Общество 
24.09.2015

Лилия Таишева: «Татарстан – лакомый кусок для мигрантов из Средней Азии»

«Эй, гражданина, ты сюда не ходи», или что делать с непрошенными гостями

Сегодня в казанских мечетях можно будет встретить немало выходцев из Средней Азии. Татарстан является очень привлекательным для мигрантов — именно для тех, кто хотел бы закрепиться в России. О том, как найти золотую середину между гостеприимством, открытостью республики и навязыванием нам мигрантами своих правил игры при нарастании их количества, размышляет в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», директор АБНО «Новый век», член Общественной платы РТ Лилия Таишева.

БЕДНОСТЬ МИГРАНТОВ — ЭТО МИФ

Этим летом, задерживаясь по делам в городе до 8 часов вечера, несколько раз сталкивалась с группами мигрантов из 3 - 5 человек (меньше они не ходят), целенаправленно спешащих куда-то в поисках «хлеба и зрелищ». Эти резкие взгляды исподлобья, камнем летящие в лобовое стекло моей машины, я помню и сейчас. Да, многие видят мигрантов только издалека, они существуют на периферии нашей ежедневной деловой жизни и нашего отдыха: офис, торговый центр, кино, театр и премьера в оперном, даже казанская «узбечка» «Пашмир» не сводят нас в одном пространстве. Но это значит только одно — пока (подчеркну — пока!) они в другой реальности, другой Казани. Мы существуем в параллельных мирах, надеясь, что по законам геометрии они не пересекаются.

Скажу честно, мне становится некомфортно в Казани, та же ситуация и в других крупных городах России. В некоторых районах Москвы с высокой плотностью мигрантов не все рискуют ходить по улицам в темное время суток. Хотя статистика констатирует, что лишь 1,8% преступлений в России и 0,8% в Татарстане совершаются мигрантами. Причина всему — мигрантофобные настроения в обществе. Население раздражено и встревожено. Но приглашать мигрантов или нет — такой вопрос давно не стоит. Выбор «избранниками народа» был сделан в 2012 году с принятием «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», где миграции отведена значимая роль в развитии страны. По данным ФМС, в России в настоящее время пребывают порядка 11 млн. мигрантов, за полугодие выдано более 1 млн. патентов.

Как вы думаете, за счет чего развивается экономика и как формируется ВВП Узбекистана, Таджикистана или Кыргызстана? Какая отрасль хозяйства вносит самый существенный вклад? Переводы мигрантов из России! Согласно аналитическим данным Центробанка России, в 2014 году лидером по вкладу в ВВП денежных переводов из России стал Таджикистан — $3,7 млрд. составили порядка 50% ВВП страны, но по поступлениям мигрантов на родину все-равно лидирует Узбекистан с $6,8 млрд., а завершает тройку лидеров Украина с $3,2 миллиарда. В целом в 2014 году объем личных переводов из России в страны бывшего СНГ достиг $21 миллиарда. Вот так мигранты и кормят свои страны.

К слову сказать, миграция очень разнородна по уровню доходов. $300 с зарплаты на родину или тысячи с бизнеса в Татарстане. В последнее время появляется все больше публикаций о том, что бедность мигрантов — это миф. В плане услуг по накоплению и переводу денежных средств мигрант — это один из самых привлекательных клиентов для банков. Совсем недавно была свидетельницей ситуации, как женщина, по-моему, из Азейрбаджана в одном из банков переводила деньги на родину. Это, наверное, поняли все посетители, кроме глухих. Громогласно разбираясь с оператором в тонкостях, она все время приговаривала: я каждый месяц у вас по 3 тысячи долларов отправляю, и раньше все нормально было. Скажите, кто из вас, дорогие казанцы, может себе позволить откладывать такую сумму ежемесячно?

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК ИЛИ ТРИЖДЫ «ТАЛАК»

Единая вера и многонациональность Татарстана выдвигают его в лидеры рейтинга территорий, некий лакомый кусок для мигрантов из Средней Азии. Если добавить экономический фактор и то, что едут многие не в «чистое поле», а здесь уже осели родственники, друзья, то вот пазлы и сложились в радужную картину многообещающего будущего. Объединяясь, мигранты поддерживают друг друга и дают возможность быстро найти работу, обустроиться в республике. УФМС по РТ в своем полугодовом отчете констатирует, что ежегодно увеличивается число мигрантов, проживающих в республике. Только за 6 месяцев 2015 года было выдано 3,3 тыс. разрешений на временное проживание и видов на жительство, а 1,1 тыс. человек оформили гражданство. Среди них есть семьи, но в основной массе это «мужчины в рассвете сил» от 20 до 45 лет, семьи которых остались на родине.

В противовес среднеазиатской миграции есть более комплементарная на первый взгляд, но не менее проблемная украинская волна. Вынужденные переселенцы, которые априори будут здесь жить месяцы и годы, владеют русским, имеют хорошее образование и близкие культурные традиции. С лета прошлого года их прибыло в Татарстан 7,7 тыс. человек, включая 1,8 тыс. детей и подростков. Многие из них являются востребованным и желаемым персоналом на наших предприятиях — активно устраиваются и работают. Но, выезжая в места расселения украинцев для помощи и консультаций с командой юристов, врачей и психологов, мы сталкиваемся с тем, что часть из них заняла достаточно потребительскую позицию: у нас проблемы — вы решайте, а за 15 тыс. работать не пойдем. И не идут. Куда выплескивается нерастраченная энергия, догадаться несложно.

Неоднозначна ситуация, когда активные мужчины оказываются у нас одни. Семья и законы махалля (традиционный социальный институт общинного типа в Средней Азии) остались за тысячи километров, а здесь новая жизнь и свобода от норм, в которых вырос. Несмотря на то что Россотрудничество вкладывает 6 млрд. рублей в создание системы обучения русскому в странах бывшего СНГ, в последние годы становится все больше молодых мигрантов, не знающих русского языка, с очень низким уровнем образования и культуры пребывания в городской среде. Далеко не комплементарная миграция. Как себя здесь вести, они не знают: еще вчера они жили в маленьком кишлаке. Приезд в Казань — это культурный шок. И тут, как говорится, понеслось... После пары месяцев жене на родине приходит СМС-развод. По законам ислама это просто трижды «талак» — и все, свободны! Еще несколько лет назад глава комитета по делам религии при правительстве Таджикистана Абдурахим Холиков даже обращался в совет улемов с просьбой запретить разводы по СМС и телефону. Та же напасть среди кыргызских мигрантов.

Тысячи мигрантов находят новых временных или постоянных подруг, а некоторые — и жен в нашей стране. По некоторым данным, в России ежегодно женятся более 10 тыс. таджиков и, как вы правильно догадываетесь, не на таджичках. Самое интересное, что мигранты, закрепившиеся в республике, в большинстве не очень хотят перенимать наши традиции и культуру, а активно поддерживают и продвигают свою, стараясь создавать микросообщества. Женщины в хиджабах на улицах города, агрессивно ведущие себя мужчины за рулем джипов на дорогах Казани — это лишь одна из внешне заметных деталей этой культуры. Какие процессы идут внутри этих «землячеств» и объединений «братьев по вере» и чем они обернутся в итоге для нас — мы можем пока только догадываться.

ПРОБЛЕМЫ ЗА СОБСТВЕННЫЙ СЧЕТ

Проблема интеграции мигрантов, их ассимиляции и принятия культуры страны, в которой они остались жить, — одна из острейших для всех развитых стран. Будучи в совершенно крохотном традиционно бюргерском городке Хехст на Оденвальде, я была поражена ситуацией «назад в прошлое». Несколько центральных улиц были с турецкими магазинами, кафе, вечером «после трудового дня» по ним носились тюнингованные старые машины с открытыми окнами, из которых рвались наружу национальные песни на звуке «до упора». Так вели себя наши гопники в лихие 90-е. Встретить их сегодня в самом сердце Европы я, честно говоря, не ожидала. О победе на каком-то чемпионате сборной Турции по футболу знал весь город — он просто не спал до утра: вопли, гудки и гонки машин, музыка, было все, наверное, только из ружей не палили.

Думаю, немцы испытывали ежедневный стресс, живя рядом и получая такой культурный удар под дых. Когда зимой 2014 года по всей Германии прокатилась волна многотысячных митингов и жители Кельна, Лейпцига и лидера Дрездена (25 тыс. на митинге в начале января 2015 года) вышли на улицу, требуя адекватных мер от властей против исламизации страны, я их так понимала! Самим себе создать проблему и еще обеспечить ее шикарными социальными выплатами и льготами — это уже, скажу я вам, моветон. Например, румынские цыгане, пользуясь тем, что они в Евросоюзе, специально приезжают жить и рожать к немцам, даже в мыслях не допуская идти работать! Вот это реальный пример, как абсолютно точно делать не надо. Стоит и нам задуматься и найти ту грань между социальной помощью и иждивенчеством, между толерантностью и навязыванием коренному населению чуждых культурных традиций.

Такие же мнения, но уже в более однозначной и жесткой форме, присущей московским экспертам, были высказаны 21 августа в ходе пресс-конференции в РИА «Новости» с символичным названием «Нелегальная миграция: невыученные уроки для Европы». В ней я принимала участие в качестве специалиста по миграции из многонационального и, как видится всей стране, толерантного, а также успешного в миграционной политике региона. Отбросив политкорректность, эксперты в один голос говорили о том, что хаос на Ближнем Востоке, созданный при поддержке заокеанских «властелинов мира», душит и раздирает Европу на куски (Венгрия заканчивает строительство стены на своей границе!) силами мигрантов из зон конфликтов, которые стремятся в наиболее богатые страны за социальными пособиями. Не случайно ведущий пресс-конференции Радик Амиров привел слова Ангелы Меркель о том, что эта ситуация с наплывом нелегальных мигрантов у границ Евросоюза волнует ее больше, чем девальвация евро и долговой кризис Греции. Не это ли начало конца Европы?

Безусловно, любой принимающей мигрантов стране важно обозначить «границы, за которые ни-ни». Помните эпизод из фильма «Джентльмены удачи»? Там один из героев, в нашем современном понимании мигрант, говорил: «Эй, гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь». Эту крылатую фразу знают все. Так вот есть и хорошие новости: наш минтрудсозащиты по примеру этого героя уже отметился первой инновацией в этой области. Очень оперативно, видимо в предчувствии востребованности, с 2015 года были запланированы вводные ориентационные курсы для трудовых мигрантов, как некий маячок того, «куда можно ходить», а что неприемлемо у нас в республике. Каждый мигрант после инструктажа получит путеводитель-карту Казани на своем родном языке с отмеченными на ней объектами, которые будут помогать ему оформлять документы, находить нужные услуги и работу, адаптироваться в городе — короче, «все адреса, пароли, явки».

ЛИБО МЫ ИХ...

Хорошо, спросите вы, а есть примеры успешной ассимиляции и интеграции, когда все сложилось? Думаю, да — их достаточно. Вот встреча из моей жизни. Вызываю такси — приезжает новенькая, удивительно чистая и внутри, и снаружи машина. На мой вопрос, откуда такое отношение, ответ был самый наитереснейший в плане тенденций на этом рынке. Таксист, живущий в Казани уже давно, лет 7, — узбек. Имеет гражданство, прекрасно говорит по-русски, друзья — татары. Работал на рынке, потом стало не очень выгодно, открыл фирму, взял на нее машину в лизинг и стал таксистом. К работе относится с душой, к машине — и того больше. Ехать было одно удовольствие (при этом вспоминала машины с нашими местными за рулем, в которые невозможно было сесть, чтобы не испачкаться). Очень активный и любознательный, пока были в пути, он все вопросы, по которым я ему могла дать консультацию, задал не стесняясь. Вплоть до ведения бухгалтерского учета.

И в завершение серии публикаций хотела написать вот о чем. Сила любой власти — в умении выстроить сбалансированную систему, правильно расставив приоритеты. То же с миграцией. Обратив на нее внимание не только как на источник рабочих рук, но и как на новую реальность, которой надо серьезно и предметно заниматься, Татарстан как регион, претендующий и во многом подтверждающий звание лидера, может всегда играть на опережение и решать проблемы на стадии их зарождения. Я и моя семья хотели бы жить здесь, в обществе с родной культурой и рядом с людьми со схожими взглядами, с теми, кто принимает и понимает наши обычаи и мировоззрение, неважно, какой они национальности. Для этого только два пути — либо мы станем такими, как мигранты, либо мы сделаем все, чтобы «подтянуть» их до нашего уровня. Не лукавя скажу, что есть и третий вариант — ограничить внешнюю миграцию до минимума.

Лилия Таишева

Справка

150.jpg

Лилия Таишева окончила Казанский государственный медицинский институт по специальности «медико-профилактическое дело» и Институт государственной службы при президенте РТ по специальности «государственное и муниципальное управление».

С 1999 года и по настоящее время учредитель и директор автономной благотворительной некоммерческой организации «Новый век» — инициатора внедрения инновационных превентивных технологий в республике: кампании в СМИ на основе социального маркетинга, кампании в ходе крупных спортивных событий, «равное образование», аутрич-работа, низкопороговый сервис для уязвимых групп.

Доктор медицинских наук.

Член Общественной палаты Республики Татарстан, общественный помощник уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, член совета при президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции.

150.jpg

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (91) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.09.2015 09:47

    Я и моя семья хотела бы жить здесь, в обществе с родной культурой и рядом с людьми со схожими взглядами, с теми, кто принимает и понимает наши обычаи и мировоззрение, неважно какой они национальности. Для этого только один путь — сделать все, чтобы организовать их трудовую деятельность и обеспечить им стабильную жизнь.

  • Анонимно
    24.09.2015 09:47

    смелей вступайте в межнациональные связи....улучшим генофонд деградирующих народов....получится вполне адекватный генотип.

    • Анонимно
      24.09.2015 10:04

      А зачем нам,Русским и Татарам вступать в межнациональные браки с таджиками,узбеками,киргизами,туркменами и прочими,если они так нехорошо себя вели по отношению к нам в смутные 90-ые,когда выгоняли нас и другие Русскоязычные Народы из своих республик,а?

      • Анонимно
        24.09.2015 10:23

        Что делать, иногда хочется ведь.

      • Анонимно
        25.09.2015 23:14

        ...ага, не чукчи покуда (ничего против чукчей не имею)...не этническое меньшинство...от таких, вот, "советов", про "...вступайте...", в морду наглую дать хочется!...м-хм-м-м-м...

    • Анонимно
      24.09.2015 10:25

      Ну и вступай, у других своя голова на плечах. Сюда едут те кто не смог найти себя на родине или те кто там набедокурил.

    • Анонимно
      25.09.2015 10:50

      Наблюдала на днях картину на ул.Татарстан (в народе - азертаун). Стоит на перекрестке, на самом видном месте пара: "наша" девушка (татарка или русская, не важно, но видно, что казанская - красивая, стильно одетая) и молодой мужчина "миграционной" национальности -"роковой" брюнет, большеглазый и сухопарый.Стоят, и, видимо, о чем-то важном беседуют. Похоже, более важном для девушки - она своему спутнику и в глазки заглядывает, и за руку брать пытается, и приобнять... А тот - руку отдергивает, зыркает злобно, ворчит, но - не уходит. Конечно, каждый волен сходить с ума по-своему. Но где же казанские парни?! А, вон они - тощенькие, далекие от спорта, закосившие от армии, бредут по соседней улице вразвалочку! А другие, подостойнее, "проезжают мимо в "Чайке"... Вот и встречают наши девушки "любовь всей своей жизни", насмотревшись сериалов и устав от одиночества, - неместную "любовь", которая потом у всех на виду брезгливо отдергивает руку...

  • Анонимно
    24.09.2015 09:53

    На танкодроме сейчас уже мигрантов больше чем татар,я в следующем году переезжаю оттуда.Лет через 5 там на коренных пальцем будут тыкать."Спасибо" правительсву РТ за заботу о своем населении.....

  • Анонимно
    24.09.2015 10:01

    Была у зайца избушка лубяная, а у лисы - ледяная. В общем выгнала лиса зайца. Может кто забыл, как наших выгнали из среднеазиатских республик? Я знаю много таких семей татар и русских за бесценок продавшие свое жилье и срочно бежавших в Россию. А сейчас эти выгонявшие у нас хозяйничают во многих сферах. Причем некоторые поддерживают это, мол в средней азии этих мигрантов пытать будут, а они такие добрые внутри, депортировать их нельзя, защитим своих братьев.
    Какие они братья - показали наглядно после распада СССР. Да и сейчас, только скрывается количество преступлений ими совершенных.

    • Анонимно
      24.09.2015 10:31

      Всё верно.Выгнав Русскоязычное население из своих республик таджики,узбеки,киргизы,туркмены думали,что заживут теперь долго и счастливо,но,нет,не получилось и спустя 10-15 лет они снова пошли в Россию "на поклон",так как элементарно разрушили и уничтожили в своих республиках всё то производство,промышленность и сельское хозяйство,которые были построены там во времена СССР,а создать что-либо подобное новое сами,без Русских,Татар,Белорусов,Украинцев,Чуваш,Марийцев,Удмуртов и прочих,они не в состоянии.Вот и весь сказ.

      • Анонимно
        24.09.2015 12:55

        Только украинцев и армян сюда не вписывайте, - сами видите как они разрушили богатое наследие переданное им от Союза.

        • Анонимно
          24.09.2015 21:44

          Глупость не пишите , мы до сих пор закупали двигатели для кораблей ВМФ у Украинцев.

  • Анонимно
    24.09.2015 10:24

    Трудно не согласиться с изречением автора: "Я и моя семья хотела бы жить здесь, в обществе с родной культурой и рядом с людьми со схожими взглядами" - но что она под этим подразумевает? Я и моя семья - татары, соблюдающие мусульмане и нас таких не мало. Разница в том, что если бы эту фразу написал мусульманин, то его бы легко обвинили в исламизме и разжигании розни.

  • Анонимно
    24.09.2015 10:55

    Здравствуйте!вот я татарин из Средней Азии волею судьбы мои предки,бабушки и дедушки оказались на этой земле в Узбекистане не от хорошей жизни они приехали сюда во времена голода Поволжья и узбеки приняли их всех,несмотря на то что они пришлые чужеземцы,и получили они здесь и образование и работу и вырастили детей и внуков,которые тоже получили и работу и образование.На самом деле сейчас не от хорошей жизни узбеки бегут туда к вам в Россию, а бегут потому что у них здесь дети которых кормить нечем,потому что нет работы.Вы думаете что к вам едут городские жители что ли?К вам в основной массе едут сельские жители,у которых нет никакой культуры,образования они также себя и здесь ведут.Лично я их называю Дети Независимости!

    • Анонимно
      24.09.2015 11:22

      У нас дальний родственник во время войны попал в Узбекистан совсем маленьким. В советское время его смогли разыскать и приехали знакомиться. Но он отказался от родства, сказав, что если узнают что он татарин - нормальной жизни ему и его детям не будет. Это было еще в советское время.

    • Анонимно
      24.09.2015 11:36

      Вспомнил узбекский анекдот из 90- х годов: " Каримов говорит: уехали евреи- золотые головы, уезжают русский и татары- золотые руки, что будем кушать золотые зубы?". Чтобы Россия не превратилась во В кишлачное общество правительство должно установить жесткие образовательные и языковые фильтры для азиатов и контролировать их. Административное или уголовное нарушение - основание для депортации. Пусть живут дисциплинированные специалисты желающие стать россиянами, а не жить по своим законам.

    • Алексей К.
      26.09.2015 08:54

      Есть одна знакомая, 80+ лет, татарка, родилась в Узбекистане и вернулась в Казань уже учиться в вузе. Так вот, с её слов, местных они называли "ЗВЕРИ". Так что ещё вопрос, с чьёй неприязни началось...

  • Анонимно
    24.09.2015 11:01

    Хорошую статью написала Лилия.А я за третий вариант.

    • Анонимно
      25.09.2015 10:52

      Действительно очень хорошая, объективная, смелая статья. Хорошо, что сегодня есть блоги - то, что нельзя писать журналистам, могут осветить эксперты.

  • Анонимно
    24.09.2015 11:06

    А то что некоторые нетолерантные личности кричат что узбеки гнали их отсюда с лозунгами русские в Рязань,татары в Казань,не могу поверить в это так как никогда ни с чем подобным не сталкивался живу здесь 35 лет,родился и вырос здесь.И очень много друзей и знакомых которые очень уважительно относятся к русским, татарам и к другим национальностям проживающим здесь.Возможно это было, но не в больших городах Узбекистана.А вот политику Татарстана в отношении приезжих татар я не понимаю,я чистокровный татарин с образованием с опытом работы,со знанием нескольких языков,который по воле моих предков родился за пределами Татарстана почему я не могу получить гражданство РФ приехав в Татарстан по упрощенной схеме,как евреи приезжающие в Израиль кооторые в течении 6 месяцев получают гражданство.

    • Анонимно
      24.09.2015 11:27

      Оставайтесь там, если такое уважительное отношение

  • Анонимно
    24.09.2015 11:50

    По эмиграции для своих татар, все надо делать вовремя. Мы приехали и за 10 мес получили гражданство.Было трудно в начале, помню работал на износ. Сейчас на нас работают до 300 местных жителей. И все у нас отлично! Хоть мы и родились в Узбекистане мы патриоты России и Татарстана. Татарстану нужна новая кровь - но это должны быть высококвалифицированные спецы. А не сельские жители кишлаков Средней Азии.

  • Анонимно
    24.09.2015 12:06

    Татарская интеллигенция в Средней Азии так и осталась.

    • Анонимно
      24.09.2015 16:30

      Не согласен. Сам жил в Узбекистане и Киргизии, практически все постарались уехать. Местный национализм это непонятное для россиян явление. Сел посчитал, только известных мне татар уехало 82 человека, русских более 250, немцев 46, корейцев 12, украинцев 26. В Татарстане совсем нелогичная миграционная политика, все города, районные центры забиты узбеками,азербайджанцами, таджиками, а татарам, русским и т.д. чинят такие препятствия, что выть хочется. Но мы приедем, республике нужны врачи, учителя, механики, дорожники... Горняки и шахтеры могут работать на строительстве метро.

    • Анонимно
      26.09.2015 11:40

      ...ага, Татарской интеллигенции в Татарстане не осталось..., а в других регионах она есть....м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    24.09.2015 12:17

    я и женщина с ребенком переходили улицу в районе ТЦ Муравейник, в 50см от пешеходного перехода. Мы вышли из автобуса и обходили его. Все машины пропускали, но одна двигалась на нас. Из машины торчала голова узбека или таджика, молодой с бородой от уху до уха. Стал агрессивно на нас орать и оскарблять, что мы прост... и тд. У них на родине он бы не посмел так назвать местную женщину, а нас можно. Они уже чувствуют себя хозяевами. И не было ни одного мужщины заступиться за нас. Это ужасно. Нужно прекратить поток мигрантов, пускать только с высшим образованием квалифицированных специалистов.

    • Анонимно
      24.09.2015 13:00

      Всё верно ВЫ говорите: нам,коренным жителям страны эти мигранты ни к чему и мы категорически против их пребывания в нашей стране,на нашей земле.

    • Анонимно
      24.09.2015 13:40

      Я (другой) татарин, живущий в Узбекистане. Вот именно в Узбекистане из соседних машин вышли бы мужчины и наказали бы хама. А где были мужчины Татарстана в тот момент? Поэтому не нужно обижаться на хамов если в Казани не осталось мужчин.

      • Анонимно
        24.09.2015 16:41

        Мы чтим уголовный кодекс, если каждый начнет самоуправствовать то будет бардак, от которого все бегут из Средней Азии.Не волнуйтесь, обидчикам воздастся, не все сразу.

        • Анонимно
          24.09.2015 17:32

          Вы про уголовный кодекс Сердюкову с Васильевой расскажите, хорошо? А вот такие отмазки типа "мы чтим закон, мы культурные" говорят именно слабаки, которых в России абсолютное большинство. Именно поэтому не удивляйтесь поведению мигрантов - они не плохие, они всего лишь ведут себя так, как им вы позволяете вести себя.

          • Анонимно
            24.09.2015 18:55

            ...коротко и четко, а данная статья очень даже правильная ,культурно написано.Сам знаю от знакомых переехавших с Таждикистана, Узбекистана причины их переезда.Движение мигрантов СНГ должно быть организовано государством и пора запустить программы по сохранению своего собственного населения. есть места "потемнее" танкодрома,кормить кого попало из зарубежья это политическая игра но почему МИНФИН требуется повышение нашего пенсионного возраста ссылаясь на профицит бюджета???При выезде из нашей страны почему у них не проверяются декларации о доходах и перечисленных налогах...смешно???? вот именно смешно, узбекские банки делают деньги а наша система власти даже налоги собрать не в состоянии.Отсюда нарушение КоАП и УК, ВЫВОД депорт!!!

      • Анонимно
        24.09.2015 19:56

        В комментариях люди пишут явно выдуманные истории про злобных гастарбайтеров. Это местные скинхеды и их сторонники, которые хотят дискредитировать гастарбайтеров. В Узбекистане 5000000 русскоязычных. Если относится к узбекам плохо, бумеранг вернется.

        • Анонимно
          24.09.2015 20:53

          Не нужно пугать,и не таких видывали.Лучше поглядите статистику преступлений за последние 5 лет и национальность преступников и всё сразу станет ясно,откуда такая неприязнь к гастерам и мигрантам.

        • Азат Д
          26.09.2015 08:40

          Не к узбекам относятся плохо, а к приезжему хамлу, как и к любым негодяям.Вот вы и показали своё нутро, шантажировать стали, 5000000 русскоязычными, будете у себя к ним плохо относиться , не потому что они плохо себя ведут , а по национальному признаку, в ответ на отношения здесь к вашему хамлу. То есть, терпите или вашим там плохо будет.

      • Анонимно
        25.09.2015 18:38

        ...ага, трепло-ты...м-хм-м-м-м...

      • Азат Д
        26.09.2015 08:53

        В смысле? у нас культурное общество и все ведут себя ровно. Зачем приезжих пускать, которые ведут себя по хамски зная что в гостях.И, я не хочу ходить по улице, понимая, что из-за приезжих мне придётся в любой момент вступить в конфликт, я хочу спокойно здесь у себя жить. Казань уже прошла тот момент , когда могли выйти из-за угла и "прессануть", перебесились, эти конфликты здесь не нужны. А приезжие, почувствовали слабину нашего спокойного общества, приняв за слабость, поэтому себя так и ведут.

  • Анонимно
    24.09.2015 13:04

    Так я и живу здесь и не собираюсь в Казань.Мне и здесь хорошо в Узбекистане.Здесь таких как я татар ещё 300 000 человек проживает и день Татарстана мы справляем и Сабантуй.Так что все замечательно.

    • Анонимно
      24.09.2015 13:38

      Маладис!

    • Анонимно
      24.09.2015 13:56

      Вы другой по мировоззрению. Жизнь здесь в России, в Татарстане в частности, - совершенно различается с жизнью в Узбекистане. Другие ориентиры, другое мировоззрение, другие ценности, иная система координат.

      • Анонимно
        26.09.2015 18:20

        Мировоззрение у меня такое же,как и любого нормального человека и ценности такие же,общечеловеческие и взгляды прогрессивные,просто в статье написано так что все мигранты быдло,которое только и знает что насиловать,убивать,грабить.На самом деле национальность здесь не причём,уродов хватает везде,в любой стране,а то что они ведут себя по хамски с вами,это вы им сами позволяете вести так.

    • Анонимно
      24.09.2015 22:53

      ...ага, в самом Ташкенте (Тошкентта), но не за пределами, и, к примеру в Самаркандской области (Самарканд вилояты)-население более, или менее образованное, а значит и покультурнее...Ну и ещё кое-где, тудым-сюдым, сойдет...Татары (не крымские) кучкуются, и держатся...И ещё - те, кто там хорошо устроены, сюда не поедут, им и там замечательно живётся.Чихали они...Едут те, кто там, у себя не могут жить по потребностям...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    24.09.2015 13:35

    это мигрантофобия

    • Анонимно
      24.09.2015 14:29

      Это Нормальная Реакция Нормальных КОРЕННЫХ Граждан на ненормальное засилье чужаков и их агрессивное поведение,не отвечающее НАШИМ НОРМАМ поведения и морали.

    • Анонимно
      25.09.2015 22:42

      /это мигрантофобия/это мигрантофобия по заданию.

  • Анонимно
    24.09.2015 14:26

    живете в Узбекистане, так и живите спокойно. Еще советы пытаются давать

  • Анонимно
    24.09.2015 15:52

    С этим поколением мигрантов все понятно. Им нужно просто здесь закрепится (пустить корни). Проблемы будут со следующим молодым поколением, которые захотят праздника на своей улице....

    • Анонимно
      24.09.2015 17:20

      Нынешние мигранты и их потомки вернутся на свои исторические родины и будут жить там,а не здесь у нас.Они сами этого захотят,так как инстинкт самосохранения первичен.

      • Анонимно
        24.09.2015 19:35

        Получившие гражданство РФ , по указанию Каримова там уже "никто" и ничем не может владеть...так что они надолго и со своим уставом приезжают, что есть нехорошо.Точка.

  • Анонимно
    24.09.2015 16:40

    все люди равны

  • Анонимно
    24.09.2015 16:52

    Нужно создать иммиграционные законы, по образцу других развитых стран, которые давно уже сталкиваются с массовой иммиграцией, типа США, Канады, Великобритании и т.д.Нужно разрешать въезд не всем подряд, а лишь определённым категориям:- с хорошим образованием, - инвесторам, готовых вложить в нашу экономику не менее 100 тыс. долларов- выдающихся спортсменов- учёных- квоты на определённые специальности (врачей, лётчиков и т.д.)При этом все въезжающие должны знать в минимальной степени русский язык,быть здоровым и молодым (чтобы наши налоги не шли на их социальное и пенсионное обеспечение, а их приезд был выгоден нашей стране и республике). Не нужно пускать их сюда семьями - иначе потом они не уедут, а их многочисленные дети станут тяжелым бременем для наших детских садов и школ.

  • Анонимно
    24.09.2015 18:49

    ...ага, я, конечно-же не хочу, да-и боюсь, занимать позицию разжигателя межнациональной розни, Но...Очнулись!...Давным-давно уже мигранты не "дешёвая рабочая сила", давным-давно, уже, они создают местным трудящимся весьма и весьма нездоровую, и до боли обидную, и непонятную конкуренцию, в которой многие наши земляки ВЫНУЖДЕНЫ(!) делить с ними "место под солнцем"(под "местным солнцем"). Во многих отраслях-они заняли, уже очень прочные позиции, и в свою очередь не очень-то и собираются радушно взаимодействовать. Многих "наших", просто-напросто уже вытеснили, и фигасдва будут уступать занятые позиции. Местные просто-напросто демотивированы, и неспособны в сложившихся обстоятельствах жить и работать на условиях"здоровой конкуренции"."Загнулись", короче... Они, по-сути своей, являются "штрейкбрейкерами" вырвавшими кусок у, недовольных предлагаемыми условиями, местных пролетариев... О каком развитии может быть речь в таких реалиях?! Хотя "развитие", чего-то там, является основным лейтмотивом, мигрантской деятельности в нашем регионе... Развиваются_они, а местные "задвигаются", всё глубже и глубже... Они вывозят огромные средства из страны, к себе, ассимилируются здесь, и скоро будут диктовать, нагло и бесцеремонно, свои условия, как это уже было в Средней Азии, в "благодарность" за развитую у них промышленность и образование...Восток-дело тонкое, так-сказать...Да простят мне мою "наглость" правоохранительные органы...м-хм-м-м-м...

    • Анонимно
      24.09.2015 19:15

      Опять нытье. Как же так получилось, что необразованные чужаки, у которых в России никого не было, не было жилья, гражданства, каких-либо прав и даже знания языка теснят местных, у которых это все есть? Значит уровень местных ниже тех гастеров, которые все в России презирают и за людей не считают. И да, это здоровая конкуренция, борьба за место под солнцем. И эти гастеры умеют и готовы за это место бороться в отличии от местных нытиков.

      • Анонимно
        24.09.2015 21:03

        Подкупать чиновников и силовиков - это называется "здоровая конкуренция"?Ну,что же,пусть тогда не обижаются эти самые гастеры и не плачут,когда к ним будут применены такие же "законные" действия со стороны местного населения....

        • Анонимно
          25.09.2015 08:31

          А кто позволяет подкупным чиновникам и силовикам быть у власти в России? Опять гастеры? Или Обама?

    • Анонимно
      24.09.2015 19:20

      Не будут мигранты здесь "диктовать свои условия",мы им этого не позволим даже не смотря на то,что чинуши (пока) их покрывают.Это Наша земля и мы,КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СТРАНЫ,будем решать кто и как здесь будет жить.

  • Анонимно
    24.09.2015 19:09

    Не лишайте радости ваших женщин. Конкуренции боитесь? Буре.

    • Анонимно
      24.09.2015 21:43

      Это ты так по своим женщинам судишь?Так у нас не все такие,как у тебя непостоянные,легкомысленные и ветреные.

    • Анонимно
      24.09.2015 22:38

      ...ага, бурЕ, ты из Актюбинска, что-ли ёрничаешь? Прокатись там у себя на поезде, покорми бегущих за ним верблюдов, целлофановым пакетом...И, кстати,женщины ваши, тоже не без интереса на европейцев заглядываются...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    24.09.2015 19:15

    Мужчины растите бороды, а женщины готовьте хиджабы, так как уже очень скоро на улицу нам будет не выйти без этого...

  • Анонимно
    24.09.2015 20:43

    Никакой "золотой середины" нет!! Политика должна быть одна-жестко пресекать наплыв азиатов! Иначе лет через двадцать они здесь все заполонят, нужно смотреть в будущее!

    • Анонимно
      24.09.2015 22:26

      Вы ксенофоб? Киргизия вступила в ЕАЭС. Любой киргиз вправе работать в РФ. Что делать таким как Вы?

      • Анонимно
        24.09.2015 23:11

        Пусть работает не отнимая работу у местных платит налоги а потом возвращается на родину и никаких вопросов не будет.

      • Анонимно
        25.09.2015 20:25

        Я тоже на дороге один раз вступил в кучу. Замучался ботинки чистить потом.Приезжих гастарбайтеров нигде не любят, ни в одной стране мира коренное население не радуется их наплыву, за исключением, Америки, там коренное население перебили те самые приезжие много лет назад.Брехню про толерантность оставьте для Европы, они сейчас уже вовсю вкушают плоды своей недальновидной политики.А я хочу жить сам и растить своих детей в том обществе, в той культурной среде которая исторически сложилась в Татарстане, среди людей с одинаковым менталитетом и взглядами на общепринятые нормы поведения в обществе.

  • Анонимно
    24.09.2015 21:30

    Судя по коментам наступил звездный час ксенофобов. Говорите, выс выгоняли из Средней Азии? Да с таким отношением к этим народам это совсем не удивительно, и не говорите, что при советском союзе русские по лучше относились чем сейчас, народ не изменить, сеили зло, получили ответ.

  • Анонимно
    24.09.2015 22:21

    ...ага, пусть решают свои вопросы у себя дома. Пусть, там отстаивают свои права. Наивных либеральствующих "добрячков", насмехающихся над мнением местных, и совершенно по-хамски обрубающих приводимые доводы, надо отправить туда на полгодика-годик. Никто их выгонять не станет, оттуда, но вряд-ли они там захотят и смогут там остаться...Пусть "хапанут" тамошней "толерантности"...Мы для них "ак колаклар", и пофиг им до братьев мусульман...Они и друг-друга швыряют будь-здоров... По поводу :"...им, там нечем кормить детей..", то у них, что ни мероприятие, то-туй. Они свадьбы по 500-600 человек гуляют, и это среднестатистическая, такая, свадьба...Поди-ка прокорми...Гы-ы-ы-ы...Но порядочные люди, конечно-же есть везде, независимо от нации!И, вот, они-то страдают зазря...Культур-мультур нету...м-хм-м-м-м...

    • Анонимно
      24.09.2015 22:44

      Я татарин, живу в Узбекистане, занимаю руководящую должность в гос.компании, часто встречаюсь с высшим руководством республики на уровне министров. Ни разу плохого слова в свой адрес не услышал.

    • Анонимно
      24.09.2015 22:47

      А насчет того, кого пнули под зад в странах Центральной Азии. Пнули под зад тех, кто кричал, что Узбекистан -это исторически русская земля и узбеки должны говорить по русски, а не на своем непонятном языке. Их, да, пнули.

      • Анонимно
        25.09.2015 00:14

        Ничего подобного. Мои знакомые никогда не делали таких заявлений, никогда. Они татары, всегда дружно жили с узбеками. А их буквально вышвырнули из дома в андижанской области в начале 90-х, только потому, что они приехали во времена СССР и из СССР. Убирайтесь назад, было сказано им, если не хотите, чтобы ваш дом сгорел. Так-то.

        • Анонимно
          25.09.2015 08:27

          Согласен, многие попали в тот момент под горячую руку за компанию. Но причины такого отношения понятны.

          • Анонимно
            25.09.2015 09:09

            //Но причины такого отношения понятны.//Не бывает причин для этого.

  • Анонимно
    24.09.2015 22:40

    Не либералы, а сторонники жесткого курса были и есть инициаторы ЕАЭС. Вы знаете что это? Теперь любой киргиз и армянин может работать в РФ. Меня это устраивает. А Вас можно пожалеть. ;-)

  • Анонимно
    24.09.2015 22:41

    Пусть работают у себя в Средней Азии. Нельзя их так много пускать, необразованных, без специальности, озлобленных, тем более с семьями. Нужны ограничения, пусть наши татары и русские работают на своей земле. Мы сами обойдёмся без азиатов.

  • Анонимно
    24.09.2015 23:22

    Граждане, я с югов сейчас приехал. Ну нет там такого засилия мигрантов и близко как в Казани и шашлычных пяток на город. Возвращаешься вКазань как будто в Среднюю Азию попал. Большинство мигрантов мотается по городу перебиваясь случайными заработками или торгуют за..рают город. Кстати такие гадюшники недобазары как у нас на бойких местах во многих городах найти сложно.

  • Анонимно
    25.09.2015 00:10

    Смело, Лилия! Очень многие об этом думают, но бояться сказать вслух, бояться прослыть не толерантными (ужасное слово), отсталыми, что ли. Жму вашу руку. Ничего не имею против мигрантов, но важно, чтобы они перенимали наши традиции, уважали нашу культуру, а не навязывали свою. Тем более, как правильно заметила Лилия, приезжающие к нам мигранты имеют зачастую очень низкий уровень образования и культуры, это далеко не цвет нации. Важно, чтобы они вливались в жизнь республики, а не создавали обособленные диаспоры. Лучше думать об этом сейчас, чем получить ситуацию, как в Европе.

  • Анонимно
    25.09.2015 08:50

    Для 80 % россиян и сама Таишева, как бы это помягче, - "чужак".

    • Анонимно
      25.09.2015 09:10

      Поэтому в руководстве страны так много, скажем, "чужаков"?

    • Анонимно
      25.09.2015 09:57

      А многие почти и не отличают некоторых местных татар от приезжих из Средней Азии, отношение не лучше, хотя в лицо могут и не говорить.

    • Анонимно
      25.09.2015 09:57

      А многие почти и не отличают некоторых местных татар от приезжих из Средней Азии, отношение не лучше, хотя в лицо могут и не говорить.

  • Анонимно
    25.09.2015 10:56

    Живу на Глушко - спальном районе времен поздней соц.ипотеки (т.е.достаточно благополучном, тихом и семейном). Еще два года назад такого засилья мигрантов не было. Теперь толпа девочек-подростков в хиджабах, лузгающих на землю семечки на тротуаре - типичная картинка. Рядом построена мечеть "Гаиле" - каких только личностей не увидишь. А дальше будет больше.

    • Анонимно
      25.09.2015 11:23

      Ну если семки лузгают только мигранты то Вы правы, они везде.

  • Анонимно
    25.09.2015 14:33

    Довольно близкий знакомый татарин в свое время эмигрировал из Ташкента. Совершено другой принцип жизни, желания ого-го, а работать ни-ни. Может конкретно человек такой, может это не связано с тем, что он из Ташкента. А вот родители у него очень работящие и порядочные, советской закалки.

  • Татар улы
    25.09.2015 17:39

    Проблему миграции надо рассматривать с точки зрения государства. На сегодняшний день принят курс на сближение и сотрудничество с государствами бывших союзных республик, разворачивается таможенный союз. Подписывать бумаги о сотрудничестве и в тоже время отвергать мигрантов – рабочих правительство не будет, иначе никакой дружбы не получится. Исходя из этого миграционная политика будет такое, приезжайте, регистрируйтесь и работаете. Второй аспект, демографическая ситуация. Страна большая а народу мало. К тому же есть усугубляющие обстоятельства: алкоголизация и наркомания и еще ряд параметров.Таким образом решаются несколько задач: создаются и поддерживаются отношения с соседями и решается демографический вопрос. Ребенок рожденный на территории нашей страны будет ее гражданином. Человек имеющий не совершенно летнего ребенка гражданина-тоже получает право быть гражданином. Родитель гражданин имеющий не совершенно летних детей не граждан, так же получает право что бы его дети получили гражданство. И еще. Мнение о том что, в стану приезжают лишь те кто не смог себя реализовать у себя на родине, лишь от части правильно. Приезжают так же и самые пассионарии. Так что, много не скажешь в этом тексте, но под итожив надо сказать: надо быть местным дружнее между собой, помогать друг другу быть здоровыми и сильными и физически и духом.

  • Анонимно
    25.09.2015 19:07

    Я жил в Средней Азии. В своей среде узбеки, таджики в общем приятные люди, они живут по свои правилам и обычаям. Во времена СССР всех объединял русский язык и культура. Узбеки, которые приезжают сегодня русским языком владеют в пределах своего ремесла, нашу культуру они никогда никогда не узнают, потому что не хотят этого. В результате азиатский кишлак пришел в российский мегаполис и становится социальной язвой.

    • Анонимно
      26.09.2015 18:33

      Узнают и про культуру и про традиции и про поведение если с ними разговаривать и объяснять,что со своим уставом в чужой монастырь не ходят, а не шарахаться их и бояться.

  • Анонимно
    26.09.2015 00:03

    24-го сентября, в праздник, пришлось оказаться на ул. Московской, возле Колхозного рынка. Было ощущение какой-то другой страны-по улице прогуливались ТОЛЬКО группы "гостей"-мигрантов. И было их много. Хоть и выглядели они нарядно- в новеньких спортивных костюмах веселых расцветок, но мне стало жутко. Раньше как-то не задумывалась над этим, а тут просто носом ткнулась. Постаралась быстрее уехать. Спасибо за статью, актуально как никогда.

    • Анонимно
      26.09.2015 18:29

      Ну,видите как вы сами нагоняете на себя страху,в голове у вас возникли жуткие ассоциации и вы постарались быстрее ретироваться оттуда,вам стало не по себе,отсюда и рождается ксенофобия,и неприязнь хотя им до вас дела нет может они вас больше боялись откуда вы знаете?

  • Анонимно
    26.09.2015 20:16

    Я за третий вариант(ограничить внешнюю миграцию до минимума).

    • Анонимно
      27.09.2015 21:55

      Точно. Нужно ограничить внешнюю миграцию до минимума. В РФ и Татарстан едут в большинстве мигранты -не специалисты, нарушившие закон и больные. Деньги увозят на родину, а мы должны их содержать за счет бюджета. А бюджет не резиновый.

  • Анонимно
    28.11.2016 06:06

    Почему столько злобы у людей?!ненадо думать что мы лучше них!для среднестатистического европейца мы все недоразвитые!И мы думаем какие мы прекрасные дали мы им цивилизацию!А кто нам дал)все мы прекрасно помним из истории в средние века мылись в кадушках!баня так называемая пришла именно с востока!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль