Общество 
18.09.2015

Продуктовые карточки: кто оплатит импортозамещающий банкет для бедных?

Минпромторг РФ готовит радикальное решение по поддержке стремительно падающего спроса на еду

Стратегию введения в стране продуктовых карт, как стало известно сегодня, внес в правительство минпромторг РФ. Цель — поддержать в кризис не только малоимущих граждан, но и отечественных производителей продовольствия. Идея, уже внедренная во многих странах, выглядит своевременной — только за первое полугодие в Татарстане продажи продуктов питания упали на 10,1%. Эксперты «БИЗНЕС Online», однако, считают, что пока проект слабо проработан — нельзя помогать всем, включая родителей Абрамовича.

«ФОРМАЛЬНО КУПИТ КАРТОШКУ, А ФАКТИЧЕСКИ — ВОДКУ»

Пугающие на первый взгляд слова «продуктовые карточки» возвращаются в наш обиход. Министерство промышленности и торговли России подготовило и внесло в правительство стратегию создания новой формы поддержки малоимущих. По словам замминистра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, «с одной стороны, это будет система продвижения отечественных товаров, а с другой — она даст людям возможность купить достаточно широкий спектр продуктов».

В отличие от уже действующих сегодня в некоторых регионах социальных карт продуктовый «пластик» задуман как обычная банковская карта. По ней не предоставляются скидки малоимущим. Вместо этого на продуктовую карту ежемесячно зачисляются «живые» деньги. Добавлять средства смогут и сами малоимущие, а бюджет будет добавлять к ним 30 - 50% от суммы.

При этом «отоварить» карту можно будет только отечественными продуктами питания, номенклатура которых будет утверждена отдельно. Главное ограничение — нельзя будет покупать товары длительного хранения. Речь идет о субсидировании покупок исключительно скоропортящихся продуктов, которые невозможно запасти впрок: свежего мяса и рыбы, молочной продукции, а также сезонных овощей и фруктов.

Видимо, авторы программы опасаются злоупотреблений. Между тем, как говорят участники рынка продуктового ретейла, малоимущие потребители, к которым относятся прежде всего пенсионеры, потребляют совсем иную продуктовую корзину. Основу их рациона составляют крупы, хлеб и макаронные изделия. Из набора, предложенного минпромторгом, малообеспеченные покупают разве что недорогие кисломолочные продукты типа кефира и сметаны, а также картофель, капусту и морковь. Попытка простимулировать потребление дорогих белковых продуктов, по их мнению, вряд ли даст ожидаемый эффект.

Также запрещено будет покупать на карточки алкоголь и сигареты, хотя эксперты сомневаются в эффективности такого запрета. «Русский человек смекалистый и хитрый, он, конечно же, найдет, как объегорить эту систему. Формально купит картошку, а фактически ему продадут по этой карте водку. Защиты от этого тоже нет», — говорит в интервью «БИЗНЕС Online» известный экономист Никита Кричевский.

В остальном никаких ограничений ни по количеству, ни по качеству, ни по конкретным наименованиям товара не предусмотрено.

Как напомнил в интервью нашему изданию финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин, система специальных продовольственных карточек ранее доказала свою высокую эффективность в других странах. Например, в США по программе Supplemental Nutrition Assistance «талоны» получают более 10 миллионов человек». Однако, отметим, что в США никаких ограничений на состав продуктовой корзины по карточкам нет. Нельзя покупать, конечно, алкоголь и сигареты, но любую еду, в том числе импортную, — пожалуйста.

Так или иначе, если стратегия будет принята, то уже в следующем году, как надеется минпромторг, система должна заработать в торговых сетях. Супермаркеты будут обязаны принимать карты к оплате, вывесив соответствующие объявления. Вторым этапом (через несколько лет) программы минпромторга должна стать система социальных столовых, где по тем же картам малоимущие смогут питаться. Интересно, что в Татарстане подобный опыт есть, правда, в виде частной инициативы — много лет социальные столовые работают при сети «Бахетле».

МЯСА СЪЕЛИ НА 5,3% МЕНЬШЕ, КРУПЫ — НА 17,7%

Примечательно, что авторы идеи не приводят никаких цифр о хотя бы примерном числе нуждающихся в продовольственной помощи. Минпромторг, судя по всему, озабочен своими профильными проблемами — спадом оборота розничной торговли, а вовсе не «социалкой».

Что ж, понять это можно. С покупкой еды в стране в целом и в Татарстане в частности действительно не все в порядке. По данным Татарстанстата, в первом полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года мяса в республике было продано на 5,3% меньше. Рыбы купили меньше на 11,1%. Животного масла — на 6,1%, растительного — на 5,8%, сыров — на 5,3%. Чая татарстанцы стали потреблять меньше аж на 13,7%, а круп — и вовсе на 17,7%. Последняя цифра особенно показательна. Обвал покупок крупы говорит о том, что на еде экономят прежде всего малообеспеченные слои населения. Заметим, что спад потребления дорогого мяса в три раза меньше, чем дешевой гречки.

В целом оборот розничной торговли снизился в Татарстане за январь-июль на 13%, по пищевым продуктам — на 10,1%. Очевидно, что идея карточной системы призвана переломить эту тенденцию. Кроме того, введение карточек, как ожидается, позволит оградить торговые сети от попыток административного регулирования цен. Появление новой формы поддержки самых бедных может стать моральным оправданием для роста стоимости корзины для всех остальных покупателей.

«НЕ НАДО ИСКАТЬ ДЕНЬГИ В БЮДЖЕТЕ, НАДО СПЕКУЛЯНТОВ ОТСТРАНИТЬ»

На первый взгляд, идея с карточками выглядит красиво. Во-первых, накормить бедных в условиях кризиса — весьма эффектный ход с политической точки зрения. Во-вторых, это могло бы стать действительно мощным механизмом поддержки отечественных производителей продуктов питания. Тем более что такая помощь им не противоречит нормам ВТО.

Однако, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», шансов на успех немного. Прежде всего по причине отсутствия в бюджетах всех уровней денег на реализацию данной идеи.

В минфине РФ заявили, что пока не видели стратегию минпромторга. Однако не приходится сомневаться: когда увидят, реакция будет отрицательной. Дело в том, что идея продуктовых карточек, мягко говоря, не нова. В разных вариациях она предлагается со времен кризиса 2008 года, а то и раньше. С подобными инициативами выступали депутаты Госдумы, минсельхоз РФ в то время, когда его возглавлял Алексей Гордеев, федеральная антимонопольная служба и т. д. Каждый раз реакция минфина была однозначной: отказать по причине отсутствия финансового обеспечения.

В проекте минпромторга предполагается, что обладателями продуктовых карточек станут получатели федеральных субсидий. Это, например, все пенсионеры, которым бюджет субсидирует плату за проезд и коммунальные услуги. Так вот число пенсионеров в Татарстане приближается к 900 тысячам. По некоторой информации, рассматривается предложение выделять на каждого нуждающегося по 2 тыс. рублей в месяц «карточных» денег на продукты питания. Значит, в месяц республика должна доплатить пенсионерам 1,8 млрд. рублей, в год — 21,6 миллиарда. Это седьмая часть бюджета Татарстана на этот год. Естественно, что ни один субъект РФ такой социальной нагрузки не выдержит.

По нашей просьбе Кричевский приблизительно подсчитал, во что инициатива с продуктовыми карточками может вылиться в масштабах всей страны. По его словам, если предположить, что к малоимущим относится хотя бы пятая часть населения, а это вполне адекватная оценка, мы получаем 30 млн. человек. Если на каждого из них ежемесячно выделять по тысяче рублей на покупку дополнительного продовольствия, это обойдется бюджету в 30 млрд. в месяц, 360 млрд. в год. Даже если мы будем считать, что самых нуждающихся лишь 10 млн. человек, то в год понадобится 120 миллиардов. В любом случае речь идет о сотнях миллиардах рублей, а таких денег в бюджете нет не то что на новую программу, их нет даже для того, чтобы обеспечить устойчивость пенсионного фонда, выполнить те социальные обязательства, которые уже взяло на себя государство.

Ясно, что на фоне таких сумм меркнут попытки минпромторга изыскать источники финансирования в перераспределении существующих программ продовольственной помощи. Во-первых, они есть в считанных регионах. Например, в Татарстане на питание доплачивают только детям из многодетных и малоимущих семей. Во-вторых, объемы финансирования таких программ крайне незначительны. Потому целесообразнее было бы, наверное, добиваться снижения цен на продукты, а также позаботиться об адекватной индексации пенсий и социальных пособий. В этом году, например, прибавка к пенсиям составила 5,5%, что в два с лишним раза меньше уровня инфляции. Какая уж тут карточная система?

«Есть много вопросов, которые позволяют отнести эту инициативу к бездарным, к очередному пшику, выстрелу в молоко, — говорит Кричевский. — Прежде всего непонятно, кого относить к малоимущим. В каждом регионе это определяют по-разному. Во-вторых, совершенно непонятно, кто будет финансировать эту программу. Минпромторг возлагает эту «почетную» обязанность на регионы. Но регионы сегодня в долгах как в шелках. Они могут просто этой нагрузки не потянуть».

Ему вторит другой экономист — Валентин Катасонов: «Мне трудно сказать, из какого источника это будет поддерживаться. Но, с моей точки зрения, вместо того чтобы искать деньги в бюджете, который у нас и так тощает на глазах, региональные власти могли бы сделать то, что они должны были сделать еще 10 - 20 лет назад, то есть они должны были создать товаропроводящую сеть, которая бы связывала напрямую нашего отечественного производителя и потребителя. Например, эти самые сетевые магазины, если бы не торговые наценки, которые они как монополисты устанавливают, то было бы в два-три раза дешевле. Так что не надо искать деньги в бюджете, надо спекулянтов отстранить».

По мнению ряда экспертов, куда большее воздействие на доступность продовольствия для малообеспеченных могла бы оказать другая инициатива. Госдума уже приняла в первом чтении поправки в закон о торговле, которые снижают размер так называемых ретробонусов (плата производителя за право размещать свой товар на полках сетевых магазинов) с 10% до 3%, а также сокращают сроки выплат торговых сетей за поставленную продукцию. Однако законопроект застрял на стадии согласования с правительством РФ, финансово-экономический блок которого стеной стоит на пути дальнейшего ограничения прав и доходов крупнейших ретейлеров.

«У НАС БЕДНЫМИ ПРИЗНАЮТСЯ ПЕНСИОНЕРЫ, ВКЛЮЧАЯ РОДИТЕЛЕЙ АБРАМОВИЧА И ХОДОРКОВСКОГО»

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) ИХ «Финам»:

— В России за чертой бедности живет более 11 процентов населения. Из-за низких доходов и, соответственно, расходов оно фактически выпадает из экономических взаимоотношений. Они почти не покупают товаров и услуг. Также нельзя забывать о высоком социальном напряжении в малообеспеченных слоях населения. Реализация программы позволит в значительной мере решить перечисленные проблемы.

На мой взгляд, наиболее оптимально будет распределить нагрузку по финансированию данной программы между федеральным и региональными бюджетами за счет сокращения малоэффективных действующих программ и внесения в расходную часть новых статей. С одной стороны, это существенно снизит величину дополнительной нагрузки на бюджеты. С другой стороны, регионы получат возможность корректировать программы в соответствии с особенностями местной экономики: средней зарплаты, степени проникновения современных форматов торговли или состава продовольственной корзины.

На мой взгляд, реализация программы положительно скажется на бизнесе крупных продовольственных сетей. Вряд ли они много заработают на росте среднего чека. Тем более бизнес понесет некоторые издержки в связи с интеграцией в систему. Однако участие в программе однозначно приведет к увеличению покупательского трафика, что положительно скажется на совокупной выручке.

Эдуард Юнусов — генеральный директор ТД «Челны-Хлеб»:

— Если такая идея — один из дополнительных инструментов социальной поддержки, наверное, это хорошо. Если говорить о том, что финансирование будет браться из одного места и перекладываться в другое из бюджетных средств, то не очень. Сегодня нужно развивать конкуренцию, а конкуренция всегда будет снижать цены. Как будут раздаваться эти карточки, к кому они попадут?.. На сегодня недостаточно конкуренции, чтобы мы могли проводить отбор по качеству, по цене, ни для кого не секрет, что наша отрасль отстает в разы от европейских коллег. Вложим деньги в пиар (назовем это так), а он как придет, так и уйдет.

Если гречки выросло мало, видимо, чтобы не было дефицита на рынке, надо ее возделывать лучше, или больше сажать, или не надо продавать так много за пределы страны. Надо решать какие-то глобальные вопросы в экономике. Да, пенсионеры поцелуют человека, который придумал эту идею с карточками, скажут, какой он хороший, ну и все. А дальше-то что делать с этим?

Василий Узун — главный научный сотрудник центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:

— Несомненно, такая программа нужна. Мы живем в условиях рыночной экономики, капитализма. Следствием такой экономики являются необеспеченные граждане, которые не имеют работы, не могут обеспечить себя даже едой. В научном плане мы давно ставили вопрос, чтобы в госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынка должна быть мера по помощи бедным семьям. Службы собеса вообще не знают, кто такие бедные. У нас нет нормального учета, чтобы можно было сказать, что семья бедная. У нас бедными признаются то пенсионеры, включая родителей Абрамовича и Ходорковского, то еще какие-то категории граждан, но не семья. А речь идет о том, что если семье не хватает на всех доходов, чтобы приобрести продовольствие, то возникает эта проблема. Все страны делают это, причем, в отличие от нашей соцпомощи, делают это систематически. То, что делается сейчас, — попытка исправить ошибку властей за последние 25 лет. Но надо позаботиться о том, чтобы выявить точно семьи, которым не хватает доходов, чтобы приобрести еду.

Конечно, есть какие-то элементы в этой заявке, что-то типа только отечественного производства, что уже затруднительно. Например, продает магазин колбасу, там написано, сколько отечественного, а сколько импортного? Это не очень ясно. Наверное, если этикетка стоит отечественного производителя, то признаем отечественным.

Деньги должны быть заложены в госпрограмме на продовольственную помощь. Много раз пытались их выделить, но не было официального решения оказать эту помощь. К тому же у нас и в законе нет этой помощи. Надо вставлять это в закон. Если все это возложить на регионы, то это значит поделить граждан страны на граждан Ростовской области, Краснодара, Ингушетии или Тывы, где каждый будет получать помощь в разном размере, одни будут помогать больше, а другие — меньше. Мне кажется, что основную нагрузку должен взять на себя федеральный бюджет. Поскольку регионы в этом заинтересованы, то софинансирование тоже должно быть. Его строго определит закон, что не сколько кто хочет, а размеры поддержки малоимущих должны стать ясны. Если федеральный бюджет берет на себя две трети, то одну треть должен давать регион. Конечно, уровень не будет одинаков по всей стране, поскольку все привязывается еще к уровню жизни, МРОТ. Но федерация не должна уходить от этого. Если уйдет, то в бутафорию все превратится: заявка будет, а помощи не будет со ссылкой, что денег нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.09.2015 16:46

    и это реально есть то ради чего уничтожали и грабили СССР и продолжают грабить уже его остатки???!!!! тьфу !!! я прошу наидичайших псевдокапиталистов с шакальим оскалом зарубить у себя во лбу что мы не китайцы и не будем работать до гроба за гроши или за тарелку риса в день!! время на то чтобы исправить всё и дать всем россиянам нормально и по человечески жить работать растить детей и учиться и питаться у вас ещё есть... но это время не бесконечно.

    • Анонимно
      18.09.2015 17:52

      Граждане,пора бы уже спросить у Володи Путина и его,так называемой,"команды профессионалов" по поводу всего происходящего в стране,про тотальное и стремительное обнищание подавляющего большинства населения - пусть отчитаются перед страной и Народом,чем это они занимались все эти годы,находясь у власти,что мы сейчас так плохо и бедно живём в стране,обладающей громадными запасами всего,чего только можно себе представить.

      • NIYAZ
        18.09.2015 18:27

        Товарищ путин уверен , что народ не в состоянии спросить и что-то требовать у него.
        Поэтому страна и дожила до продовольственных карточек, зарплат и пенсий в 100$, до сборов денег на лечение детей в эфире программы "время".

        • Анонимно
          18.09.2015 19:02

          Володя Путин и его,как бы это сказать по-мягше,"команда",ощень глубоко заблуждаются и сильно ошибаются по поводу Народа и того,на что этот самый Народ будет способен уже в самое ближайшее время,если резкое удорожание всего в стране и обнищание людей продолжаться теми же темпами и в тех же маштабах.

          • Анонимно
            18.09.2015 22:13

            Да вы запарили со своим народом. Народ ваш в России заслушивает то руководство которого она сама достойна. Народ ваш ленивый (это проблема народа, а не руководства), знаний не требует (если она пару недель потребовала, то это проблема народа, когда другие всю жизнь учатся), народ у вас очень завистливый и глупый. Дай этому народу сегодня денег, он его пропьет, вложит в МММ, понесет в банк (там кстати у вашего народа более 7 000 000 млрд рублей, олигархи за границей хранят), 1/3 часть украдет у другой 1/3 части народа...на остальное народ ваш устроит праздник в честь какого нибудь события и еще какой нибудь ерундой займется. Вы народ, который всё это и заслужил. Чтобы понять это вам надо пожить в нескольких странах (не только в европе или америке). Хорошо, что у вас еще остались некоторые личности. Вот эти личности как все уедут, то не останется вам людей, которые работу дают и тогда народ ваш будет жить хуже тех, кто в западной части Африки выживает.

            • Анонимно
              18.09.2015 23:08

              Русский Народ хоронили уже бесконечное количество раз,а он живее всех живых,назло всем врагам и недоброжелателям.

              • Анонимно
                19.09.2015 11:49

                Кто хоронил народ? Когда? Посмотрите в ваш народ. Он вообще не врагам ни своим не интересен был никогда. Ваш народ вообще никому не интересен. Народ не делает революцию. Его делают персоны. Есть такая вещь как управление массой, народ у нас управляется хорошо массой и пусть будет так. Пусть живет себе под свой лад как хочет, свобода у него есть, возможности тоже все есть. Не нравится - собрать чемоданы и уехать никто не мешает )) Главное, чтобы персоны некоторые не подымали народ - за этим ФСБ должна следить и всё. Все нормально в России. Всё правильно. Никто не виноват, что народ ваш думает, что ему кто то что то обязан - вообще кто им вбил такое )))

    • Анонимно
      18.09.2015 18:18

      Китайцы за миску риса уже давно не работают. Посмотрите в каких домах и квартирах они живут! А средняя зарплата в Китае уже обогнала среднюю зарплату в нашей стране.

      • Анонимно
        18.09.2015 18:29

        большинство китайцев живут в картонных хибарах, одеваются в картонные одежды и с утра перед тем как пойти на работу одевают вместо трусов памперсы, потому что даже за походы в туалет в рабочее время им урезают и так грошёвые зарплаты... поэтому там тоже вот вот вспыхнет народное восстание... надо вам пообщаться с истинными носителями китайского языка вместо того чтобы читать РБК .

        • Анонимно
          18.09.2015 19:52

          Как такое может быть в Китае? Там же до сих пор социализм и однопартийная система, то есть всё так же как было у нас в СССР!

          • Анонимно
            18.09.2015 20:01

            нет, не так. Там нет пенсионной системы. Нет профсоюзов, всеобщего медицинского обслуживания. Ни бесплатного, ни платного. Ни санаториев, нет профилакториев. Отпусков - то же нет. Нет обязательного рабочего дня. Нет безопасности труда. Нет, как и не было в СССР Закона о защите прав потребителей. Но и как в СССР там нет и не было свободы слова, печати, собраний. Партий и объединений. Ты там раздавить человека - надо меньше усилий, чем комара. там вообще ничего нет, кроме как горбатиться с утра до вечера. Одно послабление было сделано Дэн Сяо Пином - можешь горбатиться на себя. Пока партия разрешает.

    • Анонимно
      18.09.2015 19:07

      Больше жару! Вы не китайцы, а потому должны работать за пайку. По норме трудодня.

      • Анонимно
        18.09.2015 19:53

        А вот и доказательство:Правительство «понизит» среднюю зарплату ради майских указов Путина

  • Анонимно
    18.09.2015 16:54

    Первое фото магазин Ак Барс Холдинга?

  • Анонимно
    18.09.2015 16:57

    смотря что можно будет купить на эти карточки. социальный продукт должен быть качественным, но не дорогим. но чувствую, перегибов избежать не удастся

  • Анонимно
    18.09.2015 16:59

    Зато КрымНаш, и Донбас дай Бог войдёт в состав страны

  • Рамиль
    18.09.2015 17:04

    Бюджетникам нужно выдавать часть зарплаты продуктами питания.
    Это повысит на них спрос.

    • Анонимно
      18.09.2015 17:15

      я - бюджетник и уже давно кушаю у родственников. не нужны мне карточки

    • Анонимно
      18.09.2015 17:30

      Например,уксусом или перловой крупой.

  • Анонимно
    18.09.2015 17:08

    Неуместный пассаж, читающим людям известно, что Абрамович Р. А. -сирота.

    • Анонимно
      18.09.2015 19:00

      Но это никому не помешает выписать на них карточки. И их обналичить.

  • Анонимно
    18.09.2015 17:15

    о карточки, талоны. какой успех! где то я уже это видел.

  • Марат Ш
    18.09.2015 17:38

    Кстати, если в бюджете "не хватает" денег, то, может быть, перестать тратить их на войну в Украине?

    • Анонимно
      18.09.2015 18:00

      перестаньте их тратить на бизнес-джеты, вертолеты, бронированные мерседесы, ...., тд до бесконечности. будьте скромнее слуги народа!!!

  • Анонимно
    18.09.2015 17:56

    Кстати если не хватает в бюджет денег, то, может просто хватит их воровать из бюджета:)

  • Анонимно
    18.09.2015 17:58

    рейтейлеры заинтересованы в сохранении оборотов, могут и кредитовать население

  • Анонимно
    18.09.2015 18:01

    Денег в бюджете не хватает, так откуда же на продукты по карточкам найдут? Пусть поддерживают отечественного производителя, но народ не надо на карточки подсаживать. Прав Касатонов - спекулянтов много развелось. Будет как с техническими средствами реабилитации для инвалидов - бумажка на ТСР есть, а на ТСР денег из федерального бюджета не хватает. То есть бутафория уже налицо. Очередная лазейка нечистым на руку.

    • Анонимно
      18.09.2015 19:15

      Объясняю: По карточке поллитра молока будет бесплатно, Вы будете покупать молоко по 40 руб. В среднем 20 руб поллитра. Т.е. Вы и оплатите. Это как с маткапиталлом, когда ввели программу, жилье резко полезло в гору. С программой утилизации автохлама тоже было подобное. У нас все эти субсидирования делаются за счет платежоспособных граждан.

  • Анонимно
    18.09.2015 18:15

    Карточки это здорово. весь вопрос как на них отоварится водкой и пивом и если удасться то я за эту власть снова буду голосовать. Главное Сталин бы не пришел и не заставил бы в гулаге снова работать!

    • Анонимно
      18.09.2015 19:55

      Мда, коммунисты все восхваляют Сталина, а народ, похоже, хотел бы жить при Брежневе.

      • Анонимно
        18.09.2015 20:05

        Вы ему скажите, что при Брежневе пиво было на чистом стиральном порошке и спитом чае. К этому вкусу не сразу привыкнет. А к водке, на метаноле -может и не успеть - привыкнуть.

  • Анонимно
    18.09.2015 18:16

    Как достала советская риторика про "спекулянтов". Кто эти мифические люди и/или организации никто не объясняет, но они почему-то виноваты во всех проблемах отечественных производителей. Ведь качество то у наших ого-го и маркетинг на уровне, а вот злые спекулянты все портят

  • Анонимно
    18.09.2015 18:21

    Сетевики сами должны доплачивать фермерам чтобы к ним в магазины возили .

  • Анонимно
    18.09.2015 19:03

    Может чиновников сократить, хотя они купят инвалидность и будут как герои Моргунова в известном фильме.Сижу и думаю зачем нам нужен Совет Федерации, уполномоченные всякие по всяким правам когда есть прокуратура, Роспотребнадзор и Россельхознадзор дублирующие функции???

  • Анонимно
    18.09.2015 19:46

    как я понимаю селян с этими карточками прокатят-появиться скрытое стимулирование переехать в город-так г Сиразин?

  • kilon
    18.09.2015 21:45

    нужно просто перестать фигней страдать и не карточки вводить, а делать так, что бы эти карточки были не нужны!!!

    • Random
      21.09.2015 10:12

      Поддерживаю!У нас любят разрабатывать систему, настраивать ее, лишь бы не работать так, что бы не надо было ее строить...

  • Анонимно
    18.09.2015 23:03

    скоро есть не чего будет, вот еще 110000 тыс безработных добавится !!!Колокольцев сказал !!!!!вот фины молодцы стоило только государству что то урезать так сразу забастовка и все такое !!!!хотя если заметить нефти и газа там нет !!!!!будем сидеть и ждать когда весь наш бюджет уйдет в зрительный зал и пенсионный возраст до лет 100 сделают !!!я вот узнал организация в пенсионный фонд за меня 34% платит и с меня 13% не плохо 50/50 работаем хотя я не уверен что до 100 доживу !!!

  • Анонимно
    19.09.2015 09:12

    Какие карточки????уберите все звенья между производителями и продавцами и будет вам счастье. выступала женщина выращивают яблоки и сказала, что они сдают по 15р/кг. Вы где то такие цены видели???хотя бы 30р/кг?у нас бабушки яблоки по 40р/кг продают мотивируя это тем, что \"свое и без химии\". и не говорите про маленькие пенсии. у них советский стаж и пенсии хорошии. а пособия получают не те кому денег не хватает, а те кто нужные справки делает. стоит ли их поддерживать???

    • Анонимно
      19.09.2015 10:19

      Умный и точный коммент, и бабушки - которым НЕ хватает, как раз не стоят за прилавками, данным бабушкам - очень хватает .

  • Анонимно
    19.09.2015 19:04

    Ввод карточек это возврат в распределительную плановую экономику и зависимость от государства. Нужно не карточки вводить, а минимальные зарплаты и пенсии повышать. Развивать рыночную экономику, малый и средний бизнес, конкуренцию. Тогда и цены будут снижаться естественным путем, а граждане больше зарабатывать. Карточная система - откат в то, откуда мы ушли в 90-е, из совка с его дефицитами, очередями, отсутствием выбора, конкуренции, рынка... Уровень жизни повышать нужно, но совсем не карточками, а созданием условий для развития бизнеса и рынка.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль