Общество 
20.09.2015

Римзиль Валеев: «Давая название улицам, нужно думать на языке истории, а не эсперанто»

В столице Турции есть памятник Назарбаеву, где он восседает в символическом властном кресле

Как произошло переименование казанской улицы Эсперанто в улицу Назарбаева? Каковы мотивы и последствия этого локального события, которое тем не менее войдет в историю России и других стран? Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», дает свое толкование переименованию улицы и других событий, о которых вряд ли задумываются многие горожане.

НЕПОНЯТНАЯ, НО ИНТЕРЕСНАЯ НОВОСТЬ

Сообщения о переименовании улицы Эсперанто на имя здравствующего руководителя Казахстана попали в список топ-новостей лета 2015 года. Сначала распространилась утечка о планах переименования, потом появилось решение городской Думы, затем не заставили себя долго ждать технические исполнители с новыми табличками «ул. Назарбаева; Назарбаев ур.». Всплеск эмоций был весьма заметным, тема до сих пор не забылась. Были и те, кто на данном примере демонстрировал свое вольнодумство и не скрывал своего особого мнения к факту переименования. Почему Назарбаев? Почему не спросили у жителей улицы Эсперанто, хотят ли они такого изменения?

По-моему, по части разъяснений причин таких перемен тема зависла в двусмысленном состоянии. Честно говоря, всем не до таких нюансов было. Лето-2015 в Казани выдалось непростое. Это и предвыборная кампания, и появление рядом с Казанью нового города Иннополис, и санкции против России, и импортозамещение на потребительском рынке, и крутые реформы по части парков и скверов. Но малопонятные факты, к числу которых относится тема Эсперанто — Назарбаева, требуют новых подтверждений или опровержений.

Пока президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в Казань не приехал и не гулял по «своей» улице. Собственно, улице название дали не для него, а ради каких-то серьезных и высоких целей, о чем городской обыватель может и не догадываться.

Несогласные и возражающие любым решениям властей были и будут всегда. Даже великолепные и эпохальные события — 1000-летие Казани и Универсиада — могут вызвать неоднозначные толкования. И наречение одной из красивых и длинных центральных улиц древнего города именем живущего и правящего руководителя соседней страны обязательно должно было вызвать бурную реакцию.

А я и не хочу, чтобы тема остывала! Вопрос связан с самобытностью, этнокультурным колоритом местности. Мне кажется, маловероятно, чтобы улица Назарбаева появилась, например, в Москве или Петербурге. Менталитет и традиции каждого города и района как бы приглашают или отвергают революционные перемены в области географических терминов.

Поэтому появление в столице Татарстана с обилием нетюркских и коммунистических названий улицы Нурсултана — явно непростой и весьма экзотический факт. И он всегда будет вызывать резонанс, побуждать вопросы. Почему Назарбаев? А что, он здесь учился? И т. д. и т. п.

Ясно, что тема связана с политикой, дипломатией, формированием политико-экономического союза государств, стремящихся сохранить и развивать дружественные отношения. Что Россия и Казахстан (и, обратите внимание, Татарстан в этом контексте) будут строить мосты, созидать на благо своих народов. И без комментариев и разъяснений этот ребус довольно легко расшифровывается.

НА СКОЛЬКО ЛЕТ НАРЕКАЮТ УЛИЦЫ?

Только на первый взгляд кажется, что название улицы касается только жителей данного микрорайона или города и что оно актуально только сейчас, когда у власти отдельные товарищи и они ведут какую-то пиар-кампанию, то есть в течение нескольких лет или пары десятилетий. На самом деле такие вопросы решаются на века! Немыслимо представить себе изменение названия моря, реки, Уральских гор или Арарата, Эльбруса. Озеро Байкал («бай куль» — «богатое озеро»), сибирские леса «говорят» на языке народов, населявших эти места. То же самое с африканскими джунглями и пустынями. В том же ряду — названия сел и городов, улиц и проспектов, стадионов, культурных и торговых учреждений. Нарицательные имена напоминают о прошедших временах, они стабильны и непреклонны, но бывают и исключения.

Например, в прошлом веке большевики круто поменяли имена местностей, даже перегнули палку. Они замахнулись на мировую революцию. Хорошо еще, что не переименовали континенты, планеты и звездные системы. Дошло бы и до этого, если бы социализм и диктатура пролетариата одержали верх во всех континентах. Не успели... А то бы растоптали память всего человечества. В Советском Союзе эта кампания велась с размахом. Помните, большинству предприятий и населенных пунктов страны стали присваивать имя Ленина, Сталина, Кирова, Калинина и других вождей? И сотни, тысячи фирменных печатей колхозов, заводов, горсоветов и сельсоветов украшены именами знатных большевиков.

Не надо было большевикам спешить ставить памятники соратникам, переименовывать всех и вся, приравнивая членов Политбюро по значимости к римским философам, древним полководцам, великим императорам, даже ставя еще выше. Пришлось потом кое-что поправить.

Даже в нашу эпоху случались косяки. Помню, в 1982 году уже через пару недель после кончины генсека партийные чиновники обратились в центр с предложением переименовать автоград именем Брежнева. И ЦК их «поддержал», потому на несколько лет из карты Татарстана исчезли Набережные Челны. Дальше похороны с пушечным лафетом случались регулярно. Даже следующему генсеку Черненко нашли город в Западной Сибири. В честь покойного генсека появился город Андропов, который через пять лет вновь стал именоваться Рыбинском. Подумайте только: вдруг не стало столицы Удмуртии Ижевска, которая превратилась в Устинов в честь члена Политбюро, куратора оборонных дел и ВПК. А ведь это случилось недавно, когда Сталинграда и Сталинабада уже не было. Пермь (Молотов), Оренбург (Чкалов) тоже вернулись на карту страны. Хорошо, что сейчас торопливость постепенно уходит.

Похожая картина может быть и в наименованиях улиц и проспектов. Улицы, как и города, живут долго, если не всегда. Их названия оглашают на весь мир какую-то личность и существуют в масштабе веков. По идее топографические наименования — письма на века и тысячелетия.

С изменением политической системы пришлось поменять немало табличек, вывесок. И что же? Теперь обратно приводить в старый порядок или переименовывать в стиле новой номенклатуры чиновников и олигархов? Нет, конечно. Но реальные факты и личности исторического масштаба должны остаться в обиходе. Например, я за то, чтобы в Казани всегда были музей Ленина и улица Ульяновых. Люди со всего света будут с интересом смотреть места, где жил известный всему миру вождь революции, ставший таким же брендом Казани, как Горький, Шаляпин, Толстой, Державин, Бутлеров, Лобачевский.

Яков Шейнкман
«Имя Якова Шейнкмана — большевика, направленного в Казань для организации обороны города от белочехов, — носит единственная улица в Казанском кремле»

В ЧЕСТЬ ПОГИБШИХ ГЕРОЕВ...

Были моменты, когда после гибели политических деятелей в обстановке траурного митинга или от горечи потери известной личности, предаваясь сиюминутному пафосу, сгоряча перегибали палку. Так появились и прижились в людской памяти улицы или памятники в честь Баумана, Вахитова, Шейнкмана и многих других революционеров. Например, в 80-е годы памятник видному татарскому социалисту Муллануру Вахитову установили в таком величественном формате, как будто он был вождем народа, «татарским Лениным». В Уфе поставили памятник легендарному Салавату Юлаеву, а Казань, не увековечившая в бронзе первого казанского хана Улугмухамеда и таких личностей, как Мухаммадьяр, Насыри, Гаяз Исхаки, и сейчас живет под взмахом руки Вахитова, убитого в 1918 году в суматохе противоборства политических сил. Приезжий человек, да и сами казанцы вряд ли понимают, кто на этой земле в прошлые века был главным.

Кстати, Яков Шейнкман — уроженец Тюменской губернии, видный большевик, направленный в Казань для организации обороны города от белочехов и расстрелянный белогвардейцами. Теперь его имя носит единственная улица в Казанском кремле, точнее, проезд, ведущий к легендарной башне Сююмбике и президентскому дворцу. Если скажу, что фактически эта улица должна носить имя Сююмбике или называться Президентским проездом, то меня не поймут, скорее осудят, чем поддержат. Но суть ситуации от этого не меняется. Президенты разных стран, короли и звезды искусства, гуляя по Казанскому кремлю, будут проходить к мечети «Кул Шариф» и президентской резиденции по проезду Шейнкмана. Они могут спросить о нем. Им скажут то же, что говорят туристам, проезжая мимо памятника Вахитова и улиц Баумана, Кирова, Свердлова, Ершова: погиб в годы пролетарской революции и борьбы за социализм. То есть люди, в честь которых названы многие улицы, примечательны тем, что они были большевиками и убиты в относительно небольшой отрезок времени — в начале прошлого века.

Согласитесь: на фоне 1000-летней истории Казани погибший большевистский командир, командированный из Питера, выглядит случайным и эпизодическим героем. Но отделить Шейнкмана от истории Казани невозможно. Пока. Так же как название улицы Баумана настолько приросло к главной пешеходной улице, что ни историческое имя Проломная (здесь проломили стену Кремля при взятии Казани), ни другое подходящее название не могут конкурировать с памятью о бывшем студенте ветеринарного института Николае Баумане.

Красивое и подлинно историческое имя Бишбалта («Пять топоров») времен строительства петровского флота именно в этой слободе, вернувшееся несколько лет назад, не удержалось на своем месте. Теперь на табличке улицы Бишбалта опять красуется имя феминистки ленинской эпохи Клары Цеткин. «Топоры» не прижились... Там же, в районе «Пяти топоров», есть улица Сардара Ваиси, бывшая Проходная улица. Местные жители до сих пор недоумевают по поводу «непонятного» имени Ваиси.

А между тем личность и деяния Сардара Ваиси, лидера народного движения и идеолога государственности, уникальны. С ним любил беседовать Лев Толстой, в переписках называл его любимым братом. Он похоронен в парке им. Горького. Такие имена обогащают имидж легендарной Казани. Не знаю, будет ли в Казани улица скульптора Ильдара Ханова, чей Вселенский храм стал одним из символов Казани, хотя еще не форматирован как культурное учреждение. Имя создателя цветомузыкального проекта Булата Галеева также украсило бы облик Казани, если бы восстановили его творческое наследие и технологию цветомузыки. И Михаил Худяков заслуживает большей раскрутки. Если деяния таких личностей, как Михаил Девятаев, Константин Васильев, довольно часто упоминаются в повседневной жизни, то многие другие колоритные личности остаются в тени, они неведомы даже экскурсоводам.

К информированию людей о великих событиях и личностях надо относиться серьезнее. Если уж дали имя человека улице, то должно быть объяснение, раскрытие образа в виде книги или музея. Чтобы не гадали будущие поколения, за что увековечили такого-то гражданина. При жизни я знал первого секретаря обкома Рашида Мусина, помню председателей исполкома (по современному — мэров) Александра Бондаренко и Павла Тунакова, увековеченных казанскими улицами. А нынешние школьники и студенты-историки что-нибудь знают о них и что должны думать? Об этом же я думаю, проезжая по проспекту Камалеева и улице Шуртыгина, названным в честь недавних руководителей Советского района Казани. Это были достойные, заслуженные люди, но где узнать сведения о них, кто разъясняет их заслуги и уникальность?

Тема вклада в социальный облик района и улицы, микрорайона тоже актуальна, народ чувствителен ко всем, кто им помогает в будни. Об этом тоже надо уметь рассказывать...

«Переименование улицы в честь Назарбаева — игра политических мышц и экономических интересов»

ПОЧЕМУ НУРСУЛТАН? ПОТОМУ ЧТО КАЗАХСТАН

После такой «увертюры» вы настроились, теперь перейду к детальному разбору и жесткой оценке переименования улицы Эсперанто в улицу Назарбаева. И напрасно. Наоборот, я хочу пояснить, что это переименование — великолепное и уникальное событие, которое может позитивно повлиять на ход событий в стране и мире. Почему?

Во-первых, неожиданно и прикольно — дать казанской улице имя человека, который живет и работает. Такого не было, наверное, даже при российских императорах. Сразу публика оживилась, стала гадать, к чему бы это. Вот если бы в Казани прошел чемпионат мира по футболу и в финальном матче игрок казанской команды забил гол в ворота бразильцев и сборной Германии, имя этого спортсмена присвоили бы улице, прилегающей к стадиону «Казань Арена». Без вопросов. А Нурсултан что сделал?

Я не стану напоминать об улицах с именами малоизвестных чиновников. По-моему, улица Назарбаева — факт и примета нашей еще не прожитой эпохи. Во-вторых, здесь я вижу игру политических мышц и экономических интересов. Четверть века назад появилась постсоветская суверенная Россия, которая до сих пор утверждается, предъявляя свои права и отстаивая свои интересы. Вместе с ней впереди других Татарстан с очень древней столицей. К сожалению, наступило время, когда стали негармоничными интересы России и многих богатых стран и значительной части мира. Ряд бывших союзных республик, традиционных соседей, отошли в другие экономические союзы и военные блоки. Возникли противоречия, появились очаги торгового, силового противостояния, кое-где даже приметы гражданской войны.

И в этом неспокойном мире у России появились новые ориентиры дипломатии и новые акценты в политике и экономике. Больше стали дружить с Китаем, а с западными странами выстраиваются проблемы, к сожалению. Казахстан — большая страна с населением 17,4 млн. человек и площадью 2 млн. 724 тыс. кв. км — не просто буферная зона между Россией и Китаем. Это самое близкое по духу и экономической интегрированности с Россией государство. 7 тыс. 548 км спокойных границ между РФ и Казахстаном, пограничное и межрегиональное сотрудничество, адекватное друг другу состояние экономики и социального развития, идентичность и менталитет руководящих кадров, общие интересы в использовании ресурсов, таможенные правила — все это ставит дуэт Казахстана и России на подиум Евразии, превращает их в динамичную и позитивную силу, скрепленную взаимным интересом. От освоения космоса через Байконур и освоение целины, промышленных мощностей и другого наследия СССР до природных богатств и трудовых ресурсов — все подводит к сотрудничеству и интеграции двух стран. Посмотрите показатели товарооборота между нашими странами. Татарстан и несколько регионов довели размеры сотрудничества с Казахстаном до $1 млрд. в год каждый.

И это только начало! Чего скрывать, по уровню экономики и перечню товаров и услуг бывшие субъекты советской страны подходят, как никто другой! Что было бы, если бы у России не было Казахстана, а у Казахстана — соседней России? Или если бы между ними пробежала кошка, как это случилось с некоторыми другими соседями на западных и северо-западных границах страны? Причины и повод, увы, там находятся. В Казахстане тоже есть русскоязычные области и отрасли, сферы, близкие к российским, но, слава аллаху, неразрешимых противоречий нет! Это просто счастье и свет в окошке! Казахстан не участвует в санкциях и прочих пакостях современной политики, наоборот, идет взаимовыгодная интеграция с участием других соседних стран Средней Азии и Ближнего Востока. Получается, что Казахстан и его союз с нашей страной — мощнейшее антикризисное и «импортозаместительное» средство, а вместе с РФ он — ось консолидации Евразии. От этой мысли душа наполняется чувством гордости и надежды, которых сейчас часто не хватает...

ЕДИНСТВО ТЮРКОВ — СПАСЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ?

Есть еще этнокультурный фактор. Да, мы европейцы, конечно. И без разрешения из Брюсселя или Парижа. И в то же время скифы мы, азиаты с раскосыми очами... Особое положение Татарстана в России — в его принадлежности к тюркскому миру, историческим корням, связующим с Тюркским каганатом, Волжской Булгарией, Золотой Ордой и даже (чего стесняться!) с монгольской империей. Татарстан (а значит, и Россия с ее другими регионами — Крымом, Башкортостаном, поволжскими, сибирскими областями) вместе с Казахстаном и другими среднеазиатскими странами могут считать себя преемниками тех самых древних и средневековых государств. Не случайно в Казахстане, Кыргызстане Чингисхана считают «своим». Правильно, они вправе претендовать, как вправе считать так же и мы, татарстанцы и татары. Значит, у всех у нас общие традиции государственности, военной, почтовой, экономической, налоговой структуры. История дает России шанс оставаться на золотой середине между Востоком и Западом. Так было в глубоком прошлом, так обстоит и ныне. Особенно сейчас. Когда полмира встает против России санкциями, ядовитыми облаками информации, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан (а там Туркменистан и Узбекистан тоже далеко не отошли), член военного блока НАТО, не принятая в Евросоюз самобытная Турецкая Республика — это крайне интересное и полезное, перспективное сообщество.

nazaran.jpg
В 2010 году в Анкаре был открыт памятник Назарбаеву

Это я отчетливо осознал в феврале сего года после поездки в Турцию. После интересных встреч в министерствах, ведомствах, редакциях и телестудиях Турции, посещения красивых исторических мест в Каппадокии нас пригласили в резиденцию международной организации тюрскоязычных государств в Стамбуле. Президенты Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, а иногда Туркменистана и Узбекистана встречаются, обсуждают гуманитарные вопросы. Консультативный совет руководителей тюркских стран, особенно основная четверка «Тюрк кенеш», весьма эффективен в координации действий народов и стран с населением в сотни миллионов человек. Среди них всегда незримо присутствует и Россия. Одна из центральных фигур в этом сообществе — Нурсултан Назарбаев.

Он возглавил свою страну в 1989 году. Более четверти века у руля. Значит, его стаж руководства своей страной равен сумме президентского стажа Минтимера Шаймиева и Рустама Минниханова. За это время поменялись рулевые во всех бывших союзных республиках и не раз. А Казахстан и Нурсултан не сбиваются с пути, находят новых друзей, сохраняя старых. Здесь не столько европейские традиции, а скорее восточные, с которыми тоже нужно считаться. Назарбаев не участвовал в Беловежеском чаепитии и упразднении СССР, но принял новый формат независимости своей республики, превратил ее в настоящее государство.

Он друг Шаймиева, поддерживает Татарстан и его руководителя, на инаугурацию Рустама Минниханова прислал свою дочь, вице-премьера Казахстана Даригу Назарбаеву — «принцессу», опытного парламентария и партстроителя, руководителя медиахолдинга. Когда в столь сложное время в Татарстан приезжает по делам «принцесса», а министр обороны Казахстана заказывает грузовики «КАМАЗ», когда товарооборот между странами и регионами растет, значит, колесо истории и развитие направлены на позитив, дающий всем нам хорошие шансы. Вот как воспринимаю личность и значение Нурсултана Назарбаева, чье имя теперь звучит в казанском транспорте. Его могут считать «пророссийским», дружба с нами сейчас кое с кем не прощается. Но и тюрки, прежде всего Турция, доверяют Назарбаеву, уважают его, признают его заслуги именно в консолидации тюркских народов. Достаточно сказать, что в 2010 году в Анкаре открыт памятник Назарбаеву — он там восседает в символическом властном кресле. Редкий, очень редкий случай, когда бывший металлург из советского вуза и комбината, секретарь ЦК партии союзной республики так поднялся, так стабилен во власти и динамичен в политике, общепризнан в гуманитарной сфере. И он до сих пор на вершине, эффективен на той же орбите, где действуют президенты России, Франции, Германии, США.

Его авторитет помогает преодолеть мелкие разборки и клановые перетряски. На фоне трагических событий в славянском сообществе, особенно на Украине, тюрки держатся дружно, объединяясь и с соплеменниками, и с другими народами и странами. Отличный пример!

Допускаю, что у Назарбаева есть и конкуренты, и противники, оппозиция, даже грехи, наверное, какие-то есть. Но величина и качество личности лидера Казахстана и тюркского мира таковы, что объявление в автобусе «следующая остановка — улица Назарбаева» слушаю как музыку, честное слово!

Личных пристрастий, интересов в Астане или в Алматы у меня нет. В консульстве Казахстана на Большой Красной тоже не бывал. Никакими бизнес-проектами с этой страной не занимался. Из казахов лично знаю только Сагита Джаксыбаева — руководителя казахской общины Татарстана, и Дусена Касеинова — генерального секретаря международной организации «Тюрксой». Глядя на руководителя этой гуманитарной организации и на президента Назарбаева, хочется сказать: хорошо рулят казахи, солидно держатся в Евразии и в тюркском мире. Приятно сознавать это.

И хорошо, что в столице Татарстана появилась улица имени лидера дружественной страны. В данном исключительном случае в названии улицы мы видим незаурядную личность, уникальную ситуацию единения народов и стран вокруг гуманных ценностей. Хорошо, что, давая имя улице, в этом случае думали на языке истории, а не на эсперанто. Речь идет о сохранении древних народов, об истории, которая происходит сегодня. И особенно примечательно, что это происходит в нашей республике, в нашем городе.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (204) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.09.2015 09:18

    Уважаемый Римзиль! Не надо легитимизировать переименование улицы! А ПО ТВОЕЙ ЛОГИКЕ улицу надо было тогда назвать Казахстаном! И кстати консульство расположено на К. Маркса, а не на Б. Красной!

    • Анонимно
      20.09.2015 12:57

      Казахи прямые предки татаро монгол, это их надо было назвать татарами, ибо их придумали коммунисты, как и современных татар. Их предки разгромили Волжскую Булгарию и уничтожили 80% населения наших предков, а теперь мы назыаем в их честь улицы. Гитлер уничтожил 30% населения белорусов, можете ли вы представить чтобы в Минске появилась улица госпожи Меркель?

      • Анонимно
        20.09.2015 13:54

        Казахи - потомки джунгар

        • Анонимно
          20.09.2015 14:39

          Джунгары истребляли предков казах, уйгуры и казахи до сих пор ненавидят друг друга

          • Анонимно
            20.09.2015 15:07

            Джунгары истребляли и ассимилировали казахов, потому казахи похожи на них

          • Bure
            20.09.2015 17:31

            >> Джунгары истребляли предков казах, уйгуры и казахи до сих пор ненавидят друг друга==========Есть такое дело ,но по мере встраивания казахов в рыночные дела отношение к уйгурам меняется в лучшую сторону ,до этого была простая зависть к более успешному этносу и не знание собственной истории .

            • Анонимно
              20.09.2015 21:42

              В чем уйгуры успешнее казахов, у казахов большое гос-во с прекрасной столицей?

          • Анонимно
            20.09.2015 19:17

            уйгуры - это не джунгары, джунгары это монголы-ойраты

      • Анонимно
        21.09.2015 13:10

        Мы ТАТАРЫ, а не какие то жалкие булгары!!!

    • Анонимно
      20.09.2015 21:59

      Правильно говорите! Если бы назвали улицу в честь Казахстана намного было бы правильнее!

  • Анонимно
    20.09.2015 09:36

    Главный вопрос так и не раскрыт \"Почему переименовали существующую улицу, а не дали название новой улице, например в Салават Купере\"?

    • Анонимно
      20.09.2015 13:14

      ул Шейкмана надо переименовать в Булгарскуюул Баумана надо переименовать в улицу имени хана Алмуша - знаменитого булгарского эмира, провозгласившего в 922 Ислам религией Булгарииул Дзержинского надо переименовать в улицу имени Котраг хана - легендарного хана, приведшего булгар в 6-7 веке из приазовья на Волгу и Каму, сына Кубрат хана, брата Аспарухаул Маркса надо переименовать в улицу имени Улу-Мухаммеда - основателя Казанского Ханства.

      • Анонимно
        20.09.2015 14:05

        ул. Баумана - это Большая Проломная, если что...

      • Анонимно
        20.09.2015 22:49

        ул Шейкмана надо переименовать в улицу Ивана Грозногот.к. именно он отдал приказ построить казанский кремль

      • Анонимно
        20.09.2015 22:58

        ул Дзержинского надо переименовать в улицу Аксакова

        • Анонимно
          21.09.2015 09:55

          Дзержинского - Черноозерская правая и Черноозерская левая

          • Анонимно
            21.09.2015 14:36

            Дзержинского в Котраг хана, надо наконец вспомнить о великой истории Волжской Булгарии и ее основателе. Тем более Котраг хан - фигура нейтральная, ни с кем не воевал, только строил.

          • Анонимно
            21.09.2015 14:47

            Я не знаю ни слова на Эсперанто и не собираюсь знать, но название Эсперанто это уже не язык, не человек, а история Казани, тем более на Эсперанто нет крови, в отличие от Павлюхина, Шейнкмана, Ершова, Баумана, Воровского и прочих участников красного террора.

            • Анонимно
              21.09.2015 21:31

              Господа хорошие! Вы все про красный террор да красный террор, а куда дели белый террор? Или они были пушистыми и гуманистами? Кто начал кровавый террор? Это остатки недобитых колчаковцев и каппелевцев визжат про красный террор. А насчет Назарбаева все ясно:имя его вопреки своим законом гордумы увековечили (вряд ли на веки) из-за того, что он на днях запретил Компартию Казахстана! В истории СНГ после Порошенко. Не сиволично ли, господа!

  • Анонимно
    20.09.2015 09:36

    Во как! Честное слово, не знал, что благополучно живем благодаря Н.Назарбаеву и таким людям. Допускаю. А как же с именами поскромнее. Ведь К.Исхаков,Р.Идиатуллин, Гумеров, Метшин, Песошин, Б.Леушин и др. тоже не зря ели свой хлеб.Не говоря о МШ и НРМ. Чьи имена останутся на карте? Интересный вопрос.

  • Анонимно
    20.09.2015 09:42

    Я - житель улицы Эсперанто. Может стоило нас спросить хотим ли мы, чтобы нашу улицу переименовали в честь Назарбаева, потому что местные казахи решили (многие из которых не являются гражданами Казахстана), что им нужно улицу в честь Назарбаева назвать в центре Казани.

    • Азат Д
      20.09.2015 17:45

      Вы же на прошедших выборах ответили полным одобрямсом действию власть.Вы выбрали депутата по своему Эсперанто-Назарбаевскому округу в Горсовет, вот пусть там и поднимает этот вопрос.

      • Анонимно
        21.09.2015 10:51

        откуда вы знаете, как он проголосовал? сколько можно ярлыки другим вешать, сами то уже обвешаны своими же...

        • Азат Д
          21.09.2015 11:04

          Так там, большинство жителей проголосовало «как надо».К нему лично, я обращался как к жителям микрорайона, которые -даже не смотря на результаты голосования, знаю что - голосовали большинством Единую Россию. В эту партию входят большинство депутатов горсовета и мэр, которые и приняли решение о переименовании. И сейчас того же мэра изберут.Если, как вы говорите, он вещает от себя лично, значит он против народной воли.

          • Анонимно
            21.09.2015 12:33

            Большинство от какого общего числа? Шарафутдинов не раз писал о том, что на выборы наблюдателем ходит. И вы туда же? Эка родственная связь, прям в одном лице)

    • Анонимно
      21.09.2015 21:33

      Это они (казанские казахи) добились переименования, чтобы Назарбаев разрешил им вернуться туда без напоминания их прошлое

  • Анонимно
    20.09.2015 09:45

    Не дай Б-г люди забудут для чего создавался язык "эсперато" и кем был Яков Шейкман.Искусственный язык эсперанто создавался, если очень кратко, для унификации сознания людей, для того чтобы легче было ими управлять.Это по факту, а что декларировали создатель языка и его сторонники это уже другой вопрос.Яков Шейкман вписал очень много и очень "ярких" страниц в историю Казани и России.Очень кратко - Я.Шейкман недоучившийся студент Императорского Казанского университета, ярый большевик, один из тех, подготовил захват золотого запаса России и власти в Казани, руководитель казанского ЧК, наводившего ужас на все население Казани и ее окрестностей, преданный ленинец, участвовал в подготовке 1-й "советской" конституции и т.д.Язык "эсперанто" был очень распространен в Казани в 1920-х гг., когда наш город был одним из центров подготовки Мировой Коммунистической Революции.В 1930-е "эсперанто" объявили языком шпионов, а улицу Эсперанто переименовали в улицу Жданова.В Казани должна быть улица Эсперанто (хотя бы от "серого дома" - одного из символов мирового коммунизма, до озера Кабан).А в Кремле должна остаться улица Якова Шейкмана, как напоминание современным властям о том, что "слабинкой" власти всегда есть желающие воспользоваться, как напоминание о том, как в 1917 г. Я.Шейкман и его "подельники" вышвырнули из Казанского Кремля и Казани законную власть, заняли ее место и пролили море крови и загубили десятки миллионов человеческих жизней и "испортили" судьбы сотен миллионов людей.Против улицы имени Н.Назарбаева ничего не имею. Пусть будет. В Казани проживает большая диаспора наших братьев-казахов. Им будет приятно.Если уж думать на "языке истории", как пишет автор, то получается как-то вот-так...А то уж очень "однобокая" у автора история получается: что мне нравится из истории Казани - оставляю, а что не нравится - выкидываю и "забываю".Тогда это не история, а идеология.

    • Анонимно
      20.09.2015 10:30

      вы в девяностых золотой запас КПСС профукали и без стараний Якова. до сих пор найти не можете.тот яков был продукт своего времени и не больше того. но язык он придумал. а Назарбаев что создал располагая такими природными ресурсами? даже достойного жениха не смог дочке найти? другую усиленно тащит в высшие чиновники ? кто нить мне объяснит за какие заслуги произошло столь стремительное переименование улицы города в честь иностранца ? В чем заслуга Назарбаева ? Ведь не просто же так это произошло. Мож он денег на алемпияду дал ???? те самые 100 миллиардов ?

      • Анонимно
        20.09.2015 22:19

        К исчезновению "золотого запаса КПСС" Яков не причастен, но зато причастен "отец перестройки" ЯКОВлев.100 миллиардов в чужом кармане считать не стоит - только больше возбудитесь, а на дворе прекрасное "бабье лето"...

    • Анонимно
      20.09.2015 10:44

      Какая большая диаспора? Кого-нибудь видели из них в городе? Максимум человек 100. Все равно улица останется Эсперанто!

      • Анонимно
        20.09.2015 22:01

        В народе она Эсперанто! Никто Назарбаева не называет. Так что скорее всего вернут прежнее название

        • Анонимно
          21.09.2015 19:28

          Хотят отмазаться от Советов, а сами поступают точно также Лгуны!

    • Анонимно
      20.09.2015 14:51

      Ну назвали бы улицу в честь казахского поэта, философа и просветителя Абая Кунанбаева. Тут и история, и казахам было бы приятно.

    • Анонимно
      20.09.2015 22:22

      Полностью с вами согласна!

  • Анонимно
    20.09.2015 09:52

    Абсолютно согласен с автором.Содержательный ,а,главное,полезный текст.И написан по-доброму,тепло,с уважением к братскому народу.А несогласных будет всегда-это жизнь!Спасибо автору.

  • Анонимно
    20.09.2015 09:57

    Рамзиль, весь вопрос в истории с переименовании лишь в том, чтобы власти руководствовались ЗАКОНОМ, а не текущей политической конъюктурой. Тогда мы будем уважать местную власть, которая не колеблется вместе с "генеральной линией партией". Но поскольку власти в текущей стерильной политсистеме мало зависят от голосов избирателей, так будет продолжаться и дальше.

  • Анонимно
    20.09.2015 10:03

    а могут приезжие таджики выступить с требованием переименовать улицу в центре города в честь Рахмонова?

    • Анонимно
      20.09.2015 22:03

      Могут. И туркмены могут попросить в честь Туркменбаши. И узбеки в честь Каримова.

      • Анонимно
        21.09.2015 16:23

        А в честь Алиевых вообще надо пол-Вахитовского района назвать. Там по факту не Старо- и Ново- Татарские слободы, а Старо- и Ново- Азербайджанские.

  • Анонимно
    20.09.2015 10:03

    Был в Ижевске, есть небольшая экспозиция в музее, посвященная Устинову. До этого к Устинову отношение было мягко говоря не очень то. Даже этой небольшой экспозиции стало достаточно, чтобы начать осознавать подвиг таких людей. Такими именами действительно можно называть города. И что характерно за этот подвиг они не выбивали себе и родне материальных благ в виде заводов и месторождений.

  • Анонимно
    20.09.2015 10:17

    Имя Назарбавева единственно приемлемое из переименований последних лет.Все остальное временщики. Возможно прав был Лужков смело вернувший Москве исторические названия улиц, не смотря на всю политическую "знатность" новых имен.Новые имена надо давать только новым улицам.Исключения могут быть но очень взвешенные, имя Ваисова надо было давать не заштатной улице, а той где и сейчас стоит дом к котором его убили. Что касается Шейнкмана, имя которого конечно странно звучит в Кремле, то или не надо тргать имена людей погибших за советскую власть и революцию и вернуть тогда имена Ухтомского и Комлева. Или всем без исключения улицам, по примере Москвы, вернуть исторические названия. А портреты людей отдавших жизнь за революция поместить в музее или сделать специальную галерею с краткими справками о заслугах, доступную для всех.Учитывая познания и особенно активность Валеева, надо ввести его в совет "топомудрецов" в мэрии который занимается:" наименованиями, переименованиями и разименованиями городских объектов.

  • Анонимно
    20.09.2015 10:21

    Мы ведь живем в стремительно меняющемся мире. Вот представьте такую ситуацию. Казахстан вдруг перестанет следовать в фарваттере внешней политики РФ? Нурсултан скажет, а мы в НАТО хотим! Мы сами решим, как нам быть и под чью дудку танцевать! И прекрасно обойдемся без российского оружия, Камазов, и вертолетов. Тем более, без родственников-татар. Что тогда? Втихаря, ночью темной снимем уличные таблички? Будем оправдываться, и говорить что не хотели, нас с центра обязали? Не такой и маловероятный сценарий.

  • Назарбаев из всех постсоветских, конечно же, один из порядочных. Скажем честно. Казань непременно будет расти. И я даже был бы не против, если в последующем, его именем назвали какой-нибудь большой проспект. Но переименовать улицу Эсперанто, для многих казанцев в некоторой степени "знаковую" и очень "дорогую сердцу", - это перебор "понаехавших тут" - "аулдашлар". Куражатся - "жизнь удалась". Какая для них разница разница: что Актаныш, что Битаман, что Назарбаев Ну-ну.

  • Анонимно
    20.09.2015 10:40

    Хорошая попытка оправдать действие властей.Только все забыли спросить мнение людей.Переписали законы под себя.Даже в Москве нет улицы Примакова - потому что 10 лет еще не прошло. Это Закон. и его Чтут.Я не был в Казахстане, поэтому не знаю - правду ли пишут, что Казахстан повернулся в сторону Америки - обучение ведется на англ. и т.д., я не знаю подробностей истории про Женозен - я ничего не имею против Н.Назарбаева -пусть называют его именем улицы - их у нас много строят. Но зачем надо было трогать улицу в центральной части Казани, поднимая волну негатива? Тем более в год выборов. Власть показала свое отношение к своему народу. Только сильные характером люди могут признавать свои ошибки. Я надеюсь, что таким человеком будет Рустам Нургалиевич, без его вмешательства вопрос не решится.

    • Анонимно
      20.09.2015 11:14

      То что в Казахстане развивается и уже сильно чувствуется прозападническое настроение - правда.Тут вот наш "друг" Китай недавно фактически к санкциям против Крыма присоединился. Не исключено, что вслед за ним и Казахстан последует. А у нас бац! - на этот случай уже улица Назарбаева есть. И как только руководство республики после этого в глаза Путину смотреть будет?

    • Азат Д
      20.09.2015 17:55

      Есть улица в Москве, в честь Ахмата Кадырова названная в 2010 году.

  • Анонимно
    20.09.2015 11:00

    Факт: Казахстан, Турция, Азербайджан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан не участвуют в травле РФ. Многие из них заинтерсованы в экономическом сотрудничестве с нами. Они особенно тепло относятся к Татарстану, из за него им Россия еще ближе. Тюркские народы произошли из Алтая. Налицо перспективный формат союза дружественных стран. Ради такого благородного дела ничего не жалко.

    • Анонимно
      20.09.2015 12:33

      Все эти страны и Турция тоже, да, да и треть Индии северная часть, где проживают мусульмане , и Уйгурский автономный округ

    • Анонимно
      20.09.2015 12:50

      Все эти страны, что удивительно и Турция тоже входили в состав Великой Тартарии, туда также входила северная часть Индии и Синдзянский автономный округ со столицей г. Урумчи в Китае, где сегодня проживает 80 млн уйгур, говорящих почти на татарском языке.О существовании Великой Тартарии знает очень хорошо и Путин, и Эрдоган. В Ютубе есть ролик "Путин зает о Великой Тартарии", где он с Шойгу и Ивановым сидит в Русском Географическом обществе и говорит об этом. Инстинктивно они чувствуют, что надо сближаться и медленно это делают. Но старушка Англия развалила Великую Тартарию для того, чтобы побить турок на море не своими руками, а нашими, и делает все, чтобы не воссоединять эту державу. Для Англии воссоединение Великой Тартарии, как страшный сон, но все произойдет по воле Всевышнего.

  • Анонимно
    20.09.2015 11:07

    Когда в Казахстане к власти придет другой клан,видимо придется снова переименовывать,чтоб ублажить новых.

    • Анонимно
      20.09.2015 11:43

      Еще не скоро другой клан придет. Следующим правителем скорее всего дочка будет. И тогда наши власти назовут ул. Павлюхина именем Дариги Назарбаевой!

    • Анонимно
      20.09.2015 15:40

      Так и будет, а Назарбаева обольют грязью и его приближенных пересажают, если не успеют уехать.И весь мир узнает об этом человеке столько, что станет стыдно за улицу в Казани

  • Анонимно
    20.09.2015 11:28

    Назарбаев - очень достойный руководитель. То что он сумел сделать для своей страны и для спокойствия всей ЦА предстоит оценивать историкам и др специалистам. Это южные рубежи России, и когда валился Союз, было спокойно во многом благодаря ему. После развала, простые люди, оставшиеся без работы, ставшие мигрантами находили работу не только в России , но и Казахстане. Люди этим выживали. Назарбаев вряд ли знает о казусе с переименованием, да и не нужен ему этот прокол наших чиновников.

    • Анонимно
      20.09.2015 13:10

      Казахстан входит в первую десятку по запасам нефти, серебра, золота, меди, урана, угля, цинка т.д. С такими ресурсами все 17 миллионов населения должны быть шейхами. Еще не известно какова заслуга Назарбаева.

      • Анонимно
        21.09.2015 05:14

        Удерживает тасазать народ на земле. Чтобы не объелись не дай бог.

  • Анонимно
    20.09.2015 11:45

    Мы не турки чтобы ставить памятники живым властелинам....

  • Анонимно
    20.09.2015 12:03

    Вместо Мулланура Вахитова,что на Кольце, надо зарезервировать место....Шаймиеву....По разному к нему люди относятся,но то что он сделал для республики очень много,я думаю,сомнений нет...Пусть живет долго,но в любом случае уважение и почестей он заслужил.....

    • Анонимно
      20.09.2015 19:10

      Сносить одни памятники и ставить на их место другие - дело затратное. А вдруг потом придется обратную замену делать. Почему-то продолжают отливать памятники с головами, которые не отвинчиваются и взаимо не заменяются. Надо законодательно утвердить стандарты диаметров бронзовых шей в дюймах и шаг резьбы.

    • Анонимно
      20.09.2015 23:01

      Там недалеко уже ему есть памятник. Здание ОАО "ТАИФ". Красивое такое...

  • Анонимно
    20.09.2015 12:06

    Надо Ершова и Патриса Лумумбы переименовать в будущем в Проспект Шаймиева- истинного сына татарского народа, это дорога в Актаныш мимо конюшен с переходом на Мамадышский Тракт. И поставить одноименную мечеть на этом проспекте для Советского района, рядом с 38 этэжным сданием напротив церкви. Это и будет продолжением мудрой политики толерантного отношения в Татарстане, начатая Минтимир Шариповичем.

    • Анонимно
      20.09.2015 14:28

      СОГЛАСЕНВсе имена, связанные с братоубийственной гражданской войной надо изъять из Казани, заменив их достойнымиНикаких Павлюхиных, Ершовых, Баумана, Межлаука, Цеткиных в Казани быть не должно. Хватит братоубийственных войн и их "героев".

    • Анонимно
      21.09.2015 05:12

      Шаймиева к сожалению никто не избирал (выборы из одного кандидата - не выборы). Было бы плохим началом в будущей республике давать улицам и проспектам имена авторитарных правителей.

  • Анонимно
    20.09.2015 12:59

    У нас в республике есть и свои, жаль что забытые (незаслуженно) люди. Например Киям Алимбекович Абрамов (фамилия изменена после возвращения из Донбаса после потери руки на шахте. Все точные данные имеются у генерального директора Татптицепрома Алиева Марса Шариповича. Киям Абрамов был первым председателем совнаркома Татарии с 1930 по 1937 гг. при нем Татария стала важнейшим индустриальным центром СССР. Добыча нефти, автоматическая связь, подъем сельского хозяйства и тд и тд. За призыв усиления автономии в составе страны был арестован и расстрелян в мае 1937 года. В пятидесятых реабилитирован. Почему его имени нет на карте Республики и г. Казани. Ведь он сделал для республики не меньше чем Фикрят Табеев и Минтимер Шаймиев

    • Анонимно
      20.09.2015 15:13

      Когда началась добыча нефти в Татарстане? Разве не в сороковых?

  • Анонимно
    20.09.2015 13:02

    Не трогайте Ершова,ради Бога! Пускай Шаймиев живет 100 лет...Вот с чего надо начинать...

    • Анонимно
      20.09.2015 15:49

      зачем в Казани Ершов - участник братоубийственной гражданской войны?

      • Азат Д
        20.09.2015 19:02

        Где победили коммунисты, в чью партию вошел Шаймиев, разделяя их идеи.Суда над коммунистами не было, значит это наша история, которую надо помнить.

        • Анонимно
          20.09.2015 20:16

          помни в учебнике, но улицы именами кровавых вожаков называть нельзя

          • Азат Д
            20.09.2015 22:21

            Если б не коммунисты, не известно кем бы был тот же Шаймиев , так бы и остался в своей деревне, при сословном обществе в Российской Империи. И была бы Казанская губерния с генерал-губернатором.

          • Азат Д
            21.09.2015 08:37

            Если б не коммунисты, не известно кем бы был тот же Шаймиев , так бы и остался в своей деревне, при сословном обществе в Российской Империи. И была бы Казанская губерния с генерал-губернатором.

            • Анонимно
              21.09.2015 13:33

              как лодку назовешь так она и поплывет.Нам не надо гражданской войны, поэтому и не нужны кровавые участники братоубийственной войны типа Ершова, Павлюхина, Воровского, Межлаука, Цеткин, Баумана, Шейнкмана - все переименовать!

              • Азат Д
                21.09.2015 14:13

                "все переименовать!" - и в Казанскую губернию тоже?Тогда, что тут битву развели за по названию главы республики президентом? Генерал-губернатор и баста!

                • Анонимно
                  21.09.2015 14:28

                  Татарстан и президент Татарстана и бастаи включить исторические земли татар вплоть до Астрахани и Тюмени

                  • Азат Д
                    21.09.2015 14:42

                    Так Татарская республика при коммунистах появилась. Если б большевики не победили в революции -чьими именами названы улицы Казани и других городов Татарстана - при царской России Татарской республики бы не было.

                    • Анонимно
                      21.09.2015 16:14

                      Если бы да кабы.А если бы Казанское ханство одолело Московское царство?Все империи распадаются, Российская империя всё равно не осталась бы исключением.

                      • Азат Д
                        21.09.2015 17:12

                        Но факт, что после революции образовалась Татарская республика. А вы это хотите стереть из истории Татарстана.

                  • Анонимно
                    21.09.2015 19:51

                    Вы,батенька, второй жериновский

          • Анонимно
            21.09.2015 14:55

            Здрасьте! А Патрис Лумумба как же?

        • raf
          22.09.2015 09:34

          Не было Суда над Номенклатурой!Вот в чём беда,Азат Д.

  • Анонимно
    20.09.2015 13:02

    Все это лишний раз подтверждает одно... Мнение жителей города никого не волнует, а они то, наивные, и правда поверили, что живут в третьей столице и их голос важен

  • Анонимно
    20.09.2015 13:09

    Переименование улицы Эсперанто именем человека, который выступал против союзного статуса Татарстана - это даже не самодурство, это плевок в историю народа.

  • Анонимно
    20.09.2015 13:23

    Улица Проломная названа не из-за пролома в стене Кремля. Сколько можно тиражировать сказку про это. Есть города, где тоже были улицы Проломные, Томск например, но нигде это не связано с проломом в крепостной стене. А связано с со строительством новой улицы на месте старого посада - прорубанием, проломом прямой широкой улицы на месте хаотичной узкоуличной застройки. Проломная - историческое название для казанской улицы и его надо вернуть.

  • Анонимно
    20.09.2015 13:28

    Никто не против улицы Назарбаева и автор статьи понапрасну расписывает значимость такого названия улицы. Выступали против переименования улицы Эсперанто и против единоличного решения вопроса без учета мнения топонимиков, фактически - против самоуправства.

    • Анонимно
      20.09.2015 13:46

      Многие против названия Назарбаева именно этой улицы

    • Анонимно
      20.09.2015 13:55

      Видели, знаем. А вот знали бы вы какую политику развернули противоборствующую переименованию, которые с вашей же позицией свою деятельность начинали-сейчас для них Назарбаев враг народа, так что им статья будет полезна.

    • Анонимно
      20.09.2015 15:45

      Эсперанто всегда возвращается спустя какое-то время, так было и со Ждановым

  • Анонимно
    20.09.2015 13:46

    Да это перед выборами улицу в Казани продали Денег в Москву не хватало скоро казанцев начнут продавать тех которые за честные выборы рубятся

  • Анонимно
    20.09.2015 13:48

    Название Эсперанто привлекало к Казани туристов, т к об этом факте указывалось на тысячах сайтов эсперантистов.Переименовав, лишились бесплатной рекламы Казани.

    • Анонимно
      20.09.2015 15:45

      В мире всего 1000 эсперантистов и каждого по сайту. Круто. Хлебом их не корми, дай пройтись по улице Эсперанто.

      • Анонимно
        20.09.2015 19:23

        эсперантистов в мире гораздо больше, статей в Википедии за 200 тыс

        • Анонимно
          21.09.2015 12:38

          200 тысяч и весь мир - как-то несоизмеримо различаются, не находите?

  • Анонимно
    20.09.2015 13:50

    Что хорошего Назарбаев сделал для Казани , была же передача по телеку как старые сссровские политики дарили друг другу золотые медали , а умные от них отказывались видимо в Казани седят еще старые сссровские

  • Анонимно
    20.09.2015 13:56

    По теме топонимики должны писать люди знающие казанскую историю. Автор статьи должен был знать, что была в Адмиралтейской слободе улица Бижбалдинская - часть нынешней улицы Большой, точнее небольшой её участок рядом с Петрушкиным разъездом. Там рядом было маленькое поселение, в несколько дворов, под названием Бишбалта. Улица Клары Цеткин (которую пытались переименовать в Бишбалту) проходит несколько в стороне от места где было поселение Бишбалта. Адмиралтейская слобода выросла не из Бишбалты (смотрите древние карты). Эта большая слобода со временем поглотила маленький кусочек, на котором когда-то была Бишбалта. Конечно можно переименовать слободу в Бишбалту, отдавая дань древнему названию. Можно и все Заречье считать разросшимся селом Караваево и переименовать его в Караваево... Адмиралтейская слобода - исторически сложившееся название, это не переименованная Бишбалта. Можно части улицы Большая вернуть название Бижбалдинская, можно еще как-то увековечить это название - памятный знак, например. А улице Клары Цеткин, бывшей Московской, являющейся частью старого Московского тракта, дать название Старо-Московская.

    • Анонимно
      20.09.2015 15:33

      "Красивое и подлинно историческое имя Бишбалта («Пять топоров») времен строительства петровского флота именно в этой слободе, вернувшееся несколько лет назад, не удержалось на своем месте"Римзиль Валеев считает, что Адмиралтейская слобода - бывшая слобода Бишбалта. Это не так и журналисту, родившемуся, учившемуся далеко от Казани уже пора бы знать историю города, если он о ней пишет. Или после написания статьи, если это не сознательная фальсификация, заглянуть хотя бы в Татарскую энциклопедию. Вот что там написано, в частности: "Адмиралтейская слобода, поселение, сложившееся в 1-й четверти 18 века на северно-западной окраине Казани... вблизи с.Бишбалта" (Том 1, страница 53).Т.е. слобода вблизи от Бишбалта, а не слобода=Бишбалта.

      • Анонимно
        21.09.2015 21:10

        Все равно татары ул. К Цеткиной называют Бишбалта. Пытались вернуться к тому названию. Но переиграли. Зря.

        • Анонимно
          23.09.2015 11:26

          Улица К.Цеткин - бывшая улица Московская. Бижбалдинская улица - это сейчас дальняя часть улицы Большая. Место , где было селение Бишбалта уже давно залито водохранилищем. Говорить за татар не надо - никто так не называет.Улица Клары Цеткин возникла не в Бишбалте. Это бывший московский тракт. Этому месту одинаково не подходят и имя Цеткин и Бишбалта. Старо-Московская улица - это прмемлемо. А Бишбалтинской можно назвать улицу Большую - хоть там и не было Бишбалты, но все-таки она ближе к этому историческому месту и часть ее уже называлась в начале прошлого века Бижбалдинской. Думаю никто не против будет улицы Бишбалты как части улицы Большая, если правильно подойти к этому вопросу, а не проявлять тупое невежество и не переписывать историю на свой лад, пытаясь Бишбалту приравнять с Адмиралтейской слободе и к месту где проходит улица Клары Цеткин.

  • Анонимно
    20.09.2015 14:02

    Очередное торжество безграмотности. Спросите у горожанина. что такое Эсператнто, он скжает Вам. что это перекресток Эсперанто и Павлюхина, название прижилось и является частью среды. Это точно также как сквер и парк рядом. У нас власти просто, что называется "панаехали", они не казанцы по сути, для них город чужой. Движение эсперантистов это глобально движение ну и кто такой Назарбаев?! очередной диктатор. Людям жить на этой улице и им принимать решение, как ее называть!

  • Анонимно
    20.09.2015 14:02

    а почему в казани нет улицы им.чингизхана,по моему уже пора, тоже великий полит деятель, тем более татарин

  • Кстати, например, Южную трассу могли переименовать в проспект Назарбаева. Думаю, вообще ни у кого возражений не возникло бы. Да и сам Нурсултан Набиевич не обиделся бы. Каково? Кто за?

  • Анонимно
    20.09.2015 14:17

    новые улицы пожалуйста, но зачем переименовывать не пойму

  • Анонимно
    20.09.2015 15:03

    Я - за ! Новую надо было. Недодумали немного. Сафа Гирей был крымским татарином. И нашим ханом. Чтобы крымские татары были к нам ближе, почему бы не назвать улицу? Только новую.

  • Анонимно
    20.09.2015 15:25

    Кремлёвскую в ул. Конфуция!!! Касаткина в Дэн Сяопина, китайцам приятно будет! На тонну больше "тряпок" и "электроники" отгрузят"! А ул. Пионерскую в Фиделя Кастро, может вертолётик у нас курят...

  • Анонимно
    20.09.2015 15:34

    Нам нужно называть улицы за деньги, как гражданство. 30000000 улица, 100000000 проспект, 1 млрд микрорайон и т.д.. А то политический интерес!... Нам лапшу на уши не надо вешать! Идите на Площадь "Cвободы", вон "им" там "зачесывайте". Мы - люди простые, пока не объяснишь зачем, лучше не делай!

  • Анонимно
    20.09.2015 15:43

    Это очень хорошо, что в городе много коммунистических названий, будет, что переименовывать: Патриса Лумумбы в Шаймиева, одну из улиц назовем Алла бирса в честь Фандаса Сафиуллина, всех тех, кто стоял на важном этапе - принятия Суверенитета Республики Татарстан. И поставим на них мечети, чтобы молиться за них и просить Аллаха для них Рай.

  • Анонимно
    20.09.2015 16:00

    Цитата из статьи: "Во-первых, неожиданно и прикольно — дать казанской улице имя человека, который живет и работает. Такого не было, наверное, даже при российских императорах"Римзилю Валееву интересно будет узнать, что в советское время в Казани давали названия в честь живых и работающих деятелей. Была у нас, к примеру, в городе улица Молотовская (ныне Большая Красная) и Молотовский район был и Сталинский район был и улица Сталинградская и все это при жизни Молотова и Сталина. И улица Калинина, которая и сейчас существует была так названа, когда всесоюзный староста жил и работал. Это большевистская практика и сознание переименовывать исторические названия на политически более важные. Вся прежняя история города побоку.

    • Анонимно
      20.09.2015 16:53

      Кстати, при жизни нашего земляка,казанца, выдающегося защитника Сталинграда снайпера Анатолия Чехова, его именем была названа улица в Волгограде. Улица "Снайпера Чехова" в слободе Вишневая балка в Волгограде - на ней Анатолий Чехов побывал в начале 1960-х годов. Знай наших!!!

  • kaz_orphan2
    20.09.2015 16:09

    \"а ради каких-то серьезных и высоких целей, о чем городской обыватель может и не догадываться\"

    и что мешает вот уж который месяц объяснить, эти \"высокие\" цели? речевой паралич?

  • Анонимно
    20.09.2015 16:12

    С переименованием Эсперанто власти допустили ошибку. И если бы они её признали и вернули бы Эсперанто, а именем Назарбаева назвали бы каку-нибудь новую улицу, да хоть бы Южную трассу как тут предлагается или вторую улицу Воровского, которая на кварталах параллельно Чуйкова (две улицы Воровского в разных местах !!!), вот тогда бы ушли от имиджевых потерь и уважили бы историю города, и в результате бы и политические очки заработали.

    • Анонимно
      20.09.2015 16:30

      Вот и надо одну из улиц Воровского переименовать в Эсперанто, а называть улицу Назарбаева на задворках не почет нашему руководству.

      • Анонимно
        20.09.2015 17:40

        Да почет нашему руководству за то, что отняли у конкретного места историю связанную с эсперанто. Почет за то, что отняли у всемирного сообщества эсперантистов то чем они гордились. Но важно не столько название Эсперанто само по себе. Важна история города и связь названия "Эсперанто" с конкретным местом, судьбами горожан, важна историческая топонимика как часть культурного достояния. Человек, который предлагает название Эсперанто перенести в другое место, этого не понимает. Достойным будет вернуть Эсперанто на прежнее место и попросить у неравнодушных к истории города казанцев прощение. А именем Назарбаева пусть хоть новый микрорайон назовут, хоть новый проспект. Только не трогайте старые названия.

    • Анонимно
      20.09.2015 19:14

      Воровский кстати один из главных идеологов массовых расстрелов белогвардейцев и кулаков. Помните об этом, в Казани 2 улицы имени палача и злодея, а власти переименовали безобидное, научное, историческое название Эсперанто.

      • Анонимно
        21.09.2015 09:57

        Халтурин- отец русского террора, вот эту улицу и надо переименовать в пользу достойного забытого человека из истории Татарстана

        • Анонимно
          21.09.2015 22:15

          Пора положить конец всем переименованиям. Когда город рос, то названия улиц были ориентиром на местности (1-я Гора, 2-я Гора, Набережная Булака, Черноозеская ...)или отражали занятия людей(Кузнечная,Горшечная, Мясницкая, Мясорядская, Сенная, Мочальная, Профессорский переулок...)или историческую особенность (Мостовая, Крайняя, Собачий переулок, Кошачий переулок, ...) и т.д. Старое название улиц много говорит об истории конкретного места и оно интересно. Надо возвращаться к историческим названиям и прекратить называть улицы в честь людей. Прекратить всякие политизированые разговоры о том кто достоин, кто не достоин, кого бы еще надо увековечить в названиях. Есть и другие способы увековечивания. Хватит воровать у истории города старые названия улиц. Пора возвращать украденое. Не все конечно возвращать - тут мера тоже нужна.

  • Анонимно
    20.09.2015 17:36

    Некоторые статьи Римзиля нравились. Затрагиваемые темы были актуальны. Но здесь при актуальности темы - журналистский необдуманный ляп. Вопрос не нашёл ответа. Нет широты подхода, отсутствует всестороннее исследование. Попахивает привластным угодничеством. Теперь "свой".Если пятиюродная тётя Римзиля его родного сына назовёт именем двоюродного дяди, у него возникнет вопрос: "Ты здесь каким боком, тётя?!"Если Рогозин или Володин из Москвы назовут Казань Сердюковском, разве Римзиль не напишет статью "Каким вы тут боком, москали?!" Но если люди выросли на улице Эсперанто, разве они не могут сказать: "Кто за нас решил?! Каким ты боком тут, Римзиль-баснописец?!" Пиши, да знай меру.

  • Анонимно
    20.09.2015 18:18

    Я поверил, что тюркоязычные страны нам друзья. Даже Турция.

  • Анонимно
    20.09.2015 20:00

    Мы забываем великих людей нетюркской национальности . Почему мы не можем назвать одну из улиц Казани в честь Евгения Примакова?Он не был связан с какими-то событиями в нашей республике, но это человек,который по духу был к нам близок.Ведь Шаймиев всегда относился к нему с уважением.Давайте же что-нибудь сделаем наконец!

    • Анонимно
      20.09.2015 22:51

      Агадаешь улицу пришельцев с Альфы Центавратак победим

  • Анонимно
    20.09.2015 20:40

    Кто ни будь помнит улицу Кирова в Казани? Вряд ли, а ведь тоже много возмущения было когда эту улицу переименовали в ул. Московская...

    • Анонимно
      21.09.2015 01:24

      Многие так её и до сих пор называют Кирова. Старожили

  • Анонимно
    20.09.2015 20:41

    Если б Назарбаев узнал о такой не лицеприятной дискуссии он сам был бы против переименовании улицы в его честь. Мне кажется в этой ситуации пошли против воли жителей. Господа руководители вы не правы!!!

    • Анонимно
      21.09.2015 12:37

      Да знает он. Неужели вы думаете, что ему не докладывают?

  • Анонимно
    20.09.2015 20:50

    Назарбаев нам друг, но истина дороже! Прочитал все комменты. 99% ничего против самого Назарбаева не имеют, уважают и даже ставят в пример как умного руководителя. Но при этом не одобряют переименование улицы Эсперанто. И это не может не понимать и сам автор статьи. Однако его излюбленная манера - разворошить муравейник, чтобы кипели страсти (а заодно и угодить власти)- сработала. Однако факт остается фактом: хоть все читатели БО, хоть 99 % казанцев будут против переименования Эсперанто, ни-че-го не изменится. Раз уж до выборов не прислушались, то уж теперь... Такому стилю руководства учит Москва. А татары всегда были ведомы.

    • Анонимно
      20.09.2015 22:46

      Москва в центре города вернула улицам исторические названия, а татары что-то не ведутся на это. Руководителям родившимся и выросшим в деревнях наплевать на казанские исторические топонимы и на чувства и мнения коренных казанцев.

    • Анонимно
      20.09.2015 22:55

      Назарбаев не такой уж белый и пушистый. В Комсомольской правде был журналист Ярослав Голованов, который писал на космические темы. По его словам Байконур никому кроме России не нужен, не нужен он и самому Казахстану. Но Казахстан (читай Назарбаев) установил неадекватно цену за аренду космодрома. Поэтому чтобы не остаться у разбитого корыта Россия вынуждена строить свой космодром на Дальнем Востоке. А называть улицу именем живого человека это культ личности

      • Анонимно
        21.09.2015 12:36

        про космодром тоже слышал что-то такое. Наследие СССР как угодно оприходуют.

  • Анонимно
    20.09.2015 23:07

    Глупость Вы написали... По заказу,видимо

    • Анонимно
      21.09.2015 10:57

      Когда нет аргументов обычно навешиваются ярлыки. Ярослав Голованов был асом в космической журналистике. И в статье "Но это моя родина" в Комсомольской правде он приводит эти факты.

  • Анонимно
    21.09.2015 05:08

    Валеев совсем себя дискредитировал. Очень жалко. А Назарбаева переименуют как угодно при первой же возможности.

    • Анонимно
      21.09.2015 13:38

      на этой улице на асфальте везде написано Эсперанто и многие частные фирмы демонстративно пишут Эсперанто

  • Анонимно
    21.09.2015 05:11

    В начале 90-х родственники (2 семьи)продали за бесценок дома на юге Казахстана и прилупили в Россию. Татарстан и Самарская область приютили, дали работу , жилье, потому что оставаться там было, мягко говоря, некомфортно. Странно, что переименовали. Какие заслуги Назарбаева?

  • Анонимно
    21.09.2015 05:25

    Раз эсперантисты так интересны, надо их клуб организовать. Сайт казанских эсперантистов нужен. Заодно объяснить, зачем нужен и какая польза от языка эсперанто. Книжонку, статью напечатать об факте истории. Если он значимый. Причем тут улица? На память можно назвать остановку сад-эсперанто, если был такой сквер. Никто не помнит и не рассказывает внукам об этом, хотя улица эсперанто была. А какая это, кстати, отрасль? Филология? История? Иностранные языки? Спорт или досуг? Бессмыленное и невразумительное было название. Надо родные языки учить. Потом иностранные. Автор РВ

    • Анонимно
      21.09.2015 10:49

      они собираются, материалы об их встречах где-то даже выходят.

    • Анонимно
      21.09.2015 13:06

      В Казани существует Региональное отделение Всероссийского союза эсперантистов. Язык тоже преподают, и в вузах ,и для всех желающих. Если для вас это новость, это не вина языка или улицы, по которой (Эсперанто!) ходили наши деды и прадеды. Чтобы впредь не кичиться безграмотностью, , запомните: эсперанто - это язык международного общения, а также псевдоним его автора.

      • Анонимно
        21.09.2015 13:39

        Эсперанто для Казани уже не просто язык, а городская история, а с историей надо обращаться уважительно

  • Анонимно
    21.09.2015 08:58

    Раньше по Эфиру показывали, как разваливаются дома на Эсперанто, а теперь показывают, как затапливает канализационными отходами дома на Назарбаева и представитель УК говорит, что все трубы сгнили и что так и будет течь г..по улице Назарбаева. Если хотели прогнуться, можно было улицу подобрать поновее, чтобы при виде казахского президента не вспоминался запах отходов.

    • Анонимно
      21.09.2015 10:49

      а там ремонт обещан. и начался, насколько я наю. и именно на этой улице теперь его делать уже придется. независимо от того, рпошли выборы или нет.

  • Анонимно
    21.09.2015 09:04

    Данная статья - попытка оправдания нарушений своих же законов властями г.Казани в угоду политики. Как будто не хватает других улиц для Назарбаева если уж очень хочется угодить. Улица начинает мстить - то крышу снесет, то грузовик с МВД перевернется в месте, где чиновники переименовывали улицу.

    • Анонимно
      21.09.2015 10:48

      про месть смешно. до этого на Эсперанто тоже много чего случалось. Вспомнить хотя бы ту аварию с Нексией.

  • Анонимно
    21.09.2015 09:32

    ПанАлекс смысл переговоров Шаймиева и Джемилева заключалась в том,чтобы хотя бы Крымские татары не помешали провести выборы на полуострове,в принципе Джемилев свое слово в этом сдержал. Переубеждать его отношение к властям РФ не было смысла,Шаймиев был просто посредником даже при телефонном разговоре с Президентом РФ.

  • Анонимно
    21.09.2015 09:45

    Эсперанто - это и есть "язык истории", это НАША ИСТОРИЯ. Если руководство города хочет знать мнение народа о переименовании улицы, пусть проведет референдум. Думаю, результат его заранее известен. К сожалению, в данном случае руководство города прямо показало как оно "учитывает№ мнение населения.

    • Анонимно
      21.09.2015 10:47

      сдается мне, это было решение далеко не руководства города. Оно лишь расхлебывало последствия.

  • Анонимно
    21.09.2015 10:31

    Автор пишет: "Хорошо, что в столице Татарстана появилась улица имени лидера дружественной страны." Но почему это должно быть переименование?Сейчас очень много строится домов и микрорайонов. Возникает необходимость в названиях новых улиц. Вот и дали бы название имени Н.Назарбаева новой улице, а не переименовывали старую. Почему автор статьи не рассматривает этот вариант?

    • Анонимно
      21.09.2015 10:47

      потому что нельзя, не по-политически...

    • Анонимно
      21.09.2015 17:04

      Может чтобы привлечь внимание и финансирование к этой улице, потому что там дом дружбы народов находится?

  • Анонимно
    21.09.2015 11:20

    Вообще то это улица Жданова

    • Анонимно
      21.09.2015 12:34

      Вот об этом то точно помнят только те, кто здесб корни пустил пару веков назад. Я помню только Эсперанто, Жданова не застал.

      • Анонимно
        21.09.2015 14:30

        изначально это улица Эсперанто, при Сталине переименовали в Жданова, в 1988 вернули Эсперанто

        • Анонимно
          21.09.2015 21:55

          Значит надо оставить Жданова - как при СССР, т. к. из СССР формально никто из нас не выходил!!!

          • Анонимно
            21.09.2015 23:25

            Эсперанто, Жданова, Назарбаева - какая разница? Всего лишь название, в данном случае еще и инструмент.

  • Анонимно
    21.09.2015 11:34

    Очень слабая и насквозь политизированная статья. Журналист не должен писать про исторические темы. Путаница, мешанина, недостоверность в исторических экскурсах. Не первый раз это у Римзиля.

  • Анонимно
    21.09.2015 11:41

    Автор молодец! Подняв скандальную муниципальную проблему, повернул внимание масс на тему тюркского сообщества, лидеров коалиции тюркоязычных стран - надежных партнеров России и особенно татар и РТ. Это особенно видно фотках в конце. Зачет! Профессионально.

  • Анонимно
    21.09.2015 13:09

    В руководимом Назарбаевым Казахстане процветает национальный экстремизм.Вы только почитайте, что пишут в социальных сетях казахи про татар! А вы им конфетку...! Позор.

    • Анонимно
      21.09.2015 17:06

      Тебе позор за ложь. Ты сам читал что тут писали про казахов после переименования? В Казахстане казахи и татары с русскими живут мирно и дружна! Всегда так было.

  • Анонимно
    21.09.2015 14:12

    Назарбаем самый УМНЫЙ и САМЫЙ МУДРЫЙ член последнего Политбюро ЦК КПСС. Если бы в свое время вместо этого недоумка Горбачева назначили Генеральным секретарем ЦК КПСС Назарбаева, мы бы не пришли к ФИАСКО 1991 и последующего годов, легших ПОЗОРОМ на всю Советскую страну. Горбачев с подачи американцев смог сказать только "А", а на "Б" уже ума не хватило этому недоделанному помощнику комбайнера. Повезло ему в жизни с хитрыми спутниками, вначале отец, который вместо себя подставил его под орден, а потом жена, которая для него оказалась и "умом и совестью" на всю жизнь

    • Анонимно
      21.09.2015 14:27

      Сам то понял что написал? Посмотри кому большую часть ресурсов отдал Назарбаев. Еще бы сказал чтобы вместо Горбачева Шеварнадзе поставили....

    • Анонимно
      21.09.2015 14:29

      Назарбаев очень коварный, протестовал против союзного статуса Татарстана. Не пишите журналистские штампы.

    • Анонимно
      21.09.2015 16:22

      Ну-ну, можно подумать, что чтобы удержать СССР от развала, Назарбай разбомбил бы Прибалтику, Грузию, Армению, Молдову и тд, и это ему сошло бы с рук.

  • Анонимно
    21.09.2015 16:02

    прогиб засчитан

  • Анонимно
    21.09.2015 16:09

    Да-да, давайте все главные улицы центра переиначим и распределим по дружбанам - Лукашенко, Алиевым, Бердумухамедовым, Саргсянам, Атанбаевым, Рахмановым, и всяким вождям таких держав как Югоосетия, Донеция, Лугания, Приднестровия...

    • Анонимно
      21.09.2015 17:03

      Давайте, будем дружить городами и народами, не жалко.

  • Анонимно
    21.09.2015 16:19

    Сегодня он пишет про переименование улицы Шейнкмана "не поймут", "отделить невозможно" и т.п. А если, точнее когда, завтра власти её переименуют, тут же столь же взахлёб и пространно будет строчить про мудрейшее решение.

  • Анонимно
    21.09.2015 16:26

    По некоторым данным, уже давно и согласовано, и даже таблички изготовлены, что Проспектом Шаймиева будет не Ершова и Лумумбы, а Чистопольская.

    • Анонимно
      21.09.2015 19:59

      Вот увидите- Баумана ! Бабай очень рьяно её защищал ,когда хотели переименовать Слишком рьяно, а просто так у него ничего не бывает Ждите...

  • Анонимно
    21.09.2015 16:31

    В прошлые века цари и властьимущие дарили друг другу поместья с крепостными, ныне - улицы с жителями.

    • Анонимно
      21.09.2015 23:22

      Никто никому ничего не подарил, кроме символического названия. Вот не надо придумывать.

  • Анонимно
    21.09.2015 16:34

    Из миллиона букв статьи нет самого главного - с какой стати нужно именно переименовать и именно Эсперанто.

    • Анонимно
      21.09.2015 16:54

      Это классический приём демагогии "подмена тезиса".Никто не против Назарбаева вообще.

  • Анонимно
    21.09.2015 17:05

    Считаю, что в городе есть проблемы важнее какой то улицы. Видимо, людям больше не чем заняться, как заниматься такой ерундой.

    • Азат Д
      21.09.2015 17:53

      Зачем тогда переименовали? Документы сейчас с вывесками переделывать.

      • Анонимно
        21.09.2015 23:22

        Дипломатический ход. По всей видимости, действующий. Документы все кто хотел уже переделал, это не заняло много времени.

  • Анонимно
    21.09.2015 18:40

    Факт: Казахстан, Турция, Азербайджан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан не участвуют в травле РФ. Многие из них заинтерсованы в экономическом сотрудничестве с нами. Они особенно тепло относятся к Татарстану, из за него им Россия еще ближе. Тюркские народы произошли из Алтая. Налицо перспективный формат союза дружественных стран. Ради такого благородного дела ничего не жалко.

  • Анонимно
    21.09.2015 20:50

    отлично

  • Анонимно
    22.09.2015 07:14

    У любых ошибок есть предел, т.н. критическая масса. В мире тонком они копятся. В столетиях и более исповедь и раскаяние были каналом снятия избыточного напряжения. С важным условием: Сделать работу над ошибками - не повторять. Тогда эволюция прощает и продвигает на дальнейший уровень. Конкретные персоналии не уйдут от причинно-следственных процессов, ответят судьбами детей. Таковы следствия взятых ролей. История с Ясавеевым, Эсперанто, "седые" фальсификации на выборах... . Работа над ошибками отсутствует. Гордыня групповой души власти с её хронической неспособностью признавать ошибки медленно готовит собственный апофеоз.

  • raf
    22.09.2015 09:53

    Хочешь победить своего врага,воспитай его сына или дочь.Это древнее изречение ведёт к родо-племенным отношениям.Всякие,переименования улиц,переписывания Истории,теперь активная пропаганда через СМИ о "новых" старых героях прошлой эпохи царизма,попытка в общественном сознании,"обелить",приукрасить прошлую жизнь.Крепостничество,эксплуатацию человека человеком.Даже,Право помещиков в первой брачной ночи,после свадьбы крепостных крестьян.Оно сохранялось до февраля месяца 1917 года.Представьте,мужик женился,а старший сын не его.Жуть.Подобное,и сейчас закономерное явление.Экономически господствующий класс,господствует и духовно-морально.Потому стоит отметить,что Римзиль выбрал направление своей статьи,по своему мировоззрению.Каждому своё,воздастся.А истинная История Рабочих и крестьян началась с октября 1917 года.Вот его то и хотят,чтобы потомки забыли.Не получится.

  • Анонимно
    22.09.2015 13:28

    Эта статья явно имеет цель успокоить недовольных переименованием , заказ.

  • Анонимно
    22.09.2015 14:21

    МЫ не против улицы Назарбаева в Казани, но мы против переименования нашей улицы Эсперанто!!! Верните нам нашу улицу, на которой мы живем!!!Житель ул. Эсперанто!

  • Анонимно
    22.09.2015 15:21

    Ничего не вернут, т.к. что бы они не делали им гарантирована безнаказанность и поддержка таких как Римзиль Валеев. Все схвачено до поры до времени.

    • Анонимно
      22.09.2015 16:58

      Безнаказанность приводит к неуважению общественных правил, к беззаконию. Беззаконие приводит к ослаблению и гибели государства.

  • Анонимно
    22.09.2015 16:53

    Странная она, власть в республике. При переименовании улицы игнорируют мнение населения, прежде всего, жителей этой улицы. А при переименовании звания "президент" в главу республики бьют в барабаны, хотят активной поддержки населения для сохранения своих привилегий. Нонсенс! Зачем нужен республиканский парламент с астрономическим фондом зарплаты, если они игнорируют своё же население?! Парламентарии! Ау! Вы с кем?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль