чего все недовольные, свыше 94% голосовавших довольные вчера были по результатам, а сейчас стали недовольными, вы чего-то какие - то непоследовательные. Возрадуйтесь, вы вчера правильно проголосовавшие, живите с этими результатами и платите, вы же капиталисты и можете себе это позволить, раз за капиталиста голосовали.

    • Анонимно
      15.09.2015 15:30

      Ты явно с желе вместо мозга... И как ты живешь, недовольный.

      • Анонимно
        15.09.2015 16:54

        ну, если учитывать, что ты перешел на личности в общении, то с мозгом явно у тебя проблемы.

  • Анонимно
    15.09.2015 14:01

    Живу в квартире с индивидуальным отоплением. Во всем доме установлены двухконтурные котлы. Плачу в отопительный сезон, по счетчику. Зимой квартира площадью 44 кв.м. "съедает" до 300 куб. (в зависимости от температуры за окном прибавляю или убавляю температуру в контуре; ухожу на работу - убавляю до минимума). В принципе нормально получается, с середины апреля до октября платежей нет, могут только тех. обслуживание начислить

  • ДавлетХАН
    15.09.2015 14:08

    Не правильно это с осени вводить, ведь за лето граждане расплатились. Получается два раза платить. Не правильно, необходимо пересмотреть. А вообще, пишите жалобы на сайт гос.услуг.

  • Анонимно
    15.09.2015 14:09

    Уважаемые жители! Обратитесь к своему сантехнику по дому попросите температурный график (подача/обратка в подвале)и пусть он отслеживает заходит ли в дом 80/90/100/110 градусов, т.к. ТЭЦ строго настрого требует он дома хорошую обратку по температуре, а как известно если не выдержана температура по подаче врядли будет адекватная обратка.И если у вас новый многоквартирный дом в котором холодно зимой просите настраивать автоматику в подвале дома.

    • Анонимно
      15.09.2015 14:47

      А еще внимательно смотрите за сантехником, в некоторых домах сантехники убавляют на ночь тепло... Ук платит по счетчику а жильцы по нормативу, за целый год хорошие деньги с процентов банка набегают, а в конце года делают перерасчет...

      • Анонимно
        15.09.2015 15:06

        Ну так об это же и речь, что сейчас практически все будут платить по счетчику (по квартирному, если он есть, или по общедомовому). По нормативу будут платить только совсем старые дома, где невозможно установить счетчик. И никаких перерасчетов, банковских процентов и т.п.

  • Анонимно
    15.09.2015 14:39

    Вдолбите УК ВЕСТА по улице Дружинная, что топить батареи надо стабильно, а не в согласно автоматике, которая при -10 на улице в квартире топит на +10.Счета приходят как по тарифу.

  • Анонимно
    15.09.2015 14:56

    Компания Tesla с августа 2015 года начала выпуск солнечных батарей для дома . Размер 1.3х0.68 мощность 10кв.т стоимость 3500дол.Но к сожалению все заказы уже приняты.В 2017 году компания открывает новый мощный завод по выпуску батарей.Повится альтернатива !!!

    • Анонимно
      15.09.2015 15:15

      за 3500 - дороговато...

    • Анонимно
      15.09.2015 15:50

      В средней полосе РФ в летний полдень на каждый квадратный метр, ориентированный перпендикулярно солнечным лучам, приходится поток солнечной энергии мощностью примерно 1 кВт. 10кВт с 0,8 кв.м батареи не реально получить.

  • Анонимно
    15.09.2015 15:04

    в нашем доме в 2014г проведен кап.ремонт по замене системы теплоснабжения, но как узнать установили ли нам т.н. "узел погодного регулирования"?

  • Анонимно
    15.09.2015 15:08

    Помнится, было время, когда власти обещали умерить аппетиты "Казэнерго".. На обещаниях все и кончилось. Мы платим за тепло 2500 уже сейчас, а с сентября целых 5000 получается.. Все никак не наедятся. Кончится тем, что люди просто не будут платить, а всех не выселишь..

  • Анонимно
    15.09.2015 15:23

    По-моему, господа энергетики, вас пора к забору поставить и выпороть как Сидоровых коз. Вам просто не будут платить. Свою шоковую терапию проверяйте на себе.

    • Анонимно
      16.09.2015 12:32

      Надо не к забору. а "к стенке"!

    • Анонимно
      16.09.2015 12:51

      В нашей 9-этажке (Альметьевск) перед установкой ИТП (тепловой узел) обещали снижение расходов на ГВС и отопление. По факту 1 куб горячей воды в августовской платежке 15 года стоит 324 руб 54 коп, хотя тариф на ГВС в 2.5 раз ниже. В ЕРЦ говорят: ИТП "сам считает стоимость". Отопления пока нет - август. Но по опыту последних 3х лет с момента установки этой хрени в подвал дома, стоимость горячей воды при включенном отоплении в среднем в 1.5 - 2 раза выше, чем по тарифу. Цена за отопление 1м2 тоже скачет и близко не стояла около тарифной. Плюс все жильцы завуалированно оплачивают эту самую ИТП. Вобщем - жильцы лохи, а УК и ЕРЦ (власти) получили очередной источник неконтролируемого дохода.

  • Анонимно
    15.09.2015 15:28

    Перекрою к чёрту тепло, мне не нужно, я в деревню поеду, у меня там дров на лет 5. Пошли в пень! Ни копейки этим барыгам больше.

    • Анонимно
      15.09.2015 21:04

      Перекрывать нельзя - квартира остынет. Соседи будут страдать, поскольку между квартирами теплоизоляция плохая. Здание будет разрушаться. Нельзя в многоквартирном доме не отапливать.

  • Анонимно
    15.09.2015 15:30

    УК Старый город уже весь год мне начисляет по 1200р за однокомнатную 50 кв.м. Будем разбираться.

  • Анонимно
    15.09.2015 15:48

    т.е. Михаил Застела со своим "принципом стрекозы" считает нормальным, что люди должны думать заблаговременно об оплате ЖКХ зимой и копить деньги? Просто нет слов.

  • Анонимно
    15.09.2015 15:49

    В среднем на отопление нормальное любой средней квартиры зимой надо 250 кубов газа.250 умножить на 6 рублей энто 1500 рублей.И это токмо за газ.Так что где то 2000-2500 рублей придется платить за двушку в плане отпления в месяц.

  • Анонимно
    15.09.2015 15:54

    то ли еще будет. Сейчас выборы прошли. кресла и мандаты получили. ждите дальнейших повышений ВСЕГО!

  • Анонимно
    15.09.2015 16:12

    Ну это не от выборов зависит а от экономики.Это правильное решение.Платишь за то что потребляешь в данный момент.

    • Анонимно
      16.09.2015 12:35

      В этой стране все зависит от выборов - экономика в первую очередь!

  • Анонимно
    15.09.2015 16:19

    Застела правильно говорит.У кого мало денег или у кого есть небольшой запас то они должны копить.И не только на отопление.На похороны надо копить,на адвоката,на зубы,на лечение,на лекарства и прочая,прочая.А как иначе то?Вот например у кого стоит индивидуальный котел отопления он ведь должен копить на запасной если не зарабатывает достаточно.А энто 50 тысяч рублей.У котлов как и много еще чего есть срок эксплуатации.

  • Анонимно
    15.09.2015 17:54

    Павлюхина 102а четыре года подземный гараж отапливали непонятно из каких объемов, начисляли за тепло непонятно из каких соображений, сейчас там собственники конфликтуют. Долги бешенные. Порядка нет.

  • Анонимно
    15.09.2015 18:26

    какие такие сходы, басни и прочее?В квартирах д.б. автономные регуляторы и счетчики тепла - тогда и о фактах расхода тепла можно рассуждать

  • Анонимно
    15.09.2015 20:23

    что вы так возмущаетесь? вся страна уже перешла на оплату тепла по факту и всё нормально. к сожалению в татарстане очень своеобразно относятся к федеральным законам а страдают в конечном итоге татарстанцы.

    • Анонимно
      15.09.2015 21:45

      С з/п в 15000 руб. как тут не возмущаться?

      • Анонимно
        16.09.2015 05:27

        С зарплатой в 15000р вам нужно посмотреть попадаете ли под субсидию по метражу? А вообще читая комменты приходишь к выводу что никто законы не читает, управляющие компании подотчётные начальству республики творят что хотят а руководство республиканское в свою очередь не всегда спешит выполнять федеральные законы. Однако, федеральное законодательство предусматривает предусматривает создание тсж где жильцы сами будут контролировать регулировку тепла в зависимости от температуры на улице, есть специальный график, сами контролируют температуру горячей воды от поставщика на входе в дом, все параметры прописаны в документах, НО СЛОЖНОСТЬ ТУТ ОДНА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЛЬЦОВ, НАЙТИ СРЕДИ ЖИЛЬЦОВ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРАВЛЕНИЕ, ЖЕЛАЮЩИХ РАБОТАТЬ.

  • Анонимно
    15.09.2015 20:30

    Живу в Елабуге.
    У нас это новшество внедрили в 2010 году. переплачивать будете точно. живём в трешке, в панельном доме, 67 кв.м. сделан ремонт швов в доме, в подъездах поставили пластиковые окна. стоит терморегулирование, и после этого всего наши платежи только за отопление в прошлый сезон: окт 1100 руб., нояб 3708, дек 2938, янв 3274, фев 2939, март 2020, апр 1921, май 324. Итого 18224 руб.
    Терморегулирование толком не работает, осенью и весной вместо того чтобы топить только по ночам топят на убой, видимо договоренность с ПТС сказывается.
    Позапрошлой зимой платили окт 1831, нояб 2622, дек 2880, янв 3450, фев 4066, март 2476, апрель 1746, май 529 Итого 19600.
    Но в прошлую зиму хоть было тепло в доме, в позапрошлую лед был в ванной и туалете, проклинали это едро со ставленником нижнекамским. на выборах за них не голосовали.
    Родители живут в доме с площадью 160 кв. м. платят от 1000 до 2000 руб. за газ.
    Да кстати пока мы пять лет платили по факту, в богатом Нижнекамске платили по 600 руб в месяц с перекрёстным субсидированием, как и в Казани, ещё и субсидии получали потом.
    В общем город у нас передовой все платят и не возмущаются, вот теперь и до вас добрались. В следующем году надеюсь свалим из этого сверх дорогого колхоза, среди воняющих заводов.

    • Анонимно
      15.09.2015 21:01

      Панельные дома имеют крайне плохие характеристике по теплоизоляции. Причем дело там даже не в швах. Просто стены тонкие. Сейчас такие дома строить запрещено.

    • Анонимно
      16.09.2015 05:17

      "В следующем году надеюсь свалим из этого сверх дорогого колхоза, среди воняющих заводов." а где лучше, в Казань поедете?

  • Анонимно
    15.09.2015 21:44

    А для безработных скидки есть?

    • Анонимно
      16.09.2015 05:31

      для безработных есть дотации, компенсации по оплате коммуналки но при условии что официально безработный, а в составе семьи нет с высокой зарплатой.

  • Анонимно
    15.09.2015 21:57

    Раз энергетикам так выгодно, значит, априори, граждане от этого только пострадают, особенно, у кого низкие доходы.

    • Анонимно
      16.09.2015 05:35

      " Раз энергетикам так выгодно, значит, априори, граждане от этого только пострадают" энергетикам вместе с управкомпаниями выгодно по среднему, но федеральное законодательство заставляет Казань, пусть и с затяжкой, но выполнять требование ЧТО ПЛАТИТЬ НАДО ТОЛЬКО ЗА ПОЛУЧЕННУЮ УСЛУГУ.

  • Анонимно
    15.09.2015 22:28

    Елабуга, вы сами себе противоречите, по сравнению с позапрошлым годом у вас начисление снизилось почти на 1400 руб. Это не считая роста тарифов. Значит , автоматика работает? Прочитал все комментарии , не одного дельного предложения! По нормам в квартире должна быть тем от 18 до 20 градусов. Увеличение темпер на 1 градус повышает начисление на 8 процентов. Люди требуют увеличить подачу тепла, а потом возмущаются стоимостью. Между тем в Норвегии, Финляндии, Дании норматив температуры в детских садиках 20 градусов зимой! Сам видел , там садики отапливаются энергией солнеч батарей, автоматика жестко держит заданную температуру. И главное никто этому не поверит , как не верят комментариям о стоимости отопления утепленных загородных домов! А переход на новую систему оплаты с сентября потому , что с энергетиками расчетный год начинается с началом отопительного сезона. И ведь какую только чушь не насочиняют!даже с выборами связали .

    • Анонимно
      16.09.2015 09:45

      Не передёргивайте - вопрос не почему начали с сентября, а в том - почему НЕ ОБЬЯВИЛИ ЗАРАНЕЕ , перед выборами.Ведь людям просто надо платить больше и тупо денег тратить меньше, об этом лучше знать заранее, не так ли?

  • Анонимно
    15.09.2015 22:37

    3 года живу в панельном доме на 4этаже, зимой тепло, не жалуемся. Раньше жила в кирпичном, там прохладнее было. тепло в квартире зависит и от окон в квартире, сколько слоёв стекла.

  • Анонимно
    15.09.2015 23:20

    До этого тоже якобы автоматика всегда была, но ощущение как будто её либо отключают, либо настраивают не рационально. Начисления снизились скорее всего из-за более тёплой зимы и утепления дома. Суть в том что всё настраивают через задницу и все благие начинания горе чиновников упираются и у вас \"упрутся\" в сантехника который либо все испортит, либо настроит как нужно УК. При верной настройке данная система конечно должна дать результаты, но в любом случае будет хоть один жилец который будет требовать чтобы было горячее, и из-за него снесут все грамотные настройки, и отрегулируют по старине тупо увеличив потребление, а потом когда станет тепло на улице опять по звонку пойдут убавлять, но пока они придут через пару дней уже похолодает))).
    Итог выигрывает поставщик которому это все выгодно

  • Анонимно
    15.09.2015 23:42

    в доме квартирные счетчики отопления- результат по ним платежи не оформляют, только по нормативу, а по делу 95% согласны с любым решением власти выборы доказывают

  • Анонимно
    16.09.2015 05:02

    Нужно не в комментариях возмущаться, а жестче относится к властям. При такой схеме пенсионерам можно просто вешаться. А бездельники энергетики монополисты ничего кроме роста долгов не получат.

  • Анонимно
    16.09.2015 08:15

    не трудно представить, какие войны ожидают тех, кто проживает в коммуналках - и подъезды и места ОП не в евроремонте. 3-х слойный пакет жильцы себе позволить не могут, ассоциальных соседей тоже не перевоспитаешь, замуж поздно, сдохнуть рано...Сколько их на весь город, половина?Поторопился исполком ЖКХ в погоне за наградами по ЭСТ.

  • Анонимно
    16.09.2015 08:46

    Без бергэ!Без булдырдык!Бедные пенсионеры.Опять им достанется.

  • Анонимно
    16.09.2015 17:06

    Зима 2015-2016 года в Северном Полушарии будет экстремально холодной.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль