Общество 
24.09.2015

Шамиль Султанов: «На Курбан-байрам мусульмане все равно будут молиться на улице в пыли»

Известный философ о том, может ли наша страна стать лидером человечества и какая роль отведена Татарстану в евразийском будущем

На 2 млн. мусульман в Москве всего 6 мечетей, поэтому на Курбан-байрам многие верующие будут встречать праздник за стенами храмов. Об этом с горечью заявил в интервью «БИЗНЕС Online» президент центра «Россия — исламский мир» Шамиль Султанов. Тем не менее, по его словам, торжественное открытие Соборной мечети с участием Владимира Путина, прошедшее накануне в столице, войдет в историю как символ «евразийского духа» и предвестие «российского проекта».

Шамиль Султанов
Шамиль Султанов (фото: islamnews.ru)

«СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ СОЗДАЕТ НОВОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО»

— Шамиль Загитович, поясните для немусульманской части читателей «БИЗНЕС Online» значение сегодняшнего праздника Курбан-байрам. Можно его назвать мусульманской Пасхой?

— Это не совсем так. Я бы объяснил смысл праздника следующим образом. Человек в течение своей жизни рано или поздно должен выбрать, ради чего он живет. Ради материального, природного и трехмерного или ради высшего? Этим выбором для мусульманина является жертвоприношение. Жертвоприношение своей жизни — ради высшего, ради абсолютного. Смысл Курбан-байрама заключается в том, что человек может принести в жертву ради Всевышнего самое главное и самое дорогое в своей жизни. Поэтому в исламе символом жертвоприношения является пророк Ибрагим (в Ветхом Завете — Авраамприм. ред.). Как известно, он был готов пожертвовать Аллаху своего единственного ребенка. В то время для Ибрагима, уже глубокого старца, сын был гораздо важнее, чем он сам и его собственная жизнь. Таким образом, пророк был готов отдать Всевышнему самое великое, самое главное для себя. В этом смыл Курбан-байрама: это напоминание о готовности мусульманина принести жертву. Это личностный выбор — его невозможно перенести на плечи коллектива или любой другой группы людей. Выбирать приходится самому.

— Накануне праздника в Москве торжественно открылась Соборная мечеть — как говорят, крупнейшая в Европе. Вы согласны с этим определением?

— Да, я соглашусь. Дело даже не в размерах и не в украшении и орнаментах Соборной мечети. Дело в другом — в восстановлении исторической преемственной линии в истории России. Это восстановление исторической памяти. Преемственность как таковая играет очень важную роль в исламском мировосприятии. Для мусульман России и всего постсоветского пространства восстановление порванной «связи времен» нашло свое выражение в возведении новой Соборной мечети, которая, как известно, возникла на месте старой, построенной еще до революции.

Почему я говорю не только о РФ, но и о постсоветском пространстве? Не секрет, что в Москве большая часть приверженцев ислама — это таджики, узбеки, казахи, азербайджанцы и другие народы бывшего СССР. В их восприятии Соборная мечеть утверждает Москву не просто как столицу России, но и как важнейший центр на евразийском пространстве. В РФ давно уже есть узбекские, киргизские, таджикские джамааты (мусульманские общины прим. ред.) Среди тех, кто вчера пришел в новую московскую мечеть, едва ли не большая часть — выходцы с бывших территорий СССР и Российской империи.

Многие сегодня мечтают о восстановлении Советского Союза и евразийского духа. А здесь благодаря Соборной мечети появляется новое духовное пространство, которое объединяет политически разрозненные народы. Подчеркиваю, именно народы, а не элиты. Процесс идет как бы снизу. Открытие мечети — это внешнее выражение этих подспудных социально-политических и социально-экономических процессов.

Нынешний поступок Путина наверняка прозвучит на всем огромном пространстве мусульманского мира (фото: kremlin.ru)

«ОДНИМ СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ НА ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ МЕЧЕТИ ПУТИН ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ»

— Более 100 лет назад, в феврале 1913 года, в Петербурге тоже открывали Соборную мечеть, которая на тот момент была крупнейшей в европейской части Российской империи. Но император Николай II не присутствовал на церемонии — были только члены царской семьи. А вот президент Путин счел своим долгом быть на открытии Соборной мечети в Москве. Что изменилось?

— Изменилось очень многое. И дело даже не в Николае II. Никогда еще в истории России не было так, чтобы на открытии крупных мусульманских святынь и храмов присутствовали главы государств: императоры, генеральные секретари ЦК КПСС... Поэтому одним своим появлением на церемонии открытия мечети Владимир Путин вошел в историю. Это помимо всего того важного и огромного, что он уже сделал для нашей страны. Нынешний поступок Путина наверняка прозвучит на всем огромном пространстве мусульманского мира: скажут — посмотрите, как ведет себя по отношению к исламу российский президент! И это будет еще одним доказательством особых взаимоотношений между Россией и исламским миром.

Мы все время говорили в патриотических кругах, что Россия как евразийское пространство — это прежде всего территория, населенная славянами и тюрками. Здесь две доминирующие религии: христианство в форме православия и ислам. Поэтому участие православного христианина Владимира Путина в торжествах по случаю открытия Соборной мечети — это символ нашей евразийской традиции и евразийского будущего.

— Почему мечеть в Петербурге не «выстрелила» подобно московской мечети? Не предотвратила распада Российской империи? Сработал рафинированный европейский менталитет царской столицы? И где гарантии, что скрепить евразийское пространство получится у Москвы?

— К 1909 году, когда в Питере начали строить мечеть, Россия уже оказалась в паутине того европейского концерна, который вел ее к Первой мировой войне. Тогда, кстати, ни о какой Евразии не говорилось. Империя пыталась осуществить модернизацию через все более глубокую интеграцию в европейские структуры. Этот процесс начался после проигранной Крымской войны. А строительство петербургской мечети было просто данью традиции и знаком того, что в состав России входят большие территории Средней Азии, Кавказа и прочие, населенные мусульманами. И не более того. Так что эти вещи несовместимы, их нельзя даже сравнивать.

— Но ведь история циклична: в России снова начало века, снова перед нами стоят серьезные вызовы. Мы сумеем на них ответить?

— Глобальных вызовов и угроз глобальной войны сейчас на несколько порядков больше, чем это было даже 10 лет тому назад. С каждым годом эти угрозы усиливаются. Геополитических разломов, которые трещинами проходят по современной политической карте, можно насчитать до нескольких десятков. А Россия сейчас слабее, чем она была даже в 1970-х годах. Проблема заключается в том, сможет ли наша страна (с учетом всех этих многочисленных вызовов — социальных, геополитических, духовных...) не просто остаться на плаву, но и сделать модернизационный рывок? Это зависит от качества национальной интеллектуальной элиты.

Какую роль, помимо прочего, может сыграть Соборная мечеть в духовной и интеллектуальной жизни страны? Она может привлечь внимание к тому компоненту воли, который есть в исламе. Многие иерархи православной церкви обращают внимание на этот компонент. Современная цивилизация растеряла волю к жизни — не к сиюминутной жизни, а к жизни, устремленной в будущее. Поэтому такое торжественное открытие Соборной мечети как бы говорит остальной стране: давайте учитывать эту волю, которая есть в исламе. Конечно, она есть не у всех мусульман: из 1,5 миллиарда где-то у миллионов 230. Но эта воля наличествует, и она должна служить примером для всей российской нации. Алкоголизм, наркомания — это прежде всего деградация воли. Если бы наши мусульманские иерархи обращали на это внимание, было бы проще для всего нашего социума.

«КАПИТАЛИЗМУ НЕ НУЖНО МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИЙ, А ТОЛЬКО СТРОЙНЫЕ РЯДЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

— Русская религиозная философия давно предсказывала, что России суждено стать страной, которая не просто соберет у себя соцветие всех мировых религий, но и вдохнет в них новую жизнь. В самом деле, ни погрязшая в атеизме Европа, ни основанная на нетерпимом протестантском фундаментализме Америка не способны вместить в себя все конфессиональное многообразие мира. Получается, эта миссия отведена России?

— Американский протестантский фундаментализм исчерпал себя еще в середине ХХ века. А уже во второй половине 1970-х годов протестантизм сохранил свое значение только для горсти христианских политиков, которыми успешно манипулируют. Да и какой может быть протестантский фундаментализм в стране, Верховный суд которой несколько недель назад принял решение, разрешающее однополые браки? И ни одна из протестантских церквей не выступила против. Западная цивилизация и ее лидер США абсолютно десакрализованы и секуляризированы. Там не осталось христианства. Кто-то сказал из классиков, что христианство в Европе умерло, уйдя в культуру. Но культура и идеология не отвечают на вопросы о смысле жизни. Вернее, они придают смысл социальной жизни человека, но не отвечают по-настоящему на запросы его внутреннего мира. Остатки европейской религии целиком подчинены политической конъюнктуре. Да и сам индустриальный капитализм как явление противоречит религии. Ему не нужно многообразие конфессий, ему необходимы только стройные ряды потребителей: миллионы, миллиарды одинаковых, унифицированных... А религия призывает к меньшему потреблению, к тому, чтобы меньше думать о материальных вещах. Духовные вещи не продаются на капиталистическом рынке. Поэтому очень не случайно, а, наоборот, закономерно, что индустриальное и постиндустриальное общества не просто равнодушны, а враждебны к религии.

Но потребность в религии сохраняется. Ведь проблема смысла жизни — индивида, социума, всего человечества — никуда не исчезла. Есть потребность не в новой религии, а в новой форме ее подачи. В этом смысле существует огромное поле возможностей, в рамках которых Россия может стать лидером человечества.

Посмотрите на Индию: она расколота на две части: где-то 250 миллионов индусов интегрированы в глобальный мировой рынок, а еще 850 - 950 миллионов живут где-то там, за его чертой. Питаются обрывками своих религий и традиций. И эти две касты не пересекаются, потому что индус из первой касты абсолютно схож со своими партнерами в Европе и США. Он такой же секуляризированный представитель современной цивилизации.

Россия нуждается в своем проекте, преодолевающем этот разрыв. Сегодня и Китай, и исламский мир пытаются выдвинуть свои проекты. Но по-настоящему пока работает лишь западный проект, мы вынуждены это признать. А что может быть российским проектом? Не объединение религий, потому что Всевышний создал многообразие конфессий, чтобы люди познавали друг друга, как это сказано в Коране. Нам не нужна унификация. Но некая новая форма уважения к религии, взаимодействие мировых конфессий, их союзническое служение единой цели вполне могут стать российским проектом.

К этому надо стремиться, но до этого еще далеко. Да, мы построили крупнейшую в Европе мечеть. Но мне как патриоту России все равно стыдно, что на Курбан-байрам мусульмане будут, как и прежде, молиться на улицах в пыли. А все потому, что в Москве всего 6 мечетей на 2 миллиона мусульман, в то время как в Лондоне 83 мечети на 200 тысяч верующих.

«КАЗАНЬ — ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЦЕНТРОВ ЕВРАЗИИ, НО ОБ ЕЕ ОСОБОЙ РОЛИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ ЗНАЮТ НЕ ОЧЕНЬ МНОГО»

— На открытии Соборной мечети часто упоминался Татарстан — и в привязке к архитектуре нового храма, и при анализе корней российского ислама. На ваш взгляд, какую роль может сыграть республика в российском проекте?

— Конфессиональное содружество более-менее гармонично сегодня реализуется только в Татарстане. Второй момент: РТ — это ведь родина для всех татар, живущих не только в России, но и по всему миру. Недаром мы говорим, что Казань — это третья столица России, а на самом деле один из важнейших центров Евразии. Что касается Татарстана в контексте всего мусульманского мира, то республика в глазах многих является символом исламского аспекта России. В большей степени, чем северокавказские регионы. Но пока об особой роли Татарстана в исламском мире знают не очень много. Может, потому, что власти Татарстана не очень уделяют этому внимание. Поэтому мировое сообщество больше сталкивается с проблемами российских мусульман, а не с их победами и возможностями, которые реализуются через РТ. Хотя после того, как президент РТ Рустам Минниханов де-факто стал одним из лидеров российской уммы, ситуация должна измениться.

Справка

Шамиль Султанов — российский философ, историк, публицист, общественный и политический деятель. Президент центра стратегических исследований «Россия — исламский мир». Экс-депутат Госдумы РФ. Постоянный член Изборского клуба.

Родился в 1952 году.

Окончил в 1976 году факультет международной журналистики МГИМО. Кандидат исторических наук (диссертация по проблемам принятия внешнеполитических решений). Владеет арабским, английским, французским языками.

Начиная с 1976 года работал в лаборатории системного анализа международных отношений, руководил научной группой. В 1989 - 1990 годах — заместитель заведующего отделом в Институте внешнеэкономических связей МГИМО.

С января 1991 года — член редколлегии и специальный корреспондент газеты «День» («газета духовной оппозиции») Александра Проханова. В газете «Завтра», выходящей с октября 1993 года вместо газеты «День», — заместитель главного редактора, руководитель аналитического центра «Завтра». Публиковался также в журнале Александра Дугина «Элементы», в газете «Аль-Кодс», газете Партии исламского возрождения «Аль-Вахдат».

Вошел в 1995 году в общенациональный совет союза народов России, созданный Юрием Скоковым. С 1998 года — заместитель председателя правления центра по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем, тоже возглавляемого Скоковым. В 2003 - 2004 годах — сопредседатель Партии российских регионов.

Избран в декабре 2003 года депутатом Госдумы от блока «Родина». Член фракции «Родина», член думского комитета по международным делам.

Автор научных монографий «Глобальная безопасность и региональные конфликты», «Проблемы региональной безопасности». Соавтор книги «Омар Хайям» и автор книги «Плотин» в серии «Жизнь замечательных людей».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.09.2015 08:37

    Московские татары никогда не будут молиться в пыли.И что бы этого не было,достаточно мыть город и Миграционной службе поработать как положено и без взяток.

  • Анонимно
    24.09.2015 09:08

    "значение сегодняшнего праздника Курбан-байрам. Можно его назвать мусульманской Пасхой?"- некомпетентное сравнение.Курбан Байрам- это праздник чисто религиозный, это история, когда пророк Авраам должен был принести в жертву сына Измаила есть в Торе, Евангелии, Библии и Коране. И мусульмане , чтя все святые книги от Аллаха, а в Евангелии на языке Исуса Христа, на древнеарамейском языке Он - Элохим (Бог), где в жертву приносит овцу, как это сделал пророк Авраам. Тогда когда Пасха- это праздник, который отмечали после отела скота до христианства на Руси, это чистое язычество, о чем написал Лев Толстой в Ясной Поляне в 1905 году.Всех с Праздником Курбан Байрам!

  • Анонимно
    24.09.2015 09:26

    "Но мне как патриоту России все равно стыдно, что на Курбан-байрам мусульмане будут, как и прежде, молиться на улицах в пыли. А все потому, что в Москве всего шесть мечетей на два миллиона мусульман, в то время как в Лондоне 83 мечети на 200 тысяч верующих."А мне стыдно, что в центре Советского района Казани нет места под мечеть, и всем Мусульманам приходится ездить в центр, на Квартал или Азино для чтения намаза. Вот и сегодня кто-куда, и даже нет надежды, что мечеть скоро появится. А из окон по улице Камалеева виден пустырь напротив пустующего Ипподрома. Почему власти Казани игнорируют вопрос строительства мечети в Советском районе?

    • Анонимно
      24.09.2015 09:47

      Хорошее сравнение: в Лондоне на 200 тысяч человек 83 мечети, а в Советском районе 260 тысяч населения и мечети нет. С праздником Вас Илсур Раисович! Решите пожалуйста этот вопром положительно, вы не могли не знать об этой проблеме.

      • Анонимно
        24.09.2015 11:57

        Может вам в Лондон переехать,мне так и без мечетейцерквей хорошо на Родине.

    • Анонимно
      24.09.2015 09:48

      Понимаю Ваши чувства, но не все сразу! Лет 20 назад вообще нигде в Казани не было мечетей. А сейчас видите как много стало, такое развитие в этом плане. Подождем через несколько лет будет и у Вас мечеть рядом Алла бирса.

    • Анонимно
      24.09.2015 10:45

      Думаю, что никакого злого умысла в отсутствии мечети в Советском районе нет и быть не может.. Построят еще.. Всех мусульман с Праздником!

    • Анонимно
      24.09.2015 12:33

      согласен, это стыд и позор, но только не нам, простым людям.

  • Анонимно
    24.09.2015 09:53

    вот с кого надо пример брать....,а для некоторых веры как пиджаки которые можно одевать...

  • Анонимно
    24.09.2015 11:11

    "Но потребность в религии сохраняется. Ведь проблема смысла жизни — индивида, социума, всего человечества — никуда не исчезла. Есть потребность не в новой религии, а в новой форме ее подачи." ---- а вот с этим полностью согласен. Проблема в том, что священники и ислама и православия страшно консервативны, не допускают инакомыслия, они стали тормозом.

  • Бурбаки
    24.09.2015 11:25

    Сразу хочу оговориться, чтобы не писали в комментах о «воинствующем атеисте» . Я не против религии и самих верующих, я приверженец агностицизма. Что это означает для меня? 1. Согласен, что религия выполняет некую культурно-этическую функцию в обществе, определяет некую поведенческую шкалу морали. 2. Но полностью отрицаю ее мистическую составляющую – вопросы существования богов, чертей, рай и ада после смерти.3. Наш мир познаваем, но познать его полностью мы не сможем. И в этом смысле, я человек свободно мыслящий, но в отличии от классического агностицизма, не верю в существования бородатого мужика в рясе, сидящего там наверху и подсчитывающего наши грехи, чтобы потом пустить нас в рай или опустить в ад. Замечу, что представление о боге, который принят у мусульман мне ближе, чем бог христианский, который существует в трех ипостасях. Но это скорее дело вкуса и рационального мышления. Зачем богу принимать еще какие-то формы, чтобы поиграть со своими же созданными им игрушками? Это было для справки. А хотелось обратить внимание на один довольно существенный момент, когда говорят и пишут о том, что Россия может стать лидирующей страной в мире, реализуя православный проект или участвуя в реализации исламского проекта. Другими словами, прогресс и лидирующее положение в мире увязывают с наличием довольно значительного слоя верующих в стране. Потому и усилия направляют на то, чтобы строить церкви и мечети, хотя тут тоже возникает противоречие уже между этими двумя проектами, на что больше тратить ресурсов. И действительно, сегодня на реставрацию и создание новых церквей, содержание священнослужителей государство тратит значительные суммы. Священнослужители уже не бедный слой населения, а вполне преуспевающий. Они уже не просители, а те, кто управляют и идеологически обосновывают тот же «православный проект», названный более просто «русский мир». «Исламский мир» тут просто некое приложение или дополнение к этому проекту. Вся логика последних событий вокруг России подтверждает, что этот проект активно реализуется. Но возникает вопрос, сможет ли стать лидирующим в мире та страна, которая во главу угла ставит религиозную составляющую? Нет, не может. Вся предыдущая история многих стран показывает, когда в обществе начинает преобладать религиозная составляющая, это общество начинает деградировать. Религия может помочь на короткий период времени консолидировать общество, разжечь костер религиозных чувств, придать импульс к единению, но не более того. Затем, усиливаясь, она начинает уже диктовать обществу свои условия. Проблема многих стран, где сильны религиозные чувства, это бедность, технологическая отсталость, необразованность народа, но им легко управлять всяким проходимцам, испытывающим комплекс сильной личности. Это и привлекает тех, кто стремиться к авторитарному стилю правления государством. Но такие государства обычно остаются на задворках истории. Их участь незавидна. Да и примеров много. Например, те же страны, где ислам стал доминирующей силой в обществе. Но и не только, многие страны Латинской Америки, где католицизм столь силен, что даже Папа Римский впервые в истории стал выходец из тех краев. Но это не убавило количество бедных в этих странах, количество проблем. Или та же Греция, где священнослужители приравнены к государственным чиновникам и пользуются всеми правами и льготами, а православие стала государственной религией, указанной в конституции страны. Кстати, одним из моментов в программе выхода из кризиса указано на то, что следует все же отделить религию от государства там. Мы тоже семимильными шагами идем к такому же состоянию. Можно это оправдывать тем, что мы находимся в окружении сильных врагов и наше оружие и есть «высокая духовность», основанная на религии. Но результат будет одним – технологическая отсталость и бедность населения, которую будут компенсировать призывами к молитвам и вере в загробную жизнь.

    • Анонимно
      24.09.2015 11:45

      Все правильно. Нельзя служителей культа допускать к управлению государством. Как показывает наша история и опыт других государств, Бог у них заключается в таком случае только в жажде власти и богатства. О смирении и нестяжательстве сразу забывается.

    • Анонимно
      24.09.2015 11:51

      Правильно сказано. Религии придуманы рабами ( бесспорный пример христианство) и далее эта идеология была использована властью для дальнейшего порабощения сознания управления массами в течение столетий. Сюжеты учений немного отличаются, но смысл везде одинаков, трпи, молись, жди лучшего, на том свете воздастся. Если власть заиграется и религиозное сознание вытеснит светское, основанное на достижениях науки, ничего хорошего не будет. До сих пор в России мир между конфессиями потому, что между верующими большая прослойка атеистов и людей скептически оценивающих ритуалы и священнослужителей. Умы людей- это тоже рынок услуг приносящий материальную выгоду и религии всех мастей на наших глазах с размахом и выгодой его осваивают. Когда на этом рынке станет тесно, произойдет кризис, как его описывали Маркс и Ленин...

    • Анонимно
      24.09.2015 12:14

      Все что вы описываете, мне кажется, с религией не связано.Это связано с людьми, с их характерами, темпераментом. Если вы помните, алгебра слово арабского происхождения.Вы забыли Б.Бруно и Галилея. И в современной США люди очень религиозны, быть атеистом там не очень камильфо.Люди бывают слабы перед природой и перед самими собой. Вот они ищут утешения и подмогу себе, и нельзя им в этом отказать.И нельзя заставлять их верить во что-то, если они в себе чувствуют силу.Но в последнее время обнаружилась искусственная и поэтому очень опасная тендеция. Уж больно они стали чувствительны, стали очень не к месту оскорбляться. Складывается ощущение, что пора оберегать чувства атеистов от агрессивных оскорбленцев...

    • Анонимно
      24.09.2015 21:23

      Поздравляю всех, в первую очередь братьев-мусульман и всех приверженцев единобожия, с великим праздником Курбан-байрам, напоминающем о Библейском и Кораническом запрете пролития человеческой крови.Желаю всем здоровья, мира, добра и благополучия.Агностик по определению энциклопедии "отрицает возможность познания объективного мира и достижимость истины".Настоящий, "подлинный" агностик никогда не будет отрицать существования Т-орца, Б-га.Мир-то не познаваем, а вдруг Он есть?...Агностик всегда и во всем сомневается, а не отрицает, в чем похож на классического ученого, который тоже во всем сомневается.Все отрицает, извините, человек "позаимствовавший" чужой псевдоним, только воинствующий б........И почему в качестве примера не приведен Израиль, где иудаизм является государственной религией.И Иран, где государственная религия ислам.Вы постоянно изрекаете "истины" в последней инстанции, а агностик не ВЕРИТ в достижимость истины.Вы явно не гностик...Еще раз извините за правду.

  • Анонимно
    24.09.2015 11:46

    Будет в Москве не шесть, тридцать шесть мечетей, все равно можно будет "с горечью" жаловаться, что 2 миллиона мусульман в эти мечети не помещаются. И что дальше?

  • Анонимно
    24.09.2015 12:23

    Спасибо, Бурбаки!!!! Согласна, религия - это для рабов.

    • Анонимно
      24.09.2015 13:11

      Религия для слабых. Здоровый, сильный человек верит в себя. Слабый, сломленный человек надеется на другого, в частности в Бога. Естественно, имеет значение среда, воспитание.

      • Анонимно
        24.09.2015 13:49

        Совершенно верно все пишут. Придумано слабыми.Потом сильные взяли все в свои руки,и появились посредники для управления массами.Польза или вред, это все относительно. Все имеет начало, развитие и конец.В конце уж точно не бывает пользы, бывает старый хлам.Христианство кажется переживает конечный этап.Ислам прикоснувшись с Европой превратится в ислам наподобие татарстанского.Это - вспомнить что ты мусульманин два раза в год.А в остальные дни пить водку произнося:"Бисмиллэйрахманим" и встречать новый год с рождественской елкой.

      • Bure
        24.09.2015 13:54

        Универсальный Закон Сохранения Энергии- Ни что не возникает из ни откуда и не исчезает в никуда . Подумайте не предвзято откуда и как появился наш мир .

  • Анонимно
    24.09.2015 13:58

    миграционной службе надо работать хорошо и взвешенная миграционная политика в государстве должна быть-не будет мигрантов не будет и такой потребности в мечетях. а на счет строительства мечети в Советском районе, местным жителям подумать надо еще. если ее построят цены на квартиры в округе упадут-кому охота каждый день сталкиваться с азиатскими гастарбайтерами. они всю округу загадят.

    • Bure
      24.09.2015 14:30

      Местные значит не гадят амброзией живут . Я вот каждый день сталкиваюсь с людьми со славянской внешностью и не все из них достойны подражания мягко говоря, но как то живу с этим и нет желания выселить их обратно .

    • Анонимно
      24.09.2015 16:43

      А вот в подъездах и во дворе моего дома гадят не гастарбайтеры, а местные люмпены.

      Гастарбайтеры дворники, наоборот, убирают за ними.

  • Анонимно
    24.09.2015 16:04

    /Религия для слабых. Здоровый, сильный человек верит в себя.../Да, пока он здоров,глуп и самоуверен. А монотеизм как раз делает человека уверенным в самом себе, сильным всегда, потому что существует только Бог и ты, а бог за скобками, вне времени и пространства.

    • Анонимно
      24.09.2015 21:38

      Интересная у Вас логика. Если человек здоров, то он глуп.

      • Анонимно
        25.09.2015 22:17

        /Интересная у Вас логика. Если человек здоров, то он глуп./Интересное понимание посыла. Человек становится человеком, страдая.

  • Анонимно
    24.09.2015 16:29

    ....религия призывает к меньшему потреблнию, не согласен, посмотрите как разбогатела церьков, крупнейший латифундист, собственник недвижимсти, еще ни одного худого служителя церки не видел, все толстые с животами, все это бред

  • Анонимно
    25.09.2015 01:14

    мечеть в Советском районе есть и не одна. новая около центра Бокса например. а что в Лондоне 200 тысяч целовал живёт? )))

  • Анонимно
    25.09.2015 09:12

    В терпящем крушении самолета атеистов нет.Ислам-это религия для думающих, рассуждающих. Любое происходящие действие на земле, с человеком или природные явления-это все только по воле аллаха, и понял я это не сразу…..

    • Анонимно
      25.09.2015 09:34

      На войне тоже атеистов нет, Но оба случая подтверждают то, что религия для слабых. Потому что в обоих случаях человек не может решить свою судьбу сам. Если в этом самолете окажусь я, я тоже буду молить кого-угодно, но раз уж в слуху Бог, то - Бога. Но это не означает, что он есть.

  • Анонимно
    25.09.2015 11:08

    Вы грешны, понимаю. Хочеться, грех смыть. Но бараны чем перед вами провинились, не понимаю. Зачем чужой кровью, пусть даже бараньей, свой грех смываете?

    • Бурбаки
      25.09.2015 11:33

      Советую, прежде чем о чем-то писать, внимательно вникните в тему. Тем более с заботой о крови баранов. Ну или внимательно почитайте библейские рассказы о том как бог испытывал Авраама. Привожу для сведенияСогласно библейскому рассказу (Быт. 22:1-19), Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба:« Авраам! Авраам! не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.(Быт. 22:11-12) »Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:« благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.(Быт. 22:16-18) »

      • Анонимно
        25.09.2015 20:44

        Занимайтесь лучше Торой, чем "искусственным интеллектом" (которого нет и быть не может) - это у Вас лучше получается.И это хорошо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль