Общество 
29.09.2015

Якова Геллера берут в «крестовый поход» против триллионных «распилов» в госкорпорациях

Все закупки таких компаний, как «Газпром» и «Роснефть», пустят через горлышко пятерки электронных площадок, где за ними будет следить ФСБ

Революцию в системе закупок госкомпаний обсуждали накануне на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Как выяснилось, колоссальная сумма в 17 трлн. рублей ежегодно тратится едва ли не бесконтрольно — минимум 42% тендеров выигрывает единственный поставщик, а цены беспардонно завышаются. Поставить заслон этому злу должен перевод закупок на электронные площадки госзакупок. В их числе и татарстанский ЭТИС, на который в последнее время пошли загадочные DDoS-атаки.


2,7 ТЫС. СРАВНИТЕЛЬНО ЧЕСТНЫХ СПОСОБОВ СКРЫТЬ ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

Большое совещание по повышению эффективности расходов госкорпораций и компаний с госучастием собрал накануне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. О серьезности собрания говорит состав участников — там был и гендиректор «Газпрома» Алексей Миллер, и гендиректор «Роснефти» Игорь Сечин, и президент РЖД Олег Белозеров, и практически все остальные «госолигархи».

Обсуждение проходило за закрытыми дверями, но во вступительном слове, выложенном на сайте правительства, Медведев заявил, что в обсуждаемой теме «еще много проблем»: «Прежде всего это значительное завышение цен, по которым государственные компании приобретают необходимые товары и услуги. Иногда они в разы отличаются от рыночных. Часто организуются специфические конкурсы, конкурентные как бы закупки, когда для участия в конкурсе допускается одна заявка. В результате в прошлом году почти половина от общего объема закупок была сделана у единственного поставщика».

Как уточнил на брифинге после совещания глава минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, объем закупок — порядка 17 трлн. рублей, из них у единственного заказчика — 42%. «Почти столько же в иных формах, — заметил Улюкаев. — У нас есть сайт по закупкам, и там вы можете насчитать — вот мы примерно насчитали 2,7 тысячи разного рода формулировок, которые так или иначе на самом деле маскируют закупку у единственного поставщика».

По данным источника газеты «Коммерсантъ», в материалах к совещанию содержатся следующие данные: цены закупок госкомпаний на «отдельные» виды материалов превышают среднюю рыночную цену от 37% до 295%, на топливо — от 7% до 10%, на продукцию металлургии — до 18%, превышение средних цен в закупках «государственных энергокомпаний» составляет от 28% до 94%, что приводит к завышению затрат на 80%.

О серьезности собрания говорило участие почти всех «госолигархов» страны
О серьезности собрания у премьер-министра говорило участие почти всех «госолигархов» страны

Как сообщает РБК, в начале сентября ФАС отправила в минэкономразвития письмо в котором, в частности, содержится анализ закупочной деятельности субъектов естественных монополий. Он показал, что в 2014 году заказы по 223-ФЗ, регулирующему закупки госкомпаний, составили 25% от ВВП страны, но экономия при этом была всего лишь 1%.

Как сообщали в минувшую пятницу «Ведомости», этой проблеме было посвящено совещание у вице-премьера РФ Игоря Шувалова, который настоял на наиболее жестком из предложенных вариантов реформы — все 100% заказов госкомпаний должны проходить через электронные площадки, работающие в системе госзакупок.

По мысли авторов реформы, это позволит держать закупочную деятельность госкорпораций под серьезным контролирующим колпаком и будет регулироваться по единым правилам и стандартам. Как пишет «Коммерсантъ», помимо ФАС, которая следит за соблюдением правил в процедурах проведения закупки, к контролю за сделками будут привлечены минкомсвязи, ФСБ и налоговики.

Сейчас это сделать непросто, так как, во-первых, площадок сотни, а во-вторых, нередко торговые площадки принадлежат самим заказчикам и делают все так, как нужно руководству госкомпании. К слову, это одна из основных причин, почему средний и малый бизнес с недоверием относится к системе госзаказа. Напомним, на семинаре для МСБ, который состоялся в минэкономики РТ на днях, один из его участников заявил, что причина слабого интереса малого и среднего бизнеса к госзаказу — сговор регуляторов и участников рынка, а также административный ресурс, иными словами, «суют в заказ «своих». Чего уж говорить про корпоративные закупки?

По словам Улюкаева на совещании «прямых возражений» со стороны госкорпораций реформа не вызвала: «Коллеги просто говорили о том, чтобы их ответственность была сбалансирована с ответственностью площадок. Они беспокоятся и за коммерческую тайну, за конкретную ответственность площадок перед теми, кто там размещает свои заказы. Это справедливое беспокойство, мы, безусловно, с участием сетевых госкомпаний будем отрабатывать правила и процедуры работы этих площадок», — заявил Улюкаев.

«МЫ ЗА 6 ЛЕТ РАБОТЫ ВСЕГО ЛИШЬ ТРИЖДЫ БЫЛИ ПРИЗНАНЫ ВИНОВНЫМИ В СРЫВЕ ТОРГОВ»

Количество площадок, которые в результате останутся на рынке, глава минэкономразвития прокомментировал так: «Говорить пока рано, но, конечно же, кратно, многократно меньше, чем сейчас работает в рамках 223-го закона. Ближе к тому числу, которое обслуживает закупки в рамках 44-го закона. А там, напомню, пять»

Действительно, с 2009 года и по настоящее время в России в сфере госзаказа работают 5 федеральных площадок, 4 из которых московские — «Сбербанк-АСТ», «РТС-Тендер», ЕЭТП, ЭТП ММВБ — и одна татарстанская: агентство по госзаказу Республики Татарстан, генеральным директором которого является Яков Геллер. Если предложение Шувалова будет принято, то все пять площадок могут стать претендентами на звание суперплощадок, функционирующих в рамках государственных и корпоративных заказов в полном объеме.

Сам генеральный директор агентства по госзаказу весьма высоко оценивает свои шансы на победу в отборе: «К нашей площадке нет никаких серьезных претензий, мы за 6 лет работы всего лишь трижды были признаны виновными в срыве торгов. А это совсем ничтожное количество нарушений. Наша система надежная, провайдеры надежные, DATA-центр в IT-парке сильнейший». Однако, по его словам, если предложение Шувалова будет принято и агентство войдет с состав «счастливчиков», объемы торгов резко возрастут. В таком случае надо будет модернизировать программное обеспечение и усилить защиту. Геллер признался, что совсем недавно на каналы агентства была направлена мощнейшая DDoS-атака, источник которой татарстанские полицейские обнаружили за рубежом.

Яков Геллер уверен, что правила игры и надзор должен быть одинаковы для всех игроков рынка, с другой стороны, полагает он, нельзя выхолащивать и лишать бизнеса тех, кто уже давно и прочно работает в системе электронных торгов
Яков Геллер уверен, что правила игры и надзор должен быть одинаковым для всех игроков рынка, с другой стороны, полагает он, нельзя выхолащивать и лишать бизнеса тех, кто уже давно и прочно работает в системе электронных торгов

Что касается инициативы российского вице-премьера, то здесь у Геллера двоякое мнение. С одной стороны, он уверен, что правила игры и надзор должен быть одинаковым для всех игроков рынка, с другой стороны, полагает он, нельзя выхолащивать и лишать бизнеса тех, кто уже давно и прочно работает в системе электронных торгов.

«На рынке появилось много карманных, самодеятельных торговых площадок — в интернете вы можете купить программный продукт за 7 - 10 миллионов рублей. Но это имитация торговой площадки. С другой стороны, на рынке существуют исторические первопроходцы, которые начинали этот бизнес: «Фабрикант.ру», B2B, «Русский аукционный дом», площадки «Росатома», РЖД, «Газпрома»... На мой взгляд, это реально мощные комплексы. В том, что нужно ограничить количество площадок, я Шувалова поддерживаю, что нужен контроль — тоже поддерживаю, но гробить бизнес тех, кто был в самом начале этого пути, кто вложил собственные миллионы... Я считаю это неверным».

По словам гендиректора агентства, правильно организованная площадка — это та, у которой нет аффилированности с руководством корпорации. Еще два необходимых условия, при выполнении которых ЭТП можно считать оптимальной для проведения торгов с участием госкорпораций: оператор должен быть присоединен к «независимому регистратору» и иметь сертификат информационной безопасности: «Шувалов правильно сказал: площадки должны быть под контролем минсвязи и ФСБ. Минсвязи, потому что оно создало систему «Независимый регистратор» (мы к этой системе присоединены), это такой «черный ящик», в котором записываются все движения на площадке. Если оператор «начудил», то вскрывается «черный ящик». Почему привлекается ФСБ? Потому что есть 152-й закон о персональных данных, есть инструкции ФСБ об информационной безопасности. Вот у нас есть сертификат информационной безопасности. А у кого он еще есть?»

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ПОМОЩЬ ЭТП

Перспектива остаться за бортом весьма тревожит коллег и конкурентов Геллера. «В России сложился довольно широкий рынок электронных торговых площадок для проведения корпоративных закупок, который развивается в условиях свободной конкуренции. Крупные компании-заказчики, в том числе работающие в рамках 223-ФЗ, имеют возможность выбирать оператора исходя из качества и надежности его сервиса, своих потребностей и выстроенных бизнес-процессов, — сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор центра электронных торгов B2B-Center Алексей Дегтярев.Любые искусственные ограничения, например, механическое отсечение части игроков рынка, неизбежно приведут к снижению конкуренции, а значит, стимула развиваться. В результате государственные компании и естественные монополии будут пользоваться устаревшими и неэффективными сервисами. Это негативно отразится на результатах их закупочной деятельности», — уверен эксперт.

Рђ.jpg
По мнению Алексея Дегтярева, сферу электронных закупок должны обслуживать все площадки, которые соответствуют строгим государственным и профессиональным требованиям

По мнению Дегтярева, сферу электронных закупок должны обслуживать все площадки, которые соответствуют строгим государственным и профессиональным требованиям. Он полагает, что отрегулировать рынок ЭТП может внедрение процедуры саморегулирования по примеру строительных компаний. «Саморегулирование способно упорядочить деятельность операторов электронных площадок, повысить надежность их функционирования, обеспечить необходимый государственный и общественный контроль. Такой подход позволит решить и другие проблемы отрасли: аффилированности некоторых ЭТП и заказчиков, обеспечения конфиденциальности информации о закупках, — выдвинул встречное предложение Дегтярев. — Для реализации этих принципов необходимо разработать государственные требования к операторам электронных площадок и конкретизировать их в форме отраслевого профессионального стандарта. Право проводить закупки в рамках 223-ФЗ должны получить все площадки, которые будут соответствовать таким требованиям».

ЧЕМ ОТВЕТЯТ ТАИФ И «ТАТНЕФТЬ»?

«БИЗНЕС Online» обратился по другую сторону «баррикады» — к компаниям, работающим в рамках 223-ФЗ. Ведь если правительство возьмет предложение Шувалова в разработку, то у этих компаний фактически не останется выбора: если сейчас корпорации могут выстраивать отношения с любой понравившейся площадкой, потом такой возможности у них не останется.

«Мы торгуем на разных площадках, у нас есть сайт, на котором мы проводим свои тендеры. Мы соблюдаем все законы, у нас все процедуры тендерные, у нас нет других вариантов закупок», — убеждал директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

А в Генерирующей компании поделились данными по результатам работы на ЭТП. В настоящее время закупочные процедуры компании проводятся на трех площадках: B2B-Center (специализированная площадка для крупнейших энергокомпаний страны) и двух республиканских — onlinecontract.ru (принадлежит ГК «ТАИФ») и 223etp.zakazrf.ru (агентство по госзаказу РТ),

«Татнефть» и «ТАИФ» практикуют именно то, за что клеймят госкорпорации — проводят закупки через свои собственные торговые площадки
«Татнефть» и ТАИФ практикуют именно то, за что клеймят госкорпорации, — проводят закупки через свои собственные торговые площадки

«В целом благодаря проводимым мероприятиям прямая экономия в период с июля 2012-го по июль 2015 года достигла 1,14 миллиарда рублей, — сообщил «БИЗНЕС Online» начальник управления обеспечения закупок ОАО «Генерирующая компания» Артур Шагимуллин. — Разговор об ограничении числа электронных площадок для проведения закупочной деятельности, на мой взгляд, возник не случайно. Сегодня их действительно очень много, и зачастую поставщик того или иного продукта или услуги просто не в состоянии отследить размещаемые по его направлениям деятельности заказы. К тому же большая часть площадок является коммерческой, и в конечном итоге участие в закупочных процедурах на многочисленных площадках является достаточно затратным».

Впрочем, на такие столпы экономики Татарстана, как «Татнефть» и ТАИФ, если не будет проявлена политическая воля, новшества никак не повлияют, ведь у государства нет в них контрольного пакета. При этом обе компании практикуют именно то, за что клеймят госкорпорации, — проводят закупки через свои собственные торговые площадки. Но, может, перевести торги на независимую территорию их заставит желание доказать другим и самим себе, что у них все чисто, прозрачно и неподкупно?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.09.2015 08:09

    Таиф,Татнефть никогда не отдадут закупки на независимые площадки. Иначе как они будут кормить всех сынков и прилипал ? Откаты тогда станут невозможными ,а родственники без работы.

    • Анонимно
      29.09.2015 09:22

      это точно, откаты наше национальное достояние))

    • Анонимно
      29.09.2015 10:05

      У Таифа есть онлайн-контракт и там можно выиграть тендер вполне. Но что интересно, в нашей практике есть выигранный тендер, по которому поставляет на НКНХ в текущий момент проигравший конкурент. Видимо, система Таифа не позволяет избежать таких возможностей обойти результаты тендера.Это, конечно, не самый радостный пример с точки зрения построения системы управления, но в Лукойле результат любого тендера любой дочки Лукойла может пересмотреть только сам Аликперов после запроса вице-президента по безопасности.

      • Анонимно
        29.09.2015 11:35

        Система Таифа позволяет делать все что угодно. У нас тоже есть положительная практика (с ОАО "ТГК-16"), когда заказчик очень хотел работать с другим поставщиком, но решил провести закупку строго по регламенту. Отрицательной практики гораздо меньше. На Химзаводе им. Карпова вообще какой-то беспредел. Закупка через площадку для них все лишь формальность причем необязательная. НКНХ до последнего старается идти по регламенту, но потом все равно спокойно посылает лесом.

      • Анонимно
        29.09.2015 22:06

        А вот мы сделали отрицательные выводы! Оплатили деньги что бы участвовать в тендерах. Пришла заявка, мы предложили цену, точно до копейки не помню, 343 тр за монтаж окон. В итоге выиграла фирма, предложившая сумму 521 тр. Вопрос, где честность? Все заказы всё равно дают своим, зря время потратили!

  • Анонимно
    29.09.2015 08:11

    Пчелы против меда?

  • Анонимно
    29.09.2015 08:13

    генералы федеральной службы бизнеса еще получат источник доходов))

  • Анонимно
    29.09.2015 08:19

    Шувалов тоже в крестовый поход собрался? Сам себя заборет?

  • Анонимно
    29.09.2015 08:38

    Ничто так не поднимает настроение в России как обьявление очередной борьбы с самими собой.

  • Анонимно
    29.09.2015 08:41

    непотопляемый...(((

  • Анонимно
    29.09.2015 08:53

    Я как слышу про Шувалова или вижу его выступление, сразу испытываю приступ лёгкой зубной боли и оскомины от этих сладчайших речей,от этой льстивой соловиной физиономии,заливающейся в самолюбовании и сразу чувство возникает-врёт всё,всё врёт.Я,конечно не Бог,могу и ошибаться.А второй такой же мутный и слащавый типок это Мутко.

    • Анонимно
      29.09.2015 09:08

      Вы не ошибаетесь. Именно так.

    • Анонимно
      29.09.2015 16:39

      Шувалов не врет. Он за прошлый год задекларировал весь свой доход - 9 232 662 руб. И расход показал: недвижимость в Лондоне прикупил за ?11.5 миллионов. С покупки квартиры в Великобритании - налог в британскую казну в размере ?1.3 миллиона. По курсу на день покупки (1 августа 2014), это 77 000 000 рублей. Он просто "умеет тратить" раз эдак в 80 больше, чем зарабатывает.

  • Анонимно
    29.09.2015 11:13

    Давно пора. Рыскать каждый день по 200-ам площадкам в поисках тендера - надо держать отдельно людей или заключить договор с поисковиками. Онлайнконтракт чем неудобно - там выиграешь или нет плати в год 25т.р. и вперед. У многих ком. площадок(223) процент берут у победителя и это нормально, есть с чего платить. Полностью поддерживаю и еще надо унифицировать перечень предоставляемых документов.А то некоторые ЭТП черти что требует, просто желание отпадает участвовать

    • Анонимно
      29.09.2015 11:58

      У многих это каких? Только 223 ФЗ, который тоже не сильно зарегулирован. Например, ситуация, когда торги прошли, протоколы вывешены, а заказчик подписывать договор нехочет/ не может/не торопиться в регламенте площадки не прописаны. И этот пресловутый процент будет висеть заблокированным хоть вечность. Проблема не 200 площадках и не в предоплате, а в низком интересе площадок отстаивать интересы поставщиков. И в 223-ФЗ, который всего лишь регламентирует ОТКРЫТОСТЬ закупок госкомпаний и правила размещения информации, а не ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ их проведения. И ФАС может наказать только если где-то информацию не разместили, а не по факту неправильного и несправедливого выбора поставщика.

      • Анонимно
        29.09.2015 12:52

        В торгах, если заказчик хочет выбрать достойных по оптимальной цене в процессе торгов, будет это делать, и вопросов по заключению контрактов не возникнет, и условия контракта пропишет так, чтобы недобросовестные поставщики не лезли. Конечно, Заказчик -ведущее звено в этой цепи- руководитель-политическая воля и неукоснительное исполнение закона, исполнители - квалификация, добросовестность, принципиальность.

        • Анонимно
          29.09.2015 14:55

          Ага решил что эта фирма "достойная", потому что ни один год с ними успешно и взаимовыгодно работаю, значит и буду с ними работать. Байки про недобросовестных придумали сами же заказчики для оправдания откатных схем. Работай без предоплаты, четко прописывай ТЗ, экономия на лицо будет. А по тем где надо работать именно с достойными не проводи торги - закупай как у единственного поставщика и не отвлекай других сбором бумажек для участия в фикции с заранее известным победителем. Закон это позволяет.

  • Анонимно
    29.09.2015 11:50

    Клептоманов бюджетных и клептократию по большому счету ничем не испугать и не остановить.У нас нет смертной казни.

  • Анонимно
    29.09.2015 12:25

    оставить 5 площадок. убрать любое взимание средств с участников по торгам, кроме обеспечение заявки. Вот тогда то наступит счастье для СМП и просто экономика взлетит в РФ. Геллер лукавит кстати, у него у самого не один десяток разработанных сайтов которые взимают платы не зависимо от того проиграешь ты или выиграешь

  • Анонимно
    29.09.2015 13:11

    "нельзя выхолащивать и лишать бизнеса" - хорошая фраза, таки поддерживаю)))

  • Анонимно
    29.09.2015 13:39

    Все мы всё прекрасно знаем. И как торги проходят, тоже знаем. Выиграть можно случайно мелочевку тысяч до 100. Но и там еще пост оплата 2 месяца. Например у Оргсинтеза. Бред полный. Продал на 20 000, заработал 1000, и получишь её через 60 дней. Нормально?! Ну а торги на серьезные суммы естественно уже изначально известно кому отойдут. Под них и делают тех. задание.

  • Анонимно
    29.09.2015 13:49

    "где за ними будет следить ФСБ"... Благо им легче всего, т.к. все эти предприятия находтся недалеко от Лубянки, не далее Садового кольца.

  • Анонимно
    29.09.2015 15:45

    Вы вообще имели дела когда-нибудь с госплощадками? Позвоните в Сбербанк-АСТ или АГЗРТ, ни одного ответа нормального не дадут: «у нас все на сайте и трубку бросят». А на сайте ниче нет, скажу я вам! У коммерческих площадок свои плюсы и минусы, как и у государственных. Плюс коммерческих в том, что они реально находятся в условиях конкуренции и борятся за клиента, тут я согласен с Дегтяревым. А тов. Геллера я не понял, говорит: «По словам гендиректора агентства, правильно организованная площадка — это та, у которой нет аффилированности с руководством корпорации», а сам говорит, что площадки Росатома, РЖД и Газпрома – мощные комплексы, которые гробить нельзя.

    • Анонимно
      30.09.2015 16:22

      тоже обратил внимание на эти противоречивые слова

    • Анонимно
      30.09.2015 17:05

      Ну в Сбербанк хотя бы дозвониться можно, интересно как вы смогли позвонить в АГЗ РТ, если у них "все общение только по электронной почте".

  • Анонимно
    29.09.2015 21:41

    Нужно сделать все торговые площадки государственными и все тут!

  • Анонимно
    30.09.2015 09:17

    Интересно а с новоиспеченной татарстанской торговой площадкой по 223-ФЗ etpzakupki.tatar что будет?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль